Гороскоп гипостильного зала Дендеры
В.А. Никонов

Аннотация

В храме Дендеры изображено два гороскопа, один на потолке гипостильного зала, другой на крыше храма на потолке часовни Осириса.
В данной работе проведено сравнение двух гороскопов и установлено назначение гороскопа на потолке гипостильного зала.

Содержание

Потолок гипостильного зала разделен несущими балками на семь полос, содержащих ряды фигур и иероглифические тексты.
Прорисовка семи полос на потолке гипостильного зала приведена ниже, взято из [1] (см. Рис.1).


Рис.1. Прорисовка семи полос на потолке гипостильного зала

Количество полос изображений связано с числом планет, собравшихся вместе, когда были собраны все части тела Осириса.
Средняя полоса расположена над проходом, ведущим в святилище храма, она представляет собой ряд чередующихся изображений птицы-Солнца и крылатого солнечного диска.
У птицы-Солнца и крылатого солнечного диска по верху крыльев расположены бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна.
Птица-Солнце держит в лапах два одинаковых пера, которые являются символами двух равных душ, соединенных в диске Солнца.
По обе стороны от диска Солнца находятся две кобры – символы летнего солнцестояния, сам крылатый диск является символом нового Солнца.
Ниже приведена фотография средней полосы на потолке гипостильного зала (см. Рис.2).


Рис.2. Средняя полоса потолка гипостильного зала

С каждой стороны от средней полосы расположены по три полосы, сцены одинаково расположенных полос взаимно дополняют друг друга.
В двух крайних полосах изображены большие женские фигуры Нут – древне-египетского символа небес (см. Рис.3).


Рис.3. Крайние полосы на потолке гипостильного зала

Каждая из женских фигур касается губами края крылатого диска – символа нового Солнца, расположенного перед ее лицом.
Около ног одной из Нут находится жук – символ старого Солнца, около ног другой Нут находится диск Солнца, освещающий лучами голову Исиды с коровьими ушами.
Коровьи уши показывают, что новое Солнце рождается из созвездия Тельца.
Нут изображена с обнаженной грудью, что является указанием на рождение, ее грудь охватывает цветок лотоса – символ рождения Гора.
Вдоль тела каждой Нут расположены по два ряда фигур, среди них узнаваемые изображения зодиакальных созвездий, здесь записан гороскоп, который получил название «гороскоп гипостильного зала».
Чтобы определить назначение гороскопа на потолке гипостильного зала в храме Дендеры, проведем его сравнение с гороскопом этого же храма, который получил название «Круглого зодиака», т.к. его фигуры расположены внутри круга.
Начнем сравнение с изображений созвездий в двух гороскопах.

Изображения созвездий

Ниже приведены раскрашенные прорисовки гороскопа гипостильного зала и Круглого зодиака (см. Рис.4).


Рис.4. Раскрашенные прорисовки гороскопа гипостильного зала и Круглого зодиака

Начнем сравнение созвездий гороскопа гипостильного зала с части, которую условно назовем «нижней», и сопоставим с изображениями созвездий в Круглом зодиаке (см. Рис.5).


Рис.5. Сопоставление изображений созвездий «нижней» части гороскопа гипостильного зала

Помимо зодиакальных созвездий в гороскопах изображены и не зодиакальные древне-египетские созвездия, при сопоставлении показаны изображения созвездий Бегемотихи, Ноги Быка, Пса и созвездие в виде Исиды с ребенком, название которого нам неизвестно (см. Рис.6).


Рис.6. Не зодиакальные созвездия

Изображения зодиакальных созвездий Козерога, Стрельца, Скорпиона, Весов, Девы, Льва и не зодиакальных созвездий нижней части гороскопа гипостильного зала почти одинаковы с изображениями Круглого зодиака.
Отличие, например, в размере крыльев у созвездия Стрельца или в положении диска в созвездии Весов.
Сильно отличается вид созвездия Рака, в гороскопе гипостильного зала вместо краба, как в Круглом зодиаке, изображен жук с одним крылом – символ старого Солнца.
Жук расположен у ног Нут ниже созвездия Льва, одно крыло жука показывает, что он не может летать.
В созвездии Льва началось преобразование старого Солнца, когда душа Осириса и Ра встретились, созвездие Рака находится рядом с созвездием Льва, в созвездии Рака Солнце начинает опускаться после высшей точки летнего солнцестояния, как-бы падает, поэтому рака заменили на изображение жука с одним крылом.
Сравним изображения созвездий «верхней» части гороскопа гипостильного зала (см. Рис.7).


Рис.7. Сопоставление изображений созвездий «верхней» части гороскопа гипостильного зала

Помимо зодиакальных созвездий в гороскопах изображены не зодиакальные созвездия Корабля Исиды, Осириса и несколько других, названия которых нам неизвестны (см. Рис.8).


Рис.8. Не зодиакальные созвездия

Изображения зодиакальных и не зодиакальных созвездий верхней части гороскопа гипостильного зала отличаются незначительно от изображений созвездий Круглого зодиака.
Почему именно так расположены созвездия в двух частях гороскопа гипостильного зала?
И почему разное число зодиакальных созвездий в двух частях гороскопа гипостильного зала?
Дело в том, что в две части гороскопа гипостильного зала спроецирован Круглый зодиак.
На карте звездного неба круг зодиакальных созвездий смещен относительно оси вращения небосвода, что мы видим и на Круглом зодиаке (см. Рис.9).


Рис.9. Зодиакальный круг на Круглом зодиаке

Если Круглый зодиак разделить пополам и каждую половину спроецировать на свою сторону, то в одной части окажется больше зодиакальных созвездий, чем в другой.
Но, если добавить из другой половины не зодиакальные созвездия, то оба ряда, в целом, будут заполнены равномерно.
Но перенести изображения из круга в два ряда совсем непросто, чтобы понять сложность задачи, попробуем спроецировать половину Круглого зодиака (см. Рис.10).


Рис.10. Выполнение проекции

Две фигуры около Близнецов проецируются на Тельца, эта задача решается просто – расположим две фигуры между Близнецами и Тельцом в горизонтальном ряду.
Более сложная задача, когда созвездия находятся друг над другом, например, Овен и созвездие из двух зверей и птицы, здесь нужно решить, кто за кем следует и к кому относятся фигуры, расположенные под ними вдоль радиуса, придется расположить созвездия и фигуры в произвольном порядке.
Очень сложная задача на правом краю, гусь сидит над Стрельцом, маленькая мужская фигура стоит на Козероге, все они проецируются на Водолея и еще попадает фигура из верхнего ряда, при этом созвездия Козерога в этой части не будет, оно будет находиться во второй половине гороскопа.
Тогда ставим маленькую фигуру на гуся и рядом ставим фигуру из верхнего ряда.
Перенести все фигуры и правильно их расставить не получится, что мы и видим в гороскопе гипостильного зала.
Следовательно, гороскоп гипостильного зала – это проекция двух половин Круглого зодиака.
По-видимому, греко-римские правители, чтобы найти поддержку у египетского духовенства, выделили значительные средства для храма Дендеры и для других храмов.
В главном храме Дендеры был перестроен гипостильный зал и, чтобы показать преемственность власти, на потолке зала решили воспроизвести Круглый зодиак.
Почему сходство гороскопов не увидели предыдущие исследователи?
Это следствие ошибок в прорисовке гороскопа гипостильного зала (см. Рис.11).


Рис.11. Фотография части гороскопа на потолке гипостильного зала

Слева около Козерога стоит женская фигура, в гороскопе гипостильного зала такие женские фигуры являются границами сцен.
В прорисовке у фигуры посох, который она поставила на хвост Козерога, из-за чего был сделан вывод, что это планета Венера, которая находится в созвездии Козерога.
Еще одна ошибка допущена при изображении фигуры около созвездия Девы, в прорисовке около Девы женская фигура с головой быка, на самом деле, там мужская фигура с косой (см. Рис.11 справа), такая же фигура есть и в Круглом зодиаке между Львом и Девой (см. Рис.12).


Рис.12. Фигура с косой в Круглом зодиаке

Из-за ошибок в изображениях фигур в прорисовке гороскопа гипостильного зала складывалось впечатление, что два гороскопа сильно отличаются друг от друга.
В настоящее время доступны качественные фотографии храма Дендеры и можно посмотреть изображения всех полос потолка гипостильного зала (см. Рис.13).


Рис.13. Фотография полосы потолка гипостильного зала

В данной полосе пространстов разделено на три части, символически показывая триединство нового Божественного образа.
На левом краю первой части две подставки: на нижней сидит птица с головой барана; на верхней подставке стоит баран с крыльями, у него четыре головы, а над головами диск с коброй внутри.
Птица – это душа Осириса, баран с крыльями – это символ нового рождения души Осириса, которое произошло в созвездии Овна, четыре головы показывают четыре преобразования.
На правом краю первой части лодка, в которой сидит Божественный образ, а по сторонам от него две Исиды, над ними расположен жук с диском Солнца – это символ старого Солнца.
Во второй части 14 фигур поднимаются к зеркалу – символу Луны, 14 фигур соответствуют 14 дням между новолунием и полнолунием.
Завершение событий священной истории происходит в полнолуние, что и показывает полный диск Луны.
В третьей части лодка с большим диском, внутри сидят 14 фигур, по обе стороны лодки по две пары фигур: справа по две птицы-души; слева по две фигуры с головой собаки.
Эта символика показывает душу и небесное тело Осириса, пары фигур показывают, что участниками событий являются две души.
В конце третьей части две подставки: на нижней стоит баран с крыльями и диском на голове; на верхней подставке сидит птица-душа.
В других полосах также изображена символика нового рождения души Осириса на небесах и преобразования Божественного образа (см. Рис.14).


Рис.14. Фотография части полосы потолка гипостильного зала

Всего в этой полосе изображено 12 лодок с разными сценами, на фотографии часть полосы с 3 лодками, в каждой лодке большой диск, внутри которого:
в первой лодке мужская фигура с головой барана, на носу лодки подставка, на которой сидит птица-душа;
во второй лодке мужская фигура с головой птицы и диском Солнца на голове, на носу лодки подставка, на которой стоит бык;
в третьей лодке баран с четырьмя головами, на носу лодки подставка, на которой стоит лев с рогами барана и двумя перьями на голове.
В первой лодке птица – это изображение души Осириса, фигура с головой барана показывает, что душа поднялась к своему небесному телу, когда Солнце было в созвездии Овна.
Во второй лодке фигура с головой птицы и диском Солнца – это изображение Божественной души, родившейся в новом теле вместе с диском нового Солнца из тела созвездия Тельца.
В третьей лодке лев и баран показывают начало и завершение возрождения души Осириса.
Когда были собраны части тела Осириса, Солнце было в созвездии Льва, а когда душа вселилась в звездное тело, Солнце было в созвездии Овна.
Четыре бараньи головы показывают, что с душой Осириса произошло четыре преобразования.
Вся символика на потолке гипостильного зала посвящена возрождению души Осириса и рождению нового Божественного образа.
На этом исследование гороскопа гипостильного зала завершено.

Заключение

В ходе сравнения гороскопа гипостильного зала с Круглым зодиаком выяснилось, что этот гороскоп является видоизмененным изображением Круглого зодиака.
В двух частях гороскопа гипостильного зала находятся проекции двух половин Круглого зодиака.

Литература

Новая хронология Египта. Москва, "2003. Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко.