Гороскоп Гипостильного зала Эсны
В.А. Никонов

Аннотация

В ходе исследования священной символики древне-египетского храма Эсны выяснилось, что храм посвящен преобразованию божественного образа, при этом правая часть храма связана с предшествующим божественным образом, а его левая часть связана с преобразованием божественного образа.
Это привело к предположению, что изображенный в левой части потолка гороскоп посвящен преобразованию божественного образа.
В связи с этим проведено исследование гороскопа Гипостильного зала Эсны, его построения и смыслового значения его астрономической и священной символики.

Содержание

Древне-египетский храм Эсны очень похож на Главный храм Дендеры (см. статьи автора «Священная символика храмов рождения Дендеры» и «Священная символика храмов Эсны»), построение Гипостильных залов этих двух храмов почти одинаково.
В обоих храмах на потолке Гипостильного зала находятся семь полос изображений, разделенных опорными балками, количество полос изображений связано с числом планет, оно показывает, что потолочные изображения связаны с небесами.
Средняя полоса расположена над проходом, ведущим от главного входа в Гипостильный зал к Святилищу храма, в этой полосе повторяются изображения птицы-Солнца, показывающие, что главное священное событие храмов связано с видимым божественным образом.
В левой части потолка храма Эсны по краям двух первых полос изображены наклонившиеся женские фигуры, которые выделяют место расположения гороскопа (см. Рис.1).

две полосыгороскопа на потолке Гипостильного зала
Рис.1. Две полосы гороскопа на потолке Гипостильного зала Эсны

Построение гороскопа Эсны исследовали Т.Н. Фоменко, Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко [1], тогда им не было известно смысловое значение древне-египетской священной символики, поэтому они не смогли понять смысловое значение изображений первой полосы гороскопа, как и значение большинства изображений второй полосы гороскопа.
Смысл большей части древне-египетской священной и астрономической символики стал ясен после прочтения гороскопов на стеле Меттерниха и сравнения полученных выводов с содержанием древне-египетских погребальных текстов (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха», «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха», «О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора» и «О содержании погребальных текстов»).
Исследование священной символики храмов Дендеры и Эсны показало, что изображенные  на их стенах сцены посвящены возрождению Осириса и рождению Гора и нового Солнца.
Дендерские гороскопы описывают дату рождения Гора, по-видимому, гороскоп Эсны тоже описывает события, связанные с возрождением Осириса и рождением Гора, поэтому при исследовании гороскопа Эсны будем сравнивать символику гороскопов Эсны и Дендеры (см. статьи автора «Круглый дендерский зодиак» и «Гороскоп Гипостильного зала Дендеры»).
Ниже приведена прорисовка гороскопа Гипостильного зала Дендеры (см. Рис.2).

Гороскоп на потолке Гипостильного зала Дендеры

Рис.2. Прорисовка гороскопа Гипостильного зала Дендеры

Далее приведены фотография и прорисовка Круглого дендерского зодиака (см. Рис.3).  

Круглый дендерский зодиакПрорисовка
Рис.3. Фотография и прорисовка Круглого дендерского зодиака

Начнем исследование гороскопа Гипостильного зала Эсны с изучения второй полосы, прорисовка которой приведена ниже (см. Рис.4), взято из [1] с исправлениями.

Вторая полоса гороскопа Эсны
Рис.4. Прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны

Полоса разделена узким рядом пояснений на две части, в каждой части находится ряд фигур, среди них изображения двенадцати зодиакальных созвездий.
Далее сравним изображения зодиакальных созвездий в гороскопах Эсны и Дендеры.

Зодиакальные созвездия

Фигуры зодиакальных созвездий следуют друг за другом по часовой стрелке, т.е. по ходу дневного движения Солнца (см. Рис.5).  

Вторая полоса гороскопа Эсны
Рис.5. Изображения зодиакальных созвездий в гороскопе Гипостильного зала Эсны

На левом краю верхней части расположена фигура зодиакального созвездия Льва, на хвосте льва стоит маленькая женская фигурка Девы (см. Рис.5 вверху слева).
Таким же образом созвездие Льва изображено и в дендерских гороскопах (см. Рис.6).  

Лев с Девой
Рис.6. Изображения зодиакального созвездия Льва в гороскопах Эсны и Дендеры

На левом краю нижней части находится вторая фигура созвездия Льва, его хвоста касается левой рукой большая фигура созвездия Девы, как и в дендерских гороскопах, под ногами льва находится змея – знак вынесения (см. Рис.5 внизу слева).
У льва на голове платок, а выше головы расположен диск Солнца и поднявшая голову кобра.
Двигаясь по ходу фигур, перейдем к следующему созвездию Рака, которое в гороскопе Эсны и в Круглом дендерском зодиаке изображено в виде краба (см. Рис.7 первое и второе слева).

Рак
Рис.7. Изображения гороскопов Эсны и Дендеры

На спине краба в гороскопе Эсны изображена полоса, как у жука в гороскопе Гипостильного зала Дендеры (см. Рис.7 справа).
Возможно, создатель гороскопа Эсны посчитал, что жук в гороскопе Гипостильного зала Дендеры, расположенный между созвездиями Льва и Близнецов, является изображением созвездия Рака (см. Рис.2) и поэтому изобразил созвездие Рака в гороскопе Эсны с такой же полосой на спине.
Следующее созвездие Близнецов в гороскопах Эсны и Дендеры изображено в виде мужской и женской  фигур (см. Рис.8).

Близнецы
Рис.8. Близнецы в гороскопах Эсны и Дендеры

Женская и мужская фигуры, по-видимому, являются изображениями Исиды и Осириса-Гора со значением нового божественного образа.
Помимо пары фигур созвездия Близнецов в гороскопе Эсны изображены еще четыре пары близнецов в виде двух мужских фигур, по две пары в верхней и нижней частях (см. Рис.9).  

Вторая полоса гороскопа Эсны
Рис.9. Четыре пары близнецов в гороскопе Гипостильного зала Эсны

В верхней части полосы близнецы держат друг друга за руки и смотрят друг на друга, это означает, что в этой части зодиакального круга произошла их встреча.
У пары близнецов, расположенных на левом краю верхней части полосы, львиные головы, а рядом находятся два одинаковых льва – символы двух равных частей божественной души, львиные головы близнецов и два льва показывают связь священных событий с зодиакальным созвездием Льва (см. Рис.9 вверху слева).
У второй пары близнецов головы быков, они показывают связь священных событий с зодиакальным созвездием Тельца (см. Рис.9 вверху справа).
Близнецы в нижней части на прорисовке ошибочно изображены с головой собаки (см. Рис.9 внизу), на самом деле у первой пары близнецов, расположенных около созвездия Скорпиона, голова похожа на заячью, вид голов близнецов, расположенных около созвездия Водолея, на доступных фотографиях неразличим.
На прорисовке был пропущен и знак вынесения – змея под ногами первой пары близнецов, есть ли знак вынесения под ногами второй пары близнецов, на фотографиях не видно.
Фигуры близнецов имеют больший размер, чем остальные фигуры, это означает, что с ними и с созвездием Близнецов связано главное священное событие.
Рождение близнецов привело к рождению нового Солнца – видимого божественного образа, четыре пары близнецов указывают на четыре преобразования божественного образа.
Четыре пары близнецов изображены и в Круглом дендерском зодиаке, там они расположены по краям круга – символа Солнца, который они поддерживают руками  (см. Рис. 3 слева).
Продолжим сравнение изображений зодиакальных созвездий в гороскопах Эсны и Дендеры и перейдем к следующему зодиакальному созвездию Тельца (см. Рис.10).  

Телец
Рис.10. Телец в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопе Эсны бык расположен так же, как в Круглом дендерском зодиаке, при этом, как  в гороскопе Гипостильного зала Дендеры, на спине быка находится символ возрождения в виде узкого серпа месяца под диском Солнца.
Вид следующего зодиакального созвездия Овна показан ниже (см. Рис.11).  

Овен
Рис.11. Овен в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопах Эсны и Дендеры Овны изображены обернувшимися назад, отличаются только размер их хвостов и вид рогов, в гороскопе Эсны у Овна две пары рогов разного вида.
Следующее зодиакальное созвездие Рыб в гороскопах имеет вид двух рыб (см. Рис.12).

Рыбы
Рис.12. Рыбы в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопе Эсны две рыбы связаны между собой, как рыбы в Круглом дендерском зодиаке.
Следующее зодиакальное созвездие Водолея находится во второй части полосы, где ход фигур направлен справа налево, противоположно направлению хода фигур верхней части и ходу фигур дендерских гороскопов, поэтому развернем созвездие Водолея слева направо и также будем поступать и при сравнении изображений остальных зодиакальных созвездий.
Вид созвездия Водолея в гороскопах Эсны и Дендеры показан ниже (см. Рис.13).  

Водолей
Рис.13. Водолей в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопе Эсны Водолей льет воду на край рыбьего хвоста фигуры Козерога, а в Круглом дендерском зодиаке Водолей льет воду на хвост и голову рыбы, расположенной у его ног, при этом рядом расположен и рыбий хвост Козерога.
Вид созвездия Козерога в гороскопах Эсны и Дендеры показан ниже (см. Рис.14).

Козерог
Рис.14. Козерог в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопе Эсны на спине Козерога находится мужская фигура, в Круглом дендерском зодиаке на спине Козерога стоит мужская фигура планеты Марс, в гороскопе Гипостильного зала Дендеры положение планеты Марс показывает посохом женская фигура, возможно, что и в гороскопе Эсны мужская фигура является изображением планеты Марс.
Вид следующего зодиакального созвездия Стрельца показан ниже (см. Рис.14).  

Стрелец
Рис.15. Созвездие Стрельца в гороскопах Эсны и Дендеры

Стрелец изображен в гороскопе Эсны в перевернутом виде (см. Рис.9), что, видимо, является указанием на то, что в основном гороскопе созвездие Козерога расположено в верхней части небосвода (на Рис. 15 фигура Стрельца гороскопа Эсны перевернута сверху вниз, чтобы легче было проводить сравнение фигур гороскопов).
У фигуры Стрельца тело быка и две разные головы, которые смотрят в разные стороны.
Также Стрелец изображен и в дендерских гороскопах, но там у Стрельца два разных хвоста, а в гороскопе Эсны у Стрельца один хвост, причем, как и в гороскопе Гипостильного зала Дендеры, это хвост скорпиона.
В дендерских гороскопах головы Стрельца являются частным гороскопом, возможно, что и в гороскопе Эсны две головы Стрельца тоже являются частным гороскопом.
Вид следующего зодиакального созвездия Скорпиона показан ниже (см. Рис.16).  

Скорпион
Рис.16. Скорпион в гороскопах Эсны и Дендеры

Созвездие Скорпиона в гороскопах Эсны и Дендеры не имеет дополнительной символики.
Вид следующего зодиакального созвездия Весов показан ниже (см. Рис.17).  

Весы
Рис.17. Весы в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопах Дендеры вместе с созвездием Весов изображен диск Луны, внутри которого находится маленькая девочка – символ новолуния, возможно, что в гороскопе Эсны взрослая женщина, которая держит весы, является изображением Луны в полнолуние.
Вид следующего зодиакального созвездия Девы показан ниже (см. Рис.18).

Дева
Рис.18. Созвездие Девы

Дева – это Исида, она держит перед собой колос – символ возрождения Осириса, ее грудь обнажена, что является указанием на рождение, в гороскопе Эсны на голове Исиды колпак, в котором часто изображен Осирис.
За спиной Девы в гороскопе Эсны находится мужская фигура с головой быка, такая же, как в Круглом дендерском зодиаке (см. Рис.19).  

Сатурн и Дева
Рис.19. Фигуры с головой быка

Это изображение планеты Сатурн, которая, как и в дендерских гороскопах, находится на границе созвездий Девы и Льва, что показывает расположенный перед Девой Лев (см. Рис.9).
Таким образом, похож не только вид зодиакальных созвездий в гороскопах Эсны и Дендеры, но одинаковы и связанные с ними сцены, поэтому далее продолжим сравнение гороскопов.

Планеты

Необходимо отметить, что сцены, относящиеся к астрономическому описанию гороскопа, выделены изображениями звезд (см. Рис.20).  

Вторая полоса гороскопа Гипостильного зала Эсны
Рис.20. Прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны

Исследуем астрономическую часть полосы и определим значение изображенных там сцен, а смысловое значение сцен остальной части рассмотрим позже (см. Рис.21).  

Астрономическая часть
Рис.21. Астрономическое описание

Надо Львом горизонтально расположена мужская фигура с большим ножом (см. Рис.22).  

Юпитер
Рис.22. Юпитер

В Круглом дендерском зодиаке с таким же ножом изображена планета Юпитер (см. Рис.3).
В дендерских гороскопах Юпитер находится на границе созвездий Льва и Девы и почти не меняет своего положения в течение всего года, чтобы показать это в Круглом дендерском зодиаке фигура Юпитера расположена рядом с околополярным созвездием Звездного плуга, а в гороскопе Гипостильного зала Дендеры Юпитер прикован цепью (см. Рис.2).
Лежачее положение мужской фигуры в гороскопе Эсны, по-видимому, тоже показывает неподвижность Юпитера, а Лев с Девой на хвосте показывают место расположения планеты.
Перейдем к описанию символики, расположенной слева от фигур созвездия Близнецов.
В этой части гороскопа находится символ летнего солнцестояния в виде расположенного на высоком стебле цветка лотоса – символа рождения Гора (см. Рис.23).  

Лотос
Рис.23. Лотос

По краям цветка склонились еще два цветка лотоса, число и расположение цветов имеет смысловое значение, вместе три цветка являются символом триединства, два склонившихся одинаковых цветка по краям показывают две души, предшествующие единой божественной душе, изображением которой служит средний цветок. 
Между символом летнего солнцестояния и фигурами созвездия Близнецов расположена большая птица-Солнце (см. Рис.24).  

Символика
Рис.24. Птица-Солнце

У птицы-Солнца голова крокодила – символ предшествующего божественного образа и две дополнительные пары распростертых крыльев, указывающих на двух небожителей.
В дендерских гороскопах птица-Солнце сидит на символе летнего солнцестояния, показывая, что солнцестояние уже произошло (см. Рис.25).  

Лотос
Рис.25. Птица-Солнце

Птица-Солнце имеет вид хищной птицы – символа Гора, на голове у нее двойной головной убор – символ объединения в виде колпака, вставленного в шапку с пером.
В гороскопе Эсны птица-Солнце не сидит на символе летнего солнцестояния, это означает, что солнцестояние еще не наступило.
Под ногами птицы-Солнца в гороскопе Эсны находится змея – знак вынесения, который показывает, что Солнце находится за пределами созвездия Близнецов.
Место, где в действительности расположено Солнце, показывают направление головы змеи и бараньи рога на ее  голове.
С какой целью создатель гороскопа Эсны изобразил птицу-Солнце в созвездии Близнецов, если Солнце находится в другом созвездии?
Видимо, расположение птицы-Солнца выделяет главное священное событие, что показывает большой размер птицы-Солнца.
Далее перейдем к описанию остальной символики, изображенной рядом с символом летнего солнцестояния (см. Рис.26).  

Символика
Рис.26. Символика гороскопа Эсны

Под цветком лотоса расположен еще один символ солнцестояния – поднявшая голову кобра, причем в гороскопе Эсны у кобры две головы
Две головы, видимо, показывают связь солнцестояния с близнецами, а также указывают на две планеты, движение которых происходит рядом с местом летнего солнцестояния.
Между двумя символами солнцестояния расположена извивающаяся змея с двумя головами.
Змеи в древне-египетских гороскопах могут служить символами солнцестояния, знаками вынесения или показывать движение планеты, по-видимому, извивающаяся змея с двумя головами показывает сложное движение двух планет.
Слева от символов летнего солнцестояния изображены две змеи, которые ползут в одном направлении, у верхней змеи на голове бараньи рога – символ возрождения Осириса, а на рогах расположены две кобры с дисками Солнца над головой – символы солнцестояния, близнецов и рождения Гора, а также два высоких пера – символы двух чистых душ.
Символика возрождения Осириса и рождения Гора у верхней змеи показывает, что одна из двух планет как-то связана с Осирисом и Гором.
Справа от птицы-Солнца изображены две крылатые змеи, летящие в разных направлениях.
По-видимому, в зависимости от положения относительно Солнца, две планеты двигались то в одном направлении, то в разных направлениях.
Близнецы сжимают кулаки, возможно, это указание на встречу двух планет (см. Рис.27).  

Меркурий
Рис.27. Близнецы

Справа от созвездия Близнецов находится мужская фигура с посохом, на голове фигуры бараньи рога, а около ног находится маленькая фигурка барана.
В Круглом дендерском зодиаке справа от созвездия Близнецов находится мужская фигура, которая является изображением планеты Меркурий в частном гороскопе  (см. Рис.28).  

Меркурий
Рис.28. Сцена с Меркурием

Меркурий в частном гороскопе движется в сторону созвездия Овна, это показывают бараньи рога, которые он держит в левой руке.
В гороскопе Гипостильного зала Дендеры расположенная справа от созвездия Близнецов мужская фигура держит кобру с бараньими рогами на голове (см. Рис.29).  

Меркурий
Рис.29. Сцена с Меркурием

Расположенная вертикально кобра показывает, что движение планеты Меркурий, которую изображает мужская фигура, происходит во время летнего солнцестояния.
Символика сцен гороскопов Эсны и Дендеры очень похожа, возможно, что мужская фигура в гороскопе Эсны также является изображением планеты Меркурий, который находится около созвездия Близнецов и движется в сторону созвездия Овна, что показывают бараньи рога и расположенная внизу фигурка барана.
Перейдем к описанию женской фигуры, расположенной справа от фигуры зодиакального созвездия Тельца (см. Рис.30).  

Венера
Рис.30. Женская фигура 

У женской фигуры тело мумии, это, видимо, означает, что планета, которую она изображает, долго оставалась в созвездии Тельца.
В дендерских гороскопах в созвездии Тельца находится Венера, которая, совершая сложное движение, долгое время оставалась в созвездии Тельца.
Других женских фигур в верхней части полосы гороскопа Эсны нет, Венера и Меркурий являются внутренними планетами и не могут далеко удаляться от Солнца и друг от друга, следовательно, женская фигура с телом мумии является изображением Венеры.
Далее перейдем к расположенному правее зодиакальному созвездию Овна (см. Рис.31).  

Астрономическая часть
Рис.31. Планеты в гороскопе Эсны

Над спиной фигуры созвездия Овна находится диск Солнца, который показывает положение Солнца в основном гороскопе.
Диск Солнца и птица-Солнце показывают два разных положения Солнца и, соответственно, две разные даты, задающие границы промежутка времени, в течение которого происходило преобразование божественного образа.
Расположение птицы-Солнца и планет, за исключением Луны, указывают на дату рождения Гора, а диск Солнца в Овне и полнолуние в Весах указывают на дату возрождения Осириса.
Возрождение Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Овна является началом преобразования, а завершением является рождение Гора и нового божественного образа во время нахождения Солнца в созвездии Близнецов.
Но почему для даты возрождения Осириса показаны только Солнце и Луна?
По-видимому, создатель гороскопа решил, что два набора планет будут вносить путаницу и мешать чтению гороскопа.
Действительно, между двумя священными событиями – возрождением Осириса и рождением Гора положения Юпитера и Сатурна почти не изменились, во время обоих событий планеты находились на границе созвездий Девы и Льва.
Положение планеты Марс изменилось незначительно, во время возрождения Осириса Марс располагался на границе созвездий Стрельца и Козерога, а во время рождения Гора вошел в созвездие Козерога.
Венера и Меркурий за время между возрождением Осириса и рождением Гора поменялись местами, во время возрождения Осириса Меркурий располагался в созвездии Тельца, а Венера находилась в созвездии Близнецов, а во время рождения Гора Меркурий находился в созвездии Близнецов, а Венера в созвездии Тельца.
Изображения пар одинаковых фигур, несомненно, мешало бы чтению гороскопа, поэтому создатель гороскопа оставил один набор планет, описывающий главное священное событие, а для описания даты возрождения Осириса показал только положения Солнца и Луны.
Полнолуние в созвездии Весов определяет день, диск Солнца в созвездии Овна задает месяц, а описание даты рождения Гора служит указанием на год, таким образом, описание даты возрождения Осириса является полным.
Более того, создатель гороскопа указал час начала преобразования божественного образа с помощью расположенной вверх ногами фигуры зодиакального созвездия Стрельца, которое в ночь возрождения Осириса во время наибольшей фазы полнолуния располагалось вверх ногами на самой вершине эклиптики.
Что касается времени завершения преобразования божественного образа, то для него указаны только месяц и год, это сделано, чтобы показать, что преобразование божественного образа, которому посвящен храм Эсны, еще не завершено.
То же самое показывает символ предшествующего божественного образа – голова крокодила у птицы-Солнца, а также змея – знак вынесения под ее ногами.
Далее перейдем к нижней части полосы, где не исследована символика, расположенная около фигур двух близнецов (см. Рис.32).  

Близнецы
Рис.32. Символика около фигур двух близнецов

Змея – знак вынесения под ногами близнецов показывает, что они находятся не своем месте, а направление головы змеи указывает их расположение в левой части ряда.
Крокодил перед лицом первого близнеца также является знаком вынесения, направление его головы показывает направление, откуда вынесены близнецы, кроме того, крокодил является символом предшествующего божественного образа, в этом значении он показывает связь близнецов с прежним божественным образом.
Под фигурой крокодила расположена змея, у которой одна голова спереди, а другая сзади.
Ниже находится крылатая змея, расположенная головой к близнецам, при этом крылья змеи такие же, как у змеи под ногами близнецов, по-видимому, здесь показано движение одной из планет в разных направлениях, но описание относится к левой части ряда, где должны быть фигуры  близнецов и где находится созвездие Девы.
Справа от близнецов на двух подставках сидят две поднявшие голову змеи, которые, видимо, описывают движение двух планет во время зимнего солнцестояния в созвездии Стрельца.
Раздельное положение змей показывает, что планеты не были вместе в созвездии Стрельца во время нахождения там Солнца.
Над змеями друг над другом расположены еще две змеи такого же вида, как две змеи около символа летнего солнцестояния в созвездии Близнецов в верхнем ряду (см. Рис.26).
По-видимому, змеи показывают движение тех же двух планет, движение которых показано во время летнего солнцестояния в созвездии Близнецов.
Над двумя змеями находится извивающаяся змея (см. Рис.32), похожая на расположенную около таких же двух змей в верхнем ряду извивающуюся змею с двумя головами, у которой одна голова спереди, а другая сзади (см. Рис.26).
По-видимому, две планеты во время зимнего солнцестояния в созвездии Стрельца двигались в одном направлении, а во время летнего солнцестояния в созвездии Близнецов те же две планеты двигались в разных направлениях.
Во время рождения Гора во время летнего солнцестояния две планеты Венера и Меркурий двигались то в одном, то в противоположном направлении и побывали вместе в созвездии Близнецов, в том же году во время зимнего солнцестояния эти две планеты двигались в одном направлении, но не были вместе в созвездии Стрельца.
На этом описание астрономической части гороскопа завершено, далее перейдем к описанию остальной символики второй полосы и начнем с левой части полосы.

Символика левой части полосы

Вернемся к полному виду прорисовки всей второй полосы гороскопа Эсны (см. Рис.33).  

Вторая полоса гороскопа Эсны
Рис.33. Прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны

На исходной взятой из [1] прорисовке допущено много ошибок, часть символики пропущена, а часть искажена.
Например, в верхнем ряду не были изображены бараньи рога у змеи – знака вынесения под ногами птицы-Солнца, а также на голове мужской фигуры рядом с фигурами созвездия Близнецов, искажения были допущены и при взаимном расположении нескольких фигур.
В нижнем ряду расположенные в левой части ряда близнецы были изображены с головой собаки и без знака вынесения – змеи под ногами, за близнецами была одна большая змея вместо двух змей, у льва и у женской фигуры созвездия Весов вместо львиных голов были изображены женские головы, а на голове мужской фигуры, стоящей на спине Козерога, не был изображен маленький зверек.
Часть ошибок и искажений на прорисовке сохранена, в частности у фигуры на троне в левой части нижнего ряда, ниже приведена фотография этого участка полосы (см. Рис.34).  

Нижняя сцена левой части
Рис.34. Фигуры на левом краю нижнего ряда

На прорисовке у сидящей на троне фигуры изображена голова быка (см. Рис.33), а на самом деле у фигуры такая же голова, как у расположенных правее близнецов (см. Рис.35).  

Близнецы
Рис.35. Пара близнецов

Головы трех фигур одинаковы и не похожи на голову собаки или быка, почему создатель прорисовки фигуру на троне изобразил с головой быка, а близнецов с такими же головами изобразил с головой собаки, неясно.
Но, очевидно, что создатель прорисовки допустил ошибки при изображении этих трех фигур.
Головы фигуры на троне и близнецов похожи на заячьи, но есть и отличия, для сравнения ниже приведено древне-египетское изображение зайца (см. Рис.36).  

Заяц
Рис.36. Заяц

Изображения отличаются размерами и формой морды  и ушей, при этом у них есть такое же сходство, как, например, у зайца и австралийского кенгуру.
Возможно, древне-египетский художник случайно исказил заячью голову, но, возможно, что ему нужно было изображение головы неопределенного животного.
Вопрос о том, голова какого животного изображена у сидящей на троне фигуры и близнецов, оставим открытым, в любом случае их одинаковые головы показывают связь трех фигур.
Связь фигур показывает и направление головы крылатой змеи – знака вынесения под ногами близнецов, которая смотрит в левую часть ряда, где находиться фигура на троне.
Указателем положения, видимо, является крылатая змея с одинаковыми головами по краям, а жуки между крыльев показывают связь фигур со старым Солнцем (см. Рис.34 справа).
Далее рассмотрим смысловое значение четырех фигур сцены на левом краю нижнего ряда, выполнив предварительный перенос туда пары близнецов (см. Рис.37).  

Сцена на левом краю
Рис.37. Сцена на левом краю ряда

Рассмотренная выше мужская фигура с головой, похожей на заячью, сидит на троне, сжимая руки, а перед ней стоят три мужские фигуры с разными головами.
У фигуры на левом краю голова человека в двойном головном уборе – символе объединения, по-видимому, это Осирис-Гор.
У второй фигуры голова собаки – символ Анубиса – духовного тела Осириса – небесного близнеца Гора.
У третьей фигуры вместо головы диск Солнца – символ видимого божественного образа.
Одинаковый рост трех мужских фигур показывает их равное значение.
Сидящая на троне мужская фигура имеет большее значение, чем расположенные перед ней три мужские фигуры, по-видимому, фигура на троне является изображением божественного образа, который еще не принял определенный облик.
Три мужские фигуры перед троном показывают разные проявления божественного образа в виде Солнца, Анубиса и Осириса-Гора.
Пара близнецов, расположенных за троном с такими же головами, как у сидящей на троне фигуры, показывает связь рождения нового божественного образа с близнецами.
Символика фигур рассмотренной сцены описывает преобразование божественного образа и относится к священной символике.
Расположенные в первом ряду полосы над этой сценой львы и близнецы также относятся к священной символике (см. Рис.33).
Таким образом, все фигуры сцен левой части полосы, не отмеченные изображениями звезд, не имеют астрономического содержания, а относятся к священной символике.
Далее перейдем к исследованию символики фигур, расположенных в правой части полосы и не отмеченных изображениями звезд.

Символика правой части полосы

В правой части полосы не отмеченные изображениями звезд фигуры образуют длинный ряд, разделенный сидящими на тронах фигурами на несколько сцен (см. Рис.38 справа).  

Вторая полоса гороскопа Эсны
Рис.38. Прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны

Сидящие на тронах фигуры служат границами сцен, вероятно, все они являются женскими, но при их изображении допущены ошибки, так в нижнем ряду у фигуры с головой-пером не изображена женская грудь, есть ошибки и при изображении других фигур.
Например, в верхнем ряду у сидящей на троне фигуры, которая держит трещотку Исиды, изображена голова барана, а на самом деле, у нее голова львицы (см. Рис.39).  

Сцена правой части
Рис.39. Фигуры верхнего ряда

У мужской фигуры, расположенной за троном, на голове шляпа с лентой, а выше находится диск Солнца со змеей, тогда как создатель прорисовки изобразил на голове фигуры Солнце на бараньих рогах.
У мужской фигуры, расположенной перед троном, в руках большой нож или меч, а создатель прорисовки ошибочно изобразил палку.
В том же ряду у сидящей на втором троне женской фигуры создатель прорисовки вместо головы львицы изобразил голову человека, неверно изображены головы и других фигур.
Ниже приведена исправленная прорисовка верхнего ряда фигур (см. Рис.40).  

Верхний ряд фигур
Рис.40. Верхний ряд фигур

Правая часть полосы находится в темной части потолка Гипостильного зала Эсны и многие участки на фотографиях не видны или видны очень плохо, поэтому данная прорисовка тоже содержит неточности и искажения, так на правом краю ряда сидящая на троне фигура на фотографиях неразличима, предположительно это женщина с головой львицы, неразличимы  головы нескольких расположенных за троном фигур, поэтому их вид взят из прорисовки.
Далее рассмотрим символику каждой фигуры верхнего ряда и ее смысловое значение.
Мужская фигура около созвездия Рыб находится перед границей сцены – фигурой на троне, видимо, эта фигура не относится к сцене и имеет самостоятельное значение.
Между мужской фигурой и рыбой находятся изображения звезд, чтобы они поместились, создатель гороскопа изобразил половинки звезд, это, видимо, означает, что фигура относится к астрономическому описанию гороскопа.
По-видимому, мужская фигура с диском Солнца на голове является частным гороскопом и показывает взаимное расположение Солнца и мужской планеты во время их движения в созвездии Рыб.
В год возрождения Осириса и рождения Гора Меркурий, двигаясь через созвездие Рыб во время нахождения там Солнца, не смог догнать его (см. Рис.41).  

Сцена Меркурий и Солнце
Рис.41. Движение Солнца и Меркурия в созвездии Рыб

Такое движение Солнца и Меркурия необычно, т.к. Меркурий является самой близкой к Солнцу внутренней планетой, и поэтому не удаляется далеко от Солнца и движется очень быстро, созвездие же Рыб является одним из самых протяженных зодиакальных созвездий и Меркурию обычно хватает времени, чтобы обойти Солнце.
Далее перейдем к описанию расположенных перед фигурой Меркурия сцен (см. Рис.42).  

Две сцены верхнего ряда
Рис.42. Прорисовка сцен верхнего ряда

Границы сцен – сидящие на тронах женские фигуры с головой львицы являются образами Исиды, их львиные головы указывают на начало священных событий в созвездии Льва, а сами женские фигуры показывают связь описываемых сценами событий с Исидой.
Фигуры сцен верхнего ряда объединены по трое, это видно по дополняющим друг друга сценам, расположенным по обеим сторонам средней женской фигуры на троне (см. Рис.43).

Символика фигур
Рис.43. Дополняющие друг друга сцены

На правом краю обеих сцен стоит зверек на задних лапах, передними лапами он держит два одинаковых сосуда – символы двух сердец с двумя равными душами в них.
Далее расположена мужская фигура с головой льва, которая держит в руках такие же два одинаковых сосуда – символы двух сердец с двумя равными душами в них.
Львиные головы фигур показывают связь объединения двух душ с созвездием Льва.
Мужские фигуры на правом краю обеих сцен на фотографиях видны очень плохо, возможно, у фигуры справа от трона голова хищной птицы, а у фигуры слева от трона голова человека.
Независимо от вида голов две мужские фигуры, расположенные на правом краю обеих сцен, являются изображениями близнецов, рождение которых связано с объединением души Осириса с душой Ра во время нахождения Солнца в созвездии Льва.
Далее рассмотрим три фигуры, расположенные на левом краю первой сцены (см. Рис.44).  

Первая сцена
Рис.44. Фигуры первой сцены

В этой части изображены прежний божественный образ в виде фигуры с головой крокодила и два близнеца с головой быка.
Кресты, которые держат Исида и оба близнеца, указывают на рождение, а сами близнецы указывают на два рождения.
Нож в руках прежнего божественного образа, по-видимому, предназначен для освобождения души из тела звездного быка.
После возрождения Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Овна божественная душа перешла вместе с Солнцем в созвездие Тельца, главное священное событие произошло в созвездии Близнецов, когда божественная душа покинула созвездие Тельца.
Фигура божественного образа с ножом в руках и два близнеца с головой быка символически описывают эти события.
Далее рассмотрим три фигуры, расположенные на правом краю второй сцены (см. Рис.45).  

Вторая сцена
Рис.45. Фигуры второй сцены

На прорисовке трон и фигура имеют меньшие размеры, чем у двух предыдущих сидящих на тронах фигур, в действительности, их размеры почти одинаковы.
За троном находится мужская фигура с посохом – символом небес в левой руке, в правой руке фигуры кнут или символ наибольшего, по-видимому, это изображение Гора.
За ним находится изображение человеческого бестелесного духа, за которым расположена змея – символ  движения, в данном случае змея показывает вознесение души, по-видимому, здесь показано вознесение Святого духа – души Осириса.
На левом краю находится Исида, которая в левой руке держит посох – символ небес, грудь Исиды обнажена, что служит указанием на рождение.
Вместе три фигуры показывает связь рождения Гора с Исидой и Святым духом – Осирисом.
Таким образом, рассмотренные выше сцены описывают священные события, при этом львиные головы женских фигур – образов Исиды указывают на начало священных событий в созвездии Льва.
Далее рассмотрим символику фигур двух сцен нижнего ряда и ее смысловое значение.  

Символика правой части нижнего ряда

На имеющихся фотографиях многие изображения правой части нижнего ряда неразличимы, и только с помощью прорисовки можно понять, что там находится (см. Рис.46).  

Сцены нижнего ряда
Рис.46. Прорисовка сцен нижнего ряда

Отсутствие на первоначальной прорисовке женской груди у фигуры с пером показывает, что при прорисовке этой части полосы тоже допущены ошибки и искажения, поэтому описание смыслового значения символики может быть неверным. 
Левая граница – сидящая на троне женская фигура раскинула в стороны руки и изображает крест – символ рождения, вместо головы у фигуры перо – символ чистоты души.
За троном находится вертикально расположенная змея, по-видимому, это символ движения, который показывает вознесение души.
Правее расположена мужская фигура с головой льва, указывающая на две одинаковые маленькие фигурки с головой льва, сидящие у ее ног.
Львиные головы служат указанием на начало священных событий в созвездии Льва, мужская фигура является изображением божественного образа, а две фигурки по ее краям являются изображениями двух равных частей божественной души.
Три фигуры показывают связь рождения нового божественного образа с объединением двух душ в созвездии Льва.
Далее друг над другом расположены две змеи и животное с телом, объединяющим тела двух львов с головой крокодила.
Голова крокодила – это символ прежнего божественного образа, два льва – это символы двух равных частей божественной души, их общее тело показывает единство божественной души.
Одна из змей расположена на подставке, что служит указанием на летнее солнцестояние, а другая змея показывает движение, обе змеи, по-видимому, связывают расположенную правее пару близнецов с прежним божественным образом и объединением душ в созвездии Льва.
У близнецов голова собаки – символ Анубиса – духовного тела Осириса.
За парой близнецов расположена мужская фигура с головой льва, которая держит в руках два одинаковых сосуда – символы двух сердец с двумя равными душами в них.
За спиной мужской фигуры находится вертикально расположенная змея, по-видимому, это символ движения, который показывает вознесение божественной души.
Правее на подставке расположена большая змея – символ летнего солнцестояния.
Эта часть сцены показывает связь рождения нового божественного образа с близнецами и летним солнцестоянием.
Далее расположена граница сцены – сидящая на троне фигура с головой собаки, в левой руке фигуры крест – символ рождения, в правой руке посох – символ принадлежности к небесам.
По-видимому, при изображении головы фигуры допущена ошибка, поскольку у женской фигуры не может быть головы Анубиса – духовного тела Осириса.
У фигуры за троном тоже изображена голова собаки, в правой руке фигуры посох – символ принадлежности к небесам.
За спиной мужской фигуры стоит зверек на задних лапах, передними лапами он держит два одинаковых сосуда – символы двух сердец с двумя равными душами в них.
За зверьком находится вертикально расположенная змея, которая показывает вознесение божественной души, изображением которой, видимо, является мужская фигура за троном.
На этом исследование второй полосы гороскопа завершено, далее рассмотрим символику первой полосы гороскопа.  

Символика первой полосы гороскопа

Ниже показан вид первой полосы, собранный из нескольких фотографий (см. Рис.47).  

Первая полоса гороскопа Эсны
Рис.47. Первая полоса гороскопа Гипостильного зала Эсны

Две женские фигуры – символы небесного свода по краям первой полосы показывают связь расположенных между ними фигур с небесами, обе женские фигуры изображены стоящими на цыпочках, ноги и руки у них более длинные, чем у женских фигур второй полосы.
Под женской фигурой на левом краю полосы находятся три фигуры в лодках (см. Рис.48).  

Лодки
Рис.48. Три лодки

Две расположенные по краям лодки большие, а лодка между ними маленькая, на носу первой лодки сидит птица, а в самой лодке находится мужская фигура в колпаке Осириса, которая обернулась назад к женским фигурам в лодках и протягивает к ним свою левую руку.
Женская фигура в маленькой лодке левой рукой указывает на небеса, а правой указывает на мужскую фигуру перед ней, лодки фигур пересекаются, что, видимо, означает их встречу.
В третьей лодке стоит трон, на котором сидит женская фигура в головном уборе в виде трех высоких перьев, руки фигуры разведены в стороны и расположены ладонями вверх.
Фигуры в лодках очень похожи на внезодиакальные созвездия Осириса-Гора и Исиды, ниже для сравнения приведены изображения этих двух созвездий в гороскопе Бругша (см. статью автора «О внезодиакальных созвездиях в древне-египетских гороскопах») (см. Рис.49).

Созвездия
Рис.49. Созвездия Исиды и Осириса-Гора

Вид и позы расположенных рядом мужской и женской фигур в гороскопе Эсны такие же, как в гороскопе Бругша, но изображениями внезодиакальных созвездий Осириса-Гора и Исиды являются две фигуры в больших лодках, а средняя женская фигура является изображением планеты Венеры-Исиды, которая находилась около руки созвездия Осириса-Гора во время возрождения Осириса.
Пересечение лодок в гороскопе показывает встречу Исиды с душой Осириса, изображением которой является птица, сидящая на носу первой лодки, расположение рук созвездия Исиды, возможно, служит указанием на полнолуние в созвездии Весов.
За лодками находится женская фигура, которая держит над собой подставку, чтобы лучше была видна символика фигур, рядом приведена та же фотография в негативе (см. Рис.50).  

Левая частьНегатив
Рис.50. Фотография левой части первой полосы гороскопа и ее негатив

Над подставкой расположена змея, тело, которой образует три кольца, такая же символика есть и в гороскопе Гипостильного зала Дендеры (см. Рис.2 вверху слева).
Выше расположены две свившиеся телами змеи, которые вместе пьют из одного бокала.
Женская фигура является изображением Исиды, ее обнаженная грудь является указанием на рождение, кольца змеи, по-видимому, показывают повторное рождение, а две змеи, пьющие из одного бокала показывают общий источник для рождения двоих.
Около ног Исиды на подставке стоит лев с головой барана – объединенный символ начала священных событий в созвездии Льва и возрождения Осириса в созвездии Овна, две пары его крыльев указывают на двух небожителей, на голове льва находится перо – символ чистоты души и истинности, в данном случае перо показывает чистоту божественной души.
Выше льва находится большая мужская фигура с четырьмя бараньими головами и большими бараньими рогами, общими для всех голов, в левой руке фигуры крест – символ рождения, в правой руке посох – символ принадлежности к небесам, край посоха касается подставки, которую держит Исида, показывая связь большой мужской фигуры с Исидой.
Четыре головы фигуры являются символами четырех преобразований божественного образа.
Правее большой мужской фигуры и льва с крыльями расположены два лежащих льва.
У льва, расположенного внизу, голова крокодила – символ предшествующего божественного образа, у льва, расположенного вверху, возможно, голова хищной птицы – символ Гора.
За верхним львом находятся две одинаковые мужские фигуры с разными головами, у первой фигуры голова льва, у второй фигуры голова крокодила (см. Рис.51).  

Средняя часть
Рис.51. Символика первой полосы гороскопа

Первая фигура протягивает перед собой палочку, возможно, предназначенную для письма.
Две мужские фигуры показывают связь преобразований божественного образа с близнецами, а также с прежним божественным образом и началом событий в созвездии Льва.
За нижним львом находится похожая на бегемота фигура – символ планеты Юпитер, которая протягивает руку к хвосту льва, показывая свое расположение во время священных событий на границе созвездия Льва.
Хвост нижнего льва имеет вид поднявшей голову кобры – символа летнего солнцестояния, которая показывает связь священных событий с летним солнцестоянием.
За спиной Юпитера друг над другом горизонтально расположены две змеи, на теле которых растет дерево, у верхней змеи две человеческие головы, а у нижней змеи два хвоста.
Символика двух змей показывает соединение двух частей в одно целое, что привело в свою очередь к рождению двоих.
Выше змей с растущими на теле деревьями расположены еще несколько змей  (см. Рис.52).

Змеи
Рис.52. Змеи

Две змеи расположены вертикально, у первой змеи голова хищной птицы – символ Гора, у второй змеи впереди что-то похожее на две руки.
Справа от двух змей расположены друг над другом три змеи, две нижние змеи одинаковы по размеру, третья змея значительно больше, ее тело образует два кольца.
У змеи, расположенной внизу, на голове находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, у второй змеи на голове что-то неясное, у большой змеи голова крокодила – символ предшествующего божественного образа.
Символика змей показывает связь преобразования божественного образа с возрождением Осириса и рождением Гора.
Справа от змей находится изображение птицы-Солнца с двумя львами по краям (см. Рис.53).  

Птица-Солнце
Рис.53. Птица-Солнце

Два одинаковых льва – это символы двух равных душ, соединенных в божественной душе.
Ниже львов и птицы-Солнца расположена большая змея с неясной символикой на голове.
Под ней расположены четыре шапки с пером и толстый птенец между ними  (см. Рис.54).  

Шапки и птенец
Рис.54. Шапки с пером

В шапке с пером в древне-египетских гороскопах часто изображена птица-Солнце, четыре шапки с пером указывают на четыре преобразования Солнца, которое изображено в виде толстого круглого птенца.
Справа от птенца птицы-Солнца расположена фигура стоящего на двух ногах змея с диском Солнца вместо головы, а ниже этой сцены расположен змей на четырех ногах, на голове змея надета солнечная шапка с пером.
Перейдем к правой части полосы, где фигуры расположены в два ряда (см. Рис.55).  

Правая часть
Рис.55. Символика правой части полосы

В начале верхнего ряда находится изогнувшаяся змея с четырьмя человеческими головами, а за ней расположены две мужские фигуры – символы близнецов.
Мужские фигуры видны очень плохо, похоже, что у обеих фигур голова крокодила – символ предшествующего божественного образа, а на голове диск Солнца между рогов быка.
Правее близнецов находятся два льва, при этом расположенный внизу лев лежит на спине, видимо, это означает, что он повержен, другой лев стоит над ним.
Справа ото львов расположены пять мужских фигур, на фотографии их головы неразличимы, видно только, что первая фигура держит в каждой руке по змее.
В конце ряда находится большая птица-Солнце с двумя парами крыльев, которые указывают на двух небожителей, голова птицы-Солнца на фотографии неразличима.
Нижний ряд состоит из девяти одинаковых домиков, в каждом из них находится мужская фигура с телом в виде мумии и с посохом – символом принадлежности к небесам в руках.
Все домики стоят на теле длинной змеи, которая, видимо, является символом движения.
Крыши расположенного на правом краю первого домика касается крыльями птица-Солнце.
Девять одинаковых домиков с фигурами, видимо, являются изображениями девяти месяцев, прошедших от гибели Осириса до начала его возрождения в созвездии Льва.
Лежащий на спине лев показывает гибель Осириса, а расположенный над ним второй лев показывает начало возрождения Осириса, пять фигур над домиками, возможно, показывают пять месяцев, прошедших от зачатия близнецов до возрождения Осириса.
Теперь, когда смысловое значение символики первой полосы гороскопа Эсны определено, рассмотрим в целом построение первой полосы (см. Рис.56).

Первая полоса гороскопа Эсны
Рис.56. Построение первой полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны

Астрономическая часть первой полосы гороскопа выделена расположением фигур в лодках, которые развернуты поперек остальных фигур.
Большие женские фигуры – символы небес делят своими телами всю полосу на две части.
Часть символики под телами больших женских фигур имеет астрономическое значение, а символика посередине полосы полностью относится к священной символике.
На этом исследование двух полос гороскопа Гипостильного зала Эсны завершено.  

Заключение  

Расположенный в левой части потолка Гипостильного зала Эсны гороскоп описывает время преобразования божественного образа.
Две полосы, которые составляют гороскоп Эсны, разделяют преобразование на две части.
Первая полоса описывает промежуток времени до возрождения Осириса в созвездии Овна, а вторая полоса описывает промежуток времени после возрождения Осириса и до рождения нового божественного образа в созвездии Близнецов.
Сравнение символики гороскопов древне-египетских храмов Эсны и Дендеры показало, что создатель гороскопа Эсны взял за основу изображения, используемые в гороскопах Дендеры.
Это означает, что храмы Дендеры имели большее значение, чем храмы Эсны, кроме того, это означает, что храм Эсны построен позже Главного храма Дендеры.  

Литература  

1.      Новая хронология Египта. Москва, 2003. Г .В. Носовский и А.Т. Фоменко.

 

 

Сайт управляется системой uCoz