Об изображениях древне-египетских гробниц

В.А. Никонов

Аннотация

В предшествующих работах было изучено содержание текстов погребальных папирусов и определены главные священные события, составляющие историю возрождения Осириса и рождения Гора. Древне-египетские гробницы содержат множество изображений, смысловое значение которых ранее было неясно. Понимание содержания погребальных текстов позволяет определить, что означают изображения древне-египетских гробниц.
В данной работе показано смысловое значение изображений, находящихся в древне-египетских гробницах в Долине царей.

Содержание

В ходе исследования текстов погребальных папирусов выяснилось, что погребальные тексты содержат обращения умершего человека к Осирису, Исиде и Гору, и описывают возрождение и жизнь души на небесах, при этом возрождение умершего увязывается со священными событиями, связанными с возрождением Осириса и рождением Гора (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Погребальные папирусы помимо текста содержат изображение гороскопа даты возрождения и изображения гороскопов священных событий, а также рисунки, поясняющие содержание текстов (см. статью автора «О содержании Книги мертвых»). Размер рисунков в погребальных папирусах невелик, в гробницах размер изображений намного больше, поэтому в гробницах мелкие детали изображений хорошо различимы. Кроме того, количество изображений в гробницах значительно больше, чем в погребальных папирусах, изображения в гробницах находятся на стенах, потолке, колоннах и на поверхности саркофагов.
Иероглифический текст в гробницах занимает значительно меньше места, чем изображения, это означает, что в гробницах описание происходит с помощью рисунков, а иероглифический текст используется для их пояснения. 
Изображения в гробницах и тексты погребальных папирусов выполняют одну задачу, помогая возрождению души умершего, поэтому смысловое значение изображений в гробницах должно быть близко содержанию погребальных текстов. Исследуя изображения гробниц и сравнивая их с содержанием погребальных текстов, можно понять смысловое значение изображений в древне-египетских гробницах и проверить правильность понимания погребальных текстов.
Начнем изучение изображений с настенных рисунков небольшой гробницы Тутанхамона, фотография участка стены которой приведена ниже (см. Рис. 1).

Гробница Тутанхамона
Рис.1. Настенные рисунки в гробнице Тутанхамона

Около пролома в стене изображена сцена, показывающая, как Осирис, который имеет вид Анубиса, и Исида, у которой на голове находится символ Гора, возрождают умершего.
На рождение указывают кресты – символы рождения в их руках. 
Исида касается крестом – символом рождения рта умершего, что, видимо, и приводит к его возрождению.
На другой стене  изображен возрожденный Тутанхамон (см. Рис. 2).  

Гробница ТутанхамонаТутанхамон
Рис.2. Настенные рисунки в гробнице Тутанхамона

Чтобы рассмотреть сцену в углу гробницы, справа приведена еще одна фотография этой части стены (см. Рис. 2  справа).
Сцена в углу показывает встречу Тутанхамона и Осириса, который изображен в виде мумии.
Тутанхамона к Осирису привел Гор, который находится за спиной Тутанхамона и рукой подводит его к Осирису. 
На голове Гора изображена хищная птица – символ Гора, у ног птицы находится поднявшая голову кобра – символ солнцестояния, с которым связано рождение Гора.
Опорой для хищной птицы и кобры служит изображение быка, перед ногами которого находится поднявшая голову кобра, что является указанием на то, что солнцестояние и рождение Гора происходили перед созвездием Тельца.
Границами изображения быка служат две поднятые вверх руки.
Над головами фигур находятся иероглифические пояснения. Рядом с головой Осириса написано его имя и символ рождения. Над головой Тутанхамона находится символ небес, а рядом с ним крест – символ рождения.
На углах саркофага изображены женские фигуры с крыльями и скорпионами на голове. Рядом с головой женской фигуры на левом дальнем углу изображен глаз Гора.
Скорпион является символом зачатия Гора в созвездии Скорпиона, а женская фигурка, видимо, изображает Исиду, которая помогает новому рождению Тутанхамона. 
В саркофаге находится гроб в виде Осириса, а на стене за саркофагом у головы умершего находится изображение в виде таблицы (см. Рис. 3).

Таблица
Рис.3. Настенные рисунки в гробнице Тутанхамона

Поверх всей таблицы находится иероглифическая надпись красного цвета.
Сама таблица разделена на две части по шесть ячеек, в которых находятся изображения павианов, сидящих  на солнечных дисках.
Рядом с павианами находятся иероглифические пояснения, написанные черной и красной красками.
Павиан на солнечном диске – это символ Меркурия, который находится выше Солнца. 
Двенадцать ячеек таблицы, возможно, соответствуют двенадцати месяцам года.
В заголовке левой части таблицы изображен жук – символ Солнца и две одинаковые мужские фигуры с бородой, которые, видимо, изображают Осириса.
Рядом с руками фигур находятся одинаковые поясняющие надписи в виде глаза и льва, что, возможно, является указанием на начало возрождения Осириса в созвездии Льва.
В заголовке правой части таблицы изображены пять фигур, которые, возможно, являются частным гороскопом.
На противоположной стене в ногах умершего изображены похороны (см. Рис. 4).

Похороны
Рис.4. Настенные рисунки в гробнице Тутанхамона

Здесь изображен ряд людей, которые тянут салазки с гробом.
Гроб имеет вид Осириса и находится внутри сооружения, которое, возможно, накрыто тканью.
На самом верху этого сооружения находятся изображения поднявших голову змей с солнечными дисками над головой.
Кобры с солнечными дисками над головой являются символами солнцестояния и рождения Гора, поскольку его рождение связано с летним солнцестоянием.
В целом на стенах гробницы Тутанхамона изображена последовательность возрождения, начиная с похорон и заканчивая описанием жизни на небесах.
Перейдем к исследованию изображений других древне-египетских гробниц, двигаясь в обратном алфавитном порядке.

Гробница Тутмеса IV

Рисунки в гробнице Тутмеса IV расположены на стенах и потолке гробницы.
Потолок гробницы покрыт изображениями звезд.
Настенные рисунки гробницы Тутмеса IV посвящены возрождению (см. Рис. 5).

ГробницаТутмеса IV
Рис.5. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса IV

На стенах изображены сцены с Исидой и Осирисом, которые возрождают умершего, прикасаясь крестом к его губам.
Исида изображена с солнечным диском между рогов, что является астрономическим символом, показывающим расположение Венеры-Исиды относительно Солнца-Осириса во время рождения Гора (см. статью автора «О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора»).
Осирис в одном случае изображен в виде мумии, а в другом случае в виде Анубиса.
Похожие сцены возрождения покрывают и другие стены гробницы, при этом смысловое содержание сцен остается тем же.
Настенные рисунки гробницы имеют значительные повреждения, причем заметно, что часть повреждений неслучайна.
На приведенной ниже фотографии видно, что изображение Исиды на стене гробницы пытались вырезать (см. Рис. 6).

Исида 
Рис.6. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса IV

При этом важная астрономическая символика, указывающая на рождение Гора, оказалась за пределами вырезаемой части, это означает, что кому-то хотелось получить женский портрет, а не изображение богини.
Где в гробнице Тутмеса IV находится гороскоп неясно, возможно, штукатурка с изображением гороскопа осыпалась, поэтому гороскоп не сохранился. 
На противоположных концах саркофага в гробнице Тутмеса IV изображена Исида с дополнительной астрономической символикой (см. Рис. 7).

ИсидаИсидаСаркофаг
Рис.7. Изображения на саркофаге Тутмеса IV

Подставка на голове Исиды показывает расположение Венеры относительно Солнца во время возрождения Осириса, а трон на голове противоположной Исиды показывает расположение Венеры во время рождения Гора.
Таким образом, фигуры Исиды связывают возрождение умершего с возрождением Осириса и рождением Гора.
На боковой поверхности саркофага изображены два глаза Гора и четыре мужские фигуры.
Глаза Гора показывают связь возрождения умершего с Луной.
Рядом с головами мужских фигур в поясняющем иероглифическом тексте находится имя Осириса, т.е. эти четыре фигуры являются изображениями Осириса, но почему изображений четыре неясно.
В целом изображения на стенах и на саркофаге гробницы Тутмеса IV посвящены возрождению, а дополнительная астрономическая символика изображений связывает возрождение умершего с возрождением Осириса и рождением Гора.
Далее перейдем к исследованию изображений следующей древне-египетской гробницы, а именно гробницы Тутмеса III.

Гробница Тутмеса III

Изображения гробницы Тутмеса III сохранились значительно лучше, чем изображения гробницы Тутмеса IV.
На потолке гробницы так же, как и на потолке гробницы Тутмеса IV, изображены звезды.
Рисунки на стенах гробницы Тутмеса III внешне отличаются от рассмотренных ранее изображений древне-египетских гробниц.
Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III выполнены схематично и внешне напоминают детские рисунки (см. Рис. 8).

ГробницаТутмеса III
Рис.8. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III

Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III представляют собой ряды фигур, расположенные в горизонтальных рядах.
Над головами фигур находятся иероглифические пояснения, причем часть пояснений выделена красным цветом.
Количество фигур в рядах велико, видимо, здесь происходит описание многих событий.
Далее рассмотрим смысловое содержание одной из сцен, изображенной в горизонтальных рядах  (см. Рис. 9).

Лодка
Рис.9. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III

Это рисунок солнечной лодки, в которой находятся души.
С помощью змеи выделена душа Осириса, изображенного с головой барана и солнечным диском, которые являются астрономическими символами и показывают, что Осирис возродился во время нахождения Солнца в созвездии Овна.
В правой руке Осириса крест – символ рождения, в левой руке посох.
Змея, которая накрывает Осириса, возможно, указывает на лунное затмение, во время которого возродился Осирис (см. статью автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха»).
Перед Осирисом изображена Исида, у которой на голове находится солнечный диск между коровьих рогов, этот астрономический символ показывает расположение Венеры-Исиды относительно Солнца-Осириса во время рождения Гора (см. статью автора «О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора»).
За спиной Осириса изображен Гор с головой хищной птицы.
На фотографии настенного рисунка (см. рис. 8 слева) в верхнем ряду видна такая же солнечная лодка, но с меньшим количеством фигур, изображающих души.
Перед носом лодки изображена сцена, похожая на частный гороскоп.
В начале сцены изображены две фигуры Исиды с перьями – признаками невидимости на голове.
Далее изображена мужская фигура с короткой палкой в левой руке.
Далее изображен Осирис в виде мумии, а перед ним находятся изображение Исиды с головой львицы и изображение Осириса с головой барана.
Ниже, во втором ряду, изображена лодка с жуком – символом Солнца и двумя одинаковыми фигурами.
Над головами двух одинаковых фигур находится иероглифическая надпись – «Осирис» .
Сцена в лодке, возможно, показывает единство Осириса и Ра и, кроме того, возможно, является указанием на летнее солнцестояние в созвездии Близнецов.
Интересное изображение расположено у правого края второго ряда, здесь изображен предмет в виде клюки, который обычно держит Осирис, но здесь этот предмет имеет самостоятельное значение.
Рядом с клюкой изображена маленькая фигурка Осириса, стоящего на символе новолуния, а ниже изображены две змеи, ползущие в противоположных направлениях.
Ниже второго ряда расположена таблица с повторяющимися изображениями, при этом иероглифические пояснения у изображений разные.
Таблицы с фигурами в ячейках изображены и на других стенах (см. Рис. 10).

Таблица
Рис.10. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III

Фигуры в ячейках повторяются, но иероглифические пояснения у всех фигур разные.
Назначение таблиц пока остается неясным.
Далее рассмотрим смысловое значение одного из настенных рисунков (см. Рис. 11).

Рисунок
Рис.11. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III

В первом ряду слева черным цветом изображена фигура с телом в виде мумии, на голове фигуры рога, занимающие промежуточное значение между рогами барана и рогами быка. Голова фигуры также напоминает одновременно и барана и быка. Фигура находится внутри заполненного точками прямоугольника.
Фигура, скорее всего, показывает связь возрождения Осириса и рождения Гора.
Далее изображены три фигуры с телом в виде мумии.
Три фигуры, возможно, изображают три души, которые будут объединены вместе.
Затем изображен жук, держащий над собой диск Солнца.
Жук, видимо, показывает рождение нового Солнца.
Правее жука изображены три фигуры с телом в виде мумии.
Первая фигура изображена с головой хищной птицы, на голове которой находится солнечный диск, видимо, эта фигура изображает Гора.
Перед фигурой Гора черным цветом изображена стоящая на коленях мужская фигура, руки которой связаны сзади и привязаны к столбу у ног Гора, возможно, это изображение побежденного Сета.
Далее изображена фигура с телом в виде мумии и с головой барана, т.е. это Осирис с дополнительной астрономической символикой, показывающей его возрождение в созвездии Овна.
Далее изображена фигура с телом в виде мумии, вместо головы у которой крылатый жук – символ Солнца, кроме того, у ног фигуры изображен диск Солнца, видимо, здесь изображен Ра.
Одинаковые тела фигур показывают их равнозначность, а в целом три фигуры являются символом триединого бога  Осириса-Ра-Гора.
Во втором ряду слева красным цветом изображена фигура Осириса, из головы которого изливается струя.
Струя, изливающаяся из головы красной фигуры, описывает какие-то подробности священных событий, связанные с объединением Осириса и Ра.
Далее белым цветом изображены две фигуры в виде мумии, причем у одной из фигур голова быка, который является астрономическим символом, указывающим на рождение Гора.
Далее черным цветом изображены две фигуры в платье, причем у одной из фигур вместо головы жук – символ Солнца.
Первая фигура, возможно, изображена в состоянии полового возбуждения.
По-видимому, белые и черные фигуры показывают зачатие.
Далее черным цветом изображена фигура Осириса, которая находится внутри полуовала, заполненного точками.
Возможно, такое изображение фигур показывает какое-либо преобразование, в данном случае это, видимо, означает возрождение Осириса.
Далее изображен Осирис белым цветом, а перед ним изображена фигура барана, который касается копытами овала, внутри которого изображен глаз Гора – символ Луны.
Баран показывает, что возрождение Осириса произошло в созвездии Овна, а символ Луны показывает, что возрождение Осириса связано с Луной.
Завершает ряд фигура Осириса, изображенного белым цветом.
В третьем ряду слева изображен Осирис с головой красного цвета, что, возможно, является символом Осириса-Ра.
Далее изображена фигура с головой барана, а за ним изображена фигура с головой хищной птицы, т.е. с головой Гора.
Возможно, эти фигуры показывают основные события: объединение душ Осириса и Ра, возрождение Осириса и рождение Гора.
Далее изображен Осирис, протягивающий руки к стоящей перед ним фигуре,  голова которой напоминает головы барана и быка одновременно, а рога на голове фигуры направлены вертикально вверх.
Далее изображен жук, который держит над собой диск Солнца.
Возможно, эта сцена показывает вознесение души Осириса к Солнцу.   
Далее изображены четыре похожие фигуры, одна из которых подняла руки вверх.
Возможно, что и эта сцена показывает вознесение души Осириса к Солнцу.
В четвертом ряду количество фигур меньше, чем в верхних рядах, причем начало ряда фигур сдвинуто вправо и начинается почти с середины ряда.
В начале изображена фигура с телом в виде мумии и с головой барана.
Далее изображен Осирис с телом в виде мумии.
Далее изображены две фигуры с головами баранов, причем у фигур разный размер голов.
Далее изображены три вертикально расположенные фигурки лежащих на овале львов или львов с головой баранов.
Далее изображена фигура Осириса с полумесяцем – символом новолуния на голове.
Замыкает ряд фигур фигура Осириса с красной головой.
Лев и баран являются символами зодиакальных созвездий Льва и Овна с которыми связано возрождение Осириса, поэтому, скорее всего, фигуры описывают возрождение Осириса, которое началось с объединения душ Осириса и Ра в новолуние в созвездии Льва, а закончилось в полнолуние в созвездии Овна.
Далее рассмотрим символику объединенного Осириса-Ра-Гора и символику Осириса-Ра, которая  используется в гробнице Тутмеса III (см. Рис. 12).

Осирис-Ра-ГорОирис-Ра-Гор
Рис.12. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III

На первой фотографии (см. Рис. 12 слева) находится рисунок, на левом краю которого изображена фигура с двумя головами, между которыми находится диск Солнца.
У голов разные шапки, видимо, одна голова принадлежит Гору, другая Осирису, а вместе с диском Солнца они показывают Осириса-Ра-Гора.
В левой руке Осирис-Ра-Гор держит посох, а в правой крест – символ рождения.
Далее изображена фигура с головой Осириса, на которой находится диск Солнца, а по обе стороны головы изображены два глаза Гора – символы Луны и самого Гора.
Эта фигура, видимо, является символом Осириса-Ра.
Правее Осириса-Ра красным цветом изображена маленькая сидящая на змее фигурка, вокруг которой нарисованы звезды.
Хвост змеи находится внизу на земле, а голова змеи находится среди звезд, при этом сидящая на змее фигура как-бы поднимается на змее к звездам.
Видимо, здесь показано вознесение души на небеса и ее встреча с Осирисом-Ра.
На второй фотографии (см. Рис. 12 в центре) показана часть настенного рисунка, на котором изображен диск Солнца с головой Осириса, а над головой Осириса изображен жук – символ Солнца.
Голова Осириса вместе с диском Солнца, видимо, является символом, который показывает единство Осириса и Ра.
На третьей фотографии (см. Рис. 12 справа) показан еще один интересный настенный рисунок.
По краям рисунка расположены одинаковые фигуры Исиды в разных головных уборах.
Между Исидами изображен змей, у которого нет хвоста, а на каждом конце змея находится голова.
Головы змея направлены в разные стороны, при этом у голов змея разные головные уборы.
На змее сидит птица-Солнце.
Разные головные уборы, видимо, являются символами Осириса и Гора.
Около головы, у которой шапка с пером, изображен крест – символ рождения.
В целом этот рисунок, видимо,  является символом единства Осириса, Ра и Гора.
Настенные рисунки гробницы Тутмеса III показывают большое количество сцен, но на доступных изучению фотографиях многие фигуры, к сожалению, плохо различимы.
Но все же среди фигур в горизонтальных рядах можно выделить астрономическую символику, связанную с описанием основных священных событий.
Ниже приведены изображения символов зодиакальных созвездий, расположенные среди фигур в горизонтальных рядах (см. Рис. 13) .

левовеновенсимволыскорпион
Рис.13. Настенные рисунки в гробнице Тутмеса III

Это  лев – символ зодиакального созвездия Льва, с объединения душ Осириса и Ра в котором начинаются священные события.
Это баран – символ зодиакального созвездия Овна, в котором произошло возрождение Осириса.
Это бык с солнечным диском между рогов – символ зодиакального созвездия Тельца, в котором находилась  Венера-Исида во время рождения Гора.
Это скорпион – символ зодиакального созвездия Скорпиона, в котором произошло зачатие Гора.
По-видимому, рядом с этими символами зодиакальных созвездий происходит описание священных событий, но для изучения содержания всех сцен необходимо отдельное исследование, поскольку даже описание всех фигур займет очень много места, а в данном исследовании ограничимся описанием отдельных сцен.
Далее рассмотрим изображения на саркофаге гробницы Тутмеса III (см. Рис. 14).

ИсидаИсида
Рис.14. Изображения на саркофаге Тутмеса III

У ног и головы умершего, как и на саркофаге Тутмеса IV, изображена Исида с дополнительной астрономической символикой, показывающей расположение Венеры относительно Солнца во время возрождения Осириса и рождения Гора.
В обоих случаях Исида изображена на лавке, накрытой ковром, руками Исида держит символ, который, видимо, связан с рождением.
На боковых поверхностях саркофага изображены мужские фигуры (см. Рис. 15).

СаркофагСаркофаг
Рис.15. Изображения на саркофаге Тутмеса III

На саркофаге Тутмеса III изображены три мужские фигуры, в отличие от саркофага Тутмеса IV, на котором изображены четыре мужские фигуры.
При этом на саркофаге Тутмеса III, как  и на саркофаге Тутмеса IV, одна из мужских фигур имеет вид Анубиса.
Количество мужских фигур, видимо, не имеет принципиального значения, но образ Осириса, видимо, важен для возрождения, поэтому на саркофагах обеих гробниц Осирис изображен в образе Анубиса.
Кроме того, на саркофагах обеих гробниц изображены два глаза Гора, которые являются символами Луны, это означает, что фазы Луны имеют важное значение для возрождения умершего.  
Расположение фигур на поверхности саркофагов Тутмеса III и Тутмеса IV одинаково, это означает, что в основе построения изображений саркофагов лежит общая идея.
Изображения на поверхности саркофага Тутмеса III выполнены не схематично, поэтому неясно, чем была вызвана необходимость схематичного изображения настенных рисунков в гробнице Тутмеса III.
Проведенное исследование изображений гробницы Тутмеса III показывает, что изображения на поверхности саркофага и настенные рисунки гробницы Тутмеса III посвящены возрождению и увязывают возрождение со священными событиями.
Далее перейдем к исследованию изображений следующей древне-египетской гробницы, а именно гробницы Сиптаха.

Гробница Сиптаха

Гробница Сиптаха находится в плохом состоянии, а настенные рисунки имеют значительные повреждения.
Часть сохранившихся изображений  – это сцены возрождения, ниже приведены фотографии двух таких сцен (см. Рис. 16).

Возрождение
Рис.16. Настенные рисунки в гробнице Сиптаха

На настенном рисунке слева изображен Осирис в образе Анубиса, который возрождает умершего, изображенного в виде мумии Осириса и лежащего на кровати, сделанной в виде льва – символа созвездия Льва (см. Рис. 16 слева).
Поскольку в созвездии Льва началось возрождение самого Осириса, поэтому кровать в виде льва показывает начало возрождения умершего.
По обеим сторонам кровати изображены одинаковые фигуры Исиды с разной дополнительной  астрономической символикой на голове.
У Исиды в изголовье кровати подставка на голове показывает расположение Венеры во время возрождения Осириса, а у Исиды, которая находится с другой стороны кровати, трон на голове показывает расположение Венеры во время рождения Гора.
Среди иероглифических пояснений данной сцены  находятся два иероглифических символа в виде лодки, на которой находится маленькая фигурка, похожая на льва.
На настенном рисунке справа изображен Гор, а рядом с ним, видимо, владелец гробницы – Сиптах (см. Рис. 16 справа).
Гор изображен в виде мужской фигуры с головой хищной птицы, на его голове солнечный диск и змея, Гор возрождает Сиптаха, прикасаясь крестом – символом рождения к его губам.
Крест, которым Гор прикасается к губам Сиптаха, прикреплен к посоху, который  Гор держит в правой руке.
В левой руке Гор держит крест – символ рождения.
У Сиптаха на голове находится дополнительная символика возрождения Осириса и рождения Гора (см. Рис. 17).

Символика
Рис.17. Дополнительная символика

На голове Сиптаха изображены  бараньи рога и солнечный диск.
Бараньи рога являются символом созвездия Овна, во время нахождения Солнца в котором произошло возрождение Осириса.
По краям бараньих рогов изображены две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой.
Кобры являются символом солнцестояния, а то, что они одинаковые, является указанием на созвездие Близнецов, во время летнего солнцестояния в котором родился Гор.
Выше и правее головы Сиптаха над картушами изображен диск с крыльями и бараньими рогами, который, видимо, является символом возрожденного Осириса.
Среди сохранившихся настенных изображений есть несколько рисунков, содержащих символику объединения душ Осириса и Ра (см. Рис. 18).

Оисрис-РаОисрис-Ра
Рис.18. Символика объединения душ Осириса и Ра

Слева фотография настенного рисунка с изображением солнечного диска, внутри которого находятся жук – символ Солнца и Осирис с головой барана (см. Рис. 18 слева).
Согласно текстам погребальных папирусов (см. статью автора «О содержании погребальных текстов») душа Осириса объединилась с душой Ра и днем душа Осириса-Ра находится в диске Солнца, поэтому рисунок диска Солнца, в котором находятся Осирис и Ра, является символом, который показывает, что души Ра и Осириса находятся вместе в диске Солнца.
Справа фотография настенного рисунка, на котором в солнечном диске изображена птица-Солнце с головой барана (см. Рис. 18 справа).
Этот символ также показывает, что души Осириса и Ра объединены.
По обе стороны от солнечного диска изображены две птицы-Солнца на подставках.
Птица-Солнце на подставке – это символ солнцестояния.
Слева у птицы-Солнца на  голове трон, у птицы-Солнца справа на голове подставка.
Подставка и трон обычно изображены у Венеры-Исиды и показывают расположение Венеры относительно Солнца во время возрождения Осириса и рождения Гора.
В данном случае эти символы, возможно, являются символами восхода и заката Солнца, но, возможно, что эти символы имеют то же значение, что и на голове Исиды.
Ниже приведена фотография похожего настенного рисунка из гробницы Сиптаха,  но с  двумя фигурами Исиды (см. Рис. 19).

Оисрис-Ра
Рис.19. Символика объединения душ Осириса и Ра

В центре рисунка изображен солнечный диск, внутри которого находятся жук – символ Солнца и Осирис с головой барана, этот символ показывает, что души Ра и Осириса находятся вместе в диске Солнца.
По обе стороны от диска Солнца находятся две одинаковые фигуры Исиды, у одной на голове трон, у другой – подставка.
Подставка и трон показывают расположение Венеры относительно Солнца во время возрождения Осириса и рождения Гора.
Помимо символики объединения душ в гробнице Сиптаха использована и более простая символика, как, например, цветы лотоса или цветы папируса, которые являются символами рождения Гора (см. Рис. 20).

лотоспапирус
Рис.20. Цветы лотоса и папируса

Среди сохранившихся настенных рисунков в гробнице Сиптаха есть рисунок, явно показывающий связь рождения Гора с цветущим лотосом и папирусом (см. Рис. 21).
 

Исида
Рис.21. Символика рождения Гора

На этом рисунке над цветущим папирусом изображено гнездо – символ рождения.
В гнезде сидит Исида со скрещенными крыльями, между которыми расположен символ, который, видимо, связан с рождением, а рядом находятся два картуша.
Крылья Исиды голубого цвета, что, видимо, является указанием на небеса.
В целом рисунок является священным символом, который показывает, что Исида родила Гора в зарослях цветущего папируса.
Очень интересна сохранившаяся иероглифическая надпись, которая, возможно, описывает священные события (см. Рис. 22).

Надпись
Рис.22. Надпись

На вершине прямоугольника изображен солнечный диск, а рядом с ним Гор в образе птицы или птица-Солнце в шапке с пером, под ногами птицы находится поднявшая голову кобра с шапкой в виде колпака.
Разные шапки, видимо, указывают на Осириса и Гора, а вместе змея, птица и диск Солнца являются символом Осириса-Ра-Гора.
Внутри прямоугольника расположены иероглифические символы в виде быка и головы льва, которые являются и астрономическими символами священных событий, поэтому, возможно, вся иероглифическая надпись посвящена священным событиям.
Далее рассмотрим изображения на саркофаге гробницы Сиптаха (см. Рис. 23).

СаркофагСаркофаг
Рис.23. Изображения на саркофаге Сиптаха

На крышке саркофага изображен Сиптах в виде Осириса со сложенными на груди руками, в которых находятся символы Осириса.
По обе стороны Осириса изображены две одинаковые фигуры Исиды с разной дополнительной астрономической символикой.
У Исиды, которая находится слева от Осириса, на голове изображен трон, у Исиды справа от Осириса на голове изображена подставка.
Подставка и трон показывают расположение Венеры относительно Солнца во время возрождения Осириса и рождения Гора и являются символами возрождения Осириса и рождения Гора.
Две одинаковые фигуры Исиды являются указанием на созвездие Близнецов, во время нахождения Солнца в котором родился Гор.
Обе Исиды стоят на гнезде, которое является символом рождения.
Также по обе стороны Осириса изображены две одинаковые змеи.
Змеи изображены за руками Исиды, т.е. они находятся за Исидой.
Помимо этого, слева от Осириса изображена небольшая змея, а справа небольшой крокодил, но их смысловое значение неясно.
На голове Осириса изображены бараньи рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна и головной убор в виде двух одинаковых перьев, который является символом рождения Гора в зодиакальном созвездии Близнецов.
На основании крышки саркофага, где располагаются ноги Осириса, изображены две сидящие фигуры Исиды (см. Рис. 23 справа).
У Исиды слева на голове находится трон, у Исиды справа на голове находится подставка.
На внешней поверхности саркофага изображена Исида с крыльями (см. Рис. 24 слева).

СаркофагСаркофаг
Рис.24. Изображения на саркофаге Сиптаха

На боковой поверхности саркофага можно различить три одинаковые фигуры птицы-Солнца с головой Осириса, стоящей на вершине овала, который является символом годового движения Солнца.
Три одинаковые фигуры птицы-Солнца с головой Осириса являются символом триединого бога в образе Солнца.
Таким образом, изображения на поверхности саркофага и сохранившиеся настенные рисунки в гробнице Сиптаха посвящены возрождению и увязывают возрождение со священными событиями.
Далее перейдем к исследованию изображений следующей древне-египетской гробницы.

Гробница Сети II

Гробница Сети II  имеет значительные размеры, но количество сохранившихся изображений в гробнице невелико и они имеют значительные повреждения (см. Рис. 25).

Гробница Сети IГробница Сети I
Рис.25. Гробница Сети
II

От саркофага, видимо, осталась только крышка, которая сильно повреждена.
Над саркофагом изображена Исида с крыльями, а на основании саркофага можно различить изображение птицы-Солнца.
По обе стороны от входа в гробницу изображены две одинаковые фигуры Анубиса, лежащего на подставке (см. Рис. 25 справа).
Слева от входа под изображением Анубиса находятся две одинаковые фигуры Исиды, у одной Исиды на голове находится подставка, у другой на голове находится трон.
Перед Исидами изображены две одинаковые высокие подставки, которые расположены друг над другом.
На видимой части стены слева от входа в гробницу изображены две одинаковые руки на подставке, а выше изображена кобра с крыльями.
Между коброй и Анубисом находится мужская фигура в виде мумии, видимо, это Осирис.
Справа от входа под изображением Анубиса находится изображение мужской фигуры в лодке, в руках фигуры  копье и щит.
На стене справа от входа в гробницу рядом с углом гробницы изображены две одинаковые мужские фигуры с посохом в виде клюки (см. Рис. 26).

Гробница Сети I
Рис.26. Настенные рисунки в гробнице Сети II

Правее изображены две такие же мужские фигуры с клюкой, но в этом случае каждая из фигур изображена стоящей на льве.
Далее находятся два одинаковых изображения крокодила на подставке и два одинаковых изображения птицы-Солнца на подставке, их смысловое значение неясно.
За ними изображены две одинаковые мужские фигуры.
Повторение одинаковых фигур, скорее всего, является указанием на созвездие Близнецов.
Прямо по центру гробницы над саркофагом находится симметричный настенный рисунок, показывающий встречу души умершего с Осирисом (см. Рис. 27).

Гробница Сети I
Рис.27. Настенные рисунки в гробнице Сети II

В середине настенного рисунка спина к спине изображены две одинаковые фигуры Осириса.
Лица у фигур Осириса изображены голубым цветом, что, видимо, является указанием на небеса.
Осирис изображен с посохом, кнутом и символом в виде клюки, на голове его колпак с двумя одинаковыми перьями, а около шеи Осириса изображен склоненный цветок лотоса.
По обе стороны от фигур Осириса изображены две одинаковые мужские фигуры, которые, видимо, изображают владельца гробницы.
Фигура справа держит два одинаковых сосуда, а фигура слева держит маленькую фигурку Исиды, сидящую в гнезде, что является символом рождения.
Перед фигурами Осириса находятся два одинаковых столика с чайниками и цветами лотоса, направленными в сторону Осириса.
Цветы лотоса являются символами рождения Гора и в данном случае указывают на новое рождение владельца гробницы.
На лбу фигур, изображающих владельца гробницы, находится уреус – поднявшая голову кобра, которая показывает связь владельца гробницы с Гором.
Над головами фигур, изображающих владельца гробницы, находятся солнечные диски, по краям которых находятся  две одинаковые поднявшие голову кобры.
Этот символ показывает, что душа владельца гробницы стала частью божественной души, обитающей в диске Солнца.
Среди других изображений гробницы находится хорошо сохранившийся символ единства душ Осириса и Ра (см. Рис. 28).

Осирис-Ра
Рис.28. Символ Осириса-Ра

В солнечном диске изображены жук – символ Солнца и Осирис с головой барана.
Этот символ показывает, что души Ра и Осириса объединены и находятся в солнечном диске.
Одно из сохранившихся настенных изображений гробницы Сети II почти полностью совпадает с настенным изображением из гробницы Сиптаха (см. Рис. 29).

Гробница Сети I
Рис.29. Настенные рисунки в гробнице Сети II

Владелец гробницы, у которого на голове находится символика возрождения Осириса и рождения Гора, протягивает курительницу Гору, а над ними изображен диск с крыльями.
На вершине диска находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а по краям диска находятся две одинаковые поднявшие голову кобры – символ рождения Гора.
Ниже показан другой настенный рисунок из гробницы Сети II, который почти полностью повторяет настенный рисунок из гробницы Сиптаха (см. Рис. 30).

Исида
Рис.30. Настенный рисунок из гробницы Сети II

На этом рисунке над цветущим лотосом изображено гнездо, в котором сидит Исида с крыльями, отличие изображений двух гробниц только в том, что в гробнице Сети II под гнездом изображен цветущий лотос, а в гробнице Сиптаха цветущий папирус.
Таким образом, настенные рисунки в гробнице Сети II, так же, как и настенные рисунки в гробницы Сиптаха посвящены возрождению и увязывают возрождение со священными событиями.
Далее перейдем к исследованию изображений гробницы Сети I.

Гробница Сети I

Гробница Сети I хорошо известна благодаря своему потолочному гороскопу (см. Рис. 31).

Гороскоп
Рис.31. Настенные рисунки в гробнице Сети I

Потолочный гороскоп гробницы Сети I был исследован в статье автора «О дате, записанной в гороскопах гробниц Сети I и Рамзеса VII», и тогда оказалось, что даты гороскопов нескольких гробниц совпадают. Причина этого была неясна, поэтому возникли сомнения в правильности чтения гороскопов. Затем в ходе изучения гороскопов погребальных папирусов (см. статью автора «О содержании Книги мертвых») выяснилось, что даты гороскопов погребальных папирусов могут описывать одну и ту же дату, которая всегда является датой новолуния. Тогда возникло предположение, что и в гороскопах гробниц записаны даты новолуний, что подтвердилось, дата гороскопа гробницы Сети I, как и даты гороскопов других гробниц, оказалась датой новолуния.
В ходе исследования гороскопа Сети I не были доступны фотографии настенных рисунков, поэтому теперь очень интересно исследовать их смысловое значение.
Начнем с настенных рисунков с символами возрождения (см. Рис. 32).

новолуние
Рис.32. Настенные рисунки в гробнице Сети I

Слева находится фотография настенного рисунка с изображением солнечной лодки, плывущей по небесной реке (см. Рис. 32 слева).
На носу и на корме лодки находятся головы Осириса.
На лодке установлен столб, на котором находится полумесяц под солнечным диском, являющийся символом новолуния.
Рядом со столбом сидит владелец гробницы, который касается рукой большого пера, которое в свою очередь касается символа новолуния.
Перо в данном случае показывает чистоту души, которая легка, как перо.
В целом рисунок показывает начало возрождения души умершего, которая оказалась чиста и готова к возрождению на небесах, на это указывают перо и символ новолуния.
Справа находится фотография настенного рисунка с изображением Гора, который возрождает владельца гробницы, прикасаясь к его губам крестом – символом рождения (см. Рис. 32 справа).
Над Гором и владельцем гробницы изображен солнечный диск с крыльями, на верху которого находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а по краям диска находятся две одинаковые поднявшие голову кобры – символ рождения Гора.
Над головой владельца гробницы изображен диск Солнца с двумя поднявшими голову кобрами, на шее у которых надеты кресты – символы рождения, в целом этот символ показывает, что возрожденная душа находится в диске Солнца.
Таким образом, символика рассмотренных настенных изображений гробницы Сети I связана c возрождением.
Неизвестно, где располагается саркофаг в гробнице Сети I, но на противоположных стенах гробницы вдоль большой оси расположены изображения Исиды с крыльями (см. Рис. 33).  

Гробница Сети IГробница Сети I
Рис.33. Настенные рисунки  в гробнице Сети
I

У одной Исиды на голове трон – символ рождения Гора, у другой подставка – символ возрождения Осириса.
Ниже Исиды с троном на голове находится таблица с повторяющимися символами.
Ниже Исиды с подставкой на голове расположены два ряда фигур.
Среди фигур верхнего ряда в начале изображен баран – символ зодиакального созвездия Овна, а на краю изображен символ летнего солнцестояния в виде птицы-Солнца, сидящей на высоком цветке лотоса, по-видимому, этот  ряд содержит астрономическое описание.
Нижний ряд представляет собой ряд солнечных лодок.
В первой лодке изображен Осирис с головой барана, перед ним стоит Исида с солнечным диском между коровьих рогов, а также фигуры душ, но Гор в первой лодке не изображен.
В последней лодке изображена встреча двойников с одинаковыми телами в виде мумии и головами птицы, причем одна фигура изображена красным цветом, а другая – белым.
По-видимому, второй ряд описывает священные события.
Далее рассмотрим символы Осириса-Ра в гробнице Сети I (см. Рис. 34).

Осирис-РаОсирис-Ра
Рис.34. Настенные рисунки в гробнице Сети I

На фотографии слева показана часть настенного рисунка, на котором внутри солнечного диска изображены жук – символ Солнца и Осирис с головой барана, в целом этот символ показывает единство душ Осириса и Ра, находящихся в диске Солнца.
Справа на многоголовой змее изображен лежащий Осирис, рукой он касается жука, который находится на его голове, что означает единство Осириса и Ра.
Символика единства Осириса и Ра используется в настенных рисунках при изображении солнечной лодки (см. Рис. 35).

Осирис-РаОсирис-Ра
Рис.35. Настенные рисунки в гробнице Сети I

В центре солнечной лодки изображен Осирис с головой барана, на рогах которого находится солнечный диск, а рядом с Осирисом изображен солнечный диск над головой вытянувшейся вверх змеи.
Изображение Осириса с головой барана и диска Солнца отделено от других изображений извивающейся змеей, которая показывает движение Солнца или является астрономическим символом лунного затмения, во время  которого возродился Осирис.
Вместе с Осирисом в солнечной лодке находятся фигуры, которые, видимо, изображают души, плывущие вместе с душой Осириса-Ра.
Среди настенных рисунков гробницы Сети I есть очень похожие на рисунки погребальных папирусов (см. статью автора «О содержании Книги мертвых») (см. Рис. 36).  

РисунокПрорисовка
Рис.36. Настенные рисунки в гробнице Сети I

Рядом с фотографией показана прорисовка настенного рисунка.
Изображенная на рисунке сцена показывает встречу души умершего с Осирисом.
Осирис изображен сидящим на троне, лицо у него голубого цвета.
Позади Осириса стоит Исида, одной рукой она касается Осириса, а в другой руке держит крест – символ рождения.
На голове Исиды находится птица с бараньими рогами.
Осирис и Исида находятся на постаменте, опорой которого служат повторяющиеся символы столба в гнезде, креста и посоха.
Душу умершего владельца гробницы привел к Осирису Гор с головой хищной птицы и двойным головным убором, состоящим из двух шапок разного цвета.
Шапка с пером изображена красным цветом, а шапка в виде колпака изображена белым.
Гор правой рукой обнимает владельца гробницы за плечи, а в левой руке держит крест – символ рождения.
На переднике владельца гробницы изображены две одинаковые поднявшие голову кобры, а на лбу находится уреус – поднявшая голову кобра.
Поднявшая голову кобра является символом летнего солнцестояния, с которым связано рождение Гора, а две одинаковые кобры являются указанием на созвездие Близнецов, во время нахождения Солнца в котором произошло рождение Гора.
В руках владельца гробницы находятся те же символы, что и у Осириса, видимо, это означает, что он стал новым Осирисом.
Над всей сценой изображен диск с крыльями, на верху которого находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а по краям две одинаковые кобры – символ рождения Гора.
На самом верху рисунка изображены поднявшие голову кобры с солнечным диском над головой, которые являются символами летнего солнцестояния и рождения Гора.
На прорисовке другого настенного рисунка показан возрожденный, который стал новым Осирисом (см. Рис. 36 справа).
Среди настенных рисунков гробницы Сети I есть очень похожи на нагрудные украшения (см. статью автора «Смысловое содержание древне-египетской символики») (см. Рис. 37).  

РисунокПрорисовка
Рис.37. Настенные рисунки в гробнице Сети I

Справа приведена прорисовка настенного рисунка (см. Рис. 37 справа).
Рисунок построен симметрично, отличие двух частей только в том, что слева изображен цветущий папирус, а слева цветущий лотос.
Над кустами лотоса и папируса изображена птица-Солнце в виде грифа в гнезде, которая протягивает большой крест Осирису-Ра-Гору, изображенному в виде хищной птицы с диском Солнца за спиной, а под ногами птицы находится поднявшая голову змея в колпаке.
На голове птицы-Солнца и на голове хищной птицы изображен двойной головной убор в виде шапки с пером и колпака.
В центре рисунка находятся четыре картуша, два картуша, расположенные рядом, содержат изображения Осириса, а картуши по краям содержат изображения диска Солнца и Исиды.
Под центральными картушами расположены две иероглифические надписи имени Осириса.
Прорисовки еще двух настенных рисунков, похожих на древне-египетские нагрудные украшения, приведены ниже (см. Рис. 38).

ПрорисовкаПрорисовка
Рис.38. Прорисовки настенных рисунков в гробнице Сети
I

Оба рисунка построены симметрично.
По краям левого рисунка изображен цветущий лотос и цветущий папирус (см. Рис. 38 слева).
Над цветущим лотосом и цветущим папирусом изображены поднявшие голову кобры.
Кобра слева изображена в красной шапке с пером, кобра справа изображена в двойном головном уборе, состоящем из красной шапки с пером и желтого колпака.
Рядом с кобрами изображен посох и символ, который, видимо, связан с рождением.
Рядом с коброй на цветущем лотосе изображена Исида, под левой рукой которой можно прочесть имя Осириса.
Рисунок на штукатурке рядом с другой коброй, видимо, осыпался или настолько поврежден, что прорисовку выполнить не удалось.
На рисунке справа изображены три фигуры Исиды с крыльями (см. Рис. 38 справа).
Исида, расположенная в верхней части рисунка, изображена с распростертыми крыльями, а две другие Исиды по краям рисунка изображены со скрещенными крыльями.
Исиды по краям держат в руках кресты – символы рождения.
Между фигурами изображены два картуша, в одном находится изображение Осириса, а в другом изображения солнечного диска и Исиды.
Рассмотренные настенные рисунки являются символами священных событий.
Помимо сложной священной символики в гробнице находится множество изображений, показывающих встречу души с Осирисом, Исидой и Гором (см. Рис. 39).  

Гробница Сети IГробница Сети I
Рис.39. Настенные рисунки в гробнице Сети I

Слева находится фотография настенного рисунка, на котором изображена встреча души умершего с Осирисом, Исидой и Гором (см. Рис. 39 слева).
На левом краю Исида изображена с солнечным диском между коровьих рогов на голове, а в центре Исида изображена с троном на голове.
Солнечный диск между коровьих рогов и трон являются астрономическими символами, показывающими расположение Венеры-Исиды относительно Солнца-Осириса во время рождения Гора.
Осирис изображен в образе Анубиса.
Осирис, Исида и Гор держат в левой руке посох, а в правой руке крест – символ рождения.
На настенном рисунке показано, что душа умершего преподносит Исиде что-то в виде двух маленьких одинаковых горшков.
По верху настенного рисунка изображены поднявшие голову кобры с солнечными дисками.
На фотографии справа показаны настенные рисунки рядом со входом (см. Рис. 39 справа).
На рисунках около входа изображена встреча души умершего с Осирисом и Гором.
На стенах прохода изображены небесный и земной близнецы, которые как-бы сопровождают душу умершего на небеса (см. Рис. 40).  

ГорАнубис
Рис.40. Настенные рисунки в гробнице Сети I

Обе фигуры  изображены в одинаковой позе, напоминающей ход гуськом, при этом одна рука фигуры прижата к груди, другая поднята вверх.
Слева находится изображение Гора с головой хищной птицы, а справа изображение Осириса в образе Анубиса.
Скорее всего, в последовательности расположения настенных рисунков есть определенная закономерность, связанная с последовательностью возрождения.
В гробнице Сети I среди настенных рисунков есть символы зодиакальных созвездий, с которыми связаны священные события (см. Рис. 41).

левскорпион
Рис.41. Настенные рисунки в гробнице Сети I

На настенном рисунке слева изображен лев – символ зодиакального созвездия Льва, в котором началось возрождение Осириса (см. Рис. 41 слева).
На настенном рисунке справа изображен скорпион – символ зодиакального созвездия Скорпиона, в котором произошло зачатие Гора (см. Рис. 41 справа).
Таким образом, настенные рисунки в гробнице Сети I так же, как и настенные рисунки других гробниц, посвящены возрождению и увязывают возрождение со священными событиями.
Вид саркофага в гробнице Сети I неизвестен, т.к. его фотографии отсутствуют, возможно, он находится в каком-либо музее, но, возможно, он разбит.
Далее перейдем к исследованию изображений следующей древне-египетской гробницы.

Гробница Рамзеса X

В описании гробницы Рамзеса X приведена только прорисовка (см. Рис. 42).  

Прорисовка
Рис.42. Прорисовка из гробницы Рамзеса X

Рисунок построен симметрично.
В центре рисунка находится солнечный диск, внутри которого изображены жук – символ Солнца и Осирис с головой барана, вместе они являются символом объединенной души Осириса-Ра, которая находится в диске Солнца.
По обе стороны диска Солнца находятся две одинаковые мужские фигуры, которые, видимо, изображают владельца гробницы, одной рукой он держит символы Осириса, а другой преподносит глаз Гора Осирису-Ра.
Глаз Гора является символом Луны и полнолуния, а т.к. возрождение на небесах происходит во время полнолуния, следовательно, эта сцена показывает, как душа в полнолуние возрождается на небесах и объединяется с душами Осириса и Ра, в итоге возрожденный становится новым Осирисом.
По краям рисунка изображены две фигуры Исиды с разной дополнительной астрономической символикой.
У Исиды слева на голове трон, который является астрономическим символом, показывающем расположение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора.
У Исиды справа на голове подставка, которая является астрономическим символом, показывающем расположение Венеры относительно  Солнца во время возрождения Осириса.
Перед фигурами Исиды изображены одинаковые птицы, несущие какой-то предмет.
Настенный рисунок из гробницы Рамзеса X посвящен возрождению души на небесах.
Далее перейдем к исследованию изображений следующей древне-египетской гробницы.

Гробница Рамзеса IX

Рядом со входом в гробницу Рамзеса IX находятся настенные рисунки, содержащие священную символику (см. Рис. 43).

Гробница Рамзеса IX
Рис.43. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

По обе стороны от входа изображены две мужские фигуры, которые держат поднятые вверх чаши, судя по характерному пучку волос, мужские фигуры изображают Гора.
Слева от входа на подставке изображен баран, на рогах которого находятся два высоких одинаковых пера.
Содержимое чаши в руках Гора, который находится рядом, изливается на барана.
Ниже подставки изображены плохо различимые небесный и земной близнецы.
Справа от входа на подставке изображен цветущий куст лотоса или папируса, на котором сидит птица с головным убором и символикой рождения Гора.
Ниже подставки изображены небесный и земной близнецы.
Баран является символом зодиакального созвездия Овна, в котором произошло возрождение Осириса, цветущий куст лотоса или папируса является символом рождения Гора, а небесный и земной близнецы связывают возрождение Осириса и рождение Гора.
Над входом изображен диск с крыльями, на верху которого находятся бараньи рога – символ возрождения Осириса, а по краям диска находятся две одинаковые поднявшие голову кобры – символ рождения Гора.
Священную символику содержат и другие настенные рисунки (см. Рис. 44).

символы
Рис.44. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

На фотографии настенного рисунка слева изображен владелец гробницы (см. Рис. 44 слева).
У него на голове бараньи рога – символ возрождения Осириса и солнечный диск в ухвате из коровьих рогов – символ рождения Гора.
На бараньих рогах находится головной убор с двумя одинаковыми перьями по краям – символ созвездия Близнецов, во время нахождения Солнца в котором родился Гор.
Кроме того, на бараньих рогах находятся две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечным диском, которые являются символом летнего солнцестояния и рождения Гора.
На самом верху головного убора находится голова барана с солнечным диском над головой, которая является символом возрождения Осириса.
Из головного убора торчит такое же перо, как на шапке с пером, в которой часто изображают птицу-Солнце.
На лбу владельца гробницы находится уреус – поднявшая голову кобра, которая показывает связь владельца гробницы с Гором.
В правой руке владельца гробницы находится гнездо с маленькой сидящей фигуркой, у которой в руках крест – символ рождения.
Выше в картуше изображен интересный иероглифический символ в виде сидящих фигур Гора и Осириса, между которыми находится посох, а ниже изображен символ рождения .
На втором настенном рисунке также изображен владелец гробницы (см. Рис. 44 справа).
В длинном овале за спиной мужской фигуры находится священная символика.
На самом верху изображена птица-Солнце на змее с двойным головным убором, который, видимо, указывает на единство.
Над птицей-Солнцем изображен диск Солнца с поднявшей голову коброй, а ниже птицы-Солнца находится изображение быка.
Все эти изображения являются астрономическими символами священных событий, по-видимому, в овале происходит описание священных событий.
Ниже приведена фотография такого же картуша, как картуш около рук владельца гробницы (см. Рис. 44 слева), но расположенного в другой части гробницы Рамзеса IX (см. Рис. 45).

картуш
Рис.45. Картуш

Подставка разделяет надпись на две половины.
В нижней части находятся два символа глаз и символ рождения .
В верхней части изображены две сидящие фигуры, одна фигура изображает Осириса, а другая Гора, над головой которого находится диск Солнца.
В руках Осирис и Гор держат кресты – символы рождения.
В гробнице Рамзеса IX, так же, как в других древне-египетских гробницах, используется символика Осириса-Ра, ниже приведена фотография настенного рисунка, содержащего такую символику (см. Рис. 46).

Осирис-Ра
Рис.46. Настенный рисунок из гробницы Рамзеса IX

В центре находится диск Солнца, внутри которого изображен Осирис с головой барана.
По краям диска изображены четыре фигуры павианов по две фигуры с каждой стороны.
Около фигур павианов изображены звезды, чтобы подчеркнуть, что фигуры являются астрономическими символами.
Под потолком гробницы находится еще одно изображение символа Осириса-Ра (см. Рис. 47).  

Осирис-Ра
Рис.47. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

В центре изображен диск Солнца, в котором находится сидящая фигура с головой барана.
Слева от фигуры с головой барана находится павиан – символ Меркурия, а справа находится глаз Гора – символ Луны.
Фигура с головой барана изображает Осириса, поскольку голова барана является астрономическим символом зодиакального созвездия Овна, в котором произошло возрождение Осириса.
Диск Солнца с фигурой Осириса является символом объединения душ Осириса и Ра, о котором говорится в погребальных текстах (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
По краям диска Солнца изображены одинаковые фигуры владельца гробницы.
На левом краю рисунка изображен ряд фигур Исиды, а на правом краю рисунка изображен ряд фигур Осириса.
Ниже приведена фотография одной из стен гробницы (см. Рис. 48).

Гробница Рамзеса IX
Рис.48. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

Рисунки на этой стене гробницы имеют значительные повреждения, но сохранившаяся часть позволяет понять их построение.
Вся стена разделена широкой горизонтальной линией на две почти равные части.
В нижней части в центре изображен лев с головой Осириса.
Надо львом изображен диск Солнца, по краям которого изображены одинаковые поднявшие головы кобры, а также изображения птицы-Солнца на подставке.
Лев является астрономическим символом объединения душ Осириса и Ра, которое произошло в созвездии Льва.
Птица-Солнце на подставке и поднявшие голову кобры являются символами летнего солнцестояния, с которым связано рождение Гора.
Вместе эти символы показывают связь возрождения Осириса и рождения Гора.
Слева от лежащего льва изображена фигура владельца гробницы, который изображен с чем-то вроде указки, направленной к голове льва.
Поскольку возрождение Осириса началось в созвездии Льва, поэтому этот рисунок показывает связь возрождения владельца гробницы с возрождением Осириса.
Слева от сцены со львом изображены два ряда фигур.
У фигур первого ряда в руках посохи, а у фигур второго ряда в руках ничего нет.
Разный рост  фигур первого ряда разделяет ряд на разные сцены.
В конце первого ряда изображена Исида, а в конце второго ряда изображен Осирис с головой барана, видимо, ряды поясняют священные события.
На правом краю стены штукатурка осыпалась, поэтому неизвестно какие рисунки там находились.
Над широкой полосой, разделяющей изображения стены, в центре изображена сцена с лодками (см. Рис. 49).

Гробница Рамзеса IX
Рис.49. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

По середине сцены находится построение в виде столба, на котором изображены иероглифические символы и два картуша.
По краям столба изображена символика рождения в виде повторяющихся крестов и посохов.
Над столбом находится диск с крыльями и бараньими рогами, внутри которого изображена маленькая сидящая фигура, которая сосет свой палец.
По краям диска находятся две одинаковые поднявшие голову кобры, расположенные таким образом, что на каждую надет крест, изображенный ниже.
Маленькая фигура в диске, видимо, является символом рождения нового Солнца.
По обе стороны столба изображены похожие сцены с лодками.
В правой части в лодке изображен владелец гробницы, у которого над головой картуш с надписью черного цвета, что, видимо, является указанием на смерть.
За спиной владельца гробницы изображена Исида, которая левой рукой держит владельца гробницы за плечо, а в правой руке держит цветок лотоса и символ рождения .
Перед владельцем гробницы изображен Осирис с двойным головным убором, одна часть в виде шапки птицы-Солнца красного цвета, а другая часть в виде колпака белого цвета.
В левой руке Осирис держит цветок папируса и символ рождения , а в другой руке держит крест, который также является символом рождения.
В целом сцена справа показывает начало возрождения владельца гробницы.
В левой части рисунка в лодке изображен владелец гробницы, который вместе с Осирисом  держит подставку с двумя картушами, причем иероглифы того же картуша, что и  в правой лодке, теперь написаны красным цветом.
Часть головного убора Осириса в виде колпака изображена желтым цветом.
В руках Осириса и Исиды нет крестов и цветов, видимо, владелец гробницы уже возродился.
Таким образом, сцены в лодках описывают возрождение владельца гробницы.
Надпись, которая находится на столбе, расположенном по середине настенного рисунка (см. Рис. 49), повторяется и в других частях гробницы (см. Рис. 50).

надпись
Рис.50. Надпись

Здесь на самом верху надписи находится то же изображение птицы-Солнца, а ниже расположены изображения быка, подставки, посоха и т.д.
Ниже показан ряд фотографий боковой стены гробницы (см. Рис. 51).

Гробница РамзесаIX
Рис.51. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

На левом краю рядом с диском Солнца изображен Осирис с головой барана.
Под диском Солнца и Осирисом изображены маленькие черные фигурки Осириса, как-бы накрытые колпаком, причем в начале изображена стоящая фигурка, а потом четыре раза фигурки изображены лежащими, что, видимо, является указанием на смерть Осириса.
В центре изображено слияние душ Осириса и Ра и рождение нового Солнца (см. Рис. 52).

Гробница Рамзеса IX
Рис.52. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

Около диска Солнца изображена фигура Осириса с головой барана, а рядом с Осирисом изображена фигура Ра с головой жука, вместе Осирис и Ра протягивают руки к большому жуку, над которым находится диск Солнца.
За спиной Осириса внутри диска Солнца находится мужская фигура, которая протягивает руки к Осирису.
Под руками мужской фигуры в диске Солнца изображена плохо различимая птица.
Правее Ра с головой жука находится сцена, показывающая, как Осирис черного цвета поднимается из-под земли, а рядом с ним изображена большая фигура Осириса, которая как-бы помогает маленькой фигуре.
Между фигурами Ра и Осириса находится овал, в котором изображены два символа Солнца с лучами и горшок между ними, это означает, что Солнце теперь имеет две души.
Правее большой фигуры Осириса изображены три фигуры красного цвета.
Две фигуры по краям имеют бороды, а фигура в центре изображена без бороды и имеет больший рост, чем две фигуры по краям.
Ниже рассмотренной сцены находится большое изображение Осириса с женской фигурой.
Слева и справа от Осириса проведены линии, сходящиеся к его ногам, при этом фигура Осириса делит получившийся угол пополам.
На линиях, видимо, были изображены двенадцать женских фигур с солнечными дисками в руках, которые, возможно, являются символами двенадцати месяцев.
От двенадцати фигур пунктиром проведены линии  красного цвета.
Справа от большой фигуры в нижней части находится маленькая сидящая фигура красного цвета, сосущая свой палец, что является указанием на рождение, а красный цвет, видимо, указывает на новое рождение Солнца.
Около головы большой фигуры изображены два диска Солнца и звезды.
На правом краю стены (см. Рис. 51 справа) находится сцена, показывающая объединенного Осириса-Ра (см. Рис. 53).

Гробница Рамзеса IX
Рис.53. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

Здесь изображены три фигуры Осириса и три фигуры Исиды, а между ними крокодил с диском Солнца на спине, на котором изображена голова барана.
Диск Солнца с головой барана является символом объединенного Осириса-Ра.
Ниже этой сцены изображены рисунки (см. Рис. 51 справа), показывающие объединение Осириса и Ра (см. Рис. 54).

ГробницаРамзеса IX
Рис.54. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

В средней части изображен лежащий на змее Осирис с жуком над головой.
Змей имеет несколько голов, а тело змея как-бы ограждает лежащего Осириса.
Ниже изображены две большие черные фигуры, которые держат на руках диск Солнца.
Рядом с этими рисунками находится большое изображение Исиды, расположенное на другой стене, причем рука Исиды с солнечным диском проходит через угол  (см. Рис. 54 справа).
В правой руке Исида держит диск Солнца, а в левой руке маленькую фигуру Осириса с бараньей головой.
Тело Осириса так же, как и диск Солнца, изображено красным цветом.
По обе стороны от Исиды изображены два больших посоха с навершиями в виде головы Осириса.
Посохи расположены таким образом, что проходят за руками Исиды через диск Солнца и через фигуру Осириса.
Два одинаковых посоха показывают равнозначность Осириса и Солнца.
Исида, держащая диск Солнца и фигуру Осириса, объединяет Осириса и Солнце.
Около диска Солнца изображен крокодил, а перед лицом Исиды рядом с фигурой Осириса с бараньей головой изображен жук черного цвета.
Жук – символ Солнца, а то, что он изображен черным цветом, видимо, означает смерть старого Солнца.
В целом сцены рассмотренных настенных рисунков описывают объединение душ Осириса и Ра, которое привело к рождению нового Солнца и стало первым событием, с которого началось возрождение Осириса.
На противоположной боковой стене находятся настенные рисунки, связанные с рассмотренными настенными рисунками.
Пространство противоположной стены разделено горизонтальными полосами на три горизонтальных ряда (см. Рис. 55).

ГробницаРамзесаIX
Рис.55. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

На правом краю стены в первом ряду черным цветом изображен лежащий в овале Осирис.
По обеим сторонам от Осириса находятся по две женские фигуры,  которые протягивают к Осирису пучок волос.
Над Осирисом изображен диск Солнца.
В начале второго ряда изображены черным цветом четыре сидящие фигуры, а рядом с ними изображены согнутые, как бутон на стебле, половинки солнечного диска.
В начале третьего горизонтального ряда изображен солнечный диск, рядом с которым находится черная фигура Осириса с головой барана, а перед ней расположен ряд фигур, который состоит  из двух женских фигур Исиды и трех фигур Осириса с головой барана.
Лежащий Осирис и фигуры черного цвета, видимо, указывают на смерть Осириса.
Продолжает описание в первом ряду сцена с лежащей фигурой Осириса, которая теперь лежит на полумесяце, по краям которого находятся две небольшие женские фигуры.
Осирис и женские фигуры отгорожены от других изображений линией, которая, видимо, изображает свод.
По обе стороны от свода изображены по две большие фигуры Осириса и Исиды.
Лежащий под сводом Осирис изображен в состоянии полового возбуждения, из его полового органа выходят две пунктирные линии, попадающие в ладони больших фигур Осириса по обе стороны свода.
Во втором ряду изображен жук с солнечным диском, расположенный между двумя секторами кругов, в которых изображены стоящие  на коленях фигуры.
Перед жуком и солнечным диском изображен ряд фигур Осириса, рост которых уменьшается в сторону солнечного диска, видимо, здесь показано, как душа Осириса поселяется в диске Солнца.
В третьем ряду изображен лежащий в овале Осирис, который находится в состоянии полового возбуждения, как и лежащий Осирис в первом ряду.
По обеим сторонам овала черным цветом изображены по две большие мужские фигуры.
В первом ряду описание продолжает сцена с двумя мужскими фигурами и большим солнечным диском между ними.
Около мужской фигуры, расположенной справа от диска, изображен баран, который протягивает передние копыта к стоящей перед ним мужской фигуре.
Во втором ряду изображены две мужские фигуры, которые держат солнечный диск над головой барана, одна из фигур изображена с головой хищной птицы, т.е. это Гор, а другая с головой Осириса, т.е. это Осирис.
В третьем ряду изображена лежащая в овале фигура Осириса, но теперь Осирис лежит лицом вниз, т.е. как-бы лежит на небесах.
Рядом с Осирисом изображена женская фигура, рядом с которой, видимо, находилось  изображение еще одной лежащей на небесах фигуры, но штукатурка обвалилась, поэтому нельзя однозначно утверждать, что там было изображено.
Рассмотренные сцены, видимо, посвящены возрождению Осириса.
На левом краю стены в первом ряду изображены две большие черные фигуры Осириса,  причем одна из фигур изображена с головой барана.
Мужские фигуры держат овал с повторяющимися символами, которые, возможно, указывают на равенство, а над овалом находится диск Солнца.
Во втором ряду изображен Осирис с головой барана, над руками которого находится диск Солнца.
Осирис раскрашен разными красками, т.е. он живой.
Рядом с Осирисом с другой стороны от солнечного диска изображена женская фигура, но штукатурка в этом месте обвалилось, поэтому описать фигуру невозможно.
Таким образом, сцены на противоположных стенах описывают священные события.
На потолке над настенными рисунками находится изображение гороскопа (см. Рис. 56).

Гороскоп
Рис.56. Потолочный гороскоп в гробнице Рамзеса IX

Изображение гороскопа состоит из двух частей, разделенных телами Нут.
Обе части, видимо, дополняют друг друга, поскольку в обеих половинах гороскопа на теле Нут изображены диски Солнца, которые обычно указывают положение основного гороскопа.
Неожиданно, что на потолке другой комнаты гробницы Рамзеса IX есть изображение второго потолочного гороскопа (см. Рис. 57).

Гороскоп
Рис.57. Второй потолочный гороскоп в гробнице Рамзеса
IX

Построение второго гороскопа очень похоже на гороскопы гробниц Сети I и Рамзеса VII, а также тайной гробницы Сененмута  (см. статью автора «О дате, записанной в гороскопах гробниц Сети I и Рамзеса VII»), это означает, что даты гороскопов совпадают.
Датой гороскопов гробниц Сети I и Рамзеса VII, а также тайной гробницы Сененмута является дата новолуния и, ранее предполагалось, что эта дата является датой начала возрождения владельца гробницы.
Удивительно, что гороскоп тайной гробницы Сененмута изображен в трех разных гробницах в Долине царей, а т.к. исследовано меньше десяти гробниц, то такое совпадение выглядит невероятным.
Возможно, этот гороскоп описывает не дату возрождения владельца гробницы, а дату какого-то священного события, как и предполагалось первоначально (см. статью автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной в гороскопе тайной гробницы Сененмута»).
Но даже если второй гороскоп в гробнице Рамзеса IX описывает дату возрождения, то каково назначение первого гороскопа?
Можно предположить, что первый потолочный гороскоп дополнительно описывает солнцестояние, но  он совершенно не похож на гороскоп солнцестояния южной панели тайной гробницы Сененмута (см. статью автора «О внезодиакальных созвездиях в древне-египетских гороскопах»).
Первый гороскоп расположен на потолке рядом с настенными рисунками, которые  описывают священные события, поэтому, возможно, он описывает священные события.
В описании гробницы есть фотографии рисунков, расположенных на потолке рядом со вторым гороскопом (см. Рис. 58).

ГробницаРамзеса IX
Рис.58. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса IX

На рисунках изображено множество сцен, состоящих из трех фигур.
По половым признакам видно, что две фигуры мужские, а одна женская.
Некоторые сцены показывают мужские фигуры в состоянии полового возбуждения.
Фигуры стоят на скамейках в виде двойного льва, который является символом начала возрождения Осириса.
Как связаны эти сцены с гороскопом, понять трудно, но сами рисунки показывают зачатие, а двойной лев указывает на священные события, поэтому второй гороскоп, скорее всего, описывает дату священного события.
Вопрос о назначении потолочных гороскопов Рамзеса IX остается не решенным, но, что касается смыслового значения настенных рисунков, то все они описывают возрождение владельца гробницы и увязывают его возрождение со священными событиями.
Далее перейдем к описанию гробницы Рамзеса VII.

Гробница Рамзеса VII

В гробнице Рамзеса VII на потолке изображен тот же гороскоп, что и в гробницах Сети I, Рамзеса IX и тайной гробницы Сененмута.
Фотографии потолочного гороскопа из гробницы Рамзеса VII приведены ниже (см. Рис. 59).

Гороскоп
Гороскоп
Рис.59. Гороскоп гробницы Рамзеса VII

Штукатурка на потолке во многих местах осыпалась, многие изображения фигур гороскопа повреждены, поэтому для исследования гороскопа была использована прорисовка, выполненная еще во время наполеоновского завоевания Египта (см. статью автора «О дате, записанной в гороскопах гробниц Сети I и Рамзеса VII»).
Повреждены и настенные изображения, причем, похоже, что в некоторых случаях это было сделано намеренно.
Ниже приведено несколько фотографий настенных рисунков гробницы (см. Рис. 60).

ГробницаРамзесаVII
Рис.60. Настенные рисунки гробницы Рамзеса VII

На первом рисунке (см. Рис. 60 слева) изображены две фигуры Осириса, между которыми находится диск Солнца.
На правом краю рисунка около ног фигуры находится баран, который является символом возрождения Осириса, а на левом краю рисунка около ног фигуры находится неясная фигура с поднятой рукой.
Две мужские фигуры рядом с диском Солнца, возможно, изображают души Осириса и Ра.
На втором рисунке (см. Рис. 60 в центре) в диске Солнца находятся две фигуры, которые, видимо,  изображают души.
Рядом с диском Солнца изображен ряд фигур Осириса.
Одна из фигур внутри диска Солнца держит руки Осириса, возглавляющего ряд.
На третьем рисунке (см. Рис. 60 справа) изображены Осирис и Исида, которые протягивают руки к диску Солнца, внутри которого находится сидящая фигура с головой барана.
В целом, все три настенных рисунка являются символами священных событий.
Ниже приведена фотография еще одного настенного рисунка из гробницы, который тоже является символом священных событий  (см. Рис. 61).

Гробница Рамзеса VII
Рис.61. Настенный рисунок гробницы Рамзеса VII

На левом краю рисунка находятся две фигуры Осириса в виде мумии, расположенные под  сводами, закрашенными желтым цветом.
Перед фигурами Осириса изображены две большие змеи.
На правом краю рисунка изображены две пары рук с солнечными дисками, а также две фигуры с головой барана, которые являются изображениями Осириса.
Поскольку баран является символом возрождения Осириса в созвездии Овна, поэтому в целом этот рисунок описывает возрождение Осириса.
Количество фотографий настенных рисунков гробницы Рамзеса VII невелико, что, видимо, связано с плохим состоянием гробницы.
Другие сохранившиеся настенные рисунки в гробнице Рамзеса VII представляют собой простые сцены с изображением Осириса или сцены с изображением владельца гробницы.
Все сохранившиеся настенные рисунки гробницы Рамзеса VII или посвящены возрождению владельца гробницы или описывают события, связанные с возрождением Осириса.
Чтобы ограничить размер статьи, остановимся на описании настенных изображений гробницы Рамзеса VII, а описание изображений других древне-египетских гробниц оставим для следующих статей.

Заключение

Смысловое значение изображений древне-египетских гробниц близко содержанию текстов погребальных папирусов.
Так же, как и погребальные тексты, изображения древне-египетских гробниц описывают возрождение и жизнь души на небесах или основные священные события.
Настенные рисунки содержат символику объединенной души Осириса и Ра и триединого бога Осириса-Ра-Гора, и именно благодаря исследованию содержания погребальных текстов пришло понимание символики такого рода.
Погребальные тексты и астрономическая символика исследованных гороскопов помогают понять значение многих сцен настенных рисунков, которые подробно описывают священные события, а сами сцены исследованных настенных рисунков подтверждают правильность понимания погребальных текстов.
Изображения древне-египетских гробниц можно условно разделить на три группы: изображения на саркофагах, настенные рисунки и гороскопы.
Изображения на саркофагах являются символами, связывающими возрождение владельца саркофага с возрождением Осириса и рождением Гора.
Настенные рисунки древне-египетских гробниц описывают последовательность возрождения души умершего владельца гробницы или рассказывают о священных событиях.
Часть настенных рисунков представляют собой сложные символы священных событий.
Неясным пока остается назначение таблиц, изображенных на стенах  гробниц.
Неясным остается и вопрос о назначении потолочных гороскопов.
В ходе этого исследования неожиданно выяснилось, что в гробницах может быть несколько потолочных гороскопов, при этом оказалось, что из девяти исследованных гробниц в трех гробницах находятся одинаковые потолочные гороскопы, для даты возрождения такое совпадение маловероятно, поэтому вопрос о назначении потолочных гороскопов необходимо считать открытым.

Сайт управляется системой uCoz