Гороскоп малого храма Эсны
В.А. Никонов

Аннотация

Неподалеку от древне-египетского храма Эсны находился связанный с ним небольшой храм, на потолке которого был изображен гороскоп.
После прочтения гороскопов Эсны и Дендеры и определения священных событий, которым посвящены эти храмы, появилась возможность установить назначение малого храма Эсны.
В данной работе проведено исследование построения и символики гороскопа малого храма Эсны и определено смысловое значение его астрономической и священной символики.

Содержание

В текстах на стенах Гипостильного зала Эсны упоминаются связанные с главным храмом четыре малых храма по числу преобразований божественного образа.
Один из малых храмов находится на восточном берегу Нила напротив Эсны, остатки второго храма раскопаны приблизительно в 12 км на юг от Эсны, третий храм находился, видимо, в западной части города, где расположено древнее кладбище, четвертый храм был расположен приблизительно в 5 км к северу от Эсны, но в 19-м веке храм был разрушен из-за того, что оказался на пути прокладки нового канала.
В ходе экспедиции Наполеона было дано описание северного храма и зарисован гороскоп на его потолке, ниже приведена его прорисовка (см. Рис.1) , взято из [1].

Прорисовка гороскопа на потолке северного малого храма Эсны
Рис.1. Прорисовка гороскопа на потолке северного малого храма Эсны

Гороскоп малого храма Эсны исследовали Т.Н. Фоменко, Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко, они отметили сходство гороскопов Эсны и Дендеры [1], но при этом, что удивительно, они не увидели совпадения сцен самих гороскопов Эсны.
Для сравнения ниже приведена прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны (см. Рис.2), взято из [1] с исправлениями.  

Прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны
Рис.2. Прорисовка второй полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны

Начиная с левого края обоих гороскопов Эсны, бросается в глаза совпадение изображений зодиакальных созвездий, а также расположенных рядом с ними фигур и сцен. 
Ниже проведем сравнение гороскопа малого храма Эсны с гороскопом Гипостильного зала Эсны (см. статью автора «Гороскоп Гипостильного зала Эсны») и с символикой дендерских гороскопов (см. статьи автора «Круглый дендерский зодиак» и «Гороскоп Гипостильного зала Дендеры»).
Начнем сравнение с ряда зодиакальных созвездий в гороскопе малого храма Эсны.

Ряд зодиакальных созвездий

Изображения зодиакальных созвездий в гороскопе малого храма Эсны расположены вдоль полосы, разделяющей гороскоп на две части (см. Рис.3).  

Ряд зодиакальных созвездий
Рис.3. Ряд зодиакальных созвездий в гороскопе малого храма Эсны

На левом краю расположена фигура зодиакального созвездия Льва, на хвосте которого стоит фигура Девы (см. Рис.3 слева).
Также созвездие Льва изображено и в других гороскопах Эсны и Дендеры (см. Рис.4).  

Созвездие Льва
Рис.4. Созвездие Льва в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопе малого храма Эсны надо Львом расположена змея, тело, которой образует несколько колец, такая же змея есть в первой полосе гороскопа Гипостильного зала Эсны и в гороскопе Гипостильного зала Дендеры (см. Рис.5).  

Кольца змеи
Рис.5. Символика храмов Эсны и Дендеры

Кольца змеи показывают повторение новых рождений Солнца, начало которым положило слияние души Осириса с душой Ра в диске Солнца в созвездии Льва.
Справа от созвездия Льва расположена мужская фигура с большим ножом (см. Рис.6).  

Фигура около льва
Рис.6. Сцены около созвездия Льва в гороскопах Эсны

В гороскопе Гипостильного зала Эсны надо Львом с Девой на хвосте расположен Юпитер, который держит такие же нож и лук со стрелами (см. Рис.6 справа), как и мужская фигура в гороскопе малого храма Эсны (см. Рис.6 слева), одинаковы и позы фигур.
Таким образом, сцены около созвездия Льва в обоих гороскопах полностью совпадают.
Следующее зодиакальное созвездие Рака в гороскопах Эсны и Дендеры изображено в виде краба (см. Рис.7).

Созвездие Рака  
Рис.7. Рак в гороскопах Эсны и Дендеры

На спине краба в обоих гороскопах Эсны изображена полоса.
Следующее созвездие Близнецов в гороскопах Эсны и Дендеры изображено в виде мужской и женской  фигур (см. Рис.8).

Созвездие Близнецов  
Рис.8. Близнецы в гороскопах Эсны

В обоих гороскопах Эсны ладони Близнецов сжаты в кулаки, а руки соединены вместе.
В обоих гороскопах справа от созвездия Близнецов находится мужская фигура с посохом, конец которого опирается на маленькую фигурку барана (см. Рис.9).  

Мужская фигура рядом с Близнецами
Рис.9. Мужская фигура около созвездия Близнецов

В гороскопе Гипостильного зала Эсны расположенная справа от фигур созвездия Близнецов мужская фигура является изображением планеты Меркурий, который движется в сторону созвездия Овна, по-видимому, в гороскопе малого храма Эсны мужская фигура с той же символикой тоже является изображением планеты Меркурий.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны слева от созвездия Близнецов расположены символы летнего солнцестояния в виде трех цветов лотоса и кобры с двумя головами, а также другая символика (см. Рис.10 справа).  

Символика гороскопов  
Рис.10. Символика гороскопов Эсны

В гороскопе малого храма Эсны символы летнего солнцестояния в виде трех цветов лотоса и кобры с двумя головами (см. Рис.10 слева) находятся выше разделительной полосы, при этом рядом с ними, как и в гороскопе Гипостильного зала Эсны, расположены змеи с крыльями и птица-Солнце с головой крокодила – символом предшествующего божественного образа.
Две змеи показывают движение двух планет во время летнего солнцестояния, а поскольку, эти две планеты долгое время остаются вблизи Солнца, следовательно, как и в гороскопе Гипостильного зала Эсны, это Меркурий и Венера.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны на левом краю сцены у одной из змей на голове сложный головной убор в виде бараньих рогов – символа возрождения Осириса, на которых расположены две кобры с дисками Солнца над головой – символы солнцестояния, близнецов и рождения Гора, а также два высоких пера – символы двух чистых душ  (см. Рис.11).  

Символика
Рис.11. Головной убор на голове змеи

В гороскопе малого храма Эсны такой же головной убор изображен у змеи, расположенной  над коброй в сцене слева от птицы-Солнца (см. Рис.12).  

Сцены гороскопа
Рис.12. Сцены гороскопа малого храма Эсны

Змея в левой сцене перевернута вниз головой, а в сцене справа змея расположена обычным образом, по-видимому, это указание на изменение положения планеты относительно Солнца или эклиптики во время летнего солнцестояния.
За время между возрождением Осириса и рождением Гора Венера и Меркурий совершили сложное движение, в ходе которого они поменяли свое положение относительно друг друга, а также относительно эклиптики и Солнца.
Границами левой сцены являются две сидящие на тронах женские фигуры с головой львицы.
Фигура слева держит в левой руке посох – символ принадлежности к небесам, в правой руке держит крест – символ рождения, на голове у нее поднявшая голову кобра – символ летнего солнцестояния.
Фигура справа держит в левой руке трещотку Исиды, в правой руке держит кнут или символ наибольшего, с которым часто изображен Осирис.
Между двумя сидящими на тронах женскими фигурами расположена высокая подставка с поднявшей голову коброй – символом летнего солнцестояния, которая связывает сцены ряда с летним солнцестоянием.
Необходимо отметить сходство изображений границ сцен в гороскопах Эсны (см. Рис.13).

Границы сцен в гороскопах Эсны  
Рис.13. Границы сцен в гороскопах Эсны

В обоих гороскопах одна из фигур держит трещотку Исиды, а у другой нет рук, у всех фигур головы львицы, за исключением одной женской фигуры, ошибочно изображенной с головой собаки при прорисовке гороскопа Гипостильного зала Эсны (см. Рис.13 справа).
Продолжим описание фигур, расположенных в ряду зодиакальных созвездий (см. Рис.14).

Сцены в ряду зодиакальных созвездий  
Рис.14. Сцены ряда зодиакальных созвездий в гороскопе малого храма Эсны

Справа от фигур созвездия Близнецов и Меркурия находится изображение внезодиакального созвездия Осириса-Гора, а ниже расположено созвездие Исиды (см. Рис.15 слева).  

Созвездия Исиды и Осириса-Гора
Рис.15. Созвездия Исиды и Осириса-Гора в гороскопах Эсны и Дендеры

Справа приведена фотография созвездий Исиды и Осириса-Гора, изображенных в гороскопе на потолке Гипостильного зала Дендеры (см. Рис.15 справа).
Созвездие Исиды изображено в гороскопах в виде коровы, которая показывает связь Исиды с созвездием Тельца, созвездие Осириса-Гора изображено в виде обернувшейся назад мужской фигуры в колпаке Осириса.
В гороскопе малого храма Эсны позади коровы находится женская фигура, около ее руки расположена надпись с детерминативом в виде звезды, который показывает, что это планета, женское окончание показывает, что это планета женского рода, рукой фигура указывает на корову, показывая, что планета долго находилась в созвездии Тельца.
Диск Солнца между рогов быка на голове женской фигуры связывает ее с Венерой-Исидой, которая долго находилась в созвездии Тельца во время рождения Гора и нового Солнца.
Около головы Осириса-Гора находится двойной лев с головой барана (см. Рис.16 слева).  

Созвездие Осириса-Гора
Рис.16. Созвездие Осириса-Гора

Львы – символы объединения душ Осириса и Ра в созвездии Льва, их общее тело является символом единства божественной души, баранья голова льва – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, в гороскопе Гипостильного зала Эсны тоже изображен двойной лев, но там вместо бараньей головы на прорисовке изображена голова крокодила.
В гороскопе малого храма Эсны ниже двойного льва изображен знак вынесения – крокодил.
Справа от лодки Осириса поперек ряда расположен овцебык, тело которого показывает связь священных событий с созвездиями Овна и Тельца, двойные крылья овцебыка указывают на двух небожителей, а перо на голове является символом чистоты души.
В гороскопе малого храма Эсны крылатые овцебыки выделяют места зодиакального круга, где наступают летнее и зимнее солнцестояния (см. Рис.17).  

Два крылатых овцебыка
Рис.17. Два крылатых овцебыка в гороскопе малого храма Эсны

Первый крылатый овцебык расположен около созвездия Близнецов, где наступает летнее солнцестояние, а второй овцебык находится около созвездия Стрельца, там, где происходит зимнее солнцестояние.
Далее перейдем к описанию изображения зодиакального созвездия Тельца (см. Рис.18).  

Созвездие Тельца
Рис.18. Созвездие Тельца в гороскопах Эсны

В гороскопе малого храма Эсны над головой быка расположен символ возрождения в виде узкого серпа месяца под диском Солнца или Луны, в гороскопе Гипостильного зала Эсны такой же символ расположен над задом быка (см. Рис.18 справа), во всех гороскопах Эсны и Дендеры бык изображен обернувшимся назад.
В гороскопе малого храма Эсны около хвоста быка расположена крылатая змея, похожая на крылатых змей, находящихся около символа летнего солнцестояния.
Змея показывает движение планеты, а то, что она расположена головой вверх, по-видимому, означает, что планета долго оставалась на одном месте, не двигаясь ни к созвездию Тельца, ни от созвездия Тельца.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны за спиной быка расположена женская фигура, которая является изображением планеты Венеры-Исиды, ее тело в виде мумии показывает, что планета долго оставалась в созвездии Тельца.
Смысловое значение сцен около созвездия Тельца в гороскопах полностью совпадает.
Вид следующего зодиакального созвездия Овна показан ниже (см. Рис.19).  

Созвездие Овна
Рис.19. Созвездие Овна в гороскопах Эсны

В гороскопах Эсны и Дендеры Овны изображены обернувшимися назад, отличаются только размер их хвостов и вид рогов, в гороскопах Эсны у Овна две пары рогов разного вида.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны над спиной фигуры Овна находится диск Солнца, который показывает положение Солнца в основном гороскопе (см. Рис.19 справа).
В гороскопе малого храма Эсны над спиной фигуры Овна находится символ возрождения в виде узкого серпа месяца под диском Солнца или Луны, причину разной символики двух гороскопов Эсны обсудим после сравнения символики всего ряда зодиакальных созвездий.
Созвездие Рыб в гороскопах Эсны имеет вид двух связанных между собой рыб (см. Рис.20).  

Созвездие Рыб
Рис.20. Созвездие Рыб в гороскопах Эсны

Справа от изображения созвездия Рыб в обоих гороскопах Эсны находится мужская фигура.
В гороскопе малого храма Эсны (см. Рис.20 слева) фигура держит в левой руке змею, которая показывает движение планеты, две головы фигуры смотрят в разные стороны, это означает, что планета двигалась в противоположных направлениях.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны мужская фигура с диском Солнца на голове является изображением планеты Меркурий в частном гороскопе (см. Рис.20 справа).
В гороскопе малого храма Эсны мужская фигура так же, как и в гороскопе Гипостильного зала Эсны, является изображением планеты Меркурий в частном гороскопе и показывает изменение направления движения Меркурия при переходе его из зодиакального созвездия Водолея в зодиакальное созвездие Рыб.
Вид созвездия Водолея в гороскопах Эсны и Дендеры показан ниже (см. Рис.21).  

Созвездие Водолея
Рис.21. Водолей в гороскопах Эсны и Дендеры

В двух гороскопах Эсны и в Круглом дендерском зодиаке Водолей одет только в передник, в гороскопе малого храма Эсны на голове Водолея находится куст папируса (см. Рис.21 слева), как и в гороскопе Гипостильного зала Дендеры (см. Рис.21 справа).
Между зодиакальными созвездиями Водолея и Козерога в гороскопе малого храма Эсны находится большая сцена (см. Рис.22 слева).  

Сцены гороскопов
Рис.22. Сцены гороскопов Эсны

На большой змее – знаке вынесения расположены три мужские фигуры одинакового роста, что показывает их равное значение.
У фигуры на левом краю голова барана – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, фигура изображена в сидячем положении, ее руки соединены, а ладони сжаты в кулаки.
У второй фигуры вместо головы диск Солнца – символ видимого божественного образа.
У третьей фигуры голова собаки – символ Анубиса – духовного тела Осириса – небесного близнеца Гора.
Ниже трех фигур на знаке вынесения – змее стоит  большая мужская фигура с головой льва.
Голова змеи указывает на расположенные выше три фигуры, тем самым показывая место, где должна находиться большая мужская фигура с головой льва.
Большая змея под ногами трех фигур смотрит в сторону правого края, где в разрушенной части потолка малого храма Эсны должно было находиться созвездие Девы.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны на краю нижнего ряда второй полосы около созвездия Девы расположены четыре мужские фигуры (см. Рис.22 справа).
Фигура на правом краю сидит на троне, ее руки соединены, а ладони сжаты в кулаки, как у первой слева фигуры в гороскопе малого храма Эсны.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны у фигуры перед троном вместо головы диск Солнца, как у такой же фигуры в гороскопе малого храма Эсны.
У следующей фигуры в гороскопе Гипостильного зала Эсны голова собаки, как у фигуры в гороскопе малого храма Эсны.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны сидящая на троне фигура является изображением божественного образа, а три мужские фигуры перед троном показывают божественный образ в виде Солнца, Анубиса и Осириса-Гора.
По-видимому, в гороскопе малого храма Эсны большая мужская фигура с головой льва тоже является изображением божественного образа, а три мужские фигуры перед ней показывают божественный образ в виде Солнца, Анубиса и возрождающегося Осириса.
В гороскопе малого храма Эсны ниже фигуры божественного образа находится сцена в виде девяти сидящих безголовых мужских фигур, по три фигуры в трех рядах (см. Рис.23).  

Девять фигур
Рис.23. Девять фигур

Вокруг девяти фигур идет образованный 30-ю ножами ряд, количество ножей соответствует числу дней в одном лунном месяце.
Сидящие фигуры без головы показывают девять месяцев, прошедших от гибели Осириса до начала его возрождения в созвездии Льва.
На правом краю первой полосы гороскопа Гипостильного зала Эсны изображены девять фигур в домиках, которые также являются изображениями девяти месяцев, прошедших от гибели Осириса до начала его возрождения в созвездии Льва.
Таким образом, смысловое значение рассмотренных сцен в гороскопах Эсны одинаково.
Около ног фигуры божественного образа в гороскопе малого храма Эсны находится еще одна сцена, состоящая из двух маленьких мужской и женской фигур (см. Рис.24).  

Сцена
Рис.24. Сцена гороскопа

Мужская фигура является уменьшенным изображением божественного образа, который в этой сцене держит перед собой правую руку ладонью вверх, а над ней расположена лодка, в которой стоит Исида с обнаженной грудью, что является указанием на рождение.
По-видимому, эта сцена показывает связь рождения нового божественного образа с Исидой.  
Перейдем к описанию созвездия Козерога в гороскопе малого храма Эсны (см. Рис.25 слева).  

Созвездие Козерога
Рис.25. Созвездие Козерога в гороскопах Эсны

Вид созвездия в гороскопах Эсны одинаков, а рядом с фигурой Козерога в обоих гороскопах находится мужская фигура.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны мужская фигура находится на спине Козерога, в руках фигура держит символы возрождения Осириса и рождения Гора, а на голове фигуры сидит маленький зверек (см. Рис.25 справа).
В гороскопе малого храма Эсны мужская фигура расположена справа от Козерога, на голове фигуры находится высокий гребень, в правой руке фигура держит посох.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны фигура на спине Козерога является изображением планеты Марс, в гороскопе малого храма Эсны мужская фигура рядом с Козерогом, видимо, также изображает Марс.
В гороскопе малого храма Эсны справа от мужской фигуры находятся близнецы с головой льва, которые вместе стоят на знаке вынесения – змее (см. Рис.26 слева).  

Пары близнецов
Рис.26. Сцены гороскопов Эсны

Направление головы змеи показывает, что близнецы должны быть на правом краю ряда.
Рядом с близнецами изображены два маленьких барана – символы возрождения Осириса в созвездии Овна, львиные головы и бараны показывают связь двух близнецов с событиями в зодиакальных созвездиях Льва и Овна.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны на левом краю второй полосы гороскопа находятся близнецы с львиными головами, а рядом с ними расположены два льва (см. Рис.26 справа).
Два одинаковых льва являются символом двух равных частей божественной души, в данном случае львы показывают связь близнецов с объединением душ Осириса и Ра в зодиакальном созвездии Льва.
Вид созвездия Стрельца в гороскопах Эсны и Дендеры показан ниже (см. Рис.27).  

Созвездие Стрельца
Рис.27. Созвездие Стрельца в гороскопах Эсны и Дендеры

В гороскопах Эсны и Дендеры вид созвездия Стрельца почти одинаков, у Стрельца верхняя часть тела человека, а нижняя – быка.
Правый край потолка малого храма Эсны был поврежден, поэтому на прорисовке головы Стрельца не видны, но хорошо виден головной убор в виде бутона с диском Солнца наверху и двумя перьями – символами двух чистых душ по краям, такой же головной убор изображен у Стрельца в дендерских гороскопах (см. Рис.27 справа).
Рядом с созвездием Стрельца нет фигур, но под задними ногами Стрельца находится знак вынесения – лодка, которая показывает, что описание, относящееся к созвездию Стрельца, находится в другом месте гороскопа.
На правом краю ряда сохранилась часть изображения мужской фигуры (см. Рис.28 справа).  

Гороскоп малого храма Эсны
Рис.28. Сцены гороскопа малого храма Эсны

В гороскопе Гипостильного зала Эсны около созвездия Скорпиона расположены близнецы, поскольку их зачатие связано с этим созвездием (см. Рис.2), возможно, в гороскопе малого храма Эсны около созвездия Скорпиона тоже были изображены близнецы.
В гороскопе Гипостильного зала Эсны записаны две даты – дата возрождения Осириса и дата рождения Гора и нового божественного образа, при этом символика гороскопа показывает, что рождение нового Солнца в созвездии Близнецов является главным священным событием, но выделяет дату возрождения Осириса в созвездии Овна.
В гороскопе малого храма Эсны над Овном изображен символ возрождения, возможно, это ошибка прорисовки, чтобы решить этот вопрос, обратимся к указаниям гороскопа.
Поперек ряда зодиакальных созвездий расположены два крылатых овцебыка, выделяющие зодиакальные созвездия Близнецов и Стрельца, справа от большого крылатого овцебыка в нижнем ряду изображены: круг из звезд, два глаза Гора и лежащая в лодке мужская фигура в виде мумии (см. Рис.29).  

Глаза Гора
Рис.29. Глаза Гора

У мужской фигуры нет бороды, по-видимому, это новый божественный образ – Осирис-Гор, а глаза Гора над ним – это символы Солнца и Луны, овал объединяет диски Солнца и Луны.
Образующие круг 15 звезд показывают число дней от начала лунного месяца до полнолуния, а семь звезд в нижней части овала показывают число лунных месяцев, прошедших от зачатия близнецов в созвездии Скорпиона до рождения земного Гора и нового божественного образа в созвездии Близнецов.
Два крылатых овцебыка показывают положения Солнца и Луны во время главного события лишь косвенно, при этом изображение птицы-Солнца расположено отдельно в верхнем ряду,  это означает, что создатель гороскопа не хотел явно показывать положения Солнца и Луны.
Следовательно, расположенный над Овном диск Солнца, описывающий дату возрождения Осириса, был намеренно заменен им на символ возрождения.

Далее рассмотрим смысловое значение символики сцен и фигур нижнего ряда гороскопа.

Сцены нижнего ряда

Сцены нижнего ряда служат дополнением к среднему ряду, поэтому будем рассматривать нижний ряд совместно с рядом зодиакальных созвездий (см. Рис.30).  

Два ряда гороскопа
Рис.30. Два ряда гороскопа малого храма Эсны

Фигуры левой части нижнего ряда входят в несколько сцен, которые разделены с помощью разного расположения и роста фигур.
Первую сцену образуют находящиеся в лодке мужская и две женские фигуры (см. Рис.31).  

Сцена в лодке
Рис.31. Сцена в лодке

Две женские фигуры поддерживают под руки расположенную между ними мужскую фигуру, по-видимому, это Исида и ее небесная сестра Нефтида помогают Осирису.
Сцена в лодке расположена прямо под изображением созвездия Льва, что показывает ее связь с началом возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Льва.
Правее находится сцена, состоящая из трех одинаковых мужских фигур (см. Рис.32).  

Три фигуры
Рис.32. Три фигуры

Голова хищной птицы – символ Гора показывает связь трех мужских фигур с Гором, посох, который каждая фигура держит в левой руке, показывает связь фигур небесами.
У первой фигуры на голове находится перо – символ чистоты и истинности, в данном случае перо показывает чистоту души.
У второй фигуры на голове находится двойной головной убор в виде колпака, вставленного в шапку с пером, – символ объединения.
У третьей фигуры на голове находится диск Солнца и два высоких пера – символы двух чистых душ, объединенных в диске Солнца.
Первая мужская фигура – это душа Осириса, вторая фигура – это объединенный Осирис-Ра, третья фигура – это новый божественный образ Осирис-Ра-Гор.
Вместе три мужские фигуры являются символом триединства нового божественного образа.
Звезды над головами фигур, видимо, показывают число месяцев от начала возрождения Осириса – объединения душ Осириса и Ра в созвездии Льва.
Три звезды – это три месяца, прошедших до зачатия близнецов, а десять звезд – это десять месяцев, прошедших до рождения нового божественного образа.
В следующей сцене две одинаковые мужские фигуры расположены в лодке (см. Рис.33).  

Близнецы
Рис.33. Близнецы

Голова хищной птицы – символ Гора показывает связь двух мужских фигур с Гором, посох, который каждая фигура держит в левой руке, показывает связь фигур с небесами.
На голове первой мужской фигуры находится колпак, в котором часто изображен Осирис, на голове второй фигуры находится двойной головной убор в виде колпака, вставленного в шапку с пером, – символ объединения.
Сцена в лодке находится под изображением созвездия Близнецов, что показывает ее связь с главным священным событием в зодиакальном созвездии Близнецов.
Три сцены, расположенные на левом краю нижнего ряда, соединяют зодиакальные созвездия Льва и Близнецов и показывают начало и завершение священных событий.
Следующая сцена состоит из двух женских фигур одинакового роста (см. Рис.34).  

Две фигуры
Рис.34. Две фигуры

Грудь обеих женских фигур обнажена, что является указанием на рождение, в правой руке  каждая из фигур держит крест – символ рождения, в левой руке держит посох с навершием в виде цветка папируса – символа рождения Гора.
Женские фигуры являются образами Исиды, две Исиды является указанием на два рождения, а их одинаковые фигуры показывают рождение близнецов.
Две звезды около каждого посоха показывают число месяцев между рождением близнецов.
У первого образа Исиды голова львицы, а на голове находятся диск Солнца и кобра под ним.
У второго образа Исиды голова коровы, а на голове сидит поднявшая голову кобра.
Символика голов двух образов Исиды показывает расположение Венеры-Исиды в начале и в конце священных событий.
Следующая сцена также состоит из двух женских фигур одинакового роста (см. Рис.35).  

Сцены нижнего ряда
Рис.35. Сцены нижнего ряда

Грудь обеих женских фигур обнажена, что является указанием на рождение, каждая фигура в левой руке держит посох с навершием в виде цветка папируса – символа рождения Гора.
Первая фигура в правой руке держит крест – символ рождения, у нее голова человека, а у второй фигуры голова коровы, две женские фигуры являются образами Исиды, их символика показывает рождение близнецов.
Далее находится изображение созвездия Исиды, которое разделяет сцены нижнего ряда.  
Следующая часть сцен нижнего ряда начинается правее крылатого овцебыка (см. Рис.36).  

Сцены гороскопа малого храма Эсны
Рис.36. Сцены гороскопа малого храма Эсны

Смысловое значение символики первой сцены за крылатым овцебыком рассмотрено выше.
В следующую сцену входят четыре фигуры, расположенные на одном уровне (см. Рис.37).  

Четыре фигуры
Рис.37. Четыре фигуры

Открывает сцену фигура молодого мужчины, который держит посох в левой руке.
Вторая мужская фигура расположена внутри домика, его стены образованы двумя стеблями папируса с цветами на вершине, на крыше домика лежит маленькая мужская фигурка в виде мумии, а под ее головой находится диск Солнца.
Стоящая в домике фигура обеими руками держит перед собой посох с навершием в виде цветка папируса, над которым поднимается дымок.
Перед домиком расположено гнездо, над которым возвышаются три стебля лотоса, два по краям в виде бутонов, а между ними большой распустившийся цветок.
На большом цветке сидит обнаженная фигура молодого человека, в правой руке фигуры кнут или символ наибольшего, а над головой находится символ возрождения в виде серпа месяца под диском Солнца или Луны.
Над фигурой в домике расположены три звезды, а над фигурой на цветке лотоса две звезды, которые, по-видимому, как и в других сценах, показывают число месяцев между событиями.
Завершает сцену стоящая в лодке обнаженная мужская фигура, которая держит перед собой посох, крюк и кнут, а над головой фигуры находится большой символ возрождения в виде серпа месяца под диском Солнца или Луны.
Четыре фигуры показывают последовательность рождения нового божественного образа.
Первая мужская фигура является изображением Осириса до его гибели и служит границей разделяющей события до и после гибели Осириса.
Три расположенные далее мужские фигуры обнажены, что является указанием на рождение.
Фигура в домике показывает меняющийся божественный образ, а лежащее на крыше домика тело Осириса связывает изменение божественного образа с возрождением Осириса.
Диск Солнца под головой Осириса показывает связь возрождения Осириса с Солнцем.
Символы рождения Гора – цветы папируса связывают преобразование божественного образа с рождением Гора.
Поднимающийся над цветком папируса дымок – изображение возносящейся души Осириса  связывает рождение Гора и преобразование божественного образа с душой Осириса.
Следующая мужская фигура, которая сидит на цветке лотоса, является изображением Гора, а гнездо показывает недавнее рождение Гора.
Символ возрождения, расположенный над головой Гора, показывает связь рождения Гора с возрождением Осириса.
Четвертая фигура является изображением нового божественного образа, расположенный над головой фигуры большой символ возрождения показывает ее большое значение, а символы в руках фигуры связывают рождение нового божественного образа с возрождением Осириса.
В следующую сцену входят три фигуры, расположенные на одном уровне (см. Рис.38).  

Три фигуры
Рис.38. Три фигуры

Тела трех мужских фигур одинаковы, отличаются только их головные уборы и вид голов.
На голове первой фигуры находится состоящий из трех стеблей куст цветущего папируса, в правой руке фигура держит неясный предмет, а левой рукой указывает вниз на землю.
У второй мужской фигуры голова барана – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, а на голове расположен пустотелый сосуд, внутри которого находится диск Солнца или Луны, в левой руке фигура держит посох – символ принадлежности к небесам.
У третьей мужской фигуры голова ибиса с бараньими рогами, на которых расположены диск Солнца, колпак Осириса и две одинаковые поднявшие голову кобры по краям, в левой руке фигура держит посох – символ принадлежности к небесам.
Между посохом и клювом ибиса расположена звезда, которая показывают один месяц, но, возможно также, что звезда служит и указанием на планету.
Три фигуры являются образами Осириса, а то, что их три, является символом триединства.
Куст на голове первой фигуры показывает, что душа Осириса, которую фигура держит в своей руке, заново рождается, как вырастающий из земли куст папируса.
Символика второй мужской фигуры показывает скрытое возрождение Осириса, диск внутри сосуда показывает скрытое рождение нового Солнца или является изображением или Луны, поскольку возрождение Осириса происходило во время лунного затмения.
Символика третьей мужской фигуры показывает завершение возрождения Осириса и связь его с расположением Солнца в созвездии Близнецов и летним солнцестоянием.
Как и в других древне-египетских гороскопах, голова ибиса служит символом Меркурия, который во время главного священного события – рождения нового божественного образа целый месяц находился в руке созвездия Осириса-Гора.
Символика трех мужских фигур показывает связь рождения нового божественного образа с возрождением Осириса.
Следующая мужская фигура с посохом в левой руке находится на одном уровне со сценой, образованной девятью сидящими фигурами без голов (см. Рис.39).  

Сцена с девятью фигурами
Рис.39. Сцена с девятью фигурами

Это означает, что мужская фигура относится к сцене с девятью безголовыми фигурами.
Выше было определено смысловое значение этой сцены, девять сидящих фигур показывают девять месяцев, прошедших от гибели Осириса до начала его возрождения.
Голова барана у стоящей слева от них мужской фигуры – символ возрождения Осириса в созвездии Овна показывает связь девяти сидящих перед ней фигур с возрождением Осириса.
Таким образом, фигура с головой барана выступает в роли детерминатива для сцены из девяти сидящих безголовых фигур.  
Перед следующей сценой нижнего ряда расположено изображение гуся (см. Рис.40 слева).  

Семь мужских фигур
Рис.40. Семь мужских фигур с посохами

В гороскопе Круглого дендерского зодиака гусь является указателем положения, в гороскопе малого храма Эсны гусь, видимо, также является указателем положения для расположенной перед ним сцены, состоящей из семи мужских фигур с посохом в левой руке.
У первой мужской фигуры голова барана – символ возрождения Осириса в созвездии Овна, а на голове находятся еще одни большие бараньи рога.
По краям рогов расположены две одинаковые поднявшие голову кобры с диском Солнца над головой – символы солнцестояния, близнецов и рождения Гора, между ними расположены прямоугольный головной убор и диск Солнца, а на верхней части головного убора находится еще один диск Солнца между двух маленьких рогов.
У второй фигуры голова крокодила – символ предшествующего божественного образа, а на голове находится двойной головной убор – символ объединения.
У третьей фигуры вместо головы диск Солнца – символ видимого божественного образа.
У четвертой мужской фигуры голова человека, а на голове надет колпак Осириса.
У пятой фигуры голова льва – символ начала возрождения Осириса в созвездии Льва, а на голове такой же головной убор, как у фигуры с головой барана.
У шестой фигуры голова человека, а на голове большие бараньи рога – символ возрождения Осириса, на которых находятся два высоких пера – символы двух чистых душ.
Шесть  фигур, по-видимому, описывают преобразование прежнего божественного образа.
Расположенная посередине первая пара фигур показывает объединение душ Осириса и Ра.
Вторая пара фигур по обе стороны первой пары показывает, что с объединения душ Осириса и Ра в созвездии Льва началось изменение предшествующего божественного образа.
Символика третьей пары фигур показывает, что при возрождении Осириса в созвездии Овна божественный образ и Осирис обрели другой облик.
Седьмая мужская фигура находится на некотором расстоянии от шести остальных фигур, у фигуры голова хищной птицы – символ Гора показывает, что завершение преобразования божественного образа связано с рождением Гора.
В конце нижнего ряда гороскопа находится часть сцены с Юпитером (см. Рис.41).  

Юпитер
Рис.41. Юпитер

Юпитер изображен в виде похожего на бегемота большого зверя, который обеими руками держит большой нож и змею – символ движения, руки Юпитера привязаны к задней ноге, которая, видимо, является изображением внезодиакального созвездия Бедра.
Символика этой сцены показывает неподвижность Юпитера во время священных событий.
На спине Юпитера находится знак вынесения – крокодил, который смотрит на овцебыка, показывая, что сцена имеет отношение к описанию гороскопа в среднем ряду.
Далее рассмотрим смысловое значение символики сцен и фигур верхнего ряда гороскопа.

Сцены верхнего ряда

Сцены верхнего ряда отделены полосой от двух остальных рядов гороскопа, по-видимому,  все они взаимосвязаны, поэтому будем рассматривать символику верхнего ряда отдельно от других рядов гороскопа (см. Рис.42).  

Сцены верхнего ряда гороскопа малого храма Эсны
Рис.42. Сцены верхнего ряда гороскопа малого храма Эсны

Среди фигур верхнего ряда находятся три символа летнего солнцестояния, показывающие, что сцены ряда описывают события, связанные с летним солнцестоянием (см. Рис.43).  

Символы солнцестояния
Рис.43. Символы солнцестояния

Первый символ летнего солнцестояния имеет вид птицы, сидящей на высокой подставке, а два остальных имеют вид поднявших голову кобр, также сидящих на высоких подставках.
Начнем описание с левой части, где сидящая на подставке птица разделяет шесть фигур,  расположенных в начале ряда (см. Рис.44).  

Сцены верхнего ряда
Рис.44. Шесть фигур в начале верхнего ряда

Птица служит границей двух сцен и, видимо, разделяет события до и после солнцестояния.
Обе сцены состоят из трех фигур, всего вместе с птицей изображено семь фигур.
В сцене слева две женские и одна мужская фигура, а в сцене справа три женские фигуры.
Все женские фигуры изображены с обнаженной грудью, что служит указанием на рождение.
Общее число фигур показывает связь с небесами, а также количество месяцев от зачатия близнецов до рождения Гора, при этом число женских фигур показывает количество месяцев от зачатия близнецов до возрождения Осириса, кроме того, три фигуры в каждой сцене показывают триединство нового божественного образа.
Помимо священной символики сцены имеют и астрономическое содержание.
В сцене, расположенной слева от сидящей на подставке птицы, первая слева женская фигура изображена с головой змеи – символом движения, а вторая женская фигура изображена с головой хищной птицы – символом Гора, по-видимому, это планета Венера-Исида.
Третья фигура сцены мужская, над головой фигуры находится диск Солнца.
Эта сцена показывает встречу Венеры-Исиды и Солнца до времени летнего солнцестояния, кроме того, символика фигур показывает рождение Гора и нового божественного образа.
Перейдем к сцене, расположенной справа от сидящей на высокой подставке птицы.
Фигура посередине сцены изображена с головой змеи – символом движения, две фигуры по обе стороны от нее одинаковы и изображены с человеческой головой, у каждой над головой расположен диск Солнца между рогов быка – эта символика показывает расположение Венеры-Исиды во время рождения Гора и нового божественного образа.
В целом сцена показывает, как планета Венера-Исида побывала дважды в созвездии Тельца, а две одинаковые фигуры показывают рождение близнецов.
Справа от рассмотренных сцен расположены друг над другом две фигуры (см. Рис.45).  

Символика
Рис.45. Две фигуры

Наверху на подставке лежит львица, на ее голове находится диск Солнца между рогов быка, а над ее туловищем расположена звезда, которая, видимо, служит указанием на планету.
Диск Солнца между рогов быка обычно изображен на голове Исиды, этот символ показывает расположение Венеры-Исиды во время рождения Гора, львица – это один из образов Исиды, связывающий ее с началом священных событий в созвездии Льва.
Изображение львицы с диском Солнца между рогов быка показывает начало и завершение священных событий.
Ниже львицы на подставке находится существо, похожее на черепаху, вероятно, это птенец птицы-Солнца, как в гороскопе Гипостильного зала Эсны (см. статью автора «Гороскоп Гипостильного зала Эсны»), но, возможно, это черепаха – символ года.
Символика нескольких сцен, находящихся справа от фигур на подставках, описана выше, поэтому перейдем к описанию сцены, расположенной между птицей-Солнцем с головой крокодила и птицей-Солнцем с головой барана (см. Рис.46).

Сцена между двумя птицами-Солнцами
Рис.46. Сцена между двумя птицами-Солнцами

Разные головы птицы-Солнца показывают преобразование видимого божественного образа.
Ряд расположенных между двумя птицами фигур образует одну большую сцену, которая связывает предшествующий возрождению Осириса божественный образ и преобразованный после возрождения Осириса в созвездии Овна божественный образ.
Среди фигур находятся змей с двумя ногами и человек с головой хищной птицы, которые несут перед собой два  сосуда – символы двух сердец с двумя равными душами в них.
Перед первой парой расположена фигура на троне с телом в виде мумии и с головой льва, эта часть сцены показывает объединение душ Осириса и Ра в созвездии Льва.
Перед второй парой расположена Исида, у которой в левой руке посох с навершием в виде цветка папируса – символа рождения Гора, а в правой руке крест – символ рождения, грудь Исиды обнажена, что является указанием на рождение.
Перед Исидой вертикально расположена змея – символ движения, которая, по-видимому, показывает вознесение на небеса души расположенной перед ней мужской фигуры.
Перед мужской фигурой на высокой подставке сидит обнаженная фигура, на голове фигуры находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а на них расположены диск Солнца, колпак Осириса и два пера по его краям – символы двух чистых душ.
Над фигурами находится такая же, как в гороскопе Гипостильного зала Эсны, крылатая змея с одинаковыми головами по краям и жуками – символами старого Солнца между крыльев.
Символика фигур большой сцены показывает преобразование божественного образа и его связь с объединением двух душ в созвездии Льва и возрождением Осириса в созвездии Овна.  
Фигуры правой части верхнего ряда фигуры отделены некоторым промежутком (см. Рис.47).  

Сцены верхнего ряда гороскопа малого храма Эсны
Рис.47. Сцены верхнего ряда гороскопа малого храма Эсны

Расположенный среди фигур символ летнего солнцестояния в виде поднявшей голову кобры, сидящей на высокой подставке, показывает, что сцены этой части ряда связаны с главным священным событием.
Рядом с коброй находятся три похожие сцены, границами которых служат сидящие на троне женские фигуры с львиной головой (см. Рис.48).  

Три сцены
Рис.48. Три сцены рядом с символом летнего солнцестояния в правой части ряда

Каждая сидящая на троне фигура держит в правой руке крест – символ рождения, а в левой руке держит посох с навершием в виде цветка папируса – символа рождения Гора.
В первой сцене посохи расположены цветком вниз, а двух других сценах цветком вверх.
За спиной каждой из женских фигур находится мужская фигура с головой льва.
В первой сцене мужская фигура держит в левой руке посох так, что навершие в виде цветка папируса повернуто цветком вниз.
Во второй сцене у мужской фигуры тело в виде мумии, в руках фигура держит кнут или символ наибольшего, с которым часто изображен Осирис.
В третьей сцене у фигуры уши расположены на голове, а на морде изображены усы и язык, по-видимому, у фигуры голова кота или маленького львенка.
В левой руке рассматриваемая фигура держит посох – символ принадлежности к небесам.
В первой сцене за мужской фигурой находятся два змея, один с ногами, другой с крыльями.
Во второй сцене два больших змея расположены вертикально, один горизонтально.
В третьей сцене змей с ногами несет перед собой два одинаковых сосуда – символы сердец с двумя равными душами в них.
Перевернутые вниз цветком посохи в первой сцене, видимо, показывают гибель, а посохи во второй и третьей сценах означают жизнь.
Змея с крыльями в первой сцене показывает вознесение души, два змея, видимо, изображают две души, два змея, соединенные телом малой змеи, показывают их совместное изменение, а змей с двумя сосудами в руках показывает объединение двух душ в единое целое.
Львиные головы фигур связывают сцены с зодиакальным созвездием Льва.
За тремя сценами в поврежденной части ряда сохранилась часть фигур сцены (см. Рис.49).  

Часть сцены
Рис.49. Часть сцены

В начале сцены вертикально расположена большая змея, справа от нее мужская фигура с головой барана держит в руках два одинаковых сосуда, около ног сидит маленькая голая фигурка с головой барана, а правее находится мужская фигура с головой хищной птицы.
Эта сцена показывает новое рождение души Осириса и связывает его с созвездием Овна.
На этом исследование сцен трех рядов гороскопа малого храма Эсны завершено.

Заключение

Гороскоп малого храма Эсны описывает преобразование видимого божественного образа, выделяя события в зодиакальных созвездиях Близнецов, Тельца, Овна и Льва.
Три ряда фигур гороскопа выражают идею триединства нового божественного образа.
В среднем втором ряду расположен ряд зодиакальных созвездий и фигуры планет.
Третий ряд дополняет второй, одна часть его сцен относится к астрономическому описанию, а другая часть сцен связывает священные события с расположенными выше созвездиями.
Сцены первого ряда отделены полосой от сцен двух других рядов, что показывает их особое значение, а расположенные среди фигур ряда символы летнего солнцестояния показывают связь главного священного события с летним солнцестоянием.
Сравнение гороскопов Эсны показало, что вид многих сцен гороскопа малого храма Эсны заимствован из гороскопа Гипостильного зала Эсны, но при этом смысловое значение двух гороскопов разное. 
В гороскопе Гипостильного зала Эсны птица-Солнце описывает дату главного священного события в созвездии Близнецов, а  диск Солнца в зодиакальном созвездии Овна описывает дату возрождения Осириса.
В гороскопе малого храма Эсны птица-Солнце размещена за пределами ряда созвездий, а над Овном диск Солнца заменен на символ возрождения, таким образом, в гороскопе положение Солнца не показано явно, это означает, что эти события еще не наступили.
Следовательно, северный малый храм Эсны, и, видимо, все остальные малые храмы Эсны предваряли главное священное событие Главного храма Эсны – возрождение Осириса.

Литература

1.      Новая хронология Египта. Москва, 2003. Г .В. Носовский и А.Т. Фоменко.

 

Сайт управляется системой uCoz