Об изображениях древне-египетских гробниц

В.А.Никонов

Аннотация

В настоящее время нам известны основные события священной истории Древнего Египта и есть понимание древне-египетской символики, благодаря этому можно определить смысловое значение древне-египетских изображений, смысл которых ранее был неясен.
В данной работе исследованы изображения, находящиеся в древне-египетских гробницах в Долине царей и определено их смысловое значение.

Содержание

В ходе исследования текстов погребальных папирусов выяснилось, что они посвящены возрождению души и жизни на небесах, при этом возрождение души увязывается со священными событиями, связанными с возрождением души Осириса.
Изображения и тексты в гробницах, вероятно, выполняют ту же задачу, что рисунки и тексты погребальных папирусов, и при определении смысла изображений гробниц можно опираться на содержание погребальных папирусов.
Начнем изучение изображений с настенных рисунков небольшой гробницы Тутанхамона, фотография участка стены которой приведена ниже (см. Рис.1).

Гробница Тутанхамона
Рис.1. Исида дает рождение душе

Около пролома в стене изображена сцена, показывающая, как Исида и Анубис – это духовное тело Осириса, дают рождение душе Тутанхамона в небесном теле.
Прикосновение крестом к губам символически дает жизнь душе на небесах.
На другой стене изображены сцены встречи возрожденного Тутанхамона с возрожденной душой Осириса и душой Ра – видимого Божественного образа, над головой которого символ души в виде двух поднятых рук, между рук находится бык, а на быке сидит птица – изображение души (см. Рис.2 справа).

Гробница ТутанхамонаТутанхамон
Рис.2. Настенные рисунки в гробнице Тутанхамона

В гробнице стоит большой саркофаг, на его углах расположены женские фигуры с крыльями, крылья женских фигур указывают на душу.
Внутри саркофага находится гроб, изготовленный в форме тела человека.
На стене гробницы, расположенной прямо за головой лежащего в саркофаге тела, нарисована таблица с павианами (см. Рис.3).

Таблица
Рис.3. Таблица с павианами

Таблица разделена на две части по шесть ячеек, в которых находятся изображения павианов, сидящих на солнечных дисках.
Красный зад павиана, по непонятной причине, напоминал египтянам Солнце, павиан как-бы сидит на солнечном диске.
Двенадцать ячеек таблицы соответствуют двенадцати месяцам года.
В заголовке левой части таблицы изображен жук – символ старого Солнца и две одинаковые мужские фигуры с поднятыми руками, которые показывают две души.
В заголовке правой части таблицы изображены пять фигур, три из них мужские и две женские.
Обнаженная грудь у женских фигур указывает на рождение, а то, что их две, указывает на два рождения.
Две первые слева мужские фигуры одинаковы, у третьей фигуры голова птицы – это изображение души, фигуры показывают рождение двух душ в одном теле.
С другой стороны саркофага, где находились ноги умершего, на стене гробницы изображены похороны Тутанхамона (см. Рис.4).

Похороны
Рис.4. Сцена похорон и домик на полозьях из гробницы Тутанхамона

Люди в белых одеждах тянут домик с телом Тутанхамона.
Справа фотография домика на полозьях из гробницы Тутанхамона, который хранится в Каирском музее (см. Рис.4 справа).
На самом верху домика находятся изображения поднявших голову кобр с солнечными дисками над головой.
Кобры с солнечными дисками над головой являются символами солнцестояния и рождения Гора, поскольку его рождение связано с летним солнцестоянием.
На стенах гробницы Тутанхамона изображена последовательность событий, начиная с похорон тела Тутанхамона и заканчивая новым рождением его души на небесах.
Перейдем к исследованию изображений других древне-египетских гробниц, двигаясь в обратном алфавитном порядке.

Гробница Тутмоса IV

Гробница Тутмоса IV намного больше гробницы Тутанхамона, стены и потолок гробницы полностью расписаны. На потолке гробницы изображены звезды, которые показывают, что возрождение души произойдет на небесах, на стенах изображены сцены, которые показывают рождение души умершего в новом теле (см. Рис.5).

ГробницаТутмоса IV
Рис.5. Настенные рисунки в гробнице Тутмоса IV

Прикасаясь крестом к губам небесного тела Осирис, Анубис и Исида дают новую жизнь душе.
Исида изображена с солнечным диском между рогов, что является астрономическим символом, показывающим рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Сцены возрождения души на небесах изображены на всех стенах гробницы, часть рисунков имеет значительные повреждения, на приведенной ниже фотографии видно, что изображение Исиды на стене гробницы пытались вырезать (см. Рис.6).

Исида
Рис.6. Исида

В гробнице сохранился очень красивый саркофаг из камня, на поверхности саркофага вырезаны рисунки и поясняющие надписи (см. Рис.7).

ИсидаИсидаСаркофаг
Рис.7. Изображения на саркофаге Тутмоса IV

На противоположных концах саркофага находятся изображения Исиды с разной символикой на голове.
Подставка на голове Исиды служит указанием на небесную Исиду, которая родила тело для души Осириса, а трон на голове противоположной Исиды указывает на земную Исиду, которая родила ребенка-Гора для Божественной души. Таким образом, фигуры Исиды связывают возрождение умершего с возрождением Осириса и рождением Гора.
На боковой поверхности саркофага изображены два «глаза Гора» – символы Луны и Солнца и четыре мужские фигуры, показывающие преобразования души. Рядом с головами мужских фигур в поясняющем иероглифическом тексте находится имя Осириса.
В целом изображения на стенах и на саркофаге гробницы Тутмоса IV посвящены возрождению души.
Далее перейдем к описанию изображений следующей древне-египетской гробницы, а именно гробницы Тутмоса III.

Гробница Тутмоса III

Гробница Тутмоса III значительна по размерам, потолок и стены гробницы расписаны, на потолке гробницы изображены звезды.
Рисунки на стенах гробницы Тутмоса III внешне сильно отличаются от рассмотренных ранее, выполнены они схематично и напоминают детские рисунки (см. Рис.8).

