Символика нового рождения души в греко-римском искусстве
В.А. Никонов
Аннотация
Ранее предполагалось, что многочисленные предметы греко-римского искусства являются либо изображениями богов, либо описывают сцены из «греческих мифов».
В данной работе показано, что большинство изделий относится к погребальной символике, это предметы из могил или целые памятники с кладбищ,
а их смысл и назначение связаны с новым рождением души на небесах.
Содержание
В настоящее время доступны описания и фотографии предметов древности из собраний крупнейших музеев,
что дало возможность изучить и сравнить большое количество изделий греко-италийского искусства, начиная от глубокой архаики и до поздней античности.
Оказалось, что описания многих предметов пусты по содержанию или полностью неверны, назначение предметов указано неправильно, а изображениям придан ложный смысл.
Музейные работники изначально исходили из неверных представлений и при составлении описаний изображений и скульптур связывали их со сценами «греческих мифов».
Пример тому известное изображение «рождения Афродиты» (см. Рис.1).
Рис.1.«Рождение Афродиты»
На самом деле, здесь показано рождение души умершей женщины в новом теле на небесах,
и это изображение расположено на одной из сторон саркофага, на двух других сторонах находятся сцена смерти и сцена новой жизни на небесах.
Сцена смерти – женщина завёрнута в ткань, а перед ней на подставке стоит сосуд для души, в могиле оставляли сосуд, в котором находилась душа умершего до вознесения на небеса,
большое количество сосудов именно такого предназначения хранится в музеях.
Сцена новой жизни души на небесах – обнажённая женщина играет на двойной дудке, то, что женщина обнажена, показывает её недавнее рождение.
Двойная дудка имеет глубокое смысловое значение, дуновение разделяется на две части, показывая рождение двух душ, согласно представлениям о новом рождении души
вместе с новым рождением земной души рождается и небесная душа и они вместе живут на небесах.
Две души соединяются в одно неразделимое целое, это предсталяли как слияние, считалось, что из погребального сосуда земная душа вливается в сосуд небесной души.
Погребальные сосуды
В глубокой древности сложились представления, что у человека главной является душа, которая живёт в его сердце.
Тело – это дом для души, она может свободно покидать его, но всегда возвращается, это похоже на птицу, которая может далеко улетать от гнезда, но всегда к нему возвращается.
Эти древние погребальные сосуды найдены на Кикладских островах (см. Рис.2).
Рис.2 Погребальные сосуды в виде птицы-души
Все эти сосуды выполнены в виде птицы, которая запрокинула голову и смотрит в небеса, эта символика показывает, что душа покидает тело и поднимается на небеса.
Земная душа рождается снова на небесах, соединившись с небесной душой, которая живёт в Солнце, это показывают круг с птицей-душой.
На погребальных сосудах используется числовая символика, поясняющая рождение двух душ, время создания небесного тела,
время рождения земной души и время рождения небесной души,
связь событий возрождения с полнолунием и другие особенности возрождения душ на небесах.
Если образ души – это птица, то символ её нового рождения – это яйцо (см. Рис.3).
Рис.3 Погребальные сосуды в виде яйца птицы-души
На этих погребальных сосудах изображено несколько кругов Солнца, число кругов связано с рождением двух душ в одном теле.
Символика нового рождения души в виде птицы или яйца развивалась от простых изделий времён архаики к великолепным изделиям классического периода (см. Рис. 4).
Рис.4 Развитие символики нового рождения души в виде птицы и яйца
Новорожденный человек голый, поэтому на боку птицы-души изображено обнажённое тело женщины, а между сосудами с птичьими яйцами расположены обнажённые фигурки детей.
Богатые люди заказывали прекрасные памятники, показывающие новое рождение (см. Рис. 5).
Рис.5 Обнажённое тело показывает новое рождение
Эти скульптуры показывают взрослых людей, их души прожили целую жизнь на земле и продолжают жизнь на небесах в теле в самом расцвете сил.
Слева женщина стесняется своей наготы, у нее душа взрослого человека, а не ребёнка, около её ног стоит пустой погребальный сосуд, душа покинула его и родилась в новом теле.
В центре обнажённая мужская фигура с погребальным сосудом в правой руке,
за головой расположен диск Солнца, который показывает жизнь души в Солнце,
на голову и плечи мужчины наброшена шкура льва, эта символика связывает новое рождение души мужчины с событиями священной истории,
когда произошло первое рождение души на небесах.
Впервые земная душа встретилась с небесной душой, когда Солнце было в созвездии Льва, затем вместе с Солнцем души покинули созвездие и лев остался без души,
он как-бы умер, что и показывает пустая шкура льва.
Справа обнажённая женская фигура, в правой руке она держит яйцо птицы-души,
а на ладони левой руки у неё сидит голый крылатый ребёнок, его крылья показывают душу, которая вселилась в новорожденное тело.
Лучи Солнца над головой женщины показывают связь событий возрождения с Солнцем.
Главные события священной истории и события возрождения души человека связаны с положением Солнца в созвездиях,
их нужно знать для понимания смысла изображений на погребальных изделиях и в древних храмах.
Символика созвездий
Три главных события возрождения души происходят в зодиакальных созвездиях: Льва, Овна и Тельца,
в начале возрождения земная душа поднимается к созвездию Льва и встречается там с небесной душой,
земная душа рождается в новом небесном теле, когда Солнце находится в созвездии Овна,
а небесная душа заново рождается, когда Солнце находится в созвездии Тельца.
Эти погребальные сосуды в виде льва показывают начало возрождения на небесах в созвездии Льва (см. Рис. 6).
Рис.6 Лев показывает начало возрождения душ
Символика нового рождения может быть отдельным символом в виде птицы, льва, барана или быка, а может состоять из нескольких символов или объединять их вместе.
Слева два простых изображения льва, а на третьем сосуде изображено несколько сцен.
Справа объединённая символика – крылатый лев с передней частью в виде тела человека.
Крылья птицы у льва показывают птицу-душу в созвездии Льва, обнажённая женская грудь у льва показывает, что здесь произошло зачатие нового небесного тела,
образом небесного тела является голова человека у льва.
Завершается возрождение душ на небесах через 9 месяцев после зачатия небесного тела, Солнце за это время переходит в созвездие Тельца,
это показывают изображения быков на погребальных сосудах (см. Рис. 7).
Рис.7 Бык показывает завершение возрождения двух душ
У сосуда слева два горла, одно закрыто и имеет вид головы быка, эта часть предназначена для небесной души, которая живёт в Солнце,
второе горло предназначено для земной души, которая будет рождена на небесах и вместе с небесной душой будет жить в Солнце.
На втором погребальном сосуде изображён бык, перед его рогами находится птица-душа, бык и птица покрыты изображениями звёзд, это означает, что они находятся на небесах.
На теле быка есть и другая символика, поясняющая события нового рождения души, прямо вдоль тела быка идет полоса, в её центре круг Солнца, а по его краям 12 волнистых линий,
которые показывают число месяцев, через которые повторяется положение Солнца в созвездиях.
У сосуда справа на поверхности изображены два быка, они показывают рождение двух душ, это могут показывать и другие парные образы, поясняющие события возрождения,
например, две птицы показывают две души, два льва или два птице-льва показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва.
Земная душа рождается раньше небесной души, это событие происходит, когда Солнце находится в созвездии Овна,
поэтому на древних погребальных сосудах встречаются изображения баранов (см. Рис. 8).
Рис.8 Баран показывает новое рождение земной души
Погребальный сосуд слева выполнен в виде барана, а ритон справа – в виде головы барана.
Сосуд между ними представляет собой объединение символов, форма сосуда в виде яйца показывает новое рождение птицы-души, на поверхности сосуда изображён крылатый баран,
его крылья показывают, что душа находится в созвездии Овна, морда барана похожа на лицо человека, это означает, что в созвездии Овна душа рождается в новом теле человека.
Погребальные сосуды самые многочисленные, потому что в каждой могиле обязательно оставляли сосуд для души,
но, конечно, эта же символика возрождения изображена и на памятниках (см. Рис. 9).
Рис.9 Надгробия с символикой нового рождения души
Слева в центре надгробия птица-душа вышла из погребального кувшина, слева от кувшина расположена голова барана с птицей под ней, справа – голова человека с рогами барана.
На втором надгробии по углам находятся головы с рогами барана и птицей-душой под ней, между ними птица держит змею, под ними расположен венок, а под ним ещё две птицы.
Змеи рождаются из яиц, как и птицы, весной змеи выползают из-под земли и откладывают яйца, это похоже на то, как душа выходит из могилы для нового рождения,
в символике возрождения образ змеи показывает подъём яйца птицы-души на небеса.
На надгробии справа круг Солнца показывает связь нового рождения души с Солнцем, а птица с яйцом в клюве показывает новое рождение птицы-души.
События возрождения связаны и с другими созвездиями, так в созвездии Пса земная душа ждёт создания своего небесного тела, а оно рождается, когда Солнце находится в созвездии Рыб,
поэтому в символике возрождения используются изображения псов и рыб.
Самым редким в погребальной символике является указание на созвездие Скорпиона, изображение скорпиона – это символ смерти тела,
священная история первого возрождения начинается задолго до встречи двух душ в созвездии Льва,
смерть наступила за 9 месяцев до этого, когда Солнце было в созвездии Скорпиона.
Такие геммы с изображением скорпиона клали вместе с телом покойного (см. Рис. 10).
Рис.10 Погребальные геммы с изображением скорпиона
На этих трёх геммах показана смерть тела и возрождение души.
Слева на гемме изображены скорпион, лев и звезда с семью лучами, скорпион показывают смерть тела на земле,
лев показывает встречу двух душ в созвездии Льва и зачатие небесного тела, семь лучей показывают время создания небесного тела.
На второй гемме образ скорпиона показывает смерть тела, а звезда с восемью лучами показывает новое рождение земной души в небесном теле на восьмой месяц после начала возрождения.
На третьей гемме скорпион показывает смерть тела, а человек с короной с семью лучами показывает рождение небесного тела на седьмой месяц.
До рождения в небесном теле земная душа не может находиться вместе с небесной душой в Солнце,
поэтому в ожидании рождения небесного тела земная душа находится в незодиакальном созвездии Пса,
поэтому изображения псов встречаются на памятниках и на погребальных сосудах.
Символика была одинакова и в древности и в классический период, это хорошо видно по изображениям на погребальных сосудах (см. Рис. 11).
Рис.11 Пёс служит указанием на созвездие Пса
Погребальный сосуд слева относят к временам очень глубокой древности, на нём частично сохранились изображения быка, человека и двух псов.
Бык указывает на созвездие Тельца, человек служит изображением нового тела для души, пёс указывает на созвездие Пса, а два пса показывают участие двух душ в возрождении.
На втором сосуде изображён пёс, по краям устья сосуда выдаются две головы баранов, пёс показывает ожидание душой создания небесного тела,
а баран показывает рождение земной души в небесном теле в созвездии Овна, два барана показывают соединение двух душ в созвездии Овна.
Справа ритон в виде головы пса, на видимой поверхности обнажённая крылатая фигура, которая показывает недавнее рождение души в новом теле,
кажущееся странным сочетание женской груди и мужского полового органа показывает соединение мужской небесной души и земной души женщины.
Ещё одним редко используемым созвездием в символике возрождения является созвездие Бегемотихи, на небесной сфере оно находится вблизи северного полюса.
Вынашивание небесного тела на небесах связывали с созвездием Бегемотихи, по-видимому, её большой живот напоминал живот беременной женщины,
кроме того, срок беременности у бегемотов такой же, как время создания нового тела на небесах.
Образ созвездия Бегемотихи встречается редко, по-видимому, вид и особенности этого животного не были известны большинству людей (см. Рис. 12).
Рис.12 Образы созвездия Бегемотихи
Слева погребальный сосуд в виде соединения тела бегемота с обнажённым телом женщины, которое показывает рождение человека, тело которого вынашивала звёздная Бегемотиха.
Посередине изображение Бегемотихи на одной из сторон памятника с древнего кладбища.
Справа крышка саркофага, на которой лежит каменный лев, а перед ним расположена голова Бегемотихи,
лев – это образ созвездия Льва, в котором встретились две души и произошло зачатие небесного тела, а Бегемотиха – это образ созвездия, с которым связывали вынашивание небесного тела.
Этот набор гемм показывает основные события первого возрождения души (см. Рис. 13).
Рис.13 Древние геммы с описанием событий первого возрождения души
Слева созвездие Скорпиона, в котором находилось Солнце, когда наступила смерть тела в истории первого возрождения.
Дальше созвездие Льва, на льве сидит человек, а над ним летит небесная душа в образе крылатого коня, использование образа коня связано с желанием передать движение Солнца,
египтяне показывали это с помощью корабля, а другие народы использовали образ коня или колесницы Солнца.
Третья гемма показывает созвездие Пса, к которому возносятся души в ожидании создания своего небесного тела.
Четвертая гемма показывает скорпиона, барана и серп месяца, скорпион показывает смерть земного тела, а баран показывает рождение земной души в небесном теле,
события возрождения души связаны с фазами Луны, что и показывает серп месяца.
На пятой гемме изображена большая крылатая обнажённая женщина, которая убивает быка, а перед ней на постаменте стоит маленький человек.
Эта сцена показывает освобождение души из тела созвездия Тельца,
бык без души мертв, небесная душа теперь может родиться заново вместе с земной душой в новом теле, человек на надгробии показывает возрождение умершего человека.
На гемме справа два крылатых голых ребенка держат диск Солнца с лицом человека внутри, здесь показано новое рождение двух душ,
возрождение Небожителя и рождение вместе с ним нового Солнца.
Помимо образов созвездий в погребениях изображали животных или растения, которые хорошо подходили для пояснения возрождения душ на небесах.
Вспомогательная символика
Египтяне часто изображали лотос и папирус, а из животных использовали изображения сокола, ибиса, антилопу, бабуина, а иногда и других животных.
Время цветения и особенности лотоса и папируса хорошо подходят для пояснения возрождения, голубой лотос выходит из-под воды и встречает Солнце,
время цветения лотоса в Древнем Египте совпадало с временем рождения души Осириса в небесном теле, подъём лотоса на поверхность соответствовал вознесению души,
а встреча с Солнцем показывала соединение души Осириса с небесной душой Ра, живущей в Солнце, цветы лотоса лежали в гробнице Тутанхамона, показывая возрождение его души на небесах,
цветение папируса приходится на время, когда полностью завершается возрождение земной и небесной душ на небесах.
Средиземноморской сокол – это образ птицы-души Осириса, время рождения его птенцов приходится на время, когда душа Осириса родилась в своем новом теле.
Птица ибис откладывает яйца после дня весеннего равноденствия и высиживает их 28 дней, это полный цикл Луны от новолуния до полнолуния.
Египтяне связывали рождение птенцов ибиса с рождением души Осириса в небесном теле, само небесное тело рождается в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия,
а душа рождается в небесном теле в следующее полнолуние.
Египетская антилопа была выбрана, чтобы показать период времени от встречи двух душ до нового рождения небесной души,
время от начала гона до рождения теленка у антилоп совпадает с периодом времени в священной истории первого возрождения.
У бабуина голова собаки, а тело почти человеческое, египтяне использовали образ бабуина, чтобы показать преобразование из тела пса в тело человека,
пока душа находилась в созвездии Пса, она имела вид пса, а по мере приближения к завершению создания небесного тела душа принимала человеческий образ.
Особенности египетских растений и животных неизвестны за пределами Египта и смысл их образов большинству людей непонятен,
поэтому в греко-римской символике возрождения образы египетских растений и животных встречаются редко, их заменяют образы местных растений и животных с такими же свойствами,
но основная звёздная символика была одинакова с древне-египетской (см. Рис.14).
Рис.14 Символика возрождения на стенке саркофага
На видимой стенке саркофага слева колесница Солнца с двумя конями, в передней части у коней человеческое тело,
на первом коне едет крылатый голый ребёнок, а рядом фигура, указывающая на цветущее дерево, внизу лежит юный лев и стоит корзина со змеёй внутри.
В созвездии Льва совершается зачатие нового тела для души, голый ребёнок – это образ нового небесного тела, крылья за его спиной показывают, что в теле родилась птица-душа,
змея, вылезающая из погребального сосуда, несёт яйцо птицы-души на небеса для её нового рождения.
Два человека-коня разные – на переднем плане с бородой – старый, левой рукой он держит арфу,
а за ним расположен чуть впереди без бороды – молодой, он дует в двойную дудку, человек-конь – это образ Небожителя, чья небесная душа движется в Солнце,
два разных образа показывают обновление Небожителя, который возрождается вместе с возрождением земной души, двойная дудка передает смысл двух душ,
дух и дуновение выражались одним словом, ребёнок касается левой рукой правого плеча человека-коня с бородой, левая сторона связана с земной душой,
потому что душа живет в сердце, расположенном в левой части груди, а правая сторона связана с небесной душой, потому что при соединении двух душ небесная душа оказывается с правой стороны.
Между тел коней расположена голова барана, она показывает соединение земной души с небесной душой в созвездии Овна, впереди лежит пустой погребальный сосуд,
змея уже доставила яйцо птицы-души на небеса, сцена около сосуда показывает изменение образа Небожителя, слева он старый, а справа он молодой.
