Атрибские гороскопы
В.А. Никонов

Аннотация

Древне-египетские атрибские гороскопы привлекательны своей относительной простотой, но ранее, до прочтения гороскопов священных событий на стеле Меттерниха, смысл большей части древне-египетской астрономической и священной символики не был известен, поэтому выводы прежних исследований не были достаточно обоснованы.
В данной работе проведено новое исследование священной и астрономической символики атрибских гороскопов, установлено их назначение и определены записанные в них даты.

Содержание

За Абидосом – местом захоронения тела Осириса, ниже по течению реки Нил на западном его берегу находится место, называемое древними греками Атриба, оно является искажением древне-египетского названия, которе значит «Крепость Рипит».
Считается, что в этих местах поклонялись богине под именем Рипит, здесь находятся остатки двух древне-египетских храмов, построенных в греко-римские времена, на одной из их стен сохранилось изображение богини Рипит (см. Рис.1).

Часть стеныРипит
Рис.1. Изображение богини Рипит

Рипит изображена с головой львицы, над которой расположен большой диск Солнца и змея.
Эта символика показывает начало священных событий в зодиакальном созвездии Льва, где в диске Солнца произошла встреча Божественной души с душой Осириса.
Точная огласовка имени Рипит и его смысловое значение неизвестны, в других священных местах Древнего Египта это имя не встречается.
В надписях атрибских храмов к богине Рипит обращаются с такими словами:

… Рипит, правительница Запада, госпожа небес … ([1], стр. 17)
… глаз Гора, хозяйка Западной пустыни … ([1], стр. 18)
… могущественная богиня, правительница двух земель … божественная жена …
… боги поклоняются своей божественной сестре … ([1], стр. 20).

Согласно древне-египетским представлениям, Осирис является правителем загробного мира, который египтяне связывали с пустыней на западном берегу реки Нил.
Если Осирис – правитель Западной пустыни, то правительницей является его жена Исида.
В надписях на стенах атрибских храмов к богине Рипит обращаются так же, как нужно обращаться к Исиде – «правительница Запада и хозяйка Западной пустыни».
Осириса в атрибских храмах называют двойным именем Сокар-Осирис и обращаются:

Сокар-Осирис – связанный с Атрибой бог, Великий бог небес, правитель Египта,
хозяин Западной пустыни
([1], стр. 21).

Таким образом, Сокар-Осирис и Рипит, соответственно, хозяин и хозяйка Западной пустыни.
В надписях богиню Рипит называют «госпожа небес» и «правительница двух земель», точно так же, как называют Исиду в погребальных тестах:

Госпожа небес, повелительница мира … правительница двух земель … (папирус Ауф-анх, [2], стр. 602).

В храмовых надписях Рипит называют «божественной женой» и «божественной сестрой», так же, как и Исиду, которая является и божественной женой и божественной сестрой Осириса.
Следовательно, Рипит – это одно из имён тысячеимённой Исиды ([3], том II, стр. 204).
Два храма Атрибы расположены около основания высоких осыпающихся утёсов (см. Рис.2).

Вид на утёсы за храмами АтрибыВид на утёсы за храмами Атрибы
Рис.2. Вид на утёсы за храмами Атрибы

За храмами в утёсах на разной высоте вырублены многочисленные гробницы (см. Рис.3).

Гробницы в утёсахВнешний вид гробниц
Рис.3. Внешний вид гробниц

Большинство гробниц невелики и представляют собой ход в виде квадратного отверстия размерами метр на метр, но есть и довольно большие гробницы.
Многие гробницы в своё время были заняты отшельниками из расположенного поблизости ранне-христианского монастыря.
Христианские отшельники превратили гробницы в жилища, прорубили в гробницах окна, сбили многие прежние изображения и нарисовали поверх свои священные картины.
Здания двух древне-египетских атрибских храмов были преобразованы в христианский храм, прежние изображения на стенах были сбиты или покрыты слоем штукатурки.
После них разрушение атрибских храмов продолжили европейцы, вырезавшие участки стен с сохранившимися изображениями.
Археолог Флиндерс Питри [1], проводивший раскопки атрибских храмов, сообщает, что

… на глубине десять или пятнадцать футов под слоем мусора … была найдена итальянская спичечная коробка,
показывающая, что разрушение стен произошло в современные времена … ([1], стр. 7).

Расположенные на склонах древние гробницы разграблены тоже с появлением европейцев, по мнению Флиндерса Питри [1]

Разрушения эти, вероятно, совершены два или три поколения назад, поскольку скала была взорвана, и поэтому обломки покрыты коричневым налётом. ([1], стр. 3).
… вся поверхность утёса усыпана частями почерневших тел, которые были вытащены и разломаны на кусочки в недавние времена грабителями … ([1], стр. 7).

Удивительно, что при всём этом на потолке одной из гробниц почти полностью сохранились изображения двух гороскопов.
Ниже приведена прорисовка потолка гробницы с двумя гороскопами (см. Рис.4 слева).

Прорисовка потолкаПрорисовка потолка
Рис.4. Прорисовка потолка гробницы с двумя гороскопами

Собственно само изображение гороскопов занимает только часть потолка, представляющую из себя четырёхугольник, близкий к прямоугольному (см. Рис.4 справа).
Видно, что построение изображения двух гороскопов представляет собой единое целое и не является добавлением одного гороскопа к другому.
Остальная часть потолка, за пределами четырёхугольника с изображением двух гороскопов, заполнена рядами иероглифических знаков.
В каждом из гороскопов находятся изображения 12 зодиакальных созвездий (см. Рис.5).

Зодиакальные созвездия
Рис.5. Два ряда зодиакальных созвездий

Назовем, условно, гороскоп, расположенный в верхней части прорисовки – «верхним гороскопом», а гороскоп, расположенный в нижней части прорисовки – «нижним гороскопом». Фигуры созвездий верхнего и нижнего гороскопов направлены против часовой стрелки по направлению годового движения Солнца.
Но при этом порядок зодиакальных созвездий гороскопов выстроен по часовой стрелке.
В первом ряду верхнего гороскопа начинает ряд созвездие Близнецов, а во втором ряду начинает ряд созвездие Стрельца.
У нижнего гороскопа ряд фигур зодиакальных созвездий сдвинут относительно верхнего гороскопа на два созвездия, вероятно, для того, чтобы правильно показать расположение планет.
Изображения зодиакальных созвездий в обоих гороскопах единообразны (см. Рис.6).

Вид зодиакальных созвездий
Рис.6. Вид зодиакальных созвездий в гороскопах

Зодиакальное созвездие Близнецов оба раза изображено в виде мужской и женской фигур, расположенных лицом к лицу и держащихся за руки.
У мужской фигуры на голове находится перо – символ чистоты души и истинности, а у женской фигуры голова львицы, а на её голове расположен диск Солнца, эта символика кратко описывает преобразование Божественной души от начала в зодиакальном созвездии Льва и до завершения в созвездии Близнецов.
Немного отличаются размеры и положения фигур зодиакальных созвездий Тельца и Овна, что объясняется стремлением египетского астролога точно показать положения планет и исключить возможность ошибки при чтении гороскопов.
Изображения зодиакального созвездия Рыб в обоих гороскопах полностью одинаковы.
Фигура зодиакального созвездия Водолея в одном случае расположена стоя, а в другом сидя, необходимость этого связана, видимо, со стремлением египетского астролога дать дополнительные указания для правильного чтения гороскопа.
Созвездие Козерога в гороскопах изображено одинаково в виде козы с рыбьим хвостом.
Созвездие Стрельца изображено в виде объединения тела крылатого быка с телом человека, у которого две головы: одна голова человеческая, другая голова львиная.
Около передних ног быка в обоих гороскопах находится папирусная лодочка со звездой.
В одном из гороскопов над двумя головами Стрельца расположены бараньи рога и головной убор в виде бутона с диском Солнца наверху и двумя перьями по краям – эта символика показывает возрождение души Осириса и рождение нового Божественного образа.
Кроме того, у бычьего тела Стрельца два хвоста, один хвост скорпиона, другой хвост барана – эта символика показывает границы истории возрождения Осириса от его гибели, когда Солнце было в созвездии Скорпиона, и до рождения его души в звездном теле, когда Солнце было в созвездии Овна.
С двумя хвостами созвездие Стрельца изображено и в главном храме Дендеры (см. статьи автора «Круглый зодиак Дендеры» и «Гороскоп гипостильного зала Дендеры»).
Зодиакальные созвездия Скорпиона в атрибских гороскопах изображены одинаково, но расположены по разному.
Зодиакальные созвездия Весов в атрибских гороскопах изображены одинаково. Над коромыслом созвездия Весов в атрибских гороскопах расположен диск с птицей внутри, а в дендерских гороскопах в Весах находится диск с сидящей внутри голой фигуркой.
В атрибских гороскопах фигура зодиакального созвездия Девы держит хвост созвездия Льва, также и в дендерских гороскопах фигурка Девы держит хвост Льва.
Созвездие Рака изображено в виде краба, так же, как оно изображено в гороскопе Круглого дендерского зодиака (см. Рис.7 внизу справа).

Зодиакальные созвездия дендерских гороскопов
Рис.7. Фигуры зодиакальных созвездий дендерских гороскопов

В гороскопе Гипостильного зала Дендеры вместо рака изображен жук, эта замена связана с древне-египетскими представлениями о старом Солнце, которое катит жук-скарабей.
Помимо изображений зодиакальных созвездий в дендерских и атрибских гороскопах похожи изображения внезодиакальных созвездий корабля Исиды и Осириса (см. Рис.8).

Внезодиакальные созвездия
Рис.8. Внезодиакальные созвездия

Созвездие корабля Исиды в гороскопах изображено в виде лежащей в папирусной лодке коровы, что показывает положение планеты Венеры-Исиды в созвездии Тельца во время рождения Гора.
У фигур созвездия Осириса на голове одинаковые колпаки, а на плечах воротники.
В атрибских гороскопах около внезодиакальных созвездий корабля Исиды и Осириса находятся птицы с человеческими головами (см. Рис.9).

Птицы с человеческими головами
Рис.9. Птицы с человеческими головами

Две птицы с иероглифическими пояснениями расположены прямо около лица Осириса.
Флиндерс Питри считал, что одна птица – это душа владельца гробницы по имени Мерихор, что означает «хвала Гору», а вторая птица – это душа его отца.
Три птицы сидят около ног созвездия Осириса, они касаются ног фигуры и друг друга, что является указанием на их взаимосвязь, по-видимому, три птицы показывают триединство нового Божественного образа Ра-Осириса-Гора.
В ряду фигур, идущем по краю вокруг гороскопов, около фигур внезодиакальных созвездий находится символика, показывающая два рождения (см. Рис.10).

Символика двух рождений
Рис.10. Символика двух рождений

Гнездо, на котором сидит в домике кобра, показывает рождение, края домика касается кобра с двумя парами крыльев, которые показывают рождение двоих, верх домика касается лодки созвездия корабля Исиды, показывая связь рождения с небесной Исидой.
Рядом находятся две поднявшие голову кобры с птичьими головами и бараньими рогами, то, что кобр две, показывает два рождения, а символика их птичьих голов показывает, что заново рождаются птицы-души, бараньи рога связывают рождение с Осирисом.
На другой стороне изображены две змеи, переплетённые телами, у одной змеи голова барана, у другой, по-видимому, голова птицы – это символика рождения души Осириса в новом теле.
Двух сплетённых змей касается змея с двумя головами, расположенными по краям её тела, общее тело, как и сплетение двух тел, является указанием на общность двух рождений.
Здесь же находятся две кобры с человеческими головами – это, по-видимому, изображения двух рожденных в новых телах душ.
В идущем по краю гороскопов ряду под фигурами внезодиакальных созвездий находятся изображения двух лодок (см. Рис.11).

Две лодки
Рис.11. Две лодки

Посередине лодки, расположенной слева, находится диск с птицей внутри, по-видимому, это изображение птицы-души в диске Солнца.
По краям стоят две мужские фигуры, протягивающие к диску свои руки, у фигуры слева на голове перо – символ чистоты души и истинности, у фигуры справа голова ибиса, а на ней диск Солнца.
На носу лодки находятся две женские фигуры, у одной на голове трон, у другой – подставка, эта символика показывает расположение планеты Венеры-Исиды относительно Солнца во время рождения Гора и во время рождения души Осириса в новом теле.
Правит лодкой стоящая на корме мужская фигура с головой хищной птицы, видимо, это душа Осириса.
К носу лодки протягивают руки три птицы – символ триединства Божественного образа, у всех птиц голова собаки – символ Анубиса – духовного тела Осириса.
Посередине лодки, расположенной справа, находится символ возрождения – диск Луны с глазом Гора внутри и узким серпом месяца понизу.
По краям диска стоят мужская и женская фигуры, протягивающие к диску свои руки.
Символика лодок показывает возрождение на небесах человека, как нового Осириса-Гора, и объединение его души с Божественной душой, расположенной внутри диска Солнца.
Перейдём к фигурам ряда, находящимся по краям верхнего гороскопа (см. Рис.12).

