Великая река Нил и священная история Древнего Египта
В.А. Никонов

Аннотация

В данной работе показано, что расположение храмов по течению реки Нил соответствует главным событиям священной истории Древнего Египта.

Содержание

Священная история Древнего Египта – это история возрождения души Осириса, основные события: гибель Осириса и расчленение его тела; поиск и соединение частей тела Исидой; встреча души Осириса с Божественной душой Ра; зачатие на земле Исидой ребёнка Гора и зачатие на небесах звёздного тела; новое рождение души Осириса в звёздном теле; слияние душ Осириса и Ра; рождение души Ра в теле ребёнка-Гора и рождение нового Солнца.
В Древнем Египте ежегодно отмечали основные события священной истории:

… во время ежегодного празднования поминовения Осириса, проводившегося в ноябре … ([1], стр. 72);
Фактически посвящённое Исиде представление, разыгрываемое в ноябре, и праздник благословения корабля,
который отмечался весной, являлись самыми значительными празднествами года … ([1], стр. 74).

Все события священной истории египтяне увязывали с положением Солнца.
Плутарх сообщает, что Осирис погиб, когда Солнце было в созвездии Скорпиона:

… что это случилось …, когда Солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.
Иные же утверждают, что это срок его жизни, а не царствования … ([2], стр. 22).

Начало священной истории происходит в новолуние, во время смерти Осириса наступило солнечное затмение, словно зло творилось и на небесах.

… демон по имени Апоп, который … пытался удержать бога Солнца в заточении в царстве тьмы … ([1], стр. 72).

В это время погасли оба глаза небес: Солнце во время затмения и Луна в новолуние. Небесные события выглядят так, словно Солнце-Ра ужалил небесный скорпион (см.Рис.1).

Скорпион
Рис.1. Скорпион – символ смерти Осириса

Поэтому изображение скорпиона является символом смерти Осириса в Древнем Египте.
Враги расчленили тело Осириса и бросили части в разных местах, чтобы его душа не могла найти свой дом-тело и начать восхождение на небеса.
Исида 9 месяцев разыскивала и собирала вместе части тела Осириса, благодаря её усилиям душа Осириса смогла получить новое рождение, поэтому изображения Исиды являются частью священной символики (см.Рис.2).

Исида
Рис.2. Скорпион с головой Исиды

Скорпион с головой Исиды показывает начало и завершение священной истории. На голове Исиды диск Солнца между рогов быка – эта символика показывает завершающее событие священной истории – рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Пока Исида разыскивала части тела Осириса, Солнце двигалось 9 месяцев по зодиакальным созвездиям и, когда Солнце находилось в созвездии Льва, Исида соединила все части тела, тогда душа Осириса поднялась на небеса и встретилась с Божественной душой (см.Рис.3).

Лев
Рис.3. Символ начала возрождения Осириса

Изображения льва – символа начала возрождения Осириса были очень распространены в Древнем Египте, на входе в древне-египетские храмы ставили по два одинаковых льва, чтобы показать встречу двух душ в созвездии Льва.
Для понимания событий священной истории напомню древне-египетские представления о теле и душе человека. Тело – это дом для души. Душа может свободно покидать свой дом-тело, но всегда к нему возвращается. Душа выглядит как человек, но не имеет отражения и не имеет тени. Душа живёт в сердце человека. Когда наступает смерть тела, душе нужно покинуть свой дом-тело и подняться на небеса для небесного суда, но душа сразу к этому не готова и три дня душа остается на земле. Душа после смерти тела приходит туда, где жил человек, поэтому там закрывают зеркала, чтобы душа не заметила отсутствия своего отражения. Душе нужно помочь выйти из дома, поэтому перед похоронами тело вносят в дом, и душа последний раз соединяется с телом. Вместе с телом душа покидает дом, а затем начинает подниматься на небеса. После похорон в определенные дни проводятся поминки, чтобы помочь душе пройти свой путь на небесах.
Египтяне изображали душу в виде птицы (см.Рис.4).

Птица-душа
Рис.4. Изображение души в виде птицы

Чтобы показать душу Осириса, египтяне изображали его с головой сокола (см.Рис.5).

Душа Осириса

Рис.5. Изображение души Осириса в виде сокола

Время рождения птенцов у средиземноморского сокола совпадает со временем возрождения души Осириса, поэтому эта птица была выбрана для изображения души Осириса.
Необходимо отметить, что в древне-египетском языке был мужской и женский род слов, соответственно, у мужчин – дух, у женщин – душа.
Осирис в своей земной жизни сделал много хорошего, поэтому его дух был святым.

… воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов;
а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю … ([2], стр. 21).

Египтяне считали, что на небесах душу взвешивают на небесных весах, и если человек не совершал злых дел, то его душа окажется чиста, а сердце, где живёт душа, – лёгким.
На небесах оказалось, что дух Осириса по чистоте оказался равен Божественной душе Ра, живущей в Солнце.
Для определения насколько чиста душа её сравнивали с лёгким пером на небесных весах. Поэтому два равных пера являются символом двух равных чистых душ (см.Рис.6).

Два пера
Рис.6. Два пера

Два пера – это символ двух частей единой Божественной души, одна часть – дух Осириса, другая часть – душа Ра. Две чистые души могут соединиться в одно целое, но, чтобы это произошло, духу земного человека Осириса нужно было заново родиться на небесах, а душе небожителя Ра нужно было родиться в теле земного человека.
Чтобы дух Осириса родился заново Исида зачала земного ребёнка для души Ра, а на небесах произошло зачатие звёздного тела для духа Осириса. Небесные и земные события переплелись, когда для двух душ произошло зачатие земного и небесного ребёнка.
Египтяне разделяли понятия земного ребёнка-Гора, которого изображали в виде голого маленького мальчика, и небесного Гора с душой Осириса, которого изображали с головой сокола (см. Рис.5) или в виде сокола (см. Рис.6).
Зачатие произошло, когда Солнце было в созвездии Льва, а через 7 месяцев в созвездии Рыб было завершено создание небесного тела, затем Солнце перешло в созвездие Овна и дух Осириса получил новое рождение в небесном теле (см. Рис.7).

Душа Осириса
Рис.7. Символ нового рождения души Осириса

Египтяне называли нового Осириса Гор-ур – «Гор старший» и считали его недоношенным из-за того, что он родился раньше положенного для ребёнка срока.
Плутарх пишет, что Исида:

… родила среди ранних цветов и побегов недоношенного и недоразвитого Гарпократа.
Поэтому ему приносят начатки взошедшей чечевицы, а день рождения празднуют после весеннего равноденствия … ([2], стр. 75).

