Смысл изображений на лампадах
В.А. Никонов

Аннотация

В древне-греческих и римских гробницах находят лампады с отдельными изображениями растений, животных и людей или всех сразу в различных сочетаниях, объяснить их смысл греческими мифами не получается, поэтому обычно ограничиваются внешним описанием.
В данной работе показано, что лампады являются символами возрождения души на небесах и изображения на них связаны с возрождением души.

Содержание

Для понимания смысла изображений на лампадах необходимо знание последовательности событий возрождения души на небесах и символики возрождения.
Есть два мира – земной и небесный, они связаны между собой благодаря возрождению душ.
На небесах живёт Небожитель, он не имеет определённого образа, но может принять любой, его небесная душа находится в Солнце, Солнце считается видимым образом Небожителя.
Человек состоит из души и тела, тело – это дом для души, когда тело умирает, душа может продолжить жизнь на небесах, но только с помощью Небожителя.
Если душа чиста, то она может соединиться с небесной душой Небожителя и создать небесное тело для нового рождения, при этом в одном теле рождаются две души – земная и небесная.
Основные события возрождения на небесах связаны с созвездиями Льва, Пса, Рыб, Овна и Тельца.
Начинается возрождение на небесах в созвездии Льва, там две души – земная и небесная встречаются и совершают зачатие небесного тела.
До рождения в небесном теле земная душа не может находиться вместе с небесной душой в Солнце, из созвездия Льва земная душа поднимается в созвездие Пса и находится там до завершения создания своего небесного тела, рождение которого происходит в полнолуние, когда Солнце находится в созвездие Рыб.
В следующее полнолуние земная душа рождается в небесном теле, Солнце в это время находится в созвездии Овна, а в следующее полнолуние в этом же теле рождается небесная душа, Солнце в это время находится в созвездии Тельца.
Образом души является птица, потому что птица, как и душа, может свободно покидать свой дом и подниматься в небеса.
Птица, лев, пёс, рыбы, баран и бык – это основная символика возрождения, эти образы наиболее часто встречаются на кладбищах и в храмах.

Основная символика

На небесах возрождённая земная душа живёт в огне Солнца и, чтобы помочь душе подняться на небеса или увидеться с душой, нужен огонь, для этого на кладбищах и в храмах зажигают лампады, и именно поэтому на лампадах изображена символика возрождения (см. Рис.1).


Рис.1 Бронзовые лампады в виде птицы

Птица – это образ души, птица рождается из яйца и душа рождается из яйца, птица держит яйцо, из которого произойдёт новое рождение души, лампада в виде птицы-души показывает, что через огонь лампады душа поднимется к Солнцу.
Бронзовые лампады были очень дорогими, более доступными были лампады из глины.
Изображения птиц на поверхности лампад показывают возрождение души (см. Рис.2).


Рис.2 Глиняные лампады с изображениями птиц

Изображение большого круга служит образом Солнца, в котором живут души на небесах, помимо этого используется числовая символика, повторение небольших кругов, квадратов, растений, веток, листьев поясняет время создания нового тела, соединение двух душ, число преобразований на небесах, связь возрождения с положением Солнца и фазами Луны.
На второй лампаде две птицы, два круга и двойной сосуд показывают возрождение двух душ, земная душа после рождения на небесах объединяется с небесной, это представляли как слияние, в могиле оставляли погребальный сосуд и из него душа изливалась в сосуд небесной души, это и показывают изображения двух птиц-душ и двойного сосуда.
Погребальные сосуды с душой изображены на многих лампадах (см. Рис.3).


Рис.3 Изображения погребальных сосудов на лампадах

Вначале земная душа выходит из погребального сосуда и поднимается к созвездию Льва, это показывает лев, который держит левой лапой погребальный сосуд на лампаде слева, левая сторона указывает на земную душу, потому что земная душа живёт в сердце человека, расположенном в левой части груди.
На второй лампаде два льва по краям большого сосуда показывают встречу двух душ в созвездии Льва, большой круг служит образом Солнца, повторение двенадцати фигур по краю круга показывают движение Солнца через двенадцать созвездий.
На третьей лампаде изображён человек, поднимающий с земли большой сосуд, эта сцена показывает освобождение души из погребального сосуда для рождения в небесном теле.
Далее перейдём к более подробному описанию звёздной символики возрождения на лампадах.

Символика созвездий

Начинается возрождение душ на небесах в созвездии Льва, поэтому изображения львов есть во всех храмах, на саркофагах, на погребальных сосудах и на предназначенных для кладбищ и храмов лампадах (см. Рис.4).


Рис.4 Львиная символика возрождения души

Слева на лампаде в центре круга расположена львиная морда с открытым ртом для масла, большой круг служит образом Солнца, а лев указывает на созвездие Льва, через отверстие рта льва земная душа вливается в большой сосуд небесной души, живущей в Солнце.
На второй лампаде изображён лев с головой человека и двумя парами крыльев, этот образ показывает встречу двух птиц-душ в созвездии Льва для создания своего нового тела, звезда показывает, что события происходят на небесах, а лунный серп показывает, что события связаны с фазами Луны.
На третьей лампаде изображён лев, на нём сидит голый крылатый человек и протягивает руки к летящей навстречу птице, эта сцена показывает зачатие душой своего небесного тела в созвездии Льва.
Для сравнения львиная символика возрождения на бронзовых лампадах (см. Рис.5).


Рис.5 Львиная символика на бронзовых лампадах

Два огня у лампады слева показывают две души на небесах, а лев в цветке показывает новое рождение в созвездии Льва, вторая лампада похожа на мужской половой орган, так показано зачатие в созвездии Льва.
На лампадах есть и простые изображения львов и сцены со львами (см. Рис.6).


Рис.6 Разнообразие львиной символики

Слева на лампаде крылатый лев держит правой лапой сосуд, на голове у льва рога, правая сторона связана с небесной душой, следовательно, лев показывает небесную душу в созвездии Льва, рога на голове показывают завершение возрождения душ в созвездиях Овна и Тельца.
На второй лампаде на льве сидит женщина с головой львицы, эта сцена показывает зачатие небесного тела в созвездии Льва.
На третьей лампаде изображён лев, у задней части его тела лежит большая голова барана, лев и баран – это образы созвездий Льва и Овна, с которыми связано начало и завершение возрождения земной души на небесах, расположение бараньей головы напротив полового органа льва показывает, что в созвездии Льва произошло зачатие небесного тела.
Небесное тело, как и земное, создаётся долгое время, душа ждёт завершения создания своего небесного тела в созвездии Пса, поэтому на многих лампадах изображён пёс (см. Рис.7).


Рис.7 Изображения пса на бронзовых лампадах

На лампаде слева три фигуры, в центре находится женщина со звездой на голове, слева от неё стоит человек с головой пса, справа – голый ребёнок с двумя рыбами в левой руке, женщина держит правой рукой сосуд и касается им левой руки ребёнка.
Голый ребёнок – это рождённое в созвездии Рыб небесное тело, человек-пёс – это образ человека, чья душа находится в созвездии Пса, женщина с сосудом показывает рождение души в новом теле.
На второй лампаде на заднем плане изображены ворота на небеса, там стоит Небожитель, он встречает души на небесах, у его ног лежит пёс, перед псом расположена круглая чаша, по её краям два отверстия лампады для двух огней, к лампаде крепятся три цепи для подвешивания, одна из трёх цепей крепится к месту расположения полового органа Небожителя.
Цепь соединяет половой орган Небожителя и отверстия для двух огней, через которые две души поднимаются к огню Солнца, крепление трёх концов цепи показывает зачатие тела для двух душ, пёс показывает ожидание завершения создания нового тела, круглая чаша служит образом небесной чаши Солнца.
Третья лампада сделана в виде головы пса, который держит в зубах сосуд, так показано, что душа из погребального сосуда ждёт создания своего небесного тела в созвездии Пса.
Ниже три глиняные лампады с изображением пса (см. Рис.8).


Рис.8 Разные изображения псов на глиняных лампадах

На лампаде слева изображён пёс, радостно встречающий своего хозяина – небесное тело.
На второй лампаде изображена сцена, где голый крылатый ребёнок держит за хвост пса, лук на плече ребёнка показывает, что тело поймало свою птицу-душу, крылья за спиной показывают, что душа вошла в новое тело, пёс показывает, что душа ждала своё небесное тело в созвездии Пса.
На третьей лампаде изображён человек на колеснице, запряжённой двумя псами, колесница в символике возрождения показывает движение Солнца по небесам, в колеснице едет Небожитель, его небесная душа рождается в том же теле, что и земная, поэтому на время Небожитель получает образ возрождённого человека, обычно колесницу везут два коня, пара показывает участие двух душ, но могут быть изображены два льва, два барана, два быка, указывающие на созвездия, в которых происходят главные события на небесах, два пса тоже показывают две души и указывают на созвездие Пса, где души ждут завершения рождения небесного тела.
Поскольку небесное тело рождается в созвездии Рыб, поэтому на лампадах встречаются изображения рыб и сцены с рыбами (см. Рис.9).


Рис.9 Изображения рыб на лампадах

На лампаде слева в большом круге находится голый человек с крыльями птицы, он держит длинный факел, огонь факела расположен у отверстия для огня у лампады, по краям круга изображены две рыбы.
Голый человек – это только что рождённое небесное тело, две рыбы показывают, что рождение произошло в созвездии Рыб, крылья птицы у человека показывают, что душа вошла в своё новое тело, факел с огнём выходит из груди человека, земная душа живёт в сердце, а на небесах душа живёт в Солнце, круг лампады служит образом Солнца, факел направлен на огонь лампады, показывая, что душа возрождённого человека с помощью пламени лампады входит в огненное Солнце.
На второй лампаде изображены два льва и две рыбы в виде двух дельфинов, в центре лампады находится большое круглое отверстие для масла, по краям лампады находятся два отверстия для двух огней, каждый из огней расположен у головы дельфина.
Два льва показывают начало возрождения, когда две души встречаются в созвездии Льва и совершают зачатие небесного тела, две рыбы показывают рождение небесного тела в созвездии Рыб, образ дельфина наилучшим образом подходит для пояснения рождения тела для земной души, дельфин – это млекопитающее и в то же время рыба, два огня по краям круга показывают, что две души после рождения в небесном теле живут в Солнце.
На лампаде справа изображён сидящий на берегу Небожитель, поймавший на удочку рыбу, между рыбой и Небожителем расположено круглое отверстие, эта сцена показывает, что Небожитель создаёт для душ небесные тела, вылавливая их в созвездии Рыб.
Земная душа рождается в небесном теле в созвездии Овна, поэтому изображение барана часто встречается на лампадах (см. Рис.10).


Рис.10 Изображения баранов на лампадах

На этих двух лампадах простые изображения баранов дополнены числовой символикой, поясняющей число месяцев создания небесного тела и поясняющей рождение души в полнолуние.
Ниже две другие лампады с бараньей символикой рождения души в небесном теле в созвездии Овна (см. Рис.11).


Рис.11 Баранья символика возрождения в созвездии Овна

Слева на лампаде изображён баран, под телом барана находится человек, обхвативший его шею руками, при этом сердце человека находится рядом с сердцем барана, вокруг этой сцены изображены одинаковые значки в виде кружков и насечек.
Человек под телом барана – это небесное тело, баран показывает рождение в созвездии Овна земной души в небесном теле, число кружков и насечек поясняет время возрождения, на небесах возрождение души возможно только при определённом расположении Солнца и Луны, период повторения этих событий позволяет определить, в какие годы возможно возрождение души на небесах.
Этой сцене придают смысл спасения от циклопа из греческой Одиссеи, не объясняя зачем это изображено в гробнице на лампаде, используемой для перехода души в огонь Солнца, и не объясняя назначение числовой символики, изображённой на лампаде.
Справа на лампаде изображён лик Небожителя с большими бараньими рогами и двумя парами ушей, одна пара ушей барана, другая пара ушей быка, пары ушей барана и быка показывают, что рождения земной души и небесной души происходят последовательно в созвездиях Овна и Тельца, большие рога барана у Небожителя выделяют возрождение земной души.
Когда лампада была целая, у неё было два языка пламени, которые показывали две части единой души Небожителя.
Ниже ещё несколько лампад с разными сценами с участием баранов (см. Рис.12).


Рис.12 Лампады с изображением барана

Слева на лампаде изображён баран, на нём едет голый человек, на его правой руке сидит птица – образ небесной души, в левой руке человек держит скипетр с двумя змеями наверху, змея в символике возрождения несёт яйцо на небеса для нового рождения птицы-души, две змеи несут два яйца на небеса для рождения двух птиц-душ, голый человек – это Небожитель, его небесная душа соединяется с земной душой в созвездии Овна, это показывает баран.
На второй лампаде изображён баран, который ест виноград, а позади барана стоит сосуд для душ, виноград – самоопыляемое растение, в символике возрождения виноград показывает самозачатие своего тела, созревшая кисть винограда показывает, что рождение совершилось, а баран указывает на созвездие Овна.
На третьей лампаде изображена женщина верхом на баране, левой рукой женщина держит горящий факел, её покрывало раздувается, показывая подъём на небеса, левая сторона указывает на земную душу, горящий факел показывает, что душа через пламя переходит в огонь Солнца, баран показывает, что переход происходит в созвездии Овна.
Завершается возрождение на небесах, когда небесная душа рождается заново в созвездии Тельца, поэтому образ быка, в качестве символа завершения возрождения на небесах, используется на многих лампадах (см. Рис.13).


Рис.13 Бронзовые лампады с изображением быков

Слева лампада сделана в виде быка, через две его передние ноги подаётся масло для двух языков пламени, которые показывают две души, переходящие через пламя в огонь Солнца, бык показывает, что две души переходят в Солнце в созвездии Тельца.
Справа лампада выполнена в виде колесницы, которая мчится по небесам, запряжённая двумя быками, на колеснице мчится женщина, она правит быками стоя, её покрывало раздувается над головой.
Колесница с быками – это колесница Солнца, в нём движутся по небесам возрождённые души, два быка колесницы Солнца показывают, что в созвездии Тельца завершилось возрождение двух душ, образ Небожителя может быть и мужским и женским, небесная душа Небожителя рождается вместе с земной душой в небесном теле и получает на время образ человека, женщина – это образ Небожителя возрождённого вместе с женской душой.
Ниже несколько разных глиняных лампад, выполненных в виде головы быка (см. Рис.14).


Рис.14 Глиняные лампады в виде головы быка

Первая лампада слева сделана в виде празднично украшенной настоящей головы быка, показывающей праздник завершения возрождения душ в созвездии Тельца.
Две лампады справа показывают верхнюю часть головы быка, у обоих быков над рогами серп месяца показывает связь возрождения с Луной.
На второй лампаде слева на серпе месяца изображена птица – образ души, у быка из двух ноздрей появлялось пламя, показывая завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца.
На третьей лампаде единственное отверстие для огня расположено внутри символа сердца, душа живёт в сердце человека, выходящий из сердца огонь выделяет возрождение на небесах земной души.
Ниже ещё три лампады с изображением быка (см. Рис.15).


Рис.15 Лампады с изображением быка

С помощью пламени лампады душа переходит в Солнце, поэтому многие лампады сделаны круглой формы, указывающей на Солнце.
На лампаде слева бык бьёт себя хвостом по правой задней ноге, а копытом левой передней ноги роет землю, копыта левой и правой ног быка и его половой орган находятся около отверстия для масла, эта символика показывает соединение левого и правого – расположенной слева земной души и расположенной справа небесной души, а бык указывает на созвездие Тельца.
На второй лампаде изображён бык, на быке едет женщина и своей правой рукой держится за левый рог быка, что в жизни было бы очень неудобно, но правая сторона связана с небесной душой, а левая сторона связана с земной душой, и создатель лампады хотел показать соединение правого и левого в конце возрождения душ в созвездии Тельца.
На третьей лампаде изображена голая женщина, которая мчится верхом на рыбо-быке, задняя часть тела у быка в виде двух рыбьих хвостов, голое тело женщины показывает недавнее рождение тела, две рыбы показывают рождение в созвездии Рыб, а бык показывает завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца.
Помимо основной звёздной символики возрождения на лампадах изображали вспомогательную символику, поясняющую события возрождения на небесах.

Вспомогательная символика

Вспомогательная символика поясняет основные события возрождения душ на небесах и обычно используется, как дополнение к основной символике.
Начнём описание вспомогательной символики с лампад, на которых явно показано зачатие (см. Рис.16).


Рис.16 Лампады с символикой зачатия

На лампаде слева изображён крылатый лев, передняя часть у льва заменена на мужской половой орган, причём у самого льва показан готовый к зачатию половой орган, крылья показывают душу в созвездии Льва, круглая форма лампады указывает на Солнце, в целом эта символика показывает зачатие душой небесного тела во время нахождения Солнца в созвездии Льва.
На второй лампаде сложное объединение символики в виде быка-льва с головой человека, соединённой с большим мужским половым органом, у быка-льва два готовых к зачатию половых органа, второй на конце львиного хвоста.
На небесах две души совершают зачатие общего небесного тела, два малых половых органа показывают зачатие двумя душами, а большой половой орган показывает зачатие одного тела для двух душ, голова человека показывает, что создаётся тело человека, лев и бык показывают созвездия, между которыми происходит возрождение на небесах.
Третья лампада сделана в виде голого мужчины, который прижался к большому половому органу, эта символика показывает зачатие нового тела, цвет лазури показывает, что зачатие происходит на небесах.
На других лампадах изображены сцены зачатия нового тела (см. Рис.17).


Рис.17 Лампады с изображениями сцен зачатия

Обычно такие сцены называют эротическими, не объясняя, зачем такие сцены в гробнице, а сцены зачатия с животными объясняют развращённостью греко-римского общества.
В действительности эти сцены несут важное смысловое значение, поясняя возрождение (см. Рис.18).


Рис.18 Сцены с крокодилом

На первой лампаде изображена голая женщина на крокодиле, она левой рукой держит ствол дерева, выходящего из передней части крокодила, на хвосте крокодила расположено второе дерево, между двух деревьев показана сцена зачатия.
На небесах души совершают зачатие небесного тела без использования полового органа, это показывает крокодил, у него половой орган спрятан, словно его нет, а зачатие происходит быстро и незаметно.
На второй лампаде изображена сцена, показывающая льва на крокодиле, эта символика показывает, что «непорочное» зачатие происходит в созвездии Льва.
На третьей лампаде голый человек едет верхом на крокодиле, в левой руке держит меч, левая сторона указывает на земную душу, голый человек – это новое тело, крокодил показывает, что тело зачали без использования полового органа.
Ниже ещё несколько лампад с изображением крокодила (см. Рис.19).


Рис.19 Лампады с изображением крокодила

На первой лампаде три цветка расположены над телом крокодила, они показывают тройственность рождения – нового тела и двух душ в нём, крокодил поясняет зачатие тела без использования полового органа.
На второй лампаде изображены Небожитель, два крокодила и лягушка.
Зачатие небесного тела совершается с помощью Небожителя, зачатие совершают две души без использования полового органа, это показывают два крокодила, лягушка указывает на полнолуние, все лягушки собираются для спаривания в полнолуние.
На лампаде справа изображены крокодил и змея, они соединены головами, змея несёт яйцо птицы-души для её рождения в новом теле, крокодил поясняет зачатие тела без использования полового органа.
В качестве дополнительной символики использовали образы животных, у которых период от зачатия до рождения совпадает с периодом создания небесного тела или с периодом возрождения душ на небесах, в разных местах и в разное время использовали разных животных, в Древнем Египте период возрождения показывала антилопа, в других местах этот период показывали олень или коза (см. Рис.20).


Рис.20 Лампады с изображением козы

На первой слева лампаде изображена стоящая на задних ногах коза, а перед ней лежит пёс, коза показывает время создания небесного тела, а пёс показывает ожидание душой завершения создания тела в созвездии Пса.
На второй лампаде в круг вписано тело козы, причём задняя часть заменена на цветок, по краям расположены два отверстия для масла, они показывают слияние двух душ, а цветок показывает рождение нового тела.
На третьей лампаде в круге изображена скачущая коза, по краю круга расположены кисти и листья винограда, свойство самоопыления винограда использовано для пояснения самозачатия нового тела.
Лампады с изображением оленя несут смысл периода возрождения душ на небесах, потому что начало гона у оленей приходится на время зачатия небесного тела, а рождение оленят совпадает с временем возрождения душ на небесах (см. Рис.21).


Рис.21 Лампады с изображением оленя

На первой лампаде в круге изображён скачущий олень, показывающий движение времени.
На второй лампаде на олене скачет человек, показывая, что создаётся новое тело человека.
На третьей лампаде изображён олень и три пса, это не сцена охоты, как пишут в описании, псы останавливают оленя, показывая завершение возрождения, то, что их три, показывает тройное рождение – нового тела и двух душ, то же самое описывает повторение трёх листьев и двух плодов на венке вокруг сцены с оленем, эта числовая символика поясняет тройственность рождения и соединение двух душ на небесах.
Необычным в возрождении на небесах является поочерёдное рождение двух душ, чтобы показать двойное раздельное рождение использовали образ кабана.
Кабаны дважды приносят потомство с разницей в один месяц и время опороса совпадает с временем рождения двух душ на небесах (см. Рис.22).


Рис.22 Лампады с изображениями кабанов

На первой лампаде изображён кабан, на его хвосте сидит птица-душа, по краям тела кабана два отверстия для масла показывают слияние двух душ.
На второй лампаде пёс останавливает кабана, схватив его за холку, эта сцена показывает создание тела в созвездии Пса и последовательное рождение двух душ с разницей в один месяц.
По краям третьей лампады расположены две люльки, в каждой находится морда кабана, люльки с кабанами показывают два рождения, а сами кабаны показывают два рождения с разницей в один месяц.
Рождение душ происходит в полнолуние, на лампадах это показывает образ лягушки (см. Рис.23).


Рис.23 Лампады с изображением лягушки

На этих лампадах отверстие для масла находится напротив сердца в теле лягушки, через него символически вливается душа, на лампадах с несколькими символами (см. Рис.19) лягушка расположена так, что она показывает завершение возрождения в полнолуние.
Для понимания вспомогательной символики возрождения в виде разных животных, нужно знать их особенности, но современные зоологи не располагают такими познаниями.
Биолог Рейчел Грант в 2005 году изучала саламандр в центральной Италии и «... обратила внимание на то, что в ночь полнолуния … начинают собираться лягушки ... объяснения этому феномену в научной литературе она не нашла и в течение двух лет возвращалась к тому же озеру для дальнейшего наблюдения … она сопоставила свои заметки с данными … собиравшимися ... на протяжении десяти лет ... в других уголках земного шара.
Везде лягушки собираются для спаривания в полнолуние ...»
То, что было хорошо известно людям древности, случайно узнают в новом тысячелетии, это касается не только поведения лягушек, но и зайцев, черепах и других животных.
Образ зайца использовался в древности и продолжает использоваться в наши дни, праздник Пасхи связан с полнолунием, непосредственно перед ним дети ищут спрятанное взрослыми яйцо «пасхального зайца», несомненно, что образ зайца указывает на полнолуние и точно известно, что время рождения первых зайчат приходится на время рождения души в новом теле на небесах (см. Рис.24).


Рис.24 Лампады с изображением зайца

На первой лампаде голый крылатый ребёнок протягивает зайцу ягоды какого-то растения, голый ребёнок – это новое небесное тело, крылья птицы означают, что в тело вселилась душа, зрелые ягоды показывают завершение возрождения, заяц показывает время нового рождения души во время полнолуния.
На второй лампаде изображён пёс, который гонится за зайцем, в созвездии Пса душа ждёт создания небесного тела – это показывает пёс, а заяц показывает время рождения души в небесном теле во время полнолуния.
На третьей лампаде изображён бегущий заяц, а вокруг него цветы, их числовая символика поясняет время возрождения двух душ, восемь цветов по кругу показывают 8 месяцев возрождения земной души на небесах, а дополнительный цветок около отверстия для огня показывает 9 месяцев возрождения двух душ.
У самих душ нет ни отражения, ни тени, ни веса, а после рождения в новом теле они появляются, в символике возрождения зеркало показывает появление отражения, а обувь показывает появление веса (см. Рис.25).


Рис.25 Лампады с изображением обутых ступней

На первой лампаде крепление обуви, проходящее между пальцами, имеет вид сердца, в котором живёт душа, два сердца показывают возрождение двух душ на небесах, две ноги вместе показывают соединение левого и правого – земной души и небесной души.
На бронзовой лампаде на крышке сидит птица – это душа, которая родилась в новом теле и тогда потребовалась обувь.
На третьей лампаде у каждой ступни своё отверстие для масла и свой носик для пламени показывают участие двух душ, позади ступней расположен серп месяца, показывающий связь возрождения двух душ с Луной.
Облик человека на небесах меняется в ходе возрождения, сама душа имеет облик птицы, пока птица-душа ждёт создания тела в созвездии Пса, человек предстаёт в облике пса, а когда по образу земного тела создаётся небесное тело и душа вселяется в него, человек на небесах получает облик земного человека.
Преобразование из пса в человека показывали с помощью обезьяны (см. Рис.26).


Рис.26 Лампады с изображением обезьяны

На первой лампаде слева изображён павиан, у него голова пса, а тело человека, павиан образ хорошо подходит для описания преобразования небесного образа из пса в человека.
На второй лампаде в лодке плывут две обезьяны, лодка передаёт смысл ладьи Солнца, а две обезьяны показывают участие двух душ в возрождении на небесах.
На третьей лампаде обезьяна протянула лапы к плодам дерева, ствол которого является продолжением ног обезьяны, спелые плоды показывают завершение преобразования.
Земная душа вместе с небесной душой совершают зачатие и рождаются в небесном теле, но это тело другое зачать не может, это похоже на потомство осла и лошади, поэтому осёл или мул показывают невозможность продолжения потомства на небесах (см. Рис.27).


Рис.27 Лампады с изображениями осла или мула

На первой лампаде слева лев с мулом показывают зачатие тела в созвездии Льва.
На второй лампаде Небожитель верхом на муле показывает, что он создал небесное тело.
На третьей лампаде женщина с ослом показывают зачатие небесного тела.
Возрождённая душа на небесах живёт в Солнце, для того, чтобы показать движение души вместе с Солнцем, использовали образ коня или колесницы (см. Рис.28).


Рис.28 Лампады с изображением коней

На лампаде слева Небожитель едет на колеснице, запряжённой двумя конями, над ними летит крылатая женщина, два коня показывают движение двух душ, а женщина с крыльями служит образом небесного тела с душой внутри.
На второй лампаде изображены крылатая лошадь с жеребёнком, на котором сидит птица-душа, выше находится дверь на небеса и диск Солнца, а перед мордой лошади находится погребальный сосуд, из которого растёт дерево.
Сцена с жеребёнком и птицей показывает рождение земной души в одном из коней колесницы Солнца, сцена с лошадью и деревом показывает, что небесная душа находится в Солнце.
На бронзовой лампаде изображена голова коня на длинной шее, в центре лампады находится круг, на котором сидит птица, у лампады два отверстия для пламени.
Круг с птицей показывают душу в Солнце, конь показывает движение Солнца по небесам, два отверстия для пламени показывают переход двух душ в Солнце.
Змея в символике возрождение несёт яйцо птицы-души на небеса для её рождения в небесном теле (см. Рис.29).


Рис.29 Лампада с двумя змеями

На лампаде голый ребёнок держит по змее в каждой руке, голый ребёнок – это образ рождённого на небесах тела, в этом теле будут рождены две души, две змеи принесли два яйца для нового рождения двух птиц-душ.
Голое тело часто используется для пояснения нового рождения (см. Рис.30).


Рис.30 Лампады с голыми фигурами

На первой слева лампаде голый человек стоит у своего памятника, обнимая его левой рукой, голое тело показывает его рождение, левая рука указывает на рождение в новом теле земной души.
На второй лампаде изображена сцена слияния душ, женщина вливает из погребального сосуда свою земную душу в круглую чашу небесной души, за этим наблюдает Небожитель, опираясь на чашу руками, женщина и Небожитель изображены голыми, чтобы показать их новое рождение.
Третья лампада в виде голого ребёнка, он держит в правой руке факел и поджигает огонь лампады, в левой руке ребёнок держит икону в виде дома с Небожителем, на фронтоне дома изображён диск Солнца, голый ребёнок – это новое небесное тело, сцена с факелом показывает, что небесная душа сойдёт с небес и через пламя лампады соединиться с земной душой в общем небесном теле.
Поскольку возрождение на небесах возможно только с помощью Небожителя, поэтому на лампадах изображены разные его образы (см. Рис.31).


Рис.31 Лампады с наиболее распространёнными образами Небожителя

Небесная душа живёт в Солнце, в ходе возрождения земной души в небесном теле рождается и небесная душа, а вместе с ней рождается новый Небожитель, его изображали в виде Солнца или в виде человека с лучами Солнца, в виде молодого человека с пышными волосами или в виде старого человека с большой бородой, в виде человека с голым телом или в образе души в виде большой птицы.
На лампаде слева изображён Небожитель с 12 лучами за головой и серпом месяца под головой, 12 лучей показывают годовое движение Солнца, серп месяца показывает связь возрождения на небесах с фазами Луны.
На второй лампаде изображена голова молодого Небожителя, над его головой крылья, а по краям головы расположены две змеи, их хвосты сплетены под подбородком, две связанные змеи показывают соединение двух душ.
На третьей лампаде изображены два образа Небожителя, слева старый с бородой, справа голый молодой, новый Небожитель держит в руках лук, показывая, что он ловит на небесах птицу-душу.
На четвёртой лампаде изображён Небожитель с большой птицей перед ним, лохматые борода и волосы служат образом лучей Солнца, а птица – образом небесной души Небожителя.
Вспомогательная символика использовалась намного реже основной, но она более разнообразна (см. Рис.32).


Рис.32 Разнообразие вспомогательной символики

На первой лампаде слева изображены медведь с обезьяной, обезьяна показывает преобразование образа человека на небесах, а выход медведя из зимней спячки поясняет новое рождение.
На второй лампаде изображён осьминог, у осьминога два малых сердца и одно большое, это похоже на соединение двух душ в одну большую на небесах.
На третьей лампаде изображена саранча на винограде, саранча показывает соединение мужского и женского, именно у этой фазы развития насекомого отсутствует половой диморфизм, виноград, на котором сидит саранча, указывает на самозачатие душой своего тела.
Для пояснения возрождения души на небесах часто используется числовая символика и иногда свойства растений (см. Рис.33).


Рис.33 Лампады с поясняющими возрождение растениями

На первой лампаде лев с головой пса указывает остриём на птицу, сидящую на ветке дерева, птица – это образ души, лев-пёс указывает на созвездия Льва и Пса, в которых находится земная душа до рождения в небесном теле, дерево показывает нахождение души на небесах, число листьев на ветке, где сидит птица-душа поясняет тройственность рождения, две ветви показывают два рождения, на двух ветках семь листьев поясняют 7 месяцев создания небесного тела.
На второй лампаде изображена обнажённая женщина, которая открывает покрывало, перед женщиной лежит под покрывалом голый ребёнок с крыльями птицы, голый ребёнок – это новое небесное тело, крылья за спиной ребёнка показывают, что в его тело вселилась душа, за головой ребёнка расположено растение, у которого семь больших листьев и небольшой росток показывают время создания небесного тела и время рождения в нём души.
По краю лампады расположены десять листьев дуба и два жёлудя, у дуба на одном дереве цветки двух типов — мужские, которые содержат только тычинки, и женские, состоящие из одного голого пестика, самоопыление дуба хорошо подходит для пояснения самозачатия тела на небесах, а два жёлудя показывают рождение двоих.
На третьей лампаде птица сидит на ветке граната с одним плодом и двумя листьями.
На одном дереве граната образуются два вида цветков — мужские и женские, гранат рождает сам себя, это похоже на зачатие душой собственного тела, кроме того, начало цветения граната совпадает с началом возрождения на небесах.

Заключение

Изображения на лампадах, которые находились в гробницах на древних кладбищах, описывают возрождение душ на небесах, что неудивительно, поскольку огонь лампад используется для возрождения души или для встречи с живущей в огне Солнца душой.
Время создания рассмотренных лампад относится ко временам Римской империи, никаких изображений «богов или греческих героев», кроме образа Небожителя, на них нет, это означает, что религиозные представления в греко-римском обществе не отличались от представлений других народов того времени.