Смысл символики ранне-христианских храмов

Смысл символики ранне-христианских храмов
В.А. Никонов

Аннотация

Символика ранне-христианских храмов разительно отличается от храмов нового времени, объяснить ее смысл сценами из Библии невозможно.
Изображения средневековых храмов обычно называют «чудовищами, созданным средне-вековым образом мысли», не сообщая, что большинство «чудовищ» обычные животные.
Во всех старых храмах одинаковый набор животных и похожие сцены, следовательно, эти изображения несут определенный смысл, который был понятен предыдущим поколениям людей.
В данной работе показано, что в старых храмах изображена символика возрождения души, описывающая события в ходе возрождения на небесах.

Содержание

Представления о новом рождении души человека на небесах после смерти земного тела сложились в глубокой древности, это показывает символика возрождения в захоронениях, которая оставалась неизменной вплоть до нового времени.
В наше время представления о возрождении души сохранились, но как общая мысль, без подробного описания, как именно это происходит.
В прежние времена люди знали всю последовательность возрождения души на небесах и показывали ее в виде отдельных событий на могильных памятниках и в храмах.
Для понимания изображений храмов достаточно краткого описания представлений о душе, основных событий возрождения на небесах, и образов, которые их показывают.

Представления о возрождении души

Человек – это соединение тела и души, главной является душа, тело – это только дом души. После смерти тела душа может родиться в новом теле, но только с божественной помощью.
На небесах живет Небожитель, он не имеет определенного образа, но может принять любой, его небесная душа находится в Солнце, Солнце считается видимым образом Небожителя.
Небесный мир и земной мир связаны благодаря новому рождению душ на земле и небесах.
Если земная душа чиста, она соединяется с небесной душой и с помощью Небожителя на небесах создается небесное тело, в котором рождаются две души – небесная и земная.
Две души неразделимы, земная душа вливается, как вода, в большой сосуд небесной души.
То, что происходит на небесах, происходит и на земле, две души рождаются в земном теле, обряд крещения – это рождение небесной души в теле земного ребенка.
На небесах события нового рождение двух душ связаны с положением Солнца в созвездиях, впервые соединение двух душ произошло, когда Солнце находилось в созвездии Льва.
Души родились в новом теле раздельно, земная душа родилась в новом теле, когда Солнце было в созвездии Овна, а небесная душа родилась, когда Солнце было в созвездии Тельца.
Поэтому лев, баран и бык – это главные и самые распространенные символы возрождения.
В промежутке времени между положениями Солнца в созвездиях Льва и Овна на небесах создавалось новое тело, земная душа в это время находилась в созвездии Пса.
Пес – это еще одна звездная символика возрождения, но более редкая, чем лев, баран и бык.
Важным символом возрождения является образ души, которую изображали в виде птицы, потому что птица летает в небесах и может, как и душа, свободно покидать свой дом.
Чтобы лучше передать смысл событий, символы соединяли, так крылья или голова птицы у льва показывают душу в созвездии Льва, а у человека – показывают душу в новом теле.
Кроме того, изображали животных, особенности строения или поведения которых хорошо поясняют, как именно происходит возрождение душ на небесах.

Символика возрождения в виде птицы

Изображения птицы, крыльев, пера, яйца или гнезда служат символами возрождения души, их можно видеть на памятниках, саркофагах и погребальных изделиях древних кладбищ.
В ранне-христианских храмах обычно изображены пары птиц, они показывают соединение двух душ – земной души человека и небесной души.
Эта сцена изображена в средневековом храме Carlisle Cathedral Scotland (см. Рис.1).


Рис.1 Небожитель с двумя птицами-душами

Небожитель изображен в виде человека с большой головой, лохматой бородой и волосами, это такой образ Солнца, две птицы касаются головы Небожителя – это две части его души, голое тело Небожителя показывает рождение, справа и слева находятся две птицы с головой человека, они соединены ветвями одного дерева, что показывает соединение двух душ.
Изображения двух душ-птиц и сцены с ними отличаются в разных храмах (см. Рис.2).


Рис.2 Изображения двух птиц-душ на колоннах средневековых христианских храмов

Слева две птицы держат клювами стебли одного растения, стебли образуют форму сердца, на конце стеблей между птицами висит плод.
Душа в теле человека живет в его сердце, две птицы показывают, что две души живут в одном теле. Зрелый плод показывает завершение.
Дальше две птицы касаются другу друга лапами, слева и справа на углу капители колонны две птицы соединяются головами, показывая соединение двух душ.
Справа в нижней части колонны изображены две птицы на цветущем растении, а наверху расположен ряд птиц с двумя головами.
Внизу показана встреча двух душ на небесах, а наверху ряд птиц показывает повторение соединения двух душ и их рождение в одном теле.
В сценах объединения двух душ часто используется дополнительная символика (см. Рис.3).


Рис.3 Изображения двух птиц-душ вместе с Небожителем

На капители первой колонны изображены пары птиц, на углу шеи двух птиц переплетены, между птицами расположен лик Небожителя с бородой, а выше цветок с 12 лепестками.
Цветок – это образ Солнца, в котором живет двойная душа, 12 лепестков цветка показывают годовое движение Солнца, лик Небожителя без тела служит образом Солнца, показывая, что видимым образом Небожителя является Солнце.
На второй колонне Небожитель с бородой держит двух птиц, около птицы слева сидит лев.
Лев – это образ созвездии Льва, в котором находится Солнце, когда соединяются две души.
Справа на третьей колонне круг, в нем сидит Небожитель с бородой, его две руки подняты, в каждой руке у него топорик. Небожитель сидит на двух львах с крыльями и головой птиц.
Круг – это образ Солнца, он показывает, что небесная душа Небожителя живет в Солнце, два льва с крыльями и головой птицы показывают встречу двух душ во время нахождения Солнца в созвездии Льва. Небожитель двумя топориками как-бы освобождает две души из тела звездного Льва для их последующего рождения в новом теле на небесах.
В старых храмах две птицы-души часто изображены вместе со львами (см. Рис.4).


Рис.4 Сцена встречи двух птиц-душ в созвездии Льва на колоннах средневековых храмов

Слева на углу две птицы опустили клювы в сосуд, выходящий из общей головы двух львов.
Два тела с общей головой показывают слияние двоих в одно целое, две птицы показывают, что соединяются две души в созвездии Льва.
Далее на панели изображены две птицы, а над ними два льва с крыльями и головой птицы, львы держат лапами сосуд с растением и касаются птичьими клювами цветка или плода.
Эта сцена показывает подъем двух душ на небеса, соединение двух душ в созвездии Льва, цветок или плод показывает завершение слияния двух душ.
Справа на вершине колоны расположены через одного львы и птицы, они показывают начало возрождения душ в созвездии Льва.
Далее перейдем к описанию символики возрождения в виде льва.

Лев как символ начала возрождения

Лев показывает начало возрождения земной и небесной души в созвездии Льва (см. Рис.5).


Рис.5 Два льва показывают соединение двух душ в созвездии Льва

Слева пара львов и лик Небожителя, на сторонах колонны пары львов соединены лентой, при этом на углу колонны львы соединены головами, а между ними лик Небожителя, хвосты львов сходятся у него во рту, показывая соединение двух частей души Небожителя. Передние лапы львов образуют форму сердца, показывая, что в нем будет жить душа, у каждой лапы 4 когтя, но соприкасаются только 3, вокруг головы Небожителя расположены лепестки таким образом, что ниже львиных хвостов их 3, а выше хвостов их 11, всего 14.
Все эти числа имеют отношение к возрождению души и будут объяснены при описании третьей колонны, где находится очень большой набор числовой символики.
Далее на полуколонне два льва держат края ткани, причем число провисов составляет 7, по краям полуколонны за телами львов находятся пары цветущих деревьев – эта символика показывает начало возрождения душ с помощью Небожителя в созвездии Льва. В нижней части расположен лик Небожителя, в верхней части полуколонны 14 лепестков. Числа 7 и 14 имеют отношение к возрождению и будут разъяснены далее.
На третьей колонне на каждой стороне капители изображены пары львов таким образом, что на углах львы прижимаются мордами друг к другу.
На стороне капители колонны между двумя львами находится цветок с двумя листьями, с четырьмя лепестками и с семью круглыми семенами внутри.
Ниже львов расположен орнамент в виде лепестков, причем ниже двух львов с растением находятся семь лепестков, а на углу колонны под лапами львов находятся пять лепестков, всего получается двенадцать, а под четырьмя львиными лапами расположено три лепестка. На двух листьях растения расположены кружки таким образом, что после места раздвоения находится 12 кружков, а всего, считая вдоль одного листа до основания, 29 кружков. Наверху капители колонны надо львами идет ломанная линия, образуя цепь из трёх звеньев, а еще выше идет ряд треугольников, если считать без угловых, то их 7, а если считать с угловыми, то их 9.
Простая символика двух львов дополнена очень насыщенной числовой символикой, поясняющей возрождение земной души и небесной души.
Новое рождение двух душ связано не только с положением Солнца, но и с фазами Луны, начало возрождения связано с новолунием, а рождение каждой из двух душ с полнолунием.
Числа 12 и 29 указывают на связь возрождения душ с положением Солнца и фазами Луны, 12 – это солнечный год, а число 29 – это лунный месяц.
Создание тела на небесах занимает 7 лунных месяцев, в первое полнолуние после этого в новом теле рождается земная душа, во второе полнолуние там же рождается небесная душа, треугольник и три звена цепи показывают тройное рождение – нового тела и двух душ.
В ранне-христианских храмах львы часто расположены на входе и встречают входящего, показывая тем самым, что путь к возрождению начинается в созвездии Льва (см. Рис.6).


Рис.6 Львы на входе в средневековые храмы показывают начало возрождения

Помимо двух львов на входе в храмы изображена и другая символика возрождения души, так крылья и голова птицы льва показывают, что птица-душа находится в созвездии Льва. Число колон на входе поясняет соединение двух душ и четыре преобразования на небесах, сплетение колон показывает неразделимость двух душ после их соединения на небесах.
Баран в лапах льва показывает завершение возрождения земной души в созвездии Овна, а бык в лапах льва показывает новое рождение небесной души в созвездии Тельца, вместе они показывают начало и завершение возрождения двух душ на небесах.
В качестве символа возрождения львы используются в погребальной символике (см. Рис.7).


Рис.7 Львы на средневековых саркофагах показывают начало возрождения души

Саркофаг слева стоит на телах каменных львов, на его стенках и крышке изображены львы.
Пары львов в качестве опор саркофага показывают начало возрождения в созвездии Льва, когда две души соединяются в одно целое.
Четыре льва, изображенные на боковой стенке, показывают четыре преобразования в ходе возрождения души на небесах.
На боковой стенке треугольной крышки саркофага изображены три льва, они показывают тройное рождение – две души рождаются в новом небесном теле.
Справа на плоской крышке саркофага скульптурные изображения двух лежащих супругов, ладони их рук соединены вместе, этот жест показывает соединение двух душ на небесах.
В ногах у мужчины находится лев, в ногах у женщины расположена птица.
Птица – это образ души, а лев – это образ созвездия Льва, вместе они показывают начало возрождения души в созвездии Льва.
Рождение соединенной души в новом теле повторяется на небесах и на земле.
Во время обряда крещения небесная душа рождается в теле земного ребенка (см. Рис.8).


Рис.8 Чаши для крещения с львиной символикой возрождения души

Круглая чаша – это образ Солнца, в котором соединились в одно целое возрожденные души, львы в основании чаши показывают, что в созвездии Льва соединяются две души.
Слева между львами лик Небожителя, справа женская и две мужские фигуры показывают рождение двоих в теле одного ребенка.
В созвездии Льва происходит зачатие небесного тела для нового рождения души (см. Рис.9).


Рис.9 Два льва с птицей-душой и новым телом

Слева лев и птица-душа показывают начало возрождения, справа лев и обнаженный человек показывают завершение создания нового тела для души.
Сцены создания нового тела в созвездии Льва отличаются в разных храмах (см. Рис.10).


Рис.10 Сцены создания нового тела в созвездии Льва в разных храмах

Слева на входом в храм изображен лев, из пасти которого выглядывает голова человека, справа еще три сцены создания нового тела в созвездии Льва из разных храмов.
Львиная символика возрождения души на средневековой храмовой утвари (см. Рис.11).


Рис.11 Львиная символика возрождения души в виде храмовой утвари

Слева лев с птицей, псом и человеком показывают последовательность возрождения души, большой размер льва выделяет его, как главный символ, в начале расположена птица-душа, длинная шея которой заменяет хвост льва, ее клюв направлен к затылку головы льва, между клювом и львом находится маленькая голова пса, впереди из пасти льва вылезает человек.
Птица и лев показывают начало возрождения, когда душа поднимается к созвездию Льва, в котором начинается создание нового тела, пес показывает созвездие, где находится душа, пока на небесах создается новое тело.
Дальше сосуд для святой воды сделан в виде льва с крыльями, ногами и головой птицы, что показывает душу в созвездии Льва и начало возрождения на небесах.
Справа подсвечник в виде льва, на котором сидит женская фигура, которая показывает, что зачатие нового тела происходит в созвездии Льва.
Душа выходит из созвездия Льва для последующего рождения в новом теле (см. Рис.12).


Рис.12 Сцены разных храмов показывают, что душа покидает созвездие Льва

Фигура, открывающая пасть льву, выпускает душу из созвездия Льва для нового рождения.
Слева три ниши со львами, внизу лев показывает начало возрождения в созвездии Льва, выше женская фигура служит символом зачатия нового тела для нового рождения души, слева от фигуры со львом крылатый лев с головой птицы показывает начало возрождения в созвездии Льва, а баран показывает рождение в новом теле земной души в созвездии Овна.
Дальше на колонне Небожитель с длинными волосами и бородой открывает пасть льва, из которой появляется новый Небожитель.
Вместе с земной душой на небесах рождается душа Небожителя, который, создавая новое небесное тело, рождает сам себя. На этой же колонне изображена числовая символика возрождения в виде лент с кругами на конце.
Справа на льве сидит молодой Небожитель, он открыл пасть льву, показывая, что душа вышла из созвездия Льва и вошла в своё новое тело.

Пес как символ начала возрождения

После встречи двух душ в созвездии Льва начинается создание нового небесного тела, в это время, пока тело создается, душа живет в созвездии Пса (см. Рис.13).


Рис.13 Изображения пса в ранне-христианских храмах

Слева на колонне две птицы соединены хвостами, у первой птицы слева голова человека, у птицы справа голова пса, над второй птицей расположен лев, он опирается на птицу лапами.
Эта сцена показывает переход души из созвездия Льва в созвездие Пса в ожидании создания небесного тела для нового рождения души.
Дальше большой лев, под ним птицы на колонне, а позади льва пес схватил льва за ногу.
Эта сцена показывает, что души переходят на небесах из созвездия Льва в созвездие Пса.
Справа птица сидит на собаке, клювом птица схватила тело, которое спускается с небес.
Эта сцена показывает, что птица-душа ждет создания небесного тела в созвездии Пса.
Cцена перехода души между созвездиями Льва и Пса в храме Duomo di Modena (см. Рис.14).


Рис.14 Сцена перехода души между созвездиями Льва и Пса

На стене храма изображены два льва, у льва слева голова льва с лицом человека. Головы львов обвивают две змеи, у самих змей переплетены хвосты, у каждой змеи тело в конце раздваивается, на одном конце змеи голова пса, другой конец находится в пасти льва. Змеиный конец с головой пса касается задней части льва.
Эта сцена показывает начало возрождения двух душ на небесах в созвездиях Льва и Пса.
Змея показывает движение, два конца змеи показывают движение души в созвездие Льва и переход души в созвездие Пса. Лицо человека у льва показывает создание нового тела для земной души в созвездиях Льва и Пса.
В храмах символика начала возрождения в созвездии Пса показана по-разному (см. Рис.15).


Рис.15 Символика начала возрождения в созвездии Пса в разных храмах

Слева два льва с головами людей, у львов копыта вместо лап, на каждом льве сидит человек, сам человек голый, но на ногах надета обувь, у человека голова собаки, повернутая назад. Два льва показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва, копыта барана или быка у львов показывают завершение возрождения душ в созвездиях Овна и Тельца.
Головы людей у львов разные, у льва слева голова зрелого человека с большой бородой, у льва справа голова молодого человека без бороды, но с большими волосами, как у первого.
Это два образа Небожителя, слева до начала возрождения, справа – после возрождения душ. Голые тела фигур с головой собаки показывают недавнее рождение нового тела, две фигуры показывают два рождения, голова пса показывает, что новое тело создано в созвездии Пса, обувь на ногах двух голых фигур показывает завершение возрождения двух душ, душе обувь не нужна, у души нет веса, а после рождения в новом теле обувь нужна.
Далее на колонне храма облик Небожителя, обнимающего руками двух псов с крыльями.
Эта сцена показывает участие Небожителя в создании нового тела для двух душ и то, что небесное тело создано в созвездии Пса.
Справа над колонной перекрытия входа в храм изображен пес, на котором сидит птица.
Эта символика показывает, что птица-душа ждет создания нового тела в созвездии Пса.
Во многих храмах изображены просто отдельные символы без сложных сцен (см. Рис.16).


Рис.16 Простая символика начала возрождения в созвездии Пса

Слева пес с крыльями и птичьими лапами показывает, что в созвездии Пса находится душа.
Дальше изображение пса, на которого опирается колонна храма, эта символика показывает, что в созвездии Пса происходит основополагающее событие возрождения души на небесах.
Справа пес расположен в верхней части храма, показывая, что пес находится на небесах, эта символика показывает, что возрождение души происходит в созвездии Пса.

Баран как символ возрождения земной души

После завершения создания нового небесного тела, к нему поднимается душа человека, в истории первого возрождения это произошло в созвездии Овна (см. Рис.17).


Рис.17 Баран – символ завершения возрождения земной души в созвездии Овна

Слева на колонне два льва переплелись длинными телами, на концах тел собачьи головы, правее два барана соединились на углу капители колонны, еще правее два барана с крестом.
Эта символика показывает начало возрождения двух душ в созвездии Льва, продолжение в созвездии Пса и завершение в созвездии Овна, крест показывает четыре преобразования.
На колонне справа лев и пес с крыльями, дальше два барана, на углу капители колонны у баранов общая голова, на стороне колонны у двух баранов общее тело разделено крестом. Над баранами плетение девяти колец, в правой части колонны изображена пара птиц.
Эта символика описывает начало и завершение возрождения земной души на небесах.
В храмах часто показано начало и завершение возрождения души на небесах (см. Рис.18).


Рис.18 Символика начала и завершения возрождения на небесах

Слева лев касается правой лапой головы барана, на льве сидит образ молодого Небожителя, позади у задних ног льва выглядывает голова человека.
Эта сцена показывает начало возрождения в созвездии Льва и завершение в созвездии Овна, голова человека в нижней части показывает, что рождается земная душа.
Дальше на стене храме изображены три основных символа созвездий Льва, Овна и Тельца, и только под бараном изображен человек, лев смотрит в сторону барана и человека.
Эта символика показывает начало возрождения двух душ в созвездии Льва, рождение души человека в созвездии Овна и завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца.
Справа на стене храма изображен крылатый лев с головой барана и человеческим лицом, ниже льва небольшая фигура что-то держит левой рукой.
Эта символика показывает начало, когда душа вошла в созвездие Льва, и завершение, когда душа человека родилась в новом теле в созвездии Овна. Расположенная ниже фигура показывает нового Небожителя или нового человека.
Соединение символов описывает последовательность возрождения на небесах (см. Рис.19).


Рис.19 Соединение символов возрождения в старых храмах

Вверху тройной вход в храм Iglesi de San Isidoro de Leon, в центре проход есть, два по краям заложены камнем, по обе стороны трех арок изображены лев и баран с общим телом.
Символика трех арок показывает две души в одном теле, души могут пройти сквозь стену, два льва-барана показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва и завершение возрождения земной души в созвездии Овна.
Слева крыша храма Iglesia de Santa Maria de Sacos, на коньке пес и баран с общим телом, между ними круг с крестом внутри.
Эта символика показывает связь создания небесного тела в созвездии Пса и рождения души в новом теле в созвездии Овна, круг служит образом Солнца, в нем живут души на небесах, четыре луча креста показывают четыре преобразования в созвезди Пса.
Символика возрождения земной души в созвездии Овна очень разнообразна (см. Рис.20).


Рис.20 Разнообразие символики возрождения в созвездии Овна

Слева два льва касаются лапой барана, справа от них изображен лев с крыльями, головой и перьями птицы, птичьими лапами лев держит два цветка, а клювом своё крыло, при этом шея и крыло льва образуют символ сердца.
Два льва показывают начало возрождения, когда две души соединились в созвездии Льва, баран показывает возрождение земной души в созвездии Овна, два цветка показывают два рождения, а одно сердце показывает, что две души рождаются в одном теле.
Дальше изображение барана и льва, причем на тело льва опирается колонна храма.
Эта символика показывает, что основой возрождения служит событие в созвездии Льва, а завершение возрождения в созвездии Овна зависит от начала в созвездии Льва.
Справа на капители изображены головы баранов, между двумя головами слева сидит птица, между головами справа расположены яйца на конце лепестков.
Эта символика показывает повторение рождения птицы-души в созвездии Овна.

Бык как символ завершения возрождения

В истории первого возрождения завершающим событием стало рождение небесной души, когда Солнце было в созвездии Тельца (см. Рис.21).


Рис.21 Символика завершения возрождения в созвездии Тельца

Слева два быка на входе в храм Basilica Bari Italy, дальше лев с быком у основания лестницы храма Cathedrale de Cagliari, справа голова быка над входом храма Mosteiro de Paco de Sous.
Два быка показывают рождение двух душ и завершение возрождения в созвездии Тельца. Лев с быком показывают начало и завершение возрождения в созвездиях Льва и Тельца.
Справа над входом бык вместе с образом Небожителя показывают возрождение его души, выше расположена символика Луны и Солнца, показывающая связь возрождения души на небесах с положением Солнца и фазами Луны.
Поскольку в созвездии Тельца рождается заново небесная душа Небожителя, в храмах часто изображены сцены, показывающие Небожителя с быками и львами (см. Рис.22).


Рис.22 Сцены с Небожителем и быками показывают его возрождение в созвездии Тельца

Слева на капители колонны храма изображен Небожитель, который держит двух быков.
Сцена с быками показывает завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца и новое рождение Небожителя.
Дальше на капители колонны храма изображен Небожитель, а рядом два крылатых льва с копытами быка, львы касаются копытами тела Небожителя, у львов лица людей, а их грива образует круг с лучами. Небожитель поднял вверх обе руки, он изображен без бороды.
Львы показывают начало возрождения двух душ, когда Солнце было в созвездии Льва, крылья львов показывают, что души уже находятся в созвездии Льва. Копыта быка у львов показывают завершение возрождения душ в созвездии Тельца, одинаковые лица людей у двух львиных голов показывают, что две души родились в одном теле. Две поднятые руки Небожителя показывают подъем двух душ на небеса, а молодой облик – его возрождение.
Справа на капители Небожитель стоит на двух быках, справа и слева от него над быками расположены два льва и два пса. Небожитель поднял руки, в его левой руке рожок, в его правой что-то похожее на палку.
Эта символика основных событий возрождения на небесах в созвездиях Льва, Пса и Тельца.
Символика возрождения в созвездии Тельца очень разнообразна (см. Рис.23).


Рис.23 Разнообразие символики возрождения в созвездии Тельца

Слева на капители колонны храма два льва и голова быка показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва и завершение возрождения в созвездии Тельца.
Далее два образа Небожителя, слева образ старого Небожителя с большой бородой, справа образ нового Небожителя, старый Небожитель держит голову быка, показывая, что новое рождение его души произошло в созвездии Тельца.
Справа на капители колонны изображён облик Небожителя с рогами быка, рога указывают на созвездие Тельца, в котором произошло новое рождение Небожителя.
Ниже образ Небожителя с символикой начала и завершения возрождения (см. Рис.24).


Рис.24 Образ Небожителя с символикой начала и завершения возрождения

Два льва показывают соединение двух душ и начало возрождения в созвездии Льва, души после возрождения живут в Солнце, вместе с небесной душой рождается и новое Солнце, рога быка показывают завершение возрождения в созвездии Тельца.
Символика храмов может выделять рождение Небожителя или нового Солнца (см. Рис.25).


Рис.25 Символика рождения нового образа Небожителя и нового Солнца

Слева символика рождения нового образа Небожителя, справа – рождения нового Солнца.

Своеобразие сцен возрождения на небесах

Сцены возрождения на небесах в храмах выглядят очень своеобразно (см. Рис.26).


Рис.26 Своеобразие сцен возрождения в разных храмах

Слева на колонне храма изображен лев, который накрыл своим телом тела двух человек.
На второй колонне два льва, на каждом сидит человек, при этом одной ногой они в пасти головы льва, расположенной над двумя львами.
На стене третьего храма изображена сцена взвешивания на небесных весах души человека, а под этой сценой изображен лев с двумя голыми людьми, один наполовину в пасти льва.
Эти сцены показывают двойное рождение на небесах и увязывают его с созвездием Льва.
Cцены, показывающие возрождение на небесах, очень разнообразны (см. Рис.27).


Рис.27 Разнообразие сцен возрождения на небесах

Слева на колонне изображены два льва, между львами верхняя часть человека с рогами, выше два больших человека, один с бородой, другой без бороды, они обнимают друг друга.
Эта сцена показывает рождение нового облика Небожителя и возрождение души человека, львы показывают соединение душ в созвездии Льва, рога быка показывают завершение возрождения в созвездии Тельца.
Небесная душа Небожителя получает новое рождение вместе с земной душой, два больших человека – это два образа Небожителя, один старый, другой рожденный заново молодой, объятия показывают их неразделимость.
На второй колонне пары львов соединяются головами, на грани капители голова льва с чем-то похожим на перо, на углах под телами львов изображен человек, который на разных углах капители как-бы поднимается из земли.
Эта сцена показывает соединение двух душ в созвездии Льва, поднимающийся из земли человек показывает подъем души на небеса для рождения в новом теле.
На третьей колонне голый человек с головой льва несет двух человек без половых органов.
Душа Небожителя может родиться в любом теле, но земная душа рождается с тем же полом, человек с головой льва – это Небожитель, он помогает рождению душ в созвездии Льва, голые тела новые, но в них еще не вселились души, поэтому пол пока не определен.
На четвертой колонне изображен человек с бородой, его руки подняты вверх, слева от него сидит обнаженный человек с головой птицы.
Эта сцена показывает новое рождение небесной души, человек с бородой – это Небожитель, его небесная душа рождается заново на небесах в небесном теле вместе с земной душой, две поднятые руки Небожителя показывают подъем двух душ на небеса.
Ниже показаны сцены, где Небожитель ловит душу для нового рождения (см. Рис.28).


Рис.28 Сцены, где Небожитель с луком ловит птицу-душу

Слева на колонне изображен Небожитель с объединенным телом человека и льва или коня, он целится из лука в птицу, сидящую на теле льва или коня.
Эта сцена показывает участие Небожителя в новом рождении душ, птица – это образ души. Тело льва показывает начало возрождения в созвездии Льва, конь служит образом Солнца, в прежние времена показывали движение Солнца с помощью коня или колесницы.
На второй колонне изображены два льва, у льва слева голова человека с бородой, человек целится из лука в голову птицы у льва справа, у этого льва копыта быка. За птичьей головой льва два растения, похожие на рога оленя, у льва справа за головой человека цветок и перо. Под телами львов по девять лепестков, а между львами находится человек без бороды.
Эта сцена показывает участие Небожителя в создание своего нового образа, а также начало и завершение возрождения в созвездиях Льва и Тельца, количество лепестков показывает девять месяцев от начала до завершения возрождения.
На третьей колонне изображена змея с головой птицы, перед ней человек с телом коня целится из лука в птицу, змея и человек-конь соединены извивающейся тройной лентой, которая образует кольцо вокруг передней части человека-коня.
Человек с телом коня – это Небожитель, кольцо вокруг его тела показывает, что это Солнце, змея с головой птицы показывает движение души по небесам, Небожитель ловит душу для её нового рождения на небесах.
Сцены рождения двух душ на небесах в разных храмах (см. Рис.29).


Рис.29 Сцены возрождения двух душ в разных храмах

На двух колоннах слева изображены похожие сцены, на первой львы с головой человека, на второй два льва, над ними изображена голова льва, у которого из пасти выходят два тела.
Лев с головой человека – это образ Небожителя, с его помощью начинается возрождение душ в созвездии Льва, два тела, выходящие из пасти льва показывают рождение двух душ.
На третьей колонне змея с головой быка схватила за ногу льва, за львом и змеёй находится человек, который опустил меч на голову быка, по краям сцены находятся головы двух птиц.
Человек с мечом – это Небожитель, он освобождает душу из созвездия Тельца, две птицы показывают участие в возрождении двух душ, лев и бык показывают начало и завершение возрождения душ в созвездиях Льва и Тельца.
Во многих ранне-христианских храмах рождение показывают женские образы (см. Рис.30).


Рис.30 Женские образы служат символами нового рождения

Слева на колонне изображена сцена, где два образа Небожителя с телом коня или быка показывают новое рождение, справа находится женская фигура с обнаженной грудью и с рыбьим хвостом вместо нижней части тела.
Образ женщины показывает рождение, а рыбий хвост указывает на созвездие Рыб, откуда начинается отсчет до полнолуния, во время которого рождается душа на небесах.
Далее сцена с тремя фигурами, в центре мужчина с бородой в одежде, слева голый мужчина на корточках, справа голая женщина на корточках. В правой части птица и голова человека.
Птица и голова человека – это душа и лик Небожителя, обнаженные мужчина и женщина показывают будущее зачатие нового тела (это самая невинная сцена из тех, что есть).
Справа на колонне женщина с обнаженной грудью, две змеи припали к соскам её груди.
Змеи несут яйца, как и птицы, образ змеи показывают движение души и рождение из яйца, здесь две змеи показывают рождение двух птиц-душ.
В храмах большое разнообразие сцен рождения нового тела на небесах (см. Рис.31).


Рис.31 Разные сцены рождения нового тела на небесах

Слева часть арки входа в храм, на которой изображена женщина, рожающая ребенка.
Эта сцена явно показывает рождение нового тела, а рога быка у ребенка показывают, что это рождение происходит в созвездии Тельца.
Дальше часть арки входа в другой храм, на которой изображены две обнаженные фигуры, слева от них пес с птицей, справа зверь с двумя птицами, головы которых находятся в пасти.
Эта символика показывает душу в созвездии Пса, две фигуры, одна из которых женская, показывают зачатие нового тела, две птицы показывают соединение двух душ.
Слева от пса с птицей видна часть круга Солнца, справа от зверя с двумя птицами сцена, показывающая новорожденного теленка, пьющего молоко, это явное указание на рождение в созвездии Тельца, круг Солнца показывает рождение нового Солнца.
Справа на капители колонны обнаженная фигура с разметанными длинными волосами, слева от нее бык, справа существо с головой человека и рогами быка.
Эта символика показывает рождение нового тела в созвездии Тельца.

Образы животных, поясняющие возрождение

Помимо основной символики в виде птицы-души и созвездий Льва, Пса, Овна и Тельца, в старых храмах использовали в качестве вспомогательной символики образы животных, особенности строения или поведения хорошо поясняют возрождение души на небесах.
Из вспомогательных символов чаще других изображали кабана (см. Рис.32).


Рис.32 Кабан показывает рождение двух душ

Слева пес схватил кабана за шею, дальше два пса держат кабана, справа лев держит кабана.
Лев и пес показывают начало возрождения души, а кабан показывает рождение двоих.
Кабаны весной дважды приносят потомство с интервалом около месяца, это очень похоже на рождение двух душ на небесах, первой рождается земная душа, через месяц – небесная.
Другой символ – это олень, который показывает время возрождения души на небесах.
Это средневековые саркофаги в церкви Святого Георгия, Тюбинген, Германия (см. Рис.33).


Рис.33 Средневековые саркофаги с символикой возрождения

На первом слева саркофаге два льва показывают начало возрождения душ в созвездии Льва, на втором саркофаге изображены два оленя, на третьем саркофаге два барана показывают возрождение земной души в созвездии Овна, на четвертом саркофаге снова два оленя.
У оленей время гона приходится на время зачатия небесного тела для рождения двух душ, время беременности у оленей почти такое же, как у человека, а время рождения оленят приходится на время завершения возрождения в истории первого возрождения души.
Не везде использовался образ оленя, в Египте использовали образ антилопы, время гона у антилоп приходится на время начала создания нового тела, а время вынашивания теленка такое же, как время создания небесного тела, в других местах использовали образ козла, время рождения потомства у этих животных приходится на время рождения двух душ.
Еще один вспомогательный символ возрождения – это образ обезьяны (см. Рис.34).


Рис.34 Обезьяна показывает преобразование небесного тела

Слева обезьяна сидит на собаке, в левой руке обезьяны щит, на щите изображен лев.
Эта символика показывает, что обезьяна связана с событиями в созвездиях Льва и Пса.
Дальше на колонне изображены птица с головой человека и лев, на котором сидит обезьяна.
На следующей колонне изображен лев с головой обезьяны, а рядом – лицо человека.
Справа на стене изображена большая обезьяна, которая держит голого ребенка.
Зачатие небесного тела для земной души происходит в созвездии Льва, тело создается в созвездии Пса и первоначально имеет вид пса, который меняется на человеческий облик.
Это преобразование облика показывает образ обезьяны, в Древнем Египте использовали образ павиана, у которого тело человека, а голова собаки.
Часть вспомогательной символики использовалась редко, например, крокодил (см. Рис.35).


Рис.35 Крокодил – символ зачатия небесного тела без использования полового органа

Слева изображение быка с крыльями, дальше два льва и олень, справа лев с крыльями и головой птицы на крокодиле.
Бык с крыльями показывает, что душа находится в созвездии Тельца и готова к рождению.
Два льва и олень показывают время зачатия и завершение создания тела в созвездии Пса.
Лев с крыльями и головой птицы показывает, что душа находится в созвездии Льва.
Крокодил имеет особенность строения – его половой орган не виден, словно его нет, на самом деле, половой орган крокодила спрятан в заднем проходе и всегда готов к зачатию.
Душа не имеет полового органа и зачатие происходит «непорочно», крокодил показывает, что зачатие небесного тела произошло без использования полового органа.
Еще более редким символом возрождения является бегемот (см. Рис.36).


Рис.36 Бегемот – символ создания нового тела

У бегемотихи большой живот похож на живот беременной женщины, время беременности у бегемотов составляет 8 месяцев, такой же период времени возрождения земной души.
В Древнем Египте было созвездие Бегемотихи, она вынашивала небесное тело для души, ее изображали с крокодилом на спине, показывая зачатие без полового органа.
Изображения бегемота и крокодила – это древне-египетские символы возрождения души, в Европе эти животные были неизвестны, поэтому их образы использовались очень редко.
Еще одним редко используемым символом возрождения является лягушка (см. Рис.37).


Рис.37 Лягушка в храме

Возрождение двух душ на небесах начинается в новолуние, а завершается в полнолуние, поведение лягушек тоже связно с циклами Луны.
Биолог Рейчел Грант в 2005 году изучала саламандр в центральной Италии и «... обратила внимание на то, что в ночь полнолуния повсюду начинают собираться лягушки ... объяснения этому феномену в научной литературе она не нашла и в течение двух лет возвращалась к тому же озеру для дальнейшего наблюдения. Затем она сопоставила свои заметки с данными о брачном поведении лягушек пруда недалеко от Оксфорда, собиравшимися ... на протяжении десяти лет ... были привлечены также данные о земноводных в других уголках земного шара.
Везде лягушки собираются для спаривания в полнолуние ...»
В северной Европе лягушка зимой зарывается в землю и ее жизнедеятельность полностью прекращается, она может полностью промерзать, как камень, ее сердце не бьется, а весной она оживает, что очень похоже на возрождение.
Вспомогательная символика возрождения души встречается намного реже, чем символика созвездий Льва, Овна, Тельца и Пса, с которыми связаны основные события на небесах.
Но один из вспомогательных символов возрождения широко используется и в наши дни, это так называемый «пасхальный заяц».
Само название показывает, что этот символ связан с временем возрождения земной души в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.
Образом души является птица, а рождение птицы происходит из яйца, возрожденные души живут в Солнце, поэтому на праздник Пасхи яйца красят в красный цвет.
В храме Santa María Siones Burgos изображены несколько связанных символов (см. Рис.38).


Рис.38 Символика возрождения в храме Santa María Siones Burgos

Справа внизу образ Небожителя и львиные головы, показывающие начало в созвездии Льва.
Выше на арке сплетение двух кругов показывает соединение двух душ в Солнце.
Далее пес указывает на созвездие Пса, где душа ждет создания нового небесного тела.
Перед псом плетение с 8 петлями, показывают 8 месяцев до рождения земной души.
Дальше заяц, а перед ним яйцо внутри плетения, образованного тремя треугольниками.
Помимо этого внутри арки 7 выступов над кругом с 4 лепестками внутри.
В священной истории, когда встретились две души, в созвездии Льва собрались 7 планет.
Круг служит образом Солнца, 4 лепестка показывают 4 преобразования души на небесах, семь выступов показывают 7 планет или 7 месяцев до начала отсчета двух полнолуний.
После завершения возрождения на небесах создается триединый образ, в новом теле живут две души – земная душа человека и небесная душа Небожителя, при этом Небожитель создал самого себя, он и сын, он и отец, и он чистая душа человека.
В европейских странах зайца увязали с пасхальными яйцами, поскольку время рождения весной первых зайчат приходится на пасхальные праздники.

Заключение

Во всех ранне-христианских храмах изображен одинаковый набор символики возрождения, к ним относятся образ души в виде птицы и указания на созвездия Льва, Пса, Овна и Тельца, а также изображения Солнца и Небожителя.
Более редко изображены вспомогательные символы, поясняющие возрождение на небесах, в виде кабана, оленя, обезьяны и зайца. Еще реже встречается древне-египетская символика возрождения в виде крокодила или бегемота.
Никаких библейских сцен в храмах нет, встречаются пояснения позднего времени к сцене Небожителя с двумя львами, придающие сцене библейский смысл, к таким же сценам, но с быками, птицами или со львами с головой птицы подписей нет, что сразу выдает подлог позднего времени в попытке подменить смысл символики возрождения.