Символика нового рождения души в греко-римском искусстве
В.А. Никонов

Аннотация

Ранее предполагалось, что многочисленные предметы греко-римского искусства являются либо изображениями богов, либо описывают сцены из «греческих мифов».
В данной работе показано, что большинство изделий относится к погребальной символике, это предметы из могил или целые памятники с кладбищ, а их смысл и назначение связаны с новым рождением души на небесах.

Содержание

В настоящее время доступны описания и фотографии предметов древности из собраний крупнейших музеев, что дало возможность изучить и сравнить большое количество изделий греко-италийского искусства, начиная от глубокой архаики и до поздней античности.
Оказалось, что описания многих предметов пусты по содержанию или полностью неверны, назначение предметов указано неправильно, а изображениям придан ложный смысл.
Музейные работники изначально исходили из неверных представлений и при составлении описаний изображений и скульптур связывали их со сценами «греческих мифов».
Пример тому известное изображение «рождения Афродиты» (см. Рис.1).


Рис.1.«Рождение Афродиты»

На самом деле, здесь показано рождение души умершей женщины в новом теле на небесах, и это изображение расположено на одной из сторон саркофага, на двух других сторонах находятся сцена смерти и сцена новой жизни на небесах.
Сцена смерти – женщина завернута в ткань, а перед ней на подставке стоит сосуд для души, в могиле оставляли сосуд, в котором находилась душа умершего до вознесения на небеса, большое количество сосудов именно такого предназначения хранится в музеях.
Сцена новой жизни души на небесах – обнаженная женщина играет на двойной дудке, то, что женщина обнажена, показывает ее недавнее рождение.
Двойная дудка имеет глубокое смысловое значение, дуновение разделяется на две части, согласно представлениям о новом рождении души вместе с новым рождением земной души рождается и небесная душа и они вместе живут на небесах.
Дорогие саркофаги и скульптуры на могилах могли себе позволить только богатые люди, остальные оставляли в могиле отдельные предметы с символикой нового рождения души.
Далее рассмотрим различную погребальную символику, начиная с глубокой древности.

Погребальная символика

В глубокой древности сложились представления, что у человека главной является душа, которая живет в его сердце.
Тело – это дом для души, она может свободно покидать его, но всегда возвращается, это похоже на птицу, которая может далеко улетать от гнезда, но всегда к нему возвращается.
Эти древние погребальные сосуды найдены на Кикладских островах (см. Рис.2).


Рис.2 Погребальные сосуды в виде птицы-души

Все эти сосуды выполнены в виде птицы, которая запрокинула голову и смотрит в небеса, эта символика показывает, что душа покидает тело и поднимается на небеса.
Земная душа рождается снова на небесах, соединившись с небесной душой, которая живет в Солнце, это показывают круг с птицей-душой.
На погребальных сосудах может быть несколько кругов Солнца и изображения внутри них, эта символика поясняет преобразование души на небесах перед ее новым рождением, например на сосуде справа внутри круга четыре луча, их число имеет смысловое значение, оно показывает четыре преобразования души на небесах.
Если образ души – это птица, то символ ее нового рождения – это яйцо (см. Рис.3).


Рис.3 Погребальные сосуды в виде яйца птицы-души

На этих погребальных сосудах изображено несколько кругов Солнца, число кругов связано с рождением двух душ в одном теле.
Символика нового рождения души в виде птицы или яйца развивалась от простых изделий времен архаики к великолепным изделиям классического периода (см. Рис. 4).


Рис.4 Развитие символики нового рождения души в виде птицы и яйца

Новорожденный человек голый, поэтому на боку птицы-души обнаженное тело женщины, а между сосудами с птичьими яйцами расположены обнаженные фигурки детей.
Богатые люди заказывали целые скульптуры, показывающие новое рождение (см. Рис. 5).


Рис.5 Обнаженное тело как символ нового рождения души

Обнаженные фигуры показывают взрослых людей, их души прожили целую жизнь на земле и снова родились в новом теле на небесах.
Слева женщина стесняется своей наготы, у нее душа взрослого человека, а не ребенка.
Около ее ног стоит пустой погребальный сосуд, душа покинула его и родилась в новом теле.
Справа обнаженная женская фигура, в правой руке она держит яйцо птицы-души, а на ладони левой руки у нее сидит голый крылатый ребенок, его крылья показывают душу, которая вселилась в новорожденное тело. Лучи Солнца над головой женщины показывают связь событий с Солнцем.
В центре обнаженная мужская фигура с погребальным сосудом в правой руке, за головой расположен диск Солнца, который показывает жизнь души в Солнце, на голову и плечи мужчины наброшена шкура льва, эта символика связывает новое рождение души мужчины с событиями священной истории, когда произошло первое рождение души на небесах.
Впервые земная душа встретилась с небесной душой, когда Солнце было в созвездии Льва, затем вместе с Солнцем душа покинула созвездие и лев остался без души, он как-бы умер, что и показывает пустая шкура льва.
События священной истории и новое рождение души человека связаны с созвездиями, их нужно знать для понимания смысла изображений на погребальных сосудах.

Символика созвездий

Первое новое рождение души связано с положением Солнца в зодиакальных созвездиях: Льва, Овна и Тельца, началом возрождения стало соединение двух душ в созвездии Льва, земная душа родилась в новом теле, когда Солнце было в созвездии Овна, а небесная душа заново родилась, когда Солнце было в созвездии Тельца.
Эти погребальные сосуды в виде льва показывают начало возрождения души (см. Рис. 6).


Рис.6 Лев как символ начала возрождения души

Душа после похорон тела поднимается на небеса и встречается там с небесной душой также, как это было во время священной истории в созвездии Льва.
Символика нового рождения может быть отдельным символом в виде птицы, льва, барана или быка, а может состоять из нескольких символов или объединять их вместе.
Слева два простых изображения льва, а на третьем сосуде изображено несколько сцен.
Справа объединенная символика – крылатый лев с передней частью в виде тела человека.
Лев показывает начало возрождения души, связывая его с началом первого возрождения в созвездии Льва. Сначала душа была в теле созвездия Льва, а потом родилась в новом теле, обнаженная женская грудь показывает недавнее рождение.
Древние погребальные сосуды в виде быка или с изображениями быка показывают связь нового рождения души человека с новым рождением небесной души (см. Рис. 7).


Рис.7 Бык как символ завершения возрождения души

У сосуда слева два горла, одно закрыто и имеет вид головы быка, эта часть предназначена для небесной души, которая живет в Солнце, второе горло предназначено для земной души, которая будет рождена на небесах и вместе с небесной душой будет жить внутри Солнца.
На втором погребальном сосуде изображен бык, перед его рогами находится птица-душа, бык и птица покрыты изображениями звезд, это означает, что они находятся на небесах.
На теле быка есть и другая символика, поясняющая события нового рождения души, прямо вдоль тела быка идет полоса, в ее центре круг Солнца, а по его краям 12 волнистых линий, которые показывают 12 созвездий, через которые проходит Солнце. Линии расположены неодинаково, слева 5, а справа 7, семь месяцев показывают время создания нового тела.
У сосуда справа на поверхности изображены два быка, они показывают рождение двух душ, число полос на сосуде показывает встречу двух душ и рождение триединого образа.
Погребальные сосуды с изображениями барана показывают возрождение души человека, связав его с первым возрождением земной души в созвездии Овна (см. Рис. 8).


Рис.8 Баран как символ нового рождения земной души

Погребальный сосуд слева выполнен в виде барана, а ритон справа – в виде головы барана.
Сосуд между ними представляет собой объединение символов, форма сосуда в виде яйца показывает новое рождение птицы-души, на его поверхности изображен крылатый баран, его крылья показывают, что душа находится в созвездии Овна, морда барана похожа на лицо человека, это означает, что в созвездии Овна душа рождается в новом теле.
Погребальные сосуды самые многочисленные, потому что в каждой могиле обязательно оставляли сосуд для души, но нередко в могиле оставляли и другие предметы с символикой нового рождения души и, конечно, эта символика была на памятниках (см. Рис. 9).


Рис.9 Надгробные памятники с символикой нового рождения души

Слева в центре надгробия птица-душа вышла из погребального кувшина, слева от кувшина расположена голова барана с птицей под ней, справа – голова человека с рогами барана.
На втором надгробии по углам находятся головы с рогами барана и птицей-душой под ней, между ними птица держит змею, под ними расположен венок, а под ним еще две птицы.
Змеи несут яйца, как и птицы, поэтому их образ показывает рождение из яйца, кроме того, змея служит образом движения, две птицы показывают встречу двух душ на небесах.
На надгробии справа круг Солнца показывает связь нового рождения души с Солнцем, а птица с яйцом в клюве показывает новое рождение птицы-души из яйца.
Очень редко в погребальной символике используется изображение скорпиона – это символ смерти тела, священная история начинается задолго до встречи двух душ в созвездии Льва, смерть наступила за 9 месяцев до этого, когда Солнце было в созвездии Скорпиона.
Такие геммы с изображением скорпиона клали вместе с телом покойного (см. Рис. 10).


