Гороскоп Гипостильного зала Дендеры
В.А. Никонов

Аннотация

В ходе исследования символики рельефа, расположенного на потолке средней комнаты восточной часовни Осириса, находящейся на крыше Главного храма Дендеры и называемого Круглым дендерским зодиаком, выяснилось, что в его внутреннем круге записан гороскоп даты рождения Гора.
Это привело к предположению, что в гороскопе Главного храма Дендеры, изображенном на потолке Гипостильного зала тоже записана одна из священных дат.
В связи с этим проведено новое исследование священной и астрономической символики гороскопа Гипостильного зала Дендеры.

Содержание

На потолке Гипостильного зала находятся семь полос изображений, разделенных опорными балками, нижние грани которых покрыты иероглифическими текстами.
Прорисовка потолка Гипостильного зала приведена ниже, взято из [1] (см. Рис.1).

Прорисовка потолка Гипостильного зала
Рис.1. Прорисовка потолка Гипостильного зала

Количество полос изображений, по-видимому, связано с числом планет, оно указывает на то, что потолочные изображения связаны с небесами.
Средняя полоса расположена над проходом, ведущим от главного входа в Гипостильный зал во внутренние помещения Главного храма Дендеры.
В этой полосе повторяются изображения птицы-Солнца и крылатого солнечного диска.
У птицы-Солнца и солнечного диска по верху крыльев расположены бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна.
Птица-Солнце держит в лапах два одинаковых пера, которые являются символами двух равных божественных душ, соединенных в диске Солнца.
По обе стороны от диска Солнца находятся две кобры – символы летнего солнцестояния, близнецов и рождения Гора, сам крылатый диск является символом нового Солнца.
Символика крылатого диска показывает связь рождения нового Солнца с рождением Гора, произошедшим в созвездии Близнецов, и с возрождением Осириса, произошедшим во время нахождения Солнца в созвездии Овна.
Ниже приведена фотография части средней полосы потолка Гипостильного зала (см. Рис.2).  

Средняя полоса потолка Гипостильного зала
Рис.2. Средняя полоса потолка Гипостильного зала

На фотографии потолка видно, что изображения птицы-Солнца и крылатого солнечного диска разделены полосами иероглифического текста, которые отсутствуют на прорисовке потолка Гипостильного зала (см. Рис.1).
С каждой стороны от средней полосы симметрично расположены по три другие полосы, одинаково расположенные полосы дополняют друг друга, поэтому будем рассматривать их  попарно и начнем с дальних полос, расположенных по краям потолка Гипостильного зала.
Здесь находятся изображения двух одинаковых больших женских фигур, склонившихся над рядами фигур, расположенными вдоль их тел, взято из [1] (см. Рис.3).  

Восточная полоса
Западная полоса
Рис.3. Изображения на краях потолка Гипостильного зала

Каждая из женских фигур касается губами края крылатого диска – символа нового Солнца, расположенного перед лицом женской фигуры.
В верхней части прорисовки около ног женской фигуры находится жук – символ старого Солнца, а рядом с ним голова Исиды на высокой подставке (см. Рис.3 вверху).
Голова Исиды изображена с коровьими ушами, которые показывают, что во время рождения Гора Венера-Исида находилась в зодиакальном созвездии Тельца.
К голове Исиды направлены лучи от диска Солнца, расположенного в верхней части ног большой женской фигуры.
Крылатый солнечный диск у лица большой женской фигуры и диск Солнца в нижней части ее тела расположены на одной прямой и находятся напротив друг друга.
По-видимому, в нижней части тела женской фигуры показано божественное зачатие Исидой от старого Солнца, а перед ее лицом показано рождение нового Солнца.
В нижней части прорисовки около ног женской фигуры изображен жук с одним крылом, он тоже находится на одной прямой с крылатым солнечным диском, расположенным около губ женской фигуры (см. Рис.3 внизу), здесь также показана связь старого Солнца с рождением нового Солнца.
Женские фигуры изображены с обнаженной грудью, что является указанием на рождение,  грудь каждой фигуры охватывает цветок лотоса – символ рождения Гора (см. Рис.4).  

Изображение большой женской фигуры
Рис.4. Изображение большой женской фигуры

Ниже цветка лотоса около края груди находится жук с крыльями – символ старого Солнца, показывающий связь рождения Гора с Солнцем.
Большие женские фигуры раскрашены голубым цветом, показывающим их связь с небесами.
Вдоль тел больших женских фигур расположены по два ряда фигур, среди них узнаваемые фигуры зодиакальных созвездий, по-видимому, здесь записан гороскоп, который будем называть гороскопом Гипостильного зала.
Бросается в глаза сходство символики гороскопа Гипостильного зала с символикой Круглого дендерского зодиака, если спрямить ряды его фигур, расположенные около символа летнего солнцестояния, то они будут выглядеть следующим образом (см. Рис.5).  

Спрямленные ряды Круглого дендерского зодиака
Рис.5. Спрямленные ряды Круглого дендерского зодиака

А ниже приведена фотография части потолка Гипостильного зала, показывающая фигуры гороскопа, расположенные около символа летнего солнцестояния (см. Рис.6).  

Ряды фигур гороскопа Гипостильного зала
Рис.6. Ряды фигур гороскопа Гипостильного зала

В гороскопе Круглого дендерского зодиака и в гороскопе Гипостильного зала птица-Солнце в двойном головном уборе сидит на вершине символа летнего солнцестояния, имеющего вид цветка лотоса на высоком столбе.
Справа от символа летнего солнцестояния в обоих гороскопах изображено внезодиакальное созвездие Осириса-Гора в виде широко шагающей мужской фигуры.
Слева от символа летнего солнцестояния в обоих гороскопах изображена лежащая в лодке корова со звездой над рогами – изображение внезодиакального созвездия Исиды.
Левее лодки с коровой находится еще одна лодка, в которой стоят две женские фигуры.
Расположенная слева женская фигура изображена со снопом папируса на голове и с двумя одинаковыми сосудами в руках.
Такая же фигура со снопом папируса на голове и двумя сосудами в руках изображена и на Круглом дендерском зодиаке (см. Рис.5).
Но здесь она касается снопом созвездия Льва, тем самым показывая связь рождения Гора с объединением двух божественных душ в зодиакальном созвездии Льва (см. Рис.7).  

Круглый дендерский зодиак
Рис.7 Символика Круглого дендерского зодиака

В гороскопе Гипостильного зала созвездие Льва тоже находится рядом с женской фигурой с двумя сосудами и снопом папируса на голове, но здесь Лев находится в рядах на другой стороне Гипостильного зала (см. Рис.3 справа). 
Вторая женская фигура, стоящая в лодке, в правой руке держит крест – символ рождения, а в левой руке держит посох с навершием в виде цветка лотоса – символа рождения Гора, синий цвет колпака на ее голове является символом небес (см. Рис.6).
В нижнем ряду расположены две сидящие на тронах женские фигуры, в правой руке каждая фигура держит крест – символ рождения, в левой руке держит посох с навершием в виде цветка лотоса – символа рождения Гора.
Обе женские фигуры изображены с обнаженной грудью, что указывает на рождение, а то, что фигуры одинаковые, указывает на рождение близнецов.
На голове каждой фигуры находится диск Солнца между рогов быка – это астрономический символ, который показывает расположение Венеры-Исиды во время рождения Гора.
Над диском Солнца, расположенным на голове правой фигуры, находится перо – символ истинности, символика над диском Солнца второй женской фигуры неразличима.
Перед фигурами стоит голый ребенок-Гор в двойном головном уборе, который сосет свой палец, что является указанием на его недавнее рождение.
Два трона женских фигур и ребенок-Гор стоят на общей подставке, показывающий их связь.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака две женские фигуры тоже сидят на тронах и одна из них держит на руках голого ребенка-Гора (см. Рис.5, Рис.7).
В гороскопе Гипостильного зала рядом с лодкой с двумя женскими фигурами на тронах в другой лодке стоит Гор с головой хищной птицы (см. Рис.6).
На голове Гора находится большой диск Солнца, на котором лежит змея, в правой руке он держит крест – символ рождения, в левой руке посох – символ принадлежности к небесам.
Гор расположен прямо под изображением созвездия Исиды в виде лежащей в лодке коровы.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака под лежащей в лодке коровой тоже находятся изображения Гора (см. Рис.5).
В гороскопе Гипостильного зала под фигурой внезодиакального созвездия Осириса-Гора расположена мужская фигура с головой ибиса – изображение планеты Меркурий (см. Рис.6).
На голове фигуры находится сложный головной убор, в нижней части которого и на его вершине расположены маленькие диски Солнца, а по краям находятся две поднявшие голову кобры – символы летнего солнцестояния и близнецов.
Та же символика изображена и в гороскопе Круглого дендерского зодиака, где под фигурой внезодиакального созвездия Осириса-Гора находится изображение Меркурия в виде много раз изогнувшейся змеи с головой ибиса, сидящей на высокой подставке (см. Рис.5, Рис.7).
Нижний ряд фигур, как и в гороскопе Круглого дендерского зодиака, поясняет верхний ряд.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака рядом с фигурами внезодиакальных созвездий Осириса-Гора и Исиды прямо над символом летнего солнцестояния находится изображение зодиакального созвездия Близнецов в виде женской и мужской фигур (см. Рис.7).
В гороскопе Гипостильного зала справа от фигур внезодиакальных созвездий Осириса-Гора и Исиды и расположенного между ними символа летнего солнцестояния тоже находится изображение созвездия Близнецов в виде женской и мужской фигур (см. Рис.6).
Женская фигура с головой львицы является одним из изображений Исиды, этот символ показывает, что Исида является женой льва – Осириса-Ра, поскольку началом возрождения Осириса стало объединение его души с душой Ра в диске Солнца, находившемся в это время в созвездии Льва (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Правее созвездия Близнецов, в том же ряду фигур находится и другая символика одинаковая с символикой гороскопа Круглого дендерского зодиака.
Ниже приведены фотография другой части потолка Гипостильного зала (см. Рис.8 слева) и прорисовка части гороскопа Круглого дендерского зодиака (см. Рис.8 справа).  

