О единстве священной символики
В.А. Никонов

Аннотация

Ранее предполагалось, что народы, проживавшие вокруг Средиземного моря, в древности верили во множество совершенно разных богов.
В данной работе показано, что у многих народов древности была одна и та же священная символика, что указывает на единство их веры.

Содержание

Государства древности, расположенные на берегах Средиземного моря, были связаны между собой торговыми путями между Азией, Африкой и Европой.
Многие земли Междуречья, Северной Африки и Аравийского полуострова представляют собой пустыни и полупустыни, пути через них небезопасны и поныне, причем не только по причине отсутствия воды и малонаселенности. Поэтому наиболее удобными были и остаются морские и речные торговые пути.
Лучший торговый путь проходил через Древний Египет, который растянулся узкой полосой вдоль основного торгового пути по Нилу (см. Рис.1).


Рис.1. Нил на фотографии из космоса и на карте

Нил – одна из самых длинных рек в мире, общая его протяженность более 6 тысяч километров. Нил судоходен почти на всем протяжении, а там, где судоходству препятствуют пороги, египтяне прорубили в окружающих скалах обходные каналы, в итоге Нил стал самым удобным торговым путем. Особенно удобен был сплав грузов по реке, Геродот сообщает об этом следующее:

Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают из тамарисковых досок плот в виде двери,
обтянутый плетенкой из камыша, и затем берут просверленный камень весом в два таланта.
Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади.
Под напором течения плот быстро движется … камень же, который тащится сзади по дну реки, направляет курс судна.
Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов …» ([1], стр. 132)

Египтяне обладали и очень удобным морским путем по Красному морю, который связывал Египет с Индией и Цейлоном, Междуречьем и Восточной Африкой.
Товары, прибывавшие морским путем, доставлялись караванами к Нилу, причем на всем пути были организованы места отдыха и вырыты колодцы.
Чтобы увеличить товарооборот, египтяне соединили морской и речной торговые пути, для этого они прорыли канал между Красным морем и восточным рукавом Нила.
На большое значение торговли в Древнем Египте указывает разделение древне-египетского общества на сословия, Геродот сообщает об этом следующее:

В Египте существует семь различных каст:
жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, торговцы, толмачи и кормчие…» ([1], стр. 163)

Само существование сословий кормчих и толмачей указывает на большое их число, а это значит, что объемы торговли были очень велики.
Врачи, которых в Древнем Египте было очень много, согласно Геродоту:

… каждый врач лечит только один недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна врачей …» ([1], стр. 127)

Врачи не были выделены в отдельное сословие, а толмачи были выделены, это означает, что количество сделок с иноземными купцами было огромно.
Древний Египет получал доходы не только за посредническую торговлю, но и сами египтяне производили большое количество различных товаров.
Льняные изделия египтян были столь высокого качества, что лучшие образцы египетской одежды только под микроскопом можно отличить от шелка.
Древний Египет был единственным поставщиком папирусной бумаги для всего Средиземноморья.
Древне-египетские украшения пользовались большим спросом за пределами Египта.
Кроме того, Древний Египет очень долго оставался крупнейшим поставщиком зерна для государств Средиземноморья.
Доходы от торговли были велики и египтяне могли позволить себе сооружение огромных храмов и пирамид, а также содержание большого количества служителей храмов.
Египтяне постоянно стремились увеличить объем торговли и найти новые торговые пути, об этом свидетельствуют древне-египетские записи об очень крупных торговых предприятиях, а также о найденном морском пути вокруг Африки.
Сами египтяне совершали очень далекие плавания, так старший хранитель Александрийской библиотеки Эратосфен сообщает, что суда египтян с такими же парусами, как и на Ниле, достигали Цейлона и устья реки Ганг (Плиний, книга 6, глава 23).
О дальних плаваниях египтян говорят и австралийские находки, как в самом Египте, так и в Австралии.
Египтяне поощряли и чужеземных купцов, для их удобства были созданы торговые поселения прямо в Дельте Нила.
Военные походы египтян были направлены на обеспечение безопасности торговых путей и на овладение выходом к торговым путям Междуречья.
В целом все войны древности между государствами Средиземноморья связаны с борьбой за обладание торговыми путями.
В конечном итоге Древнему Риму удалось захватить основные торговые пути и вытеснить с них своих соперников.
Как пишет Плиний:

… римские корабли проходят от Ганга до Цейлона за семь дней, а египетские суда шли 20 суток …» (книга 6, глава 23)

Это означает, что римляне полностью вытеснили египтян из международной торговли.
Считается, что, несмотря на торговые связи, до греко-римских завоеваний древние государства Средиземноморья и Междуречья были изолированы друг от друга и духовно не были связаны друг с другом, у каждого народа были свои боги, непохожие на богов других народов.
Хотя храмы государств Междуречья и Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки разрушены, но часть священной символики древних народов сохранилась, поэтому можно сравнить между собой священную символику разных народов.
Древне-египетская священная символика хорошо изучена, см. статьи автора: «О смысловом содержании древне-египетской символики», «Смысловое содержание древне-египетской символики», «Об изображениях древне-египетских гробниц», «Исследование изображений древне-египетских гробниц».
Понимание смыслового значения древне-египетской символики дает возможность проверить, есть ли что-либо общее в священной символике разных народов, даже когда от древних храмов и изображений священных символов этих народов мало что дошло до наших дней.
Начнем сравнение с Древней Персии, имевшей большое значение непосредственно перед греко-римскими завоеваниями.

Священная символика Древней Персии

Многие города древне-персидского государства были разрушены греками в ходе завоевания Персии войсками Александра Македонского.
Сохранилось немногое, но по счастливой случайности сохранилось несколько изображений со священной символикой.
Ниже на фотографии обломка стелы или стены из Пасаргад изображена мужская фигура с крыльями (см. Рис.2 слева).


Рис.2. Персидский и египетский рельефы

На голове фигуры изображена хорошо знакомая древне-египетская священная символика, сравните ее с древне-египетским рельефом справа (см. Рис.2 справа).
На бараньих рогах, которые являются символом возрождения души Осириса, находятся две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой, которые являются символами солнцестояния и рождения Гора. Между кобрами изображены три бутона с дисками Солнца, которые показывают рождение триединого образа.
Крылья фигуры так же, как и на древне-египетских изображениях, указывают на душу, образом которой служит птица.
На персидском рельефе изображена та же священная символика, что и на египетском рельефе, эта символика показывает основные события священной истории.
Несколько интересных рельефов сохранились в древней столице Персии – Персеполисе.
На одном из рельефов изображен ряд воинов, над которыми находится солнечный диск с крыльями (см. Рис.3 слева).


Рис.3. Персидский и египетский рельефы

По верху солнечного диска расположены рога – символ возрождения Осириса, ниже изображены цветы, похожие на цветы лотоса, которые являются символом возрождения души Осириса и рождения нового Солнца.
Такие же изображения солнечных дисков с крыльями и рогами по верху крыльев есть во всех древне-египетских храмах (см. Рис.3 справа).
На персидском рельефе по обе стороны от диска с крыльями находятся два крылатых льва с мужской головой.
Лев – это символ начала возрождения души Осириса, крылья указывают на небеса так же, как и в Древнем Египте.
Два льва указывают на две равные души – душу Осириса и душу Ра, живущие в диске Солнца.
Диск с крыльями имеет то же смысловое значение, что и в Древнем Египте – это изображение нового Солнца.
О том, что персы поклонялись Богу, имеющего видимый образ Солнца, следует из следующих слов Геродота:

… недуги персы приписывают какому-нибудь греху человека по отношению к Солнцу. ([1], стр. 63)

Среди развалин стен Персеполиса сохранилось еще несколько рельефов с изображениями солнечных дисков с крыльями (см. Рис.4).


Рис.4. Рельеф на стенах Персеполиса

На этом рельефе ниже большого диска с крыльями изображен еще один диск с крыльями и рогами по верху крыльев.
Диски с крыльями изображены и на стенах других древне-персидских городов (см. Рис.5).


Рис.5. Древне-персидские рельефы

На этих рельефах по верху крыльев солнечного диска также расположены рога, но над крылатым солнечным диском, дополнительно, изображена мужская фигура.
Крылатый солнечный диск изображен и на внешних стенах древне-персидских царских гробниц (см. Рис.6 слева).


Рис.6. Изображения крылатого диска

Египтяне связывали рождение души на небесах с обновлением Солнца, поэтому во всех древне-египетских гробницах есть изображения крылатого диска – символа нового Солнца.
О погребальных обрядах персов известно мало, согласно Геродоту:

… персы предают земле тело покойника, покрытое воском …([1], стр. 64)»

Из этого следует, что тело умершего старались сохранить от разложения. Погребальные обычаи соседнего с Древней Персией Вавилона лучше известны Геродоту:

… покойников вавилоняне погребают в меду, и похоронные обряды у них одинаковы с египетскими …

В расположенном рядом с Вавилоном древне-персидском городе Сузы есть цветное изображение крылатого диска (см. Рис.7 слева).

Египет
Рис.7. Персидские и египетские изображения крылатого диска

На персидском рельефе ниже крылатого диска находятся два симметрично расположенных льва с крыльями, но в Древнем Египте это самый распространенный символ (см. Рис.8).


Рис.8. Древне-египетские изображения двух львов

Два одинаковых льва показывают встречу души Осириса и души Ра во время нахождения Солнца в созвездии Льва, с этого началась история возрождения души Осириса и рождения нового Солнца, в Древней Персии два льва сидят под символом нового Солнца, несомненно, что у этой символики тот же смысл, что и в Древнем Египте.
В Древней Персии так же, как и в Древнем Египте, изображения львов украшали погребальные изделия, которые показывают будущее возрождение души.
Ниже находятся фотографии двух древне-персидских погребальных сосудов (см. Рис.9).


Рис.9. Древне-персидские сосуды

Оба сосуда украшены львиной символикой, причем у льва на сосуде справа есть крылья, что является указанием на душу в созвездии Льва и начало её возрождения.
Ниже приведена фотография найденного в погребении древне-персидского изделия, на котором изображены два одинаковых льва с крыльями (см. Рис.10).


Рис.10. Два льва

У львов на головах изображены рога барана – это символика созвездия Овна, в котором душа Осириса родилась в небесном теле, такая же совместная львиная и баранья символика использовалась в Древнем Египте (см. Рис.11).


Рис.11. Львы с головой барана

Лев с головой барана является символом начала и завершения возрождения души Осириса, которое началось, когда Солнце было в созвездии Льва, а завершилось, когда Солнце пришло в созвездие Овна.
У персов и египтян есть и другие похожие символы, например, изображение птицы-души (см. Рис.12).

Египет
Рис.12. Древне-персидское и древне-египетские изображения птицы-души

Слева находится древне-персидское изделие, а справа древне-египетские нагрудные украшения.
Вид птицы-души у персов и египтян одинаков, в лапах птицы находятся символы рождения души в диске восходящего Солнца.
Символика в виде крылатого солнечного диска, львов и т.д. показывает, что в Древней Персии, как и в Древнем Египте, в основе священной истории возрождение души Осириса и рождение нового Солнца.
Это означает, что эти народы связывала общая вера.
Далее рассмотрим священную символику другого известного народа древности.

Священная символика Ассирии

Ассирийские города также, как и древне-персидские, разрушены до основания, сохранилось очень немногое, но по счастливой случайности сохранилась часть священной символики.
Ниже приведены фотографии трех рельефов, сохранившихся на разбитых ассирийских стелах (см. Рис.13).


Рис.13. Ассирийские рельефы

На всех рельефах изображен солнечный диск с крыльями, по верху крыльев которого расположены рога.
На первом рельефе в диске находится мужская фигура, на втором рельефе в диске изображено Солнце с лучами, а на третьем рельефе изображен диск Солнца, к которому тянется растение с цветами.
На других ассирийских рельефах изображены цветы лотоса (см. Рис.14).


Рис.14. Ассирийские рельефы

На обоих рельефах изображена мужская фигура с большим цветком лотоса, на голове фигуры находится уреус – поднявшая голову кобра, которая показывает рождение нового Солнца.
На следующем ассирийском рельефе изображено как два воина на колеснице побеждают своих врагов, а рядом с воином, натягивающем свой лук, прямо над конями изображен диск с крыльями, в котором мужская фигура тоже стреляет из лука (см. Рис.15).


Рис.15. Ассирийский рельеф

Очень интересны ассирийские изображения львов, причем у льва справа есть крылья, указывающие на душу в созвездии Льва (см. Рис.16).


Рис.16. Ассирийские изображения львов

У расположенного справа льва голова человека, как у древне-египетских сфинксов, и есть крылья, как у древне-персидских львов.
Кроме того, на голове человека изображены рога барана или быка.
Баран – это символ возрождения души Осириса, когда Солнце находилось в созвездии Овна, а бык – это символ рождения нового Солнца из тела созвездия Тельца.
У ассирийцев была и другая львиная символика (см. Рис.17).


Рис.17. Ассирийский лев с головой птицы

Здесь изображен крылатый лев с головой птицы, такие же изображения были и в Древнем Египте (см. Рис.18).


Рис.18. Египетский лев с головой птицы

В Древнем Египте птица служила изображением души, лев с крыльями или головой птицы показывал птицу-душу, которая вошла в созвездие Льва.
Крылатый солнечный диск с крыльями, лев, баран, бык, цветы лотоса и поднявшая голову кобра – все это общие священные символы для ассирийцев и египтян.
Общая священная символика указывает на то, что у этих народов была общая вера.
Далее рассмотрим священную символику другого известного народа древности.

Священная символика хеттов

Города хеттов полностью разрушены. Изображений сохранилось мало, но, судя по уцелевшей священной символике, хетты тоже очень любили львов (см. Рис.19).


Рис.19. Хеттские изображения львов

На втором и третьем рельефах львы изображены с крыльями, что служит указанием на птицу-душу.
У второго льва голова человека, а на голове находятся рога, как у древне-персидских и ассирийских изображений.
У третьего льва две головы – одна голова льва, а другая человека в колпаке, в котором в Древнем Египте часто изображали Осириса, по краям головного убора видны рога.
На других хеттских рельефах изображен крылатый диск (см. Рис.20).

дискдиск
Рис.20. Хеттские изображения крылатого диска

На первом слева хеттском рельефе по верху крыльев диска видны два завитка рогов.
На хеттских рельефах сохранилась и другая священная символика (см. Рис.21).

фигуралев
Рис.21. Хеттские рельефы

На первом рельефе два человека держат в руках цветы лотоса – символы возрождения души Осириса и рождения нового Солнца.
На втором рельефе у мужской фигуры рога и головной убор, как у Осириса на древне-египетских изображениях (см. Рис.22).

Осирис
Рис.22. Древне-египетские изображения Осириса

Головной убор Осириса представляет собой колпак, по краям которого находятся два одинаковых пера, которые являются символами двух чистых душ.
На лбу фигуры на хеттском рельефе находится такой же уреус – поднявшая голову кобра, как уреусы на древне-египетских изображениях.
Уреус является символом солнцестояния и рождения Гора, его нахождение на лбу хеттской фигуры показывает связь фигуры с Гором.
На третьем хеттском рельефе изображен лев с головой человека в немесе – египетском головном платке (см. Рис.23).

немес
Рис.23. Древне-египетский головной убор

В Древнем Египте тоже изображали львов с головой человека и с таким же головным убором, как и у хеттского льва.
На четвертом хеттском рельефе сидящая мужская фигура держит в руках цветок папируса, а перед лицом фигуры находится серп месяца под диском Луны (см. Рис.21 справа).
Серп месяца под диском Луны показывает, что события происходят от новолуния до полнолуния, в Древнем Египте этот символ показывал возрождение души между новолунием и полнолунием (см. Рис.24).


Рис.24. Древне-египетские символы возрождения

Изображение символа возрождения на хеттском рельефе указывает на то, что хетты верили в возрождение души на небесах.
Одинаковая священная символика хеттов и египтян указывает на близость их религиозных представлений.
Это подтверждает хеттское изображение женщины с ребёнком, одинаковое с египетским изображением Исиды с ребёнком-Гором (см. Рис.25 слева).

ИсидаИсида
Рис.25. Хеттское и древне-египетские изображения Исиды

Подлокотники у трона хеттской Исиды имеют вид львиных лап, такая же львиная символика у трона древне-египетской Исиды на правом краю ряда.
Львиная символика подлокотников трона у хеттского и египетского изображений Исиды показывает, что рождение ребенка-Гора связано с началом возрождения души Осириса в созвездии Льва.
Лицо хеттской Исиды непохоже на лица древне-египетских Исид, но и сами древне-египетские Исиды внешне непохожи между собой, это означает, что их создатели не знали точно, как выглядела Исида, и поэтому изображали лица разных женщин.
В целом священная символика хеттов совпадает со священной символикой египтян, персов и ассирийцев, это указывает на единство их веры.
Далее рассмотрим священную символику другого известного народа древности.

Священная символика шумеров

Считается, что народы Междуречья являются наследниками шумеров, и что именно шумеры оказали огромное влияние на другие народы древности, поэтому их священная символика вызывает особый интерес.
Рассмотрим фотографии нескольких шумерских стел (см. Рис.26).


Рис.26. Шумерские стелы

На самом верху первой стелы расположен серп месяца, а внизу изображен лев и скорпион.
Осирис погиб, когда Солнце было в созвездии Скорпиона, а возрождение его души началось, когда Солнце было в созвездии Льва, возрождение души началось в новолуние.
На второй стеле изображен знакомый диск с крыльями, внешне ничем не отличающийся от таких же солнечных дисков хеттов, ассирийцев и персов (см. Рис.26 слева).
На третьей шумерской стеле изображена фигура, которая сидит на троне, расположенном в домике (см. Рис.26 справа), напоминающем древне-египетский дом Осириса (см. Рис.27 вторая, третья и четвертая фотографии). На голове шумерской фигуры изображены рога, перед фигурой расположен большой диск Солнца. На основании трона изображены две одинаковые фигуры.
В Древнем Египте на основании трона Осириса тоже изображали одинаковые фигуры или симметричные символы (см. Рис.27 слева).
На стеле шумеров сидящая на троне фигура держит в руках символ рождения души в диске Солнца (см. рис.12).
В Древнем Египте этот символ изображен в гробницах, например, у Исиды (см. Рис.27 справа).


Рис.27. Древне-египетская символика

Кроме того, шумеры, как и египтяне, создавали скульптуры баранов (см. Рис.28).

Египетовенбаран
Рис.28. Шумерское и древне-египетские изображения барана

Баран в Древнем Египте – это символ возрождения души Осириса, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Овна, поэтому египтяне часто изображали и самого Осириса с головой барана и отдельно символ его возрождения (см. Рис.28 справа).
Вряд ли шумеры делали из камня бараньи головы для повышения рождаемости овец, следовательно, для шумеров баранья голова – это священный символ.
Лев тоже был священным символом для шумеров, фотографии шумерской львиной символики приведены ниже (см. Рис.29).


Рис.29. Львиная символика у шумеров

Слева находится фотография львиной лапы, на которой изображен крылатый солнечный диск и две звезды над ним.
Справа находится фотография оттиска шумерской печати, в центре оттиска изображено Солнце, а вокруг него расположены два льва, крылатый солнечный диск, баран или козел и птица-душа.
Шумеры использовали и совмещенные символы, похожие на персидские, ассирийские, хеттские и египетские (см. Рис.30).


Рис.30. Шумеро-аккадский сфинкс

Это шумеро-аккадское изображение фигуры с головой человека и телом льва, совмещенного с бараном или быком, т.к. вместо лап у него копыта.
На голове шумерского сфинкса расположены рога и такие же рога есть на персидских (см. Рис.7), ассирийских (см. Рис.16) и хеттских (см. Рис.19) изображениях.
Таким образом, священная символика шумеров одинакова со священной символикой персов, ассирийцев, хеттов и египтян, а это указывает на религиозную общность этих народов.
Далее рассмотрим священную символику древних народов Малой Азии.

Священная символика народов Малой Азии

Древний Египет оказывал сильное влияние на народы южного побережья Средиземного моря, т.к. они находились в непосредственной близости от Дельты Нила (см. Рис.1).
Именно здесь располагались богатые финикийские города-государства: Тир, Сидон, Библ и т.д., а царь Лидии Крез собирал свои сказочные богатства.
Между государствами Средиземноморья шла непрерывная борьба с переменным успехом за обладание торговыми путями, поэтому государства Малой Азии постоянно меняли свои границы, одни народы вытесняли другие, менялось значение торговых путей, города разрушались и заново отстраивались, или на их месте возникали города уже других народов.
В итоге в одном и том же месте находят изделия разных народов Малой Азии, разделить их не всегда возможно, поэтому объединим изучение священной символики древних народов, населявших Малую Азию.
Ниже приведена фотография священного символа, найденного в той части Малой Азии, которая называется Левантом (см. Рис.31).


Рис.31. Крылатый лев

Это изображение льва с крыльями и головой человека. Крылья льва указывают душу, поднявшуюся к созвездию Льва.
Лев является священным символом, в Древнем Египте – это символ начала возрождения души Осириса.
На лбу человеческой головы льва находится уреус – поднявшая голову кобра – это символ солнцестояния и рождения Гора.
На голове находится египетский платок – немес, а выше немеса находится двойной головной убор в виде колпака внутри «красной короны» Ра.
Двойной головной убор является символом соединения небесного и земного, в Древнем Египте такой головной убор обычно изображался на голове Осириса, это означало, что Осирис правит небом и землей.
Крылатый лев изображен идущим среди распустившихся цветов лотоса, которые являются символами завершения возрождения души Осириса, а сам лев показывает начало возрождения в созвездии Льва.
Символика крылатого льва явно древне-египетская, все детали изображения выполнены очень тщательно, высокое качество выделяет его из других изделий, такой уровень изготовления священных символов присущ изделиям, созданным в Древнем Египте и, скорее всего, это изделие было создано именно в Древнем Египте.
Но вот множество различных изображений Ваала несомненно местного производства (см. Рис.32).

Ваал
Рис.32. Изображения Ваала

Эти изображения Ваала найдены в разных местах, но у них всех одинаковый головной убор точно такой же, какой обычно изображен у Осириса (см. Рис.22).
По краям головного убора два пера – символ двух равных душ.
У первого слева изображения Ваала на лбу находится уреус – символ солнцестояния и рождения Гора.
На вершине головного убора у первого изображения Ваала находятся три диска Солнца – символ триединства, а сам Ваал одет в египетскую юбку такую же, в которой часто изображены египтяне (см. Рис.7, 22, 27). Египетская юбка прямо указывает, что родиной Ваала является Древний Египет.
Ваал означает «Владыка» или «Господь», символика изображений показывает, что Ваал – это изображение Бога.
Это означает, что разные народы называли Единого Бога на своих языках.
Очень интересен саркофаг из финикийского города Библа (см. Рис.33).


Рис.33. Саркофаг из Библа

В основании саркофага изображены львы – символы встречи души Ра и души Осириса в начале священной истории возрождения души Осириса.
На боковой поверхности саркофага изображен сидящий на троне мужчина, а рядом с ним крылатый лев с головой человека (см. Рис.33 справа).
В руках мужчины, сидящего на троне находится цветок лотоса – символ завершения возрождения Осириса.
Символика саркофага показывает, что владелец саркофага связывал свое возрождение на небесах с возрождением Осириса и рождением Гора.
Интересна также стела, расположенная на фотографии за саркофагом.
На стеле изображен мужчина с рогами на голове, в правой руке он держит топорик, в левой руке он держит что-то похожее на цветок.
Такая же фигура изображена на хеттском рельефе (Рис.21 второй слева).
Над головой мужской фигуры изображен крылатый солнечный диск – общий священный символ египтян, персов, ассирийцев, хеттов и шумеров.
Среди находок в финикийских городах есть небольшие священные символы, привезенные из Древнего Египта (см. Рис.34).


Рис.34. Медальон

Этот очень красивый древне-египетский бронзовый медальон найден в Библе.
На медальоне изображена птица-душа с символами возрождения в лапах. Над головой птицы, видимо, находилась надпись. Над надписью находится жук – символ старого Солнца, а по обе стороны от жука расположены две одинаковые кобры – символы солнцестояния и рождения Гора.
Крылья птицы, жук, кобры и орнамент по краю медальона украшены синими, голубыми и красными вставками.
Изумляет тщательность исполнения мелких деталей и очень высокое качество работы, этот медальон показывает высочайший уровень древне-египетских ремесленников.
Высокое качество работы означает, что стоимость такого изделия не могла быть низкой.
Это изделие было священным символом для его владельца в Библе, поэтому его высокая стоимость не имела для него значения.
Видимо, Древний Египет был для владельца медальона священной землей, поэтому для него важно было обладание священным символом, сделанным именно в Древнем Египте.
О том, что Древний Египет был священной землей для других народов, прямо говорится в древне-египетском рассказе «Путешествие Унуамона» [3].
Суть рассказа заключается в том, что первосвященник Амона-Ра поручил Унуамону закупку и доставку кедровых бревен для постройки священной ладьи Амона-Ра.
Средства на закупку и корабль с командой дали Унуамону богатые египетские торговцы. Унуамон благополучно достиг берегов Ливана, но во время стоянки в гавани один из людей его судна сбежал, украв средства на закупку кедра и сопроводительные письма. Лишившись средств для оплаты Унуамон попытался убедить правителя Библа поверить ему на слово и дать ему кедровые бревна под честное слово, а плату за бревна он потом должен был прислать из Египта. Правитель Библа отвечает ему на это, что оплата никогда раньше так не производилась, в гавани Библа и других городов стоят десятки кораблей, которые перевозят товары из Египта, можно передать сообщение торговцам в Египет, чтобы оттуда прислали сопроводительные письма и оплату. Унуамон говорит правителю Библа, что если тот не будет дожидаться писем и средств из Египта и начнет заготовку кедра, то сделает благое дело для Амона-Ра и будет вознагражден на небесах за это. В ходе спора правитель Библа говорит Унуамону:

… Амон основал все страны; он основал их, основав сперва Египет, откуда ты прибыл
… Ведь там возникло учение, которое пришло туда, где я нахожусь … ([3], стр. 135)

Т.е. правитель Библа прямо говорит, что вера в Амона пришла в Библ из Египта.
Интересны слова Унуамона, сказанные в споре с правителем Библа:

… Не зарься на добро Амона-Ра, царя богов: поистине, лев ревнив к своей добыче … ([3], стр. 136)

Из этих слов Унуамона следует, что символом Амона-Ра является лев.
В зодиакальном созвездии Льва произошла встреча души Осириса и души Ра, это событие стало началом возрождения души Осириса.
Новое рождение души Осириса произошло в созвездии Овна, поэтому Осириса изображают с бараньими рогами.
Имя Амон означает «скрытый», Амон часто изображался в виде объединенного символа – льва с головой барана (см. рис.11).
Таким образом, египтяне показывали, что возрождение души Осириса началось в созвездии Льва, а завершилось в созвездии Овна.
Слова Унуамона подтверждают правильность понимания смыслового значения древне-египетской символики.
Продолжим исследование священной символики финикийцев, ниже находятся фотографии двух стел из финикийского города Угарита (см. Рис.35).


Рис.35. Стелы из Угарита

На стеле слева изображен мужчина с большой бородой, сидящий на троне, при этом ножки у трона сделаны в виде лап льва.
На голове у мужчины рога и плохо различимый головной убор.
Перед сидящим на троне мужчиной находится фигура, у которой в левой руке кувшин, а в правой руке предмет, похожий на священный египетский предмет, с помощью которого вновь рожденный на небесах начинал там дышать.
Над фигурами изображен солнечный диск с крыльями.
Построение сцены на стеле чисто египетское (см. Рис.3, 7, 22, 27), хотя стела не египетская.
На стеле справа изображен мужчина с рогами на голове, в правой руке он держит палицу, в левой руке держит большой цветок лотоса.
Изображение мужчины очень похоже на мужскую фигуру на стеле из Библа (см. Рис.33) и на мужскую фигуру на хеттском рельефе (см. Рис.21).
Из живота мужчины выходит третья рука, которая как-бы держит за волосы маленькую фигурку, расположенную перед ногами большой фигуры.
Такой вид имеет древне-египетское созвездие Осириса, которое мы называем созвездием Ориона, изображения Осириса в виде созвездия есть на стенах многих древне-египетских храмов (см. Рис.36).


Рис.36. Правитель Египта в образе звездного Осириса

У фигуры Осириса широко расставлены ноги, одной рукой Осирис замахивается палицей, другой держит за волосы людей, также изображена фигура на стеле из Угарита (см. Рис.35).
Там же в Угарите найдена священная символика египетского происхождения (см. Рис.37).


Рис.37. Египетские священные символы из Угарита

На фотографии слева на обломке видна часть львиной лапы, на большом обломке часть египетского платка – немеса, а также часть древне-египетской иероглифической надписи.
Разбитая древне-египетская скульптура на фотографии справа, судя по длинному платью была изображением Исиды.
Изображения Исиды найдены и в других частях Малой Азии (см. Рис.38 слева).

ИсидаИсида
Рис.38. Рельефы с изображением Исиды из Малой Азии и Египта

На рельефе из Малой Азии ниже головы Исиды изображен символ триединства в виде трех одинаковых столбов.
Многие предметы со священной символикой, найденные в Малой Азии, явно попали туда из Междуречья, как, например, цилиндрическая печать (см. Рис.39).


Рис.39. Цилиндрическая печать

На оттиске печати выделяется изображение крылатого солнечного диска, под которым находится полумесяц.
Под крылатым диском и полумесяцем изображены две звезды.
Ниже находится сидящая обезьяна с поднятыми руками, а рядом с ней баран, а под ним крест – символ рождения.
Справа от крылатого диска и обезьяны находится изображение большой фигуры, которая сидит на троне, причем трон имеет вид льва.
Трон и ноги сидящей фигуры опираются на двух одинаковых баранов с головами людей.
Правее сидящей фигуры изображен крылатый лев с головой человека, который держит лань.
Ниже крылатого льва изображена раскинувшая крылья птица с телом человека.
Слева от солнечного диска с крыльями находится большая мужская фигура с бородой.
Крылатый солнечный диск, полумесяц, крест, лев и баран – все это священные символы, но их внешний вид не египетский.
Священная символика изображена на древних монетах, которые стал чеканить лидийский царь Крез (см. Рис.40).

из
Рис.40. Лидийские монеты со священной символикой

На одних монетах изображен лев, а на других изображен лев вместе с быком, в созвездии Льва начинается возрождение души на небесах, в созвездии Тельца завершается.
Изображение священной символики, видимо, должно было придать весомость лидийским монетам и, возможно, защитить их от подделки.
Общая священная символика народов Малой Азии указывает на их духовную общность и связь с народом Египта.
Далее рассмотрим священную символику народов, населявших в древности Северную Африку и острова Средиземного моря.

Священная символика народов Северной Африки и Средиземноморья

О том, что у египтян и народов Северной Африки была одна вера, сообщает Геродот [1]:

… свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Амоном.
Так вот фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине.
Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса …
После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице … ([1], стр. 113);
… Мерое … как говорят, столица всей Эфиопии.
Жители его признают только двух богов – Зевса и Диониса – и почитают их весьма усердно.
Там находится также прорицалище Зевса … ([1], стр. 106);
… из богов арабы почитают одного Диониса и Уранию и утверждают, что носят стрижку, как у самого Диониса.
Стригут же они голову в кружок, подстригая также волосы и на висках … ([1], стр. 173);
… ливийские племена от Египта до озера Тритониды – кочевники.
Питаются они мясом и пьют молоко. Коровьего мяса они, впрочем, не едят по той же самой причине, что и египтяне.
… Даже и кириенские женщины считают греховным есть коровье мясо из благоговейного страха перед египетской Исидой.
В честь Исиды у них установлены посты и празднества …
А к западу от озера Тритониды ливийцы уже не кочевники … жертвы они приносят только Солнцу и Луне.
Этим божествам совершают приношения все ливийцы … ([1], стр. 296).

Из слов Геродота следует, что вера египтян, аммониев, эфиопов, арабов и ливийских племен была одинакова.
Геродот ничего не говорит о вере нубийцев, но священная символика нубийских находок указывает на тесную связь Нубии с древним Египтом (см. Рис.41).


Рис.41. Нубийские находки

Голова нубийского царя выполнена явно в египетском стиле.
Изображение золотого сокола – души Осириса-Гора и стоящего перед ним на коленях мужчины выполнено в египетском стиле, но изображает не египтянина.
Найденная в Нубии фигура, несущая древне-египетскую икону с изображением Гора, ясно показывает, что у нубийцев и египтян была одна вера.
Древний Египет был Святой землей для многих народов, поэтому часть священных символов привозилась из Древнего Египта, близкое расположение нубийцев, ливийцев, эфиопов и других народов к египтянам привело к тому, что большая часть их священной символики имеет древне-египетское происхождение и исследовать ее отдельно от древне-египетской символики не имеет смысла.
Поэтому далее рассмотрим священную символику народов Северной Африки далеко к западу от Древнего Египта.
В этой части Северной Африки тоже очень любили изображения львов (см. Рис.42).


Рис.42. Львы из западной части Северной Африки

Львы, найденные в западной части Северной Африки, внешне сильно отличаются от древне-египетских, персидских и ассирийских львов, качество их отделки намного ниже.
Эти львы не являются частью других изображений, т.е. явно имеют самостоятельное значение, есть и другая символика местного происхождения (см. Рис.43 слева).

кобра
Рис.43. Священные изображения с поднявшими голову кобрами

Кого изображает каменная фигура на фотографии слева понять трудно, но две поднявшие голову кобры связывают эту скульптуру с древне-египетскими священными изображениями (см. Рис.43 справа).
Поднявшие голову кобры являются символами солнцестояния и рождения двух душ в теле ребенка-Гора.
Очень интересное изображение хранится в Национальном музее Ливии (см. Рис.44 слева).

тканьльвы и быкиКибела
Рис.44. Символы плодородия

Считается, что эта женская фигура с большим количеством бычьих яиц является символом плодородия.
Ничего подобного нет среди древне-египетских, персидских, ассирийских, хеттских и шумерских изображений.
Похожие изображения найдены в восточном Средиземноморье, на фотографиях справа две статуи из города Эфеса (см. Рис.44 справа), там их называют Артемидами или Кибелами.
Нижняя часть женских фигур напоминает древне-египетские мумии, у ливийской находки на ступнях явно изображена полоса ткани, чтобы показать, что выше ноги женщины замотаны в ткань, а широкие полосы изображают узкие ленты, которые повязаны поверх.
Полосы разделяют поверхность ног на части, в которых расположены повторяющиеся изображения цветов, быков, баранов и львов (см. Рис.44).
Но самая удивительная часть находится на груди женской фигуры (см. Рис.45).


Рис.45. Зодиакальный круг

Здесь изображена часть круга зодиакальных созвездий и две женские фигуры.
Каждая женская фигура протягивает венок к кругу зодиакальных созвездий.
При этом у правой фигуры венок расположен у созвездия Льва, а у левой фигуры венок расположен у созвездий Тельца и Близнецов.
В созвездии Льва началось возрождение души Осириса, в созвездии Тельца соединённая небесная душа родилась в теле ребёнка-Гора, завершение рождения двоих показывает созвездии Близнецов.
Таким образом, расположение венков показывает основные священные события – возрождение души Осириса, рождение Гора и нового Солнца.
У изображений, найденных в Эфесе, на груди нет двух фигур с венками.
У большого изображения (см. Рис.44 второе справа) на груди нет зодиакального круга, но на сгибе локтя каждой руки сидит лев.
У малого изображения (см. Рис.44 справа) с каждой стороны находятся по два льва, на груди фигуры есть зодиакальный круг, при этом он сдвинут таким образом, что созвездия Льва и Тельца оказываются на плечах фигуры рядом с мордами львов.
На нижней части тела у обеих фигур из Эфеса расположены повторяющиеся изображения львов и быков с крыльями и без них.
Дополнительная символика женских фигур показывает их связь со священными событиями.
Считается, что женские фигуры изображают Кибелу – мать богов.
Священная символика связывает женские фигуры с рождением Гора, возрождением Осириса и рождением нового Солнца, Исида, которая родила земное тело для Божественной души, действительно, является матерью богов.
Земная Исида родила ребенка-Гора, в тело которого вселилась объединенная душа Осириса и Ра, в целом Исида родила триединого Бога – Осириса-Ра-Гора.
Общая священная символика показывает насколько условно деление на западную и восточную части Средиземноморья.
Далее рассмотрим священную символику островной части Средиземноморья.
Обслуживание торговых путей приносило хорошие доходы и у многих островных государств был высокий уровень, это показывают находки на острове Крит, который очень удачно расположен недалеко от устья Нила прямо на торговом пути из Египта в Европу (см. Рис.1).
Догреческая священная символика т.н. Минойской культуры острова Крит близка общей священной символике (см. Рис.46).

левЕгипетГор
Рис.46. Минойская и древне-египетская священная символика

Здесь те же знакомые священные символы в виде львов и быков (см. Рис.46 слева), среди находок есть и изображение души Осириса-Гора в виде хищной птицы, почти такое же, как у древних египтян (см. Рис.46 справа).
Влияние Древнего Египта и государств Малой Азии на островные государства, расположенные близко к побережью Малой Азии и устью Нила, несомненно, поэтому более интересно рассмотреть священную символику, найденную на островах, расположенных в западной части Средиземного моря.
На островах есть небольшие музеи и ниже приведена фотография одной из находок, находящихся в музее на острове Сардиния (см. Рис.47).


Рис.47. Пряжка

Похоже, что это пряжка для ремня, посередине неё изображена птица-душа с двумя парами крыльев, которые показывают соединение двух душ в одно целое.
Слева и справа от птицы расположены изображения восходящего Солнца с лучами.
Другая находка с острова Сардиния, видимо, является медальоном (см. Рис.48).


Рис.48. Медальон

В верхней части медальона изображен солнечный диск с крыльями, над которыми расположены два рога или две змеи. Ниже расположен серп месяца под диском Луны.
С двух сторон от диска Солнца и Луны находятся две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой.
Поднявшие голову кобры являются символом солнцестояния и рождения Гора, серп месяца под диском Луны – это символ возрождения души от новолуния до полнолуния, крылатый солнечный диск – символ нового Солнца.
Вся символика этого изделия является священной, а сам медальон, видимо, тоже был священным для его владельца.
Священная символика островов Средиземноморья одинакова с древне-египетской священной символикой, а также других народов Северной Африки, Малой Азии и Междуречья.
Общая священная символика означает, что основа веры народов Северной Африки, Малой Азии, Междуречья и островов Средиземного моря в древности была едина.
Вопрос – почему у греков, в отличие от других народов Средиземноморья, было многобожие?
Сравним священную символику греков со священной символикой других народов древности после греко-римских завоеваний.

Греко-римская священная символика

После того, как все земли Средиземноморья, Северной Африки, Малой Азии и Междуречья оказались под властью греков и римлян, греческие и римские правители жертвовали значительные средства на содержание древне-египетских храмов.
К этому времени относятся греческие и римские изображения с древне-египетской священной символикой (см. Рис.49).

Рим
Рис.49. Древне-египетская священная символика на греческих и римских изображениях

Такого рода изображения создавались и в Древнем Египте и в Древнем Риме и в других местах, при этом по расположению фигур и использованию священной символики заметно, что даже в Древнем Египте большую их часть делали не египтяне.
К греко-римскому правлению в Древнем Египте относится большое количество греко-римских захоронений. Но удивительно не это, а то, что захоронения греков и римлян произведены согласно древне-египетским обрядам (см. Рис.50).

саркофаг
Рис.50. Греко-римские захоронения в Древнем Египте

По этим саркофагам и пеленам видно, как постепенно менялся древне-египетский погребальный обряд. По-видимому, изготовление древне-египетского саркофага было слишком сложным и дорогостоящим, поэтому постепенно стали упрощать его изготовление. Поначалу упростили сложную символику, покрывающую всю поверхность древне-египетских саркофагов, или заменили символику на изображение одежды, а при изображении лица перестали использовать золото (см. Рис.50 слева).
Но и в таком виде изготовление саркофага было сложным и дорогим, поэтому саркофаг заменили на гроб, а изображение умершего и священную символику стали наносить на поверхность гроба или прямо на ткань, в которую оборачивали умершего (см. Рис.50 справа).
Такой способ, видимо, был наименее трудоемким, поэтому в большинстве захоронений умерший завернут в один большой кусок ткани, на котором нанесено его изображение и священная символика.
Ниже приведены фотографии древне-египетских погребальных тканей, относящихся к греко-римскому правлению (см. Рис.51).

погребальнаяткань
Рис.51. Изображения на древне-египетских погребальных пеленах

Со временем рисунок на полотне упростили, осталось только изображение лица умершего на небольшой доске без дополнительной священной символики.
Поражает высочайший уровень художников, многие из созданных ими погребальных портретов можно отнести к шедеврам мировой живописи (см. Рис.52).


Рис.52. Древне-египетские погребальные портреты

Погребальных портретов высочайшего художественного уровня настолько много, что невозможно определить, какие именно портреты необходимо поместить в статью и только ограниченный размер самой статьи препятствует размещению всех доступных изображений.
Необходимо отметить, что древне-египетские погребальные портреты времен греко-римского правления изображают не только греков и римлян.
Погребальные портреты в целом получили общее название «фаюмских портретов» по названию места первых находок.
Не все погребальные портреты являются картинами, часть из них вылеплена из гипса и раскрашена (см. Рис.53).

голова
Рис.53. Древне-египетские погребальные изображения из гипса

Портреты, выполненные по пояс, выглядят как итальянские и испанские изображения святых в храмах и не производят такого сильного впечатления, как голова лысого мужчины, очень похожая на живого человека (см. Рис.53 третья слева).
Если греки и римляне хотели быть похоронены по древне-египетскому обряду, следовательно, они приняли ту же веру, и, выполняя древне-египетские обряды погребения, надеялись на возрождение своей души на небесах.
Египетская вера в возрождение души на небесах была распространена в Римской империи, на это указывают греко-римские образы Исиды (см. Рис.54).

ИсидаИсидаИсидаИсидаИсидаИсида
Рис.54. Греческие и римские изображения Исиды

Прообразами для этих изображений Исиды явно служили греческие и римские женщины.
При этом греческие и римские скульпторы, создавшие образы Исиды, своеобразно использовали древне-египетскую священную символику.
Особенно интересно третье слева изображение Исиды, у которой в левой руке погребальный кувшин с душой внутри, а в правой руке священный предмет, которым дается дыхание жизни на небесах. На голове Исиды двойной головной убор, в котором в Древнем Египте обычно изображали Осириса, и который является символом того, что Осирис правит небесами и землей.
У остальных изображений Исиды древне-египетская священная символика не столь заметна и больше напоминает корону или небольшое украшение.
Египетское влияние на греков и римлян было столь велико, что в Риме и Греции были построены пирамиды (см. Рис.55).


Рис.55. Римская и греческая пирамиды

Размер этих пирамид намного меньше древне-египетских, но их присутствие было символом связи со священной землей Древнего Египта.
В Древнем Риме, как в Древнем Египте, устанавливали обелиски, указывающие на небеса.
Несколько огромных древне-египетских обелисков было доставлено прямо из Египта в Рим и Константинополь (см. Рис.56).

обелискобелиск
Рис.56. Древне-египетские обелиски в Риме, Стамбуле и Египте

Доставленные обелиски устанавливались рядом с храмами так же, как это делалось в Древнем Египте (см. Рис.56 справа).
Древне-египетские обелиски показывают связь храмов со святой землей Древнего Египта.
В Римской империи римляне, греки и другие народы использовали древне-египетский календарь.
Древне-египетская священная символика изображалась на монетах (см. Рис.57).


Рис.57. Древне-римские монеты со священной символикой

На первой слева монете изображен символ рождения нового Солнца в виде солнечного диска и двух одинаковых перьев между рогов быка.
Два пера изображают две чистые части души нового божественного образа, рога быка показывают рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
На второй монете изображена Исида с древне-египетским музыкальным инструментом.
На третьей монете изображена поднявшая голову кобра, которая является символом солнцестояния и рождения Гора.
На четвертой монете изображена Исида с младенцем Гором.
На пятой и шестой монетах повторяются изображения Исиды с младенцем Гором и музыкальным инструментом.
На многих греко-римских памятниках используется общая с древне-египетской символика возрождения (см. Рис.58).

Кибела
Рис.58. Львиная символика

Рядом с изображением сидящей женщины с большим диском в левой руке находятся два льва – символы объединения души Осириса и души Ра в созвездии Льва.
На третьем памятнике только один лев, а большой диск находится в правой руке женщины прямо над головой льва.
Львы показывают начало возрождения в созвездии Льва, а диск служит образом Солнца, в котором живут возрождённые души.
Изображение львиной символики начала возрождения есть на многих древне-римских монетах (см. Рис.59).


Рис.59. Древне-римские монеты с львиной символикой

На одних монетах львы изображены в основании трона, а на других львы тянут за собой повозку, которой управляет плохо различимая женская фигура.
На древне-римских монетах встречается и изображение Гора (см. Рис.60).

монеты
Рис.60. Древне-римские монеты

Гор изображен верхом на льве с копьем в руке, которое направлено на большого змея или дракона, расположенного подо львом.
В целом древне-египетская священная символика Римской империи указывает на то, что греки, римляне, египтяне и другие народы были объединены общей верой.
Что произошло дальше? Каким образом была заменена история возрождения души Осириса?
События возрождение на небесах привязаны к определённым положениям Солнца и Луны и не каждый год подходит для возрождения души, есть периоды, через которые нужные положения повторяются, поэтому такое большое значение придавалось изучению движения планет, древне-египетские астрологи определили время, когда положения Солнца и Луны повторят те, которые были при возрождении души Осириса, что привело в мысли о новом пришествии.
Нам трудно разобраться, что произошло в указанное время, потому что греко-римские правители заставили уничтожить книги подвластных им народов, а в Древнем Египте даже запретили египетскую письменность.
Египет перестал быть священной землёй, была создана новая священная история и религиозное управление было перенесено в Рим.
Представления о душе и триединстве Бога в целом остались теми же, остались и праздники в те же даты, но им придали другой смысл.
Прежняя священная символика продолжает использоваться и в наши дни, но в измененном виде (см. Рис.61).

иконахеттыЛуврИсида
Рис.61. Изменение священной символики

Осирис-Гор стал Святым Георгием, а Исида стала Богородицей и мадонной с младенцем.
Древне-египетские обелиски продолжали стоять рядом с крупнейшими христианскими храмами Римской империи (см. Рис.56 и 62).

крест на обелискекресткрест
Рис.62. Древне-египетские обелиски в Риме

Но усилия по уничтожению письменных источников выполнили свою задачу, и сейчас уже никто не понимает смыслового значения двух львов, установленных на входе в храмы.

Заключение

Общая священная символика народов Междуречья, Малой Азии, Северной Африки и Средиземного моря означает единство их веры. Христианство – это одно течений древне-египетской религии, на это указывает общность христианской и древне-египетской священной символики и близость основных положений веры в триединую сущность Бога.

Литература

1. История. Москва, 1999. Геродот.
2. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.
3. Сказки и повести Древнего Египта. Ленинград, 1979.
4. Исида и Осирис. Москва, 2006. Плутарх.
5. История Древнего Египта. Москва, 2007. Д. Брестед, Б. Тураев.