Смысл символики ранне-христианских храмов

Смысл символики ранне-христианских храмов
В.А. Никонов

Аннотация

Символика ранне-христианских храмов разительно отличается от храмов нового времени, объяснить её смысл сценами из Библии невозможно.
Изображения средневековых храмов обычно называют «чудовищами, созданным средневековым образом мысли», не сообщая, что большинство «чудовищ» обычные животные.
Во всех старых храмах одинаковый набор животных и похожие сцены, следовательно, эти изображения несут определённый смысл, который был понятен предыдущим поколениям людей.
В данной работе показано, что в старых храмах изображена символика возрождения души, описывающая события в ходе возрождения на небесах.

Содержание

Представления о новом рождении души человека на небесах после смерти земного тела сложились в глубокой древности, это показывает символика возрождения в захоронениях, которая оставалась неизменной вплоть до нового времени.
В наше время представления о возрождении души сохранились, но как общая мысль, без подробного описания, как именно это происходит.
В прежние времена люди знали всю последовательность возрождения души на небесах и показывали ее в виде отдельных событий на памятниках и в храмах.
Для понимания изображений в старых храмах достаточно краткого описания представлений о душе, основных событий возрождения на небесах, и образов, которые их показывают.

Представления о возрождении души

Человек – это соединение тела и души, главной является душа, тело – это только дом души. После смерти тела душа может продолжить жизнь на небесах, для этого ей нужно родиться в небесном теле, но сама земная душа родиться на небесах не может.
На небесах живёт Небожитель, он не имеет определенного образа, но может принять любой, его небесная душа находится в Солнце, Солнце считается видимым образом Небожителя.
Если земная душа чиста, то она может соединиться с небесной душой в одно целое, но прежде ей нужно родиться в небесном теле, поэтому в начале две души встречаются на небесах и принимается решение о чистоте земной души, затем с помощью Небожителя совершается зачатие небесного тела, а когда на небесах завершается его создание, в этом теле рождаются две души – земная и небесная и тогда земная душа получает вечную жизнь на небесах.
На небесах события нового рождения двух душ связаны с положением Солнца в созвездиях, в начале земная душа встречается с небесной душой, когда Солнце находится в созвездии Льва и там совершается зачатие небесного тела.
Души рождаются в небесном теле раздельно, земная душа рождается, когда Солнце находится в созвездии Овна, а небесная душа рождается в том же теле, когда Солнце находится в созвездии Тельца, оба события происходят в полнолуние, следующие одно за другим.
Лев, баран и бык – это самые распространенные символы возрождения, используемые на древних памятниках и в храмах.
До рождения в небесном теле земная душа не может находиться вместе с небесной душой в Солнце, поэтому земная душа поднимается к полярному созвездию Пса и там ждёт своё небесное тело, завершается создание небесного тела, когда Солнце находится в созвездии Рыб, поэтому изображения пса и рыб тоже используются в символике возрождения.
Важным символом возрождения является образ души, которую изображали в виде птицы, потому что птица летает в небесах и может, как и душа, свободно покидать свой дом.
Чтобы лучше передать смысл событий, символы соединяли, так крылья или голова птицы у льва показывают душу в созвездии Льва, а у человека – показывают душу в новом теле.
Иногда для пояснения особенностей возрождения, таких как самозачатие своего тела или раздельное рождение, использовали образы животных и растений с подходящими свойствами.

Символика возрождения в виде птицы

Изображения птицы, крыльев, пера, яйца или гнезда служат символами возрождения души, их можно видеть на памятниках, саркофагах и погребальных изделиях с древних кладбищ.
В ранне-христианских храмах обычно изображены пары птиц, они показывают соединение двух душ – земной души человека и небесной души Небожителя.
Эта сцена изображена в средневековом храме Carlisle Cathedral Scotland (см. Рис.1).


Рис.1 Небожитель с двумя птицами-душами

Небожитель изображен в виде человека с большой головой, лохматой бородой и волосами, это такой образ Солнца, две птицы касаются головы Небожителя – это две части его души, голое тело Небожителя показывает рождение, справа и слева находятся две птицы с головой человека, они соединены ветвями одного дерева, что показывает соединение двух душ.
Изображения двух птиц-душ и построение сцен отличаются в разных храмах (см. Рис.2).


Рис.2 Изображения двух птиц-душ на колоннах средневековых христианских храмов

Слева две птицы держат клювами стебли одного растения, стебли образуют форму сердца, на конце стеблей между птицами висит плод.
Душа в теле человека живёт в его сердце, две птицы показывают, что две души живут в одном теле, зрелый плод показывает завершение.
Дальше две птицы касаются другу друга лапами, слева и справа на углу капители колонны две птицы соединяются головами, показывая соединение двух душ.
Справа в нижней части колонны изображены две птицы на цветущем растении, а наверху расположен ряд птиц с двумя головами, так показано соединение двух душ в одно целое.
В сценах объединения двух душ часто используется дополнительная символика (см. Рис.3).


Рис.3 Изображения двух птиц-душ вместе с Небожителем

На капители первой колонны изображены пары птиц, на углу шеи двух птиц переплетены, между птицами расположен лик Небожителя с бородой, а выше цветок с 12 лепестками.
Цветок – это образ Солнца, в котором живёт двойная душа, 12 лепестков цветка показывают годовое движение Солнца, лик Небожителя без тела служит образом Солнца, показывая, что видимым образом Небожителя является Солнце.
На второй колонне Небожитель с бородой держит двух птиц, около птицы слева сидит лев.
Лев – это образ созвездии Льва, в котором находится Солнце, когда две души встречаются на небесах.
Справа на третьей колонне круг, в нём сидит Небожитель с бородой, его две руки подняты, в каждой руке у него топорик, Небожитель сидит на двух львах с крыльями и головой птиц.
Круг – это образ Солнца, он показывает, что небесная душа Небожителя живёт в Солнце, два льва с крыльями и головой птицы показывают встречу двух душ во время нахождения Солнца в созвездии Льва, Небожитель двумя топориками как-бы освобождает две души из тела звёздного Льва для их последующего рождения на небесах.
В старых храмах две птицы-души часто изображены вместе со львами (см. Рис.4).


Рис.4 Сцена встречи двух птиц-душ в созвездии Льва на колоннах средневековых храмов

Слева на углу две птицы опустили клювы в сосуд, выходящий из общей головы двух львов.
Два тела с общей головой показывают слияние двоих в одно целое, две птицы показывают, что две души соединяются в созвездии Льва.
Далее на панели изображены две птицы, а над ними два льва с крыльями и головой птицы, львы держат лапами сосуд с растением и касаются птичьими клювами цветка или плода.
Эта сцена показывает подъём двух душ на небеса, встречу двух душ в созвездии Льва, цветок или плод показывают зачатие нового тела.
Справа на вершине колоны расположены через одного львы и птицы, они показывают начало возрождения душ в созвездии Льва.
Символика начала возрождения в созвездии Льва очень разнообразна, далее рассмотрим её подробнее.

Лев как символ начала возрождения

Лев показывает начало возрождения земной души и небесной души в созвездии Льва, поэтому часто изображены пары львов (см. Рис.5).


Рис.5 Два льва показывают встречу двух душ в созвездии Льва

Слева пара львов и лик Небожителя, на сторонах колонны пары львов соединены лентой, при этом на углу колонны львы соединены головами, а между ними лик Небожителя, хвосты львов сходятся у него во рту, показывая соединение двух частей души Небожителя. Передние лапы львов образуют форму сердца, показывая, что в души живут в сердце, у каждой лапы 4 когтя, но соприкасаются только 3, вокруг головы Небожителя расположены лепестки таким образом, что ниже львиных хвостов их 3, а выше хвостов их 11, всего 14.
Числовая символика поясняет, что все события на небесах происходят в полнолуние, поясняет тройственность рождения нового тела и двух душ в нём и другие особенности.
Далее на полуколонне два льва держат края ткани, причем число провисов составляет 7, по краям полуколонны за телами львов находятся пары цветущих деревьев, пары деревьев поясняют рождение двух душ, а число 7 поясняет семь месяцев создания небесного тела. В нижней части расположен лик Небожителя, в верхней части полуколонны 14 лепестков указывают на время полнолуния.
На третьей колонне на каждой стороне капители изображены пары львов таким образом, что на углах львы прижимаются мордами друг к другу.
На стороне капители колонны между двумя львами находится цветок с двумя листьями, с четырьмя лепестками и с семью круглыми семенами внутри.
Ниже львов расположен орнамент в виде лепестков, причем ниже двух львов с растением находятся 7 лепестков, а на углу колонны под лапами львов находятся 5 лепестков, всего получается 12, а под четырьмя львиными лапами расположено 3 лепестка. На двух листьях растения расположены кружки таким образом, что после места раздвоения находится 12 кружков, а всего, считая вдоль одного листа до основания, 29 кружков. Наверху капители колонны надо львами идет ломанная линия, образуя цепь из трёх звеньев, а еще выше идет ряд треугольников, если считать без угловых, то их 7, а если считать с угловыми, то их 9.
Простая символика двух львов дополнена очень насыщенной числовой символикой, поясняющей возрождение земной души и небесной души.
Новое рождение двух душ связано не только с положением Солнца, но и с фазами Луны, все события на небесах происходят между новолунием и полнолунием.
Числа 12 и 29 указывают на связь возрождения душ с положением Солнца и фазами Луны, 12 – это солнечный год, а число 29 – это лунный месяц.
Создание тела на небесах занимает 7 лунных месяцев, в первое полнолуние после этого в новом теле рождается земная душа, во второе полнолуние там же рождается небесная душа, треугольник и три звена цепи показывают тройное рождение – нового тела и двух душ.
Во многих храмах львы расположены на входе, показывая тем самым, что путь к возрождению начинается в созвездии Льва (см. Рис.6).


Рис.6 Львы на входе в средневековые храмы показывают начало возрождения

Помимо двух львов на входе в храмы изображена и другая символика возрождения души, так крылья и голова птицы льва показывают, что птица-душа находится в созвездии Льва. Два набора колон на входе поясняют соединение двух душ, а всего в двух наборах 8 колон поясняет число месяцев до возрождения земной души.
Баран в лапах льва показывает завершение возрождения земной души в созвездии Овна, а бык в лапах льва показывает новое рождение небесной души в созвездии Тельца, вместе они показывают начало и завершение возрождения двух душ на небесах.
В качестве символа возрождения львы изображали в гробницах и на гробах (см. Рис.7).


Рис.7 Львы на средневековых саркофагах показывают начало возрождения души

Саркофаг слева стоит на телах каменных львов, на его стенках и на крышке изображены львы.
Пары львов в качестве опор саркофага показывают начало возрождения в созвездии Льва, когда две души встречаются на небесах для зачатия небесного тела.
На боковой стенке треугольной крышки саркофага изображены три льва, они показывают тройное рождение – две души рождаются в новом небесном теле.
Справа на плоской крышке саркофага скульптурные изображения двух лежащих супругов, ладони их рук соединены вместе, этот жест показывает соединение двух душ на небесах.
В ногах у мужчины находится лев, в ногах у женщины расположена птица, птица – это образ души, а лев – это образ созвездия Льва, вместе они показывают начало возрождения души в созвездии Льва.
Рождение соединённой души в новом теле повторяется на небесах и на земле.
Во время обряда крещения небесная душа рождается в теле земного ребёнка (см. Рис.8).


Рис.8 Чаши для крещения с львиной символикой возрождения души

Круглая чаша – это образ Солнца, в котором соединились в одно целое возрожденные души, львы в основании чаши показывают, что в созвездии Льва соединяются две души.
Слева между львами лик Небожителя, справа женская и две мужские фигуры показывают рождение двоих в теле одного ребенка.
В созвездии Льва зачатие небесного тела совершает душа, это показано в сцене ниже (см. Рис.9).


Рис.9 Два льва с птицей-душой и новым телом

Слева лев и птица-душа, а справа лев и голый человек, эта сцена показывает, что птица-душа совершила зачатие своего нового тела в созвездии Льва.
Построение сцен отличается в разных храмах (см. Рис.10).


Рис.10 Разнообразие сцен в храмах

Слева на входом в храм изображён лев, из пасти которого появляется голова человека, это новое тело рождается на небесах, лев показывает, что создание тела началось в созвездии Льва.
Дальше лев с маленьким человеком на лапах, при этом человек прижимается ко льву, как ребёнок к матери.
Дальше голый человек появляется из пасти двух соединённых львов, так показана связь рождения нового тела с созвездием Льва.
Справа лев передними лапами вытаскивает из своей пасти голого человека, эта сцена показывает, что лев помог рождению небесного тела.
Звёздная символика возрождения изображена не только на стенах храмов, но и на средневековой храмовой утвари (см. Рис.11).


Рис.11 Храмовая утварь

Слева изделие в виде льва, из пасти которого вылезает человек, вместо хвоста у льва шея птицы, голова птицы расположена у головы льва, птица держит в клюве голову пса, птица – это образ души, пёс показывает, что душа находится в созвездии Пса, человек – это образ нового тела, его появление из пасти льва показывает, что создание тела началось в созвездии Льва.
Следующее изделие сделано в виде льва с головой и крыльями птицы, птица – это образ души, лев – это образ созвездия Льва, вместе они показывают, что душа вошла в созвездие Льва и возрождение началось.
Справа подсвечник в виде льва, на котором сидит женщина, она держит левой рукой чашу с огнём, левая сторона указывает на земную душу, огонь свечи позволяет душе войти в огненное Солнце, где живёт небесная душа, лев показывает начало возрождения души в созвездии Льва.
В разных храмах повторяется сцена, где мужчина или женщина открывает пасть льву (см. Рис.12).


Рис.12 Сцена открытия пасти льва

Человек, открывающий пасть льву, – это образ Небожителя, его небесная душа рождается вместе с земной душой и Небожитель тоже рождается снова на небесах, в сцене со львом Небожитель выпускает своё новое тело, которое было зачато в созвездии Льва.
Небожитель принимает образ возрождаемого на небесах человека, это может быть и мужчина и женщина, и хотя Небожитель мужчина, поскольку он совершает зачатие, но он может принять и образ женщины, слева в нише храма женщина открывает пасть льву, за её спиной в другой нише крылатый лев с головой птицы держит барана, птица служит образом души, лев показывает начало возрождения в созвездии Льва, а баран показывает рождение земной души в небесном теле в созвездии Овна.
Далее перейдём к образу созвездия Пса в средневековых храмах.

Пёс как символ возрождения

После встречи двух душ в созвездии Льва начинается создание нового небесного тела, в это время, пока тело создаётся, душа живёт в созвездии Пса (см. Рис.13).


Рис.13 Изображения пса в христианских храмах

Слева на колонне две птицы соединены хвостами, у первой птицы слева голова человека с длинными волосами, у птицы справа голова пса, над второй птицей расположен лев, он держит эту птицу лапами.
Птица с головой человека – это образ души Небожителя, птица с головой пса – это образ земной души в созвездии Пса, лев, который держит птицу, показывает, что земная душа перешла из созвездия Льва в созвездие Пса.
На следующей колонне большой лев, под ним находятся птицы, а позади льва находится пёс, он схватил льва за правую ногу, в этой сцене пёс требует создания нового небесного тела для птицы-души.
На колонне справа птица сидит на собаке, клювом птица схватила левую руку человека, который опускается с небес вниз головой, эта сцена показывает, что птица-душа находилась в созвездии Пса в ожидании создания небесного тела, теперь оно создано и птица-душа хочет заполучить его, левая рука показывает, что это земная душа.
Чтобы передать развитие событий, в храмах соединяли вместе несколько образов (см. Рис.14).


Рис.14 Плита в храме Duomo di Modena

На плите храма изображены два льва, у льва слева голова льва с лицом человека, головы обоих львов обвивают две змеи, у самих змей переплетены хвосты, у каждой змеи тело на конце раздваивается, одна часть – голова пса, другая часть находится в пасти льва, подразумевается, что там птица, змеиный хвост выходит слева из правой лапы льва с лицом человека, а справа – из левой лапы другого льва.
Правая лапа указывает на небесную душу, левая лапа указывает на земную душу, в созвездии Льва встречаются две души, одна душа – это небесная душа Небожителя, его передаёт лев с лицом человека, вторая душа – это земная душа, она ещё не получила своё тело, поэтому у второго льва морда льва, змея в символике возрождения несёт яйцо птицы-души на небеса, две змеи принесли в созвездие Льва два яйца для рождения двух душ, тело создаётся для земной души, поэтому пёс вцепился в заднюю часть второго льва, чтобы душа из созвездия Льва поспешила в созвездие Пса.
Ниже показаны сцены из разных храмов с указанием на созвездие Пса (см. Рис.15).


Рис.15 Символика начала возрождения в созвездии Пса в разных храмах

Слева два льва с головами людей, у львов копыта вместо лап, на каждом льве сидит человек, сам человек голый, но на ногах надета обувь, у человека голова собаки, повернутая назад. Два льва показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва, копыта барана или быка у львов показывают завершение возрождения душ в созвездиях Овна и Тельца.
Головы людей у львов разные, у льва слева голова старого человека с большой бородой, у льва справа голова молодого человека без бороды с длинными волнистыми волосами – это два образа Небожителя, слева до начала возрождения, справа – после возрождения душ.
Голый человек с головой собаки – это новое небесное тело, голова пса показывает, что душа, которая родилась в новом теле, ждала его создания в созвездии Пса, обувь на ногах показывает завершение возрождения, только тогда у человека появляется вес.
На следующей колонне изображён Небожитель, который обнимает руками двух птиц с головами собаки, эта сцена показывает, что Небожитель помогает соединению двух птиц-душ, а псы показывают, что души будут ждать завершения создания небесного тела в созвездии Пса.
Справа над колонной перекрытия входа в храм изображён пёс, на котором сидит птица, птица – это образ души, пёс показывает, что душа ждёт создания нового тела в созвездии Пса.
Как и образы других созвездий, с которыми связаны события возрождения на небесах, образ созвездия Пса чаще расположен в верхней части, что показывает, что это звёздный пёс, но иногда изображение пса встречается внизу (см. Рис.16).


Рис.16 Расположение псов в разных храмах

Слева пёс с крыльями и птичьими лапами расположен в верхней части храма, его крылья и птичьи лапы показывают, что в созвездии Пса находится птица-душа.
Следующий пёс находится внизу, на него опирается колонна храма, эта символика показывает, что в созвездии Пса происходит основополагающее событие возрождения души на небесах.
Пёс справа расположен снаружи храма в верхней его части, такое расположение показывает, что связанное с псом событие происходит на небесах.
Далее перейдём к образу созвездия Рыб в средневековых храмах.

Образ созвездия Рыб

Завершается создание небесного тела, когда Солнце находится в созвездии Рыб, поэтому в храмах встречаются как отдельные изображения рыб, так и сцены рождения нового тела в созвездии Рыб (см. Рис.17).


Рис.17 Тело рождено в созвездии Рыб

Сцена показывает новорожденного человека с хвостом рыбы, левой рукой он держит свою птицу-душу, позади два больших рыбьих хвоста показывают, что рождение произошло в созвездии Рыб, левая рука указывает на земную душу.
Ниже показаны сцены, показывающие рождение в созвездии Рыб, в разных храмах (см. Рис.18).


Рис.18 Символика созвездия Рыб

На колонне храма слева изображена голая женщина с двумя рыбьими хвостами, слева от неё сидит её птица-душа, левая сторона указывает на земную душу.
По краям второй колонны два образа Небожителя – старого с бородой и молодого без бороды, у обоих рыбьи хвосты, под ними изображена большая голова быка, рыбьи хвосты указывают на созвездие Рыб, Небожитель рождается в том же теле, что и земная душа, и его образ обновляется, это и показывают старый и молодой образы Небожителя, завершается преобразование Небожителя в созвездии Тельца, это показывает голова быка.
На третьей колонне женщина кормит левой грудью ребёнка с хвостом рыбы, сам ребёнок держит рыбу в правой руке, левая сторона указывает на рождение тела для земной души, рыбы показывают рождение тела в созвездии Рыб.
В храмах часто используется объединённая звёздная символика, это позволяет показать несколько событий.


Рис.19 Соединение звёздной символики

В храме в основании колонны изображены рыбо-пёс и рыбо-лев, в созвездии Льва происходит зачатие душой небесного тела, в созвездии Пса душа ждёт завершения создания тела, а завершается создание небесного тела в созвездии Рыб, соединение тел показывает три события в начале возрождения на небесах.
Далее перейдём к описанию символики завершения возрождения в старых храмах.

Баран как символ возрождения земной души

Рождение небесного тела в созвездии Рыб происходит в полнолуние, а в следующее полнолуние Солнце переходит в созвездие Овна и там происходит рождение земной души в небесном теле (см. Рис.20).


Рис.20 Баран – образ созвездия Овна

Слева на колонне два крылатых льва переплелись длинными телами, на концах тел собачьи головы, правее два барана соединились на углу капители колонны, еще правее два барана с крестом, это равносторонний крест, он показывает соединение земного и небесного, левого и правого при возрождении.
Образ льва показывает начало возрождения души на небесах в созвездии Льва, там происходит зачатие душой своего небесного тела, крылья у львов показывают, что две души находятся в созвездии Льва, образ пса показывает, где находится земная душа на небесах до завершения создания небесного тела, баран показывает рождение земной души в созвездии Овна.
На следующей колонне слева изображён лев, над ним пёс с крыльями, дальше два барана, между ними равносторонний крест, справа от баранов пара птиц.
Слева показано начало возрождения двух душ, справа завершение возрождения земной души, после рождения земной души она соединяется с небесной душой в одно целое, что показывают бараны с общей головой.
В храмах, конечно, есть и отдельные изображения баранов, но для нас более важны сцены, которые показывают развитие событий (см. Рис.21).


Рис.21 Сцены с образом созвездия Овна

Слева Небожитель открывает пасть льву, сам лев держит правой лапой голову барана, эта сцена показывает развитие событий от созвездия Льва к созвездию Овна.
Дальше на стене храме изображены лев, баран и большой бык и только под бараном изображён человек, лев смотрит в сторону барана, здесь показано начало в созвездии Льва, рождение земной души в созвездии Овна, завершение возрождения в созвездии Тельца выделено большим размером быка.
Справа на стене храма изображён крылатый лев с головой барана и человеческим лицом, это соединение показывает начало, когда земная душа вошла в созвездие Льва, и завершение, когда душа человека родилась в новом теле в созвездии Овна, крылья птицы показывают душу.
В христианских храмах использовали соединение тел льва и барана и другие сочетания (см. Рис.22).


Рис.22 Соединённая символика

Сверху фотография входа в храм Iglesi de San Isidoro de Leon, в центре открытый проход, два по краям заложены камнем, по обе стороны трёх арок изображены лев и баран с общим телом.
Символика трёх арок показывает триединство Небожителя, открытый вход для него, а две части его души могут пройти сквозь стену, два льва-барана показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва и соединение небесной души и земной души в созвездии Овна.
Внизу фотография крыши храма Iglesia de Santa Maria de Sacos, на коньке пёс и баран с общим телом, над ними круг с равносторонним крестом внутри.
Соединённый образ показывает переход земной души из созвездия Пса в созвездие Овна для рождения души в небесном теле, равносторонний крест показывает соединение земного и небесного, левого и правого, круг служит образом Солнца, в нём живут души на небесах.
Ниже показаны сцены с участием барана в разных храмах (см. Рис.23).


Рис.23 Сцены с бараном в разных храмах

Слева два льва опираются лапами на барана, справа от них изображён лев с крыльями, головой и перьями птицы, птичьими лапами лев держит два цветка, а клювом своё крыло, при этом шея и крыло льва образуют круг.
Два льва показывают встречу двух душ в созвездии Льва, а баран показывает соединение двух душ в созвездии Овна, два цветка показывают два рождения, а круг у льва показывает связь возрождения с Солнцем.
В следующем храме изображены лев и баран, который лежит между лап льва, на тело льва опирается колонна храма.
Эта символика показывает, что в основе возрождения находятся события в созвездиях Льва и Овна.
В следующем храме на капители колонны изображены головы баранов, слева между двумя головами сидит птица-душа, а справа между головами баранов расположен цветок, на вершине которого находятся птичьи яйца.
Образом души служит птица, она рождается из яйца и душа рождается из яйца, образ барана показывает, что рождение души происходит в созвездии Овна.
Далее перейдём к образу созвездия Тельца в средневековых храмах.

Бык как символ завершения возрождения в созвездии Тельца

Завершающим событием возрождения душ на небесах является новое рождение небесной души во время нахождения Солнца в созвездии Тельца и, конечно, изображение быка часто встречается в старых храмах (см. Рис.24).


Рис.24 Изображения быка в храмах

Слева два быка на входе в храм Basilica Bari Italy, дальше лев с быком у основания лестницы храма Cathedrale de Cagliari, справа голова быка над входом храма Mosteiro de Paco de Sous.
Два быка на входе в храм показывают завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца.
Лев с быком показывают начало и завершение возрождения в созвездиях Льва и Тельца.
Справа над входом бык изображён вместе с образом Небожителя, именно небесная душа Небожителя рождается заново в созвездии Тельца, выше расположена символика Луны и Солнца, показывающая связь возрождения на небесах с положением Солнца и фазами Луны.
В ходе возрождения душ на небесах заново рождается и Небожитель, поэтому в храмах часто изображены сцены, где Небожитель вместе со львами в начале возрождения или с быками при завершении возрождения (см. Рис.25).


Рис.25 Небожитель с быками и со львами

Слева на капители колонны храма изображён Небожитель, который держит двух быков, два быка показывают завершение возрождения двух душ в созвездии Тельца и завершение преобразования Небожителя.
На капители колонны другого храма изображён Небожитель, а рядом с ним два крылатых льва с ногами быка, у львов лица людей, а их грива образует круг, Небожитель изображён молодым и с поднятыми вверх руками.
Образом души является птица, лев указывает на созвездие Льва, крылья у двух львов показывают, что две души находятся в созвездии Льва в начале возрождения, завершается возрождение душ в созвездии Тельца, львы с ногами быка показывают начало и завершение возрождения душ на небесах, круглая грива у льва – это образ Солнца, две поднятые руки Небожителя показывают подъём двух душ на небеса, а его молодой облик показывает его возрождение.
Справа на капители третьего храма изображён Небожитель, который стоит на двух быках, справа и слева от него над быками расположены два льва и два пса, Небожитель поднял руки, в его левой руке рожок, в его правой руке что-то похожее на палку.
Лев, пёс и бык указывают на созвездия Льва, Пса и Тельца, с которыми связано возрождение душ на небесах.
Символика возрождения в созвездии Тельца очень разнообразна (см. Рис.26).


Рис.26 Символика возрождения в созвездии Тельца

Слева на капители колонны храма изображены два льва и большая голова быка между ними, львы показывают начало возрождения двух душ в созвездии Льва, а голова быка показывает завершение возрождения душ в созвездии Тельца, большой размер головы быка выделяет это событие, львов двое, а голова быка одна, так показано слияние душ в одно целое.
Далее два образа Небожителя, слева образ старого Небожителя с большой бородой, справа образ нового Небожителя, старый Небожитель держит голову быка, показывая, что его преобразование связано с созвездием Тельца.
Справа на капители колонны изображён облик Небожителя с рогами быка, рога указывают на созвездие Тельца, где совершается преобразование Небожителя.
Ниже фотография плиты с изображением Небожителя вместе с символикой начала и завершения возрождения (см. Рис.27).


Рис.27 Образ Небожителя с символикой начала и завершения возрождения

На плите изображены два льва задом другу к другу, между ними лик Небожителя с рогами быка, хвосты львов находятся во рту Небожителя, так показано, что с помощью Небожителя происходит соединение двух душ, начинается всё в созвездии Льва, там земная душа встречается на небесах с небесной душой Небожителя и с этого начинается его преобразование, а завершается преобразование Небожителя в созвездии Тельца.
Помимо основной символики в виде птицы-души и созвездий Льва, Пса, Рыб, Овна и Тельца, в старых храмах использовали в качестве вспомогательной символики образы животных и растений, чьи особенности хорошо подходят для пояснения возрождения душ на небесах.

Вспомогательная символика

Необходимо сразу сказать, что вспомогательная символика встречается намного реже основной, чаще других встречается кабан (см. Рис.28).


Рис.28 Образ кабана

Слева изображён пёс, который схватил кабана за шею, дальше два пса держат кабана, справа лев держит кабана.
Лев и пёс – это образы созвездий Льва и Пса, с которыми связано начало возрождения двух душ на небесах, две души рождаются на небесах неодновременно, а с разницей в один месяц, кабаны весной дважды приносят потомство с интервалом около месяца, это очень похоже на рождение двух душ на небесах, первой рождается земная душа, через месяц – небесная.
Другой вспомогательный символ – это олень, который показывает период времени возрождения души на небесах.
Это средневековые саркофаги в церкви Святого Георгия, Тюбинген, Германия (см. Рис.29).


Рис.29 Средневековые саркофаги с символикой возрождения

На первом слева саркофаге два льва показывают начало возрождения душ в созвездии Льва, на втором саркофаге изображены два оленя, на третьем саркофаге два барана показывают возрождение земной души в созвездии Овна, на четвёртом саркофаге снова два оленя.
У оленей время гона приходится на время зачатия небесного тела, время беременности у оленей почти такое же, как у человека, а время рождения оленят приходится на время завершения возрождения на небесах.
Ещё один вспомогательный символ возрождения – это образ обезьяны (см. Рис.34).


Рис.30 Образы обезьяны

Слева обезьяна сидит на собаке, в левой руке обезьяны щит, на щите изображён лев.
Дальше на колонне изображены птица с головой человека и лев, на котором сидит обезьяна.
На следующей колонне изображён лев с головой обезьяны, а рядом – лицо человека.
Справа на стене изображена большая обезьяна, которая держит голого ребенка.
Зачатие небесного тела для земной души происходит в созвездии Льва, пока тело создаётся душа находится в созвездии Пса и поэтому человек имеет вид пса, который меняется на человеческий облик, это преобразование показывает обезьяна, в Древнем Египте использовали образ павиана, у которого тело человека, а голова собаки, что очень хорошо соответствует преобразованию облика.
Использование египетских животных в качестве вспомогательной символики в европейских храмах встречается редко (см. Рис.31).


Рис.31 Изображение крокодила в храме

Слева изображён бык с крыльями, дальше два льва и олень, а справа лев с крыльями и головой птицы на крокодиле.
Лев и бык указывают на созвездия Льва и Тельца, в которых начинается и завершается возрождение на небесах.
Лев с крыльями и головой птицы показывает, что птица-душа находится в созвездии Льва и готова к зачатию небесного тела, крокодил поясняет зачатие душой без использования полового органа, здесь использована особенность строения крокодилов, у них половой орган не виден, словно его нет, на самом деле, половой орган крокодила спрятан в заднем проходе и всегда готов к зачатию, а само зачатие происходит очень быстро и незаметно, это похоже на зачатие небесного тела, поэтому египтяне и выбрали образ крокодила для пояснения «непорочности зачатия».
Еще более редким египетским символом возрождения за пределами Египта является бегемот (см. Рис.32).


Рис.32 Бегемот

У бегемотихи большой живот похож на живот беременной женщины, время беременности у бегемотов составляет 7-8 месяцев и столько же времени создаётся небесное тело.
В Древнем Египте было созвездие Бегемотихи, она вынашивала небесное тело для души, её часто изображали с крокодилом на спине, чтобы показать зачатие небесного тела без использования полового органа.
Возрождение двух душ на небесах начинается в новолуние, а завершается в полнолуние, в старых храмах в качестве указания на полнолуние используется образ зайца (см. Рис.33).


Рис.33 Изображение зайца в храме Santa María Siones Burgos

Образ зайца продолжает использоваться и в наши дни, но без понимания смысла, который он несёт, в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия дети разыскивают спрятанное яйцо «пасхального зайца», воспринимая это как игру.

Заключение

Во всех старых христианских храмах одинаковая символика в виде образа Небожителя, птицы-души и образов созвездий Льва, Пса, Рыб, Овна и Тельца, в которых происходят главные события возрождения на небесах.
Изображений библейских сцен в старых храмах нет, это означает, что на время постройки этих храмов Библия ещё не считалась «Священным писанием».