   
Рис.8 Сходство символики двух гороскопов

В обоих гороскопах находятся изображения павиана, лани и птицы-Солнца, павиан и лань прижались друг к другу спинами, а птица-Солнце сидит на голове павиана.
В гороскопе Гипостильного зала слева от павиана, лани и птицы-Солнца находится мужская фигура с двумя головами, одна голова фигуры птичья, другая человеческая, в левой руке фигуры находится посох, в правой руке – крест.
У нижнего края юбки фигуры находится что-то, напоминающее ножны (см. Рис.8 слева).
На человеческой голове фигуры надета красная шапка с пером, а на птичьей голове надет белый колпак, головы фигур и их головные уборы показывают связь Осириса и Гора.
Похожая двухголовая фигура изображена и в гороскопе Круглого дендерского зодиака ниже сцены с павианом, ланью и птицей-Солнцем (см. Рис.8 справа).
Рассмотренные выше фигуры и сцены гороскопов Гипостильного зала и гороскопа Круглого дендерского зодиака очень похожи, по-видимому, часть символики из одного гороскопа была перенесена в другой.
Гипостильный зал построен позже других частей храма, следовательно, его изображения были созданы позже Круглого дендерского зодиака, расположенного в более старой части Главного храма Дендеры, значит, именно Круглый дендерский зодиак послужил образцом для гороскопа Гипостильного зала.
По-видимому, в гороскопах есть и другая похожая символика, поэтому далее продолжим сравнение двух гороскопов и начнем с изображений созвездий.  

Созвездия в гороскопе Гипостильного зала

Ход фигур в гороскопе Гипостильного зала и в гороскопе Круглого дендерского зодиака направлен против часовой стрелки (см. Рис.9).  

Гороскопы Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака
Рис.9 Построение гороскопов Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака

Фигуры четырех связанных с солнцестояниями и равноденствиями зодиакальных созвездий Близнецов, Девы, Стрельца и Рыб расположены в обоих гороскопах одинаково.
На потолке восточной часовни Осириса Круглый дендерский зодиак расположен таким образом, что зодиакальное созвездие Рыб находится в восточной части потолка часовни,  а созвездие Девы в западной его части, зодиакальное созвездие Стрельца расположено в южной части потолка, а созвездие Близнецов в северной части (см. Рис.9 справа).
На потолке Гипостильного зала две полосы изображений расположены таким образом, что зодиакальное созвездие Рыб находится в восточной части потолка зала, а созвездие Девы в западной его части, зодиакальное созвездие Стрельца расположено в южной части потолка, а созвездие Близнецов в северной части (см. Рис.9 слева).
Вид связанных с солнцестояниями и равноденствиями созвездий похож в обоих гороскопах, чтобы яснее было видно сходство, при раскраске фигур гороскопа Гипостильного зала использованы те же цвета, которые были ранее использованы при раскраске фигур гороскопа Круглого дендерского зодиака (см. Рис.10).  

Вид зодиакальных созвездий
Рис.10 Изображения зодиакальных созвездий в гороскопах Главного храма Дендеры

Созвездие Близнецов в обоих гороскопах изображено в виде женской и мужской фигур, которые держат друг друга за руку (см. Рис.10 первое слева).
Фигуры созвездия Девы одинаковы в обоих гороскопах и в левой руке одинаково держат перед собой колос (см. Рис.10 второе слева).
В гороскопе Гипостильного зала Дева указывает двуперстием правой руки на верх колоса, тем самым показывая, что объединение душ Осириса и Ра стало для возрождения Осириса тем же, чем для колоса является посаженное в землю зерно.
Созвездие Стрельца в обоих гороскопах изображено в виде человека с телом животного, в гороскопе Круглого дендерского зодиака тело состоит из тела быка и тела барана, что видно по двум хвостам сзади (см. Рис.10 третье слева).
В гороскопе Гипостильного зала вместо хвоста барана изображен хвост скорпиона.
В обоих гороскопах у Стрельца есть крылья, но в гороскопе Круглого дендерского зодиака крылья являются частью человеческого тела Стрельца, а в гороскопе Гипостильного зала они являются частью тела животного.
У Стрельца в обоих гороскопах две головы, на которых находится сложный головной убор в виде бутона цветка с диском Солнца наверху.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака у Стрельца одна голова птицы, а другая голова человека, а в гороскопе Гипостильного зала одна голова человека, а другая непонятного животного.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака на конце бараньего хвоста Стрельца находится указатель положения – гусь, а в гороскопе Гипостильного зала на крыле Стрельца сидит плохо различимая маленькая птичка, передние ноги созвездия Стрельца в обоих гороскопах опираются на маленькую лодку – знак вынесения.
Созвездие Рыб в обоих гороскопах имеет вид двух расположенных друг над другом рыб, между которыми находится подставка с волнистыми линиями (см. Рис.10 справа).
В гороскопе Круглого дендерского зодиака подставка с волнистыми линиями используется в качестве указателя положения, на одну подставку опирается передними ногами Лев, а другая находится в созвездии Рыб (см. Рис.11 справа). 

Указатели положения в созвездии Льва и Рыб
Рис.11 Указатели положения в созвездии Льва и Рыб

В гороскопе Гипостильного зала подставка с волнистыми линиями есть только в созвездии Рыб (см. Рис.11 слева), поэтому она не может служить указателем положения, но оставлена, чтобы показать преемственность священной символики.
В гороскопе Гипостильного зала это не единственный случай сохранения неиспользуемой символики, так у созвездия Льва оставлен неиспользуемый знак вынесения (см. Рис.12).  

Знак вынесения у созвездия Льва
Рис.12 Знак вынесения у созвездия Льва

В обоих гороскопах Лев изображен с маленькой Девой, которая  держится руками за хвост, вместе они стоят на знаке вынесения.
Знак вынесения у созвездия Льва в гороскопе Гипостильного зала выглядит бессмысленным, поскольку другого созвездия Льва среди фигур гороскопа нет (на прорисовке вместо головы змеи ошибочно изображен цветок папируса).
Ниже показан вид шести других зодиакальных созвездий в гороскопе Круглого дендерского зодиака и в гороскопе Гипостильного зала (см. Рис.13).  

Вид зодиакальных созвездий
Рис.13 Изображения зодиакальных созвездий в гороскопах Главного храма Дендеры

Фигуры соответствующих друг другу созвездий в обоих гороскопах похожи между собой.
В созвездии Весов в обоих гороскопах находится символ новолуния в виде диска Луны, в котором сидит маленькая фигурка, сосущая свой палец (см. Рис.13 первое слева).
Созвездия Скорпиона различаются только своими хвостами (см. Рис.13 второе слева).
Фигуры созвездия Водолея в обоих гороскопах держат в руках два сосуда, из каждого сосуда вниз стекает струя воды, в гороскопе Круглого дендерского зодиака струи воды льются на расположенную ног Водолея рыбу (см. Рис.13 третье слева).
В гороскопе Круглого дендерского зодиака на голове Водолея находится колпак Осириса, а в гороскопе Гипостильного зала на голове Водолея находится куст цветущего папируса.
Вид созвездий Козерога одинаков в обоих гороскопах (см. Рис.13 четвертое слева).
Фигуры созвездий Тельца в обоих гороскопах тоже одинаковы (см. Рис.13 пятое слева).
Бык в гороскопе Круглого дендерского зодиака смещен в нижний ряд гороскопа (см. Рис.7), а в гороскопе Гипостильного зала бык наклонился к нижнему ряду.
В обоих гороскопах голова барана созвездия Овна повернута назад (см. Рис.13 справа).
В гороскопе Гипостильного зала созвездие Рака отсутствует, по-видимому, его изображение  находилось в поврежденной части потолка, но, возможно, созвездие не было изображено, поскольку в нем не было планет и с ним не связаны священные события.
Помимо зодиакальных созвездий в обоих гороскопах есть изображения внезодиакальных созвездий (см. Рис.14).  

Вид внезодиакальных созвездий
Рис.14 Внезодиакальные созвездия

В обоих гороскопах внезодиакальное созвездие Исиды изображено в виде лежащей в лодке коровы со звездой над рогами (см. Рис.14 первое слева).
Справа от нее в обоих гороскопах птица-Солнце сидит на символе летнего солнцестояния в виде цветка лотоса на высоком столбе, а далее расположено внезодиакальное созвездие Осириса-Гора в виде широко шагающей мужской фигуры в колпаке.
В обоих гороскопах изображено внезодиакальное созвездие Звездного плуга в виде собаки, стоящей на плуге (см. Рис.14 справа).
В гороскопе Гипостильного зала направление лемеха у плуга показано неверно, в таком положении плуг, поворачиваясь по ходу фигур, не может перепахивать звездное поле небес.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака изображены еще два внезодиакальных созвездия: созвездие Бедра и созвездие, изображаемое в виде животного без головы.
Возможно, эти внезодиакальные созвездия есть и в гороскопе Гипостильного зала, но имеют другой вид, а поскольку в гороскопе Круглого дендерского зодиака безголовое животное находится между созвездиями Водолея и Козерога, поэтому рассмотрим фигуры гороскопа Гипостильного зала, расположенные между созвездиями Водолея и Козерога (см. Рис.15).  

Гороскоп Гипостильного зала                      Гороскоп Круглого дендерского зодиака
Рис.15 Символика гороскопов Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака

Созвездия Водолея и Козерога следуют друг за другом, но в гороскопе Гипостильного зала они оказались в разных частях потолка, поэтому, чтобы видеть все фигуры ряда, две части прорисовки гороскопа Гипостильного зала соединены вместе (см. Рис. 15 наверху).
Повторяющиеся женские фигуры в гороскопе Гипостильного зала служат границами сцен, женская фигура в конце ряда отличается от остальных знаков границ своим белым платьем, которое показывает, что сцена связана с другой частью гороскопа.
Справа от созвездия Водолея около женских фигур – знаков границ находятся человек без головы и человек с ножом, который собрался отрезать голову лани.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака фигура животного без головы похожа на фигуру лани,  у фигуры на передних ногах есть копыта, но задние ноги у нее человеческие.
Похоже, в гороскопе Гипостильного зала показано соединение тела лани и тела человека, а вся сцена описывает историю появления животного без головы.
Следовательно, внезодиакальное созвездие, изображенное в гороскопе Круглого дендерского зодиака в виде животного без головы, есть и в гороскопе Гипостильного зала, но в другом виде, остается найти изображение внезодиакального созвездия Бедра.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака внезодиакальное созвездие Бедра расположено рядом с околополярным созвездием Звездного плуга, и здесь же находится изображение планеты Юпитер в виде похожего на бегемота большого зверя (см. Рис. 15 внизу).
В гороскопе Гипостильного зала похожий на бегемота зверь привязан цепью к бедру быка, которое, видимо, является символом северного созвездия Бедра (см. Рис. 15 наверху). 
В гороскопе Круглого дендерского зодиака расположение Юпитера рядом с околополярным созвездием означает, что Юпитер почти не менял своего положения в течение года, цепь, которой похожий на бегемота зверь прикован к бедру в сцене гороскопа Гипостильного зала, по-видимому, показывает то же самое. 
Таким образом, внезодиакальные созвездия Бедра и животного без головы есть и в гороскопе Гипостильного зала, но их вид другой, чем в гороскопе Круглого дендерского зодиака.
Что касается самой сцены с быком, то она относится к гороскопу более позднего священного события, полное астрономическое описание которого находится на двух стенах тайной гробницы Сененмута (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной в гороскопе тайной гробницы Сененмута» и «О внезодиакальных созвездиях в древне-египетских гороскопах»).
Ниже приведена прорисовка двух частей гороскопа, изображенного на северной и южной стенах тайной гробницы Сененмута (см. Рис.16).  

Северная панельЮжная панель
Рис.16 Прорисовка гороскопа тайной гробницы Сененмута

Священное событие, которое описывает гороскоп тайной гробницы Сененмута, видимо, находится в одном ряду с главными священными событиями, поэтому его гороскоп записан в гробницах многих древне-египетских правителей (см. Рис.17).  

Рамзеса VIРамзеса VIIРамзеса IX
Рис.17 Изображения гороскопа в гробницах Рамзеса
VI, Рамзеса VII, Рамзеса IX  

Священное событие, которое описывает гороскоп, по-видимому, связано с возрождением, поэтому его сцена с быком использована при записи гороскопа возрождения на внутренней части крышки древне-египетского гроба, купленного в Египте исследователем Г. Бругшем (см. статью автора «Новое исследование гороскопа Бругша»).
Ниже приведено изображение сцены с быком в гороскопе Бругша (см. Рис.18).  

Сцена с быком в гороскопе Бругша
Рис.18 Сцена с быком в гороскопе Бругша

В гороскопе Бругша Юпитер, изображенный в виде похожего на бегемота зверя, держит нож, острие которого указывает на быка, это означает, что в этом гороскопе Юпитер находится в созвездии Тельца, при этом к ручке ножа тянется цепь, которая показывает, что положение Юпитера не менялось в течение года (см. Рис.18 слева).
Бык в гороскопе Бругша является изображением зодиакального созвездия Тельца.
В гороскопе Гипостильного зала бык имеет косвенное отношение к основному гороскопу, поскольку в сцене с быком изображен Юпитер основного гороскопа, но сама сцена с быком является частным гороскопом священного события и добавлена в гороскоп, чтобы показать весь ряд священных событий.
При сравнении символики гороскопов Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака стало ясно, что символика обоих гороскопов очень похожа, а смысловое содержание многих сцен одинаково, возможно, что и в целом сами гороскопы одинаковы, чтобы проверить это предположение, далее сравним смысловое содержание всех сцен и фигур двух гороскопов.

Смысловое содержание сцен гороскопа Гипостильного зала

Вернемся к сценам, расположенным рядом с околополярным созвездием Звездного плуга и около зодиакальных созвездий Водолея, Козерога, Стрельца и Скорпиона (см. Рис.19).  

Гороскоп Гипостильного зала
Гороскоп Круглого дендерского зодиака
Рис.19 Символика гороскопов Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака

В гороскопе Гипостильного зала справа от фигуры с ножом и лани расположена мужская с головой хищной птицы, которая стоит на гусе (см. Рис.19 наверху слева).
Гусь касается клювом стоящей справа от него большой мужской фигуры с головой быка.
Правее фигуры с головой быка находится женская фигура в белом платье – знак границы, в гороскопе она расположена в конце ряда.
Далее находится женская фигура такого же вида, но в темном платье и с посохом в левой руке, концом которого она указывает на хвост Козерога, в гороскопе она расположена в начале ряда другой части гороскопа.
Белое платье первой женской фигуры показывает, что сцена этой части гороскопа связана с другой частью гороскопа, вторая женская фигура своим посохом, видимо, показывает место расположения фигур.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака на спине Козерога находится Марс в виде Гора с головой хищной птицы, а перед Козерогом расположен гусь, который является в гороскопе указателем положения (см. Рис.19 внизу слева).
В гороскопе Гипостильного зала гусь не является указателем положения, поскольку другого гуся в гороскопе нет, а используется в качестве знака вынесения, при этом направление его головы показывает, откуда вынесены фигуры (см. Рис.19 наверху слева).
Положение фигуры с головой быка в другой части гороскопа показывает птица с рогами, которая находится между Козерогом и женской фигурой – следующим знаком границы.
Если мужские фигуры перенести в правую часть ряда согласно указаниям гороскопа, то фигура с головой хищной птицы окажется на спине Козерога, а фигура с головой быка будет расположена рядом с похожим на бегемота зверем.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака фигура с головой быка является изображением планеты Сатурн, который находится рядом с Юпитером, изображенным в виде похожего на бегемота зверя и расположенным рядом с созвездием Звездного плуга.
В гороскопе Гипостильного зала перед головой собаки созвездия Звездного плуга находится птица с колпаком на голове, похожая на птицу с рогами на голове, две птицы связывают два места в ряду, при этом птица в колпаке выделяет главное место.
Птица в колпаке рядом с созвездием Звездного плуга показывает малоподвижность Юпитера и Сатурна так же, как в гороскопе Круглого дендерского зодиака околополярное созвездие Звездного плуга показывает неизменное положение Юпитера, внешний вид птицы также заимствован из гороскопа Круглого дендерского зодиака.
Здесь птица-Солнце в колпаке находится перед мордой собаки созвездия Звездного плуга, она относится к сцене с павианом и ланью (см. Рис.19 внизу посередине).
Далее рассмотрим смысловое значение фигур нижнего ряда гороскопа Гипостильного зала.
В левой части нижнего ряда находятся одна женская и две мужские фигуры.
У одной мужской фигуры голова птицы, на которой находятся бараньи рога, диск Солнца, бутон и два пера – все это символы возрождения Осириса и рождения нового Солнца.
У второй мужской фигуры голова человека, на которой надет двойной головной убор в виде колпака, вставленного в шапку с пером – это символика объединения Осириса и Гора.
Женская фигура изображена без дополнительной символики.
Во второй части гороскопа Гипостильного зала в начале нижнего ряда находится фигура Солнца с солнечным диском на месте головы, а дальше в ряду расположена мужская фигура со змеей на голове.
Перед фигурой Солнца во второй части гороскопа Гипостильного зала расположена такая же фигура, как и в конце первой части, две одинаковые фигуры соединяют две части сцены.
Во внешнем ряду гороскопа Круглого дендерского зодиака прямо под созвездиями Козерога и Стрельца находится сцена, в которой женская и две мужские фигуры показывают встречу Венеры и Меркурия с Солнцем, при этом одна мужская фигура изображена с головой птицы, а другая с головой человека.
На голове одной из мужских фигур находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а на них бутон или связка папируса и два диска Солнца – символы рождения нового Солнца.
Между женской и мужскими фигурами находится фигура с диском Солнца на месте головы, а на правом краю сцены расположена мужская фигура с головой змеи.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака мужская фигура с головой змеи завершает сцену, а в гороскопе Гипостильного зала над фигурой со змеей на голове находится знак границы.
Фигуры сцен гороскопов Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака одинаковы, это означает, что и сами сцены одинаковы.
Далее в нижнем ряду гороскопа Гипостильного зала под созвездием Стрельца верхнего ряда расположены две мужские фигуры с головой хищной птицы, у первой мужской фигуры на голове находится диск Солнца.
Две одинаковые фигуры являются символами близнецов – двух Горов, а диск Солнца на голове одной из фигур показывает, что с рождением Гора связано рождение нового Солнца.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака земной Гор и небесный Гор расположены над созвездием Стрельца (см. Рис.20).  

Стрелец
Рис.
20 Фигуры над Стрельцом

На голове небесного Гора, сидящего на троне, находится большой диск Солнца.
Внешний вид фигур отличается, но их смысловое значение в обоих гороскопах одинаково.
Далее перейдем к следующим трем фигурам нижнего ряда, расположенным под созвездиями Стрельца, Звездного плуга и Скорпиона (см. Рис.19 наверху справа).
В этой части ряда находится большой диск, внутри которого на корточках сидит павиан.
Далее расположена подставка, над которой находятся рука и голова человека.
Справа от подставки расположена мужская фигура, которая держит в правой руке кнут или символ наибольшего, с которым часто изображается Осирис, на голове фигуры находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса и головной убор в виде бутона или связки папируса с двумя перьями по краям.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака ниже созвездия Скорпиона расположена высокая подставка, на которой находится голова животного (см. Рис.19 внизу справа).
Справа от подставки стоит Осирис, в левой руке Осирис держит символ, похожий на крюк, а в правой руке кнут или символ наибольшего.
Слева от подставки в лодке на корточках сидит павиан.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака у павиана в лодке нет большого диска, но в том же ряду слева от сцены встречи Венеры и Меркурия с Солнцем расположен большой диск Луны, которая в гороскопе находится в созвездии Стрельца.
Видимо, диск Луны в гороскопе Гипостильного зала перенесен на правую сторону сцены, поскольку, если бы диск Луны был расположен слева от сцены встречи планет с Солнцем, то Луна оказалась бы отнесена к созвездию Козерога, поэтому, чтобы не допустить ошибочного прочтения гороскопа, диск Луны перенесен на сторону созвездия Стрельца.
В целом рассмотренные выше фигуры и сцены одинаковы в обоих гороскопах, а небольшие отличия связаны с другим построением гороскопа Гипостильного зала.
Далее рассмотрим фигуры следующей части гороскопа Гипостильного зала (см. Рис.21).  

Гороскоп Гипостильного зала
Гороскоп Круглого дендерского зодиака
Рис.21 Символика гороскопов Гипостильного зала и Круглого дендерского зодиака

В верхнем ряду гороскопа Гипостильного зала справа от созвездия Скорпиона на задних лапах стоит зверек в белом колпаке и держит в руках два одинаковых сосуда – символы двух сердец с равными душами внутри (см. Рис.21 наверху слева).
Перед зверьком расположены две женские фигуры, которые отличаются только головами, у первой фигуры голова человека, а у второй – голова хищной птицы, обе фигуры изображены с обнаженной грудью, что является указанием на рождение.
Женские фигуры являются изображениями Исиды, а то, что их две и их тела одинаковы, указывают на рождение близнецов, птичья и человеческая головы женских фигур указывают на рождение небесного Гора и земного Гора.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака зверек в колпаке стоит на задних лапах слева от созвездия Льва и показывает Венеру-Исиду в частном гороскопе (см. Рис.21 внизу слева).
Зодиакальный круг проходит выше фигуры созвездия Льва, которое вынесено в нижний ряд, поэтому изображение зверька находится между созвездиями Скорпиона и Весов.
Хотя в гороскопе Гипостильного зала второго Льва нет, положение зверька сохранено, но при этом зверьку придано другое смысловое значение.
Расположенный рядом с созвездием Скорпиона зверек с двумя сосудами в руках показывает связь зачатия близнецов в созвездии Скорпиона с объединением двух равных божественных душ Осириса и Ра в созвездии Льва.
За зверьком и женскими фигурами рядом с созвездием Весов расположен большой диск, внутри которого находится Дева с колосом в руках.
Фигура Девы показывает, что большой диск является изображением Луны в полнолуние, которое происходит в созвездии Девы.
Полнолуние в созвездии Девы показано и в гороскопе Круглого дендерского зодиака (см. Рис.8), но в гороскопе Гипостильного зала полнолуние в созвездии Весов имеет и другое смысловое значение.
Зачатие близнецов произошло во время новолуния, когда Луна находилась в созвездии Весов (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»), рождение старшего Гора тоже произошло во время полнолуния, когда Луна находилась в том же созвездии Весов (см. статью автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха»).
Следовательно, расположенные рядом в созвездии Весов символы новолуния и полнолуния показывают зачатие близнецов и последующее рождение Осириса.
Далее рассмотрим фигуры нижнего ряда, расположенные под сценой верхнего ряда между созвездиями Скорпиона и Весов.
В нижнем ряду под зверьком, который держит два сосуда, расположена мужская фигура с головой хищной птицы, на которой находится диск Солнца.
Правее расположена мужская фигура в двойном головном уборе, имеющем вид колпака, вставленного в шапку с пером.
Далее под созвездием Весов находится мужская фигура с диском Солнца и змеей на голове. 
Правее под двумя женскими фигурами – знаками границ расположена мужская фигура с головой хищной птицы, на которой находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, а на них расположен диск Солнца.
Дополнительная символика мужских фигур поясняет сцену верхнего ряда, показывая связь небесного Гора и земного Гора с Солнцем и Осирисом-Ра.
Далее перейдем к следующей сцене, относящейся к созвездию Девы (см. Рис.21 наверху).
В гороскопе Гипостильного зала слева от фигуры созвездия Девы находится женская фигура, похожая на женские фигуры – знаки границ, но эта фигура изображена с головой быка.
За головой женской фигуры с головой быка расположена птица, а всего в верхнем ряду гороскопа изображены три птицы (см. Рис.22).  

Три птицы в гороскопе Гипостильного зала
Рис.22 Три птицы в гороскопе Гипостильного зала

Первая птица изображена с рогами быка, она сидит в левой части верхнего ряда около знака границы сцены, в  которой Юпитер соединен цепью с бедром быка (см. Рис.22 слева).
Правее около созвездия Звездного плуга сидит вторая птица с колпаком на голове.
Третья птица сидит около женской фигуры с головой быка (см. Рис.22 справа).
Три птицы связывают три места и три сцены гороскопа Гипостильного зала.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака планеты Сатурн и Юпитер расположены вместе на границе созвездий Девы и Льва, при этом Юпитер изображен рядом с собакой на плуге, а Сатурн с головой быка и с плугом в руках изображен слева от фигуры Девы.
В гороскопе Гипостильного зала женская фигура с головой быка расположена слева от Девы, ее символика показывает положение Сатурна на границе созвездия Девы.
Три птицы в трех разных сценах гороскопа показывают близкое расположение Сатурна и Юпитера и их почти неизменное положение в течение года.
Ниже сцены созвездия Девы находится мужская фигура с бараньими рогами – символом возрождения Осириса и с головным убором в виде двух больших  перьев.
Символика фигуры показывает связь возрождения Осириса с объединением двух душ.
Справа от знака границы сцены созвездия Девы расположена сцена, продолжающаяся до конца ряда и относящаяся к созвездию Льва (см. Рис.21 справа).
В конце верхнего ряда расположен знак границы – женская фигура в белом платье, цвет которого так же, как и у знака границы в конце другой части гороскопа, показывает, что сцена имеет продолжение.
В связи с этим ниже две части прорисовки гороскопа соединены вместе (см. Рис.23).  

Гороскоп Гипостильного зала
Рис.23 Две части сцены гороскопа Гипостильного зала

На левом краю сцены внутри прямоугольника находится изображение извивающейся змеи, тело которой образует четыре кольца (см. Рис.23 слева).
Змея в древне-египетских гороскопах в зависимости от вида ее изображения может быть знаком вынесения, символом солнцестояния или показывать особенности движения планет.
В данном случае змея не является ни знаком вынесения, ни символом солнцестояния, значит, она показывает движение, а образованные ее телом кольца показывают его повторение.
Гороскоп Круглого дендерского зодиака посвящен рождению Гора и нового Солнца, которое рождается заново при слиянии чистой души с божественной душой Осириса-Ра.
Похоже, змея показывает повторение новых рождений Солнца, начало которым положило слияние души Осириса с душой Ра в диске Солнца в созвездии Льва.
В нижнем ряду под знаком границы сцены расположена мужская фигура в колпаке Осириса.
Правее под большой змеей находится мужская фигура с головой хищной птицы, бараньими рогами и головным убором в виде двух перьев, символика фигуры поясняет символику змеи,  показывая, что та связана с Осирисом и Гором.
Часть потолка Гипостильного зала рядом с изображением змеи повреждена, судя по ровному краю, часть изображений пытались вырезать, но штукатурка обвалилась.
В верхнем ряду сохранилась часть изображения женской фигуры, которая двуперстием указывает на маленькую голую фигурку, стоящую перед ее лицом.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака голый ребенок-Гор стоит на ладони левой руки Исиды, при этом двуперстием правой руки она указывает на голову Гора (см. Рис.21).
Изображение Исиды, указывающей на голову ребенка-Гора, одинаково в обоих гороскопах.
В гороскопе Гипостильного зала справа от Исиды находятся изображения Льва и Девы, которая держится за хвост льва, ранее было показано, что вид Льва с Девой заимствован из гороскопа Круглого дендерского зодиака.
Подо Львом в нижнем ряду находится голый ребенок-Гор, который сосет свой палец, а перед ним из-под его ног поднимает голову большая змея, которая показывает, что рождение Гора связано с летним солнцестоянием.
Правее ребенка-Гора расположена мужская фигура с диском Солнца на голове, видимо, это изображение нового Солнца, рождение которого связано с рождением ребенка-Гора.
В другой части гороскопа в начале нижнего ряда изображена большая змея, поднимающаяся из цветка лотоса – символа рождения Гора.
Выше было проведено сравнение фигур гороскопа Гипостильного зала, расположенных рядом с символом летнего солнцестояния с соответствующими им фигурами в гороскопе Круглого дендерского зодиака и показано одинаковое смысловое содержание их символики.
Осталось не исследовано несколько фигур рядом с изображением созвездия Близнецов.
В верхнем ряду слева от созвездия Близнецов находится женская фигура – знак границы, которая развернута вправо, направление ее взгляда показывает, что расположенные перед ней фигуры внезодиакальных созвездий Исиды и Осириса-Гора, а также сидящая на символе летнего солнцестояния птица-Солнце относятся к созвездию Близнецов.
В нижнем ряду под знаком границы на троне сидит Осирис с бараньими рогами и в головном уборе в виде бутона или связки папируса с двумя дисками Солнца наверху и внизу.
Далее под фигурами созвездия Близнецов находится изображение Исиды с головой львицы, грудь Исиды обнажена, что является указанием на рождение, в левой руке она держит посох с навершием в виде цветущего лотоса или папируса – символа рождения Гора.
На голове Исиды находится змея, которая показывает движение планеты Венеры-Исиды в созвездии Близнецов.
Перед рождением Гора Венера-Исида оказалась в созвездии Близнецов раньше Солнца и находилась в созвездии больше месяца, медленно двигаясь в сторону созвездия Тельца, затем встретила Солнце на границе созвездий Тельца и Близнецов, вошла в созвездие Тельца и больше месяца оставалась там, медленно двигаясь в сторону созвездия Близнецов.
В ходе своего движения Венера-Исида дважды побывала в созвездиях Тельца и Близнецов, это сложное движение, по-видимому, и показывает змея на голове Исиды.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака во внешнем ряду есть похожие изображения Осириса и Венеры-Исиды (см. Рис.24).

Осирис и Венера-Исида
Рис.2
4 Осирис и Венера-Исида

Осирис также сидит на троне, но вместо головы у него диск Солнца, а на его верху находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна.
В том же ряду в сцене, показывающей движение Венеры и Меркурия, змея на месте головы Венеры-Исиды показывает движение планеты.
Смысловое значение символики этих двух фигур в целом одинаково в обоих гороскопах.
При прорисовке изображений потолка Гипостильного зала допущено множество искажений и мелких ошибок, в некоторых случаях сильно мешающих сравнению символики фигур, поэтому для описания фигур, расположенных около изображения созвездия Тельца, ниже приведена фотография этого участка потолка (см. Рис.25 слева).  

Гороскоп Гипостильного залаСимвол возрождения
Рис.2
5 Древне-египетский символ возрождения

Над холкой быка созвездия Тельца находится символ возрождения в виде узкого серпа месяца, расположенного в нижней части большого диска Солнца или Луны, такого рода символы были распространены в Древнем Египте (см. Рис.25 справа).
В гороскопе Гипостильного зала символ возрождения показывает место нахождения души Осириса-Ра перед рождением Гора и нового Солнца.
После возрождения Осириса в созвездии Овна душа Осириса-Ра вместе с Солнцем перешла в созвездие Тельца и стала душой небесного быка, затем вместе с Солнцем божественная душа покинула небесного быка и заново родилась в созвездии Близнецов.
Именно с душой небесного быка связывали рождение нового видимого образа Бога, поэтому в храмах приносили в жертву священного быка, освобождая тем самым его душу для нового рождения Солнца в созвездии Близнецов.
На прорисовке потолка Гипостильного зала узкий серп месяца почти не виден, поэтому символ возрождения похож на символ Солнца или Луны в полнолуние.
Имея опыт чтения гороскопов, допустить ошибку невозможно, т.к. рядом с большим диском около созвездия Близнецов сидит птица-Солнце на символе летнего солнцестояния, поэтому большой диск не может быть изображением Солнца и не может быть символом полнолуния, т.к. тогда Луна и Солнце должны находиться напротив друг друга в зодиакальном круге.
Далее продолжим исследование символики фигур сцены созвездия Тельца.
Слева от быка созвездия Тельца расположены две мужские фигуры, первая фигура в правой руке держит крест – символ рождения, а в левой посох – символ принадлежности к небесам, вторая мужская фигура держит перед собой змею с головой барана (на прорисовке баранья голова у змеи не изображена), на голове фигуры находятся два больших пера.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака такая же мужская фигура с двумя перьями на голове и со змеею и бараньими рогами в руках расположена между фигурами созвездий Тельца и Близнецов (см. Рис.26).  

Круглый дендерский зодиак
Рис.2
6 Символика Круглого дендерского зодиака

С другой стороны от созвездия Близнецов находится мужская фигура с планетным посохом.
Обе мужские фигуры являются изображениями планеты Меркурий, мужская фигура с бараньими рогами и змеей показывает движение Меркурия в частном гороскопе, а фигура с посохом является изображением Меркурия в основном гороскопе.
Перед рождением Гора Меркурий и Венера в ходе своего движения по эклиптике вошли в созвездие Близнецов раньше Солнца, затем планеты развернулись и пошли назад в сторону созвездия Тельца.
Во время рождения Гора Меркурий оказался на границе созвездий Тельца и Близнецов, а затем вошел в созвездие Тельца и продолжил движение в сторону созвездия Овна.
В гороскопе Гипостильного зала две мужские фигуры, расположенные на границе созвездия Тельца и Близнецов, имеют то же значение, что и в гороскопе Круглого дендерского зодиака.
Под сценой созвездия Тельца в нижнем ряду расположены три мужские фигуры (см. Рис.27).  

Гороскоп Гипостильного зала
Рис.27 Три фигуры нижнего ряда

У всех трех фигур в правой руке находится крест – символ рождения, в левой посох – символ принадлежности к небесам.
Первая фигура изображена в красном колпаке и с бородкой Осириса, видимо, это Осирис.
У второй фигуры голова хищной птицы, видимо, это изображение небесного Гора, колпак на его голове, вставленный в шапку с пером, показывает связь небесного Гора с Осирисом.
У третьей фигуры на голове большой цветок лотоса – символ рождения земного Гора, по-видимому, это земной Гор.
Расположение Осириса, небесного и земного Горов под сценой созвездия Тельца показывает связь созвездия с главным событием – рождением нового триединого образа Бога.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака ниже созвездий Тельца и Овна тоже находится символика рождения Гора и возрождения Осириса (см. Рис.28).  

Круглый дендерский зодиак
Рис.28 Сцены гороскопа Круглого дендерского зодиака

Во внешнем ряду справа от высокой подставки ребенок-Гор сидит на цветке лотоса, а справа от него стоит небесный Гор с головой хищной птицы.
Слева от высокой подставки в лодке находится голова барана с диском Солнца на бараньих рогах – символ возрождения Осириса.
Символика фигур внешнего ряда поясняет сцены расположенных выше рядов и показывает их связь с возрождением Осириса и рождением земного Гора и небесного Гора.
В этой части Круглого дендерского зодиака около созвездия Рыб находится сложная сцена, расположенная в трех рядах гороскопа, при переносе сцены в гороскоп Гипостильного зала ее разделили на три части (см. Рис.29).  

Гороскоп Гипостильного зала
Рис.2
9 Сцены гороскопа Гипостильного зала

Соединяют три части в одну сцену три женские фигуры – знаки границ в белых платьях.
Местоположение сцены показывает женская фигура в белом платье с посохом в левой руке.
Как и в гороскопе Круглого дендерского зодиака сцена расположена у хвоста барана.
Сначала соединим все части сцены в правой части ряда около созвездия Рыб (см. Рис.30).  

Гороскоп Гипостильного зала
Рис.30 Объединенная сцена около созвездия Рыб  

Если объединенную сцену перенести к созвездию Овна, то нарушится порядок следования зодиакальных созвездий, поэтому, чтобы сохранить расположение зодиакальных созвездий, необходимо развернуть созвездие Овна влево, тогда хвост барана будет находиться справа, при этом созвездие Овна окажется расположено так же, как оно расположено в гороскопе Круглого дендерского зодиака (см. Рис.28).
После выполнения всех преобразований, сцены верхнего ряда гороскопа Гипостильного зала расположатся следующим образом (см. Рис.31).  

Гороскоп Гипостильного зала
Рис.31 Сцены верхнего ряда гороскопа Гипостильного зала

Справа от созвездия Рыб выделяется большой диск, внутри которого находится мужская фигура, левой рукой фигура держит задние ноги плохо различимого животного.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака рядом с рыбами расположены два диска Луны: внутри верхнего диска находится глаз Гора – символ полнолуния, внутри нижнего диска находится фигура Девы, которая левой рукой держит за заднюю лапу льва (см. Рис.28).
Два диска Луны показывают два полнолуния, наступившие во время прохождения Солнцем зодиакальных созвездий Девы и Рыб.
В гороскопе Гипостильного зала диск Луны с фигурой Девы внутри перенесен к созвездию Весов, где ему придано дополнительное смысловое значение.
Рядом с созвездием Рыб изображен только один диск Луны, но при этом фигура Гора внутри диска является объединенным символом глаза Гора и фигуры Девы со львом.
Слева от диска Луны расположена мужская фигура с головой хищной птицы с бараньими рогами – символом возрождения Осириса и с двумя кобрами – символами рождения Гора во время летнего солнцестояния в созвездии Близнецов.
Выше бараньих рогов находятся солнечный диск, показывающий связь рождения Гора и нового Солнца, и колпак Осириса с двумя перьями по краям – символами двух чистых душ. 
Справа от диска Луны расположена мужская фигура с двумя разными головами в различных головных уборах.
В гороскопе Круглого дендерского зодиака двухголовая мужская фигура находится перед нижней рыбой, а вторая мужская фигура находится перед верхней рыбой (см. Рис.28).
Сцена с сидящими спина к спине ланью и павианом, на голове которого сидит птица-Солнце, одинакова в обоих гороскопах (см. Рис.31 справа).
В гороскопе Круглого дендерского зодиака перед созвездием Рыб расположены две Исиды с планетными посохами, у одной Исиды голова человека, а у другой голова львицы, две Исиды являются указанием на рождение небесного и земного близнецов (см. Рис.28).
В гороскопе Гипостильного зала две женские фигуры заменены на две мужские фигуры по краям сцены, у мужской фигуры на левом краю голова львицы, а у фигуры на правом краю голова хищной птицы (см. Рис.31).
Две мужские фигуры так же, как две Исиды в гороскопе Круглого дендерского зодиака являются указанием на близнецов – земного Гора и небесного Гора.
В нижнем ряду под двухголовой фигурой находится мужская фигура с бараньими рогами, на голове фигуры надет колпак с двумя одинаковыми перьями по краям и с двумя солнечными дисками в нижней и верхней части колпака (см. Рис.29).
Правее на цветках лотоса сидят два ребенка-Гора разного возраста, старший Гор расположен под фигурой барана, а младший Гор под женской фигурой в белом платье, на его голове находится диск Солнца, который показывает связь Солнца с рождением младшего Гора. 
Далее расположены две одинаковые мужские фигуры с головой хищной птицы, на голове первой фигуры находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а на голове второй фигуры сидит лягушка – символ рождения младшего земного Гора в болотных зарослях,  две одинаковые фигуры показывают, что Осирис-Гор и младший Гор являются близнецами.
Далее расположены еще три мужские фигуры: первая с головой ибиса и бараньими рогами в колпаке с двумя перьями по краям, вторая с головой собаки, а третья с головой человека, символика мужских фигур с разными головами показывает разные образы Осириса-Гора, их вид почти не отличается от фигур внешнего ряда Круглого дендерского зодиака (см. Рис.28).
На этом сравнение сцен и фигур двух гороскопов завершено, оно показало, что гороскоп Гипостильного зала является видоизмененным гороскопом Круглого дендерского зодиака.
Далее перейдем к описанию изображений других частей потолка Гипостильного зала.

Изображения второй пары полос потолка Гипостильного зала

Прорисовка второй пары полос потолка Гипостильного зала приведена ниже (см. Рис.32).  

Восточная полоса Западная полоса
Рис.32. Прорисовка второй пары полос потолка Гипостильного зала

Как и в двух полосах гороскопа Гипостильного зала, ход фигур направлен против часовой стрелки, а сами фигуры также расположены в двух параллельных рядах.
На краях рядов расположены друг под другом мужская и женская фигуры (см. Рис.32).
Мужская фигура во всех случаях изображена с двумя парами крыльев, а женская фигура с небосводом, который она держит над головой (см. Рис.33).  

Осирис-Гор и Исида
Рис.33 Фигуры на краях рядов

На восточной полосе у мужской фигуры голова барана с двумя большими перьями над ней, а в западной части у мужской фигуры две птичьи головы, над которыми расположен диск Солнца и поднявшая голову кобра.
Баранья голова – символ возрождения Осириса указывает на Осириса, а два пера являются символами двух частей божественной души.
Мужская фигура с головой барана является изображением Осириса-Гора, две пары крыльев указывают на двух небожителей – Осириса и небесного Гора.
Две одинаковые птичьи головы другой мужской фигуры являются символами близнецов, диск Солнца связывает близнецов с рождением нового Солнца, а поднявшая голову змея является символом летнего солнцестояния.
Мужская фигура с двумя птичьими головами тоже является изображением Осириса-Гора, но со смысловым значением нового божественного образа.
Женские фигуры, по-видимому, являются изображениями Исиды, в восточной части Исида держит над собой что-то, похожее на башню, а в западной части Исида держит над собой что-то, похожее на диск Солнца.
В нижнем ряду западной полосы справа от Исиды расположены одна женская и две мужские  фигуры, возможно, это изображения Исиды, Осириса и Гора (см. Рис.34).  

Западная полоса
Рис.34. Фигуры нижнего ряда западной полосы

Перед ними расположены три лодки разного размера, которые соприкасаются между собой.
В первой лодке на троне сидит фигура с посохом и в колпаке Осириса, во второй лодке стоит подставка, на которой расположен диск Луны с глазом Гора внутри, а в третьей лодке стоит домик, в котором находится мужская фигура с посохом.
Нос третьей лодки соединен с хвостом большой кобры, которую тянут три мужские фигуры, а перед ними находятся еще три мужские фигуры, которые как-бы приветствуют их.
По-видимому, в первой лодке на троне сидит Осирис, а в третьей лодке в домике стоит Гор, диск Луны, расположенный между ними связывает возрождение Осириса и рождение Гора с полнолунием, а большая кобра связывает их с летним солнцестоянием.
Далее до конца ряда повторяются почти одинаковые женская и мужская фигуры (см. Рис.32), видимо, это изображения Исиды и Осириса-Гора.
Среди фигур находится птица-Солнце на подставке – символ летнего солнцестояния.
В начале верхнего ряда над лодками изображены четыре фигуры на подставках (см. Рис.35).  

Западная полоса
Рис.35 Фигуры верхнего ряда западной полосы

На первой подставке стоит трон, на котором сидит мужская фигура в колпаке Осириса, на второй подставке сидит на коленях женская фигура, на третьей подставке лежит лев с головой человека, а на четвертой сидит птица с диском Солнца над головой.
Мужская и женская фигуры – это Осирис и Исида, лев – это символ начала возрождения Осириса в созвездии Льва, птица-Солнце на подставке – это символ летнего солнцестояния, символика фигур связывает Осириса и Исиду с созвездием Льва и летним солнцестоянием.
Справа от фигур на подставках расположена фигура с головой хищной птицы и солнечным диском на голове, видимо, это символ небесного Гора и нового Солнца.
Далее в ряду повторяются изображения Гора и сидящей на троне Исиды, а также поднявших голову кобр – символов летнего солнцестояния.
На правом краю ряда находятся четыре фигуры, здесь, как и в начале ряда, есть лев с головой человека на высокой подставке и женская фигура, сидящая на коленях на другой подставке, перед ними на троне сидит женская фигура, а перед ней стоит еще одна женская фигура.
Три женские фигуры – это разные образы Исиды, которые вместе со львом показывают, что рождение триединого Бога связано с Исидой и созвездием Льва.
Между верхним и нижним рядами фигур расположены ряды иероглифических пояснений, отсутствующие на прорисовке (см. Рис.36).  

Западная полоса
Рис.36 Фотография части западной полосы

На потолке хорошо сохранилась голубая основа, показывающая связь фигур с небесами.
Далее перейдем к описанию изображений, расположенных в восточной части потолка, здесь в нижнем ряду находятся изображения семи лодок (см. Рис.32 справа вверху).
В первой лодке находится домик, в котором стоят два трона, а на них сидят две одинаковые Исиды, каждая держит перед собой посох (см. Рис.37 слева).  

Восточная полоса
Рис.37. Фигуры нижнего ряда восточной полосы

Во второй лодке в домике стоит мужская фигура, а саму лодку тянут три большие собаки, перед собаками из-под их ног поднимает голову кобра – символ солнцестояния, лицом к кобре и собакам стоят четыре одинаковые обезьяны.
В третьей лодке стоит домик с мужской фигурой внутри, а перед лодкой стоят три большие мужские фигуры, которые, возможно, тянут лодку за собой.
В четвертой лодке стоят две мужские фигуры, у одной из них диск Солнца над головой и посох в руках, а у второй голова барана и два больших пера над ней, видимо, эта сцена  встречи Осириса и нового Солнца.
В пятой лодке стоят маленькая мужская фигура и большая женская фигура, по-видимому, эта сцена показывает Исиду и земного Гора.
Далее расположены еще две лодки с маленькой и большой мужскими фигурами (см. Рис.38).  

Восточная полоса
Рис.38. Фигуры нижнего ряда восточной полосы

В одном случае у большой фигуры колпак Осириса, а в другом у фигуры птичья голова.
Видимо, в шестой лодке стоят Осирис и младший Гор, а в седьмой лодке стоят старший Гор и младший Гор, две эти сцены в лодках показывают разные образы Осириса-Гора.
Справа от лодок начинается длинный ряд фигур с дисками Солнца над головой.
Среди фигур выделяется сцена, в которой между сидящих на подставках двух одинаковых поднявших голову кобр стоит женская фигура.
Две большие кобры на подставках являются символами летнего солнцестояния, а то, что они одинаковые является указанием на близнецов, женская фигура – это, по-видимому, Исида, ее расположение между двух кобр связывает Исиду с близнецами и летним солнцестоянием.
В начале верхнего ряда расположены две лодки разного размера, в каждой лодке находится домик, внутри которого стоят два трона, а на них сидят две Исиды (см. Рис.39).  

Восточная полоса
Рис.39. Фигуры верхнего ряда восточной полосы

На носу первой лодки стоит шест с гнездом наверху, в котором сидит птица, она показывает, что две Исиды связаны с рождением, а то, что их фигуры одинаковые, является указанием на рождение близнецов.
Около стены домика во второй лодке стоит женская фигура, а перед ней на носу лодки стоит шест, на его верху на подставке стоит лев – это символ божественной души, он показывает связь рождения близнецов с началом священных событий в созвездии Льва.
Перед лодками находятся две мужские фигуры с головой хищной птицы, видимо, это два близнеца, а перед ними стоит трон, на котором сидит Исида.
Правее расположены две одинаковые сцены, в которых мужская фигура что-то преподносит сидящей на троне Исиде.
Далее находятся еще две сидящие на тронах Исиды с разными головными уборами, рядом с троном в обоих случаях находится поднявшая голову змея.
Все троны стоят на низкой подставке, одинаковые подставки показывают связь изображений.
Посередине верхнего ряда расположен домик, справа от него изображены еще четыре сцены с сидящими на тронах Исидами и различными фигурами рядом с ними (см. Рис.40).  

Восточная полоса
Рис.40. Фигуры верхнего ряда восточной полосы

Во всех случаях за спинкой трона Исиды находится мужская фигура с посохом в левой руке.
Из-за низкого качества взятой из [1] прорисовки не видна дополнительная символика фигур, различимая же часть символики показывает, что все сцены связаны с Осирисом-Гором, Исидой и близнецами – небесным Гором и земным Гором.
Далее перейдем к описанию изображений третьей пары полос потолка Гипостильного зала.  

Изображения третьей пары полос потолка Гипостильного зала

Прорисовка третьей пары полос потолка Гипостильного зала приведена ниже (см. Рис.41).  

Третья пара полос
Рис.41. Прорисовка третьей пары полос потолка Гипостильного зала

Построение изображений третьей пары полос отличается от построения других пар, ее восточная полоса состоит из трех рядов, а западная полоса является единым рядом, который состоит из трех больших сцен, разное число рядов третьей пары символически показывает объединение трех частей в одно  целое.
Число рядов полос потолка Гипостильного зала показывает рождение божественного образа, два ряда первых двух пар полос являются символами двух частей божественной души, разное число рядов третьей пары полос показывает триединство божественного образа, а седьмая полоса показывает старый и новый видимые образы Бога.
Сами три пары полос потолка Гипостильного зала также являются символами двух частей божественной души и триединства божественного образа.
Ниже исследуем изображения третьей пары полос и начнем с восточной полосы (см. Рис.42).  

Восточная полоса
Рис.42. Прорисовка восточной полосы

В верхнем ряду между четырех собак и четырех птиц на низких подставках расположен жук с крыльями – символ старого Солнца.
Ниже в среднем ряду находятся изображения двенадцати лодок – символов 12 месяцев года, в течение которого происходили основные священные события.
Между лодок стоят двенадцать женских фигур, на головах десяти находятся диски Солнца, которые показывают, что главные события происходили десять месяцев в году.
Согласно гороскопам возрождения Осириса и рождения Гора началом священных событий  стал сбор планет в созвездии Льва во время новолуния в середине августа, а завершением стало рождение Гора во время полнолуния и летнего солнцестояния в середине июня.
Таким образом, главные священные события происходили в течение десяти месяцев одного древне-египетского года (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха» и «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха»).
На носу всех лодок расположены высокие подставки, на которых находятся разные фигуры, среди которых можно различить птицу-Солнце, барана – символ возрождения Осириса в созвездии Овна и льва – символ божественной души и символ начала священных событий в созвездии Льва.
В шести лодках находятся диски с различными маленькими фигурками внутри.
К сожалению, из-за низкого качества взятой из [1] прорисовки вид и символика находящихся в лодках фигур не видны, поэтому невозможно точно определить их смысловое значение.
Относительно хорошо различимы фигуры трех больших сцен, изображенных в одном ряду западной полосы (см. Рис.41 внизу).
На правом краю второй сцены находится большой диск, расположенный на вершине символа летнего солнцестояния – высокой подставки с цветком лотоса – символом рождения Гора наверху (см. Рис.43).  

Фотография части западной полосы
Рис.43. Фотография части потолка со второй сценой  

Внутри диска изображен глаз Гора – символ полнолуния, следовательно, это символ Луны, в нижней части диска находится узкий серп месяца, значит в целом – это символ возрождения.
Слева от диска Луны изображены ступени, по которым поднимаются четырнадцать фигур, которые показывают число дней от новолуния до полнолуния.
Из четырнадцати фигур семь женские, а семь мужские, женские фигуры изображают Исиду, а мужские фигуры показывают разные образы Осириса-Гора.
На головах фигур находится священная символика с разным смысловым значением.
На головах различных изображений Исиды находятся следующие символы:

У посоха в руках Исиды в одних случаях обычное навершие, а в других навершие имеет вид цветка лотоса или папируса – символа рождения Гора.
На головах разных образов Осириса-Гора находятся следующие символы:

Тело у первой фигуры синего цвета, у второй фигуры белое лицо и синее тело, а у третьей и четвертой фигур все тело белое.
Синий цвет волос Осириса-Гора и Исиды показывает их связь с небесами.
Все четырнадцать фигур в правой руке держат крест – символ рождения, а в левой руке держат посох – символ принадлежности к небесам.
Справа от символа возрождения находится мужская фигура с головой ибиса и бараньими рогами, над которыми расположены два пера (см. Рис.44 слева).  

Западная полоса
Рис.44. Сцены правой части западной полосы

Голова ибиса в древне-египетских гороскопах является указанием на планету Меркурий, а бараньи рога являются указанием на Осириса.
По-видимому, фигура является изображением Осириса-Гора, что связано с расположением Меркурия в руке фигуры внезодиакального созвездия Осириса-Гора во время рождения Гора (см. Рис. 19 в статье автора «Круглый дендерский зодиак»).
На правом краю ряда находится изображение большого диска Луны с глазом Гора внутри, выше и ниже глаза Гора расположены два ряда маленьких фигур по семь в каждом ряду, общее число фигур показывают число дней от новолуния до полнолуния.
Большой диск Луны расположен посередине лодки, на носу которой расположена подставка, а на ней четыре мужские фигуры, на корме лодки на подставке стоит одна мужская фигура.
За кормой лодки сидят на подставках четыре птицы-Солнца, а перед носом лодки сидят на подставках птица-Солнце и крылатое животное с диском Солнца на бараньих рогах, здесь же расположены четыре одинаковые мужские фигуры с головой собаки – образы Анубиса.
Между большими сценами находится маленькая сцена, состоящая из женской и мужской фигур и сидящих перед ними на подставках пяти птиц с символами наибольшего за головой.
Женская фигура изображена обнаженной, что является указанием на рождение, мужская фигура изображена с головой ибиса, что связывает ее с планетой Меркурий.
По-видимому, мужская и женская фигуры являются изображениями Осириса-Гора и Исиды, а также изображениями расположенных рядом планет Меркурия и Венеры-Исиды, при этом пять птиц являются изображениями остальных пяти планет.
В первой сцене ряда находится изображение еще одной большой лодки (см. Рис.45).  

Западная полоса
Рис.45. Первая сцена ряда

Посередине лодки сидят на тронах две Исиды и Осирис, на корме лодки стоит на подставке маленькая мужская фигурка, а на носу лодки на такой же подставке стоит женская фигурка,  подставки касаются тронов, на которых сидят Исиды, показывая их взаимосвязь.
Над лодкой расположены две птицы – символы двух божественных душ, а между ними  находится жук с крыльями – символ старого Солнца.
Слева от лодки расположены три мужские фигуры с головой собаки – изображения Анубиса, рожденного на небесах двойника Гора – первенца Ра (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Справа от лодки расположены три мужские фигуры с головой хищной птицы – изображения небесного Гора.
Пары фигур показывают неразделимые части Осириса-Гора, а то, что пар три является символом триединства нового божественного образа.
На левом краю сцены на подставках сидят птица-Солнце и крылатое животное с диском Солнца над ее бараньими головами, а перед ними находятся два одинаковых ряда из четырех фигур с посохами в руках, две фигуры в ряду женские, а две мужские.
Все вместе сцены западной полосы показывают связь Осириса, Исиды, Гора и Солнца с рождением триединого божественного образа во время полнолуния и летнего солнцестояния.  

Заключение 

В ходе исследования построения и символики гороскопа Гипостильного зала выяснилось, что этот гороскоп является видоизмененным гороскопом Круглого дендерского зодиака.
По-видимому, римляне при строительстве Гипостильного зала Главного храма Дендеры, желая показать преемственность, решили воспроизвести на потолке Гипостильного зала древний гороскоп даты рождения Гора, изображенный в восточной часовне Осириса.
При этом размер нового изображения должен был показывать огромное значение даты рождения Гора, а также величие Древнего Рима и его императоров.
Все сцены гороскопа Гипостильного зала, за исключением одной сцены более позднего священного события, перенесены из гороскопа Круглого дендерского зодиака, при этом в большинстве случаев сохранен и внешний вид фигур.
Помимо гороскопа на потолке Гипостильного зала изображена символика, показывающая связь главного священного события с полнолунием и летним солнцестоянием.
Число полос и рядов символически показывает триединство божественного образа, две части божественной души, а также связь нового видимого божественного образа с возрождением Осириса и рождением Исидой близнецов – небесного Гора и земного Гора.  

Литература

  1. Новая хронология Египта. Москва, 2003. Г .В. Носовский и А.Т. Фоменко.

  2. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.

Сайт управляется системой uCoz