Европейская священная символика времен Римской империи
В.А. Никонов

Аннотация

В данной статье описана древняя европейская священная символика времен Римской империи и показана ее общность с древне-египетской священной символикой.

Содержание

В Римской империи широко распространилась древне-египетское направление веры в возрождение, поэтому храмы, посвященные Исиде и Осирису были во всех провинциях.
Трудно сказать, когда были построены первые храмы, но некоторые из них построены еще до образования Римской империи. Так в консульство Мария в римском порту Путтеоли был построен храм Исиды и Осириса, а при Сулле храм Исиды был построен на Капитолии возле храма Юпитера. Связь храмов с Древним Египтом показывали обелиски, стелы и другие священные символы, доставленные из Древнего Египта.
Очень интересна история древне-египетского обелиска, который по указанию Юлия Цезаря доставили в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле, позже в этот же храм Исиды были доставлены две фигуры львов из египетского храма фараона Нектанеба I.
Христианство имеет общую основу с древне-египетским вероисповеданием, поэтому, когда христианство стало государственным вероисповеданием в Римской империи, символика храмов Исиды сохранилась в христианских храмах, ниже один из таких храмов «Chiesa di S. Maria sopra Minerva» (см. Рис.1).


Рис.1. Церковь Chiesa di S. Maria sopra Minerva

Над входом в храм расположен символ триединства в виде трех круглых окон, каждое из которых является символом Солнца (см. Рис. 1 справа).
Название храма означает – церковь Святой Марии над Минервой, церковь названа так потому, что находится на месте прежнего храма Минервы.
Согласно древне-римскому календарю праздник трапезы Минервы римляне отмечали в сентябре ([1], том I стр. 205), а поскольку сентябрь связан с созвездием Девы, то Минерва – это Дева. Святая Мария тоже является Девой, соответственно христианский храм также посвящен Деве. Исида – это тоже Дева, которая непорочно зачала земного ребенка-Гора для Божественной души, древне-египетский обелиск из храма Исиды, установленный перед храмом Chiesa di S. Maria sopra Minerva, показывает единую основу древне-египетской и ранне-христианской веры в Бога.
Один из двух львов, доставленных когда-то по указанию Юлия Цезаря из Древнего Египта для древне-римского храма Исиды, хранится теперь в Ватикане (см. Рис.2).


Рис.2. Ватиканский лев

Львы в храме Исиды показывали начало священной истории, когда Исида собрала все части тела Осириса, Солнце перешло из созвездия Скорпиона в созвездие Льва.
В разных местах бывшей Римской империи сохранились развалины храмов, посвященных Исиде (см. Рис.3).


Рис.3. Храмы Исиды

В некоторых храмах сохранилась часть священной символики, например львы в храме Исиды на острове Делос (см. Рис.3 справа).
Храмы Исиды были в самых удаленных частях Римской империи, к примеру, в Дакии.

Марк Коминий Квинт, всадник на государственном коне,
возвел на свои средства в Сармизегетузе храм богине-царице … Исиде … ([1], том II, стр. 122)

Храмы Исиды были построены в Паннонии, где

… центром культа Исиды была Савара …
Фронтон и фасад храма были украшены мраморными плитами
с изображением Анубиса, Осириса, богини Победы, Геракла,
а также Фортуны с рогом изобилия … ([1], том II, стр. 203-204)

Большое количество храмов Исиды и Осириса было построено в Галлии, причем один из наиболее заметных храмов находился в Лютеции – будущем Париже.
В самой северной провинции Римской империи – Британии один из храмов Исиды был расположен в Лондинии.
Здесь найдено большое количество священных предметов: статуя Исиды в головном уборе из цветов лотоса, трещотки Исиды, две статуэтки Гора.
Изображения Исиды найдены в Честере, Сиренчестере, Глостере, на вилле в Велвине.
Трещотки Исиды обнаружены в Эксетере и Милтоне.
Изображения Осириса найдены в Карвертоне, Сильчестере, Стоуне, Хайуорке, Фемингем Холле и Флобеке.
Ниже приведены фотографии скульптур Осириса, Исиды и Гора времен Римской империи (см. Рис.4 и Рис.5).


Рис.4. Древне-римские изображения Исиды

Ниже приведены фотографии древне-римских изображений Осириса и Гора (см. Рис.5).