Рис.10 Погребальные геммы с изображением скорпиона

Слева на гемме изображены скорпион, лев и звезда, эта звёздная символика показывают смерть тела на земле, встречу двух душ и будущее новое рождение души на небесах.
На второй гемме кратко показаны смерть тела и новое рождение души на небесах.
На третьей гемме смерть тела, рождение души в новом теле и жизнь души в новом Солнце.
Новое рождение души на небесах связано не только с положением Солнца в созвездиях, сначала душа поднимается к северному полюсу мира, где находится древнее созвездие Пса, там происходит взвешивание души, и если человек не творил зла, то его душа легка и она может стать частью небесной души и получить рождение в новом теле на небесах.
До создания тела душа на небесах живет в теле созвездия Пса, поэтому изображение пса использовалось в качестве символа начала возрождения души.
Ниже показано развитие погребальных сосудов с изображениями пса (см. Рис. 11).


Рис.11 Пес как символ начала создания нового тела для души

Погребальный сосуд слева относят к временам очень глубокой архаики, на нем частично сохранились изображения быка, человека и двух псов.
Бык указывает на созвездие Тельца, человек служит изображением нового тела для души, пес связывает создание нового тела с созвездием Пса, а два пса показывают рождение двух душ в новом теле.
На втором сосуде изображен пес, с двух сторон от него изображения Солнца, по краям устья сосуда выдаются головы баранов, пес показывает начало создания нового тела для души, а бараны – рождение души в новом теле, связывая его с первым рождением в созвездии Овна, на другой части сосуда находится символика, показывающая время создания нового тела.
Справа ритон в виде головы пса, на видимой поверхности обнаженная крылатая фигура, которая показывает недавнее рождение души в новом теле, кажущееся странным сочетание женской груди и мужского органа показывает зачатие нового тела для души женщины.
Вынашивание нового тела на небесах связывали с созвездием Бегемотихи, по-видимому, ее большой живот напоминал живот беременной женщины, кроме того, срок беременности у бегемотов такой же, как время создания нового тела на небесах.
Символика создания нового тела для души в созвездии Бегемотихи встречается редко, по-видимому, вид и особенности этого животного не были известны большинству людей.
Несколько примеров погребальной символики с изображением бегемота (см. Рис. 12).


Рис.12 Бегемот как символ вынашивания нового тела для души

Слева погребальный сосуд в виде соединения тела бегемота с обнаженным телом женщины, которое показывает рождение человека, тело которого вынашивала звёздная Бегемотиха.
Посередине изображение бегемотихи на одной из сторон памятника с древнего кладбища.
Справа крышка саркофага, на которой лежит каменный лев, а перед ним голова бегемотихи, лев – это образ созвездия Льва, в котором встретились две души и благодаря небесной душе произошло зачатие на небесах и вынашивание тела в созвездии Бегемотихи.
Этот набор гемм показывает основные события первого возрождения души (см. Рис. 13).


Рис.13 Древние геммы с описанием событий первого возрождения души

Слева созвездие Скорпиона, в котором находилось Солнце, когда наступила смерть тела.
Дальше созвездие Льва, на льве сидит человек, а над ним летит небесная душа в образе крылатого коня, использование образа коня связано с желанием передать движение Солнца, египтяне показывали это с помощью корабля, а другие народы использовали образ коня или колесницы Солнца.
Третья гемма показывает созвездие Пса, к которому возносятся души для небесного суда.
Четвертая гемма показывает скорпиона, барана и серп месяца, скорпион показывает смерть старого тела, а баран – рождение нового, начало возрождения души связано с новолунием, что и показывает серп месяца.
Пятая гемма показывает большую крылатую обнаженную фигуру, которая убивает быка, а перед ней на постаменте стоит маленькая фигурка. Эта сцена показывает освобождение души из тела созвездия Тельца, бык без души мертв, небесная душа теперь может родиться заново вместе с земной душой в новом теле, которое стоит на постаменте.
На гемме справа два крылатых голых ребенка держат диск Солнца с лицом человека внутри, здесь показано новое рождение двух душ и рождение нового Солнца.
При возрождении земная душа из старого тела переход в новое тело, также и небесная душа из старого образа переходит в новый, а вместе с небесной душой рождается и новое Солнце.
Далее рассмотрим вспомогательную символику, описывающую возрождение на небесах.

Вспомогательная символика

В дополнение к символике созвездий использовались образы разных животных и растений для пояснения возрождения душ на небесах.
Египтяне часто изображали лотос и папирус, а из животных использовали изображения сокола, ибиса, антилопы, бабуина, а иногда и других животных.
Время цветения и особенности лотоса и папируса хорошо подходят для пояснения возрождения, голубой лотос выходит из-под воды и встречает Солнце, время цветения в Древнем Египте совпадало с временем рождения души Осириса в небесном теле, подъём лотоса на поверхность соответствовал вознесению души, а встреча с Солнцем показывала соединение души Осириса с небесной душой Ра, живущей в Солнце, цветы лотоса лежали в гробнице Тутанхамона, показывая возрождение его души на небесах, цветение папируса приходится на время, когда полностью завершается возрождение земной и небесной душ на небесах.
Средиземноморской сокол – это образ птицы-души Осириса, время рождения его птенцов приходится на время, когда душа Осириса родилась в своем новом теле.
Птица ибис откладывает яйца после дня весеннего равноденствия и высиживает их 28 дней, это полный цикл Луны от новолуния до полнолуния.
Египтяне связывали рождение птенцов ибиса с рождением души Осириса в небесном теле, само небесное тело рождается в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия, а душа рождается в небесном теле в следующее полнолуние.
Египетская антилопа была выбрана, чтобы показать период времени от встречи двух душ до нового рождения небесной души, время от начала гона до рождения теленка у антилоп совпадает с периодом времени в священной истории первого возрождения.
У бабуина голова собаки, а тело почти человеческое, египтяне использовали образ бабуина, чтобы показать преобразование из тела пса в тело человека, пока душа находилась в созвездии Пса, она имела вид пса, а по мере приближения к завершению создания небесного тела душа принимала человеческий образ.
Особенности египетских растений и животных неизвестны за пределами Египта и смысл их образов большинству людей непонятен, поэтому в греко-римской погребальной символике образы египетских растений и животных встречаются редко, их заменяют образы местных растений и животных с такими же свойствами, но основная звёздная символика была одинакова с древне-египетской (см. Рис.14).


Рис.14 Саркофаг с изображением обезьяны

На видимой стенке саркофага слева колесница Солнца с двумя конями, в передней части у коней человеческое тело, на первом коне едет крылатый голый ребенок, а рядом фигура, указывающая на цветущее дерево, внизу лежит юный лев и стоит корзина со змеей внутри.
В созвездии Льва совершается зачатие нового тела для души, голый ребенок – это образ нового тела, крылья за его спиной показывают, что в теле родиться душа, змея, вылезающая из погребального сосуда, несет яйцо птицы-души на небеса.
Два человека-коня разные – на переднем плане с бородой – старый, левой рукой он держит арфу, а за ним расположен чуть впереди без бороды – молодой, он дует в двойную дудку, человек-конь – это образ Небожителя, чья небесная душа движется в Солнце, два разных образа показывают обновление Небожителя, который возрождается вместе с возрождением земной души, двойная дудка передает смысл двух душ, дух и дуновение выражались одним словом, ребёнок касается левой рукой правого плеча человека-коня с бородой, левая сторона связана с земной душой, потому что душа живет в сердце, расположенном в левой части груди, а правая сторона связана с небесной душой, потому что при соединении душа небесная душа оказывается с правой стороны.
Между тел коней расположена голова барана, показывая возрождение земной души в созвездии Овна, впереди лежит пустой погребальный сосуд, змея уже доставила яйцо птицы-души на небеса, сцена у сосуда показывает изменение образа Небожителя, слева он старый, а справа он молодой, старый образ умирает, когда рождается новый.
В правой части большой крылатый ребенок едет на большом льве, перед ним такая же корзина со змеей, как и под ногами солнечного коня в левой части, перед львом расположена готовая к зачатию мужская фигура с копытами вместо ступней.
Эта сцена описывает начало возрождения небесной души, она более значима, поэтому ребенок и лев большего размера, после рождения земной души на небесах, она соединяется с небесной душой в созвездии Овна и следующей рождается заново небесная душа, при этом Небожитель совершает самозачатие, что и показывает бородатый человек с ногами барана.
Вернемся на левую сторону саркофага, там в колеснице Солнца стоит невысокий человек с головой обезьяны в обнимку с высоким молодым человеком, эта сцена показывает преобразование небесного тела в человеческое.
Из-за того, что изображен не бабуин, а просто обезьяна, теряется смысл преобразования из тела созвездия Пса в небесное тело для души человека.
Чтобы смысл символики возрождения души не терялся, на греко-римских надгробиях старались использовать образы растений и животных, особенности строения и цветения которых были хорошо известны заказчикам (см. Рис.15).