ГробницаТутмеса III
Рис.8. Настенные рисунки в гробнице Тутмоса III

Изображенные на стенах фигуры расположены в горизонтальных рядах, количество фигур в рядах велико. В рядах находятся лодки, которые выделяют сцену рождения души человека, как части души Осириса, или показывают рождение нового Солнца из старого Солнца, изображенного в виде жука (см. Рис.8 слева).
Рассмотрим более подробно фигуры, расположенные в большой лодке (см. Рис.9).

Лодка
Рис.9. Большая лодка

С помощью змеи выделена душа Осириса, изображенного с головой барана и солнечным диском, которые являются астрономическими символами и показывают возрождение души Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Овна.
Перед Осирисом расположена Исида, у которой на голове находится солнечный диск между рогов быка, этот астрономический символ показывает рождение нового Солнца из тела созвездия Тельца.
Позади Осириса расположена мужская фигура с головой птицы – это изображение души.
На корме лодки расположены еще 4 мужские фигуры, над ними нанесены поясняющие надписи, и еще 2 мужские фигуры находятся на носу лодки, над ними расположены также поясняющие надписи.
Ниже второго ряда расположена таблица с повторяющимися изображениями, при этом иероглифические пояснения у изображений разные.
Таблицы есть на других стенах гробницы (см. Рис.10).

Таблица
Рис.10. Таблица

Фигуры в ячейках повторяются, но иероглифические пояснения у всех фигур разные, звезды над ячейками показывают, что описание относится к небесам.
Рассмотрим пример смыслового содержания сцен настенных рисунков (см. Рис.11).

Рисунок
Рис.11. Ряды фигур

В первом ряду слева черным цветом изображена фигура с телом в виде мумии, на голове фигуры рога. Голова у фигуры барана или быка.
Фигура находится внутри заполненного точками прямоугольника, правее расположены три фигуры с телом в виде мумии.
Дальше расположен жук, держащий над собой диск Солнца, жук показывает рождение нового Солнца.
Правее жука изображены три фигуры с телом в виде мумии. Первая фигура изображена с головой хищной птицы, на голове которой находится солнечный диск, это душа Ра.
Впереди изображена стоящая на коленях мужская фигура, руки которой связаны сзади и привязаны к столбу, вероятно, это сцена смерти Осириса.
Далее изображена фигура с телом в виде мумии и с головой барана, это возрожденная душа Осириса с астрономической символикой, показывающей, что возрождение произошло, когда Солнце было в созвездии Овна.
Далее изображена фигура с телом в виде мумии, вместо головы у фигуры крылатый жук – символ старого Солнца, кроме того, у ног фигуры изображен диск Солнца, видимо, здесь изображено рождение нового Солнца.
В начале второго ряда расположена фигура красного цвета – это изображение души в диске Солнца.
Далее белым цветом изображены две фигуры в виде мумии, причем у одной из фигур голова быка – это астрономический символ, который показывает рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Далее черным цветом изображены две фигуры в платье, причем у одной из фигур вместо головы жук – символ старого Солнца.
Далее черным цветом изображена фигура Осириса, которая находится внутри полуовала, заполненного точками.
Черный цвет фигур показывает ночное преобразование души Осириса.
Далее изображен Осирис белым цветом, а перед ним изображена фигура барана, который касается копытами овала, внутри которого изображен «глаз Гора».
Баран показывает, что возрождение души Осириса произошло во время нахождения Солнца в созвездии Овна, «глаз Гора» – это рисунок на голове средиземноморского сокола, время рождение птенцов у этой птицы совпадает с временем возрождения души Осириса на небесах.
Завершает ряд фигура Осириса, изображенного белым цветом.
В третьем ряду слева расположена мужская фигура с головой красного цвета, что служит указанием на Солнце.
Далее изображена фигура с головой барана, а правее находится фигура с головой птицы.
Баран – это символ возрождения души Осириса, а птица – это изображение души.
Далее расположена фигура, протягивающая руки к стоящей впереди другой фигуре, голова у нее барана или быка.
Далее изображен жук – символ старого Солнца, который держит над собой диск нового Солнца.
В целом, фигуры ряда показывают рождение нового Солнца.
Далее изображены четыре похожие между собой фигуры, одна из которых подняла руки вверх, показывая душу на небесах.
В четвертом ряду количество фигур меньше, чем в верхних рядах, причем начало ряда фигур сдвинуто вправо.
В начале изображена фигура с телом в виде мумии и с головой барана, за ней фигура с телом в виде мумии.
Правее находятся две фигуры с головами баранов, причем у фигур разный размер голов.
Далее изображены три вертикально расположенные фигурки львов или львов с головой баранов.
Это астрономическая символика, которая показывает связь возрождения души Осириса с созвездиями Льва и Овна.
На правом краю ряда находится фигура с полумесяцем на голове и рядом с ней фигура с красной головой.
Полумесяц – это символ новолуния, начало священной истории связано с новолунием.
Отдельно рассмотрим изображенную в гробнице Тутмоса III символику соединения душ Осириса и Ра (см. Рис.12).

Осирис-Ра-ГорОирис-Ра-Гор
Рис.12. Настенные рисунки в гробнице Тутмоса III

На первой фотографии настенный рисунок «большого лица» (см. Рис.12 слева), у которого два «глаза» Гора, носом является фигура с диском Солнца на голове, рот и скулы образует тело крылатого змея, около головы змея находится крест – символ рождения.
Слева от «большого лица» расположена фигура с двумя головами, между которыми находится диск Солнца.
У голов разные головные уборы, колпак принадлежит Осирису, а головной убор в виде сиденья – «красная корона» принадлежит Ра.
В левой руке Осирис-Ра держит посох, а в правой крест – символ рождения.
Справа от «большого лица» расположена красная змея со звездами, на змее сидит маленькая фигура, хвост змеи находится внизу на земле, а голова змеи находится среди звезд, сидящая на змее фигура как-бы поднимается к звездам. Здесь показано вознесение души Осириса на небеса и ее объединение с душой Ра.
На второй фотографии показана часть настенного рисунка (см. Рис.12 в центре), на краю которого находится жук – символ Солнца, а над ним диск нового Солнца с головой человека.
Эта сцена показывает рождение души Ра в теле земного человека.
На третьей фотографии показан еще один интересный настенный рисунок (см. Рис.12 справа).
По краям рисунка расположены одинаковые женские фигуры, у фигуры справа на голове «красная корона», у фигуры слева колпак Осириса.
Между женскими фигурами расположен змей, у которого две головы по краям общего тела.
У голов змея такие же головные уборы, как у женских фигур, стоящих рядом.
На змее сидит птица-душа.
Эта сцена показывает рождение двух душ в одном теле и слияние душ в единую душу. Головные уборы показывают, что это души Осириса и Ра.
Многие настенные рисунки в гробнице Тутмоса III содержат астрономическую символику, связанную с событиями священной истории (см. Рис.13).

левовеновенсимволы
Рис.13. Астрономическая символика

На первом рисунке перед поднявшими голову кобрами лежит лев, а за ним сидит женская фигура.
Когда Исида нашла и соединила части тела Осириса, Солнце было в созвездии Льва, это начало священной истории.
Высоко сидящая кобра с поднятой головой – это символ летнего солнцестояния, когда родился Гор, это завершение священной истории.
На втором рисунке изображен расположен баран – это символ рождения души Осириса в небесном теле, когда душа Осириса поднялась к своему звездному телу, Солнце было в созвездии Овна. Фигура человека перед бараном – это небесное тело для души Осириса, а пес на подставке – это полярное египетское созвездие Пса северной части неба, с которым связано возрождение души. Дальше сидит маленькая фигурка и держится за высокий цветок лотоса с коброй на вершине, эта символика описывает завершение возрождения.
Третий рисунок показывает барана с диском Солнца на рогах – это символ возрождения души Осириса в небесном теле.
Следующий рисунок показывает три гнезда, в первом сидит птица-душа с головой человека и двумя перьями на голове. Два пера – это символ двух чистых душ Осириса и Ра, соединенных вместе.
Во втором гнезде лежит баран – это символ нового рождения души Осириса.
В третьем гнезде лежит корова с солнечным диском между рогов – это символ созвездия Тельца, из тела которого родилось новое Солнце.
В гробнице Тутмоса III сохранился красивый саркофаг (см. Рис.14).

ИсидаИсида
Рис.14. Изображения на саркофаге Тутмоса III

По краям саркофага у ног и головы умершего, как и на саркофаге Тутмоса IV, изображена Исида с дополнительной астрономической символикой. В обоих случаях Исида сидит на коленях на лавке накрытой ковром, руками Исида держит символ восходящего над горизонтом Солнца, в диск которого должна войти возрожденная на небесах душа.
На боковых поверхностях саркофага изображены мужские фигуры (см. Рис.15).

Саркофаг
Рис.15. Боковые грани саркофага Тутмоса III

На саркофаге Тутмоса III изображены три мужские фигуры, одна справа и две фигуры идут ей навстречу, одна из фигур – Анубис – духовное тело Осириса.
На одной из граней саркофага изображены два «глаза Гора», которые являются символами Солнца и Луны, которые показывают связь возрождения души с Солнцем и Луной.
В целом все сцены, изображенные на стенах гробницы и на гранях саркофага посвящены возрождению души и увязывают это событие с возрождением души Осириса.
Далее перейдем к описанию следующей древне-египетской гробницы, а именно гробницы Сиптаха.

Гробница Сиптаха

Гробница Сиптаха находится в плохом состоянии, сохранилась небольшая часть настенных рисунков, ниже приведены фотографии сохранившихся рисунков (см. Рис.16).

Возрождение
Рис.16. Настенные рисунки в гробнице Сиптаха

На сохранившихся рисунках изображены сцены возрождения души, на рисунке слева изображен Анубис, который принимает душу умершего Осириса, лежащего на кровати, сделанной в виде льва (см. Рис.16 слева).
Поскольку в созвездии Льва началось возрождение души Осириса, кровать в виде льва показывает начало возрождения.
По обеим сторонам кровати изображены одинаковые фигуры Исиды с разной символикой на голове, связаной с возрождение души Осириса.
Настенный рисунок справа показывает Божественную душу в виде человека с головой птицы, над головой у которого большой диск Солнца.
Душа владельца гробницы Сиптаха получает рождение на небесах, это показывает крест, который касается его губ.
На голове у Сиптаха рога, по краям рогов две кобры, между кобрами два пера по краям бутона с диском Солнца (см. Рис.17).

Символика
Рис.17. Головной убор

Рога показывают новое рождение души Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Овна, два пера показывают встречу двух чистых душ – души Осириса и души Ра, бутон с диском Солнца показывает рождение нового Солнца. Две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечными дисками над головой являются символами солнцестояния, а то, что кобры две, указывает на соединение двух душ в созвездии Близнецов.
Выше и правее головы Сиптаха над картушами изображен диск с крыльями и рогами поверх крыльев – это символ нового Солнца.
Среди сохранившихся настенных рисунков есть символика объединения душ Осириса и Ра (см. Рис.18).

Осирис-РаОсирис-Ра
Рис.18. Символика объединения душ Осириса и Ра

Слева фотография настенного рисунка с изображением солнечного диска, внутри которого находятся: жук – символ старого Солнца и фигура с головой барана (см. Рис.18 слева).
Этот рисунок показывает, что в диске Солнца находятся души Осириса и Ра, после рождения души Осириса в небесном теле, которое произошло во время нахождения Солнца в созвездии Овна.
Справа фотография настенного рисунка, на котором в солнечном диске изображена птица-душа с головой барана (см. Рис.18 справа).
Этот рисунок показывает, что душа Осириса после нового рождения находится в диске Солнца.
По обе стороны от солнечного диска изображены сидящие на подставках две птицы-души, одна душа Осириса, другая – Ра.
Слева у птицы-души на голове трон, у птицы-души справа на голове подставка, эта символика показывает разницу между двумя душами.
Ниже приведена фотография еще одного настенного рисунка из гробницы Сиптаха, показывающего объединение душ (см. Рис.19).

