Исследование изображений древне-египетских гробниц

В.А. Никонов

Аннотация

В настоящее время нам известны основные события священной истории Древнего Египта и есть понимание древне-египетской символики, благодаря этому можно определить смысловое значение рисунков в древне-египетских гробницах, смысл которых ранее был неясен.
В данной работе продолжено описание изображений в древне-египетских гробницах в Долине царей и определено их смысловое значение.

Содержание

В ходе исследования изображений 9 древне-египетских гробниц выяснилось, что они посвящены возрождению души и жизни на небесах, при этом возрождение души увязывается со священными событиями, связанными с возрождением души Осириса. Поскольку нам доступны фотографии внутренних помещений еще нескольких гробниц в Долине царей, продолжим изучение гробниц и начнем с гробницы Рамзеса VI.

Гробница Рамзеса VI

Настенные рисунки в гробнице Рамзеса VI очень хорошо сохранились (см. Рис.1).


Рис.1. Гробница Рамзеса VI

А вот саркофаг разбит и, более того, в каменном полу под саркофагом вырублена яма. Видимо, кто-то думал найти большие ценности, а т.к. в саркофаге их не оказалось, поиски были продолжены под саркофагом. Сомнительно, чтобы это сотворили сами египтяне, поскольку им было известно, как происходит захоронение.
Потолок гробницы разделен на две части, каждую накрывает тело Нут – египетского символа небес. На потолке расположено описание небесных событий, связанных со сценами настенных рисунков (см. Рис.2).

гробница Рамзеса VI
Рис.2. Настенные рисунки

Пространство стены разделено на несколько горизонтальных рядов с рисунками и поясняющими надписями.
В нижнем ряду изображен ряд одинаковых фигур без головы со связанными за спиной руками, причем цвет фигур чередуется, одна фигура закрашена черным цветом, следующая фигура красным и т.д. (см. Рис.3).


Рис.3. Фигуры без голов

По-видимому, так показана смерть Осириса и старого Солнца, выше в следующем ряду изображена сцена, в центре которой под сводом стоит фигура Осириса красного цвета, цвет тела Осириса показывает связь событий с Солнцем.
Рядом с Осирисом находятся две мужские фигуры, наполовину погруженные в землю. На голове одной из фигур находится головной убор, состоящий из двух одинаковых перьев.
Два пера – это символ двух чистых душ, две мужские фигуры, погруженные в землю, показывают начало священной истории, когда две души покидают старые тела.
Осирис и две фигуры рядом с ним накрыты большой змеей, которую держат фигуры с головами баранов, причем слева держит змею, одна фигура со светлой мордой барана, а справа стоят две фигуры и их бараньи морды черные.
Баран – это указание на созвездие Овна, с которым связано возрождение души Осириса.
Выше в следующем ряду показано, как женская фигура подводит красную мужскую фигуру к другой женской фигуре, при этом руки мужской фигуры заведены за спину и связаны. Правее изображены четыре одинаковые сцены, в которых женская фигура держит заведенные за спину и связанные руки красной мужской фигуры, при этом мужская фигура стоит на коленях, а из ее головы изливается струя.
Правее этих рисунков изображены сцены над телом лежащей большой черной фигуры (см. Рис.4).

настенный рисунок
Рис.4. Большая фигура

Черная фигура лежит внутри свода, повторяющего контуры самой фигуры.
Над сводом находятся шесть женских фигур, поднявших руки. Каждая женская фигура накрыта небольшим сводом.
Прямо над женскими фигурами в следующем ряду находятся четыре мужские фигуры с телом черного цвета.
Каждая из больших фигур держит перевернутую безголовую фигуру красного цвета.
Здесь своеобразно показано начало возрождения души Осириса.
Справа от лежащей фигуры находится описание соединения двух душ (см. Рис.5).


Рис.5. Соединение душ

В среднем ряду расположен большой диск Солнца, из которого поднимается жук с крыльями, держащий над собой маленький диск Солнца.
Слева от диска Солнца расположены семь накрытых куполами фигур с разными головами.
Справа от диска Солнца находятся четыре одинаковые фигуры в виде мумии под закрашенными желтым цветом куполами.
Правее четырех куполов находится большая мужская фигура с головой барана, в левой руке фигуры крест – символ рождения.
Справа от большой фигуры находятся четыре черные фигуры под куполами.
Баран – это символ возрождения души Осириса, а жук с крыльями – это символ старого Солнца.
Жук-скарабей скатывает шар из навоза и откладывает в него яйца, из них родятся новые жуки, которые будут жить и питаться внутри шара пока не вырастут.
Египтяне считали, что рождение нового Солнца из старого Солнца, похоже на действия жука-скарабея, поэтому жук в Древнем Египте был символом старого Солнца.
В нижнем ряду две женские фигуры что-то делают с красным сердцем, в котором, по представлениям египтян, находится душа человека.
По обе стороны от женских фигур изображены две почти одинаковые сцены: мужская фигура с ножом стоит около пары рук – это египетский символ души, на ладонях рук находится полумесяц – это символ новолуния, а в нем две головы.
От двух голов выходит трубка, которая попадает в рот большой головы, слева головы изображены черным цветом, а мужская фигура красным, справа головы изображены красным цветом, а мужская фигура черным.
Здесь своеобразно показано соединение в одном сердце души Осириса и души Ра.
В верхнем ряду показано, как две души рождаются в новом Солнце (см. Рис.6).


Рис.6. Рождение нового Солнца

Над диском Солнца расположена голова Исиды, через нее проходит змея, которую держат две мужские фигуры.
По краям от диска Солнца находятся две одинаковые поднявшие голову кобры – символы солнцестояния.
Правее этой сцены изображен Осирис с головой барана, а за ним изображены две руки, которые держат на ладонях диск Солнца (см. Рис.6 справа).
В одном ряду с этой сценой почти в центре стены находится еще одна сцена, показывающая рождение нового Солнца (см. Рис.7).

настенный рисунок
Рис.7. Сцена рождения нового Солнца

Посередине расположен большой диск Солнца, из которого вылетает жук с диском нового Солнца.
По краям большого диска Солнца находятся две черные кобры с поднятыми вверх руками.
Справа и слева от большого диска Солнца изображены фигуры под куполами.
На правом краю сцены поднимается из-под земли рука, а рядом с рукой стоит мужская фигура с головой барана.
На левом краю рисунка находится овал, в котором стоит черная фигура с головой быка.
Баран и бык указывают на созвездия Овна и Тельца, в которых последовательно рождались душа Осириса и душа Ра.
Над сценой рождения нового Солнца две мужские фигуры держат на руках птицу-душу с головой человека и колпаком Осириса.
По обе стороны от двух фигур под сводом лежит тело человека с головой барана.
Справа от двух фигур с птицей в том же ряду изображена сцена с изогнутой черной фигурой (см. Рис.8).

настенный рисунок
Рис.8. Черное тело

На животе фигуры стоит маленькая фигура с головой птицы, а за головой которой находится диск Солнца.
Большая и маленькая фигуры находятся в овале, который держат две женские фигуры с обнаженной грудью.
Птица – это символ души, обнаженная грудь – это указание на рождение души в новом теле.
Под потолком гробницы в самом верхнем ряду в центре стены изображен большой диск Солнца (см. Рис.9).


Рис.9. Большой диск Солнца

На вершине диска стоит мужская фигура в виде мумии, а над головой находится маленький диск Солнца.
По обе стороны от фигуры расположены две одинаковые поднявшие голову кобры, изо рта каждой кобры выходит линия, которая идет вниз вдоль диска Солнца и попадает в ладони рук, расположенных внизу по обе стороны от диска Солнца.
На уровне головы Осириса проходит полукруг, состоящий из чередующихся маленьких солнечных дисков и звезд. Всего изображено двенадцать солнечных дисков, что является указанием на двенадцать месяцев.
Заканчивается полукруг из солнечных дисков и звезд в руках двух женских фигур, расположенных в наклонном положении по обе стороны от большого диска Солнца.
Эта сцена показывает связь рождение нового Солнца с возрождением Осириса.
На левом краю расположена большая женская фигура, у которой на правой руке диск Солнца, а на левой руке птица-душа.
Перед руками женской фигуры расположены вертикально две змеи с головой человека. У ног фигуры находиться небольшая змея и крокодил.
Две змеи с головой человека – это две души на небесах, а крокодил – это символ непорочности зачатия.
Слева от большой фигуры Исиды расположена небольшая сцена с двойным львом (см. Рис.10).


Рис.10. Рисунки под потолком гробницы

Сцена разделена горизонтальной полосой на две части. В нижней части две одинаковые мужские фигуры и две Исиды с разной астрономической символикой на голове вместе держат диск Солнца с жуком наверху.
Выше расположен двойной лев с головой человека. С двух сторон от двойного льва находятся две одинаковые поднявшие голову кобры, которые руками поддерживают лодку, лежащую на двойном льве. Посередине лодки стоит Осирис с головой барана и диском Солнца. По обе стороны от Осириса находятся две мужские фигуры.
Двойной лев показывает объединение душ Осириса и Ра во время нахождения Солнца в созвездии Льва, а баран показывает возрождение души Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Овна. Вся сцена показывает возрождение души Осириса и рождение нового Солнца.
Слева на самом краю стены стоит на коленях владелец гробницы. Позади ног владельца гробницы изображен скорпион – символ смерти Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Скорпиона.
Рисунки на противоположной стене тоже показывают возрождение души Осириса и рождение нового Солнца (см. Рис.11).


Рис.11. Настенные рисунки

Здесь так же, как и на стене напротив, в нижнем ряду изображен ряд одинаковых фигур без головы со связанными за спиной руками, цвет фигур чередуется, одна фигура закрашена черным цветом, следующая фигура красным и т.д.
В центре второго ряда расположен двойной лев (см. Рис.12).


Рис.12. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса VI

В сердце каждого льва находится Осирис. Посередине двойного льва две поднятые вверх руки держат диск Солнца. Две поднятые руки – это египетский символ души.
По обе стороны от рук расположены фигуры, которые толкают перед собой солнечную лодку, в лодке находится жук с головой барана и две птицы-души.
Левую лодку тянет ряд кобр с женскими головами. За правой лодкой изображен ряд птиц черного цвета, которые тянут третью лодку.
Выше в следующем ряду расположены сцены соединения двух душ в диске Солнца (см. Рис.13).

Осирис-Ра
Рис.13. Сцены соединения душ

На рисунке слева большой диск Солнца расположен над ладонями рук (см. Рис.13 слева). На каждой ладони стоит маленькая фигура черного цвета и держит маленький диск Солнца.
Ниже находятся три мужские фигуры с диском Солнца на голове, фигура, расположенная посередине, выше фигур по краям. У ног центральной фигуры находятся две поднявшие голову кобры, а рядом с ними головы, из которых поднимаются руки.
На следующем рисунке изображены две мужские фигуры (см. Рис.13 справа). У первой фигуры слева на голове стоит женская фигура с поднятыми руками, а на голове второй фигуры Осириса на голове находится большой солнечный диск. Между Исидой и солнечным диском находятся три маленьких диска Солнца.
Выше в следующем ряду расположены похожие рисунки (см. Рис.14).


Рис.14. Сцены соединения душ

На рисунке слева большая женская фигура с поднятыми руками, над которыми расположен большой диск Солнца (см. Рис.14 слева).
Женская фигура стоит на голове фигуры с поднятыми руками, у этой фигуры изображены только голова и руки, т.е. фигура как-бы выглядывает из-под земли.
На ладонях фигуры находятся две одинаковые черные фигурки с бородкой, обе фигурки протягивают руки к диску Солнца, который расположен между рук женской фигуры.
Внизу слева две мужские фигуры с телом в виде мумии, над их головами находятся одинаковые надписи с символами в виде жука и глаза.
Справа от рук стоит одна мужская фигура с телом в виде мумии.
На втором рисунке в центре стоит большая мужская фигура с диском Солнца над головой (см. Рис.14 справа).
Слева расположены две фигуры, у одной фигуры голова человека, а у другой вместо головы жук, справа еще две фигуры с головой человека, у первой нет бороды, у второй есть.
Эти рисунки показывают объединение души Осириса с душой Ра в диске Солнца.
На стене слева от этих двух рисунков расположен ряд фигур (см. Рис.15).


Рис.15. Ряд фигур

В нижней части в центре расположена большая мужская фигура (см. Рис.16).


Рис.16. Большая фигура

Большая мужская фигура находится в состоянии полового возбуждения, из полового органа выходит пунктирная линия, которая попадает в голову маленькой красной фигурки.
Ниже красной фигурки находится маленькая черная фигурка.
В поднятые руки черной фигурки входит красная пунктирная линия, которая начинается у диска Солнца за спиной большой фигуры и проходит через живот.
Перед лицом большой фигуры находится еще один диск Солнца, но из него не выходят пунктирные линии.
Рядом с солнечными дисками изображено девять звезд, объединенных в группы по три звезды.
Справа и слева от Осириса проведены две широкие наклонные линии, на которых находятся маленькие черные фигурки с маленькими солнечными дисками в руках.
Всего изображено двенадцать фигур, что соответствует двенадцати месяцам.
По обе стороны от большой фигуры под волнистым телом змеи две наполовину погруженные в землю черные фигуры с поднятыми руками.
Здесь своеобразно показано зачатие нового тела для Божественной души.
Над сценой зачатия находится ряд мужских фигур с головой барана и солнечная лодка (см. Рис.17).


Рис.17. Лодка

В лодке две большие мужские фигуры, у фигуры слева вместо головы жук, у второй голова барана с диском Солнца на рогах, около ног фигуры сидит птица-душа.
На носу лодки сидит поднявшая голову кобра, на корме лодки у весел находится маленькая фигура, которая управляет лодкой.
Фигура с головой барана и фигура с головой жука – это изображения души Осириса и души Ра.
Посередине самого верхнего ряда под потолком гробницы в центре стены расположен двойной лев (см. Рис.18).


Рис.18. Двойной лев

У каждой половины двойного льва голова человека, на теле двойного льва находится надпись в виде двойного льва, глаза и птицы.
На лапах льва стоят две мужские фигуры, у фигуры справа вместо головы жук.
Над телом двойного льва расположена лодка, на середине лодки мужская фигура с головой барана и солнечным диском на бараньих рогах, с двух сторон стоят черные мужские фигуры, у фигуры справа вместо головы жук и под руками еще один жук.
Две черные фигуры – это изображения старых образов Осириса и Ра, их новый общий образ расположен посередине лодки.
На носу лодки сидит кобра и к ней протягивает руку черная мужская фигура. На корме лодки около весел находится черная мужская фигура с головой птицы – это изображения души.
Под двойным львом расположен большой диск Солнца, который показывает, что души находятся в диске Солнца.
Настенными рисунками покрыты все стены гробницы (см. Рис.19).


Рис.19. Настенные рисунки

В нижней части показана смерть тела Осириса и смерть старого Солнца, а в верхних рядах показана встреча души Осириса и души Ра.
На самом верху полуколонны кратко показаны основные события (см. Рис.20).


Рис.20. Пять фигур

На левом краю черная мужская фигура в платье из лоскутов – это соединенное тело Осириса.
Правее расположена Исида, которая собрала части тела Осириса, перо на ее голове показывает чистоту души Осириса.
Перед Исидой три мужские фигуры: первая в колпаке Осириса, вторая черная с двумя перьями на голове, третья с головой птицы и диском Солнца над головой.
Два пера средней фигуры показывают соединение двух душ – души стоящего слева Осириса и души Ра, стоящего справа.
Похожие сцены изображены и в других частях гробницы и везде расположены в верхней части полуколонн или колонн (см. Рис.21).

1234
Рис.21. Рисунки на колоннах

Большие фигуры слева направо: новое тело для души Ра; новое тело для души Осириса, в которое душа вселилась в созвездии Овна; Исида с диском Солнца между рогов быка – это символика рождения нового Солнца из тела созвездия Тельца; путешествующая на небесах от новолуния до полнолуния душа Осириса.
На одной из полуколонн показано непорочное зачатие небесного тела для души Осириса (см. Рис.22).

настенныерисунки
Рис.22. Крокодил

Из-за того, что половой орган крокодила спрятан, его словно нет, крокодил у египтян был символом непорочности зачатия.
Крокодил на спине фигуры с диском Солнца показывает, что непорочное зачатие произошло с помощью души Ра.
Перед лицом фигуры вертикально расположена змея, указывающая на небеса. По обе стороны от змеи две поднятые руки – это символ души, на ладонях рук две маленькие фигуры с поднятыми руками. Две фигуры – это две души, которые находятся на небесах.
В гробнице Рамзеса VI очень много настенных рисунков и поясняющих надписей, описать их все сложно (см. Рис.23).

настенный рисунок
Рис.23. Настенные рисунки и надписи

На этой стене выделим две большие обнаженные фигуры, большой размер которых показывает их большое значение.
Мужская фигура в состоянии полового возбуждения, что является указанием на зачатие.
Женская фигура изображена с дополнительной символикой (см. Рис.24).

Исида
Рис.24. Женская фигура

Правой рукой женщина держит мужскую фигуру с головой барана, а левой рукой держит диск Солнца.
Поверх рук проходят два одинаковых посоха с навершием в виде головы человека и с окончанием в виде хвоста змеи.
Под левой рукой находятся четыре крокодила, расположенных друг над другом.
Около головы нижнего крокодила находится голова барана золотистого цвета.
Около головы второго крокодила находится жук черного цвета.
Около головы третьего крокодила находится «глаз Гора» черного цвета.
Около головы четвертого крокодила находится диск Солнца красного цвета.
Четыре крокодила показывают четыре преобразования души Осириса.
Под правой рукой в направлении сверху вниз расположены: жук черного цвета, а перед ним диск Солнца; баран золотистого цвета с голубой шерстью на голове, а перед ним диск Солнца большего размера, чем диск Солнца у жука; человек с головой барана и голубыми волосами, а перед ним диск Солнца большего размера, чем диск Солнца у барана; маленькая красная фигура с пальцем во рту, а перед фигурой находятся две руки красного цвета.
Жук является символом старого Солнца; баран является символом возрождения души Осириса; человек с головой барана – это душа Осириса в небесном теле; маленькая фигура с пальцем во рту изображает новорожденного, ее красный цвет указывает на Солнце.
Остальные рисунки на этой стене показывают встречу души Осириса и души Ра.
Выделим отдельные рисунки с дополнительным астрономическим описанием (см. Рис.25).

двойной лев7 фигур
Рис.25. Астрономическое описание

На рисунке слева двойной лев с головой человека, общее тело показывает, что две души живут в одном теле.
Прямо над телом двойного льва находится жук в закрашенном желтым цветом овале, рядом с жуком находится Осирис, а рядом с Осирисом расположена поясняющая надпись с именем Осириса. Выше двойного льва находится изображение большого диска Солнца. По обе стороны льва расположены мужские и женские фигуры, их общее число 7.
Двойной лев является символом объединения душ Осириса и Ра в созвездии Льва, семь фигур указывают на семь месяцев создания нового тела на небесах.
На рисунке слева изображены семь мужских фигур с серпом месяца на голове. Рядом с головой фигуры на правом краю расположена иероглифическая надпись «Осирис». Мужские фигуры накрыты змеей, над которой находится большой диск Солнца.
Семь фигур показывают семь месяцев создания небесного тела.
Выделим еще один рисунок с необычным изображением символики священных событий(см. Рис.26).


Рис.26. Символика рождения в новом теле

На рисунке три прямоугольника, состоящие из двух частей. В верхней части во всех прямоугольниках находится диск Солнца. В нижней части в первом прямоугольнике находится нижняя половина льва, во втором находится крыло, а в третьем мужская голова с лицом красного цвета.
Около каждого прямоугольника находится змея, которая засовывает язык в верхнюю часть, в которой находится диск Солнца.
На левом краю рисунка расположена женская фигура с обнаженной грудью, что является указанием на рождение.
Рисунок показывает соединение отдельных частей, нижняя часть льва связывает начало событий в созвездии Льва, крылья указывают на небеса, а голова молодого человека с красным лицом показывает, что душа Ра рождается в новом теле.
Выделим настенные рисунки гробницы Рамзеса VI полностью совпадающие с рисунками других гробниц (см. Рис.27).

полумесяц
Рис.27. Одинаковые рисунки гробниц

На обоих рисунках изображена солнечная лодка, плывущая по небесной реке, на носу и на корме лодки находятся головы Осириса. В середине лодки установлен столб, на котором находится полумесяц под диском Луны. Рядом со столбом сидит владелец гробницы, который касается рукой большого пера. Перо показывает чистоту души, которая легка, как перо.
Рисунки показывают возрождение души умершего, которое происходит от новолуния до полнолуния.
Во многих гробницах повторяется потолочный рисунок с описанием событий на небесах, есть такой и в гробнице Рамзеса VI (см. Рис.28).


Рис.28. Потолочный рисунок

На рисунке показаны созвездия, с которыми связаны основные события возрождения Осириса.
Во время нахождения Солнца в созвездии Скорпиона погиб Осирис.
Во время нахождения Солнца в созвездии Льва Исида соединила части тела Осириса.
Непорочное зачатие на небесах показывает созвездие Бегемотихи с крокодилом на спине.
Бык показывает рождение нового Солнца из тела созвездия Тельца.
Фигура в лодке – это созвездие Осириса – звездное тело для души Осириса.
Описание всех настенных рисунков в гробнице Рамзеса VI требует написания целой книги, в статье достаточно описать смысл основных сцен.
В целом все рисунки посвящены возрождению души владельца гробницы и увязывают его возрождение с возрождением души Осириса и другими событиями священной истории.
Далее перейдем к описанию гробницы Рамзеса IV.

Гробница Рамзеса IV

В гробнице Рамзеса IV сохранились и настенные рисунки и большой саркофаг (см. Рис.29).


Рис.29. Гробница Рамзеса IV

На видимой части саркофага находится сцена, показывающая соединение душ и рождение нового Солнца.
На саркофаге изображены две большие руки, над которыми находится диск Солнца, а слева от диска Солнца на ладони стоит маленькая фигура с большой головой.
Между больших рук стоит мужская фигура с диском Солнца на голове, а по обе стороны от рук расположены две одинаковые фигуры с солнечным диском на голове.
На потолке гробницы вдоль оси саркофага спиной к спине расположены две фигуры Нут – египетского символа небес.
В левой части потолка изображена большая мужская фигура, которая поддерживает тело Нут (см. Рис.30).


Рис.30. Потолочный рисунок на левой стороне

Около губ Нут находится диск Солнца с одним крылом, а около колен – жук с крыльями, с другой стороны ног куст папируса с гнездом, на котором сидит птица-душа.
В правой части потолка около губ Нут тоже находится диск Солнца (см. Рис.31).


Рис.31. Потолочный рисунок на правой стороне

Под руками Нут расположена мужская фигура, все свободное место между рук Нут закрашено красным цветом.
Под телом Нут расположены три ряда фигур и три солнечные лодки. Посередине каждой лодки стоит домик, внутри которого женская и мужская фигуры, у мужской – голова барана и диск Солнца. На домике сидит поднявшая голову кобра.
Три лодки и три ряда фигур показывают триединую сущность нового Божественного образа.
Слева от домика стоит на коленях фигура, рядом с ней на носу лодки находятся мужская фигура и цветущий куст, и еще одна мужская фигура расположена на корме лодки.
Под потолком над нишей за саркофагом находится настенный рисунок, показывающий две души в диске Солнца (см. Рис.32).


Рис.32. Две птицы-души

По краям рисунка сидят в гнездах две птицы-души с диском Солнца на голове, перед ними прямоугольник, внутри которого символы в виде быка, креста и фигуры с пером на голове, на прямоугольнике сидит птица-душа в двойном головном уборе – в «красную корону» вставлен колпак Осириса.
Посередине расположены два картуша, над которыми два одинаковых пера – символы двух равных душ и диск Солнца.
На стенах гробницы вокруг саркофага изображены ряды фигур (см. Рис.33).


Рис.33. Ряды фигур на стенах вокруг саркофага

Среди фигур находятся солнечные лодки, в которой плывет душа владельца гробницы.
Рисунки в других частях гробницы Рамзеса IV показывают встречу на небесах души Рамзеса IV с Божественной душой (см. Рис.34 слева).


Рис.34. Настенные рисунки

На втором рисунке слева показана встреча души Осириса и души Ра, которая произошла благодаря Исиде, расположенной посередине (см. Рис.34 второй рисунок).
Синий цвет потолка гробницы показывает, что все события происходят на небесах (см. Рис.34 справа).
В гробнице Рамзеса IV находится множество греческих надписей религиозного содержания (см. Рис.35).


Рис.35. Надписи на греческом языке

Слева от изображения Божественной души в виде птицы с диском Солнца по-гречески написано имя «Христос», на других стенах изображены фигуры с нимбами, кресты и т.д.
Настенные рисунки гробницы посвящены возрождению души владельца гробницы и связывают его возрождение со священными событиями.
Далее перейдем к описанию гробницы Рамзеса III.

Гробница Рамзеса III

Большая часть рисунков в гробнице находится в плохом состоянии (см. Рис.36).


Рис.36. Настенные рисунки в гробнице Рамзеса III

На этих фотографиях только по парусам можно понять, что здесь изображены лодки. В гробнице всего несколько рисунков находятся в относительно хорошем состоянии, фотография одного из них приведена ниже (см. Рис.37).


Рис.37. Настенный рисунок

На этом рисунке две кобры, на голове каждой кобры диск Солнца между рогов быка и два пера, эта символика показывает завершающее событие – рождение двух чистых душ во время летнего солнцестояния и рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Перед кобрами стоит трон, на котором сидит женщина с обнаженной грудью, на ее голове диск Солнца между рогов быка.
Это изображение Исиды, родившей ребенка-Гора, в тело которого вселились две души.
Ниже приведена фотография еще одного относительно хорошо сохранившегося настенного рисунка (см. Рис.38).


Рис.38. Символика возрождения

На рисунке изображен ряд голов, расположенных на подставках.
На левом краю голова с диском Солнца между рогов быка – это символ рождения нового Солнца из тела созвездия Тельца.
Правее голова птицы с двойным головным убором, состоящим из «красной короны» Ра, в которую вставлен колпак Осириса, – это символика слияния небесной души и земной души.
У следующей головы «красная корона», в которую вставлены два пера – это символ двух чистых душ.
Дальше на голове серп месяца под диском Луны – это символ возрождения от новолуния до полнолуния.
Затем голова льва с солнечным диском над головой, лев – это символ начала возрождения души Осириса во время нахождения Солнца в созвездии Льва.
Далее расположена голова с четырьмя одинаковыми перьями, показывающими 4 преобразования души Осириса.
Правее голова в двух головных уборах: «красной короне» Ра и колпаке Осириса – это символика двух душ, действующих вместе.
На правом краю ряда птичья голова с диском Солнца – это изображение Божественной души в диске Солнца.
Весь этот ряд описывает преобразование души Осириса и души Ра.
Ниже приведена фотография еще одного сохранившегося рисунка (см. Рис.39).


Рис.39. Настенный рисунок

На рисунке слева изображена корова, на голове коровы находится символика рождения нового Солнца.
На рисунке справа изображено весло, с которого свисает кобра в красной короне» Ра.
На лопасти весла изображены цветы лотоса и два «глаза Гора» – эта символика описывает время возрождения душ на небесах.
Состояние большинства настенных рисунков гробницы Рамзеса III очень плохое, поэтому в описании гробницы приведены только их прорисовки.
Ниже приведена прорисовка одного из настенных рисунков (см. Рис.40).


Рис.40. Прорисовка

На рисунке показана встреча души владельца гробницы с Осирисом и Исидой.
Осирис сидит на троне, в одной его руке крест – символ рождения, в другой руке посох, перед лицом Осириса находится поясняющая надпись, в которой можно прочесть имя «Осирис».
Позади Осириса стоит Исида со скрещенными крыльями, в одной руке Исиды крест, в другой посох, на голове Исиды находится символ рождения нового Солнца в виде диска Солнца между рогов быка, а перед лицом Исиды находится поясняющая надпись, в которой можно прочесть имя «Исида».
Владелец гробницы держит в левой руке курительницу, в правой руке он держит тройной кувшин – символ триединства, из которого выливается вода, которая дает рождение новому триединому Божественному образу.
Ниже приведены еще две прорисовки настенных рисунков гробницы (см. Рис.41).


Рис.41. Прорисовки рисунков

На рисунке слева диск Солнца, в котором находятся жук – символ старого Солнца и Осирис с головой барана.
Бросается в глаза, что тот, кто создал эту прорисовку, не понимал смысла священной символики, поэтому жук похож на таракана, а баранья голова похожа на собачью.
На прорисовке слева изображен «столб Осириса» с четырьмя поперечными линиями, на руках столба надеты кресты – символы рождения, в руках столба находятся два посоха – символ двоих, а на вершине столба находятся бараньи рога, а на них бутон с диском Солнца, два пера и две кобры – все это символы основных событий возрождения души Осириса и рождения нового Солнца.
«Столб Осириса» – это замена хребта Осириса, его использовала Исида, чтобы части тела Осириса держались вместе.
В целом ясно, что настенные рисунки гробницы Рамзеса III посвящены возрождению души и увязывают возрождение души человека с событиями возрождения души Осириса.
На этом описание рисунков гробниц трех Рамзесов завершено.

Заключение

Настенные рисунки гробниц посвящены возрождению души владельца гробницы и увязывают возрождение души человека с событиями возрождения души Осириса.
Во всех гробницах используется одинаковая символика, большинство рисунков объединяет символику нескольких священных событий.
На стенах и на потолке одного помещения могут находиться рисунки с одинаковой символикой, но расположенные в другом порядке, это означает, что рисунки не показывают последовательность событий, а каждый рисунок является самостоятельным символом.