Фигуры по краям верхнего гороскопа
Рис.12. Фигуры по краям верхнего гороскопа

Слева расположены изображения трёх зодиакальных созвездий: Тельца, Льва и Близнецов, все они связаны с преобразованием Божественного образа.
Около фигур созвездий находятся две поднявшие голову кобры – символы солнцестояния, одна из кобр изображена с головой человека.
Близнецы стоят на спине Льва, вместе со львом они показывают начало священной истории в созвездии Льва и завершение в созвездии Близнецов, кроме того, вероятно, высоко расположенные близнецы показывают, что Солнце расположено высоко в созвездии Близнецов.
Справа расположены две одинаковые поднявшие голову кобры с головой птицы и две одинаковые змеи с бычьими рогами и диском Солнца между ними.
Одинаковые пары змей указывают на близнецов, птица-душа и рога быка с диском Солнца указывают на Исиду и рождение новой Божественной души.
Другие фигуры ряда также являются священной символикой, связанной с новым рождением души (см. Рис.13).

Фигуры различных участков окружающего гороскопы ряда
Рис.13. Фигуры различных участков окружающего гороскопы ряда

Далее рассмотрим изображения и расположение планет в атрибских гороскопах.

Планеты в атрибских гороскопах

В каждом гороскопе рядом с зодиакальными созвездиями находятся восемь изображений, которые можно отнести к планетам (см. Рис.14).

Изображения планет
Рис.14. Изображения планет

Среди изображений планет есть три круга, одна мужская фигура с посохом и четыре птицы.
Поскольку всего планет семь, то одно из изображений не относится к основному гороскопу.
По-видимому, лишним является один из кругов, т.к. только две планеты – Солнце и Луна видны в виде диска на небосводе.
Допустим, что круг без дополнительной символики является изображением диска Солнца, тогда исключить нужно либо символ возрождения, либо круг с сидящей внутри птицей.
Но символ возрождения может быть изображением Луны в новолуние, а птица внутри круга может быть изображением души в диске Солнца или Луны.
Чтобы исключить возможную ошибку, первоначально будем считать, что каждый из кругов может быть изображением Солнца или Луны.
Рассмотрим расположение каждого из кругов в атрибских гороскопах (см. Рис.15 слева).

Расположение планет Расположение планет
Рис.15. Расположение планет в атрибских гороскопах

Простой круг и круг – символ возрождения в обоих гороскопах расположены рядом, что возможно, если эти круги – изображения Солнца и Луны в новолуние.
Это может быть, если два атрибских гороскопа являются гороскопами возрождения души, которое, по древне-египетским представлениям, всегда начинается в новолуние (см. статьи автора «О содержании Книги мертвых» и «О содержании погребальных текстов»).
Круг с птицей внутри в обоих гороскопах находится в созвездии Весов (см. Рис.15 справа).
В обоих случаях рядом с созвездием Весов в пределах одного созвездия нет других планет.
Но около Солнца, в одном или в соседнем созвездии, всегда находится планета Меркурий, следовательно, круг с сидящей внутри птицей не может быть изображением Солнца.
Посмотрим расположение изображений планет рядом с двумя другими кругами (см. Рис.16).

Два круга
Рис.16. Два круга

В гороскопах рядом с двумя кругами, один из которых является изображением Солнца, находится мужская фигура с посохом в руках, другие фигуры в гороскопах значительно меняют своё положение (см. Рис.15 справа).
Следовательно, мужская фигура с посохом в руках – это изображение планеты Меркурий.
Далее определим в гороскопах вид изображения второй внутренней планеты Венеры, для этого совместно рассмотрим положения планет в обоих атрибских гороскопах (см. Рис.17).

Расположение планет в атрибских гороскопах
Рис.17. Расположение планет в атрибских гороскопах

Положение Венеры относительно Солнца может меняться только в пределах трёх созвездий.
Единственным изображением, отстоящим не более, чем на два созвездия от круга Солнца, является птица с маленькими рожками (см. Рис.18).

Венера
Рис.18. Венера

Следовательно, птица с маленькими рожками является изображением планеты Венера.
Три другие птицы изображают три внешние планеты: Марс, Юпитер и Сатурн (см. Рис.19).

Три планеты
Рис.19. Три планеты

Ограничений на относительное расположение трёх внешних планет нет, поэтому определить по их положениям, изображением какой планеты является каждый вид птицы, невозможно.
Предшествующие исследователи делали различные предположения относительно символики птиц-планет, к примеру, голова быка – это указание на планету Сатурн, а змея на хвосте птицы показывает, что это Юпитер.
Возможно, их предположения верны, а может быть и нет, поэтому необходимо рассмотреть все возможности.
Но, не зная положение и фазу Луны, определить даты атрибских гороскопов невозможно, поскольку они имеют простое строение и состоят только из основного гороскопа (см. статью автора «Оценка погрешности древне-египетских гороскопов»).
В простом гороскопе древне-египетские астрологи использовали полнолуние или новолуние, и для того, чтобы определить полнолуния или новолуния описаны в атрибских гороскопах, ещё раз рассмотрим взаимное расположение трёх кругов в гороскопах (см. Рис.20).

Расположение трёх кругов в атрибских гороскопах
Рис.20. Расположение трёх кругов в атрибских гороскопах

В верхнем гороскопе диск с птицей внутри отстоит от других дисков на 3-4 созвездия, а в нижнем на 1-2 созвездия, и не может быть изображением Луны в полнолуние или новолуние.
Следовательно, в обоих гороскопах изображением Луны является расположенный рядом с диском Солнца символ возрождения, а даты обоих гороскопов являются датами новолуний.
В итоге список изображений планет выглядит следующим образом (см. таблицу ниже).

Солнце

Луна
в новолуние

Меркурий

Венера

Марс, Юпитер и Сатурн

1

2

3

4

5,6,7

Теперь обратимся к положению планет относительно зодиакальных созвездий (см. Рис.21).

Расположение планет
Рис.21. Расположение планет

В верхнем гороскопе две птицы-планеты касаются струй фигуры созвездия Водолея, значит, они находятся в этом созвездии или около него.
Четыре планеты, считая и Луну в новолуние, расположены вместе в созвездии Тельца и одна планета находится в созвездии Рака.
В нижнем гороскопе пять планет, считая и Луну в новолуние, находятся рядом друг с другом в трёх соседних созвездиях Козерога, Водолея и Рыб. Оставшиеся две планеты расположены по отдельности в созвездиях Льва и Близнецов.
Луна движестся быстрее всех по небосводу, положение остальных планет так быстро не меняется, поэтому можем для Луны указывать промежуток в несколько созвездий и только затем учесть новолуние.
Положения четырёх планет: Солнца, Луны, Меркурия и Венеры известны точно, а для трёх планет: Марса, Юпитера и Сатурна возможны три различных положения.
Всего в гороскопах возможны шесть разных сочетаний планет Марса, Юпитера и Сатурна.

Расстановка

1

2

3

4

5

6

Марс

Марс

Юпитер

Юпитер

Сатурн

Сатурн

Юпитер

Сатурн

Марс

Сатурн

Марс

Юпитер

Сатурн

Юпитер

Сатурн

Марс

Юпитер

Марс

В итоге для определения даты верхнего гороскопа имеем следующие данные:

Верхний гороскоп:

  1. Солнце у Тельца.
  2. Луна у Близнецов или Тельца.
  3. Меркурий у Тельца.
  4. Венера у Рака.
  5. Марс, Юпитер или Сатурн у Тельца.
  6. Марс, Юпитер или Сатурн у Рыб или у Водолея.
  7. Марс, Юпитер или Сатурн у Водолея или у Козерога.

Полученные данные используем, как исходные, для программы расчета дат по положению планет относительно зодиакальных созвездий HOROS.
Каждый раз удивляет, что при таком разнообразии возможных расположений планет, существует всего несколько возможных решений.
Первое возможное решение 27-29 мая 990 года для следующего расположения планет:

Верхний гороскоп 1-я расстановка планет:

  1. Марс у Тельца.
  2. Сатурн у Козерога.
  3. Юпитер у Рыб.

Еще три возможных решения при расположении Юпитера в созвездии Тельца.
Второе возможное решения для верхнего гороскопа 14-17 мая 1230 года.

Верхний гороскоп 2-я расстановка планет:

  1. Марс у Козерога.
  2. Сатурн у Рыб.

Третье возможное решения для верхнего гороскопа 23-28 мая 1313 года.

Верхний гороскоп 3-я расстановка планет:

  1. Марс у Рыб.
  2. Сатурн у Козерога.

Четвертое возможное решение для верхнего гороскопа 10-14 июня 1847 года.

Верхний гороскоп 4-я расстановка планет:

  1. Марс у Рыб.
  2. Сатурн у Водолея.

Применяя требование, что это должна быть дата новолуния, получаем даты: 27 мая 990 года, 14 мая 1230 года, 26 мая 1313 года, 13 июня 1847 года.
Для нижего гороскопа учтем, что в полученных решениях для верхнего гороскопа Юпитер находится либо в созвездии Рыб либо в созвездии Тельца.
Соотвественно его изображением могут служить не три, а только две птицы.


Следовательно, Юпитер в нижнем гороскопе может быть только в созвездии Льва или Близнецов.

Нижний гороскоп:

  1. Солнце у Водолея или у Козерога.
  2. Луна от Водолея до Стрельца.
  3. Меркурий у Рыб или у Водолея.
  4. Венера у Рыб или у Водолея или у Козерога.
  5. Марс или Сатурн у Козерога.
  6. Марс, Юпитер или Сатурн у Льва.
  7. Марс, Юпитер или Сатурн у Близнецов.

Полученные данные используем, как исходные, для программы расчета дат по положению планет относительно зодиакальных созвездий HOROS.
При заданном широком диапазоне возможных расположений планет количество полученных решений невелико.
С учетом новолуния для нижнего гороскопа: 11 февраля –452 года, 26 января 225 года, 22 января 448 года, 21 февраля 1091 года, 14 февраля 1268 года.
Возможно, опытный астролог сразу бы исключил неверные решения, но нам нужны дополнительные указания в гороскопе.
Чтобы исключить лишние решения, ещё раз рассмотрим символику гороскопов (см. Рис.22).

Символика атрибских гороскопов
Рис.22. Символика атрибских гороскопов

Древне-египетские астрологи не допускали неоднозначного прочтения гороскопов, а в случае неоднозначности использовали дополнительные указания, и в атрибских гороскопах есть такое дополнительное указание – это круг с птицей внутри него.
В обоих атрибских гороскопах круг с птицей расположен на коромысле созвездия Весов, по-видимому, это указание на одинаковые события в созвездии Весов.
События священной истории Древнего Египта всегда происходят от новолуния до полнолуния, возможно, астролог описывает в гороскопе новое рождение души.
После вознесения на небеса в новолуние душа вместе с диском Солнца движется в созвездие Весов, где будет происходить её взвешивание в ходе небесного суда и, если душу признают чистой, то она получит своё новое рождение в полнолуние.
Если Солнце с душой находятся в созвездии Весов, а в это время в полнолуние Луна будет в созвездии Овна, в котором произошло возрождение души Осириса, то душа, конечно же, родится заново, как родилась заново душа Осириса.
Просмотр полученных решений показал, что только для двух дат выполняется условие, когда Солнце находится на вершине коромысла созвездия Весов, в это время наступает полнолуние и Луна находится в созвездии Овна.
Это произошло в 1230 году и в 1268 году (см. Рис.23).

Солнце в Весах             Солнце в Весах
Рис.23. Положение Солнца в созвездии Весов во время полнолуния в атрибских гороскопах

Слева показано положение Солнца в созвездии Весов во время полнолуния в 1230 году, а справа – положение Солнца в созвездии Весов во время полнолуния в 1268 году.
Таким образом, для двух атрибских гороскопов осталось единственное совместное решение.
Для верхнего гороскопа это новолуние 14 мая 1230 г.
Для нижнего гороскопа – это новолуние 14 февраля 1268 г.
На этом исследование символики и построения двух атрибских гороскопов завершено.

Заключение

Данное исследование атрибских гороскопов показало, что предположение Флиндерса Питри о том, что эти два гороскопа описывают возрождение души владельца гробницы Мерихора и возрождение души его отца, оказалось верным.
В каждом гороскопе записана дата новолуния, с которым связано начало возрождения души, следовательно, оба атрибских гороскопа являются гороскопами возрождения души.
Между датами возрождения души владельца гробницы и его отца промежуток в 38 лет, по-видимому, это время, прошедшее между смертью отца и смертью сына.
Это означает, что даты возрождения души умершего выбирались в будущем не произвольно, а были привязаны к датам настоящих событий.
Сравнение с другими исследованиями атрибских гороскопов показало, что правильные даты гороскопов уже были получены ранее. В [4] описано исследование, в котором, несмотря на неправильное понимание значительной части используемой в древне-египетских гороскопах астрономической и священной символики, всё же были получены верные даты.

Литература

1. Athribis. London, 1908. W.M. Flinders Petrie.
2. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.
3. Культура Древнего Рима. Москва, 1985.
4. Новая хронология Египта. Москва, 2002. Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко.