Круглый зодиак Дендеры
В.А. Никонов

Аннотация

В данной работе проведено исследование построения и смыслового значения гороскопа из главного храма Дендеры, который носит название Круглого зодиака.

Содержание

Круглый зодиак представляет собой рельеф в виде большого круга с изображениями зодиакальных созвездий внутри.
Рельеф расположен в главном храме Дендеры на потолке средней комнаты восточной часовни Осириса, находящейся на крыше храма (строение храмов Дендеры подробно описано в статье автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»).
В настоящее время Круглый зодиак из Дендеры хранится в парижском музее искусств Лувр, фотография Круглого зодиака приведена ниже (см. Рис.1).


Рис.1. Фотография Круглого зодиака

Круг поддерживают 12 фигур, число фигур показывает 12 месяцев, за которые Солнце совершает круг на небесах. Из 12 фигур 4 фигуры женские, а 4 пары фигур мужские, женские фигуры и пары мужских фигур чередуются между собой, женские фигуры одинаковы и пары мужских фигур одинаковы.
У всех мужских фигур голова птицы, пары близнецов с птичьими головами являются изображениями двух равных душ – души Осириса и Божественной души.
У женских фигур обнажена грудь, что является указанием на рождение близнецов.
Внутри круга находятся изображения созвездий северного полушария и также, как и на современной карте звездного неба созвездия, через которые проходит Солнце в течение года, образуют круг зодиака, который смещен относительно оси вращения небосвода (см. Рис.2).


Рис.2. Круглый зодиак и современная карта звездного неба

За время, прошедшее со времени создания Круглого зодиака, созвездия переместились по зодиакальному кругу.
Вид 12 зодиакальных созвездий Круглого зодиака почти не отличается от современных изображений (см. Рис.3).


Рис.3. Вид зодиакальных созвездий Круглого зодиака

Единственное значительное отличие в изображении созвездия Рака, на Круглом зодиаке вместо рака изображен краб.
При расположении внутри круга изображений созвездий и других фигур явно были использованы 4 окружности (см. Рис.4).


Рис.4. Построкение Круглого зодиака

В центральном круге расположены околополярные созвездия Бегемотихи, Пса на звездном плуге и Ноги быка (см. Рис.5).


Рис.5. Околополярные созвездия

Египтяне связывали возрождение души Осириса не только с положением Солнца в зодиакальных созвездиях, но и с околополярными созвездиями Бегемотихи и Пса, поэтому их изображения стали частью священной символики.
В пределах следующих двух колец находятся изображения зодиакальных и не зодиакальных созвездий, из которых нам известны названия двух – это созвездие Корабля Исиды и созвездие Осириса, которое мы называем созвездием Ориона (см. Рис.6).


Рис.6. Созвездия Корабля Исиды и Осириса

В последнем кольце расположен ряд фигур, его можно условно разделить на две части: в одной находится описание возрождения души Осириса, в другой описание объединения души Осириса с Божественной душой и их рождение в новых телах.
Начнем с описания возрождения души Осириса (см. Рис.7).


Рис.7. Описание возрождения души Осириса

Первая сцена: рядом с головой барана сидит на коленях обнаженная женская фигура, дальше стоит подставка, на ней четыре змеи с человеческой головой, а дальше большой голый ребенок сидит на цветке лотоса.
Женская фигура и ребенок указывают на рождение, голова барана показывает, что рождение происходит в созвездии Овна, четыре поднявшие голову змеи показывают, что рождение происходит наверху и что произошло четыре преобразования.
Вторая сцена: мужская фигура с головой птицы, дальше на троне сидит фигура, у которой вместо головы диск Солнца, дальше четыре бараньи головы, над ними диск на рогах, дальше мужская фигура что-то преподносит фигуре с головой собаки.
Птичья голова первой фигуры показывает, что это душа, которая теперь в диске Солнца, четыре бараньи головы показывают четыре преобразования, фигура с головой собаки – это духовное тело, в которое при вознесении на небеса вселилась душа Осириса.
Третья сцена: баран и гусь идут за большим диском, внутри него восемь фигур с руками за спиной. Здесь излагаются подробности возрождения души Осириса.
Четвертая сцена рассказывает о том, что после того, как в созвездии Овна душа Осириса поднялась к небесам, в диске Солнца произошло соединение двух душ, это показывает головной убор фигуры с двумя перьями – символами чистоты души.
Пятая сцена: большой павиан сидит на диске Солнца, перед ним высокая подставка, вероятно, с головой барана, а дальше три мужские фигуры, у первой фигуры тело замотано, как у мумии, у второй фигуры птичья голова, а над ней диск Солнца, у третьей фигуры голова человека над которой какие-то символы.
Первая фигура – это Осирис, вторая фигура – это душа в диске Солнца, третья фигура – это небесное тело.
Следующая часть ряда посвящена новому рождению Божественной души (см. Рис.8).