В правой части большой крылатый ребенок едет на большом льве, перед ним такая же корзина со змеёй, как и под ногами солнечного коня в левой части, перед львом расположена готовая к зачатию мужская фигура с копытами вместо ступней.
Эта сцена описывает завершение возрождения небесной души, она более значима, поэтому ребёнок и лев большего размера.
Вернёмся на левую сторону саркофага, там в колеснице Солнца стоит невысокий человек с головой обезьяны в обнимку с высоким молодым человеком,
эта сцена показывает преобразование небесного тела.
Из-за того, что изображён не бабуин, а просто обезьяна, кажется непонятным использование этого образа.
Чтобы смысл символики возрождения души не терялся, на греко-римских надгробиях старались использовать образы растений и животных,
особенности строения и цветения которых были хорошо известны (см. Рис.15).
Рис.15 Плиты с изображением артишока
На надгробных плитах обычно изображали несколько сцен, одна сцена показывает смерть тела, другая – вознесение души и жизнь души в новом теле на небесах.
На первой слева плите изображены дерево и колонна, они разделяют пространство на три сцены.
Справа находится сцена смерти, там лежит тело умершей женщины, слева от неё колонна, состоящая из разделенных цветками трех частей,
наверху стоит сосуд с тремя опорами, из колонны вправо выходят два длинных рога.
Левее сцена вознесения души и зачатия нового тела – женщина поднимается из могилы, перед ней стоит мужская фигура с головой женщины,
фигура опирается локтём правой руки на ствол дерева, а в левой руке держит стебель с цветком артишока,
к нему направлены руки женщины, по которым ползут две змеи, ствол дерева разделён на две ветви, эти ветви тоже раздваиваются, но наверху образуют единую крону, у основания дерева лежит лев.
На самом левом краю изображена сцена, где женщина держит левой рукой переднюю половину лани, взгляд её направлен на крону дерева, женщина стоит на кончиках пальцев, она невесома и возносится к небесам.
Все элементы сцен имеет смысловое значение, поясняющее возрождение души на небесах.
Лев указывает на начало возрождения души в созвездии Льва, там встречаются две души – земная и небесная, две змеи несут два яйца для рождения двух душ.
Цветок артишока показывает период времени от начала до завершения возрождения, у этого растения период цветения очень длительный и приходится точно на время основных событий возрождения души на небесах,
завершение возрождения показывает передняя половина лани.
Три части одной колонны с цветками служат символами трёх последовательных рождений, две души получают новое рождение в рождённом на небесах теле.
Обнажённый мужской половой орган у фигуры в центральной сцене показывает зачатие небесного тела, зачатие совершает небесная душа,
соединённая с душой умершей женщины, поэтому у полового органа небольшой размер, а голова у мужчины женская.
На второй плите три женские фигуры описывают смерть земного тела и возрождение души на небесах.
Слева женская фигура правой рукой занесла меч над своей шеей – так показана смерть, в левой руке она держит заднюю половину тела лани.
Вторая женская фигура держит правой рукой переднюю половину лани, а левой рукой держит высокий стебель с цветком артишока,
одежда женщины словно под напором ветра открыла грудь, все тело женщины устремлено вверх – так показано вознесение на небесах,
период времени от начала гона до рождения телят у ланей такой же, как время создания небесного тела, поэтому лань в символике возрождения показывает период времени создания небесного тела,
задняя часть лани показывает начало, передняя часть лани – завершение, заднюю часть женщина держит левой рукой, а переднюю – правой рукой,
соединение двух половин лани приводит к соединению левого и правого, то есть к соединению земной души и небесной души.
Третья женская фигура держит левой рукой диск, ее правая рука направлена вверх – так показано завершение возрождения души и жизнь возрождённой души на небесах в Солнце.
У третьего образа возрождённой женщины на ногах есть обувь и есть у первого образа женщины до возрождения, а у второго образа возносящейся на небеса женщины обуви нет,
так показано, что это душа, которая невесома и ей обувь не нужна.
Любопытно, что при раскопках в могилах часто находят зеркала,
которые поясняют возрождение души, у самой души нет ни веса, ни тени, ни отражения, а после рождения в новом теле они появляются (см. Рис.16).
Рис.16 Зеркало показывает рождение души в небесном теле
У зеркала слева рукоять в виде тела обнажённой женщины, которая стоит на льве, на ногах женщины надеты сандалии, над головой женщины диск, из которого выходят два стебля растения,
на конце каждого растения находится цветок с круглым плодом внутри, на нём сидит птица-душа с головой человека, два пальца правой руки женщины направлены вверх, указывая на плод.
Лев показывает начало возрождения душ в созвездии Льва, обнажённая женская фигура показывает зачатие нового тела в созвездии Льва, две птицы – две души,
которые встречаются в созвездии Льва и совершают зачатие небесного тела, два растения с плодами показывают рождение двух душ,
сандалии показывают появление веса после рождения души в своём новом теле, жест с двумя пальцами – средним и указательным показывает соединение двух душ,
само зеркало показывает появление отражения после рождения души в новом теле.
Рукоять второго зеркала выполнена в виде женщины с птицей в руке, она стоит на круглом основании с ножками в виде коровьих копыт, над головой женщины находится диск,
с двух сторон от него две крылатые фигуры касаются рукой головы женщины, над ними расположен диск зеркала, на его вершине сидит птица-душа с женским телом,
слева от неё расположена фигурка льва, а справа – фигурка пса.
Лев и пёс указывают на созвездия Льва и Пса, с которыми связано начало возрождения души, а коровьи копыта указывают на созвездие Тельца,
где завершается возрождение душ на небесах, две одинаковые голые крылатые фигуры показывают рождение двух душ-близнецов в одном теле.
Души совершают зачатие небесного тела без использования мужского полового органа, в символике возрождения это показывает образ крокодила,
у крокодилов половой орган не виден, как будто его нет, а зачатие происходит очень быстро, это подметили египтяне, а от них этот образ попал к другим народам (см. Рис.17).
Рис.17 Образ крокодила показывает «непорочное» зачатие
Справа каменная надгробная плита с крокодилом наверху, этот образ показывает, что зачатие небесного тела для души человека произойдёт без использования полового органа.
Слева погребальное изделие в виде лапы льва, которая опирается на тело крокодила, на конце лапы цветок, над которым поднимается обнажённый человек с крыльями птицы.
Нижняя часть показывает, что в созвездии Льва душа совершила зачатие своего небесного тела без использования полового органа,
верхняя часть показывает рождение нового тела и вселение в него птицы-души, тело голое, значит оно только что родилось, а крылья птицы за спиной показывают душу в новом теле.
Следующее изделие в виде крокодила с передней частью в виде голого ребёнка в двойном головном уборе в виде колпака Осириса,
вставленного в шапку Ра, крокодил показывает зачатие без использования полового органа.
Голый ребёнок является образом возрождённого Небожителя, его двойной головной убор показывает соединение земной души человека с небесной душой Небожителя.
Напомню, что земная душа сама зачать небесное тело и родиться в нём не может, для этого ей нужна помощь Небожителя,
душа которого соединяется с земной душой, поэтому при возрождении земной души возрождается и душа Небожителя, и старый Небожитель снова становится молодым.
В символике возрождения Небожитель может быть показан по-разному, далее рассмотрим возможные образы Небожителя.
Образы Небожителя
Небожитель может быть изображён и в виде небесной птицы-души, и в образе молодого человека, и в виде старого человека с большой бородой (см. Рис.18).
Рис.18 Небожитель в виде птицы и в виде человека
Слева погребальное изделие имеет вид большой птицы с телом человека, которая обхватила лапами и руками молодого человека в колпаке,
большая птица – это душа Небожителя, голый человек – это рождённое на небесах тело, птица обхватила его,
потому что небесная душа рождается вместе с земной душой в одном теле и Небожитель получает на время образ возрождённого человека.
Следующее погребальное изделие показывает двух мужчин, справа старый мужчина с большой бородой, а слева молодой человек с зеркалом в правой руке,
старый мужчина – это образ Небожителя до возрождения, его лохматая борода служит образом лучей Солнца, в котором живёт душа Небожителя,
слева молодой человек – это образ возрождённого человека и Небожителя,
зеркало показывает появление отражения после рождения души в новом теле.
Следующее погребальное изделие выполнено в виде львиной лапы, которая заканчивается растением с торчащими в стороны листьями,
а над ним верхняя часть тела голого старого человека с очень большой головой и бородой, эта символика показывает начало возрождения души Небожителя в созвездии Льва.
Небожитель не имеет определённого образа, но может принять любой, его изображали и в виде человека, и в виде птицы, и в виде диска Солнца (см. Рис.19).
