Гороскоп гипостильного зала Дендеры
В.А. Никонов

Аннотация

В храме Дендеры изображено два гороскопа, один на потолке гипостильного зала, другой на крыше храма на потолке часовни Осириса.
В данной работе проведено сравнение гороскопов и определено назначение гороскопа на потолке гипостильного зала храма Дендеры.

Содержание

Потолок гипостильного зала разделён несущими балками на семь полос, содержащих ряды фигур и иероглифические тексты.
Прорисовка семи полос на потолке гипостильного зала приведена ниже, взято из [1] (см. Рис.1).


Рис.1. Прорисовка семи полос на потолке гипостильного зала

Количество полос на потолке гипостильного зала показывает число месяцев создания небесного тела.
Средняя полоса расположена над проходом, ведущим в святилище храма, она представляет собой ряд чередующихся изображений раскинувшей крылья птицы и крылатого солнечного диска, птица служит образом души, возрождённые души на небесах живут в Солнце, что и показывает крылатое Солнце, на небесах всегда рождаются вместе две души – земная и небесная, сама земная душа родиться в небесном теле не может, птица рождается из яйца и душа рождается из яйца, в символике возрождения задействованы все существа, рождающиеся из яиц, так змея несёт яйцо птицы-души на небеса, две змеи по краям диска Солнца показывают готовность двух душ к рождению на небесах.
У птицы и крылатого солнечного диска по верху крыльев расположены рога – эта символика показывает связь возрождения души Осириса с созвездием Овна, птица держит в лапах два одинаковых пера, они показывают чистоту двух душ, при взвешивании на небесных весах душу сравнивают с пером.
Ниже приведена фотография средней полосы на потолке гипостильного зала (см. Рис.2).


Рис.2. Средняя полоса потолка гипостильного зала

С каждой стороны от средней полосы расположены по три полосы, сцены одинаково расположенных полос взаимно дополняют друг друга.
В двух крайних полосах изображены большие женские фигуры Нут – древне-египетского символа небес (см. Рис.3).


Рис.3. Крайние полосы на потолке гипостильного зала

Каждая из женских фигур касается губами края крылатого диска – символа нового Солнца, расположенного перед её лицом.
Около ног одной из Нут находится крылатый жук – символ старого Солнца, около ног другой Нут находится диск нового Солнца, освещающий лучами голову Исиды с коровьими ушами, эта символика указывает на созвездие Тельца, с которым связано рождение ребёнка-Гора и завершение возрождения души Осириса и души Небожителя Ра.
Жук расположен ниже созвездия Льва, одно крыло жука показывает, что в старом Солнце находится только одна птица-душа, расположение около созвездия Льва показывает начало возрождения души Осириса, когда его душа поднялась к созвездию Льва и встретилась там с небесной душой Ра, жук с одним крылом точно описывает старое Солнце, в котором была только одна небесная душа, и вместе с изображением нового Солнца около ног Нут в «верхней» части гороскопа поясняет рождение нового Солнца из старого.
Нут изображена с обнажённой грудью, что является указанием на рождение, её грудь охватывает цветок лотоса, египтяне использовали ночное появление цветка голубого лотоса из-под воды для пояснения времени вознесения души Осириса на небеса.
Вдоль тела каждой Нут расположены по два ряда фигур, среди них узнаваемые изображения зодиакальных созвездий, здесь записан гороскоп, который получил название «Гороскопа гипостильного зала».
Чтобы определить назначение гороскопа на потолке гипостильного зала в храме Дендеры, проведём его сравнение с гороскопом этого же храма, который получил название «Круглого зодиака», т.к. его фигуры расположены внутри небесного круга.
Начнём сравнение с изображений созвездий в двух гороскопах.

Изображения созвездий

Ниже приведены раскрашенные прорисовки Гороскопа гипостильного зала и Круглого зодиака (см. Рис.4).


Рис.4. Раскрашенные прорисовки Гороскопа гипостильного зала и Круглого зодиака

Начнём сравнение созвездий Гороскопа гипостильного зала с части, которую условно назовем «нижней», и сопоставим с изображениями созвездий в Круглом зодиаке (см. Рис.5).


Рис.5. Сопоставление изображений созвездий двух гороскопов

Помимо зодиакальных созвездий в гороскопах изображены и незодиакальные древне-египетские созвездия, при сопоставлении показаны изображения созвездий Бегемотихи, Ноги Быка, Пса и, возможно, созвездие в виде женщины с ребёнком (см. Рис.6).


Рис.6. Незодиакальные созвездия

Изображения зодиакальных созвездий Козерога, Стрельца, Скорпиона, Весов, Девы, Льва и незодиакальных созвездий Бегемотихи, Ноги Быка, Пса и женщины с ребёнком в нижней части Гороскопа гипостильного зала почти одинаковы с такими же изображениями в Круглом зодиаке.
Небольшие отличия в размере крыльев у созвездия Стрельца и в положении диска в созвездии Весов.
Далее сравним изображения созвездий «верхней» части Гороскопа гипостильного зала (см. Рис.7).


Рис.7. Сопоставление изображений созвездий «верхней» части Гороскопа гипостильного зала

Изображения зодиакальных созвездий в гороскопах почти одинаковы, кроме того, одинаково изображены незодиакальные созвездия Осириса и Корабля Исиды и другая символика (см. Рис.8).


Рис.8. Похожая символика в двух гороскопах

Символика Гороскопа гипостильного зала очень похожа на символику Круглого зодиака, что наводит на мысль о том, что гороскопы одинаковы и что в две части Гороскопа гипостильного зала спроецирован Круглый зодиак.
Взаимные положения фигур в двух гороскопах отличаются, но это связано с преобразованием круга в два прямоугольника (см. Рис.9).


Рис.9. Деление круга на два прямоугольника

Чтобы преобразовать круг в прямоугольник и ещё разместить фигуры в двух равных частях, пришлось расположить фигуры по-другому, чтобы понять логику, попробуем спроецировать половину Круглого зодиака (см. Рис.10).


Рис.10. Выполнение проекции

Зодиакальные созвездия и фигуры между ними расположим последовательно, также поступили создатели Гороскопа гипостильного зала при проецировании созвездий Близнецов и Тельца и фигур между ними.
Но что делать с полярными созвездиями и расположенной около них символикой, они проецируются на зодиакальные созвездия, например, Овен и символика в виде двух зверей и птицы, здесь нужно решить, кто за кем следует и к кому относятся фигуры, расположенные под ними вдоль радиуса.
Очень сложная задача на правом краю, гусь сидит над Стрельцом, маленькая мужская фигура стоит на Козероге, все они проецируются на Водолея и еще попадает фигура из верхнего ряда, при этом созвездия Козерога в этой части не будет, оно будет находиться во второй половине гороскопа.
Необходимо не только перенести все фигуры, но и сохранить заложенный в них смысл, мы видим в Гороскопе гипостильного зала, как мужскую фигуру с головой птицы поставили на гуся и ещё раз показали двух птиц во второй половине гороскопа.
Почему сходство гороскопов не увидели предыдущие исследователи?
Это следствие ошибок в прорисовке Гороскопа гипостильного зала и в прорисовке Круглого зодиака (см. Рис.11).


Рис.11. Фотография части гороскопа на потолке гипостильного зала

Слева около Козерога стоит женская фигура, в Гороскопе гипостильного зала такие женские фигуры являются границами сцен, в прорисовке у фигуры посох, который она поставила на хвост Козерога, из-за чего был сделан вывод, что это планета Венера, которая находится в созвездии Козерога.
Ещё одна ошибка допущена при изображении фигуры около созвездия Девы, в прорисовке около Девы женская фигура с головой быка, на самом деле, там мужская фигура с плугом (см. Рис.11 справа), такая же фигура есть и в Круглом зодиаке между Львом и Девой (см. Рис.12).


Рис.12. Фигура с плугом в Круглом зодиаке

Из-за ошибок в изображениях фигур в прорисовке Гороскопа гипостильного зала складывалось впечатление, что два гороскопа сильно отличаются друг от друга, в настоящее время доступны качественные фотографии храма Дендеры и можно сопоставить фигуры двух гороскопов.
Для нас Гороскоп гипостильного зала важен тем, что с его помощью можно разобрать все фигуры Круглого зодиака, потому что краски на Круглом зодиаке смыты, а рельефные изображения хуже сохранились, кроме того, линейное расположение фигур позволяет точнее установить положения планет.

Сравнение фигур двух гороскопов храма Дендеры

В Гороскопе гипостильного зала все фигуры расположены последовательно и ясно видно, где находятся Солнце и Луна (см. Рис.13).


Рис.13. Солнце и Луна в Гороскопе гипостильного зала

Узкий серп месяца на спине звёздного быка показывает новолуние, Солнце должно быть рядом, следовательно, большой круг с человеком внутри относится к созвездию Овна и показывает Солнце, перед бараном расположена мужская фигура с головой льва, эта символика показывает начало создания небесного тела в созвездии Льва, человек идёт к барану, показывая рождение души в небесном теле в созвездии Овна.
За бараном находятся две женские фигуры с обнажённой грудью, они показывают два рождения, перед ними расположена мужская фигура с головой птицы, на голове у фигуры рога, а на рогах сложный головной убор в виде бутона с двумя перьями по краям, у бутона в нижней части диск Солнца и ещё один диск наверху, по краям бутона сидят две кобры, эта символика показывает связь рождения души в небесном теле с рождением нового Солнца.
Перед фигурой с головой птицы расположен большой диск Солнца, в нём находится мужчина, своей левой рукой он держит задние ноги кабана, мужчина в круге служит образом небесного тела, левая рука показывает рождение земной души, кабан показывает двойное рождение, необычное рождение потомства у кабанов с разницей в один месяц использовано для пояснения раздельного рождения души Осириса и души Ра.
В Круглом зодиаке диски Солнца и Луны расположены в созвездии Рыб, в большом круге Солнца находится женская фигура с обнажённой грудью, она тоже держит левой рукой животное, но на рельефе трудно разобрать какое именно (см. Рис.14).


Рис.14. Фигура в круге

Очень похоже, что это баран, женская фигура с обнажённой грудью показывает новое рождение, а баран показывает рождение в созвездии Овна.
В правой части ряда мужская фигура с головой птицы стоит на гусе, а в Круглом зодиаке они показаны раздельно (см. Рис.15).


Рис.15. Гусь и человек с головой птицы

Совместное расположение показывает, что у них общий смысл, идущий человек с головой птицы показывает движение планеты, а гусь показывает положение планеты либо в созвездии Козерога, либо в созвездии Стрельца.
Во второй половине гороскопа птица изображена и в созвездии Козерога и в созвездии Стрельца (см. Рис.16).


Рис.16. Левая сторона нижней части гороскопа

В созвездии Козерога птица изображена с головой и рогами быка, в гороскопе Гипостильного зала ещё несколько раз выделено событие в созвездии Тельца, справа изображена сцена, где звёздная Бегемотиха держит верёвку, которая привязана к задней ноге быка, перед головой быка находится мужская фигура с головой птицы, которая копьём убивает быка, эта символика показывает душу, которая для рождения в новом теле, которое вынашивала звёздная Бегемотиха, покидает созвездие Тельца и звёздный бык умирает, когда душа покидает его.
Правее расположено созвездие Стрельца, которое в обоих гороскопах изображено в виде соединения тела быка с телом человека, у быка два хвоста, один из них хвост скорпиона, эта символика указывает на созвездие Скорпиона, где наступила смерть земного тела Осириса (см. Рис.15 и Рис.16).
У Стрельца на теле крылья птицы, они показывают душу в созвездии Стрельца, на крыле сидит птица с рогами быка и диском Солнца между ними, у Стрельца две головы, одна голова льва, она смотрит назад в прошлое, когда началось возрождение двух душ на небесах в созвездии Льва, вторая голова у Стрельца человека, она показывает новое небесное тело, которое было зачато в созвездии Льва, Стрелец с помощью лука ловит душу для рождения в новом небесном теле.
В продолжении ряда фигур гороскопа вместе расположили околополярное созвездие Пса и зодиакальное созвездие Скорпиона (см. Рис.17).


Рис.17. Продолжение ряда фигур нижней части гороскопа

Между созвездиями расположена птица в колпаке Осириса, она соединяет два события – смерть земного тела Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Скорпиона и ожидание душой создания нового небесного тела в созвездии Пса, птица также служит изображением планеты.
Справа от скорпиона находится фигура с нижней частью льва и с верхней частью женщины, которая держит сосуд с душой в левой руке, у львиной части фигуры хвост скорпиона, на голове у фигуры надет колпак Осириса, эта символика показывает смерть тела Осириса в созвездии Скорпиона и начало возрождения души Осириса в созвездии Льва.
Дальше находится изображение большого круга с женской фигурой внутри, на её голове надет колпак Осириса, дальше расположено созвездие Весов, между чашами весов находится круг меньшего размера, внутри круга большой голый ребёнок сосёт палец своей левой руки, что служит указанием на земную душу.
Большой круг Солнца расположен на противоположной части зодиакального круга, это значит, что в созвездии Скорпиона или в созвездии Весов наступает полнолуние, в гороскопах изображали в виде диска только Солнце и Луну, расположенные рядом два диска разного размера показывают и Солнце и Луну, по-видимому, они поясняют какие-то особенности во время нахождения Солнца и Луны в созвездии Весов.
Перейдём к правой стороне нижней части Гороскопа гипостильного зала (см. Рис.18).


Рис.18. Правая сторона нижней части гороскопа

Здесь расположены созвездия Девы и Льва, в начале ряда находится птица с головой, возможно, барана, перед ней мужская фигура с головой быка, эта символика поясняет заключительные события возрождения, сначала душа Осириса родилась в новом теле в созвездии Овна, затем родилась душа Ра в созвездии Тельца.
Дева держит обеими руками стебель какого-то цветущего растения, две руки показывают участие двух душ в зачатии небесного тела, зачатие связывали с девой, потому что на небесах зачатие совершилось без использования полового органа, дальше расположен прямоугольник, внутри которого находится большая змея, её тело образует 4 кольца, змея принесла яйцо для нового рождения птицы-души на небесах, 4 кольца показывают 4 преобразования в ходе возрождения.
За прямоугольником на троне сидит женщина с голым ребёнком, у трона в Круглом зодиаке ножки в виде лап льва, эта сцена показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва, перед женщиной на троне расположено созвездие Льва, за хвост льва держится Дева, в правой руке она держит кнут Осириса и как-бы погоняет льва, у задних ног льва сидит птица, эта сцена показывает связь возрождения Осириса с небесной Девой и созвездием Льва, птица показывает душу, а в гороскопе птица показывает планету.
Всего в гороскопе изображено 8 птиц, их число показывает период времени возрождения души Осириса, из 8 птиц только 5 могут быть изображениями планет.
В верхней части гороскопа около созвездий Близнецов, Тельца и Овна показаны 2 птицы, справа ещё изображён гусь, на котором стоит мужская фигура, но, как мы видим в Круглом зодиаке, эта символика относится к созвездиям Козерога и Стрельца.
В нижней части гороскопа две птицы расположены в созвездиях Козерога и Стрельца, причём в верхней части гороскопа гусь с мужской фигурой поясняют, что это одна планета, ещё одна птица расположена около созвездия Скорпиона и ещё две птицы расположены около созвездий Девы и Льва, всего в нижней части получается 4 планеты, вместе с верхней частью 6 планет, Солнце показано в созвездии Овна, а Луна расположена рядом в фазе новолуния, поскольку возрождение на небесах происходит между новолунием и полнолунием, одна из птиц может показывать положение Луны в фазе полнолуния.
Решение с таким расположением планет было найдено ранее в ходе исследования гороскопа на древне-египетской иконе, известной, как стела Меттерниха, этот гороскоп описывает рождение земной души в небесном теле в ходе будущего повторения событий первого возрождения, известного, как «новое пришествие».
Круглый зодиак описывает будущее рождение небесного тела в созвездии Рыб, а Гороскоп гипостильного зала описывает рождение души в созвездии Овна, разница дат незначительна, фигуры, показывающие положения медленных планет, остались на тех же местах, поэтому гороскопы так сильно похожи.
Символика остальных четырёх полос на потолке гипостильного зала Дендеры также описывает основные события возрождения на небесах.

Смысл символики на потолке гипостильного зала Дендеры

Изображённые на потолке гипостильного зала сцены показывают связь главных событий возрождения с созвездиями Льва, Пса, Овна и Тельца (см. Рис.19).


Рис.19. Четыре полосы на потолке гипостильного зала

Рассмотрим символику полосы с тремя большими сценами (см. Рис.20).


Рис.20. Фотография полосы потолка гипостильного зала

В данной полосе пространство разделено на три части, они показывают триединую сущность возрождения на небесах, когда рождаются две души и новое тело.
На левом краю первой части две подставки: на нижней сидит птица с головой барана; на верхней подставке стоит баран с крыльями, у него четыре головы, а над головами диск с коброй внутри.
Птица – это образ души Осириса, баран с крыльями – это символ нового рождения души Осириса, которое произошло в созвездии Овна, две пары голов показывают соединение двух душ в созвездии Овна.
На правом краю первой части лодка, в которой сидит Небожитель, а по сторонам от него две Исиды показывают двойное рождение, над ними расположен жук с диском Солнца – этот символ показывает рождение нового Солнца из старого Солнца.
Во второй части 14 фигур поднимаются к зеркалу с глазом Гора внутри, 14 фигур соответствуют 14 дням между новолунием и полнолунием, они показывают, что все события на небесах происходят между новолунием и полнолунием, зеркало показывает появление отражения после рождения души в новом небесном теле, глаз Гора – это изображение окраса около глаза средиземноморского сокола, время рождения птенцов у этой птицы совпадает с временем возрождения на небесах.
В третьей части лодка с большим диском, внутри сидят 14 фигур, по обе стороны лодки по две пары фигур: справа по две птицы-души; слева по две фигуры с головой собаки, эта символика показывает, что души ждут создания небесного тела в созвездии Пса.
В конце третьей части две подставки: на нижней стоит баран с двумя парами крыльев и диском Солнца на голове; на верхней подставке сидит птица-душа, эта символика показывает соединение двух душ в созвездии Овна и их жизнь в Солнце.
Не будем разбирать смысл всей символики на потолке гипостильного зала, ограничимся тремя сценами из верхней части (см. Рис.21).


Рис.21. Фотография части полосы потолка гипостильного зала

Всего в этой полосе изображено 12 лодок с разными сценами, на фотографии часть полосы с 3 лодками, в каждой лодке большой диск, внутри которого:
в первой лодке мужская фигура с головой барана, на носу лодки подставка, на которой сидит птица-душа;
во второй лодке мужская фигура с головой птицы и диском Солнца на голове, на носу лодки подставка, на которой стоит бык;
в третьей лодке баран с четырьмя головами, на носу лодки подставка, на которой стоит лев с рогами барана и двумя перьями на голове.
Эта символика описывает главные события – начало возрождения двух душ в созвездии Льва, рождение земной души Осириса в созвездии Овна и рождение небесной души Ра в созвездии Тельца.
Вся остальная символика, изображённая на потолке гипостильного зала, также посвящена новому рождению души Осириса и новому рождению Небожителя Ра.
На этом исследование Гороскопа гипостильного зала завершено.

Заключение

В ходе сравнения Гороскопа гипостильного зала с Круглым зодиаком выяснилось, что этот гороскоп является видоизмененным изображением Круглого зодиака, в двух частях Гороскопа гипостильного зала находятся проекции двух половин Круглого зодиака.
Гороскоп гипостильного зала Дендеры, как и Круглый зодиак, описывает события возрождения земной души в ходе будущего повторения священной истории, Круглый зодиак описывает дату рождения небесного тела, а Гороскоп гипостильного зала описывает дату рождения земной души в небесном теле.

Литература

1. Новая хронология Египта. Москва, 2003. Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко.