О ранне-христианской символике
В.А. Никонов

Аннотация

В ходе предыдущего исследования показано единство священной символики народов Междуречья, Малой Азии, Северной Африки и Средиземного моря, что указывает на единство их веры. Священная символика Римской империи является частью единой священной символики, поэтому ей была посвящена лишь часть статьи.
Необходимо более подробное исследование священной символики Римской империи и в первую очередь символики раннего христианства, введение которого в качестве государственного и единственно возможного вероисповедания в Римской империи имеет огромное значение для всех народов.
В данной работе проведено исследование ранне-христианской символики и показано ее  полное соответствие древне-египетской священной символике.  

Содержание

В ходе предыдущего исследования выяснилось, что христианство является одним из течений веры всех народов Римской империи в Единого Бога (см. статью автора «О единстве священной символики»). Именно единство веры народов Римской империи позволило христианству стать государственным и единственно возможным вероисповеданием. По-видимому, до этого разные течения мирно сосуществовали, и временное преобладание одного из них не имело целью уничтожение других, поэтому верующие не заметили  опасности, исходящей от христианского учения. Тем более что общее число христиан поначалу было невелико. Согласно подсчету посвятительных надписей, найденных в Малой Азии, лишь в некоторых городах число христианских посвятительных подписей достигает четверти от общего их количества ([1], том II, стр. 324). При этом значительная их часть вызывает сомнения в том, что они принадлежат христианам, т.к. во многих случаях основанием для отнесения к христианским надписям служит обращение к Великому Богу. Это заблуждение, т.к. все народы Римской империи верили в Великого и Единственного Бога (см. статьи автора «О содержании погребальных текстов» и «О единстве священной символики»).
Римляне уже во времена поздней Римской республики обращались к Великому Богу, например, Сципион Эмилиан перед взятием Карфагена составил следующее обращение:

Если есть бог или богиня, которые покровительствуют жителям и республике Карфагена, и ты, Великий Бог, взявший на себя защиту этого города и его народа, прошу, заклинаю и молю покинуть их … ([1], том II, стр. 324).

Заблуждением является и представление о том, что христианство было религией низов древне-римского общества. Так «40-й канон Эльвирского собора, состоявшегося в начале IV века в испанском городе Иллиберрисе, запрещал засчитывать господам-христианам при расчетах с колонами их затраты на жертвоприношения местным богам» ([1], том I, стр. 203), а в «41-м каноне того же Эльвирского собора христианам предписывается не держать в доме идолов, но если они будут опасаться насилия со стороны рабов, то пусть сами соблюдают чистоту …» ([1], том I, стр. 204).
Среди низов Римской империи «более популярны  были издавна известные … Исида и Серапис, а также Кибела …» ([1], том I, стр. 175).
Необходимо отметить, что, по меньшей мере, со времен императора Августа древне-египетские праздники стали общими праздниками Римской империи ([1], том I, стр. 205):

март                           праздник корабля Исиды, омовение
апрель                       фарии в честь Исиды, Серапии, ритуальное очищение овец
май                             ритуальное очищение урожая
июнь                           жертвы Гераклу (Гору) и Благосклонной Фортуне

Месяц август своим названием обязан обожествлению императора Августа, божественное возрождение которого увязано со временем начала возрождения Осириса.
В сентябре праздновали трапезу Минервы, а поскольку сентябрь связан с созвездием Девы и соответственно связан с Девой-Исидой, то праздник, видимо,  был посвящен Исиде.
Помимо древне-римского календаря праздников общность древне-египетской и древне-римской веры подтверждает и «широкое распространение веры в бессмертие души и связь ее загробного блаженства с правильной жизнью на земле» ([1], том I, стр. 197). Часто в древне-римских эпитафиях «родные и друзья покойного выражают уверенность, что за свои перечисленные в эпитафии добродетели он пребывает в Элизии среди богов и сам стал богом» ([1], том I, стр. 197). «Отпущенник Эпафродит из Испании просил богов, приводящих в движение звезды, дать у себя приют его жене Фирме за ее кроткий нрав … иногда в эпитафии говорилось, что покойный ушел к богам, иногда его называли богом … многие эпитафии составлены по более краткой формуле: телом владеет земля, дух в Элизии, в эфире, в небесах, среди звезд …» ([1], том I, стр. 198).
Смысловое содержание древне-римских эпитафий полностью соответствует древне-египетским представлениям о возрождении души на небесах (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Первые христиане утверждали, что их вера едина с общей верой народов Римской империи, именно поэтому император Константин признал христианство частью общей религии Римской империи.
Если утверждения первых христиан верны, то ранне-христианская символика должна содержать такие священные символы, как:

баран и лев               – символы возрождения Осириса;
два льва                    – символ равнозначности душ Ра и Осириса;
бык и хищная птица – символы рождения Гора;
диск Солнца             – символ видимого образа Бога;
крест и полумесяц   – символы возрождения.

Во многих случаях трудно установить принадлежность символов раннему христианству,    однозначно можно отнести к ранне-христианской символике изображения на стенах европейских средневековых храмов, иконы и росписи времен Средневековья и эпохи раннего Возрождения, а также церковные предметы, созданные в это время.
Ранне-христианские храмы являются частью романской архитектуры, т.е. они построены так же, как и другие здания Римской империи (см. Рис.1).  

храмхрамхрамхрам
Рис.1. Ранне-христианские храмы

У ранних христианских храмов маленькие окна и почти нет внешних украшений, эти храмы больше напоминают маленькие крепости с толстыми стенами и узкими окнами-бойницами. Над входом первого храма выделяется круглое окно – символ Солнца (см. Рис.1 слева), такой же символ украшает и другие ранне-христианские храмы (см. Рис.2).  

храмхрамхрамхрамСолнце
Рис.2. Символ Солнца на ранне-христианских храмах

Более поздние храмы выстроены в т.н. готическом стиле, эти храмы намного выше, имеют много окон и много внешних украшений, а солнечный круг над их входом достигает огромных размеров (см. Рис.2 справа).
Далее перейдем к изучению украшений ранне-христианских храмов.

Ранне-христианские изображения барана

На стенах многих ранне-христианских храмов изображен баран, причем часто баран выделен с помощью круга или древне-египетского креста (см. Рис.3).  

баранбаран
Рис.3. Украшения ранне-христианских храмов

Христиане объясняют, что на христианских храмах находится изображение агнца, который,  оказывается, является главным христианским символом, связанным с возрождением Христа.
В Древнем Египте баран – это символ возрождения Осириса, поскольку Осирис возродился  в зодиакальном созвездии Овна, крест – это символ возрождения души, после прикосновения им к губам умершего душа получала второе рождение на небесах, круг – это символ Солнца или Луны во время полнолуния. Множество изображений этих священных символов находится в Египте (см.  Рис.4).  

баранбараныкрест
Рис.4. Древне-египетская символика

Таким образом, баран и крест являются и древне-египетскими и христианскими священными символами.
Общая символика показывает близость ранне-христианских представлений древне-египетской вере в Великого и Единственного Бога.
Изображения барана есть и на более поздних христианских храмах, но они отличаются от ранне-христианских изображений (см. Рис.5).  

агнецагнецагнецагнец
Рис.5. Поздние христианские изображения барана

На поздних изображениях у барана появился флаг, изменилась форма креста - древне-египетский крест возрождения заменили на крест распятия. В большинстве случаев баран находится внутри большого круга, который, видимо, является символом Солнца. Около головы барана изображен небольшой круг, разделенный на четыре части, возможно, это символ Луны, а четыре части – это изображение фаз Луны.
Количество изображений барана в ранне-христианских храмах, в христианских книгах, на иконах и священных предметах достаточно велико, но зачастую баран изображен рядом с другими священными символами. Вместе они показывают единство священных событий и будут описаны ниже.
Далее продолжим изучение украшений ранне-христианских храмов и следующим рассмотрим  изображения льва.

Ранне-христианские изображения льва

Изображения льва очень распространены в раннем христианстве, причем во многих случаях изображены два льва вместе, например, в качестве опоры для колонн (см. Рис.6).  

левльвыльвыльвыльвы
Рис.6. Львы в качестве опор в ранне-христианских храмах

Такое расположение львов показывает, что они находятся в основании какого-то священного события, а расположение их на входе в храм означает, что это событие было в начале.  Расположение львов под символом Солнца в виде огромного круга показывает, что львы как-то связаны с Солнцем (см. Рис.2 слева).
В Древнем Египте два льва являются символом равнозначности двух частей единой божественной души (см. Рис.7).  

львыльвыльвы
Рис.7. Древне-египетские львы

Солнечный диск над двумя львами показывает, что две части единой души Бога днем находятся в диске Солнца.
С объединения душ Ра и Осириса в созвездии Льва началось возрождение Осириса, поэтому лев является символом начала возрождения и, как и показано в ранне-христианских храмах,  находится в основании и в начале священных событий.
Таким образом, ранне-христианская символика в виде двух львов и их расположение вместе с диском Солнца однозначно показывают, что в основе раннего христианства находятся те же священные события, что и в Древнем Египте.
В ранне-христианских храмах два льва не всегда находятся в основании колонн, зачастую львы изображены в верхней части колонн, как-бы подпирая небосвод (см. Рис.8).  

львыльвыльвыльвыльвы
Рис.8. Львы в ранне-христианских храмах

На первой колонне слева между львами изображена голова над сердцем, а согласно древне-египетским представлениям душа человека находится в сердце, по-видимому, голова над сердцем в ранне-христианском храме является изображением божественной души.
На второй колонне львы переплелись хвостами, что указывает на их взаимосвязь.
Заметно, что тот, кто создавал эти изображения, не видел живых львов, поэтому на третьей колонне даже есть надпись «leo – лев», чтобы львов не перепутали с другими животными.
Два льва на четвертой и пятой колонах прижались друг к другу, показывая их единство. 
Чтобы показать двойную сущность божественной души, во многих случаях львы объединены в одно целое (см. Рис.9).

львыльвыльвыльвыльвы
Рис.9. Львы в ранне-христианских храмах

У львов одна голова на двоих, что указывает на неразделимость двух частей души Бога.
В ранне-христианских храмах часто изображен сам Бог, который показывает единство своей божественной души (см. Рис.10).  

львыльвыльвыльвыльвы
Рис.10. Львы в ранне-христианских храмах

На первых двух колоннах Бог двумя пальцами показывает двойную сущность божественной души, а на остальных колоннах Бог как-бы держит вместе двух львов, соединяя две части своей божественной души.
Часть львов изображена с крыльями, чтобы подчеркнуть, что это небесные львы (см. Рис.11).  

львыльвыльвыльвыльвы
Рис.11. Львы в ранне-христианских храмах

С крыльями изображали львов и в Древнем Египте, и в Малой Азии, и в Междуречье (см. статью автора «О единстве священной символики»).
Таким образом, христиане использовали ту же львиную символику и с тем же смысловым значением, что и львиная символика, созданная в Древней Персии, Ассирии, Древнем Египте и в других местах.
И так же, как и в Древней Персии, Ассирии и Древнем Египте, в европейских ранне-христианских храмах изображены объединенные символы в виде льва с головой человека или льва с головой хищной птицы (см. Рис.12).  

львыльвыльвыльвыльвы
Рис.12. Ранне-христианская символика
 

Лев с головой человека в Древнем Египте показывает возрождение души умершего, а лев с головой хищной птицы – это символ единства священных событий – возрождения Осириса и рождения Гора, поскольку Гор часто изображался с головой хищной птицы.
В одном из ранне-христианских храмов есть очень интересное украшение, показывающие, что зачатие от Святого Духа связано с двумя львами (см. Рис.13).  

львы
Рис.13. Святой Дух
 

Здесь изображена непорочная Дева вместе со Святым Духом, крылья которого показывают  принадлежность его к небесам. 
Между Девой и Святым Духом находится колонна с двумя львами, которые явно связаны со священными событиями.
Согласно древне-египетским представлениям именно благодаря объединению двух душ в созвездии Льва Святой Дух смог зачать Гора, и ранне-христианская символика тоже показывает, что зачатие от Святого Духа связано с объединением душ, символом которого являются два льва.
В надежде на помощь небес львов изображали не только в храмах, но и на щитах, доспехах и гербах (см. Рис.14).  

левльвыльвылевльвы
Рис.14. Львиная символика
 

Такое использование священной символики связано с распространенным заблуждением, что священные символы имеют самостоятельное значение и обладают силой вершить земные дела. Большая вера в силу священных символов порой заставляет совершать совершенно бессмысленные поступки. Так в правление императора Марка Аврелия римская армия в ходе войны на Дунае проигрывала одно сражение за другим. Тогда 

... в Риме решили обратиться к … оракулу [Александру]. Александр посоветовал императору бросить в Дунай двух львов с большим количеством благовоний – это-де принесет победу римлянам. Никакой победы, однако, от этого не последовало … 
Львы же, достигнув вражеского берега Дуная, были убиты варварами …
» ([1], том II, стр. 249).

Такие действия римлян кажутся несколько наивными, но и позднее в тяжелой обстановке люди обращались и обращаются к священным символам.
В отличие от двух львов, ранне-христианский символ в виде одного льва, имеет несколько разных смысловых значений (см. Рис.15).    

левлевлевлевлевлев
Рис.15. Ранне-христианские изображения льва

Лев, изображенный на надгробиях в ногах умершего – это символ возрождения души.
На третьем надгробии лев с крыльями изображен над головой умершего, при этом лев держит лапой священную книгу. В этом случае лев является символом души Бога, с которой воссоединяется душа умершего (см. Рис.15 третий слева).
Символом души Бога является и крылатый лев с книгой, перед которым стоит на коленях священник, при этом три опорных выступа показывают триединую сущность Бога (см. Рис.15 четвертый слева).
Следующий большой золотой крылатый лев с книгой тоже является символом души Бога, крылья большого льва указывают на небеса, а золотое покрытие указывает на Солнце, в котором находится душа Бога. Выше большого льва расположен символ двойной сущности божественной души в виде двух маленьких львов (см. Рис.15 второй справа).
На следующем изображении крылатый лев – символ души Бога что-то показывает в книге сидящему внизу человеку, при этом человек двуперстием показывает двойную сущность души Бога (см. Рис.15 справа).
Очень много изображений львов в государстве Папы Римского – Ватикане (см. Рис.16).  

левлевлев
Рис.16. Ватиканские львы
 

Лев на левом краю ряда доставлен в Рим из Египта, этот лев является символом древне-египетской веры, но в Ватикане он не является языческим символом (см. Рис.16 слева).
Количество ранне-христианских изображений львов очень велико, описание всех займет  много места, поэтому, чтобы ограничить размер статьи, перейдем к описанию других священных символов.  

Ранне-христианские изображения быка

Изображения быка украшают стены многих ранне-христианских храмов (см. Рис.17).  

быкбыкбыкбыкбыкбык
Рис.17. Изображения быка в ранне-христианских храмах

В Древнем Египте бык – это символ рождения Гора, поскольку во время рождения Гора небесный образ Исиды - Венера находилась в созвездии Тельца.
Ниже приведено несколько древне-египетских изображений быка (см. Рис.18).  

быкбыкбыкбыкбыкбыкбык
Рис.18. Древне-египетские изображения быка

Солнечный диск на рогах древне-египетских быков показывает, что Солнце во время рождения Гора находилось перед созвездием Тельца.
Поднявшая голову кобра перед солнечным диском показывает, что рождение Гора связано с летним солнцестоянием.
Два одинаковых пера по краям солнечного диска показывают, что Солнце находилось в зодиакальном созвездии Близнецов (см. Рис.18 справа).
Часть быков на ранне-христианских храмах тоже изображена с кругом – символом Солнца вокруг головы и с крыльями – символом небес (см. Рис.17 справа).
Есть очень интересные изображения быков, найденные в разных местах бывшей Римской империи, у которых необычная дополнительная символика (см. Рис.19).  

быкбыкбык
Рис.19. Изображения быков с крестами

Над рогами этих быков изображен крест, а сами рога имеют вид полумесяца.
Крест и полумесяц – это символы возрождения души, а третий бык явно изображен на надгробии, при этом символы возрождения на его голове показывают возрождение души умершего на небесах (см. Рис.19 справа).
У этих быков крест расположен на месте солнечного диска древне-египетских быков и, видимо, является символом Солнца.
Нехристианские изображения солнечного диска с крестом подтверждают это (см. Рис.20).  

кресткрест
Рис.20. Изображения креста

На первом изображении внутри крылатого солнечного диска с бараньими рогами находится древне-египетский крест.
На втором изображении над полумесяцем находится диск Солнца, в котором тоже изображен древне-египетский крест.
Похоже, что древне-египетский крест является изображением солнечных лучей и это, видимо,  считалась настолько общеизвестным, что для изображения Солнца достаточно было изображения одного креста.
В таком случае крест, который изображен вместе с изображениями барана на ранне-христианских храмах, является не только символом возрождения, но и показывает, что возрождение произошло во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Овна.
Вернемся к изображениям быка на ранне-христианских храмах.
На стене одного из ранне-христианских храмов находится изображение Богородицы, Святого Духа и новорожденного младенца (см. Рис.21).  

рождение
Рис.21. Новорожденный

Младенец сидит на троне над диском Солнца, слева от него находится Богородица, справа над ним летает Святой Дух, а под Святым Духом изображен бык.
Изображение быка означает, что рождение связано с созвездием Тельца, при этом показано, что младенец и Солнце находятся над рогами Тельца.
Но может бык, баран и лев в ранне-христианских храмах – это только украшения, а не символы зодиакальных созвездий Тельца, Овна и Льва?
Чтобы ни у кого не было сомнений, создатели ранне-христианских храмов расположили на стенах этих же храмов изображения зодиакальных созвездий, показав, что используемая символика связана с созвездиями (см. Рис.22).  

овентелецраклевдевавесы
Рис.22. Зодиакальные созвездия на ранне-христианских храмах
 

Интересно, что на Овне сидит голый мальчик, это означает, что он новорожденный.
Созвездие Близнецов изображают два голых мальчика, показывая, что они новорожденные.
Таким образом, создатель изображений зодиакальных созвездий показывает, что с созвездиями Овна и Близнецов связано рождение.
Дева изображена на троне с колосом в руке, который в Древнем Египте является символом возрождения Осириса.
Весы держит женская фигура с крыльями, указывающими на небеса.
Созвездие Рака трудноузнаваемо, а на некоторых храмах трудноузнаваемы и зодиакальные созвездия Льва и Скорпиона (см. Рис.23).  

овентелецраклевдевавесы
Рис.23. Зодиакальные созвездия на ранне-христианских храмах
 

Видимо, создатель этих изображений никогда не видел львов, скорпионов и раков, зато часто видел баранов и коров.
В этом ряду зодиакальных созвездий выделено только созвездие Близнецов, которое изображают две голые фигурки с флажками, показывая, что с созвездием Близнецов связано рождение.
В этом же ряду фигура созвездия Девы изображена с крыльями – символом небес.
В соборе города Шартр связь с зодиакальными созвездиями показана с помощью наивысших технических достижений того времени - механических часов (см. Рис.24).    

часычасы
Рис.24. Механические часы
 

Особенно впечатляют часы слева, состоящие из подвижных кругов, которые поворачиваются  друг относительно друга (см. Рис.24 слева). 
В центре часов расположен подвижный круг с изображениями зодиакальных созвездий, сверху дополнительная окружность выделяет зодиакальное созвездие, а по внешнему кругу движутся изображения Луны в разных фазах.
Часы разделены на четыре части, которые соответствуют сезонам года или фазам Луны.
Вторые часы выполнены в виде Солнца с лучами, их единственная стрелка показывает время.
Таким образом, в ранне-христианских храмах зодиакальные созвездия не были языческими символами, а изображения барана, быка и льва указывали на священные события.
Далее продолжим изучение украшений ранне-христианских храмов.

Ранне-христианские изображения плодов и цветущих растений

Колонны многих ранне-христианских храмов украшают изображения цветущих растений (см. Рис.25).    

цветениеколоннацветокцветыколонна
Рис.25. Украшения колонн ранне-христианских храмов
 

При этом неясно, какое растение изображено.
По-видимому, создатели этих украшений не знали, какой именно цветок должен быть изображен, поэтому создавали общий образ цветущего растения.
Колонны ранне-христианских храмов похожи на украшенные цветами лотоса и папируса колонны в древне-египетских храмах  (см. Рис.26).    

колонны в виде цветка лотоса
Рис.26. Украшения колонн древне-египетского храма
 

Расположены цветы и в древне-египетском и в ранне-христианском храмах в верхней части колонн, при этом в древне-египетском храме сама колонна как-бы является стеблем, поэтому лепестки цветов очень крупные, это пытались показать и в ранне-христианских храмах.
Скорее всего, у создателей каменных цветов в ранне-христианских храмах были какие-то наброски или, возможно, они знали со слов, что на колоннах должны быть цветы лотоса или папируса, но поскольку они никогда не видели этих растений, поэтому им пришлось создавать образы цветущего растения.
Помимо цветущих растений во многих ранне-христианских храмах изображены спелые грозди винограда (см. Рис.27).    

гроздивиноградагроздьдушигрозди
Рис.27. Грозди винограда на колоннах ранне-христианских храмов
 

Часто грозди винограда держат мужские фигуры, которые, видимо, изображают души. Похоже, что грозди винограда в раннем христианстве являются символом возрождения.
В Древнем Египте виноград связан со священными событиями, по какой-то причине виноградное вино связывали с Осирисом, поэтому его пили во время посвященных ему праздников. Собственного виноградного вина не хватало, поэтому его большое количество завозилось финикийцами и греками.
Далее продолжим изучение священной символики ранне-христианских храмов.  

Ранне-христианская священная символика

В ранне-христианских храмах много изображений хищной птицы (см. Рис.28).    

птицаптицаптицаптицаптицаптица
Рис.28. Украшения ранне-христианских храмов
 

По-видимому, создатели изображений в ранне-христианских храмах не знали точно, какую именно птицу необходимо изобразить, т.к. все птицы разного вида.
В более поздних храмах явно изображен орел.
В Древнем Египте в виде хищной птицы часто изображался Гор (см. Рис.29).    

ГорГорГорГорГорГорГорГор
Рис.29. Древне-египетские изображения Гора в виде хищной птицы

У египтян, в отличие от ранних христиан, всегда изображен один и тот же вид хищной птицы, это означает, что именно христиане заимствовали этот символ.
Согласно древне-египетским представлениям Гор родился в зодиакальном созвездии Близнецов, при этом произошла встреча небесного и земного близнецов (см. Рис.30).  

двоеблизнецовблизнецыАнубис и Гор
Рис.30. Древне-египетские изображения близнецов

Среди украшений ранне-христианских храмов тоже изображены близнецы (см. Рис.31).  

двоеблизнецовблизнецыблизнецы
Рис.31. Изображения близнецов в ранне-христианских храмах

На первом и втором изображениях близнецы сидят на коленях Бога, что является указанием на их связь с Богом.
В Древнем Египте рождение Гора было заключительным священным событием, которое привело к рождению триединого Бога, это, видимо, и показано в ранне-христианских храмах.
Далее рассмотрим объединенную священную символику.

Объединенная священная символика

Вход в большинство ранне-христианских храмов имеет вид небосвода (см. Рис.2 и Рис.32).  

изображение небосводана входе в храмБог в диске Солнца
Рис.32. Вход в ранне-христианские храмы

Во многих ранне-христианских храмах на входе в верхней части небосвода изображен Бог, сидящий внутри диска Солнца, таким образом, создатель изображения показывает, что видимым образом Бога является Солнце.
Рядом с Богом находятся объединенные священные символы: баран, лев, бык, хищная птица и Святой Дух (см. Рис.33).

всесвященные символывместе рядом с Богом
Рис.33. Объединенные священные символы

При этом баран занимает выделенное положение прямо над головой Бога (см. Рис.33 слева). 
На первом изображении баран находится в круге над головой Бога, а на втором баран расположен на внутренней части свода.
Бог, сидящий в диске Солнца двуперстием показывает две части своей божественной души.
На третьем изображении две мужские фигуры слева и справа от объединенных символов указывают пальцем на Святого Духа и птицу, показывая их взаимосвязь (см. Рис.33 справа).
В Древнем Египте возрожденный Святой Дух – небесный Гор и земной Гор являются близнецами, видимо, их связь и хотел показать создатель этого изображения.
Священные символы изображены вместе и на росписях потолков и на иконах (см. Рис.34).  

роспись потолкарисунокиконаикона
Рис.34. Объединенные священные символы

В центре всегда изображен Бог, священные символы расположены вокруг него, но баран занимает особое положение, например, на второй картине баран лежит на коленях у Бога.
На третьем изображении священные символы соединены с Богом огненными языками пламени Солнца (см. Рис.34 третье слева).
Объединенная священная символика изображалась на самых разных предметах: на переплетах священных книг, на священных сосудах, ларцах и т.д. (см. Рис.35).  

обложка книгиобложкатарелкаларец
Рис.35. Объединенная священная символика

Есть очень интересные изображения с объединенной  священной символикой (см. Рис.36).  

объединенная символика
Рис.36. Священная символика

Здесь изображен Бог верхом на быке, льве и орле, на его правой руке сидит птица-Солнце, левой рукой Бог придерживает крест распятия. 
Бог как-бы спускается с небес к человеку с крыльями, одетому в доспехи.
Человек с крыльями  приложил правую руку к сердцу, в котором находится его душа, левой рукой он держит за бараньи рога мужскую фигуру с заведенными за спину руками. На голове человека с крыльями шлем с рогами, а под ногами щит с полосами. Между человеком с крыльями и мужской фигурой с бараньими рогами находится круг с изображением Солнца.
Перед человеком с крыльями стоит на коленях женщина, правую руку она приложила к сердцу, в котором находится ее душа, а в левой руке она держит цветы, которые, по-видимому, являются символом возрождения.
В верхней части находятся три мальчика с крыльями, один сидит на быке за спиной Бога и держится за него, второй касается птицы-Солнца, а третий протягивает меч человеку с крыльями. Три мальчика с крыльями, по-видимому, изображают души и являются символом триединства.
Ниже человека с крыльями изображены умершие, видимо, это означает, что этот человек управляет миром мертвых.
В Древнем Египте миром мертвых правил Осирис, похоже, что здесь изображен Осирис вместе с объединенной символикой священных событий.
Но здесь же изображена и христианская символика – крест распятия и раны на руках и ногах Бога, т.о. древне-египетская священная символика объединена с христианскими символами.
Далее продолжим изучение символики ранне-христианских изображений.

Ранне-христианские изображения Святого Георгия и Богородицы

Многие ранне-христианские изображения содержат символику, отсутствующую на более поздних христианских изображениях.
Ниже приведено несколько ранне-христианских изображений Святого Георгия (см. Рис.37).  

ГеоргийГеоргийГеоргий
Рис.37. Ранне-христианские изображения Святого Георгия

На первой картине у Святого Георгия на коленях изображены морды львов, показывая связь Святого Георгия со священными событиями в созвездии Льва, при этом два льва являются его опорой (см. Рис.37 слева).
На двух первых картинах в руках Святого Георгия находятся весы, которыми он взвешивает деяния людей, стоящих на чашах весов.
В обоих случаях Святой Георгий изображен с крыльями, показывающими, что он является небожителем. 
Нимб за его головой показывает связь Святого Георгия с Солнцем.
На третьей картине за спиной Святого Георгия находится баран, который показывает его связь со священными событиями в созвездии Овна. 
Сверху рука двуперстием показывает две части божественной души.
На четвертой картине изображена Богородица, которая кормит грудью младенца, при этом ниже младенца под ногой Богородицы изображен дракон. 
Поскольку с драконом всегда связан Святой Георгий, следовательно, Богородица родила Святого Георгия.
Святой Георгий – это христианский образ Гора, Богородица – это образ Исиды, которая и родила Гора, соответственно христианская картина в точности соответствует древне-египетским представлениям.
На краю ряда находится изображение Святого Георгия, расположенное на храме в городе с очень символичным названием - Лион, здесь Святой Георгий убивает не дракона, а крокодила.
Это изображение полностью соответствует египетскому изображению Гора (см. Рис.38).  

Гор
Рис.38. Гор

Египетский Гор правой рукой воткнул копье в голову крокодила, а левой рукой держит поводья коня.
Святой Георгий в Лионе тоже правой рукой воткнул копье в голову крокодила, но левую почему-то он завел за спину.
Похоже, что в Лионе у создателя изображения Святого Георгия с крокодилом был перед глазами египетский образ. 
Но, поскольку конь не помещался на крышу, пришлось оставить только Гора и крокодила. 
При этом осталась свободной левая рука Гора и вместо того, чтобы изобразить Гора, который обеими руками держит копье, скульптор завел руку Гора за спину. 
Далее рассмотрим ранне-христианские изображения Богородицы с дополнительной священной символикой (см. Рис.39).  

мадоннамадоннаБогородица
Рис.39. Ранне-христианские изображения Богородицы

На левом краю Богородица с младенцем опирается правой ногой на льва, показывая связь рождения младенца со львом (см. Рис.39 слева).
Далее на картине изображена Богородица с младенцем, по обе стороны от которой расположены видимые образы Бога в виде Солнца и Луны, а внизу находится символ возрождения в виде узкого серпа месяца под солнечным диском (см. Рис.39 вторая слева).
Справа на ранне-христианской росписи храма изображены Бог, Богородица и Святой Дух (см. Рис.39 справа).
Верхняя часть росписи изображает небосвод, поэтому она так же, как и в Древнем Египте, раскрашена синим цветом и покрыта звездами (см. статью автора «Об изображениях древне-египетских гробниц»). Рядом с головой Бога находятся его образы в виде Солнца и Луны.
Далее рассмотрим еще несколько ранне-христианских изображений (см. Рис.40).  

барандиск с крыльямикорабль
Рис.40. Ранне-христианские изображения

На левом краю находится изображение священника с иконой, на которой Бог изображен в образе Солнца (см. Рис.40 слева).
Следующая картина разделена на две части (см. Рис.40 вторая слева).
В верхней части картины изображен древне-египетский крест, на котором подвешены две греческие буквы – альфа и омега. 
В нижней части изображен баран с кругом и крестом около головы, которые, видимо, являются символами возрождения. 
По обе стороны от барана стоят две фигуры с крыльями, которые являются символом двух частей души Бога. 
От барана выходят три красных луча, средний идет по оси креста, два других проходят рядом с буквами, один заканчивается наконечником копья, другой – чашей. 
Красные лучи связывают барана с крестом и показывают, что символ в виде барана – это альфа и омега христианства.
Далее находится часть потолочной росписи храма, на которой, как и в Древнем Египте, изображен крылатый солнечный диск (см. Рис.40 третье слева).
На правом краю находится часть росписи храма с изображением корабля, на котором по небесам плывут души, при этом нос у корабля имеет вид головы собаки  (см. Рис.40 справа).
Символика этого изображения связана с древне-египетскими представлениями о том, что днем возрожденные души вместе с душой Осириса плывут в небесах в ладье Солнца. 
Согласно древне-египетскими представлениям Осирис встречал души в образе Анубиса,  которого изображали в виде собаки или в виде человека с головой собаки.
Анубис – это небесный близнец Гора (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Гор у христиан носит имя Святого Георгия, а Анубис получил имя Святой Христофор и первоначально изображался в виде человека с головой    собаки (см. Рис.41).

АнубисХристофорХристофор
Рис.41. Анубис и ранне-христианские изображения Святого Христофора 

В переводе с греческого имя Христофор означает «ведущий Христа» или «дорога Христа», сравните с названием пролива Босфор, которое означает «дорога коров» или «коровий брод».
Имя святого явно связано с Анубисом, который приводил возрожденные души к Богу.
На ранне-христианских иконах тоже показана прямая связь Святого Христофора с Богом.
На первой иконе голова Святого Христофора окружена сиянием Солнца, он смотрит на Бога, который находится в диске Солнца и протягивает руки к собачьей голове Христофора (см. Рис.41 вторая слева).
На следующей иконе изображена дорога из лучей Солнца, соединяющая Святого Христофора и Бога (см. Рис.41 третья слева).
Таким образом, у ранних христиан так же, как и у древних египтян, человек с головой собаки  напрямую связан с Богом.
Сходство изображений Богородицы, Святого Георгия и Святого Христофора с древне-египетскими изображениями Исиды, Гора и Анубиса показывает близость ранне-христианских и древне-египетских представлений.
Близка древне-египетским представлениям и ранняя исламская священная символика.
На фотографиях построек, оставшихся в Испании от мавров, видны знакомые священные символы  (см. Рис.42).  

львыльвыСолнце
Рис.42. Священная символика испанских мавров 

Оказывается, мавры тоже очень любили львов, а на стенах изображали Солнце и звезды.
Почему испанцы сохранили священную символику  изгнанных ими мавров?
Не потому ли, что священная символика мавров не отличалась от священной символики испанцев?
Общая священная символика разных течений веры в Бога показывает, что, по меньшей мере, понимание смыслового значения священной символики сохранялось до позднего Возрождения.
Символы зодиакальных созвездий Льва, Тельца и Овна, с которыми связаны основные священные события, изображены на всех ранне-христианских храмах, но в позднем Возрождении они почти не встречаются ни на картинах, ни в росписях храмов. Видимо, в это время произошло окончательное отделение христианства от общей веры в Великого и Единственного Бога.
Каким средствами это было достигнуто, рассмотрим ниже.

Христианская цензура

Количество и разнообразие книг, издававшихся в Римской империи, вызывает изумление. При перечислении жанров складывается впечатление, что это разделы современного книжного магазина.
Издавалось большое количество разного рода руководств от «Как сохранить свое здоровье» до «Как вести свое хозяйство», всякие лечебники вплоть до «Уринотерапии», сонники, гадания, астрологические руководства, развлекательные и научно-популярные энциклопедии всякого рода чудес, рассказы о привидениях и вампирах, любовные и приключенческие романы. Само название «роман» указывает на римское происхождение этих произведений.
Цены на книги такого рода были невелики, сохранились сообщения римских путешественников, которые, чтобы чем-то занять себя в дороге, покупали в провинции кучу дешевых книжонок.
Издавалось огромное количество учебников и руководств для школ и других учебных заведений, издавались научные труды и священная литература.
Были энциклопедические издания, например 17 книг по географии и 43 книги по истории Страбона ([1], том I, стр. 284-285), до нас почему-то не дошли его книги именно по истории. Количество разного рода научных трудов, изданных в Римской империи, было очень велико. 

В «Естественной истории» Плинием Старшим использовано свыше двух тысяч книг более чем ста авторов, а в «Вопросах природы» Сенекой – свыше сорока авторов … ([1], том I, стр. 257). 

Сам Плиний Старший написал 37 книг ([1], том I, стр. 258).
Издавалось большое количество священных книг. Из священных «жреческих книг … черпали отцы церкви материал для насмешек над религией римлян …» ([1], том I, стр. 106), т.е. священные книги были общедоступны, и их было много.
Необходимо отметить, что во многих городах Римской империи книги можно было взять в общественной библиотеке ([1], том I, стр. 255). 
Первую общественную библиотеку в Риме открыл «Азиний Поллион в атрии Свободы … вторую … Август … третья была открыта в портике Октавии ...» ([1], том I, стр. 327).
Книги в основном издавались на папирусной бумаге, поэтому произошло значительное сокращение «книжной продукции в Риме …, когда конфликт Октавиана и Антония нарушил подвоз папируса из Египта» ([1], том I, стр. 327). 
Изобретение пергамента в одном из главных городов Римской империи Пергаме тоже было связано с ограничением поставок папируса из Египта, и само изобретение заменителя папирусной бумаги указывает на большую потребность в книгах.
Но куда исчезло это книжное изобилие?
Сотни имен авторов и произведений нам известны в основном по ссылкам христианских историков и из немногочисленных сохранившихся римских книг. Ни одна из священных книг не дошла до нас, поэтому «мы, по существу, не имеем надежных данных о древнейшей римской религии» ([1], том I, стр. 106).
Объяснение исчезновению книг дают ранне-христианские изображения (см. Рис.43).   

сожжение книг
Рис.43. Уничтожение книг

На картине слева изображено множество людей, наблюдающих за уничтожением книг.
Книг много, похоже, здесь показано уничтожение книг из общественной или частной библиотеки. Книги уничтожают на костре, руководят сожжением книг несколько священников, у их ног и около костра сложены стопки книг, откуда-то сверху из здания выбрасывают еще книги. Сожжение книг хорошо продумано – основание костра сложено из толстых палок, причем они сложены таким образом, чтобы был хороший поддув, один из помощников ворошит листы горящих книг, чтобы они полностью сгорели, а другой подкладывает книги и дрова.
На следующей картине изображено уничтожение книг, видимо, находившихся в частной собственности. Похоже, что книги принадлежали женщине, сидящей на кресле. Возможно, она приняла христианство, и священник убедил ее сжечь нехристианские книги. Мужчина на правом краю картины явно не согласен с сожжением книг, поэтому христианский священник что-то объясняет ему.
Судя по ранне-христианским изображениям, христиане не ограничились разрушением храмов, но решили уничтожить любые упоминания о прежней вере и для этого, по-видимому, сначала уничтожили священные книги, а затем книги, содержание которых считали опасным или вредным для христианского учения.
Чтобы уничтожить все упоминания о прежней вере, христианам необходимо было обладать государственной властью. Только имея государственную власть можно было разрушить все храмы, уничтожить государственные архивы и общественные библиотеки и подавить сопротивление не желающих отказываться от прежней веры. Похоже, что христианам удалось захватить власть в Римской империи, при этом христианская церковь и государство  стали единым целым. Поэтому и стал возможен государственный запрет на любые вероисповедания, кроме христианского, а также замена государственных судов на церковные (inquisitio – расследование), которые были отменены лишь в XIX веке. Опираясь на суды и используя пытки и казни, христианам удалось подавить сопротивление. Выбирая между прежней верой и жизнью, большинство выбрало жизнь.
Но нашлись и те, кто не желал отказываться от своей веры. Пришлось христианам использовать самые сильные средства убеждения, они казнили целые общины.
Похожие события позже происходили в Африке и в Америке. Прибывшие христиане разрушили там древние храмы, сотни тысяч людей казнили, священные книги  уничтожили, и вскоре люди там забыли не только свою веру и свою историю, но и свою письменность.
Но вернемся к введению христианства в Римской империи.
Публичное уничтожение книг позволяло их владельцам, хотя бы на время, избежать обвинений и сохранить свою жизнь и жизни своих близких. Поскольку опасной или вредной для христианского учения могли признать любую книгу, лучше было сразу избавиться от всех книг, что, видимо, и происходило. Доносы соседей наверняка помогли убедить сомневающихся владельцев книг.
Но почему часть книг римских авторов все-таки дошла до нас?
Часть из дошедших до нас книг в Римской империи использовалась в качестве учебников в начальной школе и школе второй ступени «… в школах читали Меандра, Горация, Вергилия … Гомера …» ([1], том II, стр. 228), видимо, христиане сочли эти сочинения не опасными.
Другая часть сохранившихся римских книг имеет прикладное значение. Это, например, книги Галена «Об установлении диагноза», «О назначении частей человеческого тела», «Анатомические процедуры», «Анатомирование мускулов», «Строение скелета»; трактат Колумеллы «О сельском хозяйстве» и его книга о садах и виноградарстве;  книга Витрувия «Об архитектуре» и книга Секста Юлия Фронтина «Об акведуках»; «Механика» и «Пневматика» Герона Александрийского; «Математический сборник» Птолемея, больше известный как Альмагест. Все эти книги не касаются вопросов истории и религии, поэтому не опасны для христианства.
Третья часть произведений была сохранена, поскольку их авторы осуждали власти Рима или подрывали веру народов Римской империи.
Пример тому Плутарх, который постоянно осуждал римские власти:

Надо помнить … над головой твоей римский башмак. Следует подражать … актерам, которые отдают свою страсть тому, кого они представляют, но, слушая подсказчика, не нарушают ни порядка, ни меры, заданной им властителями … ([1], том II, стр. 241).

Осуждение Римской империи видно и по следующему сообщению Плутарха:

римские легионы [в Галлии] захватили 300 крепостей … миллион человек убили … ([1], том II, стр. 269).

Преувеличение числа убитых явно показывает отношение Плутарха к властям Римской империи.
Произведения Лукиана, Секста Эмпирика, Плавта и Ювенала подрывали основы веры народов Римской империи:

Лукиан представлял богов в карикатурном свете …  
Секст Эмпирик своими доводами подрывал основы веры …основной вывод сводился к тому, что поскольку ни одно учение не выдвинуло критериев своей истинности, то лучше воздержаться от каких-либо суждений вообще, а тем более о таком темном предмете, как боги …  
Плавт изображал богов со всеми человеческими слабостями …
([1], том I, стр. 187),  
в сатирах Ювенала город предстает уже всецело погруженным в культы восточного происхождения – Исиды, Анубиса, Амона …
([1], том II, стр. 124).

Подрывали основы веры и писатели Энний:

 … о человеческом роде боги не заботятся, т.к. в противном случае хорошим было бы хорошо, а плохим плохо …

и Пакувий:

… боги уже не управляют миром, и верховный царь богов не заботится о человеческих делах … ([1], том I, стр. 162).

Плиний Старший «считал, что Бог ограничен в своих возможностях …» ([1], том I, стр. 260) и, подменяя понятия, писал, что «Бог – это помощь человека человеку» ([1], том I, стр. 180).
«Сатирик Луцилий пародировал «Совет богов» …» ([1], том  I, стр. 162), а сочинения Цицерона «О природе богов», «О предвидении» и «О законах» вносили сомнения в существование Бога ([1], том I, стр. 163).
Христианские цензоры порой оставляли только часть произведения, так «… трактат Варрона «О делах божественных» дошел до нас в отрывках, в которых говорится о том, что старые боги были забыты и никто не хотел служить им …» ([1], том I, стр. 172).
Т.е. оставляли только то, что показывало разрушение прежней веры и не представляло опасности для христиан, а о наиболее значимых произведениях:

… Л.Цинция, написавшего книги о календаре;  
Сервия Сульципия Руфа, посвятившего книгу древним обычаям,  
Г. Требатия Теста, написавшего 9 или 10 книг «О религии»,  
Л. Юлия Цезаря и М.Валерия Мессала Корвина, составивших книги об ауспициях,  
Л. Корнелия Баальба, писавшего об ауспициях и понтификальных вопросах,  
Грания Флакка Лициниана, автора книг об индигитаментах …  
нам практически ничего не известно …
([1], том I, стр. 172).
… о содержании «Географических записок» Эратосфена известно в основном по произведениям Страбона …
([1], том I, стр. 284).

Зато известны произведения авторов, рассуждавших об упадке и распущенности нравов. Например, произведения Тацита, который писал:

… меры, которые принимались в старину в любой области, были лучше и мудрее, а те, что впоследствии менялись, менялись к худшему … ([1], том II, стр. 143).

Рассуждениями об упадке нравов полны произведения Полибия, Гая Саллюстия Криспа и Лукиана:

 … сперва развилась жажда денег, за нею – жажда власти, и обе стали как бы общим корнем всех бедствий … Зараза распространилась словно чума, народ переменился в целом, и римская власть из самой справедливой и самой лучшей превратилась в жестокую и нестерпимую … ([1],том II, стр. 160),
… что нового у вас в городе? Нового – ничего, все так же грабят, дают ложные клятвы, занимаются ростовщичеством и сутяжничают …
([1], том II, стр. 239).

Судя по содержанию сохраненных христианами произведений римских авторов, одна их часть разрушала основы римского общества и государственной власти Римской империи, а другая часть подрывала веру народов Римской империи.
То же можно сказать и о сохранившейся древне-египетской литературе, одна ее часть осуждает египетские власти, а другая подрывает основы веры.
По-видимому, эти произведения использовались ранними христианами в борьбе за духовную и государственную власть, поэтому они были не только сохранены, но, по-видимому, неоднократно переиздавались.  

Заключение

Ранне-христианская символика содержит основные древне-египетские священные символы такие, как изображения барана и льва – символы возрождения Осириса; изображения двух львов – символ равнозначности двух частей божественной души; изображения быка и хищной птицы – символы рождения Гора; изображения диска Солнца – символ видимого образа Бога; изображения древне-египетского креста и полумесяца – символы возрождения. Во всех ранне-христианских храмах показано, что изображения барана, быка и льва связаны с небесами и являются символами зодиакальных созвездий Овна, Тельца и Льва. Дополнительно в ряду зодиакальных созвездий голые фигурки новорожденных показывают главные священные события.
Связь священных событий в раннем христианстве показывает объединенная священная символика, расположенная в большинстве случаев рядом с Богом, сидящим в диске Солнца. При этом положение барана всегда выделено.
Дополнительная символика многих ранне-христианских изображений Богородицы, Святого Георгия и Святого Христофора связывает их с Исидой, Гором и его небесным близнецом Анубисом, но на более поздних изображениях дополнительная символика отсутствует.
Судя по изображениям ранне-христианских храмов, единство христианской и древне-египетской священной символики сохранялось до конца эпохи Возрождения.
Позднее на христианских иконах, картинах, церковных предметах и т.д. древне-египетская символика почти не изображается или становится неузнаваемой.
Видимо, христианская церковь не желала, чтобы что-либо напоминало о том, что христианство является  частью общей веры народов Римской империи в Единого Бога. 
В итоге христиане добились желаемого, последующие поколения утратили понимание веры народов Римской империи и их священной символики, но вместе с этим они утратили и знание своей истории.  

Литература  

1.      Культура Древнего Рима. Москва, 1985.

 

Сайт управляется системой uCoz