О единстве священной символики
В.А. Никонов

 Аннотация

Ранее предполагалось, что народы Междуречья, Северной Африки и Средиземного моря в древности верили во множество совершенно разных богов. Это предположение  оказалось неверным.
В данной работе показано, что у многих народов древности одна и та же священная символика, что указывает на единство их веры.

Содержание

Государства и народы Междуречья, Северной Африки и Средиземного моря в древности были связаны между собой торговыми путями между Азией, Африкой и Европой. Многие земли Междуречья, Северной Африки и Аравийского полуострова представляют собой пустыни и полупустыни, пути через них небезопасны и поныне, причем не только по причине отсутствия воды и малонаселенности. Поэтому наиболее удобными были и остаются  морские и речные торговые пути.
Лучший торговый путь проходил через Древний Египет, который растянулся узкой полосой вдоль основного торгового пути по Нилу (см. Рис. 1).

НилКарта
Рис.1. Нил на фотографии из космоса и на карте

Нил – одна из самых длинных рек в мире, общая его протяженность более 6,5 тысяч километров. Нил судоходен почти на всем протяжении, а там, где судоходству препятствуют пороги, египтяне прорубили в окружающих скалах обходные каналы и тоннели, в итоге Нил стал самым удобным торговым путем. Особенно удобен был сплав грузов по реке, Геродот сообщает об этом следующее :

«Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают из тамарисковых досок плот в виде двери, обтянутый плетенкой из камыша, и затем берут просверленный камень весом в два таланта. Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади. Под напором течения плот быстро движется … камень же, который тащится сзади по дну реки, направляет курс судна. Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов …» ([1], стр. 132).

Египтяне обладали и очень удобным морским путем по Красному морю, который связывал Египет с Индией и Цейлоном, Междуречьем и Восточной Африкой. Товары, прибывавшие морским путем, доставлялись караванами к Нилу, причем на всем пути были организованы места отдыха и вырыты колодцы, а сами караваны обеспечивались охраной от нападений арабских племен, но, несмотря на охрану, ограбления караванов происходили, поэтому египтянам приходилось организовывать военные походы против племен, нападавших на караваны. Чтобы обеспечить безопасность этого торгового пути, египтяне соединили морской и речной торговые пути, для этого они прорыли канал между Красным морем и восточным рукавом Нила.
На большое значение торговли в Древнем Египте указывает разделение древне-египетского общества на сословия, Геродот сообщает об этом следующее:

«В Египте существует семь различных каст: жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, торговцы, толмачи и кормчие…» ([1], стр. 163).

Само существование сословий кормчих и толмачей указывает на большое их число, а это значит, что объемы торговли были очень велики.
Врачи, которых в Древнем Египте было очень много, согласно Геродоту «… каждый врач лечит только один недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна врачей …» ([1], стр. 127), не были выделены в отдельное сословие, а толмачи были выделены, это означает, что количество сделок с иноземными купцами было огромно.
Древний Египет получал доходы не только за посредническую торговлю, но и сами египтяне производили большое количество различных товаров. Льняные изделия египтян были столь высокого качества, что лучшие образцы египетской одежды только под микроскопом можно отличить от шелка. Древний Египет был единственным поставщиком папирусной бумаги для всего Средиземноморья. Древне-египетские украшения пользовались большим спросом за пределами Египта. Кроме того, Древний Египет очень долго оставался крупнейшим поставщиком зерна для государств Средиземноморья.
Доходы от торговли, видимо, были столь велики, что египтяне могли позволить себе сооружение огромных храмов и пирамид, а также содержание большого количества служителей храмов.
Египтяне постоянно стремились увеличить объем торговли и найти новые торговые пути, об этом свидетельствуют древне-египетские записи об очень крупных торговых предприятиях с участием средств властителей Древнего Египта, а также о найденном морском пути вокруг Африки. Египтяне поощряли и чужеземных купцов, для их удобства были созданы торговые поселения прямо в Дельте Нила.
Сами египтяне совершали очень далекие плавания, так старший хранитель Александрийской библиотеки Эратосфен сообщает, что суда египтян с такими же парусами, как и на Ниле, достигали Цейлона и устья реки Ганг (Плиний, книга 6, глава 23). О дальних плаваниях египтян говорят и австралийские находки, как в самом Египте, так и в Австралии.
Все военные походы египтян были направлены на обеспечение безопасности торговых путей и на овладение выходом к торговым путям Междуречья. При этом почти во всех военных походах египетские войска перевозились более удобными речным и морским путями.
В целом все войны древности между государствами Средиземноморья связаны с борьбой за обладание торговыми путями. В конечном итоге Древнему Риму удалось захватить основные торговые пути и вытеснить с них своих соперников. Как пишет Плиний (книга 6, глава 23) «… римские корабли проходят от Ганга до Цейлона за семь дней, а египетские суда шли 20 суток …». Это означает, что римляне полностью вытеснили египтян из международной торговли и, в конечном итоге, основной статьей дохода Древнего Египта стала продажа зерна, но большую часть прибыли при этом, видимо, получали греко-римские посредники.
Историки считают, что, несмотря на торговые связи и взаимные войны, до греко-римских завоеваний древние государства Средиземноморья и Междуречья были изолированы друг от друга и духовно не были связаны друг с другом, у каждого народа были свои боги, не похожие на богов других народов.
Многие города и храмы государств Междуречья и Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки были разрушены во время войн, в том числе в ходе греко-римских завоеваний, но часть священной символики древних народов сохранилась, поэтому можно сравнить между собой священную символику разных народов. Лучше всего сохранилась древне-египетская священная символика, ее смысловое значение исследовано ранее в статьях автора: «О содержании Книги мертвых», «О смысловом содержании древне-египетской символики», «Смысловое содержание древне-египетской символики», «Новое исследование гороскопа Бругша», «О содержании погребальных текстов», «О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора», «Об изображениях древне-египетских гробниц», «Исследование изображений древне-египетских гробниц».
Понимание смыслового значения древне-египетской символики дает возможность проверить, есть ли что-либо общее в священной символике разных народов, даже когда от храмов и изображений священных символов этих народов мало что дошло до наших дней.
Начнем сравнение со священной символики Древней Персии, имевшей большое значение непосредственно перед греко-римскими завоеваниями.

Священная символика Древней Персии

Многие города древне-персидского государства были разрушены греками в ходе завоевания Персии войсками Александра Македонского. Сохранилось немногое, но по счастливой случайности сохранилось несколько изображений со священной символикой.
Ниже на фотографии обломка стелы или стены из Пасаргад изображена мужская фигура с крыльями (см. Рис. 2 слева).  

ПерсияЕгипет
Рис.2. Персидский и египетский рельефы

На голове фигуры изображена хорошо знакомая древне-египетская священная символика, сравните ее с древне-египетским рельефом справа (см. Рис. 2 справа).
На бараньих рогах, которые являются символом возрождения Осириса, находятся две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой, которые являются символом рождения Гора. Между кобрами изображены три одинаковых символа, которые вместе являются символом триединства.
Крылья фигуры так же, как и на древне-египетских изображениях, указывают на небеса.
Таким образом, на персидском рельефе изображена та же священная символика, что и на  египетском рельефе, эта символика показывает связь возрождения Осириса и рождения Гора.
Несколько интересных рельефов сохранились в древней столице Персии – Персеполисе.
На одном из рельефов изображен ряд воинов, над которыми находится солнечный диск с крыльями (см. Рис. 3 слева).

Персидский рельефЕгипетский рельеф
Рис.3. Персидский и египетский рельефы

По верху солнечного диска расположены рога – символ возрождения Осириса, ниже изображены цветы, похожие на цветы лотоса, которые являются символом рождения Гора.
Такие же солнечные диски с крыльями и рогами по верху крыльев изображали и в Древнем Египте (см. Рис. 3 справа).
На персидском рельефе по обе стороны от диска с крыльями находятся два крылатых льва с мужской головой.
Лев – это символ начала возрождения Осириса, крылья указывают на небеса так же, как и в Древнем Египте (см. Рис. 37 в статье автора «Исследование изображений древне-египетских гробниц»).
Два льва указывают на две души, живущие в диске Солнца (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
По-видимому, диск с крыльями имеет то же смысловое значение, что и в Древнем Египте – это символ Великого и Единственного Бога в образе Солнца.
О том, что персы поклонялись Богу, имеющего видимый образ Солнца, следует из следующих слов Геродота ([1], стр. 63): «… недуги персы приписывают какому-нибудь греху человека по отношению к Солнцу».
Среди развалин стен Персеполиса сохранилось еще несколько рельефов с изображениями солнечных дисков с крыльями (см. Рис. 4).  

Диск Солнца с крыльями
Рис.4. Рельеф на стенах Персеполиса

На этом рельефе ниже большого диска с крыльями изображен еще один диск с крыльями и рогами по верху крыльев.
Диски с крыльями изображены и на стенах других древне-персидских городов (см. Рис. 5).  

РельефРельеф
Рис.5. Древне-персидские рельефы

На этих рельефах по верху крыльев солнечного диска также расположены рога, но над крылатым солнечным диском, дополнительно, изображена мужская фигура.
Крылатый солнечный диск изображен и на внешних стенах древне-персидских царских гробниц (см. Рис. 6 слева).  

ПерсияЕгипет
Рис.6. Рельефы на стенах гробниц

Так же, как и в Древнем Египте (см. Рис. 6 справа) крылатый диск изображен рядом с головой умершего.
О погребальных обрядах персов известно мало, согласно Геродоту ([1], стр. 64)» «… персы предают земле тело покойника, покрытое воском …», из этого следует, что тело умершего старались сохранить от разложения. Погребальные обычаи соседнего с Древней Персией Вавилона лучше известны Геродоту, согласно ему «… покойников вавилоняне погребают в меду, и похоронные обряды у них одинаковы с египетскими …». 
В расположенном рядом с Вавилоном древне-персидском городе Сузы есть цветное изображение крылатого диска (см. Рис. 7 слева).  

СузыЕгипетЕгипет
Рис.7. Цветные изображения крылатого диска

Возможно, и другие древне-персидские изображения крылатого диска были цветными, как изображения крылатого диска в древне-египетских гробницах (см. Рис. 7 справа).
На персидском рельефе ниже крылатого диска находятся два симметрично расположенных льва с крыльями, но в Древнем Египте тоже часто изображали двух львов (см. Рис. 8).  

двойной левльвы
Рис.8. Древне-египетские изображения двух львов

Два одинаковых льва в Древнем Египте показывали объединение душ Осириса и Ра в солнечном диске, похоже, что и в Древней Персии этот символ имел то же самое значение.
В созвездии Льва началось возрождение Осириса, поэтому изображения львов были широко распространены в Древнем Египте. Львы украшали не только храмы, но и повседневно используемые предметы, такие как подставки под голову, ножки стульев, столиков, кроватей и т.д. (см. статьи автора «О смысловом содержании древне-египетской символики» и «Смысловое содержание древне-египетской символики»).
В Древней Персии так же, как и в Древнем Египте, изображения львов украшали многие повседневно используемые предметы.
Ниже находятся фотографии двух древне-персидских сосудов (см. Рис. 9).

сосудсосуд
Рис.9. Древне-персидские сосуды

Оба сосуда украшены львиной символикой, причем у льва на сосуде справа есть крылья, что является указанием на небеса, т.е. это небесный лев.
Ниже приведена фотография древне-персидского украшения, на котором изображены два одинаковых льва с крыльями (см. Рис. 10).  

львы
Рис.10. Украшение

У львов на головах изображены бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, такие же символы есть и в Древнем Египте (см. Рис. 11).  

Амон 
Рис.11. Львы с головой барана

Лев с головой барана в Древнем Египте является символом возрождения Осириса, которое началось в созвездии Льва, а произошло в созвездии Овна.
У персов и египтян есть и другие похожие символы, например, изображение птицы-Солнца с одинаковыми символами в лапах (см. Рис. 12).  

ПерсияЕгипетптица-Солнце
Рис.12. Древне-персидское и древне-египетские изображения птицы-Солнца

Слева находится древне-персидское изделие, а справа древне-египетские нагрудные украшения.
Вид птицы-Солнца у персов и египтян одинаков, в лапах птицы-Солнца находятся очень похожие символы, которые, видимо, связаны с возрождением, у персидской птицы по верху крыльев хорошо видны рога.
Изображения львов и птицы-Солнца, а также бараньи рога по верху крыльев указывают на то, что в Древней Персии, как и в Древнем Египте, основу священных событий составляет возрождение Осириса на небесах и рождение нового Солнца.
Судя по сохранившимся древне-персидским изображениям, в Древней Персии и Древнем Египте использовалась одинаковая священная символика. Это означает, что эти народы связывала общая вера в Великого и Единственного Бога в образе Солнца.
Далее рассмотрим священную символику другого известного народа древности.  

Священная символика Ассирии

Ассирийские города также, как и древне-персидские, разрушены до основания, сохранилось очень немногое, но по счастливой случайности сохранилась часть священной символики.
Ниже приведены фотографии трех рельефов, случайно сохранившихся на разбитых ассирийских стелах (см. Рис. 13).

Ассирийскиерельфыдиск
Рис.13. Ассирийские рельефы

На всех рельефах изображен солнечный диск с крыльями, по верху крыльев которого расположены бараньи рога.
На первом рельефе в диске находится мужская фигура, на втором рельефе в диске изображено Солнце с лучами, а на третьем рельефе изображен диск Солнца, к которому тянется растение с цветами, похожими на цветы лотоса.
Цветы лотоса хорошо видны на других ассирийских рельефах (см. Рис. 14).  

лотосНимруд
Рис.14. Ассирийские рельефы

На обоих рельефах изображена мужская фигура, держащая большой цветок лотоса, на голове каждой фигуры находится уреус – поднявшая голову кобра, которая в Древнем Египте является символом солнцестояния и рождения Гора.
На следующем ассирийском рельефе изображено как два воина на колеснице побеждают своих врагов, а рядом с воином, натягивающем свой лук, прямо над конями изображен диск с крыльями, в котором мужская фигура тоже стреляет из лука (см. Рис. 15).  

Ассирийский рельеф
Рис.15. Ассирийский рельеф

В древне-египетской «Легенде о Горе Бехдетском и Крылатом диске» крылатый диск тоже помогает побеждать врагов ([2], стр. 32).
Очень интересны ассирийские изображения львов, причем по дополнительной символике льва справа видно, что для ассирийцев лев являлся священным символом (см. Рис. 16).  

Ассирийский левсфинкс
Рис.16. Ассирийские изображения львов

У второго изображения льва голова человека, как у древне-египетских сфинксов, и есть крылья, как у древне-персидских львов.
Кроме того, на голове человека изображены рога барана или быка.
Баран – это символ возрождения Осириса, бык – символ рождения Гора, поскольку Венера-Исида находилась в созвездии Тельца во время рождения Гора, т.е. как-бы была небесной коровой, т.о. рога в любом случае являются символом священных событий.
Крылья у льва указывают на принадлежность льва к небесам.
У ассирийцев были и более сложные символы (см. Рис. 17).

лев с головой птицы
Рис.17.  Ассирийский лев с головой хищной птицы

Здесь изображен крылатый лев с головой хищной птицы, такие же изображения были и в Древнем Египте (см. Рис. 18).  

Египетский лев
Рис.18. Египетский лев с головой хищной птицы

В Древнем Египте лев с головой хищной птицы показывал единство священных событий – возрождения Осириса и рождения Гора, поскольку Гор часто изображался с головой хищной птицы.
Крылатый солнечный дик с крыльями – это символ нового Солнца, цветы лотоса и поднявшая голову кобра – символы рождения Гора, львы – символы начала возрождения Осириса, лев с головой хищной птицы – символ единства священных событий – все это общие священные символы для ассирийцев, персов и египтян. Общая священная символика указывает на то, что у ассирийцев была та же вера, что у древних персов и древних египтян.
Далее рассмотрим священную символику другого известного народа древности.  

Священная символика хеттов

Города хеттов также, как древне-персидские и ассирийские города, полностью разрушены. Изображений сохранилось мало, но, судя по уцелевшей священной символике, хетты тоже очень любили львов (см. Рис. 19).  

левхеттский левлев
Рис.19. Хеттские изображения львов

На втором и третьем рельефах львы изображены с крыльями, это значит, что эти львы имеют отношение к небесам.
У второго льва голова человека, а на голове находятся рога, как у древне-персидских и ассирийских изображений.
У третьего льва две головы – одна голова льва, а другая человека в головном уборе, в котором в Древнем Египте часто изображали Осириса, по краям головного убора видны рога.
На других хеттских рельефах изображен крылатый диск (см. Рис. 20).

дискдискдискдиск
Рис.20. Хеттские изображения крылатого диска

На первом слева хеттском рельефе по верху крыльев диска видны два завитка рогов.
На хеттских рельефах сохранилась и другая священная символика (см. Рис. 21).

лотосфигуралевсимвол новолуния
Рис.21. Хеттские рельефы

На первом рельефе два человека держат в руках цветы лотоса – символы рождения Гора.
На втором рельефе у мужской фигуры рога и головной убор, как у Осириса на древне-египетских изображениях (см. Рис. 22).

ОсирисОсирис
Рис.22. Древне-египетские изображения Осириса

Головной убор Осириса, как и головной убор хеттской фигуры, представляет собой колпак, по краям которого находятся два одинаковых пера.
На лбу фигуры на хеттском рельефе находится такой же уреус – поднявшая голову кобра, как  уреусы на древне-египетских изображениях.
Уреус является символом солнцестояния и рождения Гора, его нахождение на лбу хеттской фигуры показывает связь фигуры с Гором.
На третьем хеттском рельефе изображен лев с головой человека в немесе – египетском головном платке (см. Рис. 23).

немеснемеслев с немесом
Рис.23. Древне-египетский головной убор

Как видно по третьему изображению в Древнем Египте тоже изображали львов с головой человека и с таким же головным убором, как и у хеттского льва.
На четвертом хеттском рельефе (см. Рис. 21 справа) сидящая мужская фигура держит в руках цветок лотоса, а перед лицом фигуры находится символ возрождения в виде полумесяца. Такие же символы возрождения были и в Древнем Египте (см. Рис. 24).  

символ возрожденияЛунановолуние
Рис.24. Древне-египетские символы возрождения

Древне-египетский символ возрождения в виде символа новолуния, который изображался  как серп месяца под солнечным диском, выглядит так же, как и хеттский символ.
Изображение символа возрождения на хеттском рельефе указывает на то, что хетты верили в возрождение души на небесах.
Одинаковая священная символика хеттов и египтян указывает на близость их представлений.
Это подтверждает хеттское изображение Исиды  (см. Рис. 25 слева).

хеттыИсидаИсида
Рис.25. Хеттское и древне-египетские изображения Исиды

Подлокотники у трона хеттской Исиды имеют вид львиных лап, такая же львиная символика у трона древне-египетской Исиды на правом краю ряда.
Львиная символика подлокотников трона у хеттского и египетского изображений Исиды указывает на связь рождения Гора с началом возрождения Осириса в созвездии Льва.
Лицо хеттской Исиды непохоже на лица древне-египетских Исид, но и сами древне-египетские Исиды внешне непохожи между собой, это означает, что их создатели не знали точно, как выглядела Исида и поэтому изображали лица разных женщин. Кроме того, у разных древне-египетских изображений Исиды разная дополнительная символика, единым остается лишь расположение Исиды на троне и положение Гора на коленях Исиды.
В целом священная символика хеттов совпадает со священной символикой египтян, персов и ассирийцев, это указывает на единство их веры.
Далее рассмотрим священную символику другого известного народа древности.  

Священная символика шумеров

Считается, что народы Междуречья являются наследниками шумеров и что именно шумеры оказали огромное влияние на другие народы древности, поэтому их священная символика вызывает особый интерес.
Рассмотрим фотографии нескольких шумерских стел (см. Рис. 26).

стелышумеров
Рис.26. Шумерские стелы

На самом верху первой стелы (см. Рис. 26 слева) над двумя фигурами изображен знакомый диск с крыльями, внешне ничем не отличающийся от таких же солнечных дисков хеттов, ассирийцев и персов.
На второй шумерской стеле (см. Рис. 26 вторая слева) изображена фигура, которая сидит на троне, расположенном в домике, напоминающем древне-египетский дом Осириса (см. Рис. 27 вторая, третья и четвертая фотографии слева).
На голове шумерской фигуры изображены рога, а перед лицом фигуры изображены два диска Солнца и полумесяц под солнечным диском.
На основании трона изображены две одинаковые фигуры.
В Древнем Египте на основании трона Осириса тоже изображали одинаковые фигуры или симметричные символы (см. Рис. 27 слева).
На стеле шумеров сидящая на троне фигура держит в руках символ, который на египетских изображениях часто держит в руках Исида или птица-Солнце (см. рис. 12) и который, по-видимому, связан с возрождением.
В Древнем Египте этот символ изображен в гробницах, например между крыльев Исиды  или в руках Исиды, изображенной на поверхности саркофага (см. Рис. 27 справа).   

ОсирисдомОсирисаИсидаИсида
Рис.27. Древне-египетская символика

На шумерской стеле перед сидящей фигурой находится стол, а на столе диск Солнца, к которому протянуты две веревки  от рук, расположенных на краю крыши домика.
На египетских изображениях перед Осирисом часто изображен столик, а диск Солнца обычно изображен рядом с головой Осириса (см. Рис. 21 и Рис. 27 третий слева).
На третьей шумерской стеле (см. Рис. 26) изображены два одинаковых диска Солнца, между которыми находится полумесяц. Ниже находятся символы, видимо, как-то связанные с символами Солнца и Луны. Среди них выделяется большое изображение скорпиона.  Неясно связан ли этот скорпион с кругом зодиакальных созвездий, но вот на рельефе из расположенного рядом с шумерами Элама явно изображен козерог (см. Рис. 28).  

козерог
Рис.28. Изображения козерога

Козерог – это несуществующее животное и не священный символ, следовательно, его могли изобразить только, как символ зодиакального созвездия.
Очень интересное изображение найдено в шумерском городе Урук (см. Рис. 29 слева).  

ШумерЕгипетовенбаран
Рис.29. Шумерское и древне-египетские изображения барана

Это голова барана, а баран в Древнем Египте – это символ возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Овна, поэтому египтяне часто изображали и самого Осириса с головой барана и отдельно символ его возрождения (см. Рис. 29 справа).  Вряд ли шумеры делали из камня бараньи головы для своего развлечения или для повышения рождаемости овец, следовательно,  для шумеров баранья голова – это священный символ.
Лев тоже был священным символом для шумеров, фотографии шумерской львиной символики приведены ниже (см. Рис. 30).

лапа льваоттиск печати
Рис.30. Львиная символика у шумеров

Слева находится фотография львиной лапы, на которой изображен крылатый солнечный диск и две звезды над ним.
Справа находится фотография оттиска шумерской печати, в центре оттиска изображено Солнце, а вокруг него расположены два льва, крылатый солнечный диск, баран или козел и еще что-то неясное, похожее на птицу.
Шумеры использовали и совмещенные символы, похожие на персидские, ассирийские, хеттские и египетские (см. Рис. 31).  

сфинкс
Рис.31. Шумеро-аккадский сфинкс

Это шумеро-аккадское изображение фигуры с головой человека и телом льва, совмещенного с бараном или быком, т.к. вместо лап у него копыта.
На голове шумерского сфинкса расположены рога и такие же рога есть на персидских (см. Рис. 7), ассирийских (см. Рис. 16) и хеттских (см. Рис. 19) изображениях.
Таким образом, священная символика шумеров совпадает со священной символикой персов, ассирийцев, хеттов и египтян, это указывает на духовную общность этих народов.
Далее рассмотрим священную символику древних народов Малой Азии.

Священная символика народов Малой Азии

Древний Египет оказывал сильное влияние на народы восточного побережья Средиземного моря, т.к. они находились в непосредственной близости от Дельты Нила (см. Рис. 1).
Именно здесь располагались богатые финикийские города-государства: Тир, Сидон, Библ, Урук и т.д., а царь Лидии Крез собирал свои сказочные богатства.
Между государствами Средиземноморья шла непрерывная борьба с переменным успехом за обладание морскими торговыми путями, поэтому государства Малой Азии постоянно меняли свои границы, одни народы вытесняли другие, менялось значение торговых путей, города разрушались и заново отстраивались или на их месте возникали города уже других народов.
В итоге в одном и том же месте находят изделия разных народов Малой Азии, разделить их не всегда возможно, поэтому объединим изучение священной символики древних народов, населявших побережье Средиземного моря Малой Азии.
Ниже приведена фотография священного символа, найденного в той части Малой Азии, которая называется Левантом (см. Рис. 32).  

сфинкс
Рис.32. Крылатый лев

Это изображение льва с крыльями и головой человека с бородкой Осириса.
Лев является священным символом, в Древнем Египте – это символ начала возрождения Осириса в созвездии Льва.
Крылья льва указывают на связь льва с небесами.
На лбу человеческой головы льва находится уреус – поднявшая голову кобра, который является символом солнцестояния и рождения Гора.
На голове находится египетский платок – немес, а выше немеса находится двойной головной убор в виде колпака внутри шапки, в которой в Древнем Египте часто изображалась птица-Солнце.
Двойной головной убор является символом единства двух царств – небесного и земного, в Древнем Египте такой головной убор обычно изображался на голове Осириса или Гора.
Крылатый лев изображен идущим среди распустившихся цветов лотоса, которые являются символами рождения Гора.
Символика крылатого льва явно древне-египетская, все детали изображения выполнены очень тщательно, высокое качество выделяет его из других изделий, такой уровень изготовления священных символов присущ изделиям, созданным в Древнем Египте и, скорее всего, это изделие было создано именно в Древнем Египте.
Но вот множество различных изображений бога Ваала несомненно местного производства (см. Рис. 33).

ВаалВаалВаалВаал
Рис.33. Изображения Ваала

Эти изображения Ваала найдены в разных местах, но у них всех одинаковый головной убор точно такой же, какой обычно изображен у Осириса (см. Рис. 22).
У первого слева изображения Ваала на лбу находится уреус – символ солнцестояния и рождения Гора.
На вершине головного убора у первого изображения Ваала находятся три диска Солнца – символ триединства, а сам Ваал одет в египетскую юбку такую же, в которой часто изображены египтяне (см. Рис. 7, 22, 27).
Египетская юбка прямо указывает, что родиной Ваала является Древний Египет, а головной убор Осириса показывает, что Ваал – это в действительности другое имя Осириса.
Это означает, что разные народы называли Единого Бога разными именами.
Очень интересен саркофаг из финикийского города Библа (см. Рис. 34).

саркофаг из Библалев
Рис.34. Саркофаг из Библа

В основании саркофага изображены львы – символы начала возрождения Осириса.
На боковой поверхности саркофага изображен сидящий на троне мужчина, а рядом с ним крылатый лев с головой человека (см. Рис. 34 справа).
В руках мужчины, сидящего на троне находится цветок лотоса – символ рождения Гора.
Символика саркофага показывает, что владелец саркофага связывал свое возрождение на небесах с возрождением Осириса и рождением Гора.
Интересна также стела, расположенная на фотографии за саркофагом.
На стеле изображен мужчина с рогами на голове, в правой руке он держит топорик,  в левой руке он держит что-то похожее на цветок.
Такая же фигура изображена на хеттском рельефе (Рис. 21 второй слева).
Над головой мужской фигуры изображен крылатый солнечный диск – общий священный символ египтян, персов, ассирийцев, хеттов и шумеров.
Среди находок в финикийских городах есть небольшие священные символы, привезенные из Древнего Египта (см. Рис. 35).  

медальон
Рис.35. Священная символика

Этот очень красивый древне-египетский бронзовый медальон найден в Библе.
На медальоне изображена птица-Солнце с символами возрождения в лапах.
Над  головой птицы-Солнца, видимо, находилась надпись.
Над надписью находится жук – символ Солнца, а по обе стороны от жука расположены две одинаковые кобры – символы солнцестояния и рождения Гора.
Крылья птицы-Солнца, жук, кобры и орнамент по краю медальона украшены синими, голубыми и красными вставками.
Изумляет тщательность исполнения мелких деталей и очень высокое качество работы, этот медальон показывает высочайший уровень древне-египетских ремесленников.
Высокое качество работы означает, что стоимость такого изделия не могла быть низкой.
Этот медальон не золотой, а медный, следовательно, он не мог быть использован в качестве дорогого украшения, значит, это изделие было священным символом для его владельца в Библе, поэтому его большая стоимость не имела для него значения.
Видимо, Древний Египет был для владельца медальона священной землей, поэтому для него важно было обладание священным символом, сделанным именно в Древнем Египте.
О том, что Древний Египет был священной землей для других народов, прямо говорится в древне-египетском рассказе «Путешествие Унуамона» [3]. Суть рассказа заключается в том, что первосвященник Амона-Ра поручил Унуамону закупку и доставку кедровых бревен для постройки священной ладьи Амона-Ра. Средства на закупку и корабль с командой дали Унуамону богатые египетские торговцы. Унуамон благополучно достиг берегов Ливана, но во время стоянки в гавани один из людей его судна сбежал,  украв средства на закупку кедра и сопроводительные письма. Лишившись средств для оплаты Унуамон попытался убедить правителя Библа поверить ему на слово и дать ему кедровые бревна под честное слово, а плату за бревна он потом должен был прислать из Египта. Правитель Библа отвечает ему на это, что так оплата никогда раньше так не производилась, в гавани Библа и других городов стоят десятки кораблей, которые перевозят товары из Египта, можно передать сообщение торговцам в Египет, чтобы оттуда прислали сопроводительные письма и оплату. Унуамон говорит правителю Библа, что если тот не будет дожидаться писем и средств из Египта и начнет заготовку кедра, то сделает благое дело для Амона-Ра и будет вознагражден на небесах за это. В ходе спора правитель Библа говорит Унуамону:

… Амон основал все страны; он основал их, основав сперва Египет, откуда ты прибыл.  … Ведь там возникло учение, которое пришло туда, где я нахожусь … ([3], стр. 135).

Т.е. правитель Библа прямо говорит, что вера в Амона пришла в Библ из Египта.
Интересны слова Унуамона, сказанные в споре с правителем Библа:

… Не зарься на добро Амона-Ра, царя богов: поистине, лев ревнив к своей добыче … ([3], стр. 136).

Из этих слов Унуамона следует, что символом Амона-Ра является лев.
В зодиакальном созвездии Льва произошло объединение душ Осириса и Ра, это событие стало началом возрождения Осириса.
Само возрождение Осириса произошло в созвездии Овна, поэтому Осириса изображают с бараньими рогами, с головой барана или в виде барана. В случае, когда Осирис изображен в виде барана, он неузнаваем, поэтому египтяне называли его именем Амон – «скрытый». Амон часто изображался в виде объединенного символа – льва с головой барана (см. рис. 11).  Таким образом, египтяне показывали, что возрождение Осириса началось в созвездии Льва, а завершилось в созвездии Овна.
Имя Амон-Ра означает единство душ Осириса и Ра, которые объединились и находятся вместе в диске Солнца.
Слова Унуамона подтверждают правильность понимания смыслового значения древне-египетской символики (см. статьи автора «О смысловом содержании древне-египетской символики» и «Смысловое содержание древне-египетской символики»).
Продолжим исследование священной символики финикийцев, ниже находятся фотографии двух стел из финикийского города Угарита (см. Рис. 36).

Угаритстелы
Рис.36. Стелы из Угарита

На стеле слева изображен мужчина с большой бородой, сидящий на троне, при этом ножки у трона сделаны в виде лап льва.
На голове у мужчины рога и плохо различимый головной убор.
Перед сидящим на троне мужчиной находится фигура, у которой в левой руке кувшин, а в правой руке предмет, похожий на священный египетский предмет, с помощью которого вновь рожденный на небесах начинал там дышать.
Над фигурами изображен солнечный диск с крыльями.
Построение сцены на стеле чисто египетское (см. Рис. 3, 7, 22, 27), хотя стела не египетская.
На стеле справа изображен мужчина с рогами на голове, в правой руке он держит палицу, в левой руке держит большой цветок лотоса.
Изображение мужчины очень похоже на мужскую фигуру на стеле из Библа (см. Рис. 34) и на мужскую фигуру на хеттском рельефе (см. Рис. 21).
Из живота мужчины выходит третья рука, которая как-бы держит за волосы маленькую фигурку, расположенную перед ногами большой фигуры.
Там же в Угарите найдена священная символика египетского происхождения (см. Рис. 37).  

УгаритИсида
Рис.37. Египетские священные символы из Угарита

На фотографии слева на обломке видна часть львиной лапы, на большом обломке часть египетского платка – немеса, а также часть древне-египетской иероглифической надписи.
Разбитая древне-египетская скульптура на фотографии справа, судя по длинному платью была изображением Исиды.
Изображения Исиды найдены и в других частях Малой Азии (см. Рис. 38 слева).

ИсидаИсидаИсидаИсида
Рис.38. Рельефы с изображением Исиды из Малой Азии и Египта

На рельефе из Малой Азии ниже головы Исиды изображен символ триединства в виде трех одинаковых столбов.
Многие предметы со священной символикой, найденные в Малой Азии, явно попали туда из Междуречья, как, например, цилиндрическая печать (см. Рис. 39).  

цилиндрическая печать
Рис.39. Цилиндрическая печать

На оттиске печати выделяется изображение крылатого солнечного диска, под которым находится полумесяц.
Под крылатым диском и полумесяцем изображены две звезды.
Ниже находится сидящая обезьяна с поднятыми руками, а рядом с ней молодой баран, а под ним крест – символ рождения.
Справа от крылатого диска и обезьяны находится изображение большой фигуры, которая сидит на троне, причем трон имеет вид льва.  Возможно, это женская фигура т.к. изображена в длинном платье.
Трон и ноги сидящей фигуры опираются на двух одинаковых баранов с головами людей.
Правее сидящей фигуры изображен крылатый лев с головой человека, который держит лань.
Ниже крылатого льва изображен символ, значение которого неясно, а под ним изображена раскинувшая крылья птица с телом человека.
Слева от солнечного диска с крыльями находится большая мужская фигура с бородой.
Крылатый солнечный диск, полумесяц, крест, лев и баран – все это священные символы, но их внешний вид не египетский, возможно, это шумерская печать, т.к. изображения на оттиске очень похожи на шумерские (см. Рис. 26, 30, 31).
Удивительно, что священная символика изображена на древних монетах, которые стал чеканить лидийский царь Крез (см. Рис. 40).

монетыизЛидии
Рис.40. Лидийские монеты со священной символикой

На одних монетах изображен лев, а на других изображен лев вместе с быком.
Изображение священной символики, видимо, должно было придать весомость лидийским монетам и, возможно, защитить их от подделки.
Общая священная символика народов Малой Азии указывает на их духовную общность и связь с народами Междуречья и Египта.
Далее рассмотрим священную символику народов, населявших в древности Северную Африку и острова Средиземного моря.  

Священная символика народов Северной Африки и Средиземноморья

 О том, что у египтян и народов Северной Африки была одна вера, сообщает Геродот [1]:

… свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Амоном. Так вот фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса … После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице … ([1], стр. 113);
… Мерое … как говорят, столица всей Эфиопии. Жители его признают только двух богов – Зевса и Диониса – и почитают их весьма усердно. Там находится также прорицалище Зевса … (
[1], стр. 106);
… из богов арабы почитают одного Диониса и Уранию [т.е. Осириса и Исиду] и утверждают, что носят стрижку, как у самого Диониса. Стригут же они голову в кружок, подстригая также волосы и на висках … (
[1], стр. 173);
… ливийские племена от Египта до озера Тритониды – кочевники. Питаются они мясом и пьют молоко. Коровьего мяса они, впрочем, не едят по той же самой причине, что и египтяне. Свиней они тоже не разводят. Даже и кириенские женщины считают греховным есть коровье мясо из благоговейного страха перед египетской Исидой. В честь Исиды у них установлены посты и празднества. А баркейские женщины избегают есть еще и свинину. Так обстоит дело там. А к западу от озера Тритониды ливийцы уже не кочевники … жертвы они приносят только Солнцу и Луне. Этим божествам совершают приношения все ливийцы … (
[1], стр. 296).

Необходимо учитывать, что Геродот не понимал сущность единобожия.
Он пытался найти в Древнем Египте соответствие греческим богам, в итоге Амона-Ра он называет главным богом Зевсом, Осириса, который после своего возрождения и есть Амон-Ра, Геродот называет Дионисом, Гора считает Гераклом и часто путает Гора с Осирисом, Исиду называет Уранией, Селеной и т.д.
У Геродота происходит путаница и при описании веры ливийцев, он не понимал, что Единый Бог египтян и других народов не имеет определенного облика. Поскольку божественная душа Бога днем находится в диске Солнца, то видимым образом Бога является Солнце, но при этом Солнце не является каким-то отдельным богом. Солнечный диск – это символ Великого и Единственного Бога, а слова Геродота о том, что все ливийцы совершают приношение Солнцу, указывает на единство их веры в Бога.
Таким образом, из слов Геродота следует, что вера египтян, аммониев, эфиопов, арабов и ливийских племен была одинакова.
Геродот ничего не говорит о вере нубийцев, но священная символика нубийских находок указывает на тесную связь Нубии с древним Египтом (см. Рис. 41).  

НубияГор в виде птицыикона
Рис.41. Нубийские находки

Голова нубийского царя выполнена явно в египетском стиле.
Изображение золотого сокола – Гора и стоящего перед ним на коленях мужчины выполнено в египетском стиле (см. Рис. 27), но изображает не египтянина, т.к. на голове мужчины надета повязка, но при этом у него египетская юбка.
Изображение фигуры, несущей древне-египетскую икону с изображением Гора, ясно показывает, что у нубийцев и египтян была одна вера.
Геродот сообщает, что народы, проживавшие рядом с египтянами, приняли многие из их обычаев, в том числе и такой удивительный, как обрезание ([1], стр. 110).
Древний Египет был Святой землей для многих народов, поэтому часть священных символов привозилась из Древнего Египта, близкое расположение нубийцев, ливийцев, эфиопов и других народов к египтянам привело к тому, что большая часть их священной символики имеет древне-египетское происхождение и исследовать ее отдельно от древне-египетской символики не имеет смысла. Поэтому далее рассмотрим священную символику народов Северной Африки далеко к западу от Древнего Египта.
В этой части Северной Африки тоже очень любили изображения львов (см. Рис. 42).  

левлевлев
Рис.42. Львы из западной части Северной Африки

Львы, найденные в западной части Северной Африки, внешне сильно отличаются от древне-египетских, персидских и ассирийских львов, качество их отделки намного ниже.
Эти львы не являются частью других изображений, т.е. явно имеют самостоятельное значение, но у них нет дополнительной символики, по которой можно однозначно сказать, что эти львы являются священными символами, но вот каменная фигура, найденная в западной части Северной Африки, точно является священным символом (см. Рис. 43 слева).  

кобрыкобракобракобры
Рис.43. Священные изображения с поднявшими голову кобрами

Кого изображает каменная фигура на фотографии слева понять трудно, но две поднявшие голову кобры связывают это священное изображение с древне-египетским символом рождения Гора (см. Рис. 43 справа).
Очень интересное изображение хранится в Национальном музее Ливии (см. Рис. 44 слева).  

Кибелатканьльвы и быкиКибелаКибела
Рис.44. Символы плодородия

Считается, что эта женская фигура является символом плодородия.
Ничего подобного нет среди древне-египетских, персидских, ассирийских, хеттских и шумерских изображений.
Похожие изображения найдены в восточном Средиземноморье, на фотографиях справа две статуи из города Эфеса (см. Рис. 44 справа), там их называют Артемидами или Кибелами.
Нижняя часть женских фигур напоминает древне-египетские мумии, у ливийской находки на ступнях явно изображена полоса ткани, чтобы показать, что выше ноги женщины замотаны в ткань, а широкие полосы изображают узкие ленты, которые повязаны поверх.
Полосы разделяют поверхность ног на части, в которых расположены повторяющиеся изображения цветов, быков, баранов и львов (см. Рис. 44).
Но самая удивительная часть находится на груди женской фигуры (см. Рис. 45).  

зодиакальный круг
Рис.45. Зодиакальный круг

Здесь изображена часть последовательности зодиакальных созвездий и две женские фигуры.
Каждая женская фигура протягивает венок к кругу зодиакальных созвездий.
При этом у правой фигуры венок расположен у созвездия Льва, а у левой фигуры венок расположен у созвездий Тельца и Близнецов.
В созвездии Льва началось возрождение Осириса, а в созвездии Близнецов родился Гор, при этом Венера-Исида находилась в это время в созвездии Тельца.
Таким образом, расположение венков показывает основные священные события – возрождение Осириса и рождение Гора.
У изображений, найденных в Эфесе, на груди нет двух фигур с венками.
У большого изображения (см. Рис. 44 второе справа) на груди нет зодиакального круга, но на сгибе локтя каждой руки сидит лев.
У малого изображения (см. Рис. 44 справа) с каждой стороны находятся по два льва, на груди фигуры есть зодиакальный круг, при этом он сдвинут таким образом, что созвездия Льва и Тельца оказываются на плечах фигуры рядом с мордами львов.
На нижней части тела у обеих фигур из Эфеса расположены повторяющиеся изображения львов и  быков с крыльями и без них.
Дополнительная символика женских фигур показывает их связь со священными событиями.
Считается, что женские фигуры изображают Кибелу – мать богов.
Священная символика связывает женские фигуры с рождением Гора и возрождением Осириса, похоже, что женские фигуры изображают Исиду, поскольку она, действительно, является матерью богов.
Земная Исида родила Гора, а ее небесный образ родил небесного близнеца – старшего Гора, тело самого Осириса-Ра, в целом Исида родила триединого Бога – Осириса-Ра-Гора.
Общая священная символика показывает насколько условно деление на западную и восточную части Средиземноморья, в древности народы Средиземноморья были объединены верой в Единого Бога в одно духовное целое.
Далее рассмотрим священную символику островной части Средиземноморья.
Острова Средиземного моря играли очень большое значение в морской торговле, поэтому за обладание ими шла непрерывная борьба, особенно важны были крупные острова, лежащие прямо на главных торговых путях.
В ходе греко-римских завоеваний островные государства были уничтожены, причем многие острова заселили переселенцы с материка, поэтому большая часть находок на островах Средиземного моря позднего греко-римского происхождения.
Насколько высоко были развиты островные государства, показывают находки на острове Крит, который очень удачно расположен недалеко от устья Нила прямо на торговом пути из Египта в Европу (см. Рис. 1).
Догреческая священная символика т.н. Минойской культуры острова Крит близка общей священной символике (см. Рис. 46).  

левбыкГорлевЕгипетГорГор
Рис.46. Минойская и древне-египетская священная символика

Здесь те же знакомые священные символы в виде львов и быков (см. Рис. 46 слева), среди находок есть и изображение Гора в виде хищной птицы, почти такое же, как у и древних египтян  (см. Рис. 46 справа).
Влияние Древнего Египта и государств Малой Азии на островные государства, расположенные близко к побережью Малой Азии и устью Нила, несомненно, поэтому более интересно рассмотреть священную символику, найденную на островах, расположенных в западной части Средиземного моря далеко от устья Нила и побережья Малой Азии.
Войны древности за обладание островами и побережьем этой части Средиземного моря показывают, что здесь, видимо, проходил еще один морской торговый путь из Африки и Азии в Европу.
Большинство находок, найденных на островах западной части Средиземноморья хранится  в музеях Италии и Испании, где их трудно выделить среди огромного количества музейных экспонатов, по-видимому, островные находки считают малозначительными и, возможно, вообще не выставляют и не публикуют их фотографии.
К счастью есть небольшие музеи на некоторых островах и ниже приведена фотография одной из находок, находящихся в музее на острове Сардиния (см. Рис. 47).  

пряжка из Сардинии
Рис.47. Пряжка

Похоже, что это пряжка для ремня, на которой изображена птица-Солнце.
Слева и справа находятся изображения восходящего Солнца с лучами.
Другая находка с острова Сардиния, видимо, является медальоном (см. Рис. 48).  

медальон
Рис.48. Медальон

В верхней части медальона изображен солнечный диск с крыльями, над которыми расположены два рога или две змеи.
Ниже расположен полумесяц под диском Солнца.
С двух сторон от диска Солнца и полумесяца находятся две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой.
Поднявшие голову кобры являются символом рождения Гора, полумесяц под диском Солнца – это символ возрождения, крылатый солнечный диск – символ Бога в образе Солнца.
Вся символика этого изделия является священной, а сам медальон, видимо, тоже был священным для его владельца.
В музее Сардинии хранятся и другие священные символы, но, к сожалению, музей предоставляет фотографии только небольшой части экспонатов.
Но и доступная часть показывает, что священная символика островов Средиземноморья одинакова с древне-египетской священной символикой, а также других народов Северной Африки, Малой Азии и Междуречья.
Общая священная символика означает, что основа веры народов Северной Африки, Малой Азии, Междуречья и островов Средиземного моря в древности была едина.
Исключением являются греки и римляне, у которых первоначально, в отличие от других народов Средиземноморья, было многобожие, при этом их боги имели человеческий облик.
Неясно насколько первоначально различались боги греков и римлян, но они привели своих богов к «общему знаменателю» и далее считали, что они поклоняются одним и те же богам, но при этом  имена богов у каждого народа остались собственными.
Сравнивать священную символику греко-римского многобожия со священной символикой единобожия других народов древности бессмысленно, но, судя по описаниям Геродота [1], греки, не понимая сути единобожия, безуспешно пытались сопоставить своих богов со священными символами Древнего Египта и других народов.
Не будем рассматривать раннюю греко-римскую священную символику, а исследуем их священную символику после греко-римских завоеваний.  

Греко-римская священная символика

Первоначально греки и римляне воспринимали единобожие других народов как полностью чуждую веру, поэтому в ходе греко-римских завоеваний многие древние храмы были полностью разрушены, а на основаниях самых значительных из них позже были выстроены греко-римские храмы.
Перемены произошли после того, как все земли Средиземноморья, Северной Африки, Малой Азии и Междуречья оказались под властью греков и римлян.
Неожиданно греческие и римские правители стали жертвовать значительные средства на содержание древне-египетских храмов, их обустройство, расширение и даже строительство новых храмов.
В это же время появляется много греческих и римских изображений с древне-египетской священной символикой (см. Рис. 49).    

РимРим
Рис.49. Древне-египетская священная символика на греческих и римских изображениях

Такого рода изображения создавались и в Древнем Египте и в Древнем Риме и в других местах, при этом по расположению фигур и использованию священной символики заметно, что даже в Древнем Египте большую их часть делали не египтяне.
К греко-римскому правлению в Древнем Египте относится большое количество греко-римских захоронений. Но удивительно не это, а то, что захоронения греков и римлян произведены согласно древне-египетским обрядам (см. Рис. 50).  

саркофаггроб
Рис.50. Греко-римские захоронения в Древнем Египте

По этим саркофагам и пеленам видно, как постепенно менялся древне-египетский погребальный обряд. По-видимому, изготовление древне-египетского саркофага было слишком сложным и дорогостоящим для греков и римлян, поэтому постепенно стали упрощать его изготовление. Поначалу упростили сложную символику, покрывающую всю поверхность древне-египетских саркофагов, или заменили символику на изображение одежды, а при изображении лица перестали использовать золото (см. Рис. 50 слева).
Но и в таком виде изготовление саркофага было сложным и дорогим, поэтому саркофаг заменили на гроб, а изображение умершего и священную символику стали наносить на поверхность гроба или прямо на ткань, в которую оборачивали умершего (см. Рис. 50 справа).
Такой способ, видимо, был наименее трудоемким, поэтому в большинстве захоронений умерший завернут в один большой кусок ткани, на котором нанесено его изображение и священная символика. 
Ниже приведены фотографии древне-египетских погребальных тканей, относящихся к греко-римскому правлению (см. Рис. 51). 

погребальнаяткань
Рис.51. Изображения на древне-египетских погребальных пеленах

Со временем рисунок на полотне упростили, осталось только изображение лица умершего на небольшой доске без дополнительной священной символики. Поражает высочайший уровень художников, многие из созданных ими погребальных портретов можно отнести к шедеврам мировой живописи (см. Рис. 52).  

портрет
Рис.52. Древне-египетские погребальные портреты

Погребальных портретов высочайшего художественного уровня настолько много, что невозможно определить, какие именно портреты необходимо поместить в статью и только ограниченный размер самой статьи препятствует размещению всех доступных изображений.
Необходимо отметить, что древне-египетские погребальные портреты времен греко-римского правления изображают не только греков и римлян.
Погребальные портреты в целом получили общее название «фаюмских портретов» по названию места первых находок.
Не все погребальные портреты являются картинами, часть из них вылеплена из гипса и раскрашена (см. Рис. 53).  

портретголоваголова
Рис.53. Древне-египетские погребальные изображения из гипса

Портреты, выполненные по пояс, выглядят как итальянские и испанские изображения святых в храмах и не производят такого сильного впечатления, как голова лысого мужчины, которая, видимо, была частью накладки на гробу (см. Рис. 50 третий справа).
К сожалению, необходимо ограничивать размер статьи, поэтому здесь приведена только небольшая часть погребальных портретов такого рода.
Захоронения, найденные в Фаюме, находятся неподалеку от предполагаемого места погребения тела Осириса, это означает, что не только египтяне, но и греки и римляне хотели быть похоронены рядом со святыми местами Древнего Египта.
Если греки и римляне хотели быть похоронены по древне-египетскому обряду и в святом месте Древнего Египта, следовательно, они приняли веру в Великого и Единственного Бога и, выполняя древне-египетские обряды погребения, надеялись на возрождение своей души на небесах.
Возможно, забальзамированные тела многих из них были доставлены в святую землю Древнего Египта для погребения, поскольку веру в Единого Бога приняли многие греки и римляне далеко за пределами Древнего Египта.
На это указывают греко-римские образы Исиды, созданные за пределами Древнего Египта (см. Рис. 54).   

ИсидаИсидаИсидаИсидаИсидаИсидаИсидаИсида
Рис.54. Греческие и римские изображения Исиды

Прообразами для этих изображений Исиды явно служили греческие и римские женщины.
При этом греческие и римские скульпторы, создавшие образы Исиды, своеобразно использовали древне-египетскую священную символику.
Особенно интересно третье слева изображение Исиды, у которой в левой руке кувшин с водой для воскресшего на небесах, а в правой руке священный предмет, которым дается дыхание жизни на небесах. На голове Исиды двойной головной убор, в котором в Древнем Египте обычно изображали Осириса или Гора, и который является символом единства небесного и земного.
У остальных изображений Исиды древне-египетская священная символика не столь заметна и больше напоминает корону или небольшое украшение.
Влияние новой веры на греков и римлян было столь велико, что в Риме и Греции были построены пирамиды (см. Рис. 55).   

римская пирамидагреческая пирамида
Рис.55. Римская и греческая пирамиды

Размер этих пирамид намного меньше древне-египетских, но их присутствие было символом связи со священной землей Древнего Египта.
Неясно, принимали или нет участие в постройке пирамид египтяне, но качество кладки очень высоко, это указывает на то большое значение, какое придавалось этому строительству.
В Древнем Риме, как в Древнем Египте, стали изготовлять огромные обелиски, при этом многие из них – это  копии древне-египетских обелисков.
Несколько огромных древне-египетских обелисков было доставлено прямо из Египта в Рим и Константинополь (см. Рис. 56).  

обелискобелискобелискобелиск
Рис.56. Древне-египетские обелиски в Риме, Стамбуле и Египте

Доставленные обелиски устанавливались рядом с храмами так же, как это делалось в Древнем Египте (см. Рис. 56 справа).
Древне-египетские обелиски показывают связь храмов со святой землей Древнего Египта.
В Римской империи с принятием новой веры приняли и древне-египетский календарь.
Древне-египетская священная символика стала изображаться на монетах (см. Рис. 57).  

монеты
Рис.57. Древне-римские монеты со священной символикой

На первой монете изображен символ рождения Гора в виде солнечного диска и двух одинаковых перьев между коровьих рогов, все это астрономические символы, показывающие расположение Солнца в момент рождения Гора.
На второй монете изображена Исида с древне-египетским музыкальным инструментом.
На третьей монете изображена поднявшая голову кобра, которая  является символом солнцестояния и рождения Гора.
На четвертой монете изображена Исида с младенцем Гором.
На пятой и шестой монетах повторяются изображения Исиды с младенцем Гором и музыкальным инструментом.
Похоже, что греки и римляне чаще изображали главное событие – рождение Исидой триединого Бога Гора, хотя им была известна и символика возрождения Осириса.
Ниже приведены фотографии изображений Кибелы –  матери богов (см. Рис. 58).  

КибелаКибелаКибелаКибела
Рис.58. Мать богов

Рядом с изображениями Кибелы находятся два льва – символы возрождения Осириса и объединения душ Осириса и Ра.
Объединение душ Осириса и Ра в созвездии Льва стало первым шагом к возрождению Осириса, с помощью фаллоса Ра Осирис-Ра зачал земного Гора и его небесного близнеца.
У двух изображений слева два льва служат основанием для древне-римской матери богов, она опирается на них, что указывает на значение священных событий в созвездии Льва.
У третьего изображения Кибелы только один лев в основании трона, но, возможно, изображение свисающей с руки ткани загораживало второго льва, поэтому скульптор не стал изображать его.
Четвертое изображение матери богов находится в Испании, оно очень похоже на предыдущие изображения и содержит ту же символику, но львы расположены не в основании трона, а тянут трон за собой.
Львы показывают, что во всех случаях изображена Исида, которая действительно является матерью богов.
Изображение Исиды как матери богов с дополнительной львиной символикой есть и на древне-римских монетах (см. Рис. 59).  

монеты
Рис.59. Древне-римские монеты со священной символикой

На одних монетах львы изображены в основании трона, а на других львы тянут за собой повозку, которой управляет плохо различимая женская фигура.
Интересны изображения Гора на древне-римских монетах (см. Рис. 60).  

монеты
Рис.60. Древне-римские монеты

Гор изображен верхом на льве с копьем в руке, которое направлено на большого змея или дракона, расположенного подо львом.
В целом древне-египетская священная символика Римской империи указывает на то, что греки и римляне приняли веру в Единого Бога всех народов, единственным отличием было преимущественное поклонение богоматери Исиде.
Остается неясным, каким образом идея духовного возрождения оказалась заменена идеей возрождения тела, а Святой землей стала Иудея, но такие преобразования привели к изменению священной символики (см. Рис. 61).  

ГориконахеттыЛуврИсидамадонна
Рис.61. Изменение священной символики

В итоге Гор стал Святым Георгием, а Исида стала Богородицей и мадонной с младенцем.
На иконе Святого Георгия, поражающего дракона, из диска Солнца к голове Святого Георгия простерта рука, при этом большой палец руки удерживает безымянный палец.
Два пальца вместе символизируют две части божественной души, а выделенный мизинец показывает третью часть триединого Бога в образе Гора.
Таким образом, двуперстие является символом объединения душ в начале возрождения, а троеперстие является символом рождения триединого Бога, оба эти символа связаны с возрождением, поэтому для креста – символа возрождения допустимы оба символа.
Интересны ранне-христианские изображения Богородицы (см. Рис. 62).  

БогородицаБогородицаБогородицаБогородицаБогородица
Рис.62. Ранне-христианские изображения Богородицы

На первом слева изображении по обе стороны от Богородицы расположены два креста – символы возрождения и два цветка лотоса – символы рождения Гора.
На втором изображении слева от Богородицы изображен Георгий с копьем в правой руке, которым он поражает дракона. При этом в левой руке он держит весы, на чашах которых находится светлая и темная стороны души, т.е. на весах взвешиваются деяния точно так же, как на древне-египетских изображениях (см. статью автора «О содержании Книги мертвых»).
Справа изображен старец с посохом, читающий книгу, а около его ног лежит собака с копытами. На древне-египетских изображениях посох является символом принадлежности к небесам, а книгу, в которой, видимо, записана жизнь человека, обычно держит Тот. Встречает душу умершего Осирис, которого часто изображают в виде небесного двойника Анубиса, имеющего голову собаки (см. рис. 51). Копыта у собаки, возможно, указывают на возрождение Осириса в созвездии Овна. Изображения на колоннах построены таким образом, что образуют цветок, похожий на распустившийся цветок лотоса или папируса.
На третьем изображении по обе стороны от Богородицы находятся два ангела, которые являются символами двух частей души Бога.
На четвертом изображении лицо Богородицы и лицо младенца черного цвета.
В Древнем Египте, чтобы подчеркнуть связь священных событий с небесами, лица Осириса и Исиды часто изображали синим цветом, но в некоторых случаях по неизвестной причине лица изображались темным цветом.  
Такого рода изображения привели к заблуждению, о котором пишет Плутарх «… египтяне рассказывают, что Гермес был короткоруким …, а Осирис – темнокожим, как если бы природа их была человеческой …»  ([4], стр. 30).
Видимо, это заблуждение привело к изображению лица Богородицы и лица младенца черным цветом.
Более интересно, что Богородица в правой руке держит шар Солнца, а рядом с Солнцем младенец поднял правую руку и двуперстием показывает две части божественной души.
На пятом изображении две части божественной души изображают две мужские фигуры, которые смотрят в небо, при этом у фигуры слева есть бородка, а у фигуры справа бородки нет, что указывает на то, что одна часть единой души более молода, чем другая.
Кресты – символы возрождения рядом с головой Богородицы у первого изображения и кресты в руках двух фигур около Богородицы на пятом изображении древне-египетские, такие же кресты, украшают диадему, найденную в гробнице одной из древне-египетских принцесс [5] (см. Рис. 63).  

диадема
Рис.63. Диадема

Древне-египетская священная символика не являлась языческой для первых христиан.
На это указывает расположение древне-египетских обелисков рядом с крупнейшими христианскими храмами Римской империи (см. Рис. 56 и 64).  

обелискикрест на обелискекресткрест
Рис.64. Древне-египетские обелиски в Риме

Древне-египетские обелиски не только расположены рядом с храмами, но часть из них украшена крестами, установленными на их вершине.
Кресты на обелисках показывают связь христианства с Древним Египтом и это, несмотря на то, что священная символика Древнего Египта признана христианской церковью языческой. Произошло это при римском императоре Феодосии I, которого называют Великим, при нем христианство стало государственной религией.
В эдикте Феодосия I Великого была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той её форме, «которую проповедовал в Риме св. Пётр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Пётр в Александрии, мужи апостольской святости».
Это учение впервые было названо «католическим» (вселенским) и только его сторонникам разрешено было именоваться «церковью», прежняя вера всех народов в Единого Бога в Римской империи была запрещена.
Было запрещено издание священных книг, но при этом поощрялось распространение предосудительных произведений, таких как «Тяжба Гора и Сета» [3], а также других произведений, подрывающих основы прежней веры.  
Особыми указами были запрещены богослужения в нехристианских храмах, и было предписано их уничтожение, что позже и было осуществлено, несмотря на противодействие со стороны многих знатных семейств. Нехристианское поклонение Единому Богу было запрещено не только в храмах, но и дома.
Самое значительное сопротивление указам Феодосия I Великого происходило в Египте.
Там местный христианский патриарх Теофил решил закрыть для богослужений храм Осириса и сделать из него христианскую церковь, что вызвало возмущение верующих и привело к столкновениям. Тогда Теофил послал письмо Феодосию I с просьбой помочь уничтожить все древне-египетские храмы. Присланные солдаты совместно с местными христианами разрушили священные здания по всему Древнему Египту. Многие храмы сравняли с землей, но все разрушить им не удалось из-за огромных размеров храмов и их большого количества.
Одновременно происходило уничтожение всех книг, храмовых и государственных архивов, содержащих упоминания о прежней вере в Единого Бога. Уничтожались и книги, находившиеся в личной собственности. Так в одном из самых больших городов Римской империи Эфесе «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деяния Апостолов.19.19). Через некоторое время костры из книг запылали и на других континентах.
Вся греко-римская история была переписана таким образом, чтобы не было никаких упоминаний о прежней вере греков и римлян в Единого бога. Чтобы христианские праздники не напоминали о воскрешении Осириса и рождении Гора,  перенесли празднование Нового Года, отменили связь праздников с новолуниями и полнолуниями, внесли изменения в древне-египетский календарь и привязали празднования к определенным датам. А чтобы придать христианскому учению большую значимость, священные события были отодвинуты в далекое прошлое. Все упоминания о датах священных событий постарались уничтожить, но сохранились непонятные разрушителям древне-египетские гороскопы и символика священных событий в виде Большого и малых сфинксов, львов, баранов и быков.  

Заключение

Общая священная символика персов, ассирийцев, хеттов, шумеров, египтян и других народов Междуречья, Малой Азии, Северной Африки и Средиземного моря означает единство их веры.
Священная символика в виде баранов и львов показывает, что их вера была связана с воскрешением души на небесах вместе с божественной душой Осириса-Ра.
Изображения птицы-Солнца с бараньими рогами указывает на веру в то, что видимым образом Бога является Солнце.
Цветы лотоса, быки, поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой показывают, что одним из главных священных событий было зачатие Исидой от Святого Духа и рождение Гора.
Символика триединства, используемая вместе со священной символикой, показывает триединую сущность Единого Бога.
Смысловое содержание священной символики показывает, что главные священные события у всех народов древности происходили в Древнем Египте. Следовательно, предположение о том, что основные священные события происходили в Междуречье и шумеры заложили основы веры в Единого Бога, неверно.
Древний Египет был Святой землей для народов древности, по-видимому, множество паломников посещало его, а многие хотели быть похоронены там, на это указывает большое количество древне-египетских захоронений людей не являющихся египтянами.
После греко-римских завоеваний и объединения государств Средиземноморья под властью Древнего Рима греки и римляне приняли веру в Единого Бога, это показывает священная символика Римской империи.
Христианство является одним из течений веры в Единого Бога всех народов Римской империи, на это указывает близость христианской символики общей священной символике и близость основных положений христианской веры в триединую сущность Бога.
Насильственное введение христианства в качестве государственного и единственно возможного вероисповедания привело к ужасным последствиям.
Запрет богослужений в нехристианских храмах и в собственных домах, уничтожение храмов или преобразование их в христианские. Уничтожение священных книг, храмовых и государственных архивов, а также любых книг, содержащих упоминания об основаниях прежней веры. Государственное преследование верующих, запрет любых упоминаний о священных событиях, уничтожение исторических трудов греков, римлян и других народов. Переписывание греко-римской истории, изменение календаря и главных праздников, перенос священных событий в далекое прошлое - все это привело к исторической путанице.
В последствии история народов, считавшихся языческими, была отнесена в дохристианское время, начало которого было передвинуто в прошлое, поэтому многие народы стали считаться очень древними, хотя эти народы не исчезли и благополучно существуют и поныне и живут в тех же местах, в которых жили их якобы «очень древние предки».
Исследователи нового времени, после того, как ознакомились с сохранившимися записями,  увидели много исторических несоответствий, но, не зная их причину, предлагали для объяснения множество поразительных объяснений.
Например, утверждалось, что умственный уровень египтян в Древнем Египте постоянно снижался и, в конце концов, они забыли не только строительные приемы, но и свою письменность, поэтому переписывали древние тексты, не понимая их содержания.
Греки оказались отделены от римлян, в итоге римляне стали «тупоголовыми солдафонами», у которых не было никаких достижений, а греки «гениями во всех областях знаний», которые выполнили умственную работу за все народы древности.
В Византийской империи за полторы тысячи лет существования вообще не было никаких достижений, хотя ее основу составляли те же греки.
При составлении общей истории эти глупости стали общепризнанными, и следующим исследователям приходилось с ними считаться и увязывать свои собственные исследования с общим построением. В итоге сложилась достаточно цельная картина, портили ее только  даты событий, которые записали сами «древние народы» и их «необъяснимая» священная символика, но пришло время для разрешения ее «загадочного» значения.

Литература

  1. История. Москва, 1999. Геродот

  2. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.

  3. Сказки и повести Древнего Египта. Ленинград, 1979.

  4. Исида и Осирис. Москва, 2006. Плутарх.

  5. История Древнего Египта. Москва, 2007. Д. Брестед, Б. Тураев.

Сайт управляется системой uCoz