Оисрис-Ра
Рис.19. Объединение душ Осириса и Ра

В центре рисунка находится солнечный диск, внутри которого находятся жук – символ старого Солнца и фигура с головой барана, этот рисунок показывает, что души Ра и Осириса находятся вместе в диске Солнца.
По обе стороны от диска Солнца расположены две одинаковые женские фигуры, у одной на голове трон, у другой – подставка.
Подставка и трон показывают расположение Венеры относительно Солнца во время возрождения Осириса и рождения нового Солнца.
Помимо символики объединения душ в гробнице Сиптаха использована и более простая символика, как, например, заросли папируса, которые являются символами возрождения души Осириса (см. Рис.20).

лотоспапирус
Рис.20. Заросли папируса

Особенности цветения папируса и лотоса египтяне использовали для пояснения времени возрождения души Осириса, поэтому папирус и лотос являются символами возрождения.
Среди сохранившихся настенных рисунков в гробнице Сиптаха есть рисунок, показывающий рождение птицы-души, сидящей в гнезде в зарослях папируса (см. Рис.21).

Исида
Рис.21. Исида

На этом рисунке над зарослями папируса находится гнездо – символ рождения, в гнезде сидит женщина со скрещенными крыльями, которые показывают птицу-душу.
На голове женщины находится перо – символ, который показывает чистоту души.
Очень интересны рисунки с надписями (см. Рис.22).

Надпись
Рис.22. Надпись

На вершине прямоугольника с надписью сидит птица-душа, под ногами у нее поднявшая голову кобра с колпаком Осириса, а над птицей расположен солнечный диск.
Внутри прямоугольника расположены символы в виде быка и головы льва, которые являются и астрономическими символами священных событий.
Вся эта символика описывает возрождение души, показывая начало возрождения в созвездии Льва, а завершение в созвездии Тельца.
Далее рассмотрим изображения на саркофаге, который находится в гробнице Сиптаха (см. Рис.23).

СаркофагСаркофаг
Рис.23. Изображения на саркофаге Сиптаха

На крышке саркофага изображен Сиптах со сложенными на груди руками, в которых находятся символы Осириса.
По обе стороны фигуры Сиптаха изображены две одинаковые Исиды с разной астрономической символикой.
У Исиды, которая находится слева от Осириса, на голове изображен трон, у Исиды справа от Осириса на голове изображена подставка.
Также по обе стороны от фигуры Сиптаха изображены две вертикально расположенные змеи, показывающие вознесение двух душ на небеса.
Помимо этого, слева изображена небольшая змея, а справа небольшой крокодил – символ непорочности зачатия тела для души.
На голове фигуры Сиптаха находятся рога – символ возрождения Осириса в созвездии Овна и головной убор в виде двух одинаковых перьев, которые являются символами чистоты двух равных частей Божественной Души.
На основании крышки саркофага, где располагаются ноги Осириса, изображены две сидящие фигуры Исиды (см. Рис.23 справа).
У Исиды слева на голове находится трон, у Исиды справа на голове находится подставка.
На внешней поверхности саркофага изображена Исида с крыльями, указывающими на птицу-душу (см. Рис.24 слева).

СаркофагСаркофаг
Рис.24. Изображения на саркофаге Сиптаха

На боковой поверхности саркофага изображены птицы-души, сидящие на вершинах овалов.
Изображения на поверхности саркофага и сохранившиеся настенные рисунки в гробнице Сиптаха посвящены возрождению души и увязывают возрождение души с основными событиями священной истории.
Далее перейдем к описанию изображений гробницы Сети II.

Гробница Сети II

Гробница Сети II имеет значительные размеры, но количество сохранившихся изображений в гробнице невелико (см. Рис.25).

Гробница Сети IГробница Сети I
Рис.25. Гробница Сети II

От саркофага осталась только крышка, на потолке над саркофагом изображена Исида с крыльями, а на основании саркофага можно различить изображение птицы-души.
По обе стороны от входа в гробницу изображены две одинаковые фигуры пса Анубиса, лежащего на подставке (см. Рис.25 справа).
Слева от входа под изображением Анубиса находятся две одинаковые фигуры Исиды, у одной Исиды на голове находится подставка, у другой на голове находится трон.
Перед Исидами изображены две одинаковые высокие подставки.
На видимой части стены слева от входа в гробницу изображены две одинаковые руки на подставке – это египетский символ души, а выше изображена кобра с крыльями.
Между коброй и Анубисом находится мужская фигура в виде мумии.
Справа от входа под изображением Анубиса находится изображение мужской фигуры в лодке, в руках фигуры копье и щит.
На стене справа от входа в гробницу рядом с углом гробницы изображены две одинаковые мужские фигуры с посохом в виде клюки (см. Рис.26).

Гробница Сети I
Рис.26. Настенные рисунки в гробнице Сети II

Правее изображены две такие же мужские фигуры с клюкой, но в этом случае каждая из фигур изображена стоящей на льве.
Далее находятся два одинаковых изображения крокодила на подставке и два одинаковых изображения птицы-души на подставке, два крокодила показывают два непорочных зачатия с участием двух душ, которые показывают две птицы.
Львы показывают начало священной истории во время нахождения Солнца в созвездии Льва, когда встретились две души и произошло непорочное зачатие двух новых тел.
На третьей стене изображены две одинаковые мужские фигуры.
Прямо по центру гробницы над саркофагом находится почти симметричный настенный рисунок (см. Рис.27).

Гробница Сети I
Рис.27. Рисунок в гробнице Сети II

Посередине настенного рисунка спина к спине стоят две одинаковые фигуры Осириса, у каждой фигуры на голове колпак с двумя одинаковыми перьями по краям.
Перед фигурами Осириса находятся два одинаковых столика с чайниками и цветами лотоса, направленными в сторону Осириса. Цветы лотоса являются символами возрождения души Осириса.
По обе стороны от этих двух фигур Осириса расположены две мужские фигуры. Фигура справа держит два одинаковых сосуда, в которых находятся две души, а фигура слева держит маленькую фигурку Исиды, сидящую в гнезде, что является указанием на рождение птицы-души.
Над головами мужских фигур расположены солнечные диски, а по краям дисков две одинаковые поднявшие голову кобры, эта символика завершения священной истории во время летнего солнцестояния.
Среди других изображений гробницы хорошо сохранился символ соединения душ Осириса и Ра (см. Рис.28).

Осирис-Ра
Рис.28. Диск Солнца

В диске Солнца находятся: жук – символ старого Солнца и фигура с головой барана. Голова барана – это символ нового рождения души Осириса в небесном теле во время нахождения Солнца в созвездии Овна, после чего душа Осириса соединилась с душой Ра в солнечном диске.
Одно из сохранившихся настенных изображений гробницы Сети II почти полностью совпадает с настенным изображением из гробницы Сиптаха (см. Рис.29).

Гробница Сети I
Рис.29. Настенные рисунки в гробнице Сети II

Настенный рельеф показывает владельца гробницы, у которого на голове находится символика возрождения Осириса и рождения нового Солнца, он протягивает курительницу Божественной душе, изображенной в виде человека с головой птицы и большим диском Солнца над головой.
Над изображениями двух фигур расположено новое Солнце в виде солнечного диска с крыльями.
Ниже показан другой настенный рисунок из гробницы Сети II, который почти полностью повторяет настенный рисунок из гробницы Сиптаха (см.Рис.30).

Исида
Рис.30. Рисунок

На этом рисунке над зарослями папируса находится гнездо, в котором сидит женщина с крыльями, гнездо и крылья показывают новое рождение птицы-души.
Сходство настенных рисунков в гробницах определяется тем, что все они посвящены возрождению души на небесах, которое связано с одними и теми же священными событиями.
Далее перейдем к исследованию изображений Сети I.

Гробница Сети I

Огромная гробница Сети I получила широкую известность благодаря восстановленым настенным росписям (см. Рис.31).


Рис.31. Гробница Сети I

Начнем описание настенных рисунков в гробнице Сети I (см. Рис.32).


Рис.32. Возрождение души

Слева фотография настенного рисунка с изображением солнечной лодки, плывущей по небесам (см. Рис.32 слева).
На носу и на корме лодки находятся две одинаковые головы – это изображения двух одинаковых душ.
На лодке установлен столб, на котором находится полумесяц под диском Луны, этот символ показывает, что возрождение души происходит от новолуния до полнолуния.
Рядом со столбом сидит владелец гробницы, который касается рукой большого пера, которое является символом чистоты его души.
Справа фотография настенного рисунка с изображением Божественной души, изображенной в виде фигуры с головой птицы и большим диском Солнца (см. Рис.32 справа).
Владелец гробницы протягивает два сосуда, в которых две души, для того, чтобы они соединились в одно целое, как соединились душа Осириса и душа Ра, и стали неразделимы, как вода при слиянии из двух сосудов.
Над этой сценой расположено новое Солнце в виде диска с крыльями, на верху которых расположены рога – символ возрождения души Осириса, а по краям диска находятся две одинаковые поднявшие голову кобры – символы солнцестояния и рождения Гора.
На противоположных стенах гробницы вдоль большой оси расположены изображения Исиды с крыльями, указывающими на птицу-душу (см. Рис.33).

Гробница Сети IГробница Сети I
Рис.33. Изображения Исиды

У одной Исиды на голове трон – эта символика связана с рождением нового Солнца, у другой Исиды на голове подставка – эта символика связана с новым рождением души Осириса.
Ниже Исиды с троном на голове находится таблица с повторяющимися символами. Ниже Исиды с подставкой на голове расположены два ряда фигур.
Среди фигур верхнего ряда в начале изображен баран – символ возрождения души Осириса, а на краю изображена птица-душа, сидящая на высоком цветке лотоса.
В нижнем ряду расположены солнечные лодки.
В первой лодке находится Осирис с головой барана, перед ним стоит Исида с солнечным диском между коровьих рогов, а также фигуры душ.
В последней лодке показана встреча душ Осириса и Ра, одна фигура изображена красным цветом, а другая – белым.
Далее рассмотрим рисунки с символами соединения душ Осириса и Ра в гробнице Сети I (см. Рис.34).

Осирис-РаОсирис-Ра
Рис.34. Символы соединения душ

На фотографии слева показана часть настенного рисунка с диском Солнца, внутри которого жук – символ старого Солнца и фигура с головой барана, этот рисунок показывает соединение душ Осириса и Ра в диске Солнца.
Справа рисунок многоголовой змеи, на которой лежит Осирис, рукой он касается жука, который находится на его голове, что показывает его связь с Солнцем.
Символика единства Осириса и Ра используется в настенных рисунках при изображении солнечной лодки (см. Рис.35).

Осирис-РаОсирис-Ра
Рис.35. Солнечные лодки

В центре солнечной лодки находится домик, внутри него стоит фигура с головой барана, на рогах расположен солнечный диск, вокруг домика извивается тело змеи.
Вместе с Осирисом в солнечной лодке находятся две мужские фигуры, которые изображают две души.
Среди настенных рисунков гробницы Сети I есть сцены с участием Исиды, души Осириса и души Ра (см. Рис.36).

РисунокПрорисовка
Рис.36. Настенный рисунок и его прорисовка

На прорисовке восстановлена сцена рождения души в новом теле.
Осирис сидит на троне, позади него стоит Исида, на голове Исиды находится птица с бараньими рогами.
Осирис и Исида находятся на постаменте, опорой которого служат повторяющиеся символы столба в гнезде, креста и посоха.
За спиной возрожденного владельца гробницы находится Божественная душа, изображенная в виде мужчины с головой птицы.
На голове птицы два головных убора, один – это белый колпак Осириса, другой – «красная корона» Ра, два головных убора показывают соединение двух душ.
На переднике владельца гробницы изображены две одинаковые поднявшие голову кобры, а на лбу находится уреус – поднявшая голову кобра.
Поднявшая голову кобра является символом летнего солнцестояния, с которым связано рождение нового Солнца, а две одинаковые кобры являются указанием на рождение близнецов.
Над этой сценой расположен диск нового Солнца с крыльями, на верху крыльев находятся рога – символ возрождения души Осириса, а по краям две одинаковые кобры – символы рождения двоих во время летнего солнцестояния.
Поверху рисунка расположен ряд поднявших голову кобр с солнечным диском над головой.
В гробнице Сети I есть рисунки с астрономической символикой основных священных событий (см. Рис.37).

РисунокПрорисовка
Рис.37. Настенный рисунок и прорисовка

Рисунок построен симметрично, по краям изображены цветущие заросли, над зарослями расположено гнездо, в котором сидит птица-душа и протягивает большой крест другой птице-душе с диском Солнца за спиной, а под ногами птицы находится поднявшая голову змея в колпаке Осириса.
Под птицей с диском Солнца находится изображение быка – символа созвездия Тельца, из тела которого родилось новое Солнце.
На голове у птиц двойной головной убор в виде «красной короны» и колпака Осириса, эта символика показывает объединение душ Осириса и Ра.
В центре рисунка находятся четыре картуша, два картуша, расположенные рядом, содержат изображения Осириса, а картуши по краям содержат изображения диска Солнца и Исиды.
Под центральными картушами расположены две иероглифические надписи имени Осириса.
Прорисовки еще двух настенных рисунков гробницы Сети I приведены ниже (см. Рис.38).

ПрорисовкаПрорисовка
Рис.38. Прорисовки настенных рисунков в гробнице Сети I

Оба рисунка построены симметрично. По краям расположенной слева прорисовки изображены цветущие кусты (см. Рис.38 слева).
Над кустами находится гнездо, в котором сидит поднявшая голову кобра. Кобра слева изображена в «красной короне», кобра справа изображена с двумя головными уборами, один – «красная корона», другой – колпак Осириса.
По-видимому, в обеих частях должно быть изображение Исиды, на прорисовке показана только левая часть.
На второй прорисовке три женские фигуры с крыльями, указывающими на птицу-душу (см. Рис.38 справа).
Фигура, расположенная в верхней части, изображена с распростертыми крыльями, две другие изображены со скрещенными крыльями.
Между фигурами изображены два картуша, в одном находится изображение Осириса, в другом изображены Исида и солнечный диск.
Большинство сцен показывают возрожденного владельца гробницы вместе с Осирисом, Исидой, Анубисом и Божественной душой (см. Рис.39).

Гробница Сети IГробница Сети I
Рис.39. Сцены встречи с Осирисом, Исидой, Анубисом и Божественной душой

Изображения Осириса, Исиды, Анубиса и Божественной души расположены и на стенах колонн (см. Рис.40).

ГорАнубис
Рис.40. Настенные рисунки

Фигуры изображены в одинаковой позе, одна рука прижата к груди, другая поднята вверх, руки указывают на душу в небесах, поскольку душа живет в сердце человека.
В гробнице Сети I много астрономической символики, связанной с событиями священной истории (см. Рис.41).

левскорпион
Рис.41. Астрономическая символика

На настенном рисунке слева изображена кровать в виде льва – это символика связана с зодиакальным созвездием Льва, в котором находилось Солнце, когда душа Осириса смогла подняться на небеса (см. Рис.41 слева).
На настенном рисунке справа изображен скорпион – это символика связана с зодиакальным созвездием Скорпиона, в котором находилось Солнце, когда погиб Осирис (см. Рис.41 справа).
Настенные рисунки в гробнице Сети I также, как и настенные рисунки других гробниц, посвящены возрождению души и увязывают возрождение со священными событиями.
Далее перейдем к описанию гробницы Рамзеса Х.

Гробница Рамзеса Х

В описании гробницы Рамзеса Х приведена только прорисовка (см. Рис.42).

Прорисовка
Рис.42. Прорисовка из гробницы Рамзеса Х

Рисунок построен симметрично, в центре рисунка солнечный диск, внутри которого находятся: жук – символ старого Солнца и фигура с головой барана, вместе они являются символом объединения души Осириса и души Ра.
По обе стороны от диска Солнца расположены две одинаковые мужские фигуры, которые, видимо, являются изображениями владельца гробницы, одной рукой он держит символы Осириса, а другой преподносит «глаз Гора», необычный рисунок у глаза сокола служит указанием на время возрождения.
По краям рисунка расположены две фигуры Исиды с разной астрономической символикой на голове. У Исиды слева на голове трон, у Исиды справа на голове подставка, это астрономическая символика, связанная с рождением нового Солнца и рождением на небесах души Осириса соответственно. Перед каждой Исидой летит птица-душа.
Этот рисунок из гробницы Рамзеса Х показывает связь возрождения души человека на небесах с возрождением души Осириса.
Далее перейдем к описанию гробницы Рамзеса IX.

Гробница Рамзеса IX

На входе в гробницу Рамзеса IX расположены настенные рисунки, содержащие священную символику (см. Рис.43).

Гробница Рамзеса IX
Рис.43. Настенные рисунки на входе в гробницу

По обе стороны от входа изображены две мужские фигуры, которые держат поднятые вверх чаши.
Слева от входа на подставке изображен баран, на рогах которого находятся два высоких одинаковых пера. Содержимое чаши, изливается на барана.
Справа от входа на подставке изображен цветущий куст, на котором сидит птица-душа со сложным головным убором.
Две сцены дополняют друг друга, показывая возрождение души Осириса в созвезди Овна.
Над входом изображен диск с крыльями – символ нового Солнца.
Символику событий священной истории содержат и другие настенные рисунки (см. Рис.44).

символы
Рис.44. Настенные рисунки внутри гробницы Рамзеса IX

Слева фотография настенного рисунка с изображением владельца гробницы (см. Рис.44 слева).
У него на голове бараньи рога – символ возрождения души Осириса и солнечный диск между рогов быка – символ рождения нового Солнца.
На бараньих рогах находится головной убор с двумя одинаковыми перьями по краям – символ двух равных чистых душ.
Кроме того, на бараньих рогах находятся две одинаковые поднявшие голову кобры с солнечным диском, которые являются символом летнего солнцестояния и рождения близнецов.
На самом верху головного убора находится голова барана с солнечным диском над головой, которая является символом возрождения души Осириса в созвездии Овна.
На лбу владельца гробницы находится уреус – поднявшая голову кобра, которая указывает на завершающее событие священной истории.
В правой руке владельца гробницы находится гнездо с маленькой фигуркой, у которой в руках крест – символ рождения.
На втором настенном рисунке также изображен владелец гробницы (см. Рис.44 справа).
В длинном овале за спиной мужской фигуры находится священная символика. На самом верху изображена птица-Солнце на змее с двойным головным убором, который показывает соединение небесного и земного. Над птицей-Солнцем изображен диск Солнца с поднявшей голову коброй, а ниже птицы-Солнца находится изображение быка, который указывает на рождение нового Солнца в созвездии Тельца.
Все эти изображения являются астрономическими символами, связанными с основными священными событиями.
Ниже приведена фотография такого же картуша, как картуш около рук владельца гробницы (см. Рис.44 слева), но расположенного в другой части гробницы Рамзеса IX (см. Рис.45).

картуш
Рис.45. Картуш

Подставка разделяет надпись на две половины. В нижней части находятся два символа глаз и символ рождения .
В верхней части изображены две сидящие фигуры, одна фигура – это душа Осириса, а другая – это душа Ра. В руках души держат кресты – символы рождения.
В гробнице Рамзеса IX много рисунков с символикой возрождения души Осириса (см. Рис.46).


Рис.46. Изображение души Осириса

В центре диска находится фигура с головой барана. По краям диска изображены четыре фигуры павианов по две фигуры с каждой стороны. Около фигур павианов изображены звезды, чтобы подчеркнуть, что событие происходит на небесах.
Голова барана служит указанием на возрождение души Осириса, когда Солнце находилось в созвездии Овна.
Под потолком гробницы находится другой рисунок с символикой возрождения души Осириса (см. Рис.47).

Осирис-Ра
Рис.47. Символика возрожденной души Осириса

В центре расположен диск Солнца, в котором находится сидящая фигура с головой барана. Слева от фигуры с головой барана расположен павиан – обезьяна с головой собаки, показывающая создание небесного тела в созвездии Пса, а справа находится «глаз Гора», показывающий рождение души Осириса в небесном теле.
По краям диска Солнца два изображения владельца гробницы, который сидит, оперевшись на одно колено.
Ниже приведена фотография всей поверхности одной из стен гробницы (см. Рис.48).


Рис.48. Расписанная стена

Рисунки на этой стене гробницы имеют значительные повреждения, но сохранившаяся часть позволяет понять их построение.
Вся стена разделена широкой горизонтальной линией на две почти равные части.
В нижней части в центре расположен лев с головой человека. Надо львом находится диск Солнца, по краям которого расположены одинаковые поднявшие головы кобры, а также изображения птицы-души на подставке.
Лев является астрономическим символом, указывающим на начало возрождения души Осириса, когда Солнце было в созвездии Льва.
Поднявшие голову кобры являются символами летнего солнцестояния, с которым связано рождение Гора и нового Солнца.
Слева от лежащего льва находится человек, который дает воздух небесному телу, в который вселилась душа.
Слева от сцены со львом изображены два ряда фигур. В конце первого ряда изображена Исида, а в конце второго ряда изображен Осирис с головой барана, фигуры в рядах поясняют священные события, связанные с непорочным зачатием Исидой ребенка-Гора и с возрождением души Осириса.
Над широкой полосой, разделяющей рисунки, в центре изображена сцена с двумя лодками (см. Рис.49).

Гробница Рамзеса IX
Рис.49. Верхняя часть стены

Посередине сцены находится построение в виде столба. По краям столба расположена символика рождения в виде повторяющихся крестов.
Над столбом находится диск с крыльями и рогами, внутри диска сидит маленькая фигурка. Под диском по его краям расположены две одинаковые поднявшие голову кобры.
Маленькая фигура в диске, видимо, является символом рождения нового Солнца.
По обе стороны столба расположены две лодки.
В правой лодке посередине стоит владелец гробницы. Слева от его стоит Исида, у ее ног цветущий куст, в правой руке держит крест символ рождения .
Справа от владельца гробницы Божественная душа с двумя головными уборами, один – это «красная корона», другой – белый колпак Осириса.
В левой руке фигуры цветок папируса и символ рождения , а в правой руке крест – это тоже символ рождения.
В левой части рисунка в лодке изображен владелец гробницы, который вместе с Божественной душой держат подставку с двумя картушами.
Справа от них стоит Исида, в ее руках нет ни крестов, ни цветов, это означает, возрождение души состоялось.
Две сцены в лодках описывают начало и завершение возрождения души владельца гробницы.
Символика, которая изображена на столбе, расположенном посередине настенного рисунка (см. Рис.49), повторяется и в других частях гробницы (см. Рис.50).

надпись
Рис.50. Надпись

Здесь на самом верху надписи находится то же изображение птицы-души, а ниже расположено изображение быка и т.д.
Ниже показан ряд фотографий боковой стены гробницы (см. Рис.51).

Рамзеса
Рис.51. Настенные рисунки

На левом краю рядом с диском Солнца находится фигура с головой барана.
Под диском Солнца расположены маленькие черные фигурки, как-бы накрытые колпаком, цвет фигур указывает на смерть.
В центре показано слияние душ Осириса и Ра и рождение нового Солнца (см. Рис.52).


Рис.52. Рождение нового Солнца

Слева расположен диск Солнца с фигурой и птицей внутри, справа от диска фигура с головой барана и фигура с головой жука помогают старому Солнцу катить диск.
Правее находится сцена, показывающая, как тело черного цвета поднимается из-под земли, а ей помогает большая мужская фигура.
Над черной фигурой расположен овал, внутри которого находится сердце с душой внутри и два диска Солнца с лучами по краям.
Справа от большой фигуры стоят три фигуры красного цвета, две фигуры по краям имеют бороды, а фигура в центре изображена без бороды и имеет больший рост, чем две фигуры по краям.
Ниже рассмотренной сцены расположена большая женская фигура. Слева и справа от фигуры проведены линии, сходящиеся к ногам.
Справа от большой фигуры в нижней части находится маленькая сидящая фигура красного цвета, сосущая свой палец, что является указанием на рождение, а красный цвет указывает на рождение нового Солнца. Около головы большой фигуры изображены два диска Солнца и звезды.
На правом краю стены (см. Рис.51 справа) находится сцена, показывающая непорочное зачатие объединенными душами Осириса и Ра (см. Рис.53).

Гробница Рамзеса IX
Рис.53. Соединение душ Осириса и Ра

Здесь изображены три мужские фигуры и три женские фигуры, а между ними крокодил с диском Солнца на спине, на котором расположена голова барана.
Диск Солнца с головой барана является символом объединения душ Осириса и Ра, крокодил служит символом непорочности зачатия.
Три женские и три мужские фигуры показывают рождение троих, две души родились в теле новорожденного ребенка.
Ниже этой сцены находятся и другие рисунки (см. Рис.51 справа), показывающие объединение душ Осириса и Ра (см. Рис.54).

ГробницаРамзеса IX
Рис.54. Сцены соединения душ

В средней части стены изображена лежащая на змее мужская фигура с жуком над головой. Змея имеет несколько голов, а изогнутое тело как-бы ограждает лежащее тело.
Ниже расположены две большие черные фигуры, которые держат на руках диск Солнца.
Рядом с этими рисунками находится большое изображение Исиды, расположенное на другой стене, причем рука Исиды с солнечным диском проходит через угол (см. Рис.54 справа).
В правой руке Исида держит диск Солнца, а в левой руке маленькую фигуру с бараньей головой, тело фигуры также, как и диск Солнца, окрашено красным цветом. Около фигуры расположен жук – символ старого Солнца.
По обе стороны от Исиды изображены два больших посоха с навершиями в виде головы человека.
Около диска Солнца изображен крокодил, указывающий на непорочность зачатия.
Жук – символ старого Солнца изображен черным цветом, что означает смерть старого Солнца.
На противоположной боковой стене находится продолжение описания событий священной истории.
Пространство противоположной стены разделено полосами на три горизонтальных ряда (см. Рис.55).

ГробницаРамзесаIX
Рис.55. Настенные рисунки

На правом краю стены в первом ряду черным цветом изображен лежащий в овале Осирис. Над Осирисом расположен диск Солнца.
По обеим сторонам от Осириса находятся по две женские фигуры, которые протягивают к Осирису пучок волос.
Продолжает описание в первом ряду сцена с лежащей фигурой Осириса, которая теперь лежит на полумесяце, по краям которого находятся две небольшие женские фигуры.
Осирис и женские фигуры отгорожены от других изображений линией, которая изображает свод.
По обе стороны от свода изображены по две большие фигуры мужчины и женщины. Лежащий под сводом Осирис изображен в состоянии полового возбуждения, из его полового органа выходят две пунктирные линии, попадающие в ладони больших фигур по обе стороны свода.
Левее расположен большой диск Солнца с двумя мужскими фигурами по краям, справа от диска находится баран – символ возрождения души Осириса.
В расположенных ниже рядах описываются подробности рождения души Осириса на небесах.
На потолке над этими настенными рисунками находится описание небесных событий (см. Рис.56).

Гороскоп
Рис.56. Потолочный рисунок

Рисунок состоит из двух частей, разделенных телами Нут, две части дополняют друг друга.
На потолке других комнат тоже есть потолочные рисунки с описанием событий на небесах (см. Рис.57).

Гороскоп
Рис.57. События на небесах

Во всех гробницах описываются одни и те же небесные события: начало возрождения души Осириса в созвездии Льва, непорочное зачатие небесного тела для души Осириса, вынашивание небесного ребенка созвездием Бегемотихи, рождение нового Солнца из тела созвездия Тельца.
Рисунки в гробнице показывают связь возрождение души человека на небесах с возрождением души Осириса.
Далее перейдем к описанию гробницы Рамзеса VII.

Гробница Рамзеса VII

В гробнице Рамзеса VII на потолке гробницы повторяется описание основных небесных событий.
Ниже показаны фотографии потолочных рисунков в гробнице Рамзеса VII (см. Рис.58).



Рис.58. Рисунки в гробнице Рамзеса VII

Штукатурка на потолке во многих местах осыпалась, но различить фигуры несложно.
Обязательно изображен лев, показывающий начало священных событий во время нахождения Солнца в созвездии Льва.
Ниже льва расположен крокодил – символ непорочности зачатия на небесах.
Рядом всегда находится Бегемотиха с крокодилом на спине – это изображение непорочного зачатия небесного тела и вынашивание небесного ребенка в созвездии Бегемотихи.
Выше всех расположено изображение небесного быка – символа созвездия Тельца, из тела которого родилось новое Солнце.
У потолочных рисунков есть небольшие отличия, но совпадение сцен очевидно.
На стенах гробницы показано возрождение души Осириса в созвездии Овна и соединение двух душ в диске Солнца (см. Рис.59).

ГробницаРамзесаVII
Рис.59. Настенные рисунки гробницы Рамзеса VII

На расположенном слева рисунке две большие мужские фигуры подняли руки – это египетский символ души (см. Рис.59 слева).
Около ног большой фигуры справа находится баран, который показывает, что это возрожденная в созвездии Овна душа Осириса.
Около ног большой фигуры слева находится неясная фигура с поднятой рукой.
Межу большими фигурами расположен диск Солнца. Две одинаковые большие фигуры – это душа Осириса и душа Ра, которые родились в одном теле.
На втором рисунке в диске Солнца две фигуры показывают две души, живущие вместе в Солнце (см. Рис.59 в центре).
Справа от диска Солнца мужские фигуры с поднятыми руками показывают, что в диске Солнца находятся души.
Одна из фигур внутри диска Солнца держит руки первой фигуры около диска Солнца.
На третьем рисунке изображен диск Солнца, внутри которого сидит фигура с головой барана, по краям диска две большие фигуры: женская и мужская – протягивают руки к диску Солнца (см. Рис.59 справа).
Грудь женской фигуры обнажена, что является указанием на рождение.
Все сохранившиеся настенные рисунки гробницы Рамзеса VII посвящены возрождению души владельца гробницы или описывают события, связанные с возрождением души Осириса. Чтобы ограничить размер статьи, остановимся на описании настенных изображений гробницы Рамзеса VII, а описание других древне-египетских гробниц будет дано в следующей статье.

Заключение

Исследование изображений древне-египетских гробниц показало, что их настенные рисунки описывают возрождение души на небесах. Кроме того, настенные рисунки содержат астрономическую символику происходивших на небесах событий священной истории, поскольку возрождение души человека напрямую связано с возрождением души Осириса.