Рис.5. Древне-римские изображения Осириса и Гора

Римские императоры изображались в образе Осириса или Гора или с символикой возрождения Осириса и рождения Гора.
Кроме того, римские правители изображались и с символикой видимого Божественного образа – Солнца.

Впоследствии отождествление императора с Солнцем стало одним из элементов официальной идеологии.
Императоры изображались в короне из лучей, солярные культы пользовались их особым покровительством …
на монетах чеканились изображения [Солнца Непобедимого] как спутника и хранителя императора,
как господина Римской империи … ([1], том I, стр. 181)
Септимию Северу … и его жене Домне … была посвящена надпись в Лептисе,
где Септимий Север назван Солнцем, сыном Юпитера.
Коммод часто изображался с атрибутами Геракла,
Септимий Север – Сераписа … ([1], том I, стр. 182)
Монетная чеканка и надписи, как на западе империи,
так и на востоке прославляли императрицу Юлию Домну,
отождествляя ее с Исидой, Кибелой … Небесной богиней.
Септимий Север и оба его сына – Каракалла
и Гета – именовались … «Новыми Солнцами» … ([1], том II, стр. 195)
мать императора Аврелиана была жрицей Солнца … ([1], том II, стр. 224)

Обожествление императоров связано с древне-египетскими представлениями о слиянии возрожденной души с Божественной душой и рождении нового Солнца.
Многие посвятительные надписи содержат обращения к «Солнцу, Богу Величайшему» ([1], том II, стр. 334), Юпитеру Солнцу ([1], том II, стр. 207), Непобедимому Солнцу ([1], том II, стр. 205), Солнцу справедливому ([1], том II, стр. 319), т.е. к видимому Божественному образу. В посвятительных надписях встречается объединенное имя – «Юпитер Аммон», соединяющее в себе римское и египетское имя Единого Бога.
Но, помимо древне-египетской символики, в Римской империи была и другая священная символика, которую условно назовем «Древняя европейская священная символика».

Древняя европейская священная символика

В Римской империи было широко распространено поклонение Великой матери богов, которую называли Кибелой (см. Рис.6).

Кибела
Рис.6. Древне-римские изображения Великой матери богов Кибелы

Великая мать богов держит в руках символ Солнца в виде круга, а рядом с ней находятся львы.
Два льва и диск Солнца – это древне-египетская символика, показывающая встречу двух душ во время нахождения Солнца в созвездии Льва.
Кибела не всегда изображена одна, есть изображения, где она вместе с Аттисом (см. Рис.7).


Рис.7. Кибела и Аттис

На первом рельефе Кибела изображена с кругом – символом Солнца в руках, она едет на повозке, которую везут два льва (см. Рис.7 слева).
Перед львами находится дерево, к которому прислонился Аттис, в левой руке он держит круг – символ Солнца.
На втором рельефе Аттис сидит вместе с Кибелой в колеснице и, видимо, о чем-то беседует с ней (см. Рис.7 второй слева).
На третьем рельефе Аттис стоит рядом с Кибелой, по-видимому, Аттис – это супруг Кибелы (см. Рис.7 справа).
Сведений о Кибеле и Аттисе сохранилось очень мало, но известно, что с Аттисом были связаны:

… пышные религиозные празднества, например,
трехдневный праздник смерти и воскресения Аттиса,
начинавшийся глубоким трауром и
кончавшийся веселыми оргиями в честь Великой матери богов Кибелы … ([1], том II, стр. 81)

Известно также, что на празднике Кибелы

… в храм вносилась сосна, олицетворявшая Аттиса,
затем изображалась его смерть и погребение;
на рассвете следующего дня священник объявлял о воскресении Аттиса и
о спасении для всех посвященных в таинства Кибелы,
народ отвечал возгласом: «Радуемся!».
Начиналась радостная часть праздника …
с процессиями, в которых несли статуи богов.
Заканчивался праздник купанием статуи богини и водворением ее в храм.
Впоследствии большую роль стали играть …
жертвоприношения быка и очищение верующих его кровью … ([1], том I, стр. 183)
В мистериях Кибелы мист, очистившийся в крови быка,
подходил к порогу смерти … становился Аттисом,
получал его атрибуты … наставления … долженствовавшие помочь ему в загробном царстве … ([1], том I, стр. 189)

Вечнозеленая сосна – это символ вечной жизни, кроме того, это самоопыляемое растение, на сосне вместе находятся и мужские и женские шишки, шишка сосны в символике возрождения показывает самозачатие душой небесного тела.
Возрождение посвященного в качестве нового Аттиса очень похоже на древне-египетские представления, согласно которым воскресший становился новым Осирисом.
Общая священная символика связывает Аттиса и Кибелу с Осирисом и Исидой, по-видимому, Аттис и Кибела – это образы Осириса и Исиды с другими именами.
Но если Аттис и Кибела – это образы Осириса и Исиды, то кто является образом ребенка-Гора?
Необходимо отметить, что есть изображения Кибелы и Аттиса, но нет посвященных им храмов, причина этого, по-видимому, в том, что названия храмов связаны с другим именем.
Поскольку у египтян завершающим священным событием является рождение ребенка-Гора, возможно, храмы Кибелы и Аттиса носят имя их ребенка.
Согласно персидским представлениям Великая мать богов является матерью Митры и, действительно, в европейской части бывшей Римской империи найдено большое количество храмов Митры (см. Рис.8).


Рис.8. Храмы Митры

Очень таинственно выглядят полуподземные храмы Митры, у многих из них в потолке есть отверстие, расположенное таким образом, что свет от Солнца освещает столб или стелу с изображением Митры, подчеркивая его связь с Солнцем.
На стелах в большинстве случаев показана сцена, где Митра закалывает быка (см. Рис.9).

МитраМитраМитра
Рис.9. Изображения Митры

Обычно рядом с Митрой изображены Солнце и Луна или только одно Солнце, при этом Митра, обернувшись, смотрит на Солнце (см. Рис.10).

Митра
Рис.10. Изображения Митры

Часто по обе стороны от Митры и быка находятся двое близнецов, которые просто стоят рядом (см. Рис.9 второе, третье и пятое и Рис. 10 первый и третий рельеф).
На большинстве изображений рядом с быком находятся скорпион, змея и собака, а на некоторых изображениях еще и лев (см. Рис.9 справа).
Скорпион вцепился клешнями в половой орган быка (см. Рис.11 слева).

Митра с быком
Рис.11. Скорпион, змея и собака рядом с быком

Собака и змея пьют кровь, стекающую по шее быка (см. Рис.9, 10 и 11).
Сцена с быком имеет отношение к небесам, это показывает зодиакальный круг на некоторых изображениях Митры (см. Рис.12).

Зодиак
Рис.12. Изображения зодиакального круга вокруг сцены с быком

Круг зодиакальных созвездий на этих рельефах расположен таким образом, что зодиакальное созвездие Скорпиона оказывается рядом со скорпионом из сцены с быком.
Митра правой ногой опирается на созвездие Скорпиона.
На то же созвездие Скорпиона опирается и один из близнецов, при этом он факелом касается изображения созвездия Девы.
Взаимное расположение фигур показывает, что Дева связана с созвездием Скорпиона и, кроме того, она связана с близнецами и быком.
Помимо созвездий Скорпиона и Девы на левой части круга зодиакальных созвездий особо выделено созвездие Льва.
На нижней стороне круга рядом с изображением льва находится выступ, возможно, это край плаща Митры, а надо львом расположена колесница с четверкой коней, при этом сам лев с какой-то целью изображен смотрящим назад.
Над головой Митры своим положением выделено созвездие Близнецов.
Выделенные созвездия связаны с событиями священной истории Древнего Египта:
Осирис погиб во время нахождения Солнца в созвездии Скорпиона;
Исида собрала части тела Осириса, когда Солнце находилось в созвездии Льва;
там же произошло зачатие ребенка-Гора, оно произошло без полового органа, что показывает созвездие Девы;
рождение души Осириса в небесном теле произошло, когда Солнце находилось в созвездии Овна;
рождение Божественной души в теле ребенка-Гора и рождение нового Солнца произошло в созвездии Тельца;
в теле ребенка-Гора родилась двойная объединенная душа, что показывает созвездие Близнецов.

На рассматриваемых изображениях Митры выделены те же зодиакальные созвездия, с которыми связано начало возрождения души Осириса, зачатие и рождение ребенка-Гора и нового Солнца, следовательно, Митра – это образ ребенка-Гора.
Помимо рассмотренных есть другие виды изображений (см. Рис.13).


Рис.13. Священные изображения

На этих рельефах обнаженный юноша или мальчик находится в круге зодиакальных созвездий, то, что он обнажен, является указанием на его рождение.
Молодой человек правой рукой указывает на созвездие Близнецов, показывая, что в его теле родились двое.
На первых трёх рельефах юноша находится в гнезде, а вместе они находятся в яйце, образом души служит птица, гнездо и яйцо показывают новое рождение птицы-души.
На первых двух рельефах в левой руке юноша держит посох, которым опирается на созвездие Скорпиона, на голове у юноши змея в гнезде.
Все тело юноши обвила большая змея, соединяя гнездо под ногами с гнездом на голове, тем самым связывая два события.
Голое тело юноши показывает недавнее рождение его тела, крылья за спиной юноши показывают, что в новое тело вселилась птица-душа, на груди юноши изображена морда льва, которая связывает создание нового тела с созвездием Льва.
В круге зодиакальных созвездий своим расположением прямо над головой молодого человека выделено созвездие Овна, в котором земная душа рождается в своем небесном теле.
Молодой человек факелом в левой руке показывает на зодиакальные созвездия Девы и Льва, а коротким мечом в правой рукой указывает на зодиакальное созвездие Близнецов.
На двух рельефах справа молодой человек указывает правой рукой на зодиакальное созвездие Близнецов (см. Рис.13 справа).
Молодой человек держит в руках диск Солнца, который показывает связь его рождения с Солнцем.
Ниже круга зодиакальных созвездий расположены змея и собака такие же, как на изображениях Митры с быком.
С созвездием Пса связано создание небесного тела, в созвездии Тельца завершается возрождение на небесах.
Далее перейдем к изучению еще одного вида священной символики в виде загадочных львиноголовых фигур (см. Рис.14).


Рис.14. Львиноголовые фигуры

Все фигуры с головой льва изображены обнаженными, что является указанием на рождение тела, тело каждой фигуры обвивает змея, а за спиной фигур находятся крылья, которые показывают душу, которая вошла в новое тело.
У первой, второй, четвертой и пятой фигур голова змеи лежит на львиной голове фигуры.
Вторая, третья и четвертая фигуры держат в руках одинаковые символы, напоминающие букву «F».
Две первые фигуры изображены стоящими на шаре, шар второй фигуры опоясывают две перекрещивающиеся полосы.
У третьей фигуры львиная не только голова, но и вся нижняя часть туловища, змея, обвивавшаяся вокруг этой фигуры, сначала поднимается из сосуда, расположенного справа от фигуры, затем обвивается вокруг пояса и поднимается к львиной голове фигуры. Вокруг львиной головы изображены лучи Солнца, показывая связь фигуры с Солнцем.
Львиная голова фигур показывает, что события в созвездии Льва находятся во главе остальных священных событий, сосуд и змея показывают душу, которая поднимается из могилы на небеса, раньше в могиле оставляли погребальный сосуд, в котором находилась душа до вознесения на небеса, змея в символике возрождения несет яйцо птицы-души на небеса.
У рассмотренных ранее изображений Митры, расположенных слева (см. Рис.13), голова льва находится на груди, показывая, что душа, живущая в сердце, связана со львом, а у изображений Митры, расположенных справа, львы изображены в верхней части, показывая, что события в созвездии Льва находятся во главе событий.
Сходство львиноголовых фигур с изображениями Митры и одинаковое значение используемой символики указывает на то, что львиноголовые фигуры, как и изображения Митры, описывают события возрождения души на небесах.
Помимо Кибелы, Аттиса и Митры в Древней Европе поклонялись еще и

… Сильвану, якобы душе убитого Митрой быка … ([1], том I, стр. 190)
… Сильван иногда объединялся с Гераклом …
… его именуют Спасителем, Защитником, Господином, Могучим, Непобедимым, Небесным, Пантеем …
… обычным даром ему были столбы и колонны … ([1], том I, стр. 208)
В Галлии Сильван обычно отождествлялся с Сукцеллом, «богом с молотом» … ([1], том I, стр. 208)
Из Паннонии происходит множество посвящений Сильвану ([1], том II, стр. 220)
расцвет культа Сильвана в Паннонии приходится на время Септимия Севера … ([1], том II, стр. 222)

Судя по обращениям к Сильвану, его считали Единым Богом – Пантеем, и в то же время его считали Гором, которого греки и римляне называли Гераклом.
При этом Сильван – это не Митра, т.к. является душой заколотого Митрой быка.
Так кто же такой Сильван и почему он является душой быка?
Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Древнему Египту, где ежегодно приносили в жертву священного быка – Аписа.
Геродот описывает священного быка следующим образом:

По словам египтян, на … корову с неба нисходит луч света
и от него-то она рождает Аписа.
А теленок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки:
он черный, на лбу у него белый четырехугольник,
на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы,
а под языком – изображение жука … ([2], стр. 182)

Ниже приведены фотографии двух древне-египетских изображений священного быка Аписа (см. Рис.15).


Рис.15. Священный бык Апис

На лбу Аписа, расположенного слева, изображен треугольник, непонятно почему Геродот написал про белый четырехугольник на лбу Аписа, когда на изображениях Аписа на его лбу явно изображен треугольник – символ триединства Бога.
На спине Аписа дважды изображены крылья птицы, видимо, эти крылья Геродот и называет изображением орла.
На рогах Аписа находится диск Солнца и поднявшая голову кобра – это египетская символика солнцестояния, с которым связано рождение ребенка-Гора.
Изображение жука, про которое говорит Геродот, – это символ старого Солнца, из которого рождается новое Солнце.
В Римской империи строились храмы Сераписа – объединенного символа Осириса и Аписа, это означает, что Осириса связывали воедино с небесным быком.
Но почему образ Гора – Митра закалывает небесного быка?
Убивая небесного быка, Митра тем самым освобождает живущую в нем душу.
Объединенная душа Осириса-Ра находилась в небесном быке, и ее нужно было освободить для нового рождения.
На греко-римских памятниках и погребальных изделиях есть сцены убийства льва и барана, показывающие освобождение души из созвездий Льва и Овна и освобождение души из этих созвездий для продолжения возрождения души на небесах.
Сильван – это образ Божественной души, именно поэтому в обращениях его называли «Спасителем, Защитником, Господином, Небесным и Единым Богом – Пантеем».
Далее рассмотрим другую широко распространенную древне-европейскую священную символику в виде бронзовых и серебряных треугольных пластин.
Ниже приведена фотография одной из таких бронзовых пластин (см. Рис.16).


Рис.16. Пластина

Считается, что на треугольных пластинах изображен Юпитер – римский образ Бога, который

… изображался в одежде римского легионера …
в правой руке у него двойная секира,
в левой – пучок молний, и он твердо стоит на быке …
на его голове фригийский колпак или персидская тиара;
нередко также присутствует изображение Солнца и Луны,
орла и Диоскуров (близнецов).
Изображения многоярусны и обычно представлены
на бронзовых или серебряных треугольных пластинах … ([1], том II, стр. 208)

На данной бронзовой пластине изображен мужчина в римских доспехах, стоящий на быке, в правой руке он держит двойной топор, cлева от мужчины изображена женская фигура с крыльями, которая протягивает ему венок или круг, над головой мужчины в римских доспехах находятся бюсты двух фигур.
В нижней части пластины слева от быка изображен мужчина с дубиной в правой руке, справа от быка изображена женщина, на голове которой находится змея, похожая на кобру древне-египетских уреусов. Над коброй находятся солнечные часы на постаменте.
Бык – это символ созвездия Тельца, из которого рождается новое Солнце, а треугольная форма пластин является символом триединства Бога.
Змея несет яйцо птицы-души на небеса, а крылатая женщина показывает новое рождение птицы-души.
В Древней Европе существовали и другие виды треугольных пластин со священной символикой, например,

серебряные треугольные … пластинки …
В вершине треугольника изображен сидящий орел;
в следующем ярусе – бюст Солнца в короне из шести лучей и
бюст Луны с месяцем на голове …
Внизу под пятым ярусом точками было выгравировано … «по велению Бога» … ([1], том т. II, стр. 212)

Описываемая символика в виде Солнца и Луны связывает этот вид пластин с верой в Бога, имеющего видимый образ Солнца, и с возрождением, связанным с фазами Луны.
Птица – это образ души, орел служит образом Божественной души, в Древнем Египте душа Осириса изображалась в виде сокола.
Другой вид древне-европейской священной символики – это символы Солнца (см. Рис.17).

СолнцеДиск с лучамиДиск с лучами
Рис.17. Символы Солнца

В одних случаях символом Солнца служит голова с исходящими от нее солнечными лучами (см. Рис.17 слева), в других случаях символом Солнца является круг (см. Рис.17 справа).

… изображения … круга с варьирующимся количеством лучей
или спиц – исключительно массовая находка в Галлии … ([1], том II, стр. 279)

Еще один многочисленный вид древне-европейской священной символики – это изображения на древне-европейских монетах.

Одной из характернейших серий галльских монет …
представляются монеты юга страны – племени салассиев
и юго-запада – лемовицев.
Образцом для них было изображение льва на монетах Массалии … ([1], том II, стр. 277)
Особую группу составляют монеты центра Галлии …
нам известна монета с изображением воина,
держащего в одной руке круглый щит и копье,
а в другой древко с лунным символом сверху … ([1], том II, стр. 278)

Лунный серп и лев – символы возрождения, лев показывает начало возрождения на небесах в созвездии Льва, все небесные события происходят между новолунием и полнолунием, что и показывает лунный серп.
Согласно Геродоту [2] впервые изображения льва на монетах начал чеканить царь Лидии Крез (см. статью автора «О единстве священной символики»).
Вернемся к описаниям древне-европейской священной символики, одним из видов которой является т.н. Дунайский всадник.

… на Дунае … получило распространение конное божество, известное … как Дунайский всадник.
Раскопками не обнаружено ни одного святилища Дунайского всадника, ни одной надписи …
Суть религии … неясна …
Пластины происходят в основном из Дакии, Паннонии и Верхней Мезии.
На этих пластинках … усложненный набор … символов:
в центре всегда изображалась какая-то богиня, как полагают, Кибела …
внизу – сцена … заклания барана.
Изображались также змея и сосуд …
Над всей этой сценой возвышалось Солнце с короной в лучах … ([1], том II, стр. 223)
Его памятники – металлические и глиняные таблички с изображением одного или двух всадников,
богини, змей, рыб, Солнца, Луны, деревьев, шкур и голов баранов … несомненно,
что они относились к мистериям, в которых важную роль играло жертвоприношение барана
и очищение верующих его кровью … ([1], том I, стр. 188)

Изображение барана является символом нового рождения земной души Осириса в созвездии Овна, а изображение Солнца является символом видимого образа Бога.
Похожая на древне-египетскую священная символика показывает, что Дунайский всадник не является символом другой веры.
Древне-европейская священная символика разнообразна, ниже приведено краткое описание разных ее видов.

Вот пример т.н. колонн Юпитера … они представляют собой … колонну и
венчающую ее скульптурную группу – всадника,
чей конь попирает чудовище со змеиным хвостом …
Понимались они неоднозначно – как олицетворение победы солнечного бога над хаосом,
прославление Небесного Бога и Богини Земли … ([1], том II, стр. 297)
… монумент из Мавильи … состоит из цоколя и
расположенных в два пояса над ним изображений.
На цоколе мы видим Марса и Минерву,
между которыми на подобии алтаря вьется змея с бараньей головой, затем Меркурия, и, наконец,
на третьей стороне – обнаженного бога с двумя персонажами меньшего роста по бокам … ([1], том II, стр. 296)
Изображений Меркурия, по словам Цезаря, самого почитаемого бога в Галлии, известно около 200,
посвящений – более 450 …
Храмы и святилища Меркурия … во множестве найдены в Лионской провинции …
Меркурия часто сопровождают чисто кельтские символы,
как, например, змея с бараньей головой …
главный [среди местных типов Меркурия] – трехликий бог … ([1], том II, стр. 299)
в … Британии … тип бога с рогами встречается … на юге и востоке острова …
В явной связи с [божественными атрибутами] находятся … бык,
а иногда змеи с бараньими головами … ([1], том т. II, стр. 288)

У всех описанных выше изображений есть общность с древне-египетской священной символикой в виде змеи, барана и быка, что служит указанием на те же священные события.
На этом описание древней европейской священной символики завершено.

Заключение

Одна часть древней европейской священной символики времен Римской империи полностью повторяет древне-египетскую, а другая часть содержит указания на те же созвездия, с которыми связана священная история Древнего Египта. Это показывает, что религиозные представления в древней Европе и в Древнем Египте имели общую основу.

Литература

1. Культура Древнего Рима. Москва, 1985.
2. История. Москва, 1999. Геродот.