Рис.19 Разные образы Небожителя
На постаменте надгробия слева образом Небожителя является лохматый человек с бородой, по краям надгробия крылатые львы с головой человека показывают,
что две птицы-души встретились в созвездии Льва и совершили зачатие небесного тела, на передней грани изображено высокое дерево, рядом с ним находится лань,
которой что-то протягивает женщина.
Следующий памятник выполнен в виде мужчины с головой птицы, этот образ Небожителя показывает рождение души в небесном теле.
Следующий памятник показывает сидящего на троне мужчину с бородой, рядом с ним лев с двумя дополнительными головами, неясно, это две змеи или два пса, мужчина положил правую руку на голову льва,
мужчина с бородой – это образ Небожителя, лев показывает начало возрождения в созвездии Льва, правая рука указывает на небесную душу, если у льва головы змей, то они показывают,
что змеи доставили два яйца для нового рождения двух птиц-душ, если это головы псов, то они показывают продолжение, когда в созвездии Пса душа ждёт создания небесного тела.
Дальше показаны два образа Небожителя, сверху старый, его круглое лицо служит образом Солнца, в котором живёт душа Небожителя, рога барана показывают,
что изменение облика Небожителя связано с рождением земной души на небесах созвездии Овна, внизу на урне с прахом изображён образ молодого Небожителя,
у него на голове крылья птицы, они показывают, что это душа, ещё на голове две змеи, они доставили два яйца для рождения двух душ,
по обе стороны урны два голых ребёнка держатся рукой за крылья на голове Небожителя, один держится правой рукой, а другой – левой,
голое тело показывает его рождение, левая и правая руки соединяют в земную и небесную души, а то, что два ребёнка одинаковые показывают, что души-близнецы рождаются в одном теле.
Далее рассмотрим разнообразие погребальных сосудов и начнём с такого вида, как кувшин.
Кувшин
Формы древних погребальных сосудов очень разные, но на всех сосудах изображена символика возрождения души (см. Рис.20).
Рис.20 Кувшин
На поверхности этого кувшина нанесены три круга, разделяющие четыре ряда изображений.
В нижней части изображены лучи Солнца, но, возможно, что это лепестки цветка показывают рождение.
Во втором ряду изображены лев и пёс, между ними кружки из 9 точек показывают 9 месяцев возрождения душ на небесах,
лев и пёс – это образы созвездий Льва и Пса, в которых начинается возрождение души на небесах.
В самом широком ряду изображены два льва, кабан и бык, два льва показывают встречу двух душ в созвездии Льва, бык указывает на созвездии Тельца,
где завершается возрождение на небесах, образ кабана поясняет раздельное рождение двух душ, у кабанов потомство рождается с разницей в один месяц также, как это происходит на небесах.
В самом верхнем ряду изображены два льва и кабан.
Другим видом погребальных сосудов являются лампады.
Лампады
Возрождённые души живут на небесах вместе с небесной душой в Солнце и могут приходить и уходить через огонь,
поэтому в храмах и на кладбищах для встречи с душой используется огонь лампад.
Лампады оставляли в могиле, чтобы помочь душе возродиться и войти в огонь Солнца, поэтому на многих лампадах нанесена символика возрождения (см. Рис.21).
Рис.21 Лампады
В верхнем ряду на лампаде слева изображены лев и бык, они показывают созвездия, с которыми связаны начало и завершение возрождения душ на небесах.
На следующей лампаде птица и лев показывают начало возрождения птицы-души в созвездии Льва.
На третьей лампаде пёс и баран показывают созвездия Пса и Овна, в созвездии Пса душа человека ждёт завершения создания небесного тела,
в созвездии Овна душа рождается в небесном теле.
На четвёртой лампаде голый Небожитель с лошадиным хвостом и бык показывают новое рождение небесной души Небожителя в созвездии Тельца.
В нижнем ряду на лампаде изображены лев и пёс, лев показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва,
а пёс показывает, что земная душа ждёт в созвездии Пса рождения своего небесного тела,
изображение цветка между львом и псом показывает, что рождение состоялось.
На следующей лампаде две одинаковые крылатые обнажённые фигуры показывают рождение двух в одном небесном теле.
На третьей лампаде изображены лев и лань, лев показывает начало возрождения в созвездии Льва, а лань поясняет период времени создания небесного тела.
На четвёртой лампаде изображены три цветка, они показывают тройственность рождения на небесах, когда рождается небесное тело и затем две души в нём.
Большинство погребальных сосудов имеют круглую форму, которая указывает на жизнь возрождённой души в Солнце, одним из таких сосудов является плоская чаша.
Плоские чаши
На внутренней поверхности погребальных сосудов в виде плоской чаши обычно изображена символика возрождения (см. Рис.22).
Рис.22 Плоские чаши
На первой слева чаше изображено Солнце, а внутри изображена крылатая фигура возрождённой души, которая едет на солнечном коне по небесам.
На второй чаше два ряда, на внешнем ряду изображены: скорпион, две змеи, два пса и три птицы, две из них одинаковые, одна изображена с поднятыми крыльями,
готовая лететь, на внутреннем ряду изображены четыре пса, человек, заяц и полумесяц.
Скорпион показывает смерть, увязывая её с событиями священной истории первого возрождения души на небесах, две змеи несут яйца двух птиц-душ для их нового рождения,
парные фигуры змей, псов и птиц показывают участие двух душ, птица с поднятыми крыльями летит на небеса, показывая, что это описание возрождения одной души,
таким образом, внешний ряд описывает смерть тела и начало возрождения души,
внутренний ряд описывает рождение души в новом теле, фигура человека – это новое небесное тело.
Все события возрождения связаны с фазами Луны, полумесяц показывает новолуние, а заяц указывает на полнолуние, это связано с тем,
что первых зайчат находили весной в полнолуние и эта символика используется до сих пор в в образе «пасхального зайца».
На третьей чаше изображён круг Солнце с лучами, внутри круга изображена коне-птица, на которой едет человек, конь-птица показывает птицу-душа,
которая находится в Солнце и движется вместе с ним, человек показывает завершение создания небесного тела.
Символика возрождения души может быть изображена и на внутренней и на внешней частях погребальных чаш (см. Рис.23).
Рис.23 Символика возрождения души на обоих поверхностях
На внешней поверхности чаши изображён ряд козлов, это вспомогательная символика такая же, как лань,
она используется для пояснения периода создания небесного тела, кроме того, такая особенность этих животных, как борода у козы,
подходит для пояснения совмещения женского и мужского в одном теле.
Внутри сосуда в центре изображён круг Солнца, вокруг которого находятся изображения животных и птиц, образующих две сцены.
Первая сцена – лев и птица идут к крылатому льву с телом человека, так показано начало возрождения,
когда птица-душа поднимается к созвездию Льва и там совершается зачатие небесного тела.
Вторая сцена – лев, птица, пёс и кабан показывают развитие событий: из созвездия Льва душа перешла в созвездие Пса, где ждала завершение создания нового небесного тела,
кабан показывает раздельное рождение двух душ в небесном теле с разницей в один месяц.
Две одинаковые головы, возвышающиеся над ободом сосуда, показывают рождение двух душ-близнецов в одном теле и жизнь двух душ в Солнце,
сосуд был повреждён, вторая голова восстановлена, причем ошибочно расположена лицом от круга Солнца.
Качество и художественный уровень погребальных изделий становились всё лучше и лучше и достигли очень высокого художественного уровня.
Чёрнолаковая керамика
Покрытие чёрным лаком поверхности погребальных сосудов намного улучшило восприятие символики возрождения (см. Рис.24).
Рис.24 Чёрнолаковая керамика
На первом сосуде слева изображена голая женщина-мужчина с крыльями за спиной, она смотрит на своё отражение в зеркале, которое держит в левой руке,
всё тело голое, но на ногах есть обувь, выше изображено вьющееся растение, похожее на плющ.
Образ обнажённой женщины-мужчины показывает рождение земной женской души вместе с небесной мужской душой в одном теле,
крылья за спиной показывают, что душа живет в новом теле, зеркало показывает появление отражения после нового рождения души, левая рука показывает, что родилась земная душа,
обувь показывает появление веса, сама душа невесома и ей обувь не нужна, вечнозелёный плющ показывает вечную жизнь на небесах.
На втором сосуде голый человек с венком на голове, по-видимому, это образ возрождаемой женщины, едет на крылатом льве,
у льва голова птицы, но уши коня, в левой руке у женщины цветущее растение.
Птице-льва встречает женщина в длинном платье с круглой чашей в правой руке, левой рукой держит что-то, похожее на крюк.
Крылатый птице-лев показывает, что душа вошла в созвездие Льва, голая женщина на птице-льве служит образом нового небесного тела,
левая рука с цветущим растением показывает возрождение земной души.
Женщина в длинном платье является образом умершей женщины, она хочет поймать крюком новое небесное тело,
для возрождения земной души нужно слияние с небесной душой, круглая чаша предназначена для слияния душ.
На третьем сосуде изображено круглое лицо человека с клыками и высунутым языком, вокруг головы равномерно распределены 28 змей, половина змей направлена в одну сторону,
другая половина змей направлена в другую сторону.
Круглое лицо – этот один из образов Небожителя, чья душа живёт в Солнце, 28 змей составляют полный лунный цикл, 8 зубов между клыками показывают время возрождения земной души,
12 зубов вместе с клыками поясняют полный солнечный цикл, а вместе с нижним рядом число зубов показывает время до полнолуния.
На четвёртом сосуде изображены две женщины, одна протягивает другой голого ребенка, другая передает ему маленький огонёк.
Голый ребёнок показывает рождение нового тела, маленький огонёк показывает переход души в огонь Солнца для завершения возрождения.
Большинство погребальных сосудов небольшие и на них нанесены отдельные образы или показаны простые сцены, но в погребениях находят и большие погребальные сосуды
и сосуды сложной формы.
Большие погребальные сосуды
На поверхности больших погребальных сосудов изображали несколько сцен, описывающих события возрождения (см. Рис.25).
Рис.25 Большие погребальные сосуды
На каждой стороне между ручками большого погребального сосуда может быть изображено несколько сцен.
Слева на поверхности сосуда изображены две сцены: первая сцена – две крылатые фигуры, одна голая, другая одетая, они несут тело женщины к Солнцу, под ними три фигуры,
одна большая и две маленькие; вторая сцена – домик, в нём трон, на троне сидит большая женщина, а внизу у трона сидит та же женщина, но меньшего размера.
Первая сцена показывает смерть земного тела женщины и начало возрождения её души – две крылатые фигуры показывают две души, которые встречаются в начале возрождения,
двое детей внизу показывают рождение двух душ, большой человек с протянутыми руками, встречающий женщину, – это Небожитель.
Вторая сцена показывает жизнь возрождённой души женщины на небесах вместе с Небожителем, поскольку его небесная душа родилась в женском теле,
Небожитель на время получил женский образ.
На второй стороне сосуда изображены два домика, в первом домике слева стоит большой сосуд, рядом с домиком находится одетая фигура, на крыше домика сидят две птицы,
во втором домике стоит длинный диван, на нём сидит мужчина с бородой, у него в правой руке трость с крылатой фигурой на вершине, правее сидит женщина,
у неё на голове пара крылатых коней, рядом с ней стоит голый молодой человек с крыльями птицы, правее дивана стоит эта же женщина, здесь она одна.
Вторая часть сосуда показывает, что душа возрождённой женщины живёт на небесах с небесной душой Небожителем, их души стали одним целым,
два крылатых коня показывают две души, едущие по небесам в колеснице Солнца.
Справа второй великолепный погребальный сосуд сложного строения с двумя ручками и двумя головами по краям и еще с одним сосудом на высокой ножке.
На видимой части изображена большая чаша, на которой стоит небольшая фигура женщины-мужчины с крыльями за спиной, в руках у женщины-мужчины плоская чаша,
по обе стороны большой чаши находятся две обнажённые женщины, женщина слева протягивает женщине-мужчине яйцо, которое держит левой рукой,
правой рукой она опирается на большую чашу, за её спиной сидит птица в клетке, а у её ног стоит кувшин, тело второй женщины развернуто от большой чаши,
но голова повернута к ней, она смотрит в зеркало, которое держит в правой руке, в левой руке она держит плоскую чашу.
Все три фигуры описывают возрождение одной женщины, поэтому лица у них одинаковые, большая чаша – это образ небесной чаши, куда вливаются земные души,
яйцо в левой руке первой женщины показывает новое рождение земной птицы-души, зеркало в руках второй женщины показывает появление отражения после рождения души в небесном теле,
символика левой и правой рук показывает соединение земной души с небесной душой, образ женщины-мужчины показывает рождение в одном теле женской и мужской душ.
На обеих сторонах небольших погребальных сосудов тоже могли изобразить пару сцен, но на больших сосудах встречается нагромождение сцен.
Большой и малый погребальные сосуды
Смысл символики возрождения на сосудах одинаковый, но количество сцен разное (см. Рис.26).
Рис.26 Сцены на поверхности большого и малого сосудов
На первом сосуде на первой стороне изображён памятник умершему, над памятником расположены голый мужчина и пёс,
около памятника расположено дерево, голый мужчина и собака находятся у вершины дерева, вокруг памятника большое количество разных фигур.
Расположение голого мужчины и пса у вершины дерева показывают, что это небесный пёс и небесное тело, голое тело означает,
что тело родилось и душа из созвездия Пса может войти в своё новое тело.
Множество фигур поясняет особенности возрождения, но их сложно воспринимать из-за нагромождения одной фигуры на другой.
На второй стороне сосуда на кресле сидит голый мужчина большого размера, а над ним находится кресло меньшего размера, на нём сидит крылатый голый мужчина,
большой мужчина держит плоскую чашу, к нему наклонилась женщина и наклонила кувшин над чашей, женщина находится слева, а справа стоит большой голый мужчина,
за его головой находится большой сосуд.
Эта сцена показывает слияние душ на небесах и новое рождение Небожителя, здесь тоже плохо воспринимается нагромождение фигур.
На втором сосуде всё проще, на одной стороне изображено надгробие, перед ним памятник Небожителю в виде головы человека с бородой, несмотря на то,
что это памятник, у него огромный половой орган, на котором сидит большая птица, она касается клювом рта Небожителя.
Смысл сцены понятен, здесь показано зачатие Небожителем нового тела для птицы-души.
На второй стороне сосуда юноша уходит от памятника Небожителю и, обернувшись, касается правой рукой полового органа Небожителя,
но этот орган небольшого размера, юноша держит в левой руке что-то, похожее на большую корону с тремя треугольными лучами.
На этой стороне сосуда сцена тоже понятна, здесь показано завершение создания небесного тела.
Небольшое количество сцен воспринимается легче, видимо, поэтому на многих больших погребальных сосудах использована только одна сторона.
Изображения сцен только на одной стороне
Одна из сторон сосуда занята изображением цветов с числовой символикой, а на другой изображена сцена возрождения на небесах (см. Рис.27).
Рис.27 Использование одной стороны сосуда
На сосуде слева женщина стоит на небесной лестнице и указывает своей правой рукой на погребальный сосуд, справа от лестницы поднимается вверх длинное растение,
показывая подъём на небеса.
Выше лестницы эта же женщина летает в небесах, она показана меньшего роста с крыльями и с голым телом, она касается левым крылом лестницы,
показывая ее связь с женщиной на лестнице, внизу по обе стороны от лестницы изображено еще пять женских фигур, слева от лестницы три, а справа две,
в левой части наверху на уровне женщины с крыльями расположен мужчина с бородой, ноги у него от барана, на плечи накинута львиная шкура.
Мужчина – это Небожитель, львиная шкура показывает, что душа покинула созвездие Льва, бараньи ноги указывает на созвездие Овна,
где земная душа рождается в небесном теле, женщина с крыльями – это небесное тело, в которое вселилась душа, остальные фигуры поясняют развитие событий,
а их числовая символика поясняет особенности возрождения двух душ.
На втором сосуде изображена сидящая в кресле женщина с арфой в правой руке, прямо над ней летает она же, только голая, маленькая и с крыльями,
женщина в кресле изображена еще три раза, слева от кресла она дует в двойную дудку, справа она держит правой рукой ларец, а левой рукой – арфу,
за её спиной стоит такая же женщина, но её руки спрятаны под одеждой, между головами женщин справа изображён крест.
Разделение на две части одного дуновения у женщины справа показывает двойную душу,
две арфы в правой и в левой руках поясняют соединение левого и правого при возрождении двух душ на небесах,
то есть земной души, которая живёт в сердце в левой части груди, и небесной души, которая при рождении в том же небесном теле оказывается справа,
круг в руках крылатой женщины показывает жизнь души на небесах в Солнце.
Смысл символики возрождения всегда одинаковый, но построение сцен на погребальных сосудах разное.
Разнообразие сцен
Погребальные сосуды расписывали разные художники и в разное время, поэтому сцены возрождения они изображали по-разному (см. Рис.27).
Рис.28 Разнообразие сцен на погребальных сосудах
На первом сосуде слева изображена сцена, показывающая как душа входит в своё новое тело.
На втором сосуде показано рождение нового тела – стоящая по пояс в могиле женщина передаёт новорожденного ребёнка, за спиной женщины стоит Небожитель и наблюдает за рождением тела.
На третьем сосуде изображён обнажённый молодой мужчина с мечом в правой руке, левой рукой он держит голову обнажённой женщины, которая обнимает себя же,
но стоящую на постаменте, у основания лежит пустой погребальный сосуд, выше справа за головой мужчины эта же женщина сидит на небесах,
у мужчины на голове два больших пера, а перед головой находится диск Солнца.
Сцена описывает возрождение женщины, Небожитель поймал новое небесное тело, два пера на его голове показывают встречу двух чистых душ, а диск Солнца показывает жизнь душ на небесах в Солнце.
На четвёртом сосуде изображены две большие птицы с головой человека, их крылья имеют вид «глаза Гора», между ними вьётся лоза, на ней три грозди,
выше на сосуде человек сидит на кресле, по обе стороны от него два «глаза Гора».
Две птицы – это две души, которые встречаются на небесах для зачатия нового тела, виноград самоопыляем и показывает самозачатие небесного тела,
три грозди поясняют тройственность рождения на небесах, «глаз Гора» – это своеобразная окраска у глаза средиземноморского сокола,
его образ указывает на время возрождения земной души,
у этих птиц время рождения птенцов совпадает с временем возрождения на небесах.
Изображения на тёмном фоне воспринимаются лучше, цвет не отвлекает от смысла, что хорошо видно по чёрно-белым снимкам.
Чёрно-белые фотографии погребальных сосудов
Изображения на чёрно-белых фотографиях выглядят более чёткими (см. Рис.29).
Рис.29 Черно-белые фотографии погребальных сосудов
Слева на сосуде изображена сцена взвешивания двух душ на весах, чтобы земная душа могла родиться вместе с небесной душой в одном теле, она должна быть такой же чистой,
как небесная душа, над весами расположен диск Солнца, в нём живут души в небесах, под весами на столике лежит большое яйцо, из него заново родиться птица-души.
Сцена на втором сосуде показывает несколько женщин с погребальными сосудами, которые поднимаются и выливают их в большой сосуд,
около ног женщины, которая стоит внизу находится пёс, а перед ним обнаженный молодой мужчина с тростью, над телом пса изображен диск и такой же диск находится над сосудом,
справа от женщины внизу поднимается стебель растения, на каждой стороне у него по 7 листьев и наверху еще один.
Эта сцена показывает, как души людей их погребальных сосудов вливаются в большой сосуд небесной души, голый молодой человек – это новое тело, пёс показывает ожидание душой создания небесного тела в созвездии Пса,
7 листьев показывают 7 месяцев создания небесного тела, 14 листьев по обе стороны указывают на время полнолуния, на небесах рождение всегда происходит в полнолуние,
диски показывают связь возрождения с Солнцем, 2 диска показывают рождение двух душ.
На третьем сосуде изображён постамент, на котором стоит большой кувшин с изображением человека, по краям кувшина стоят женщина и мужчина,
оба держат круглые венки, мужчина находится справа, он полностью голый, женщина одетая, она находится слева, мужчина держит венок в правой руке,
женщина держит венок в левой руке, на правой руке женщина держит плоскую чашу.
Большой кувшин – это сосуд для душ, голый мужчина – это новое небесное тело и образ возрожденного Небожителя одновременно, женщина – это образ возрожденной женщины,
круг в левой руке женщины и круг в правой руке мужчины показывают соединение двух душ в Солнце.
На четвёртом сосуде изображен летящий голый молодой мужчина с крыльями за спиной, в левой руке он держит птицу, в правой руке у него что-то,
похожее на короткую палку, перед телом мужчины в нижней части расположен круг, размером от ног до живота.
Круг – это образ Солнца, голый человек – это новорожденное небесное тело, крылья за спиной показывают душу, которая родилась в небесном теле,
птица в левой руке – это образ земной души.
На пятом сосуде голый молодой человек летит по небесам на баране, голый человек – это небесное тело, баран показывает рождение земной души в небесном теле в созвездии Овна.
Тёмный фон улучшает восприятие даже при изображении одиночных символов или простых сцен.
Погребальные сосуды с тёмным и светлым фоном
Погребальные сосуды могут быть со светлым фоном и светлыми изображениями,
могут быть с тёмным изображениями на светлом фоне, и могут быть со светлыми изображениями на тёмном фоне.
Ниже ряд погребальных сосудов с образами созвездия Тельца на разном фоне (см. Рис.30).
Рис.30 Бык – образ созвездия Тельца
Слева архаичный погребальный сосуд с изображением Солнца и небесного быка над ним, число лучей Солнца показывает период времени возрождения земной души,
вокруг Солнца расположены пять кругов, два сверху и три внизу, они поясняют соединение двух душ и тройственность возрождения на небесах,
над быком находятся еще 4 круга, они поясняют число преобразований на небесах, общее число кругов 9,
что показывает число месяцев от зачатия небесного тела до завершения возрождения на небесах.
На втором погребальном сосуде изображена одетая женщина, которая едет на быке, одежда показывает, что возрождение завершено,
а бык указывает на созвездие Тельца, где завершается возрождение на небесах.
На третьем сосуде изображена более сложная сцена – крылатая женщина подводит быка к Небожителю, который протягивает ей чашу для вливания в неё души женщины,
выше над чашей находится череп быка, он показывает, что душа покинула тело созвездия, звёздный бык умер, а душа родилась заново.
Внизу находится похожий на мангал ящик, в котором горит огонь, земная душа живёт вместе с небесной душой в Солнце и огонь помогает земной душе войти в огонь Солнца.
За спиной Небожителя стоит та же женщина, но без крыльев, в левой руке у неё погребальный кувшин с её душой внутри,
а правой рукой женщина держит круглую чашу для слияния своей души с небесной душой Небожителя.
На четвёртом сосуде изображены два быка и две женщины, которые надевают ожерелья на шею быков, около каждого быка стоит большой треножник с львиными лапами и тремя дисками сверху,
по верху вьётся стебель растения с листьями в виде символа сердца, душа в теле человека живет в сердце,
что и показывают листья, две женщины и два быка показывают завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца,
а львиная символика показывает начало возрождения в созвездии Льва.
Несмотря на то, что на двух сосудах с покрытием чёрным лаком изображены более сложные сцены, воспринимаются они лучше, чем одиночные образы на светлом фоне.
Ниже ещё несколько изображений на погребальных сосудах на разном фоне (см. Рис.31).
Рис.31 Символика созвездий Тельца и Льва на погребальных сосудах
Слева изображена сцена со светлыми фигурами на чёрном фоне, птица служит образом души, голый человек с головой быка показывает рождение небесного тела и завершение возрождения в созвездии Тельца.
На втором изображена тёмная фигура на светлом фоне, здесь показан образ в виде голого мужчины с головой льва и хвостом коня,
вместо ступней у мужчины львиные лапы, этот образ показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва, хвост коня показывает движение Солнца,
в котором будет жить душа после её рождения в новом небесном теле.
На третьем погребальном сосуде изображён лев, из его спины выходит верхняя часть тела антилопы, а на конце хвоста у льва голова змеи, на горловине сосуда изображена птица.
Птица – это образ души на небесах, лев – это образ созвездия Льва, в котором начинается возрождения душ на небесах,
антилопа показывает период времени возрождения, змея показывает подъём яйца птицы-души на небеса для её нового рождения.
Хорошо видно, что светлые фигуры на чёрном фоне воспринимаются лучше, поэтому в музейные коллекции предпочитали покупать чёрнолаковую керамику.
Разнообразие сцен на чёрнолаковой керамике
Ниже ряд погребальных сосудов с чёрным фоном с изображениями разных сцен возрождения (см. Рис.32).
Рис.32 Разные сцены на погребальных сосудах
На первом погребальном сосуде слева показана сцена зачатия нового тела для души, из-за отсутствия дополнительной символики их выдают за эротические сцены,
не объясняя для кого в могиле такие сцены предназначены.
На втором сосуде показан голый крылатый мальчик, который бежит, везя за собой маленькую колесницу, в левой руке он несёт яйцо птицы,
перед ним стоит кувшин на столе, у стола ножки в виде львиных лап.
Голый мальчик – это новое тело, крылья за спиной показывают, что в теле находится душа, колесница показывает, что душа движется в колеснице Солнца,
яйцо в левой руке показывает рождение земной души, кувшин на столике – это погребальный сосуд с душой человека.
На третьем слева сосуде изображена невесомая босая женщина в платье, в левой руке женщина держит кувшин, а в правой руке она держит черепаху на веревке,
на её платье изображены три свастики и два круга, за спиной женщины находится высокий постамент с сосудом на вершине, перед ногами женщины поднимается стебель растения,
за стеблем находится пёс, он смотрит вверх на черепаху.
Женщина – это небесное тело, кувшин в её левой руке – это погребальный сосуд с земной душой, свастики на платье показывают, что душа живёт в Солнце,
три свастики показывают тройственность рождения на небесах, два диска показывают соединение двух душ в Солнце, сосуд на постаменте показывают чашу небесной души,
в которую вливается земная душа из кувшина, пёс указывает на созвездие Пса, где душа ждёт завершение создания небесного тела, черепахи откладывают яйца,
как и птицы, сцена с собакой и черепахой показывает, что душа долго ждёт нового рождения.
На четвёртом сосуде изображён мужчина, сидящий на кресле с двумя колесами, от центра каждого колеса поднимается кверху большое крыло,
мужчина держит на правой руке большую плоскую чашу, а в его левой руке что-то, похожее на высокий стебель растения, перед мужчиной стоит женщина,
левой рукой она держит кувшин, который она наклоняет над чашей, позади трона стоит та же женщина, но она смотрит назад и протягивает правую руку,
чтобы взять факел у небольшой женщины, за спиной женщины с кувшином такая же небольшая женщина с факелом, но она держит факел в левой руке.
Мужчина на кресле – это Небожитель, он принимает земную душу, которая вливается из погребального кувшина в чашу его небесной души,
соединение двух душ показывают две женщины с факелами в разных руках, левая рука соответствует земной душе, а правая – небесной,
сквозь огонь факелов две души входят в Солнце, большие крылья у кресла – это образ большой небесной души, круглое колесо – это образ Солнца,
восемь спиц колеса показывают 8 месяцев возрождения земной души на небесах.
Музеи приобретали привлекающие посетителей экспонаты, поэтому в музеях выставлено очень много чёрнолаковой керамики (см. Рис.33).
Рис.33 Красивые погребальные сосуды
В верхнем ряду на первом сосуде слева пара факелов показывает переход двух душ в огонь Солнца; на сосуде справа изображена колесница Солнца,
в которую впряжены два одинаковых голых человека с крыльями птицы, они показывают рождение двух душ в одном теле.
В нижнем ряду на первом сосуде слева изображён Небожитель с хвостом коня, он держит погребальный сосуд с душой женщины внутри;
на втором сосуде изображены голый юноша и одетая женщина, у юноши и у женщины одинаковые лица, эти двое показывают новое рождение души женщины и души Небожителя;
на третьем сосуде изображены две женщины, одна стоит, другая сидит, та, что сидит, держит в правой руке яйцо, оно показывает новое рождение души.
Описать смысл изображений на всех погребальных сосудах, которые хранятся в музеях, невозможно,
но для понимания их смысла данного описания достаточно.
Далее перейдем к описанию символики возрождения, изображённой на греко-римских надгробиях и на самих гробах.
Греко-римские памятники
Работать с камнем сложнее, чем рисовать, но у многих греко-римских надгробий художественный уровень изображений не уступает рисункам (см. Рис.34).
Рис.34 Надгробия с символикой возрождения души
На надгробии слева изображена птица-душа, она держит яйцо в клюве, показывая новое рождение птицы-души,
на двух других надгробиях изображены быки, указывающие на созвездие Тельца, где завершается возрождение душ на небесах,
справа на четвёртом надгробии изображены кувшин и баран, баран указывает на созвездие Овна, в нём рождается земная душа в небесном теле,
в кувшине находится душа в могиле до начала своего возрождения.
Чаще всего использовалась львиная символика, показывающая начало возрождения на небесах в созвездии Льва (см. Рис.35).
Рис.35 Надгробная плита со львом
Трогательная сцена в виде спящего маленького голого ребёнка и львицы показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва и начало возрождения.
Завершение возрождения показывают сцены с изображением быка (см. Рис.36).
Рис.36 Сцены с быком
На левой плите изображена сцена, где крылатый голый юноша убивает быка, он освобождает душу из созвездия Тельца для завершение её возрождения,
голый юноша – это и есть небесное тело, крылья за его спиной показывают, что душа вошла в своё новое тело.
На плите справа мужчина с топором ведет быка, на столбе перед головой быка изображен лев, лев и бык – это образы созвездий Льва и Тельца,
в них начинается и завершается возрождение душ.
На греко-римских саркофагах для описания возрождения иногда использовались сцены сражений (см. Рис.37).
Рис.37 Сцена сражения
На этом саркофаге изображена сцена в виде сражения, где трое сражаются против троих, один из троих поддерживает полулежащего умирающего воина,
другой их прикрывает круглым щитом, у умирающего воина есть круглый щит и доспехи, остальные участники без доспехов с голыми телами, лица у всех одинаковые.
Слева из живота умирающего воина растет дерево, у стоящего перед ним воина со щитом шлем в виде головы льва и голова воина находится в пасти льва.
Числовая символика в виде двух групп показывает две части одной неразделимой души, земная находится слева, а небесная справа,
по три участника в каждой части показывают тройственность возрождения на небесах.
Голова льва и растущее дерево показывают, что в созвездии Льва началось возрождение земной души.
При возрождении земной души на небесах рождается и небесная душа и прежний образ Небожителя заменяется на новый,
старый Небожитель умирает и рождается новый Небожитель, это и показывает сцена, изображённая на стенке саркофага.
На следующем саркофаге изображены сочетания отдельных символов и сцены сражения (см. Рис.38).
Рис.38 Саркофаг со сценой сражения
Львы показывают начало возрождения в созвездии Льва, пара львов, если смотреть только с одной стороны, показывает встречу двух душ в созвездии Льва,
а лев с головами псов показывает продолжение возрождения, когда душа поднимается к созвездию Пса в ожидании завершения создания небесного тела.
На видимой боковой поверхности саркофага изображена сцена сражения – пятеро людей сражаются с тремя животными, тела всех животных направлены влево,
поэтому описание начнем справа.
На правом краю крылатый лев с головой птицы, перед ним голый юноша, он держит птице-льва за шею, левее расположен задом к нам голый юноша с круглым щитом,
перед ним маленькое дерево, с вершины дерева прыгнул пёс в другую сторону от юноши со щитом, пёс летит над щитом лежащего на боку голого юноши с круглым щитом,
юношу поддерживает полностью одетый взрослый мужчина, слева от него растет большое дерево, перед ним либо юный лев, либо львица, держит за ногу того же мужчину с бородой,
тело льва соединяет правую ногу первого мужчины с левой ногой второго мужчины.
Крылатый лев с головой птицы показывает душу, которая находится в созвездии Льва в начале возрождения, голый юноша,
который держит левой рукой за горло птице-льва – это новое небесное тело, которое зачато в созвездии Льва, левая рука указывает на земную душу.
Дальше юноша загородился щитом от пса, эта сцена показывает, что душа находится в созвездии Пса и пока не может родиться в новом небесном теле.
Дальше одетый мужчина с бородой помогает подняться юноше со щитом, а к ним летит пёс, мужчина – это старый Небожитель, его возрождение зависит от рождения земной души,
которая находится в созвездии Пса, поэтому Небожитель помогает небесному телу подняться и встретиться с душой в созвездии Пса, дерево выросло – возрождение состоялось,
соединение правой и левой ног старого и нового образов Небожителя показывает соединение земной и небесной душ.
Общее число людей и животных описывает 8 месяцев возрождения земной души на небесах.
На саркофагах времён поздней Римской империи встречается сложное переплетение сцен (см. Рис.39).
Рис.39 Переплетение сцен
Начало показывает левый край, где изображены лев, баран и пёс, это образы созвездий Льва, Пса и Овна, с которыми связаны события возрождения земной души,
при этом скульптор добавил еще четырёх баранов, чтобы общее количество животных было равно 7 и показывало число месяцев создания небесного тела.
Дальше одна и та же женщина изображена дважды, внизу она полулежит, удерживая руками раздуваемую ветром накидку, так показано вознесение души земной женщины на небеса,
прямо за ней эта же женщина, но с крыльями за спиной стоит, удерживая за узду пару коней колесницы Солнца, голая грудь показывает рождение,
крылья птицы за спиной показывают, что душа вошла в небесное тело, крылья женщины соединяют барана и колесницу Солнца, показывая,
что рождение произошло, когда Солнце было в созвездии Овна.
В самой колеснице стоит маленький голый ребёнок и эта же женщина, но без крыльев, ее покрывало раздуто, она смотрит на большого голого юношу,
который полулежит позади колесницы вместе с молодым львом, голый юноша – это получивший в созвездии Льва новое тело Небожитель, он мужчина,
но родившись вместе с женской душой он получил на время образ возрождённой женщины.
Остальные фигуры менее значимы, пары крылатых детей показывают рождение двух душ в одном теле, расположенные на самом верху голый юноша в обнимку с женщиной показывают,
что земная душа женщины и душа Небожителя живут вместе на небесах.
В греко-римские времена кладбища для богатых людей строились в несколько этажей с большими помещениями,
где хватало места для нескольких поколений, каждое такое место запиралось каменной плитой, на таких плитах них изображали сцены возрождения (см. Рис.40).
Рис.40 Сцены возрождения на плитах
На первой слева плите изображена сцена «излияния души», когда земная душа из погребального сосуда вливается в чашу небесной души, сцена показывает двух женщин,
одна зрелая, она держит в правой руке чашу, в левой руке у нее большая арфа, вторая женщина молодая, у нее за спиной крылья птицы, она левой рукой поддерживает чашу,
а правой вливает душу из погребального кувшина, соединение правой и левой рук показывает соединение небесной души с земной душой,
молодая женщина с крыльями – это новое небесное тело для души женщины.
На второй плите изображен бык и две женщины с одинаковыми лицами, женщина, расположенная слева, вытянула вперёд правую ногу и касается копыта правой передней ноги быка,
вторая женщина тоже выставила правую ногу, чтобы та касалась этого же копыта быка, в правой руке второй женщины лампада, расположенная над головой быка,
в созвездии Тельца завершается возрождение душ на небесах, там рождается небесная душа, ей соответствует правая сторона, что и показывают правые ноги,
небесная душа живет в огне Солнца и огонь лампады помогает ей выйти из созвездия для завершения возрождения.
На третьей плите изображены двое больших мужчин, один старый с бородой, второй молодой, он вставляет правую руку старого мужчины в оковы, левая рука уже прикована,
ниже левой руки как-бы выходит из камня верхняя часть тела женщины, а ниже неё находится большая мертвая птица.
Эта сцена показывает рождение нового образа Небожителя, но старый Небожитель не может умереть, он остаётся прикованным к небесам,
пустая шкура льва на плечах молодого Небожителя показывает, что зачатие нового тела произошло в созвездии Льва, затем душа покинула его и звёздный лев как-бы умер,
женщина вместе с мёртвой птицей служит изображением умершего человека.
Этой сцене придают ложный смысл, что на плите изображён прикованный Прометей, которого освобождает Геракл, а про изображение маленькой женщины и птицы молчат.
Помимо образов созвездий Льва, Пса, Овна и Тельца используется образ созвездия Рыб, с которым связано рождение небесного тела (см. Рис.41).
Рис.41 Рыбий хвост на памятнике
На левой стороне памятника изображён голый молодой мужчина с длинным рыбьим хвостом и крыльями птицы, впереди из его тела выходят тела двух псов,
рыбий хвост обвился вокруг тела голого мужчины меньшего размера, эта сцена показывает рождение небесного тела для земной души и для небесной души Небожителя.
На правой стороне памятника изображён человек-конь с тем же самым лицом, что у человека слева, позади на теле коня стоит голый крылатый молодой мужчина,
рядом с ним две птицы, одна птица держит в лапах тело змеи, другая держит в клюве голову змеи.
Человек-конь – это образ Небожителя, его небесная душа движется по небесам в Солнце, что и показывает солнечный конь,
маленький крылатый мужчина – это образ нового тела с земной душой внутри, две птицы – это две птицы-души, змея принесла на небеса яйцо для их нового рождения.
Ниже саркофаг с очень насыщенной по содержанию символикой (см. Рис.42).
Рис.42 Саркофаг с подробным описанием возрождения
Сразу бросаются в глаза две большие головы льва, они показывают начало возрождения, когда две души встречаются в созвездии Льва,
псы и бараны изображены намного меньшего размера, они показывают, что в созвездиях Пса и Овна продолжается возрождение на небесах,
помимо этого с помощью плодов граната показано самозачатие небесного тела, есть изображение зайца, который показывает рождение на небесах в полнолуние,
есть зеркало, которое показывает появление отражение после возрождения, на других поверхностях саркофага продолжается описание возрождения на небесах.
В этой статье символику этого саркофага описывать не будем, а перейдем к описанию греко-римских памятников другого рода.
Греко-римские скульптуры
На греко-римских кладбищах, как и в наше время, устанавливали не только надгробия, но и изображения людей (см. Рис.43).
Рис.43 Памятники мужчинам
На небесах, как и на земле, человек рождается голым, но на небесах душа продолжает жизнь, поэтому рождается не в теле ребенка,
а в теле взрослого человека в самом расцвете сил, поэтому памятники показывают голых молодых людей.
Часто используется дополнительная символика: рядом могут быть две фигуры разного роста, так показывали рождение души Небожителя и души человека;
сосуд в левой руке содержит земную душу, которая рождается в новом теле; виноград показывает самозачатие своего тела;
крылья за спиной или птица показывают птицу-душу, которая рождается в новом теле.
Ниже памятники, созданные для женщин (см. Рис.44).
Рис.44 Памятники женщинам
Погребальный сосуд у левой ноги показывает рождение в новом теле земной души.
В качестве символики возрождения души в новом теле использовалась обувь, которая не нужна душе, но нужна новому телу.
Есть памятники с изображением детей (см. Рис.45).
Рис.45 Изображения детей
Крылья за спиной или на голове ребёнка показывают, что птица-душа вселилась в свое новое небесное тело.
Ребёнок в шкуре льва показывает зачатие нового небесного тела в созвездии Льва.
В шкуре льва или со львом могли быть изображены мужчины и женщины (см. Рис.46).
Рис.46 Памятники со шкурой льва
Пустая шкура льва показывает, что душа покинула созвездие Льва и возрождение на небесах началось.
Львиная символика самая распространённая, львиные образы изображены в храмах, на памятниках и на погребальных сосудах,
образы других созвездий, с которыми связаны события возрождения, встречаются реже (см. Рис.47).
Рис.47 Символика созвездий
Два памятника слева включают изображение льва, он показывает начало возрождения земной души и небесной души в созвездии Льва.
Третий памятник включает изображение барана, он показывает рождение земной души в небесном теле в созвездии Овна.
Четвёртый памятник включает изображение быка, он показывает завершение возрождения душ в созвездии Тельца.
Пятый памятник включает изображения пса и головы кабана, в созвездии Пса душа ждёт завершения создания небесного тела,
кабан поясняет два рождения с разницей в один месяц.
К символике возрождения души относятся и широко известные «три грации», они показывают тройственность рождения (см. Рис.48).
Рис.48 Три грации
Два сосуда стоят по краям, один у правой ноги, другой у левой ноги, это погребальные сосуды с двумя душами в них,
положение у левой и правой ног показывает, что в одном сосуде земная душа, а в другом сосуде небесная душа, голые женские тела показывают рождение,
три фигуры показывают тройственность рождения – небесного тела и последовательного рождения в нём двух душ.
На барельефе с «тремя грациями» справа находится большая женщина, у неё за головой серп месяца под диском Солнца,
так показана связь событий возрождения с положением Солнца и Луны, у Солнца 7 лучей показывают 7 месяцев создания небесного тела.
Сохранились огромные памятники с насыщенной символикой возрождения (см. Рис.49).
Рис.49 Огромный памятник с насыщенной символикой
На памятнике большим размером выделена сцена завершения возрождения души в созвездии Тельца.
Две одинаковые обнажённые мужские фигуры показывают новое рождение двух душ.
Пёс перед быком указывает на созвездие Пса, в котором душа ждёт завершения создания небесного тела.
На этом же памятнике есть изображения: птицы-души, барана, льва и лани, поясняющих события возрождения.
Есть очень любопытный памятник с картой звёздного неба (см. Рис.50).
Рис.50 Карта звёздного неба
Голая мужская фигура на полусогнутых ногах как-бы поднимается с земли и двумя руками удерживает на своей шее шар с изображениями созвездий.
Голое тело показывает рождение нового тела, большая борода и лохматые волосы мужчины служат образом лучей Солнца – это образ нового Небожителя.
На шаре круг зодиакальных созвездий разделен ладонями на две неравные части,
правая ладонь лежит на созвездии Скорпиона, левая ладонь перед созвездием Тельца.
В священной истории первого возрождения земной души смерть тела наступила, когда Солнце было в созвездии Скорпиона,
а завершение возрождения произошло, когда Солнце было в созвездии Тельца.
На круге зодиака девушка с яйцом выделяет рождение нового небесного тела в созвездии Рыб.
Ниже ладони под скорпионом погребальная урна, лев и человек с телом коня, эта символика начала возрождения души на небесах в созвездии Льва.
На шаре изображен корабль душ, а рядом антилопа или олень, эти животные постоянно используются в символике возрождения для пояснения периода создания небесного тела.
Изображённые на шаре образы используются и в наши дни в качестве созвездий, это означает,
что все созвездия на ночном небе северного полушария – это символика возрождения.
Заключение
На греческих и римских памятниках и на погребальных изделиях изображена только символика возрождения,
все изображения людей описывают возрождение человека на небесах или показывают образ Небожителя.
Объяснить смысл символики возрождения в виде «коне-птицы, коне-зайца, птице-льва, рыбо-пса» и других сочетаний «греческими мифами» невозможно,
само происхождение этих мифов вызывает вопросы.