Рис.15 Плиты с изображением артишока и лани

На надгробных плитах обычно изображали несколько сцен, одна сцена показывает смерть тела, другие – вознесение души и жизнь в новом теле на небесах.
На первой слева плите надгробия изображены дерево и колонна, они разделяют пространство на три сцены.
Справа находится сцена смерти, там лежит тело умершей женщины, слева от нее колонна, состоящая из разделенных цветками трех частей, наверху стоит сосуд с тремя опорами, из колонны вправо выходят два длинных рога.
Левее сцена вознесения души и зачатия нового тела – женщина поднимается из могилы, перед ней стоит мужская фигура с головой женщины, фигура опирается локтем правой руки на ствол дерева, а в левой руке держит стебель с цветком артишока, к нему направлены руки женщины, по которым ползут две змеи, ствол дерева разделен на две ветви, эти ветви тоже раздваиваются, но наверху образуют единую крону, у основания дерева лежит лев.
На левом краю изображена сцена, где женщина держит левой рукой переднюю половину лани, взгляд ее направлен на крону дерева, женщина стоит на кончиках пальцев, она невесома и возносится к небесам.
Все элементы сцен имеет смысловое значение, поясняющее возрождение души на небесах.
Лев указывает на начало возрождения души в созвездии Льва, там встречаются две души – земная и небесная, две змеи несут два яйца для рождения двух душ.
Цветок артишока показывает период времени от начала до завершения возрождения, у этого растения период цветения очень длительный и приходится точно на время основных событий возрождения души на небесах, завершение возрождения показывает передняя половина лани.
Три части одной колонны с цветками служат символами трех последовательных рождений, две души получают новое рождение в рожденном на небесах теле.
Обнаженный мужской половой орган у фигуры в центральной сцене показывает зачатие небесного тела, зачатие совершает небесная душа, соединенная с душой умершей женщины, поэтому у полового органа небольшой размер, а голова у мужчины женская.
На второй плите три женские фигуры описывают смерть земного тела и возрождение души на небесах.
Слева женская фигура правой рукой занесла меч над своей шеей – так показана смерть, в левой руке она держит заднюю половину тела лани.
Вторая женская фигура держит правой рукой переднюю половину лани, а левой рукой держит высокий стебель с цветком артишока, одежда женщины словно под напором ветра открыла грудь, все тело женщины устремлено вверх – так показано вознесение на небесах, период времени от начала гона до рождения телят у ланей такой же, как время создания небесного тела, поэтому лань в символике возрождения показывает период времени создания небесного тела, задняя часть лани показывает первую половину, передняя часть лани – вторую, заднюю часть женщина держит левой рукой, а переднюю правой рукой, соединение двух половин лани приводит к соединению левого и правого, то есть к соединению земной души и небесной души.
Третья женская фигура держит левой рукой диск, ее правая рука направлена вверх – так показано завершение возрождения души и жизнь возрождённой души на небесах в Солнце.
У третьего образа возрождённой женщины на ногах есть обувь и есть у первого образа женщины до возрождения, а у второго образа возносящейся на небеса женщины обуви нет, так показано, что это душа, которая невесома и ей обувь не нужна.
На плитах надгробий и на стенках саркофагов достаточно места для изображения нескольких сцен, все зависело от средств заказчика, многие заказывали более простые изделия с изображением отдельного символа возрождения, чаще всего использовали льва, чтобы показать начало возрождения в созвездии Льва, если не было средств на создания надгробия, в могиле оставляли предметы с символикой возрождения, при раскопках на старых кладбищах часто находят зеркала, которые являются символом возрождения души, у самой души нет ни веса, ни тени, ни отражения, а после рождения в новом теле они появляются (см. Рис.16).


Рис.16 Зеркало как символ рождения души в новом теле

У зеркала слева рукоять в виде тела обнаженной женщины, которая стоит на льве, на ногах женщины надеты сандалии, над головой женщины диск, из которого выходят два стебля растения, на конце каждого цветок с круглым плодом внутри, на котором сидит птица-душа с головой человека, два пальца правой руки женщины направлены вверх, указывая на плод.
Лев показывает начало возрождения души в созвездии Льва, обнаженная женская фигура показывает зачатие нового тела в созвездии Льва, две птицы – две души, которые встречаются в созвездии Льва и совершают зачатие небесного тела, два растения показывают подъем на небеса и рождение двух душ, сандалии показывают появление веса после рождения души в своем новом теле, жест с двумя пальцами – средним и указательным показывает соединение двух душ, само зеркало показывает появление отражения после возрождения.
Рукоять второго зеркала в виде женщины с птицей в руке, она стоит на круглом основании с ножками в виде коровьих копыт, над головой женщины небольшое изображение Солнца, с двух сторон от него две крылатые фигуры касаются рукой головы женщины, над ними расположен диск зеркала, на его вершине сидит птица-душа с женским телом, слева от нее находится фигурка льва, а справа – фигурка пса.
Лев и пес указывают на созвездия Льва и Пса, с которыми связано начало возрождения души, а коровьи копыта указывают на созвездие Тельца, где завершается возрождение душ на небесах, две одинаковые голые крылатые фигуры показывают рождение двух душ-близнецов в одном теле, две крылатые фигуры мужские, потому что две души совершают зачатие своего тела.
Чтобы показать зачатие душой своего тела без использования полового органа на греко-римских погребальных изделиях использовали египетскую символику в виде крокодила, у крокодилов половой орган не виден, как будто его нет, на самом деле орган находится в клоаке всегда в твердом состоянии и зачатие происходит очень быстро, что очень похоже на зачатие душой своего тела (см. Рис.17).


Рис.17 Крокодил как символ зачатия без полового органа

Слева погребальное изделие в виде лапы льва, которая опирается на тело крокодила, на конце лапы цветок, из которого поднимается обнаженное тело с крыльями.
Нижняя часть показывает, что в созвездии Льва душа совершила зачатие своего небесного тела без использования полового органа, верхняя часть показывает рождение нового тела и вселение в него птицы-души, тело голое, значит оно только что родилось, а крылья птицы за спиной показывают душу в теле.
Следующее изделие в виде крокодил с передней частью в виде голого ребенка в двойном головном уборе в виде колпака Осириса, вставленного в шапку Ра, крокодил показывает зачатие без использования полового органа, голый ребенок показывает рождение нового тела, двойной головной убор показывает соединение земного и небесного при возрождении.
Справа каменная надгробная плита в виде крокодила, эта символика показывает, что душа, лежащего под плитой человека, родится в новом теле, а зачатие небесного тела произойдет без использования полового органа.
Напомню, что земная душа сама зачать небесное тело не может, для этого ей нужна помощь небесной души Небожителя, и при возрождении земной души возрождается и небесная душа, и старый Небожитель снова становится молодым.
В погребениях находят изделия, показывающие участие или рождение Небожителя (см. Рис.18).


Рис.18 Погребальные изделия

Слева погребальное изделие в виде большой птицы с телом человека, которая обхватила лапами и руками молодого человека в колпаке, большая птица – это душа Небожителя, голый человек – это рождённое на небесах тело, птица обхватила его, потому что небесная душа рождается вместе с земной душой в одном теле и получает на время образ возрождённого человека.
Следующее погребальное изделие в виде двух мужчин, справа старый мужчина с большой бородой, а слева молодой человек с зеркалом в правой руке, их расположение имеет важное значение, правая сторона относится к небесной душе, а левая сторона к земной, старый мужчина – это образ Небожителя до возрождения, его лохматая борода служит образом лучей Солнца, в котором живет душа Небожителя, слева молодой человек – это образ возрожденного человека и Небожителя, зеркало в правой руке показывает появление отражения после возрождения, а сама правая рука указывает на небесную душу.
Следующее погребальное изделие в виде львиной лапы, которая заканчивается растением с торчащими в стороны листьями, а над ним верхняя часть тела голого старого человека с очень большой головой и бородой, эта символика показывает начало возрождения души в созвездии Льва, участие в возрождении Небожителя, чья небесная душа живет внутри Солнца.
Небожитель не имеет определенного образа, но может принять любой, его изображали и в виде человека, и в виде птицы, и в виде диска Солнца (см. Рис.19).


Рис.19 Разные образы Небожителя

На постаменте надгробия слева образом Небожителя является лохматый человек с бородой, по краям надгробия крылатые львы с головой человека показывают, что две птицы-души встретились в созвездии Льва и совершили зачатие нового тела, на передней грани изображено высокое дерево, рядом с ним лань, которой что-то протягивает женщина, эта символика показывает период времени создания небесного тела.
Следующий памятник в виде мужчины с головой птицы, этот образ показывает завершение возрождения, небесная душа Небожителя живет в небесном теле возрожденного человека.
Следующий памятник в виде сидящего на троне мужчины с бородой, рядом с ним лев с двумя дополнительными головами, неясно, это две змеи или два пса, мужчина положил правую руку на голову льва, мужчина с бородой – это образ Небожителя, лев показывает начало возрождения в созвездии Льва, правая рука указывает на небесную душу, если у льва головы змей, то они показывают, что змеи доставили два яйца для нового рождения двух птиц-душ, если это головы псов, то они показывают продолжение, когда душа ждет завершения возрождения в созвездии Пса.
Дальше показаны два образа Небожителя, сверху старый, его круглое лицо служит образом Солнца, в котором живет душа Небожителя, рога барана показывают, что его преобразование связано с созвездием Овна, внизу на урне с прахом изображен образ молодого Небожителя, у него на голове крылья птицы, они показывают, что это душа, ещё на голове две змеи, они доставили два яйца для рождения двух душ, по обе стороны урны два голых ребенка держатся рукой за крылья на голове Небожителя, один держится правой рукой, а другой – левой, голое тело показывает его рождение, левая и правая руки соединяют в земную и небесную души, а то, что два ребенка одинаковые показывают, что души-близнецы рождаются в одном теле.
Самые распространенные погребальные изделия – это погребальные сосуды, которые находят в старых могилах, часть из них имеет художественную ценность, поэтому их можно увидеть во всех музеях.

Смысл изображений на погребальных сосудах

На древних погребальных сосудах изображена простая символика возрождения души (см. Рис.20).


Рис.20 Символика возрождения души

На поверхности этого погребального сосуда нанесены три круга, разделяющие четыре ряда изображений.
В нижней части изображены лучи Солнца, но, возможно, что это лепестки цветка показывают рождение.
Во втором ряду изображены лев и пес, между ними кружки из 9 точек показывают 9 месяцев возрождения, лев и пес – это образы созвездий Льва и Пса, в которых начинается возрождение души на небесах.
В самом широком ряду изображены два льва, кабан и бык, два льва показывают встречу двух душ в созвездии Льва, бык указывает на созвездии Тельца, где завершается возрождение на небесах, образ кабана поясняет раздельное рождение двух душ, у кабанов потомство рождается с разницей в один месяц также, как это происходит на небесах.
На самом верхнем ряду изображены два льва и кабан.
Форма погребальных сосудов зависела от места их создания и могла меняться со временем(см. Рис.21).


Рис.21 Другой вид сосудов

В верхнем ряду на сосуде слева лев и бык показывают созвездия, с которыми связано начало и завершение возрождения души на небесах.
На следующем сосуде птица и лев показывают начало возрождения птицы-души в созвездии Льва.
На третьем сосуде пес и баран показывают созвездия Пса и Овна, в созвездии Пса душа ждет завершения создания небесного тела, в созвездии Овна душа рождается в небесном теле.
На четвертом сосуде голый Небожитель с лошадиным хвостом и бык показывают новое рождение небесной души Небожителя в созвездии Тельца.
В нижнем ряду на сосуде изображены лев и пес, лев показывает начало возрождения души в созвездиях Льва, а пес показывает, что душа ждет в созвездии Пса создание небесного тела, которое было зачато в созвездии Льва, образ цветка-Солнца между львом и псом показывает, что рождение на небесах связано с Солнцем.
На следующем сосуде две крылатые обнаженные фигуры показывают рождение нового тела и рождение в нем двух душ.
На третьем сосуде изображены лев и лань, лев показывает начало возрождения в созвездии Льва, а лань поясняет период времени создания небесного тела.
На четвертом сосуде изображены три цветка-Солнца, они показывают тройственность рождения – нового тела и двух душ.
Большинство погребальных сосудов имеют круглую форму, которая указывает на жизнь возрождённой души в Солнце (см. Рис.22).


Рис.22 Круглая форма погребальных сосудов указывает на Солнце

На первом слева сосуде изображено Солнце, а внутри крылатая фигура возрожденной души едет на солнечном коне по небесам.
На втором сосуде два ряда, на внешнем изображены: скорпион, две змеи, два пса и три птицы, две из них одинаковые, одна изображена с поднятыми крыльями, готовая лететь, на внутреннем ряду изображены четыре пса, человек, заяц и край месяца.
Скорпион показывает смерть, увязывая ее с событиями священной истории первого возрождения души на небесах, две змеи несут яйца двух птиц душ для их нового рождения, парные фигуры змей, псов и птиц показывают участие двух душ, птица с поднятыми крыльями летит на небеса, показывая, что это описание возрождения одной души, таким образом, внешний ряд описывает смерть тела и начало возрождения души, внутренний ряд описывает рождение души в новом теле, четыре пса показывают преобразования души на небесах, фигура человека – это новое тело, а полумесяц – символ новолуния, а заяц указывает на полнолуние, эта символика используется до сих пор в в образе пасхального зайца, все события возрождения происходят между новолунием и полнолунием.
На третьем сосуде внутри Солнца изображена коне-птица – этот образ показывает птицу-душа, которая едет на солнечном коне.
Символика возрождения души может быть изображена не только на внутренней, но и на внешней части сосуда (см. Рис.23).


Рис.23 Символика возрождения души на поверхностях погребального сосуда

На внешней поверхности сосуда изображен ряд козлов, это вспомогательная символика такая же, как лань, она используется для пояснения периода создания небесного тела, кроме того, такая особенность этих животных, как борода у козы, подходила для пояснения совмещения женского и мужского в одном теле.
Внутри сосуда в центре изображено Солнце, вокруг которого находятся изображения животных и птиц, образующих две сцены.
Первая сцена – лев и птица идут к крылатому льву с телом человека, так показано начало возрождения, когда птица-душа поднимается к созвездию Льва и там совершается зачатие небесного тела.
Вторая сцена – лев, птица, пес и кабан показывают развитие событий: из созвездия Льва душа перешла в созвездие Пса, где ожидала завершение создания нового тела, кабан показывает два рождения с разницей в один месяц.
Две одинаковые головы, возвышающиеся над ободом сосуда, показывают рождение двух душ-близнецов в одном теле и жизнь двух душ в Солнце, сосуд был поврежден, вторая голова восстановлена, причем ошибочно расположена лицом от круга Солнца.
В позднее время появляются погребальные сосуды очень высокого уровня (см. Рис.24).


Рис.24 Чернолаковая керамика

На первом сосуде слева изображена голая женщина-мужчина с крыльями за спиной, она смотрит на свое отражение в зеркале, которое держит в левой руке, все тело голое, на на ногах есть обувь, выше изображено вьющееся растение, похожее на плющ.
Образ обнаженной женщины-мужчины показывает и самозачатие женской душой своего небесного тела и рождение земной женской души вместе с небесной мужской душой в одном теле, крылья за спиной показывают, что душа живет в новом теле, зеркало показывает появление отражения после нового рождения души, левая рука показывает, что родилась земная душа, обувь показывает появление веса, сама душа невесома и ей обувь не нужна, вечнозеленый плющ показывает вечную жизнь.
На втором сосуде голый человек с венком на голове едет на крылатом льве, у льва голова птицы, но уши коня, в левой руке человек держит цветущее растение, его встречает фигура в длинном платье с чашей в правой руке, левой рукой держит что-то, похожее на крюк.
Крылатый птице-лев показывает, что душа вошла в созвездие Льва, голый человек показывает рождение небесного тела, которое было зачато в созвездии Льва, левая рука с цветущим растением показывает рождение тела для земной души, вторая фигура – это образ старого Небожителя, ему нужно новое рождение земной души для своего перерождения, он протягивает сосуд для слияния земной души с его небесной, сохранившееся в русском языке выражение об излиянии души осталось с тех времен, когда думали, что душа из погребального сосуда изливается в чашу небесной души.
На третьем сосуде изображено круглое лицо с клыками и высунутым языком, вокруг головы равномерно распределены 28 змей, половина направлена в одну сторону, другая половина – в другую.
Круглое лицо – этот один из образов Небожителя, чья душа живет в Солнце, здесь используется числовая символика, 28 змей показывают полный лунный цикл, 8 зубов между клыками показывают время возрождения земной души, 12 зубов вместе с клыками поясняют полный солнечный цикл, а вместе с нижними число зубов показывает время до полнолуния, на небесах возрождение возможно не каждый год, поэтому важное значение имела астрологии, с помощью нее точно определяли, когда повторится нужное взаимное расположение Солнца и Луны для каждого из последовательных событий возрождения на небесах.
На четвертом сосуде изображены две женщины, одна протягивает другой голого ребенка, другая передает ему маленький огонек.
Голый ребенок показывает рождение нового тела, маленький огонек указывает на душу, мы и сейчас зажигаем свечи на кладбище или в храме, чтобы встретиться с душой, живущей в Солнце, огонь позволяет душе перейти в другое место.
В больших древних гробницах находили большие погребальные сосуды (см. Рис.25).


Рис.25 Большие погребальные сосуды

Большая поверхность сосуда позволяла изображать несколько сцен, чтобы их полностью описать нужно указывать на первой или второй стороне находятся сцены.
На первой стороне сосуда две сцены, первая сцена – две крылатые фигуры, одна голая, другая одетая, они несут тело женщины к Солнцу, под ними три фигуры, одна большая и две маленькие, вторая сцена – домик, в нем трон, на троне сидит большая женщина, а внизу у трона сидит та же женщина, но меньшего размера.
Первая сцена показывает смерть женщины и начало ее возрождения – две крылатые фигуры показывают две души, которые встречаются в начале возрождения, земная еще не возрождалась, небесная уже возрождалась, двое детей внизу показывают рождение двоих, большой человек с протянутыми руками, встречающий женщину, – это Небожитель.
Вторая сцена показывает жизнь возрождённой души женщины на небесах вместе с Небожителем, поскольку его небесная душа родилась в женском теле, Небожитель на время получил женский образ.
На второй стороне сосуда изображены два домика, в первом слева стоит большой сосуд, рядом одетая фигура, на крыше домика сидят две птицы, во втором домике стоит длинный диван, на нем сидит мужчина с бородой, у него трость с крылатой фигурой на вершине, правее сидит женщина, у нее на голове пара крылатых коней, рядом с ней голый молодой человек с крыльями, правее дивана стоит эта же женщина, здесь она одна.
Смысл второй части, что возрожденная женщина живет на небесах с Небожителем, их души стали одним целым и женщина заново рождается вместе с душой Небожителя, два крылатых коня показывают две души, едущие по небесам в колеснице Солнца.
Справа второй великолепный погребальный сосуд сложного строения с двумя ручками и двумя головами по краям и еще с одним сосудом на высокой ножке.
На видимой части изображена большая чаша, на которой стоит небольшая фигура женщины-мужчины с крыльями за спиной, в руках у фигуры плоская чаша, по обе стороны большой чаши находятся две обнаженные женщины, женщина слева протягивает фигуре на большой чаше яйцо, которое держит левой рукой, правой рукой она опирается на большую чашу, за ее спиной сидит птица в клетке, а у ее ног стоит кувшин, тело второй женщины развернуто от большой чаши, но голова повернута к ней, она смотрит в зеркало, которое держит в держит в правой руке, в левой руке она держит плоскую чашу.
Все три фигуры описывают возрождение одной женщины, поэтому лица у них одинаковы, большая чаша – это образ небесной чаши, куда вливаются все возрождённые земные души, яйцо в левой руке первой женщины показывает новое рождение земной птицы-души, зеркало в руках второй женщины показывает появление отражения после возрождения души на небесах, символика левой и правой рук показывает соединение земной души с небесной душой, образ женщины-мужчины показывает соединение женской души с мужской душой Небожителя.
Сцены на больших погребальных сосудах сложные, на небольших сосудах сцены попроще, но смысл у них один – возрождение души на небесах (см. Рис.26).


Рис.26 Вид сцен на поверхности большого и малого сосудов

На первом сосуде на первой стороне изображен памятник умершему, над памятником изображен голый мужчина и собака, около памятника расположено дерево, голый мужчина и собака находятся у вершины дерева, описание остальных фигур пропустим.
Расположение голого мужчины и собаки у вершины дерева показывают, что это небесный пес и небесное тело, голое тело означает, что тело родилось и душа из созвездия Пса может войти в свое новое тело.
На второй стороне сосуда на кресле сидит голый мужчина большого размера, а над ним сидит на кресле крылатый голый мужчина меньшего размера, большой мужчина держит плоскую чашу, к нему наклонилась женщина и наклонила кувшин над чашей, женщина находится слева, а справа стоит большой голый мужчина, за его головой находится большой сосуд.
Эта сцена показывает слияние душ на небесах и новое рождение Небожителя, все три мужские фигуры внешне одинаковы, потому что душа Небожителя рождается в том же теле, что и земная душа.
На втором сосуде все попроще, на одной стороне изображено надгробие, перед ним памятник Небожителю в виде головы человека с бородой, несмотря на то, что это памятник, у него огромный половой орган, на котором сидит большая птица, она касается клювом рта Небожителя, на второй стороне сосуда юноша уходит от памятника Небожителю и, обернувшись, касается правой рукой полового органа Небожителя, но этот орган небольшого размера, у юноши в левой руке что-то похожее на большую корону с тремя треугольными лучами.
Эти две сцены показывают: в первой сцене – встречу души умершего с душой Небожителя и зачатие птицей-душой своего нового небесного тела, во второй сцене показано завершение создания нового тела, старый образ Небожителя больше не нужен, поэтому юноша уходит от него, корона с тремя лучами в его руках показывает тройственность возрождения на небесах.
Немало погребальных сосудов, где используется только одна сторона сосуда (см. Рис.27).


Рис.27 Все сцены на одной стороне сосуда

На сосуде слева женщина стоит на небесной лестнице и указывает своей правой рукой на погребальный сосуд, cправа от лестницы поднимается вверх длинное растение, показывая подъем на небеса.
Выше лестницы эта же женщина летает в небесах, она показана меньшего роста с крыльями и с голым телом, она касается левым крылом лестницы, показывая ее связь с женщиной на лестнице, внизу по обе стороны от лестницы изображено еще пять женских фигур, слева от лестницы три, а справа две, в левой части наверху на уровне женщины с крыльями изображен мужчина с бородой, ноги у него от барана, на плечи накинута львиная шкура.
Мужчина – это Небожитель, львиная шкура показывает, что душа покинула созвездие Льва, бараньи ноги указывает на созвездие Овна, где земная душа рождается в небесном теле, женщина с крыльями – это небесное тело, в которое вселилась душа, остальные фигуры поясняют развитие событий, а их числовая символика показывает две души и тройственность рождения.
На втором сосуде изображена сидящая в кресле женщина с арфой в правой руке, прямо над ней летает она же, только голая, маленькая и с крыльями, женщина в кресле изображена еще три раза, слева от кресла она дует в двойную дудку, справа она держит правой рукой ларец, а левой рукой арфу, за ее спиной стоит такая же, но руки спрятаны под одеждой, между головами женщин справа изображен крест.
Это сцена возрождения души на небесах, разделение на две части одного дуновения у женщины справа показывает двойную душу, две арфы в правой руке сидящей женщины и в левой руке стоящей перед ней женщины показывают соединение левого и правого, то есть земной души, которая живет в сердце в левой части груди, и небесной души, которая при встрече двух душ оказывается справа, круг в руках крылатой женщины показывает жизнь души на небесах в Солнце.
Подавляющее большинство погребальных сосудов низкого качества и на них простая однообразная символика возрождения, описывать их нет смысла, большое разнообразие сцен только на дорогих погребальных сосудах (см. Рис.28).


Рис.28 Разнообразие сцен на погребальных сосудах

На первом сосуде слева изображена сцена, показывающая как душа входит в свое новое тело.
На втором сосуде показано рождение нового тела – стоящая по пояс в могиле женщина передает новорожденного ребенка, в его теле заново родиться ее душа, а ребенка встречает большая небесная душа.
На третьем сосуде обнаженный молодой мужчина с мечом в правой руке, левой рукой он держит голову обнаженной женщины, которая обнимает себя же, но стоящую на постаменте, у основания лежит пустой погребальный сосуд, выше справа за головой мужчины эта же женщина сидит на небесах, у мужчины на голове два больших пера, а перед головой диск Солнца.
Сцена описывает возрождение на небесах, два пера показывают встречу двух чистых душ, а диск Солнца показывает жизнь душ на небесах в Солнце.
На четвертом сосуде две большие птицы с головой человека, их крылья имеют вид «глаза Гора», между ними вьется лоза, на ней три грозди, выше на сосуде человек сидит на кресле, по обе стороны от него два «глаза Гора».
Две птицы – это две души, которые встречаются на небесах для зачатия нового тела, виноград самоопыляем и показывает самозачатие небесного тела, три грозди поясняют тройственность рождения на небесах, «глаз Гора» – это своеобразная окраска у глаза средиземноморского сокола, его образ указывает на время рождения земной души в небесном теле, у этих птиц время рождения птенцов совпадает с временем возрождения душ на небесах.
Не всегда доступны цветные фотографии, ниже ряд черно-белых фотографий погребальных сосудов с разными сценами возрождения души (см. Рис.29).


Рис.29 Черно-белые фотографии погребальных сосудов

Слева на сосуде изображена сцена взвешивания двух душ на весах, чтобы земная душа могла родиться вместе с небесной душой в одном теле, она должна быть такой же чистой, как небесная душа, над весами расположен диск Солнца, в нем живут души в небесах, под весами на столике лежит большое яйцо, из него заново родиться птица-души.
Сцена на втором сосуде показывает несколько женщин с погребальными сосудами, которые поднимаются и выливают их в большой сосуд, около ног женщины, которая стоит внизу находится пес, а перед ним обнаженный молодой мужчина с тростью, над телом пса изображен диск и такой же диск находится над сосудом, справа от женщины внизу поднимается стебель растения, на каждой стороне у него по 7 листьев и наверху еще один.
Эта сцена показывает слияние душ в общем сосуде небесной души, голый молодой человек – это новое тело, пес показывает ожидание душой создания небесного тела в созвездии Пса, 7 листьев показывают 7 месяцев создания небесного тела, 14 листьев по обе стороны указывают на время полнолуния, на небесах рождение всегда происходит в полнолуние, диски показывают связь возрождения с Солнцем, 2 диска показывают рождение двух душ вместе.
Сцена на третьем сосуде показывает постамент, на котором стоит большой кувшин с изображением человека, по краям кувшина стоят женщина и мужчина, оба держат круглые венки, мужчина находится справа, он полностью голый, женщина одетая, она находится слева, мужчина держит венок в правой руке, женщина держит венок в левой руке, на правой руке у нее чаша.
Большой кувшин – это сосуд для душ, голый мужчина – это новое небесное тело и образ возрожденного Небожителя одновременно, женщина – это образ возрожденной земной женщины, круг в левой руке женщины и круг в правой руке мужчины показывают соединение двух душ в Солнце.
На четвертом сосуде изображен летящий голый молодой мужчина с крыльями за спиной, в левой руке он держит птицу, в правой руке у него что-то, похожее на короткую палку, перед телом мужчины в нижней части расположен круг, размером от ног до живота.
Круг – это образ Солнца, голый человек – это новорожденное небесное тело, крылья за спиной показывают душу, которая родилась в небесном теле, птица в левой руке – это образ земной души.
На пятом сосуде голый молодой человек летит по небесам на баране, голый человек – это небесное тело, баран показывает рождение земной души в небесном теле в созвездии Овна.
В созвездии Льва совершается зачатие небесного тела, в созвездии Овна в небесном теле рождается земная душа, а завершается возрождение на небесах в созвездии Тельца, ниже ряд погребальных сосудов с символикой созвездия Тельца (см. Рис.30).


Рис.30 Бык – образ созвездия Тельца

Слева архаичный погребальный сосуд с изображением Солнца и небесного быка над ним, число лучей Солнца показывает время до возрождения земной души, вокруг Солнца расположены пять кругов, два сверху и три внизу, они поясняют соединение двух душ и тройственность возрождения на небесах, над быком находятся еще 4 круга, они поясняют число преобразований на небесах, общее число кругов 9, что показывает число месяцев от зачатия небесного тела до завершения возрождения на небесах.
На втором погребальном сосуде изображена одетая женщина, которая едет на быке, одежда показывает, что возрождение завершено, а бык указывает на созвездие Тельца, где завершается возрождение на небесах.
На третьем сосуде более сложная сцена – крылатая женщина подводит быка к Небожителю, который протягивает ей чашу для вливания в нее возрожденной души женщины, выше над чашей находится череп быка, он показывает, что душа покинет тело созвездия, между ними похожий на мангал ящик, в котором горит огонь, небесная душа Небожителя живет в Солнце и огонь помогает земной душе соединиться с душой Небожителя, за спиной Небожителя стоит та же женщина, но без крыльев, в левой руке у нее кувшин с ее душой внутри, а правой рукой она держит круглую чашу небесной души, так показано слияние душ.
На сосуде справа изображены два быка и две женщины, которые надевают ожерелье на шею быков, около каждого быка стоит большой треножник с львиными лапами и тремя дисками сверху, по верху вьется стебель растения с листьями в виде символа сердца, душа в теле человека живет в сердце, что и показывают листья, две женщины и два быка показывают завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца, а львиная символика показывает начало возрождения в созвездии Льва.
При сравнении большого количества погребальных сосудов ясно видно, что большинство заказчиков желали видеть на погребальных сосудах не завершение возрождения в созвездии Тельца, а начало возрождения в созвездии Льва (см. Рис.31).


Рис.31 Символика созвездий Тельца и Льва на погребальных сосудах

На погребальном сосуде слева более сложная, чем обычно, символика завершения возрождения в созвездии Тельца, на сосуде изображен круг, в нем на кресле сидит одетый человек, неясно, это мужчина или женщина, на коленях сидит голый ребенок с головой и копытами быка, а у ног сидит птица, а над птицей висит короб с тремя ножками и отверстием сверху.
Круг – это образ Солнца, птица – это образ души, короб нужен для разведения огня, через огонь земная душа соединиться с небесной душой, живущей в Солнце, человек на троне – это образ Небожителя, он может принять любой образ, голый ребенок – это рожденное на небесах тело, голова быка показывает завершение возрождения в созвездии Тельца.
На втором сосуде изображен обнаженный мужчина с головой льва и хвостом коня, вместо ступней у него львиные лапы, это образ небесного тела, которое зачато в созвездии Льва, хвост коня показывает движение Солнца, в котором будет жить душа после рождения в небесном теле.
На третьем погребальном сосуде изображен лев, из его спины выходит верхняя часть тела антилопы, а на конце хвоста у льва голова змеи, на горловине сосуда изображена птица.
Птица – это образ птицы-души на небесах, лев – это образ созвездия Льва, в котором начинается возрождения душ на небесах, антилопа показывает период времени возрождения, этот образ использовали потому, что у антилоп время от начала гона до рождения телят совпадает с временем создания небесного тела, передняя часть антилопы показывает вторую половину, когда завершается создание тела, змея показывает движение на небеса, она несет яйцо для нового рождения птицы-души.
Немало погребальных сосудов, на которых изображены простые сцены, показывающие зачатие небесного тела, рождения души из яйца или поясняющие особенности возрождения на небесах (см. Рис.32).


Рис.32 Сцены на погребальных сосудах

На первом погребальном сосуде слева показана сцена зачатия нового тела для души, из-за отсутствия дополнительной символики их выдают за эротические сцены, не объясняя для кого в могиле такие сцены предназначены.
На втором погребальном сосуде изображен голый крылатый мальчик, он бежит, везя за собой маленькую колесницу, в его левой руке яйцо птицы, его он подносит к столу, на котором стоит кувшин.
Голый мальчик – это новое тело, крылья за спиной показывают, что в теле находится душа, колесница показывает, что душа движется в колеснице Солнца, яйцо в левой руке показывает рождение земной души, кувшин на столике – это погребальный сосуд с земной душой.
На третьем погребальном сосуде изображена невесомая босая женщина в платье, в левой руке женщина держит кувшин, а в правой руке держит черепаху на веревке, на платье изображены три свастики и два круга, за спиной женщины высокий постамент с сосудом на вершине, перед ногами женщины стебель растения, за стеблем находится пес, он смотрит вверх на черепаху.
Женщина – это небесное тело, кувшин в ее левой руке – это погребальный сосуд с земной душой, свастики на платье показывают, что душа живет в Солнце, три свастики показывают тройственность рождения на небесах, два диска показывают соединение двух душ в Солнце, сосуд на постаменте показывают чашу небесной души, в которую вливается земная душа из кувшина, пес указывает на созвездие Пса, где душа ждет завершение создания небесного тела, черепахи откладывают яйца, как и птицы, сцена с собакой и черепахой показывает, что душа долго ждет нового рождения.
На четвертом погребальном сосуде изображен мужчина, сидящий на кресле с двумя колесами, от центра каждого колеса поднимается кверху большое крыло, мужчина держит на правой руке большую плоскую чашу, а в его левой руке что-то, похожее на высокий стебель растения, перед мужчиной стоит женщина, в ее левой руке кувшин, который она наклоняет над чашей, позади трона стоит та же женщина, но она смотрит назад и протягивает правую руку, чтобы взять факел у небольшой женщины, за спиной женщины с кувшином такая же небольшая женщина с факелом, но она держит факел в левой руке.
Мужчина на кресле – это Небожитель, он принимает земную душу, которая вливается из погребального кувшина в чашу его небесной души, соединение двух душ показывают две женщины с факелами в разных руках, левая рука соответствует земной душе, а правая – небесной, сквозь огонь факелов две души входят в Солнце, большие крылья у кресла – это образ большой небесной души, круглое колесо – это образ Солнца, восемь спиц колеса показывают 8 месяцев возрождения земной души на небесах.
Мужчина на кресле – это Небожитель, он принимает земную душу, которая вливается из погребального кувшина в чашу его небесной души, соединение двух душ показывают две женщины с факелами, сквозь огонь души входят в Солнце, большие крылья у кресла – это образ большой небесной души, круглое колесо – это образ Солнца, восемь спиц колеса показывают 8 месяцев возрождения земной души на небесах.
Погребальных сосудов достали из гробов на древних кладбищах очень много, немало разбили, но и оставшихся хватает, чтобы заполнить полки всех музеев мира, описать все погребальные сосуды в статье невозможно, тех, что есть, достаточно для понимания смысла сцен на погребальных сосудах (см. Рис.33).


Рис.33 Погребальные сосуды есть во всех музеях мира

На большинстве сосудов используются образы небесного тела и Небожителя, символика рождения двух душ или рождения птицы-души в виде яйца.
Из ранее не рассмотренной символики на одном из сосудов изображен заяц, он показывает время рождения земной души в небесном теле в полнолуние, здесь использована особенность рождения первых зайчат, этот образ продолжает использоваться и в наше время, когда в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия дети разыскивают яйцо «пасхального зайца», на другом сосуде изображена сцена, где Небожитель протягивает правой рукой гранат, в символике возрождения гранат показывает самозачатие своего тела, у граната на одном дереве растут и женские и мужские цветки.
Далее перейдем к описанию символики возрождения на греко-римских надгробиях и на самих гробах.

Греко-римские памятники

Работать с камнем сложнее, чем рисовать, но у многих греко-римских надгробий художественный уровень изображений не уступает рисункам (см. Рис.34).


Рис.34 Надгробия с символикой возрождения души

На надгробии слева изображена птица-душа, она держит яйцо в клюве, показывая новое рождение птицы-души, на двух других надгробиях изображены быки, указывающие на созвездие Тельца, где завершается возрождение душ на небесах, справа на четвертом надгробии изображен кувшин и баран, баран указывает на созвездие Овна, в нем рождается земная душа в небесном теле, в кувшине находится душа в могиле до начала своего возрождения.
Чаще всего использовалась львиная символика начала возрождения души в созвездии Льва (см. Рис.35).


Рис.35 Надгробная плита со львом

Трогательная сцена в виде спящего маленького голого ребенка и львицы показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва и начало возрождения.
Завершение возрождения показывают сцены с изображением быка (см. Рис.36).


Рис.36 Сцены с быком

На левой плите изображена сцена, где крылатый голый юноша убивает быка, он освобождает душу из созвездия Тельца для ее рождения в новом небесном теле, голый юноша – это и есть новое тело, крылья за его спиной показывают, что душа вошла в тело.
На плите справа мужчина с топором ведет быка, на столбе перед головой быка изображен лев, лев и бык – это образы созвездий Льва и Тельца, в созвездии Льва начинается возрождение души, в созвездии Тельца возрождение завершается, мужчина с бородой, который ведет быка, – это Небожитель, в созвездии Тельца рождается небесная душа Небожителя.
На греко-римских саркофагах для описания возрождения иногда использовались сцены сражений (см. Рис.37).


Рис.37 Построение сцен в виде сражения

На этом саркофаге изображена сцена в виде сражения, где трое сражаются против троих, один из троих поддерживает полулежащего умирающего воина, другой их прикрывает круглым щитом, у умирающего воина есть круглый щит и доспехи, остальные участники без доспехов с голыми телами, лица у всех одинаковые.
Слева из живота умирающего воина растет дерево, у стоящего перед ним воина со щитом шлем в виде головы льва и голова воина находится в пасти льва.
Числовая символика в виде двух групп показывает две части одной неразделимой души, земная находится слева, а небесная справа, по три участника в каждой части показывают тройственность возрождения на небесах.
Голова льва и растущее дерево показывают, что в созвездии Льва началось возрождение земной души.
При возрождении земной души на небесах рождается и небесная душа и прежний образ Небожителя с двойной небесной душой заменяется на новый с другой земной душой, старый Небожитель умирает и рождается новый Небожитель, голый мужчина, который поддерживает другого, – это новое небесное тело, то, что он дважды изображен слева и справа показывает, что в одном теле рождаются две души, одна – земная, другая – небесная, круглый щит – это образ Солнца, в котором живут души на небесах.
Ниже фотография саркофага с крышкой, по краям крышки находится изображение лежащего льва, а посередине крышки лежит лев с двумя собачьими головами, на стенке саркофага изображена сцена сражения (см. Рис.38).


Рис.38 Саркофаг с крышкой

Львы показывают начало возрождения в созвездии Льва, пара львов, если смотреть только с одной стороны, показывает встречу двух душ в созвездии Льва, а лев с головами псов показывает продолжение возрождения, когда душа поднимается к созвездию Пса в ожидании завершения создания небесного тела.
На видимой боковой поверхности саркофага изображена сцена сражения – пятеро людей сражаются с тремя животными, тела всех животных направлены влево, поэтому описание начнем справа.
На правом краю крылатый лев с головой птицы, перед ним голый юноша, он держит птице-льва за шею, левее расположен задом к нам голый юноша с круглым щитом, перед ним маленькое дерево, с вершины дерева прыгнул пес в другую сторону от юноши со щитом, пес летит над щитом лежащего на боку голого юноши с круглым щитом, юношу поддерживает полностью одетый взрослый мужчина, слева от него растет большое дерево, перед ним либо юный лев, либо львица, держит за ногу того же мужчину с бородой, но голого, тело льва соединяет правую ногу первого мужчины с левой ногой второго мужчины.
Крылатый лев с головой птицы показывает душу, которая находится в созвездии Льва в начале возрождения, голый юноша, который держит левой рукой за горло птице-льва – это новое небесное тело, которое зачато в созвездии Льва, левая рука указывает на земную душу.
Дальше юноша загородился щитом от пса, эта сцена показывает, что душа находится в созвездии Пса и пока не может родиться в новом небесном теле.
Дальше одетый мужчина с бородой помогает подняться юноше со щитом, а к ним летит пес, мужчина – это старый Небожитель, его возрождение зависит от рождения земной души, которая находится в созвездии Пса, поэтому Небожитель помогает небесному телу подняться и встретиться с душой в созвездии Пса, дерево выросло – возрождение состоялось, соединение правой и левой ног старого и нового образов Небожителя показывает соединение земной и небесной душ.
Общее число людей и животных описывает 8 месяцев возрождения земной души на небесах.
На саркофагах времен поздней Римской империи встречается сложное переплетение сцен (см. Рис.39).


Рис.39 Переплетение сцен

Начало показывает левый край, где изображены лев, баран и пес, ясно, что это образы созвездий Льва, Пса и Овна, с которыми связаны события возрождения земной души, при этом скульптор добавил еще 4 баранов, чтобы общее количество животных было равно 7 и показывало число месяцев создания небесного тела.
Дальше одна и та же женщина изображена дважды, внизу она полулежит, удерживая руками раздуваемую ветром накидку, так показано вознесение души земной женщины на небеса, прямо за ней эта же женщина, но с крыльями за спиной стоит, удерживая за узду пару коней колесницы Солнца, голая грудь показывает рождение, крылья птицы за спиной показывают, что душа родилась в небесном теле, крылья женщины соединяют барана и коней колесницы Солнца, показывая, что рождение произошло, когда Солнце было в созвездии Овна.
В самой колеснице стоит маленький голый ребенок и эта же женщина, но без крыльев, ее покрывало раздуто, она смотрит на большого голого юношу, который полулежит позади колесницы вместе с молодым львом, голый юноша – это получивший в созвездии Льва новое тело Небожитель, он мужчина, но родившись вместе с женской душой он получил на время образ возрождённой женщины.
Остальные фигуры менее значимы, пары крылатых детей показывают рождение двух душ в одном теле, расположенные на самом верху голый юноша в обнимку с женщиной показывают, что земная душа женщины и душа Небожителя живут вместе на небесах.
В греко-римские времена были целые города мертвых для богатых людей, многие строились в несколько этажей с большими помещениями, где хватало места для нескольких поколений, каждое такое место запиралось каменными плитами (см. Рис.40).


Рис.40 Сцены возрождения на плитах

На первой слева плите изображена сцена «излияния души», когда земная душа из погребального сосуда вливается в чашу небесной души, сцена показывает двух женщин, одна зрелая, она держит в правой руке чашу, в левой руке у нее большая арфа, вторая женщина молодая, у нее за спиной крылья птицы, она левой рукой поддерживает чашу, а правой вливает душу из погребального кувшина, соединение правой и левой рук показывает соединение небесной души с земной душой, молодая женщина с крыльями – это новое небесное тело для души женщины.
На второй плите изображен бык и две женщины с одинаковыми лицами, женщина, расположенная слева, вытянула вперед правую ногу и касается копыта на правой передней ноги быка, вторая женщина тоже выставила правую ногу, чтобы та касалась этого же копыта быка, в правой руке второй женщины лампада, расположенная над головой быка, в созвездии Тельца завершается возрождение душ на небесах, там рождается небесная душа, ей соответствует правая сторона, что и показывают правые ноги, небесная душа живет в огне Солнца и огонь лампады помогает ей выйти из созвездия для завершения возрождения.
На третьей плите изображены двое больших мужчин, один старый с бородой, второй молодой, он вставляет правую руку старого мужчины в оковы, левая рука уже прикована, ниже левой руки как-бы выходит из камня верхняя часть тела женщины, а ниже нее большая мертвая птица.
Эта сцена показывает, как новый образ Небожителя меняет старый образ Небожителя, но Небожитель не может умереть, он остается прикованным к небесам, пустая шкура льва на плечах нового Небожителя показывает, что зачатие нового тела для рождения в нем души произошло в созвездии Льва, душа покинула его, тело без души мертво и лев как-бы умер, вместе с Небожителем рождается в новом теле женщина, которая изображена с левой стороны.
Этой сцене придают ложный смысл о том, что это прикованный Прометей, которого клевал орел, и его освобождает Геракл, а про изображение маленькой женщины просто молчат, причем это объяснение общепризнано, и возникает вопрос – Греческие мифы появились до создания изображений на древних кладбищах или их придумали в новое время, чтобы подменить смысл символики возрождения?
Начинается возрождение души на небесах с зачатия небесного тела в созвездии Льва, в созвездии Пса душа ждет завершения создания небесного тела, в созвездии Овна в небесном теле рождается земная душа, а в созвездии Тельца в этом же теле рождается небесная душа, помимо образов этих созвездий в символике возрождения использовалось созвездие Рыб, с которым связывали завершение создания небесного тела, поэтому на памятниках встречаются изображения рыб или рыбьих хвостов (см. Рис.41).


Рис.41 Рыбий хвост на памятнике

На левой стороне памятника изображен голый молодой мужчина с длинным рыбьим хвостом и крыльями птицы, впереди из его тела выходят тела двух псов, рыбий хвост обвился вокруг тела голого мужчины, это тот же мужчина, что впереди, но меньшего размера, голый мужчина – это небесное тело для земной души, которая ждала его в созвездии Пса, большой голый мужчина – это образ нового Небожителя, его душа рождается в том же теле, что и земная душа, поэтому он получает тот же образ, но значение Небожителя намного больше, поэтому он изображен большего размера.
На правой стороне памятника изображен человек-конь с тем же самым лицом, что у Небожителя слева, позади на теле коня стоит голый крылатый молодой мужчина, рядом с ним две птицы, одна птица держит тело змеи лапами, другая держит в клюве голову змеи.
Человек-конь – это образ возрожденного Небожителя, его небесная душа движется по небесам в Солнце, что и показывает солнечный конь, маленький крылатый мужчина – это образ нового тела с земной душой внутри, то, что возрожденный мужчина и рожденный снова Небожитель вместе, показывает, что возрождение двух душ завершилось, две птицы за их спинами – это две птицы-души, змея принесла на небеса яйцо для их нового рождения.
Среди памятников встречаются перенасыщенные по содержанию, ниже показан такой саркофаг (см. Рис.42).


Рис.42 Саркофаг с подробным описанием возрождения

Сразу бросаются в глаза две большие головы льва, они показывают начало возрождения, когда две души встречаются в созвездии Льва, псы и бараны изображены намного меньшего размера, они показывают, что в созвездиях Пса и Овна продолжается возрождение на небесах, помимо этого с помощью плодов граната показано самозачатие своего тела, есть изображение зайца, который показывает рождение на небесах в полнолуние, есть зеркало, которое показывает появление отражение после возрождения, на других поверхностях саркофага есть еще продолжение, полное его описание слишком объемно.
Далее перейдем к описанию греко-римских памятников другого рода.

Греко-римские скульптуры

На греко-римских кладбищах, как и в наше время, устанавливали не только надгробия, но и изображения людей (см. Рис.43).


Рис.43 Мужские памятники

На небесах, как и на земле, человек рождается голым, но на небесах душа продолжает жизнь, поэтому рождается не в теле ребенка, а в теле взрослого человека в самом расцвете сил, поэтому памятники показывают голых молодых людей.
Часто используется дополнительная символика: рядом могут быть две фигуры разного роста, так показывали рождение души Небожителя и души человека; сосуд в левой руке содержит земную душу, которая рождается в новом теле; виноград показывает самозачатие своего тела; крылья за спиной или птица показывали птицу-душу, которая рождается в новом теле.
Памятники с голыми телами делали и для мужчин и для женщин (см. Рис.44).


Рис.44 Обнаженные женские фигуры

Погребальный сосуд у левой ноги показывает рождение в новом теле земной души.
В качестве символики возрождения души в новом теле использовалась сандалия, которая не нужна душе, но нужна телу, поэтому после рождения души в теле, человеку нужна обувь.
Есть памятники и детям, но, возможно, они были заказаны, как общий символ возрождения (см. Рис.45).


Рис.45 Памятники в виде ребенка

Крылья за спиной или на голове ребенка показывают, что птица-душа вселилась в свое новое небесное тело.
Ребенок в шкуре льва показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва.
В шкуре шкуре льва или со львом могли быть изображены и взрослые люди (см. Рис.46).


Рис.46 Мужчины и женщины в шкуре льва

Пустая шкура льва показывает, что душа покинула созвездие Льва и началось ее возрождение на небесах.
В созвездии Льва происходит зачатие нового тела и голые тела показывают завершение создания тела.
Справа три изображения человека с бородой с ребенком на руках показывают образ нового Небожителя, именно он зачал новое небесное тело для земной души, поэтому он держит голого ребенка на руках, лань поясняет период времени создания небесного тела.
Чаще всего использовалась символика созвездий, с которыми связаны события возрождения на небесах (см. Рис.47).


Рис.47 Символика созвездий

Два памятника слева включают изображение льва, он показывает начало возрождения земной души и небесной души в созвездии Льва.
Третий памятник включает изображение барана, он показывает рождение земной души в небесном теле в созвездии Овна.
Четвертый памятник включает изображение быка, он показывает рождение небесной души в созвездии Тельца.
Пятый памятник включает изображения пса и головы кабана, в созвездии Пса душа ждет завершения создания небесного тела, кабан поясняет два рождения, кабаны дважды приносят потомство с разницей в один месяц также, как рождаются с разницей в один месяц на небесах земная душа и небесная душа.
К символике возрождения души относятся и широко известные «три грации» (см. Рис.48).


Рис.48 Три грации

Два сосуда стоят по краям, один у правой ноги, другой у левой ноги, это погребальные сосуды с двумя душами в них, положение у левой и правой ног показывает, что в одном сосуде земная душа, а в другом сосуде небесная душа, голые тела показывают рождение тела, три фигуры показывают тройственность рождения – небесного тела и последовательного рождения в нем двух душ.
На барельефе с «тремя грациями» справа находится большая женщина, у неё за головой серп месяца под диском Солнца, так показана связь событий возрождения с положением Солнца и Луны, у Солнца 7 лучей показывают 7 месяцев создания небесного тела.
Есть памятники с очень насыщенной символикой возрождения (см. Рис.49).


Рис.49 Огромный памятник с насыщенной символикой

На памятнике большим размером выделена сцена завершения возрождения души в созвездии Тельца.
Две одинаковые обнаженные мужские фигуры показывают новое рождение двух душ.
Пес перед быком указывает на созвездие Пса, в котором душа ждет завершения создания небесного тела.
На этом же памятнике есть изображения: птицы-души, барана, льва и лани, поясняющих события возрождения.
Есть очень любопытный памятник с картой звёздного неба (см. Рис.50).


Рис.50 Карта звёздного неба

Голая мужская фигура на полусогнутых ногах как-бы поднимается с земли и двумя руками удерживает на своей шее шар с изображениями созвездий.
Голое тело показывает рождение нового тела, большая борода и лохматые волосы мужчины служат образом лучей Солнца – это образ нового Небожителя.
На шаре круг зодиакальных созвездий разделен двумя ладонями Небожителя на две неравные части, правая ладонь лежит на созвездии Скорпиона, левая ладонь перед созвездием Тельца.
В священной истории первого возрождения земной души на небесах смерть тела наступила, когда Солнце было в созвездии Скорпиона, завершение возрождения для всех душ наступает в созвездии Тельца.
На круге зодиака девушка с яйцом выделяет рождение в созвездии Рыб.
Ниже ладони под скорпионом погребальная урна, лев и человек с телом коня, эта символика начала возрождения души на небесах в созвездии Льва.
На шаре изображен корабль душ, а рядом антилопа или олень, эти животные постоянно используются в символике возрождения для пояснения периода создания небесного тела.
Изображенную на шаре символику возрождения используют до сих пор в качестве созвездий, там есть и псы, и заяц, поясняющий рождение души в полнолуние, это означает, что все созвездия на ночном небе северного полушария – это символика возрождения, а ошибочная их перерисовка привела к появлению медведей с собачьими хвостами.

Заключение

На греческих и римских памятниках и на погребальных изделиях изображена только символика возрождения, все изображения людей описывают возрождение человека на небесах или показывают образ Небожителя.
При описании событий возрождения души на небесах используются образы тех же созвездий, что и у других народов, объяснить смысл символики возрождения в виде «коне-птицы, коне-зайца, птице-льва, рыбо-пса» и других сочетаний «греческими мифами» невозможно, само происхождение этих мифов вызывает вопросы.
Начиная с глубокой архаики греческая символика возрождения не менялась, улучшалось только качество изделий и рос уровень изобразительного искусства, это означает, что представления о возрождении души на небесах сложились в очень глубокой древности и оставались неизменными вплоть до нового времени.