Рис.8. Рождение Божественной души в новом теле

Первая сцена слева – одинокий Божественный образ, вторая сцена – встреча двух душ – души Осириса и Божественной души в диске Солнца.
В третьей сцене у первой фигуры на голове колпак Осириса, у второй – два пера, у третьей – двойной головной убор.
Головной убор из двух перьев показывает равенство души Осириса и Божественной души, а двойной головной убор – объединение небесного и земного.
Четвертая сцена – три мужские фигуры: первая фигура с двойным головным убором, а перед ней две одинаковые фигуры с птичьими головами.
Головной убор первой фигуры показывает объединение земного и небесного, две фигуры с птичьими головами – это две души.
Дальше находится подставка, а на ней большая змея, у змеи на голове рога, а на них бутон с диском Солнца наверху, по краям бутона две кобры с поднятой головой, перед подставкой две одинаковые мужские фигуры.
Змея на подставке служит на указанием на солнцестояние, две мужские фигуры – это два новых тела для двух душ.
При описании возрождения души Осириса в ряду фигур несколько раз выделено созвездие Овна, а при описании рождения двух душ в новых телах выделено солнцестояние, другой астрономической символики в этом ряду нет.
Дальше подробно рассмотрим часть Круглого зодиака в пределах трех внутренних окружностей, которую условно назовем астрономической частью (см. Рис.9)


Рис.9. Астрономическая часть

Сразу выделим изображение птицы, сидящей на высоком цветке папируса, расположенном под ногами фигур созвездия Близнецов (см. Рис.10).


Рис.10. Птица на цветке

Двойной головной убор птицы показывает объединение небесного и земного, птица – это изображение новой Божественной души, которая находится в диске Солнца, следовательно, это изображение Солнца.
В той части ряда, где стоит цветок папируса расположены не зодиакальные созвездия и Солнце в них находиться не может (см. Рис.11).


Рис.11. Не зодиакальные созвездия и птица-Солнце

Птица-Солнце вынесена из своего ряда в верхний ряд, тем самым показано, что новое Солнце расположено в созвездии Близнецов (см. Рис.10).
Все храмы Дендеры посвящены рождению ребенка-Гора и нового Божественного образа, древне-египетские астрологи связывали это события с солнцестоянием в созвездии Близнецов, считая близнецами две равные души.
Если в гороскопе Круглого зодиака Солнце показано в созвездии Близнецов, следовательно, в нем содержится астрономическое описание завершения священной истории.
Но в древне-египетских гороскопах может содержаться описание сразу нескольких событий, поэтому необходимо исследовать построение всего гороскопа.
В этом же кольце расположена часть зодиакального ряда от созвездия Рыб до созвездия Скорпиона, затем зодиакальный ряд уходит выше.
По какой-то причине изображение созвездия Льва расположено в нижнем ряду около созвездия Скорпиона, хотя есть и изображение созвездия Льва на своем месте (см. Рис.12).


Рис.12. Два Льва

Вероятно, необходимо было выделить две фигуры, расположенные в созвездии Льва, возможно, это две планеты.
В этом ряду есть и другие фигуры, расположенные рядом с зодиакальными созвездиями Рыб, Водолея, Козерога и Стрельца (см. Рис.13).


Рис.13. Фигуры рядом с зодиакальными созвездиями

Возможно, среди них есть изображения древне-египетских созвездий, например, две женские фигуры перед созвездием Рыб, но вот круг с женской фигурой внутри вряд ли является изображением созвездия, как и маленькая мужская фигура с головой птицы, которая стоит на туловище Козерога, или гусь, который сидит на хвосте Стрельца.
Рассмотрим центральную часть Круглого зодиака (см. Рис.14 слева) и уберем околополярные созвездия (см. Рис.14 справа).


Рис.14. Центральная часть Круглого зодиака вместе и без околополярных созвездий

Без околополярных созвездий стали видны две маленькие фигурки Исиды на троне, одна около созвездия Льва, другая около созвездия Бегемотихи.
После того, как Исида собрала вместе части тела Осириса, душа Осириса поднялась на небеса и встретилась с Божественной душой, Солнце было в это время в созвездии Льва, что и показывает фигурка Исиды около Льва.
Дальше для души Осириса было зачато тело на небесах и вынашивала его звездная Бегемотиха, что и показывает вторая фигурка Исиды.
Фигурка Исиды около Бегемотихи расположена прямо над большим диском с ребенком внутри, вполне возможно, что диск не показывает положение Солнца или Луны, а описывает событие священной истории, связанное с зачатием Бегемотихой звездного ребенка, вместе с которым произошло зарождение нового Солнца.
По-видимому, к этой сцене нужно отнести расположенную рядом с ними лодку с троном, на котором сидит мужская фигура с головой птицы и диском Солнца над ней – это образ Божественной души, плывущей по небесному морю вместе с диском Солнца.
Круглый зодиак создали, чтобы небесные события описывали события священной истории, древне-египетский астролог нашел подходящие астрономические события, но нам известна только часть древне-египетской астрономической символики, поэтому непросто разделить астрономическую и не астрономическую части.
Слева и немного ниже от созвездия Близнецов находится мужская фигура с головой птицы – это изображение души, но это может быть и планета в созвездии Близнецов.
Рядом с Солнцем постоянно находится планета Меркурий, следовательно, фигура с головой птицы – это Меркурий.
Справа и немного выше от созвездия Близнецов находится маленькая мужская фигура, которая несет рога к созвездиям Тельца и Овна, вероятно, планета совершала сложное движение сначала от созвездия Овна к созвездию Близнецов, а потом обратно.
Какие-то важные астрономические сведения сообщают нам два изображения созвездия Льва, расположенные в разных рядах (см. Рис.15).


Рис.15. Фигуры около двух Львов

В нижнем ряду около созвездия Льва две фигуры: одна несет души в сосудах, у нее вид какого-то зверя; вторая фигура мужская изображена с головой быка, в руках у фигуры коса.
В верхнем ряду над фигурой с головой быка находится такая же фигура с головой быка, эта фигура стоит за спиной созвездия Девы и еще одна мужская фигура расположена прямо над Девой, которая держится за хвост созвездия Льва.
У фигуры с головой быка на вершине посоха бык, а над ним птица, эта символика показывает рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Вероятно, фигуры в нижнем и верхнем рядах показывают изменение положения двух планет, которые сначала были в созвездии Льва, а когда родилось новое Солнце, переместились на границу созвездий Девы и Льва.
Солнце движется от созвездия Льва к созвездию Тельца почти целый год, только две планеты могут оставаться так долго на одном месте – это Сатурн и Юпитер.
Этого достаточно для определения священного события, которое астрономически описывает Круглый зодиак.
Это рождение ребенка-Гора и нового Солнца:
1) Солнце в созвездии Близнецов.
2) Сатурн и Юпитер в ходе событий священной истории из созвездия Льва двигались в созвездие Девы, а потом вернулись на границу созвездий Девы и Льва.
3) Меркурий, двигаясь вместе с Солнцем, раньше Солнца побывал в созвездии Близнецов и повернул обратно к созвездию Тельца.
4) Марс совершал сложное движение и долго оставался в созвездии Козерога.
5) Венера в ходе событий священной истории двигалась далеко впереди Солнца, но в созвездии Близнецов повернула обратно и вернулась в созвездие Тельца.
Между Тельцом и Овном в ряду единственное незаполненное место, а выше на головах двух зверей сидит птица, вероятно, это изображение Венеры (см. Рис.14).
Завершение священной истории происходит в полнолуние, во время которого Луна находится напротив Солнца в зодиакальном круге.
Если Солнце находится в созвездии Близнецов, то напротив созвездие Стрельца, где на хвосте созвездия Стрельца сидит птица гусь, которая служит изображением Луны.
Остается вопрос с дисками в созвездии Весов и в созвездии Рыб, в созвездии Рыб в диске ребенок, в созвездии Рыб в большом диске женская фигура.
Конечно, эти созвездия расположены почти напротив и, если Луна в новолуние находится в созвездии Весов, то, когда Луна подойдет к созвездию Рыб, уже наступит полнолуние.
Но в созвездии Рыб два диска: один большой с женской фигурой внутри, а другой небольшой с «глазом Гора» – символом Луны внутри, тогда большой диск – это диск Солнца.
По-видимому, в созвездии Весов диск с ребенком внутри показывает, что в диске старого Солнца зародилось новое Солнце, а в созвездии Рыб большой диск, внутри которого женщина с обнаженной грудью держит маленького льва, показывает скорое рождение того, кто был зачат в созвездии Льва (см. Рис.16).


Рис.16. Диски Солнца и Луны

Согласно древне-египетским представлениям душа Осириса заново родилась в новом теле на небесах в первое полнолуние после весеннего равноденствия, и праздник возрождения Осириса отмечался ежегодно весной, тогда диск Луны в созвездии Рыб служит указанием на первое полнолуние после весеннего равноденствия в созвездии Рыб.
Следовательно, в гороскопе Круглого зодиака Дендеры выделены два события – рождение души Осириса в небесном теле и новое рождение Божественной души в теле ребенка-Гора.
Но главным событием, которое астрономически описано в гороскопе Круглого зодиака, является рождение ребенка-Гора и новое рождение Божественной души.
На этом исследование построения, символики и назначения Круглого зодиака завершено.

Заключение

Круглый зодиак Дендеры астрономически описывает завершение священной истории – новое рождение Божественной души в теле ребенка-Гора, а также выделяет предшествующее событие – новое рождение души Осириса в небесном теле.

Литература

1. Новая хронология Египта. Москва, 2002. Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко.