Круглый дендерский зодиак
В.А. Никонов

Аннотация

Изучение погребальных текстов привело к более глубокому пониманию основных событий, составляющих историю возрождения Осириса, рождения Гора и рождения нового Солнца, а это в свою очередь привело к более ясному пониманию смыслового содержания древне-египетской священной и астрономической символики.
В связи с этим проведено новое исследование Круглого дендерского зодиака, его построения и смыслового значения его астрономической и священной символики.

Содержание

Круглый дендерский зодиак представляет собой рельеф, первоначально расположенный на потолке средней комнаты восточной часовни Осириса, находящейся на крыше Главного храма Дендеры (строение храмов Дендеры подробно описано в статье автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»).
В настоящее время Круглый дендерский зодиак хранится в парижском музее искусств Лувре, фотография и прорисовка Круглого дендерского зодиака приведены ниже (см. Рис.1).  

Круглый дендерский зодиакПрорисовка
Рис.1. Фотография и прорисовка Круглого дендерского зодиака

Название рельефа связано с изображенными на нем тремя окружностями с общим центром,  наименьшая окружность является границей  круга, внутри которого изображена священная и астрономическая символика, в том числе зодиакальные созвездия, поэтому рельеф получил название «круглого зодиака».
Две внешние окружности являются границами полосы иероглифических пояснений, которую пересекают изображения четырех одинаковых пар близнецов с головой хищной птицы и четырех одинаковых фигур Исиды, вместе они поддерживают руками внутренний круг.
Всего изображено двенадцать фигур, их общее число соответствует двенадцати месяцам, за которые Солнце обходит небесный круг.
Фигуры Исиды изображены с обнаженной грудью, что является указанием на рождение. Пары близнецов изображают небесного Гора и земного Гора, руки близнецов и руки Исиды соприкасаются, показывая связь Исиды с рождением близнецов.
Большие окружности Круглого дендерского зодиака являются символами Солнца, а то, что их три является символом триединства Бога, имеющего видимый образ Солнца.
Вспомогательные окружности с общим центром, проведенные на прорисовке Круглого дендерского зодиака, помогают понять построение внутреннего круга и служат границами для отдельных рядов фигур (см. Рис. 2 слева).  

ПостроениеСолнцестояние
Рис.2. Построение Круглого дендерского зодиака

Исследование фигур начнем с хорошо известного по другим древне-египетским гороскопам символа летнего солнцестояния в виде цветка лотоса или папируса на высоком столбе, на котором в данном случае сидит птица-Солнце в двойном головном уборе (см. Рис.2 справа).
Двойной головной убор птицы-Солнца состоит из шапки с пером и колпака, по-видимому, одна часть головного убора принадлежит Осирису, другая Гору.
В расположенном выше ряду фигур прямо над символом летнего солнцестояния находится зодиакальное созвездие Близнецов в виде держащихся за руки женской и мужской фигур.
Расположение созвездия Близнецов рядом с символом летнего солнцестояния показывает, что летнее солнцестояние происходит в созвездии Близнецов.
Символ летнего солнцестояния и две фигуры зодиакального созвездия Близнецов находятся прямо над парой близнецов, поддерживающих на прорисовке нижнюю часть круга.
На противоположной верхней части круга над головами другой пары близнецов находится зодиакальное созвездие Стрельца, в котором происходит зимнее солнцестояние.
У Стрельца две головы – одна голова человека, другая птицы, на голове человека находится маленький диск Солнца и головной убор в виде бутона цветка с диском Солнца наверху, эта символика показывает связь созвездия Стрельца с Солнцем.
Зодиакальные созвездия Близнецов и Стрельца находятся в разных рядах и расположены по-разному относительно середины круга, созвездие Близнецов находится ближе к центру, а созвездие Стрельца находится ближе к границе круга.
Над головами близнецов, расположенных слева от круга, находится зодиакальное созвездие Девы, в котором наступает осеннее равноденствие.
Над головами близнецов, расположенных справа от круга, находится зодиакальное созвездие Рыб, в котором наступает весеннее равноденствие.
Поскольку солнцестояния происходят на линии север-юг, поэтому две противоположные пары близнецов, над которыми находятся зодиакальные созвездия Близнецов и Стрельца, определяют направление север-юг.
Две другие пары близнецов, над которыми находятся зодиакальные созвездия Девы и Рыб, определяют направление запад-восток, т.к. Солнце во время равноденствий восходит на востоке и заходит на западе.
Во время весеннего равноденствия Солнце восходит точно на востоке в созвездии Рыб, созвездие Девы при этом находится на западе, созвездие Стрельца расположено на юге, а созвездие Близнецов на севере.
На потолке восточной часовни Осириса Круглый дендерский зодиак расположен таким образом, что зодиакальное созвездие Рыб находится в восточной части потолка комнаты,  а созвездие Девы в западной части, зодиакальное созвездие Стрельца расположено в южной части, а созвездие Близнецов в северной части.
Четыре связанные с солнцестояниями и равноденствиями зодиакальные созвездия входят в круг из двенадцати зодиакальных созвездий (см. Рис. 3 слева).

Зодиакальные созвездияКарта звездного неба
Рис.3. Круг зодиакальных созвездий

Двенадцать зодиакальных созвездий на Круглом дендерском зодиаке расположены также, как они расположены на современной карте звездного неба (см. Рис. 3 справа).
Круг зодиакальных созвездий сдвинут относительно центра всего круга, поэтому созвездия  Скорпиона, Стрельца, Козерога и Водолея расположены дальше от центра круга в сравнении с созвездиями Девы и Рыб, а созвездия Льва, Рака, Близнецов, Тельца и Овна ближе к центру.
Ход фигур зодиакальных созвездий направлен против часовой стрелки, это означает, что, как и на расположенной справа современной карте звездного неба, в центре круга находится Северный полюс. 
На Круглом дендерском зодиаке центр круга и Северный полюс расположены в точке опоры правой передней ноги собаки, стоящей на плуге (см. Рис. 4).  

Центр круга
Рис.4. Центр круга

Плуг с собакой, видимо, являются изображением северного околополярного созвездия, которое, поворачиваясь вокруг Северного полюса, как-бы перепахивает звездное поле небес, возможно, околополярное созвездие в Древнем Египте так и называлось «Звездным плугом», как и созданный в древнем Вавилоне астрономический справочник ([1], стр. 115).
Такое название справочника, по-видимому, означало, что там описано все звездное небо, возможно, что в качестве названия было намеренно взято имя околополярного созвездия.
Рядом с созвездием Звездного плуга находится огромное бедро быка, на котором лежит лев и, обернувшись, смотрит в сторону зодиакальных созвездий Тельца и Овна.
Лев – это символ начала священных событий в созвездии Льва и символ божественной души,  он связан с созвездиями Овна и Тельца общей последовательностью священных событий (см. статьи автора «О смысловом содержании древне-египетской символики», «Смысловое содержание древне-египетской символики», «О содержании Книги мертвых», «О священной символике народов Римской империи»).
Бедро часто упоминается в погребальных текстах, где оно связано с Осирисом и Солнцем:

… эти повелители правды и истины суть Тот и … повелитель Аменти … те, кто находятся за Бедром в северном небе ... ([2], стр. 378);
… я есть Бог, который посылает лучи света над Бедром света небес и я возношусь на небеса и занимаю место рядом с Богом Света … ([2], стр. 473);
… приветствую тебя, о Бедро, живущее в великом озере северного неба, видимое простым глазом и бессмертное … ([2], стр. 503);
… узрите того, чей образ пребывает в Боге Бедра, ибо имя Ра пребывает в теле Осириса Ну, хранителя дома хранителя печати, и честь его – в  устах его, он обратится к Ра и Ра будет внимать словам его … ([2], стр. 503);
… Осирис Ну вступает в ладью свою, о Ра, он получает престол свой и обретает духовную форму свою … [Осирис Ну] приходит в пламя ладьи своей и ступает на могучее Бедро … ([2], стр. 566).

Из приведенных отрывков следует, что Бедро находится в северном небе, где его всегда можно видеть, т.е. это незаходящее северное созвездие, по-видимому, оно расположено недалеко от созвездия Звездного плуга, поэтому они и изображены рядом.
Среди фигур круга есть изображения и других внезодиакальных созвездий (см. Рис. 5).

Символика
Рис.5. Символика Круглого дендерского зодиака

Справа от символа летнего солнцестояния, между и немного ниже зодиакальных созвездий Тельца и Близнецов находится изображение внезодиакального созвездия Осириса-Гора (см. статью автора «О внезодиакальных созвездиях в древне-египетских гороскопах») в виде широко шагающей мужской фигуры с колпаком на голове.
В левой руке фигуры находится посох, в правой руке кнут или признак наибольшего, с которым часто изображен Осирис.
Осирис-Гор и Телец смотрят друг на друга, при этом бык изображен обернувшимся назад и немного смещен в нижний ряд.
С другой стороны от символа летнего солнцестояния изображена лодка, в которой лежит корова с крестом – символом рождения на шее.
Корова – это один из образов Исиды, крест на шее коровы указывает на рождение, а цветок папируса, расположенный перед коровой, указывает на рождение Гора, звезда над рогами коровы показывает, что корова – это астрономический символ.
Изображение Исиды в виде коровы, возможно, связано с тем, что во время рождения Гора планета Венера-Исида находилась в созвездии Тельца.
Лодка, в которой лежит корова, возможно, является изображением корабля Осириса или в целом изображением созвездия Исиды, расположенного рядом с созвездием Осириса-Гора (см. статью автора «О внезодиакальных созвездиях в древне-египетских гороскопах»).
Три женские фигуры, расположенные позади лодки с коровой, изображают Исиду и, видимо, не являются астрономическими символами, а используются для более подробного описания священных событий (см. Рис. 6).
 

Символика три Исиды
Рис.6. Символика Круглого дендерского зодиака

Размер фигур уменьшается, показывая тем самым разное значение трех изображений Исиды.
Две Исиды сидят на троне, имеющем вид тела льва, обе фигуры касаются расположенного выше зодиакального созвездия Льва, показывая связь священных событий с созвездием Льва.
Самая большая Исида держит на руках ребенка-Гора и своим двуперстием – символом двух частей божественной души указывает на голову ребенка-Гора.
Ножки трона большой Исиды опираются на две мужские фигуры следующего нижнего ряда.
У первой мужской фигуры голова хищной птицы и бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, на рогах расположены большой диск Солнца и поднявшая голову кобра – символ солнцестояния.
У второй фигуры голова человека, а над головой бутон с маленьким диском Солнца наверху.
Символика на головах двух мужских фигур показывает возрождение Осириса и рождение нового Солнца.
Вторая Исида изображена обнаженной, что является указанием на рождение, в руках она держит два одинаковых сосуда – две части божественной Души.
На голове второй Исиды находится сноп папируса – символ рождения Гора, которым она касается расположенного выше Льва, символика в ее руках и на голове связывает рождение Гора с объединением двух душ и началом священных событий в созвездии Льва.
Два одинаковых львиных трона также являются символами двух частей божественной души.
Третья Исида имеет самый маленький размер, это означает, что ее символика имеет меньшее значение.
Маленькая Исида стоит рядом с коровой в лодке, в руках она держит лук, стрела которого направлена в сторону птицы-Солнца, сидящей на символе летнего солнцестояния.
Исида изображена с обнаженной грудью, указывающей на рождение, стрела, направленная на птицу-Солнце, связывает рождение с Солнцем и с летним солнцестоянием.
В следующем нижнем ряду под Исидами находятся три мужские фигуры, у средней фигуры голова человека, а у двух фигур по краям  голова хищной птицы.
У фигуры с головой человека, расположенной посередине, головной убор похож на сноп папируса, у фигуры с головой хищной птицы, расположенной слева, на голове надет колпак, а у фигуры, расположенной справа, колпак вставлен в шапку с пером.
Две одинаковые фигуры с головой птицы, видимо, изображают близнецов, разные головные уборы связывают их с Гором и Осирисом, двойной головной убор указывает на то, что новым телом  Осириса является тело небесного близнеца Гора.
При описании символа летнего солнцестояния и фигур внезодиакальных созвездий не были рассмотрены расположенные ниже фигуры внешнего ряда, которые, по-видимому, связаны с фигурами внутренних рядов и являются их дополнительным описанием (см. Рис. 7).

Символика Фигуры внешнего ряда
Рис.7. Символика Круглого дендерского зодиака

Под лодкой с коровой и символом летнего солнцестояния находятся три мужские фигуры, похожие на три предшествующие фигуры, но в этом случае близнецы с головой хищной птицы расположены вместе справа, а слева расположена фигура с головой человека.
Один из близнецов находится прямо под символом летнего солнцестояния, что показывает связь близнецов с летним солнцестоянием.
У близнецов нет головных уборов, а у фигуры с головой человека двойной головной убор, и такой же головной убор у мужской фигуры с головой хищной птицы из предыдущей тройки.
Одинаковые головные уборы объединяют две фигуры, а их разные головы показывают связь небесного Гора и земного Гора.
Правее трех мужских фигур расположен символ в виде высокой подставки, на которой находится много раз изогнувшаяся поднявшая голову змея.
На голове змеи бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, а на рогах две одинаковые поднявшие голову кобры – символы близнецов и летнего солнцестояния, между кобрами находится бутон или связанный сноп папируса, а на его верху диск Солнца.
Символика на голове змеи показывает связь священных событий – возрождения Осириса, рождения близнецов и нового Солнца.
Поднявшая голову кобра или кобра на подставке в древне-египетских гороскопах является символом солнцестояния, а высокая подставка указывает на летнее солнцестояние.
Изогнувшиеся змеи в древне-египетских гороскопах являются символами разных движений планет (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха» и «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха»).
У змеи клюв ибиса, возможно, это указание на планету Меркурий, поскольку в частных гороскопах человек с головой ибиса изображает планету Меркурий.
Головной убор кобры находятся прямо под правой ногой фигуры созвездия Осириса-Гора, возможно, Меркурий во время главного события был расположен очень близко к созвездию Осириса-Гора и в то же время совершал сложное движение во время летнего солнцестояния.
Посох фигуры созвездия Осириса-Гора находится над головами расположенных далее двух одинаковых мужских фигур с головой человека, которые, видимо, изображают близнецов и связывают созвездие Осириса-Гора с близнецами.
Все рассмотренные фигуры внешнего ряда являются дополнительным описанием, основное описание, по-видимому, находится во внутренних рядах, поэтому от внешнего ряда фигур вернемся к описанию фигур внутренних рядов и начнем с большой фигуры в центре круга.

Планеты основного гороскопа

 В центре круга рядом с созвездием Звездного плуга находится изображение большого зверя, похожего на бегемота (см. Рис. 8).  

планета Юпитер
Рис.8 Изображение планеты Юпитер

При исследовании других древне-египетских гороскопов (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха», «Окончательное решение вопроса о дате, записанной в гороскопе тайной гробницы Сененмута», «О содержании Книги мертвых», «О дате, записанной в гороскопах гробниц Сети I и Рамзеса VII», «Новое исследование гороскопа Бругша») установлено, что так изображается планета Юпитер.
Расположение Юпитера рядом с околополярным созвездием выглядит удивительным, т.к. из всех видимых на ночном небе планет только Луна заметно отклоняется от эклиптики, но и она не выходит за пределы двенадцати зодиакальных созвездий.
Почему же тогда Юпитер изображен рядом с околополярным созвездием Звездного плуга?
Видимо, есть что-то общее у околополярного созвездия Звездного плуга и планеты Юпитер, выделяющее их среди других созвездий и планет.
Околополярное созвездие отличается от других созвездий тем, что при вращении небесного свода почти не меняет своего положения.
Планета Юпитер движется медленно и, возможно, в данном гороскопе положение планеты в течение года почти не менялось.
Меч в руках зверя, изображающего планету Юпитер, острием указывает на созвездие Девы, видимо, Юпитер находится в зодиакальном созвездии Девы.
Перед фигурой Девы изображена похожая на нее маленькая женская фигура, которая стоит на хвосте созвездия Льва и обеими руками держится за него.
Дева колосом, который она держит в левой руке, касается маленькой женской фигурки, показывая их взаимосвязь.
Над колосом Девы и над головой маленькой женской фигуры расположена мужская фигура с планетным посохом.
Планетный посох мужской фигуры указывает на женскую фигурку на хвосте льва, это, по-видимому, означает, что мужская планета находится на границе созвездий Девы и Льва.
Лев стоит на большой змее, которая является знаком вынесения и показывает, что описание основного гороскопа находится в другом месте.
Рядом с созвездием Весов находится еще одно изображение льва (см. Рис.8 слева), которое, видимо, относится к основному гороскопу, а лев с женской фигуркой на хвосте относится к частному гороскопу, показывающему необычное положение одной или нескольких мужских планет на границе зодиакальных созвездий Девы и Льва.
Над спиной стоящего на змее льва и за спиной Юпитера находятся две маленькие похожие между собой женские фигурки, сидящие на креслах в виде льва.
В руках фигурки держат кнут или признак наибольшего, с которым часто изображен Осирис.
Отличие фигурок в том, что у женской фигурки, расположенной надо львом, на голове надет колпак, а под креслом второй фигурки находится собака, похожая на ту, что стоит на плуге в центре круга.
Две женские фигурки, видимо, являются указателями положения для планеты Юпитер.
Собака под креслом женской фигурки, расположенной за спиной Юпитера, показывает, что указатель относится именно к Юпитеру, расположенному рядом с собакой на плуге.
Женские фигуры соединяют два места, при этом колпак на голове фигурки, расположенной над созвездием Льва, выделяет главную фигуру и показывает местоположение планеты.
Конец колпака женской фигурки на троне направлен в сторону женской фигурки на хвосте льва, дополнительно показывая, что Юпитер находится в созвездии Девы прямо на границе созвездий Девы и Льва.
Далее перейдем к изображению созвездия Льва в основном гороскопе (см. Рис. 9 слева).

Сатурн и Венера  
Рис.9 Сатурн и Венера

Рядом со львом находятся две фигуры, лев, обернувшись, смотрит назад на расположенного за его спиной зверька с женской головой, который, видимо, является изображением Венеры.
На голове Венеры надет колпак, в левой руке она держит маленький неясный предмет.
Венера изображена без планетного посоха, видимо, она расположена вне созвездия Льва, но движется она к созвездию Льва, поскольку лев, оглядываясь, ждет ее.
Перед головой льва расположена мужская фигура с головой быка, в руках фигуры находится плуг, который, видимо, показывает, что положение планеты почти не менялось в течение года, отсутствие планетного посоха означает, что планета находится вне созвездия Льва.
Помимо Юпитера только Сатурн медленно меняет свое положение и может в течение года оставаться в одном созвездии, следовательно, с головой быка изображен Сатурн.
Над фигурой с головой быка изображена почти такая же фигура меньшего размера, но с планетным посохом в правой руке, меньшая фигура расположена рядом с созвездием Девы, а прямо над ней находится Юпитер.
Две фигуры с головой быка расположены между созвездиями Девы и Льва, видимо, Сатурн, как и расположенный над ним Юпитер, находится на границе созвездий Девы и Льва.
Лев в описании основного гороскопа передними ногами опирается на небольшую подставку с волнистыми линиями и такая же подставка немного большего размера расположена в созвездии Рыб, похоже, что две подставки – это указатели положения,  показывающие, что описание рядом с созвездием Рыб относится к созвездию Льва (см. Рис. 9 справа).
В этой части рядом с созвездием Рыб и подставкой находятся две похожие женские фигуры с планетными посохами, у фигуры слева голова человека, а у фигуры справа голова львицы.
Львица – это Исида, она является женой льва – Осириса-Ра, поскольку началом возрождения Осириса стало объединение его души с душой Ра в диске Солнца, находившемся в это время в созвездии Льва (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Вторая Исида не имеет дополнительной символики, но обе женские фигуры находятся прямо под созвездием Овна, что показывает связь Исиды с Осирисом.
Две фигуры Исиды указывают на рождение небесного и земного близнецов, но, возможно, они имеют и астрономическое значение и показывают сложное движение планеты Венеры, которая дважды побывала в одном и том же созвездии.
За спиной двух Исид расположено зодиакальное созвездие Тельца, смещенное в один ряд с ними, если на место подставки с волнистыми линиями поместить созвездие Льва, то Венера-Исида движется от созвездия Тельца к созвездию Льва, по-видимому, это же показывают и бычья голова Сатурна и львиная голова Венеры-Исиды.
В этом месте необходимо остановиться и открыто сказать о своих предположениях
.
Все храмы Дендеры посвящены рождению Исидой Гора и рождению нового Солнца (см. статью автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»).
Символика Круглого дендерского зодиака показывает связь Исиды с Солнцем и рождением близнецов – двух Горов.
В гороскопе, изображенном во внутреннем круге, показано, что птица-Солнце находится в созвездии Близнецов во время летнего солнцестояния, а Юпитер находится в созвездии Девы или на границе созвездий Льва и Девы, эти планеты расположены точно также и в гороскопе рождения Гора (см. статьи автора «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха» и «О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора»).
Все это позволяет предположить, что в гороскопе Круглого дендерского зодиака записана дата рождения Гора, а это приводит к выделению тех положений планет, которые совпадают с положениями планет во время рождения Гора.
Без учета дополнительных условий в основном гороскопе положение Венеры-Исиды можно отнести к созвездиям Тельца, Овна, Рыб и Льва (см. Рис. 9 справа).
Чтобы не совершить ошибку, отдавая предпочтение дате рождения Гора, будем считать положение Венеры неопределенным.
Но сами дополнительные условия не будем отвергать и далее рассмотрим расположенные ниже фигуры внешнего ряда и их смысловое значение (см. Рис. 10).  

Фигуры внешнего ряда   
Рис.10 Фигуры внешнего ряда

Границей дополнительного описания к двум женским фигурам с посохами, видимо, является сидящая обнаженная Исида, на которую указывают передние ноги Тельца.
На голове Исиды находятся поднявшие голову кобры – символы солнцестояния.
Правее Исиды изображена лодка, внутри которой стоит высокая подставка, а на ней большая голова барана с солнечным диском на рогах – символ возрождения Осириса.
Рядом с лодкой и бараном стоит еще одна высокая подставка, на которой находятся четыре кобры с человеческими  головами – символы рождения Гора.
Справа от подставки на большом цветке лотоса с двумя нераспустившимися бутонами сидит голый ребенок-Гор и сосет свой палец, это показывает его недавнее рождение, в правой руке он держит кнут или признак наибольшего, которым касается кобры, расположенной на краю подставки.
Рядом с ребенком-Гором, сидящем на цветке лотоса, стоит взрослый Гор с головой хищной птицы, в правой руке он держит крест – символ рождения.
Перед Гором с головой хищной птицы на большом троне сидит Осирис, вместо головы у него диск Солнца, а на нем бараньи рога – символ возрождения Осириса.
Трон стоит на общем основании с расположенной правее высокой подставкой, на которой находятся четыре бараньи головы и диск Солнца над ними.
Трон с Осирисом, диски Солнца, бараньи рога и бараньи головы показывают связь рождения нового Солнца с возрождением Осириса.
Дополнительное описание внешнего ряда к двум женским фигурам с посохами связывает их с солнцестоянием, рождением Гора, рождением нового Солнца и возрождением Осириса.
Далее рассмотрим фигуры внешнего ряда, расположенные около льва (см. Рис. 10 справа).
В этой части ряда под зверьком с женской головой, который изображает Исиду, расположена мужская фигура с головой хищной птицы.
На голове мужской фигуры находится большой диск Солнца и поднявшая голову кобра.
Справа от мужской фигуры с головой хищной птицы находятся еще две мужские фигуры, расположенные под передними и задними лапами льва.
Фигуры отличает только символика на их головах, у фигуры, расположенной под передними ногами льва, на голове находится большой диск Солнца и поднявшая голову кобра – символ солнцестояния, а у фигуры, расположенной под задними ногами льва, на голове находятся два стержня с похожими на глаз символами сверху.
Одинаковые диски Солнца объединяют две мужские фигуры и показывают связь близнецов с Солнцем, вместе три мужские фигуры являются символом триединства.
Рассмотренные фигуры внешнего ряда показывают связь священных событий в созвездии Льва с рождением близнецов и рождением нового Солнца.
Вернемся к исследованию внутренних рядов Круглого дендерского зодиака (см. Рис. 11).  

СимволикаМарс и Меркурий
Рис.11 Марс и Меркурий

Рядом с зодиакальными созвездиями Близнецов и Козерога находятся одинаковые мужские фигуры с головой хищной птицы и с планетным посохом в левой руке (см. Рис. 11 справа).
Мысль создателя гороскопа понятна – используя близкое расположение планет к созвездиям, в которых происходят солнцестояния, показать связь близнецов с солнцестоянием.
Мужская фигура с головой хищной птицы в древне-египетских гороскопах изображает Марс, но в Круглом дендерском зодиаке две одинаковые мужские фигуры с головой хищной птицы описывают расположение двух оставшихся мужских планет – Марса и Меркурия.
Остается определить, какая из фигур изображает Марс, а какая Меркурий?
Меркурий не может находиться далеко от Солнца, расположенного в созвездии Близнецов, следовательно, в созвездии Козерога находится Марс.
Соответственно другая мужская фигура с головой хищной птицы изображает Меркурий, который находится недалеко от Солнца в созвездии Близнецов.
Марс стоит на спине Козерога и указывает на него концом посоха, это означает, что планета находится в пределах созвездия Козерога.
Меркурий расположен рядом с парой Близнецов, но они смещены друг относительно друга, пара Близнецов расположена выше фигуры Меркурия, конец посоха Меркурия указывает на корову в лодке и на символ летнего солнцестояния, но не на зодиакальное созвездие.
Смысловое содержание символики внешнего ряда в виде изогнувшейся змеи на подставке с клювом ибиса (см. Рис. 7), расположенной под символом летнего солнцестояния и фигурой внезодиакального созвездия Осириса-Гора, указывает на то, что Меркурий во время летнего солнцестояний находился рядом с созвездием Осириса-Гора, которое расположено между зодиакальными созвездиями Тельца и Близнецов.
Следовательно, планета Меркурий находится на границе зодиакальных созвездий Тельца и Близнецов либо со стороны созвездия Тельца, либо со стороны созвездия Близнецов.
Над головой Меркурия расположена иероглифическая надпись, среди символов которой выделяются большие коровьи рога с маленьким кружком посередине, возможно, Меркурий находится в зодиакальном созвездии Тельца.
Справа от Близнецов над Тельцом расположена небольшая мужская фигура без планетного посоха, которая идет от Близнецов в сторону Овна и несет в правой руке бараньи рога.
Много раз изогнувшаяся змея с клювом ибиса показывает, что Меркурий совершал сложное движение во время летнего солнцестояния, по-видимому, небольшая фигура с бараньими рогами – это частный гороскоп, показывающий движение Меркурия от созвездия Близнецов в сторону созвездий Тельца и Овна.
Далее перейдем к описанию фигур, расположенных рядом с двойником Меркурия – Марсом, стоящим на спине Козерога (см. Рис. 12).  

Фигуры рядом с зодиакальным созвездием Козерога
Рис.12 Фигуры рядом с зодиакальным созвездием Козерога

Рядом с созвездием Козерога находится созвездие Стрельца, изображенное в виде человека с телом животного, объединяющим в себе тело быка и тело барана, это хорошо видно по двум хвостам сзади (см. Рис. 12 справа).
Передние ноги Стрельца опираются на маленькую лодку – знак вынесения, показывающий, что описание основного гороскопа находится в другом месте.
Место описания показывает указатель положения – гусь, который касается хвоста Стрельца, и такой же гусь, но большего размера, изображен среди фигур внешнего ряда.
Большого гуся левой передней ногой касается овцебык с диском Солнца на бараньих рогах, у овцебыка голова барана, а тело быка.
Далее по направлению хода фигур находится такой же овцебык, но меньшего размера.
Два одинаковых овцебыка являются границами для расположенной между ними сцены.
На боку большого овцебыка видны четыре одинаковые полосы, и такие же полосы находятся на боках фигур созвездий Тельца и Овна, четыре полосы есть и на боку фигуры созвездия Льва с девой на хвосте, одинаковые полосы показывают связь этих фигур.
Указатель положения – гусь касается клювом края расположенного рядом с ним большого диска, тем самым показывая, что большой диск имеет отношение к созвездию Стрельца, рядом с фигурой которого находится другой гусь – указатель положения.
Внутри диска изображены два горизонтальных ряда из четырех маленьких женских фигур, каждая из которых сидит, поджав ноги, руки у всех фигур заведены за спину.
Последняя фигурка в нижнем ряду отличается от других, она как-бы собирается встать.
Женские фигуры, по-видимому, указывают на женскую планету, а поскольку в виде женщин в древне-египетских гороскопах изображаются только Луна и Венера, а в виде диска могут быть изображены Луна и Солнце, следовательно, большой диск – это изображение Луны.
Луна расположена между овцебыками, это означает, что она имеет отношение не только к  созвездию Стрельца, но и к созвездиям Тельца и Овна.
Рядом с диском Луны находится мужская фигура с головой ибиса, так в древне-египетских гороскопах часто изображается Меркурий.
На голове Меркурия бараньи рога – символ возрождения Осириса, на которых расположен диск Солнца и бутон цветка с диском Солнца наверху.
Диск Луны и фигура Меркурия показывают сцену, происходящую в созвездиях Тельца и Овна, а женские фигуры, сидящие внутри диска Луны, видимо, показывают количество дней.
За пределами сцены с Луной и Меркурием, с другой стороны от замыкающего знака границы сцены – маленького овцебыка расположена женская фигура с головой змеи.
Обнаженная грудь женской фигуры указывает на рождение, видимо, это Венера-Исида, змея на месте ее головы показывает движение планеты Венеры.
Правее Венеры-Исиды с головой змеи находится мужская фигура с диском Солнца вместо головы, видимо, это изображение Солнца.
Далее расположены две мужские фигуры с разными головами, которые держатся за руки.
У первой фигуры голова хищной птицы, а у второй голова человека и головной убор, как у фигуры Меркурия в сцене между овцебыками, видимо, эти две взявшиеся за руки мужские фигуры тоже являются изображениями Меркурия.
Далее перед двумя фигурами отдельно расположена еще одна мужская фигура, но с головой змеи, которая показывает движение мужской планеты.
Женская фигура и две взявшиеся за руки мужские фигуры находятся рядом с мужской фигурой с Солнцем на месте головы, похоже, что планеты Венера и Меркурий встретились, т.е. поравнялись с Солнцем в ходе его движения через созвездия Тельца и Овна, причем Меркурий поравнялся с Солнцем дважды.
Головной убор, как у Меркурия, изображен и у человеческой головы Стрельца (см. Рис. 13).  

Стрелец
Рис.13 Стрелец

Птичья голова Стрельца, видимо, принадлежит птице-Солнцу, соединение ее головы с головой Меркурия означает, что Солнце и Меркурий поравнялись в созвездии Стрельца.
Поскольку тело Стрельца состоит из тел быка и барана, следовательно, Солнце и Меркурий поравнялись не только в созвездии Стрельца, но и в созвездиях Тельца и Овна.
Далее обратимся к созвездию Рыб и рассмотрим расположенные рядом с ним фигуры.

Фигуры около созвездия Рыб

Если в созвездии Рыб на место указателя положения – подставки с волнистыми линиями поместить созвездие Льва, то все помеченные четырьмя одинаковыми линиями фигуры окажутся расположены рядом (см. Рис. 14).  

Фигуры около зодиакального созвездия Рыб
Рис.14 Фигуры около зодиакального созвездия Рыб

Зодиакальные созвездия Льва, Овна и Тельца связаны с возрождением Осириса, а созвездие Рыб, поскольку в нем наступает весеннее равноденствие, связано с Солнцем, их совместное расположение показывает связь возрождения Осириса с Солнцем.
Каждая из рыб касается края расположенного рядом большого диска, при этом у верхней рыбы внутри диска находится глаз Гора – символ Луны, полнолуния и рождения Гора, а у нижней рыбы внутри диска находится большая женская фигура, держащая за хвост льва.
Женская фигура, показывает, что второй диск тоже является изображением Луны, а то, что женщина взрослая, показывает, что это изображение Луны во время полнолуния.
Женская фигура держит за хвост льва, как и изображение Девы на хвосте Льва, видимо, здесь тоже изображена Дева, но здесь Дева намного больше Льва, что является указанием на ее большее значение.
Диск Луны с женской фигурой внутри нижним краем касается расположенного во внешнем ряду символа Солнца с тремя лучами, которому преподносит ожерелье мужская фигура.
Зодиакальные созвездия Девы и Рыб расположены друг напротив друга, поэтому во время нахождения Солнца в одном из них Луна во время полнолуния находится в другом.
Два диска Луны показывают два полнолуния, по-видимому, во время прохождения Солнцем зодиакальных созвездий Девы и Рыб наступило по два полнолуния, причем в созвездии Рыб первое полнолуние наступило, когда Солнце находилось рядом с первой рыбой, а второе полнолуние наступило, когда Солнце было рядом со второй  рыбой.
Хвосты рыб соединены линиями с изображением Венеры-Исиды с головой львицы, при этом головы рыб указывают на расположенные перед ними две мужские фигуры, тем самым показывая связь двух фигур с Исидой и началом священных событий в созвездии Льва.
Две мужские фигуры, как и два больших диска Луны расположены один над другим.
Фигура перед верхней рыбой смотрит в глаза зверя, изображающего Юпитер, и гладит по голове собаку, похожую на собаку, стоящую на Звездном плуге.
Фигура перед нижней рыбой изображена с двумя головами и планетным посохом в руках, конец посоха направлен в сторону большого овцебыка, расположенного во внешнем ряду.
Рядом с овцебыком расположена мужская фигура с головой собаки – изображение Анубиса, рожденного на небесах двойника Гора – первенца Ра (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»), рядом с головой Анубиса расположена надпись с символом Солнца с тремя лучами.
Две фигуры внешнего ряда поясняют расположенные над ними сцены и показывают связь расположенных перед рыбами мужских фигур с Солнцем и возрождением Осириса.
Две одинаковые рыбы, связанные линиями с Исидой с головой львицы, видимо, показывают, что две мужские фигуры являются близнецами.
Планетный посох в руках второй фигуры указывает на то, что это планета, а две смотрящие в разные стороны головы показывают противоположные направления ее движения.
Фигура с двумя головами расположена между созвездиями Водолея и Рыб, видимо, планета двигалась в противоположных направлениях в этих двух созвездиях, следовательно, фигура с двумя головами является частным гороскопом движения планет.
Над диском Луны у верхней рыбы находятся изображения павиана, лани и птицы-Солнца, павиан и лань прижались друг к другу спинами, а птица-Солнце сидит на голове павиана.
В виде павиана в древне-египетских гороскопах изображается Меркурий (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха»,  «О содержании Книги мертвых», «Новое исследование гороскопа Бругша»).
Меркурий сидит над диском Луны, это означает, что Меркурий находится выше Луны, а то, что птица-Солнце сидит на голове павиана, означает, что Солнце находится выше Меркурия.
Фигура лани, видимо, изображает расположенную рядом с Меркурием планету, которая движется в противоположном Меркурию направлении.
Таким образом, изображение павиана, лани, птицы-Солнца и диска Луны является частным гороскопом, показывающим особенности движения и расположения планет.
Все фигуры планет, расположенные рядом с изображением созвездия Рыб, или показывают особенности движения и расположения планет, или показывают связь священных событий с Солнцем, Луной и зодиакальными созвездиями Льва, Овна и Тельца.
Во внутреннем круге не исследовано совсем немного фигур, одна из них – это животное без головы, расположенное около фигуры зодиакального созвездия Водолея (см. Рис. 15).  

Символикабезголовое животное
Рис.15 Символика Круглого дендерского зодиака

У безголовой фигуры нет дополнительной священной или астрономической символики, и на нее не указывают расположенные рядом фигуры планет.
Также изображены и внезодиакальные созвездия Звездного плуга, Бедра и Осириса-Гора.
Похоже, что животное без головы является изображением внезодиакального созвездия, расположенного между зодиакальными созвездиями Водолея и Козерога, поэтому на него не указывают расположенные рядом фигуры планет, и у него нет священной символики.
Далее перейдем к описанию неисследованных фигур, расположенных около зодиакального созвездия Скорпиона.

Фигуры около созвездия Скорпиона

Прямо над фигурой зодиакального созвездия Скорпиона расположена мужская фигура с головой хищной птицы, которая сидит на троне, стоящем в лодке (см. Рис. 16).  

Фигуры около зодиакального созвездия Скорпиона
Рис.16 Фигуры около зодиакального созвездия Скорпиона

На голове фигуры находится диск Солнца, в правой руке фигура держит крест – символ рождения, а в левой руке планетный посох – символ принадлежности к небесам.
Трон под мужской фигурой имеет такой же вид, как трон, на котором во внешнем ряду сидит Осирис с диском Солнца на месте головы (см. Рис. 10).
Лодка – это знак вынесения, который означает, что мужская фигура с планетным посохом не показывает положение планеты в созвездии Скорпиона.
За лодкой находится другая мужская фигура, которая указывает на женскую фигурку на львином троне такой же стрелой, как стрела в руках Венеры-Исиды, которой она целится в птицу-Солнце, сидящую на символе летнего солнцестояния (см. Рис. 6).
Обе мужские фигуры одеты в похожие одежды, которые оставляют открытой грудь.
Похоже, что две мужские фигуры – это земной Гор и небесный Гор, зачатие которых связано с созвездием Скорпиона.
Трон небесного Гора связывает его с Осирисом, а солнечный диск с Солнцем, стрела в руках земного Гора, которой он указывает на фигурку Исиды, сидящую на львином троне рядом с диском Солнца на голове небесного Гора, показывает связь земного Гора с Исидой.
Прямо перед небесным Гором находится диск Луны, расположенный в созвездии Весов.
Внутри диска сидит маленькая фигурка, сосущая свой палец, что является указанием на новолуние, во время которого и произошло зачатие близнецов – небесного и земного Горов (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Собака, расположенная над диском Луны, показывает связь небесного Гора с Анубисом, а маленькая Исида, сидящая на троне в виде льва и держащая в руках символ Осириса, показывает свою связь с Осирисом и со священными событиями в созвездии Льва.
Во внешнем ряду под фигурой Скорпиона расположена высокая подставка – символ летнего солнцестояния, на которой находится голова животного с диском Солнца, расположенным на бараньих рогах – символе возрождения Осириса в созвездии Овна.
Справа от подставки стоит Осирис, на голове у него бараньи рога – символ его возрождения и головной убор в виде распускающегося бутона, в одной руке Осириса кнут или символ наибольшего, а в другой символ, похожий на крюк.
Слева от высокой подставки в лодке сидит павиан – символ Меркурия, лодка – это символ вынесения, который вместе с высокой подставкой – символом летнего солнцестояния показывают, что Меркурий вынесен с места около положения летнего солнцестояния.
На фотографии этой части внешнего ряда хорошо видно, что павиан сидит на диске Солнца, это означает, что Меркурий находится выше Солнца (см. Рис. 17).  

Фигуры внешнего ряда
Рис.17 Фигуры внешнего ряда около созвездия Скорпиона

Голова животного, расположенная на высокой подставке, похожа на голову крокодила, она касается головы Осириса, показывая связь Осириса с Солнцем и с летним солнцестоянием.
Таким образом, три фигуры внешнего ряда являются и священными и астрономическими символами, павиан на диске Солнца, показывает, что Меркурий расположен выше Солнца, а высокая подставка и Осирис показывают, что расположенные около созвездия Скорпиона фигуры связаны с Солнцем, летним солнцестоянием и возрождением Осириса.
На этом исследование символики Круглого дендерского зодиака завершено (см. Рис. 18).  

Символика
Рис.18 Символика Круглого дендерского зодиака

В ходе изучения построения и смыслового значения фигур Круглого дендерского зодиака стало ясно, что в этом древне-египетском гороскопе записана одна священная дата, которая дополнена астрономическими описаниями особенностей движения и расположения планет в зодиакальных созвездиях.
Далее определим священную дату, записанную в гороскопе Круглого дендерского зодиака, и сравним положения и движения планет с указаниями частных гороскопов.

Анализ данных основного гороскопа

Для определения священной даты основного гороскопа выше получены следующие данные:  

  1. Солнце у Близнецов.
  2. Юпитер у Девы.
  3. Сатурн у Девы.
  4. Марс у Козерога.
  5. Луна у Стрельца.
  6. Меркурий у Близнецов или у Тельца.
  7. Положение Венеры не определено.

Полученные данные используем, как исходные, для программы расчета дат по положению планет относительно зодиакальных созвездий - HOROS.
От программы получаем следующие наборы дат: 19-22 июня 1008 г . и 8 июля 1245 г .
Просмотр картины звездного неба показал, что 8 июля 1245 года Солнце находилось в созвездии Рака, а Юпитер находился в созвездии Льва, что не соответствует указаниям основного гороскопа.
Картина звездного неба соответствует основному гороскопу для дат 19-22 июня 1008 года, ниже показаны положения планет 21-22 июня 1008 года (см. Рис. 19).  

Расположение планет 21-22 июня 1008 года
Рис.19 Расположение планет 21-22 июня 1008 года

В это время Солнце было расположено в созвездии Близнецов, Юпитер и Сатурн находились в созвездии Девы, Марс располагался в созвездии Козерога, Луна была в созвездии Стрельца, Меркурий и Венера находились в созвездии Тельца.
Положения планет соответствуют всем дополнительным указаниям гороскопа:

Соответствуют дополнительным указаниям гороскопа и особенности в движении планет:

Во время нахождения Солнца в созвездии Девы в противоположном ему созвездии Рыб наступило по два полнолуния: 31 августа и 29 сентября 1007 года (см. Рис. 14).
А когда Солнце было в созвездии Рыб, в расположенном напротив созвездии Девы тоже наступило по два полнолуния: 23 февраля и 24 марта 1008 года, при этом первое полнолуние наступило, когда Солнце было расположено около первой рыбы, а второе полнолуние наступило, когда  Солнце находилось около второй рыбы (см. Рис. 14).
Вернемся к определению священной даты Круглого дендерского зодиака.
Указанным выше положениям планет удовлетворяют все даты от 19 до 22 июня, поэтому дата гороскопа определяется дополнительным условием, которым является изображение большого диска Луна – указание на полнолуние, с которым в Древнем Египте связывали завершение священных событий (см. Рис. 12 слева).
Полнолуние наступило в 11 утра 21 июня 1008 года, Луна была видна всю последующую ночь, а наибольшего подъема достигла в полночь с 21 на 22 июня.
Согласно гороскопам на стеле Меттерниха в это время родился Гор (см. статьи автора «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха» и «О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора»). 
Что касается двух рядов женских фигур, сидящих внутри диска Луны, то они относятся к сцене встречи Луны с Меркурием и показывают количество дней, в течение которых Луна двигалась через созвездия Овна и Тельца до встречи с Меркурием, который дважды оказался в одном и том же месте, поэтому время движения Луны до встречи с ним оказалось одинаковым.
На этом сравнение указаний Круглого дендерского зодиака с действительным движением и взаимным расположением планет завершено.
Далее рассмотрим вопрос, не имеющий прямого отношения к символике гороскопа, но связанный с общей священной символикой храмов Дендеры.  

Расположение Главного храма Дендеры  

В ходе описания строения, расположения и символики храмов рождения Дендеры (см. статью автора «Священная символика храмов рождения Дендеры») не был исследован вопрос их необычного расположения (см. Рис. 20).  

Храмовый участок Дендеры на фотографии из космоса
Рис.20. Храмовый участок Дендеры на фотографии из космоса

Храмы рождения Дендеры расположены на квадратном участке, окруженном стеной с двумя входами, называемыми северными и восточными воротами.
Главными являются северные ворота, через них проходит широкая дорога, которая ведет ко входу в Главный храм, который носит название храма Хатхор.
Расположение главного входа на северной стороне храмового участка Дендеры понятно.
Все храмы рождения Дендеры посвящены рождению нового Солнца, которое движется в южной части небосвода, поэтому для человека, входящего в храм через северные ворота, Солнце находится над храмами Дендеры, показывая их связь с Солнцем (см. Рис. 21).
Солнце над храмом Дендеры
Рис.21. Наибольший подъем Солнца на линии север-юг

Солнцестояния и наибольший подъем Солнца происходят на линии север-юг, при этом на широте храмов Дендеры 26,14° во время летнего солнцестояния Солнце находится в полдень почти прямо над головой входящего в храм.
Вторая дорога от восточного входа ведет к небольшому храму, расположенному позади Главного храма и называемому храмом Исиды (см. Рис. 20).
Смысл расположения вторых ворот на восточной стороне храмового участка тоже ясен.
Солнце восходит на востоке и как-бы входит в храмы Дендеры через восточные ворота.
Направления дорог служат главными осями для Главного храма, храма Исиды и других храмов рождения Дендеры.
Выбор направлений север-юг и восток-запад для расположения храмов, посвященных рождению нового Солнца, выглядит очевидным, поэтому исследователей ставит в тупик действительное расположение Главного храма и храма Исиды, а также дорог, ведущих к ним от северных и восточных ворот храмового участка, которые в действительности не направлены строго на север и восток.
Направление мощеной камнем дороги, проходящей через северные ворота, составляет с направлением на север 18,5° в сторону северо-востока.
Направление дороги, проходящей через восточные ворота, составляет с направлением на восток 18,5° в сторону юго-востока.
Одним из объяснений такого направления дорог и оси Главного храма Дендеры является положение русла реки Нил, рядом с которой находится храмовый участок.
В месте расположения храмов Дендеры русло Нила делает изгиб, что якобы послужило причиной необычного расположения храмового участка.
Но русло реки Нил в этом месте образует петлю, поэтому здесь можно найти такое место для построения храмов, где их стены располагались бы строго на север и восток.
Кроме того, храмовый участок расположен не на самом берегу реки, поэтому его можно было повернуть как угодно, и даже, если бы храм стоял на самом берегу, а египтянам нужно было другое направление реки, то они справились бы с задачей изменения русла.
Египтяне решали самые сложные строительные задачи, включая прокладку обходных каналов основного русла Нила и канала, соединяющего Нил с Красным морем.
Существует другое объяснение, связывающее отклонение расположения храмов Дендеры от восточного направления с местом восхода звезды Сириус, направление на которое в Дендере в начале н.э. составляло 18,5° с направлением на восток в сторону юго-востока.  
Сириус является звездой созвездия Большого пса, которое является древне-египетским созвездием Исиды, об этом пишет Плутарх в своей книге «Исида и Осирис»:

…жрецы рассказывают, что … души богов сияют в небе звездами, и что созвездие Исиды, которое у египтян зовется Софис, греки называют Псом, созвездие Гора – Орионом … ([3], стр. 29);

Древне-египетские созвездия Исиды и Осириса-Гора расположены рядом с созвездием Близнецов и изображены по обе стороны от двух фигур созвездия Близнецов в гороскопе Круглого дендерского зодиака (см. Рис. 7).
Следовательно, в Древнем Египте созвездие Исиды выделяли среди внезодиакальных созвездий, и, несомненно, что вместе с созвездием выделяли и самую яркую звезду этого созвездия и всего ночного небосвода – Сириус.
Но во время летнего солнцестояния Сириус появляется над горизонтом после восхода Солнца и его восход не виден, поэтому египтяне не могли встречать восход Сириуса.
Даже, если допустить, что празднование древне-египетского Нового года относится ко времени, когда летнее солнцестояние происходило в созвездии Рака, т.е. 3000 лет до н.э., или, когда солнцестояние происходило в созвездии Льва, т.е. 5000 лет до н.э., то и тогда восход Сириуса не был виден.
Символика настенных изображений храмов Дендеры показывает, что они посвящены рождению Нового Солнца и рождению Гора (см. статью автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»), а иероглифические тексты, записанные на стенах Главного храма, сообщают, что начало Нового года было праздником рождения нового Солнца.
В древне-египетском календаре праздников первый месяц отмечен знаком бога Луны, а последний – праздником рождения Солнца ([1], стр. 73), следовательно, начало Нового года в Древнем Египте было связано не только с Солнцем, но и с Луной.
О связи начала Нового года с Солнцем и Луной говорится в иероглифическом тексте, вырезанном на стене восточной лестницы Главного храма:

… в начале года … когда соединяется око правое и око левое (Солнце и Луна), блистает Солнце в золоте, чтобы осветить обе земли лучами своими …

О связи праздника рождения Гора с Солнцем и Луной пишет Плутарх:

В священных гимнах Осириса жрецы призывают его как укрытого в объятиях Солнца, а … когда Луна и Солнце оказываются на одной прямой, они празднуют день рождения очей Гора, потому что не только Луну, но и Солнце считают оком и светом Гора …
… так это записано в книге «О дне рождения Гора» ([3], стр. 61).

Символика настенных изображений храмов Дендеры показывает связь рождения Гора и рождения нового Солнца с полнолунием (см. Рис. 25, Рис. 45, Рис. 60 в статье автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»).
Согласно древне-египетским представлениям возрождение души начинается в новолуние, а завершается в полнолуние (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»), по-видимому, рождение нового Солнца тоже начиналось в новолуние, а завершалось в полнолуние, а с рождением нового Солнца начинался Новый год.
С положением Солнца и Луны, а также с новолунием и полнолунием египтяне связывали священные события, поэтому, возможно, причина необычного расположения храмового участка Дендеры связана не с изгибом русла реки Нил и не с местом восхода Сириуса, а с положением Луны во время одного из главных священных событий.
В гороскопах возрождения Осириса и рождения Гора, изображенных на двух сторонах стелы Меттерниха, показаны четыре священные события: объединение душ Осириса и Ра в созвездии Льва, зачатие Осирисом-Ра двух Горов в созвездии Скорпиона, возрождение Осириса в созвездии Овна и рождение Гора в созвездии Близнецов.
Просмотр картины звездного неба показал, что в направлении 18,5° на юго-восток Луна в Дендере восходила в ночь возрождения Осириса.
В таком случае направление дороги от восточных ворот к храму Исиды показывает связь рождения нового Солнца с Исидой и с возрождением Осириса, и то, как по самой дороге от восточных ворот в храм Исиды на рассвете первого дня Нового года и в новогоднюю ночь вместе входят Луна – возрожденный Осирис и вновь рожденное Солнце.  

Заключение

Круглый дендерский зодиак, так же, как и Главный храм Дендеры, на крыше которого он был первоначально расположен, посвящен рождению Гора и рождению нового Солнца.
Священная символика Круглого дендерского зодиака показывает связь рождения нового Солнца с рождением близнецов, с Исидой и с возрождением Осириса.
В основном гороскопе Круглого дендерского зодиака записана дата рождения Гора, а его частные гороскопы описывают особенности движения и взаимного расположения планет в зодиакальных созвездиях.
Необычное расположение относительно сторон света Главного храма, храма Исиды и ведущих к ним дорог показывает связь Луны – возрожденного Осириса и нового Солнца.  

Литература

  1. Звездочеты древности. Москва, 1991. Н.С. Николов, В.А. Харлампиев.

  2. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.

  3. Исида и Осирис. Москва, 2006. Плутарх.

 

 

Сайт управляется системой uCoz