Новое рождение души Осириса в небесном теле произошло в полнолуние во время лунного затмения, поэтому в погребальных текстах говорится не только о «старшем Горе», но и о «красноглазом Горе», а также о «слепом Горе» (см. [1], стр. 307).
Все события священной истории связаны с Солнцем, которое согласно древне-египетским представлениям является видимым Божественным образом, а начало и завершение событий связано с Луной, и всегда начало происходит в новолуние, а завершение – в полнолуние.
Священная символика Древнего Египта может выглядеть «загадочной» и разнообразной, но, в действительности, это совмещенная символика (см. Рис.8).

Овен
Рис.8 Символика возрождения души Осириса

Этот лев с головой барана показывает начало возрождения духа Осириса в созвездии Льва, а завершение – в созвездии Овна.
Другой пример совмещенной священной символики – это лев с головой сокола (см. Рис.9).

Лев
Рис.9 Символика возрождения души Осириса

Голова сокола – это душа Осириса, тело льва показывает начало возрождения души, когда Солнце было в созвездии Льва и были собраны части тела Осириса.
После нового рождения души Осириса в звёздном теле священная история продолжается, завершающим событием является рождение ребёнка-Гора и нового Солнца Ра.
Рождение ребёнка-Гора произошло, как и положено, через 9 месяцев после зачатия, когда Солнце находилось в созвездии Тельца (см. Рис.10).

Телец
Рис.10 Бык – символ созвездия Тельца

Две души Осириса и Ра стали неразделимы и вместе вселились в одно небесное тело, на небесах это показывает созвездие Близнецов (см. Рис.11).

Двое
Рис.11 Символика близнецов

Солнце во время своего нового рождения достигло самой высшей точки во время летнего солнцестояния, а Луна достигла наибольшего диска во время полнолуния.
Символом солнцестояния служит поднявшая голову кобра (см. Рис.12).

КобрыКобрыКобры
Рис.12 Символ солнцестояния – кобра с поднятой головой

Змеи, как и птицы рождаются из яиц, в символике возрождения змея несёт яйцо птицы-души на небеса, две кобры с разными головными уборами в виде шапки Ра и колпака Осириса показывают новое рождение душ Ра и Осириса.
В египетских гороскопах змея показывает движение на небесах, во время летнего солнцестояния Солнце расположено высоко и не меняет своего положения, что и показывает кобра, которая стоит на месте и высоко подняла голову.
Тело новорожденного ребёнка-Гора стало домом для новой двойной Божественной души, состоящей из двух равных частей – духа Осириса и души Ра.
Новый Божественный образ стал триединым (см. Рис.13).

Триада
Рис.13 Триада

У мужской фигуры слева на голове символика чистоты двух душ в виде двух перьев, у мужской фигуры посередине на голове бараньи рога – символ возрождения души Осириса в созвездии Овна, на рогах диск Солнца и два пера – символика двух душ, живущих в новом Солнце.
Сидящая слева мужская фигура – это изображение Божественного образа с двойной душой, мужская фигура посередине – это образ Осириса-Гора с двойной душой.
Справа сидит Исида с символом рождения ребёнка-Гора и нового Солнца в созвездии Тельца в виде большого диска Солнца на рогах быка.
Дух земного человека Осириса получил новую жизнь в небесном теле, а душа небожителя Ра родилась на земле в теле ребёнка-Гора.
У ребёнка-Гора половина души – это дух Осириса, поэтому Гор для Исиды является и сыном, и мужем, что было непонятно для переводивших древне-египетские надписи в храмах.
Рассмотрев символику священных событий, перейдем к описанию храмов вдоль Нила.

Великая река египтян

Древний Египет располагался на узкой полосе вдоль реки Нил, который имеет общую протяженность более 6,5 тысяч километров. Нил судоходен почти на всем протяжении и был в древности основным торговым путем, соединявшим южные страны с северными. Египтяне соединили речной путь по Нилу с морским путем по Красному морю, который связывал Древний Египет с Индией, Аравией и Восточной Африкой.
Товары, прибывавшие морским путем, доставлялись караванами к Нилу и очень удобно сплавлялись вниз по реке.
Геродот сообщает об этом следующее:

Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают … плот в виде двери, … и затем берут просверленный камень весом в два таланта.
Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади.
Под напором течения плот быстро движется … камень же … направляет курс судна.
Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов … ([3], стр. 132).

Посредническая торговля приносила огромные доходы, и египтяне могли позволить себе сооружение больших храмов, расположенных вдоль реки Нил (см.Рис.14).

Храмы
Рис.14 Расположение храмов на реке Нил

Одна часть храмов расположена на западном берегу Нила, а другая часть на восточном. Расположение храмов имеет смысловое значение. Храмы Ком-Омбо, Луксора и Карнака находятся на восточном берегу Нила, что связывает их с Солнцем Ра и небесными событиями, а храмы Эдфу, Эсны, Дендеры и Абидоса расположены на западном берегу, что связывает их с земными событиями и с Осирисом.
Храм на острове Филы расположен на острове посреди реки Нил и посвящён Исиде.
Священный путь связывал храмы, расположенные по течению реки, и во время праздника паломники сплавлялись вниз по реке, Геродот сообщает об этом следующее:

… Плывут … женщины и мужчины совместно … У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят.
Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши.
Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу … ([3], стр. 119).

Геродот пишет, что главный праздник в Древнем Египте был посвящён Исиде:

… я имею в виду здесь [культ Исиды], которую они считают величайшей богиней и в честь неё справляют самое главное празднество … ([3], [40]).

Главный храм Исиды имел особое значение и именно отсюда начинался священный путь.
В современном Египте были построены плотины на реке Нил, из-за чего остров Исиды Филы оказался затоплен и его храмы перенесли на новый остров (см.Рис.15).

Остров
Рис.15 Вид на новый остров Филы

В представлении египтян левая сторона связана с земной душой, а правая сторона – с небесной, поэтому храмы на левом западном берегу Нила связаны с земными событиями и с душой Осириса, а правый восточный берег Нила связан с небесной душой Ра, расположение храма Исиды на острове показывает, что здесь переплелось земное с небесным.
Последовательность основных событий священной истории возрождения выстроена следующим образом:

1) гибель Осириса и расчленение его тела;
2) поиск и соединение частей тела Исидой;
3) встреча духа Осириса с Божественной душой;
4) зачатие на земле Исидой ребёнка-Гора и зачатие на небесах звёздного тела;
5) новое рождение духа Осириса в звёздном теле;
6) рождение ребёнка-Гора;
7) новое рождение души небожителя Ра в теле ребёнка-Гора

Посмотрим на символику главного храма на острове Филы (см.Рис.16).

Храм Исиды
Рис.16 Вход в главный храм острова Филы

Два льва на входе – это символ встречи двух душ, когда Солнце было в созвездии Льва, значит части тела Осириса собраны и его дух встретился с душой Ра.
Слева большая фигура звёздного тела Осириса, сейчас мы называем его созвездие Ориона, новое небесное тело было зачато в созвездии Льва.
Львы и другие священные изображения имеют повреждения, это произошло, когда храм был передан христианам, в новое время христианская церковь решила отказаться от прежней символики возрождения, стараясь скрыть общую священную историю.
Христианство зародилось, как одно из течений древне-египетской религии, это показывает одинаковая священная символика ранних христиан и древних египтян (см. статью автора «О ранне-христианской символике»).
Посмотрим, какая символика храма Исиды сильно раздражала христиан (см.Рис.17).

Символика
Рис.17 Поврежденная священная символика

В зарослях на спине крокодила лежит тело Осириса, выше большой диск Солнца, внутри него находятся две фигуры, слева от диска Солнца стоит большая фигура с троном на голове, по которому можно понять, что это Исида, по древне-египетски её имя писалось с символом трона .
Когда Исида собрала и соединила части тела Осириса, дух Осириса поднялся на небеса, где встретился с душой Ра в диске Солнца, первая от Исиды фигура в диске Солнца поднесла палец ко рту, показывая новорожденного, у второй фигуры на голове колпак Осириса показывает, что это Осирис.
Смысл крокодила, на спине которого лежит тело Осириса, стал ясен в ходе написания этой статьи, оказалось, что это вспомогательная символика, описывающая зачатие без использования полового органа, соответственно, вся сцена показывает непорочное зачатие Исидой земного тела для души небожителя Ра.
Это и хотели скрыть ранние христиане, поэтому так сильно повредили рельеф.
Нам повезло, что они не до конца сбили изображение, которое нам ясно показывает, что храм посвящён первым событиям истории возрождения Осириса – встрече души Осириса с небесной душой Ра и непорочному зачатию Исидой ребёнка-Гора для рождения в нём небесной души.
Следующим по течению реки расположен храм в Ком-Омбо (см.Рис.18).

Храм Ком-Омбо
Рис.18 Храм в Ком-Омбо

Храм очень сильно разрушен, но часть священной символики храма сохранилась.
В этом храме особенно выделено изображение крокодила с диском Солнца (см.Рис.19).

Крокодил
Рис.19 Крокодил в храме Ком-Омбо

Изображение крокодила не связано с небесной символикой, образ крокодила использован из-за особенностей его строения. У крокодила внешне половой орган не виден, словно его нет, на самом деле половой орган крокодила спрятан в заднем проходе, в т.н. клоаке, причем всегда в твердом состоянии. Половой орган при напряжении мышц крокодила выскакивает и оплодотворяет самку очень быстро.
Исида, собирая части тела Осириса, не нашла его половой орган, без которого не могло произойти зачатие. Египтяне, чтобы показать зачатие без полового органа, использовали особенность строения крокодила.
Диск Солнца на голове крокодила показывает, что события связаны с Солнцем Ра – видимым Божественным образом и зачатие произошло с его помощью.
Ниже на разбитом перекрытии показана сцена с главными участниками (см.Рис.20).

Плита
Рис.20 Священная символика храма в Ком-Омбо

По краям на гнёздах сидят две птицы-души с большим диском Солнца. Перед птицей слева на подставке сидит фигура с птичьей головой и диском Солнца на голове, в руках держит крест – символ рождения. Перед птицей на правом краю сидит фигура с головой крокодила и диском Солнца на голове, в руках, как и первая фигура, держит крест – символ рождения. Две фигуры смотрят друг на друга, между ними расположены два картуша, над каждым находится маленький диск Солнца с двумя перьями – символами чистоты двух душ, живущих в диске Солнца.
Символика фигур показывает зачатие живущей в Солнце душой без использования полового органа и участие в этом двух душ-близнецов.
Более подробно это показывают две дополняющие друг друга сцены на другом рельефе храма в Ком-Омбо (см.Рис.21).

Рельеф
Рис.21 Рельеф храма в Ком-Омбо

Слева сидит на троне мужская фигура с головой сокола – это образ души Осириса в новом теле, позади трона стоит Осирис в виде мумии – это образ Осириса до возрождения, на его голове узкий лунный серп под большим диском Луны, эта символика указывает на то, что события происходят от новолуния до полнолуния.
Двойной головной убор на птичьей голове состоит из шапки Ра и колпака Осириса, их соединение показывает объединение земного с небесным.
Справа сидит на троне мужская фигура с головой крокодила – это символика непорочного зачатия нового тела, позади стоит большой ребёнок-Гор с большим диском Солнца над головой, большой ребёнок – это новое тело Осириса, диск Солнца на голове показывает, что создание тела связано с Солнцем Ра.
На голове фигуры с головой крокодила бараньи рога – символ завершения возрождения души Осириса в созвездии Овна, а два пера – это символы чистоты двух равных душ, они показывают соединение душ в созвездии Овна.
На рельефе другого разбитого блока из храма изображены две птицы-души в ладье Солнца и новое небесное тело (см.Рис.22).

Две души
Рис.22 Две птицы-души и небесный Гор

Согнувшаяся женская фигура – это Нут – символ небес, по которому движется диск Солнца, её грудь обнажена, что показывает рождение на небесах.
Выше расположено изображение небесной Исиды, которая двумя руками держит лодку, в ней сидят две птицы-души на стеблях папируса, который показывает время завершения возрождения душ Осириса и Ра, небесная Исида ведёт лодку к пристани, где сидит голый небесный Гор, у Исиды обнажена грудь, что указывает на рождение.
Небесный Гор смотрит на крылатый солнечный диск – это образ нового Солнца, от которого осталась часть левого крыла, эта сцена показывает связь рождения небесного тела с рождением нового Солнца, левое крыло около небесного Гора указывает на рождение земной души.
Рядом с главным храмом в Ком-Омбо расположен сильно разрушенный «Дом рождения», и, несмотря на совершенный в нем погром, сохранившееся изображение ясно показывает, что храм в Ком-Омбо посвящён Божественному зачатию на небесах (см.Рис.23).

Дом рождения
Рис.23 Рельеф на стене Дома рождения в Ком-Омбо

На левом краю стоит большая мужская фигура с поднятой правой рукой, на голове фигуры символика соединения душ в диске Солнца – два пера и маленький диск Солнца. Половой орган фигуры готов к оплодотворению, образ мумии показывает участие в зачатии Осириса.
К мужской фигуре плывет большая лодка, на ней два мальчика и мужчина с коброй – символом рождения нового Солнца на лбу. Над головой мужчины летит птица-душа с большим пером – символом лёгкости души. На лодке перед мужчиной заросли папируса и множество птиц-душ, мужчина протягивает стебель папируса с птицей-душой. На правой части стены показаны разные образы бегемотихи с головой Исиды, львицы или крокодила.
Перед фигурой с телом бегемотихи во всех сценах стоит большой ребёнок-Гор с разной символикой на голове. Среди египетских созвездий есть созвездие бегемотихи, толстый живот которой похож на живот беременной женщины, и с образом этого созвездия египтяне связывали вынашивание небесного ребёнка для духа Осириса, у бегемотов срок беременности 7-8 месяцев совпадает с временем рождения звёздного тела для духа Осириса.
Из рассмотренной символики следует, что храм в Ком-Омбо посвящён четвертому шагу священной истории – зачатию с помощью небожителя Ра звёздного тела для духа Осириса.
Храм на острове Филы и храм Ком-Омбо дополняют друг друга, храм на острове Филы посвящён зачатию Исидой ребёнка-Гора, а храм Ком-Омбо посвящён зачатию небесного тела.
Далее перейдем к следующему храму по течению реки Нил – это огромный храм в Эдфу, который выглядит почти целым (см.Рис.24).

Эдфу
Рис.24 Храм в Эдфу

Три большие фигуры, изображённые на стенах по обе стороны от входа в храм, одинаковы.
Ближе ко входу фигура Исиды с двойным головным убором – символом объединения, перед ней изображён старший Гор с головой птицы-души Осириса и с двойным головным убором.
По краям стен к Исиде и Гору шагает фигура, представляющая древне-египетское созвездие Осириса, мы называет это созвездие Орионом – это образ звёздного тела Осириса. На голове фигуры бараньи рога – символ рождения духа Осириса в небесном теле и соединения душ Осириса и Ра в созвездии Овна, на рогах бутон с диском Солнца наверху и два пера по краям – это символика рождения нового Солнца и чистоты двух душ, живущих в нём. Над высоко поднятой рукой фигуры летит птица-душа.
По обе стороны от входа в храм стоят две скульптуры птиц-душ, между лап птицы слева стоит фигурка человека, у птицы справа двойной головной убор (см.Рис.25).

Вход
Рис.25 Главный вход храма в Эдфу

Фигурка человека показывает, что у одной птицы-души есть дом-тело, а у другой – пока нет.
На всех изображениях на стенах храма старший Гор с головой птицы расположен впереди, значит дух Осириса связан с главным событием, которому посвящён храм.
Дальше во дворе храма перед входом в гипостильный зал стоят ещё две птицы-души, одна из птиц разбита, в самом гипостильном зале полностью выжжены изображения на потолке, а особо значимые рельефы на стенах храма повреждены (см.Рис.26).

Рельеф
Рис.26 Рельефы на стенах храма Эдфу

На нижнем рельефе показано, как две птицы-души едут на львах к фигуре с головой барана, соответственно из созвездия Льва к созвездию Овна. Одна птица-душа имеет тело – это показывает фигура, сидящая на троне, у другой птицы-души тела пока нет.
Две женские фигуры за троном – это две Исиды, одна с головой львицы, другая с диском Солнца на рогах быка, эта символика показывает начало священной истории, когда Солнце было в созвездии Льва, и рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Справа от птиц-душ у первой мужской фигуры на голове рога, бутоны и два пера, у второй мужской фигуры двойной головной убор, за ним женская фигура с двумя большими перьями и диском Солнца на голове. Завершает процессию женская фигура со звездой на голове, видимо, это образ звёздной Исиды.
Выше показана встреча двух птиц-душ, под одной из них два близнеца держат три ростка. Справа две большие мужские фигуры, одна с головой птицы протягивает правую руку к одной из птиц-душ, вторая фигура поливает из двух кувшинов струями из крестов – символов рождения. Слева от птиц-душ сидят 24 фигуры по 8 в трёх рядах, а над ними раскинул крылья солнечный диск, время до возрождения земной души составляет 8 месяцев, три ряда показывают тройственность возрождения на небесах. Слева от 24 фигур стоит большая мужская фигура с диском Солнца над головой, указывая на небожителя Ра.
Сцены с кувшинами – это так называемое «излияние души», когда две души сливаются в одну при возрождении, остальные сцены показывают связь событий с душой Ра.
Ниже показан ещё одно из изображений на стенах храма с образом души небожителя Ра (см.Рис.27).

Птица-душа
Рис.27 Птица-душа Ра

Большая лодка показывает движение Солнца по небесам, на лодке высокая горка, а на ней птица-душа с диском Солнца, впереди ряд маленьких птиц-душ поднимается к носу лодки, здесь символика сбита, но в целом смысл понятен, маленькие души людей плывут вместе с душой Ра по небесам, восемь вёсел в передней части показывают восемь месяцев возрождения земных душ.
Внутри храма Эдфу в одном из внутренних входов изображены дополняющие друг друга сцены с большими фигурами (см.Рис.28).

Рельеф
Рис.28 Рельефы на стенах внутри храма Эдфу

Слева показана встреча духа Осириса с его новым домом-телом, это поясняет колпак с шишаком – головной убор Осириса, справа – встреча Исиды с новым Ра, у него головной убор, напоминающий сиденье, двойной головной убор у духа Осириса в виде колпака Осириса, вставленного в шапку Ра показывает, что внутри души Ра находится дух Осириса.
Диск Солнца на рогах быка на голове Исиды показывает рождение нового Ра из созвездия Тельца.
Рельефы на стенах храма показывают, что для птицы-души создается дом-тело (см.Рис.29).

Ребёнок-Гор
Рис.29 Ребёнок-Гор и птица-душа

Слева Солнце с тремя лучами и столб-хребет Осириса, дальше сидят две женские фигуры, показывая два рождения, у обеих женщин голову обнимает птица-душа, первой слева женщины на голове трон – символ имени Исида, у второй на голове диск Солнца между рогов быка.
Перед ними голый ребёнок протягивает что-то птице-душе – это новое тело для птицы-души.
Дальше стоит баран – символ возрождения духа Осириса в созвездии Овна. Баран отделен чертой от главной сцены, это событие ещё не наступило, но баран показывает, что птица перед ним – это дух Осириса.
Ближе к ребёнку сидит Исида с символикой рождения нового Солнца в созвездии Тельца, это означает, что именно для души Ра предназначено тело ребёнка-Гора.
Прямо перед входом в главный храм в Эдфу находится «Дом рождения» (см.Рис.30).

Дом рожденияРельеф
Рис.30 Рельефы на стенах Дома рождения в Эдфу

На стенах «Дома рождения» изображены различные сцены, рельефы сильно повреждены, но на прорисовке сцены восстановлены, и мы видим рождение двоих (см.Рис.31).

Прорисовка
Рис.31 Прорисовка сцен в Доме рождения в Эдфу

Разная символика на головах Исид поясняет разницу двоих новорожденных мальчиков, последовательно расположенные сцены показывают с чем связаны основные события.
Слева две сцены, где есть фигура с головой барана, которая показывает рождение духа Осириса в созвездии Овна, в сцене наверху на троне сидит фигура с головой сокола, который служит образом птицы-души Осириса, и держит мальчика на коленях, в нижней сцене на троне сидит Исида, у неё диск Солнца между рогов быка показывает рождение нового Ра в созвездии Тельца, она протягивает два креста большому ребёнку.
Далее две сцены, сверху две Исиды с двумя мальчиками разного роста, в сцене наверху мужская фигура с головой ибиса, образ этой птицы поясняет время возрождения духа Осириса и число его преобразований, в нижней сцене два мальчика стоят на столе между женской фигурой и фигурой Осириса с головой барана. Женщина подносит крест одному из мальчиков, никакой символики на её голове нет.
Дальше две сцены, наверху Исида с ребёнком-Гором сидит на троне в зарослях папируса, перед ней на таком же троне сидит мужская фигура с бараньими рогами, на них стоит бутон с дисками Солнца сверху и снизу, по краям бутона два пера, эта символика связывает возрождение духа Осириса с рождением нового Ра. Перед сидящими фигурами стоит мужская фигура с головой собаки и протягивает им большой диск Солнца, на небесах в созвездии Пса земная душа на небесах ждёт завершения создания звёздного тела, это и показывает образ человека-пса.
Нижняя сцена, две Исиды держат на руках по два ребёнка, у первой Исиды на голове колпак земного Осириса, у второй – «солнечная шапка» – головной убор Ра, перед ними стоит женская фигура со звездой на голове, показывая, что рождение происходит на небесах.
Завершающие две сцены, наверху фигура с головой сокола сидит на троне, перед ней стоит большой голый мальчик, дальше стоит мужская фигура с головой ибиса, впереди девять человеко-псов поясняют общее время возрождения двух душ на небесах. В нижней сцене две Исиды с диском Солнца на голове держат на руках мальчиков. У Исиды справа мальчик стоит на её коленях, у второй Исиды с рогами быка мальчик ещё сосет грудь, разные образы мальчиков показывают, что одна из двух душ рождается раньше другой. Перед ними на троне фигура с головой сокола держит на коленях ребёнка, впереди стоит женщина и протягивает ребёнка, сидящего на её левой руке, левая рука указывает на земную душу, голову женщины обнимает птица-душа, а на голове находится символика рождения ребёнка-Гора и нового Ра в созвездии Тельца.
Символика на стенах «Дома рождения» показывает двоих недавно родившихся мальчиков, один – это ребёнок-Гор, другой – это ранее рождённый старший Гор (см.Рис.32).

Два Гора
Рис.32 Два Гора и Исида

Старший ребёнок протягивает что-то в дар сидящей на троне в зарослях папируса Исиде, кормящей грудью маленького ребёнка-Гора. Диск Солнца между рогов быка на голове Исиды показывает, что рождение ребёнка произошло в созвездии Тельца.
Сцены на стенах храмов в Эдфу показывают два рождение и поясняют, что одно рождение произошло раньше другого.
Две птицы-души на входе в храм, одна с телом человека, другая без, показывают, что тело для одной из душ создано, следовательно храм Эдфу посвящён завершению создания небесного тела для духа Осириса, родившегося раньше души Ра.
На прорисовке изображений одного из столбов храма в Эдфу изображена вся история возрождения на небесах (см.Рис.33).

Прорисовка столба
Рис.33 Прорисовка сцен на столбе храма в Эдфу

Необходимо учитывать, что изображения расположены на столбе и первая сцена соединяет фигуры на левом и правом краях плоской картинки.
Фигуры в первой сцене верхней полосы направлены влево, справа налево мужская фигура с головой крокодила, женская фигура с головой льва, дальше кровать в виде льва, на ней лежит тело Осириса и над ним склонилась мужская фигура с головой собаки.
Символика фигур показывает непорочное зачатие Исидой от духа Осириса ребёнка-Гора, которое произошло, когда дух Осириса был в созвездии Льва, затем дух Осириса поднялся к созвездию Пса в ожидании создания небесного тела, это полярное созвездие выглядит так, словно звёздный пёс наматывает время на мировую ось, как на тело Осириса наматывали удерживающие вместе части тела пелены.
С другой стороны от кровати стоит фигура с головой барана, показывая, что дух Осириса получил новое рождение, когда Солнце было в созвездии Овна.
Между фигурами с головой крокодила и головой барана отдельно показана сцена, где на троне сидит фигура с головой сокола, на голове птицы большой диск Солнца, перед троном стоит высокий сосуд, а на нём лежит цветок лотоса, дальше стоит Исида с диском Солнца на рогах быка и птицей-душой на голове.
Эта сцена показывает, что душа из погребального сосуда родилась заново и живёт в Солнце вместе с небесной душой, которая родилась заново в созвездии Тельца, голубой лотос – это водное растение с необычным поведением, цветок лотоса появляется из-под воды и встречает Солнце, это похоже на то, как душа Осириса поднялась в темноте ночи к небесам и соединилась утром с душой Ра.
В нижней полосе самая большая фигура – это Исида, которая сидит на троне.
За спиной Исиды две мужские фигуры, одна с головой пса, другая с головой ибиса, они взвешивают душу на небесных весах, фигура с головой собаки удерживает весы от колебаний, фигура с головой ибиса записывает вес.
Перед Исидой стоит маленькая мужская фигура с головой ибиса, на голове фигуры бараньи рога, бутон с маленьким диском Солнца, по краям бутона два пера и две кобры с дисками Солнца над головой.
Левее стоят лицом к лицу две женщины, показывая два рождения, у одной на голове трон, у другой – подставка, разная символика на их головах показывает разницу двух рождений.
Дальше две большие мужские фигуры как-бы идут друг к другу, у одной голова пса, у другой голова сокола, на голове птицы двойной головной убор в виде колпака Осириса, вставленного в шапку Ра.
Поскольку в нижней полосе нет символики зачатия, а у сидящей на троне Исиды нет ребёнка, значит нижняя полоса описывает события до начала возрождения духа Осириса, пока решение о чистоте духа Осириса ещё не принято.
Далее перейдем к исследованию изображений следующего храма, расположенного ниже по течению реки Нил, – это храм Эсны (см.Рис.34).

Храм Эсны
Рис.34 Храм Эсны

На самом деле в Эсне рядом расположены два храма, большой древне-египетский и малый ранне-христианский.
Ранне-христианский храм был построен в форме яйца и расположен перед главным древне-египетским храмом около его левого входа, что служит указанием на новое рождение земной души, от храма остались только основания колон.
От главного храма Эсны остался внешний гипостильный зал, остальная часть, где находилось святилище, полностью разобрана.
Рассмотрим изображения с большими фигурами на стенах гипостильного зала (см.Рис.35).

Стена
Рис.35 Большие фигуры на стенах гипостильного зала храма Эсны

На стене изображены три большие фигуры: первая слева женская фигура с головой львицы и диском над головой; дальше мужская фигура с головой барана, на голове рога, а на них два пера, диск Солнца и две кобры; справа расположена мужская фигура со львом у ног.
Мужская фигура широко шагает к женской и мужской фигурам слева.
Женская фигура – это образ Исиды, её львиная голова показывает, что именно она собирала части тела Осириса и соединила их вместе, когда Солнце пришло в созвездие Льва.
Фигура с головой барана – это образ Осириса с душой, получившей новое рождение, когда Солнце находилось в созвездии Овна.
Расположенная справа мужская фигура – это образ небесного созвездия Осириса (Ориона) – звёздного тела Осириса, изображение льва у ног показывает, что зачатие небесного тела произошло в созвездии Льва.
Внутри гипостильного зала рельефы хорошо сохранились и, что важно, полностью цела главная священная символика над входом в святилище (см.Рис.36).

Вход
Рис.36 Фигура с головой барана

Над входом изображён большой диск, а в нём мужская фигура с головой барана, над головой рога, а на них диск Солнца, два пера и две кобры.
В полосе ниже большого диска Луны расположен маленький диск Солнца, по обе стороны от диска поднявшая голову кобра и баран.
Ниже и выше диска Луны крылатые диски Солнца – символы возрождённой души Ра.
Большие сцены на стенах храма и символика на входе в Святилище храма Эсны выделяют событие в созвездии Овна, здесь дух Осириса вошёл в своё звёздное тело, следовательно, храм Эсны посвящён новому рождению духа Осириса в звёздном теле.
Далее по течению реки расположен главный храм Амона в Карнаке (см.Рис.37).

Карнак
Рис.37 Главный храм Амона в Карнаке

Общая длина главного храма составляет 350 метров, рядом с ним во дворе ещё несколько храмов меньшего размера. Двор храма огорожен стеной длиной около 2 км с несколькими воротами, от южных ворот «львиная дорога» ведет к другим большим храмам.
Всё это великолепие находилось когда-то внутри самого большого города Древнего Египта, в его великой столице Фивах. Город был разрушен во времена греко-римского правления, а его жители расселены. Все храмы были полностью разрушены, то, что мы видим в наше время, в основном отстроено заново из оставшихся обломков.
Замысел строивших храм Амона поражает, во время празднования корабли с паломниками подплывали прямо к воротам храма по каналу, проложенному от Нила (см.Рис.38 справа).

ФотоРисунок
Рис.38 Путь от реки к воротам храма Амона

На входе в главный храм Амона прибывших на кораблях паломников встречали ряды львов с головой барана, стоящие по обе стороны дороги (см.Рис.39).

Львы
Рис.39 Львы с головой барана на входе в храм Амона

Эта символика показывает возрождение духа Осириса и выделяет два основных события: начало во время расположения Солнца в созвездии Льва и завершение в созвездии Овна.
Мужская фигура, стоящая между передних львиных лап под головой барана, показывает, что у духа Осириса уже есть дом-тело (см.Рис.40).

Фигура
Рис.40 Фигурка человека

Эти расположенные на входе скульптуры сообщают входящим в главный храм Амона, что дух Осириса получил новое рождение в новом теле на небесах.
В самом храме мало что осталось, почти все изображения сбиты или сильно повреждены, на оставшихся рельефах повторяются изображения трёх главных фигур (см.Рис.41).

Рельеф
Рис.41 Рельеф на стене главного храма Амона

На троне сидит фигура с бородкой и в «солнечной шапке», по верху шапки рога, а на них два пера посередине и два по краям. В правой руке фигуры крест – символ рождения, в левой посох, на вершине которого ещё один крест.
Позади трона стоит Исида с двойным головным убором, состоящим из головного убора Осириса и «солнечной шапки», на её голове раскинула крылья птица-душа, у птицы на голове две кобры. Исида в левой руке держит крест, правой рукой касается плеча сидящей перед ней на троне мужской фигуры.
За спиной Исиды стоит замотанная тканью фигура. На голове фигуры символика в виде серпа месяца под большим диском Луны, на лбу находится поднявшая голову кобра, а по краю головы свисает детский локон.
Египетские имена трёх фигур: Амон, Мут и Хонсу, по-египетски Амон – это «скрытый», Мут – это «мать», Хонсу – «небесный путник».
Несомненно, Амон – это скрытый новый Божественный образ, Мут – это мать Гора Исида, Хонсу – это Осирис, дух которого покинул земное тело и заново родился в небесном теле.
В главном храме раньше стояли два больших обелиска, указывая на две души на небесах, на вершине каждого изображена птица-душа в двойном головном уборе, а рядом показана сцена встречи возрождённого на небесах Осириса и небожителя Ра (см.Рис.42 справа).

ОбелискВстреча
Рис.42 Птица-душа Осириса и сцена встречи душ

На рельефе стены рядом с обелиском (см.Рис.42 слева) стоит Осирис-Ра в «солнечной шапке» с символикой двух чистых душ в виде двух больших перьев, за его спиной стоит Исида с такой же символикой в виде двух перьев, вся сцена не видна, потому что, когда в новое время собирали стену, верхние блоки неправильно, они не подходят к рельефам нижней части.
Есть участки стен с почти целыми рельефами, показывающими Осириса-Ра, Исиду с головой львицы и птицу-душу с диском Солнца на голове (см.Рис.43).

Рельеф
Рис.43 Большой рельеф в храме Карнака

Слева изображён образ Осириса-Ра в головном уборе Ра, на нём два больших пера показывают чистоту двух душ, за его спиной коленопреклонённая мужская фигура преподносит Исиде с головой львицы и большим диском Солнца маленькое гнездо с павианом на нём, у мужской фигуры на голове стоят рядом колпак Осириса и шапка Ра, головные уборы показывают, что души Осириса и Ра находятся вместе, павиан показывает близость завершения преобразования небесного тела.
Дальше изображено дерево, перед деревом стоит фигура с головой ибиса, держит правой рукой палочку для письма и записывает на яйце значок в виде картуша и сидящей на гнезде фигуры с диском Солнца на голове, прямо около ствола дерева коленопреклонённая мужская фигура берёт левой рукой яйцо с таким же символом, на дереве немного выше руки с яйцом находится ещё одно такое же яйцо, три яйца показывают три рождения, ибис поясняет время рождения на небесах.
Справа от дерева стоит Исида с головой львицы и большим диском Солнца на голове, Исида держит правой рукой шест с крюком, на нём висит что-то похоже на светильник с двумя гнёздами, внизу в гнезде три креста, вверху две птицы в гнезде, Исида касается левой рукой головного убора стоящей перед ней на коленях фигуры, перед Исидой коленопреклонённая мужская принимает левой рукой что-то похожее на большой картуш, в нём находятся гнёзда с разной символикой, верхние гнёзда такие же как у Исиды, в нижнем гнезде сидит человек с двумя крестами в руках.
На правом краю находится трон, на нём сидит человек-птица с большим диском Солнца на голове, в левой руке у человека-птицы шест с крюком, на котором висит предмет похожий на большой картуш, правой рукой человек-птица касается головного убора стоящей на коленях фигуры.
Головной убор фигуры состоит из рогов, двух кобр с дисками Солнца, двух перьев и бутона с дисками Солнца внизу и наверху, эта символика показывает рождение нового Солнца и связь его с двумя чистыми душами и возрождением духа Осириса в созвездии Овна, то, что Исида и человек-птица оба касаются головного убора показывает, что они связаны с главными событиями возрождения.
Птица – это образ души, большой диск Солнца на голове птицы показывает, что душа находится в Солнце, тело человека показывает, что у души есть тело, Исида с львиной головой и большим диском Солнца показывает, что описание связано с Солнцем и событием в созвездии Льва, а поскольку в созвездии Льва находится начало возрождения, то человек-птица показывает его продолжение, когда у души есть тело и при этом душа живёт в Солнце.
В храме есть любопытное изображение жука-скарабея – символа старого Солнца (см.Рис.44).

СкарабейЖук
Рис.44 Скульптура жука-скарабея в храме Карнака

Жук-скарабей скатывает шары из навоза и откладывает в них яйца, из которых рождаются новые жуки, которые живут и питаются прямо в шаре, пока не вырастут, это похоже на историю с рождением нового Солнца, когда старое Солнце Ра отложил в свой шар яйцо, оно сначала было невидимо, но затем из него родилось новое Солнце – новый небожитель Ра.
В храме жук сидит на высоком основании, перед его лапами изображён крылатый диск Солнца, под ним две кобры, одна в колпаке Осириса, другая в шапке Ра, между ними гнездо, в котором сидит человек с крестом в руках.
Ниже изображён человек с бородкой Осириса, у него на голове двойной головной убор в виде колпака Осириса, вставленного в шапку Ра, а перед ним изображён мужчина, который преподносит два сосуда с двумя душами в них.
Всё это означает, что души Осириса и Ра соединились и новое рождение Осириса привело к тому, что зародилось новое Солнце.
В храме Амона есть изображения священной ладьи, которую несли священнослужители по дороге между храмами (см.Рис.45).

СкарабейЖук
Рис.45 Рельефы со священной ладьей в храме Карнака

На носу и корме ладьи находятся две бараньи головы с большим диском Солнца над головой, эта символика показывает, что дух Осириса родился в небесном теле в созвездии Овна, а сейчас находится в Солнце.
Посередине ладьи стоит домик, разделенный на верхнюю и нижнюю части, наверху сидит на гнезде фигура с головой барана, две фигурки протягивают ему гнёзда с «глазом Гора». По обе стороны от них стоят две крылатые женские фигуры с диском Солнца над головой, в одной руке у фигур перо, в другой руке крест (см.Рис.44 слева).
В нижней части домика сидит на подставке фигура с головой птицы, а над ней диск Солнца, с двух сторон сидят две крылатые женские фигуры с диском Солнца над головой, в каждой руке у них крест. Над сценой занавес с поднявшими голову кобрами, над приоткрытым краем занавеса диск Солнца и рука с крестом, дальше птица-душа с бараньими рогами и тремя бутонами, перед птицей крылатая женская фигура с пером на голове и крестом в руке.
В верхней части домика изображён дух Осириса, получивший новое рождение на небесах, в нижней части домика – птица-душа, которая находится в диске Солнца, а диск Солнца и рука с крестом показывают рождение нового Солнца.
Во время празднования священные ладьи несли из храма Амона по «львиной дороге» к южным воротам храма Мут (см.Рис.46).

БаранЛьвы
Рис.46 Львиная дорога к храму Мут

Храм полностью разрушен, осталась часть стен и множество разбитых изображений Исиды с головой львицы (см.Рис.47).

СкульптурыИсидаИсида
Рис.47 Разбитые скульптуры в храме Мут

По остаткам рельефов можно догадаться, что в храме отмечали рождение двоих (см.Рис.48).

Рельеф
Рис.48 Рельефы в храме Мут

Две сидящие на коленях обнаженные женские фигуры и стоящие перед ними фигуры двух голых мальчиков показывают рождение двоих.
В ходе раскопок в храме нашли почти целую плиту с символикой рождения (см.Рис.49).

Рельеф
Рис.49 Плита из храма Мут

На плите изображено 7 фигур, разделенных столом, слева от стола 5 фигур ребёнка-Гора, справа от стола 2 фигуры: первый – это Бес – изображение старого Ра, а за ним Бегемотиха – образ созвездия, в животе которого на небесах создавалось звёздное тело, 7 фигур показывают 7 месяцев создания небесного тела, на голове Бегемотихи два пера показывают чистоту двух душ, между перьями диск Солнца между рогов быка показывает рождение нового Солнца в созвездии Тельца.
Фигуры сидящих фигур голых ребёнка-Гора соединяются по смыслу попарно, сходясь к центру.
У первой пары из двух крайних фигур на голове одинаковые серп месяца под диском Луны, две голых фигуры показывают рождение двоих, серп месяца с диском Луны показывают, что оба рождения завершаются в полнолуние.
В следующей паре – у ребёнка слева двойной головной убор показывает соединение земного Осириса с небожителем Ра, у ребёнка справа на голове два пера и диск Солнца, они показывают соединение двух чистых душ в диске Солнца.
Ребёнок посередине один, это означает, что теперь двое объединены, на голове ребёнка рога барана показывают завершение возрождения духа Осириса в созвездии Овна, на рогах по краям две кобры с поднятой головой показывают рождение двух душ-близнецов, два пера показывают чистоту двух душ, а три бутона с диском Солнца наверху показывают тройственность рождения, рождение небесного тела и рождение двух душ.
Храм Мут и расположенный южнее храм Амона соединяет «львиная дорога» (см.Рис.50).

ДорогаХрам
Рис.50 Львиная дорога

У всех львов на «львиной дороге» голова человека, эта символика показывает, что создание нового тела для души человека началось в созвездии Льва.
На входе в южный храм Амона сидят две огромные одинаковые мужские фигуры, двойной головной убор на их головах показывает объединение земного и небесного.
Перед храмом раньше стояли два огромных обелиска, указывающих на две души в небесах, остался один, второй перевезен в Париж.
Южный храм Амона, как и остальные храмы, полностью разрушен, священной символики в нем осталось мало, оставшиеся рельефы схожи с теми, что есть в главном храме.
Огромный размер храмов и скульптур показывает, что эти храмы посвящены главным событиям, их последовательность показывает направление течения реки.
Первым при сплаве по реке встречается храм Амона, два огромных обелиска перед храмом указывают на две души на небесах, а две огромные фигуры с с двойным головным убором показывают соединение земного и небесного.
Дальше дорога львов с головой человека ведёт к храму Мут, в самом храме Мут множество изображений Исиды с головой львицы, образы львов показывают начало возрождения в созвездии Льва, в нём на небесах дух Осириса и душа Ра зачали земное тело для небесной души Ра и небесное тело для земного духа Осириса, сохранившаяся в храме символика показывает рождение и соединение двоих.
Дальше по течению огромный храм, символика внутри храма показывает встречу душ Осириса и Ра и зарождение нового Солнца.
Перед главным входом в храм львы с головой барана и телом человека между передних лап показывают начало возрождения духа Осириса в созвездии Льва и рождение его в небесном теле в созвездии Овна, расположение за стенами храма показывает, что это эти события произошли раньше, в самом храме дух Осириса соединяетсяс душой Ра и жук-скарабей – образ старого Солнца откладывает яйцо нового Солнца.
Таким образом, расположенные выше по течению реки храмы Эсны посвящены рождению духа Осириса в небесном теле, а расположенные ниже по течению огромные храмы Карнака и Луксора посвящены соединению духа Осириса и души Ра в диске Солнца и зачатию нового Солнца, разница в размерах храмов показывает, что более значимым является соединение душ Осириса и Ра.
Дух Осириса родился в звёздном теле ночью во время полнолуния, а днём соединился с небесной душой Ра, для пояснения этого египтяне использовали образ голубого лотоса, чей цвет указывал на небеса, а раскрывающийся ночью в полнолуние и встречающий утром Солнце цветок точно описывал события на небесах.
Далее по течению реки Нил расположены большой и малые храмы Дендеры (см.Рис.51).

ХрамыГлавный храм
Рис.51 Храмы Дендеры

По правой стороне от дороги в главный храм Дендеры расположены три «Дома рождения». Сначала был построен первый «Дом рождения» прямо перед входом в главный храм; второй построили ранние христиане; последний римский «Дом рождения» начали строить рядом со стеной ограды храма, но неожиданный погром навсегда остановил там работу.
Храмы Дендеры посвящены рождению ребёнка-Гора и рождению нового Солнца, прямо на главных воротах выделены эти главные события (см.Рис.52).

Ворота
Рис.52 Изображения на опорах и на перекрытии главных ворот

Проходя через ворота паломник вместе с жуком-скарабеем катил старый шар-Солнце, из которого рождалось новое Солнце, и встречал в храме новорожденного ребёнка-Гора.
Сцены с ребёнком-Гором и Исидой изображены на стенах римского «Дома рождения», расположенного прямо за главными воротами (см.Рис.53).

КолоннаПростенки
Рис.53 Рельефы на колоннах и стенах римского «Дома рождения»

Поднявшие голову кобры указывают на высокое положение Солнца во время его нового рождения.
На стенах старого «Дома рождения» изображены такие же сцены (см.Рис.54 слева), а на стенах ранне-христианского «Дома рождения» изображена только символика нового рождения – крест и птица-душа под небосводом (см.Рис.54 справа).

Старый храмХристианский
Рис.54 Изображения на стенах старого и ранне-христианского храмов

Здание главного храма Дендеры внешне простое, но имеет сложное строение внутри (см. статью автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»), вся поверхность стен храма покрыта изображениями и поясняющими текстами.
В центре стены позади главного храма находится большая голова Исиды с символикой рождения нового Солнца из созвездия Тельца, 14 фигур показывают, что событие происходит в полнолуние (см.Рис.55).

Стена
Рис.55 Задняя стена главного храма Дендеры

Из стены выступают две головы льва, показывая начало священной истории – встречу двух душ в созвездии Льва. На опоре под лапами львов изображена сцена, которая показывает развитие событий, показанных в храме Амона (см.Рис.56).

Храм АмонаХрам Дендеры
Рис.56 Рельефы на стенах южного храма Амона (слева) и храма Дендеры (справа)

В храме Амона устанавливают подставку, а в храме Дендеры на ней сидит птица-душа.
Внутри главного храма с помощью сложного строения показана связь Исиды с рождением нового Солнца, во время празднования служители храма проходили определенным путем, показывая события священной истории, вместе с ними две души поднимались на крышу, где в часовне Осириса происходило главное торжество (см.Рис.57).

Две душиНа крыше
Рис.57 Две птицы-души в главном храме Дендеры

В проёме окна (см.Рис.57 слева) изображена сцена встречи двух птиц-душ, на крыше храма показано, как две птицы-души помогают рождению нового Солнца (см.Рис.57 справа).
На стенах часовни подробно показано, как две души участвовали в возрождении Осириса и зачатии новых тел для духа Осириса и души Солнца Ра (см.Рис.58).

Часовня
Рис.58 Изображение зачатия в часовне Осириса

На потолке часовни расположен круг с гороскопом «нового пришествия» с описанием будущего повторения на небесах тех же событий, какие были во время возрождения духа Осириса, этот же гороскоп, но в виде прямоугольника, изображён и на потолке гипостильного зала.
Выходя из часовни, служители храма поднимались ещё выше на крышу гипостильного зала, где и рождалось новое Солнце вместе с ребёнком-Гором (см.Рис.59).

14Диск
Рис.59 Изображения над лестницей на крышу гипостильного зала

На крышу ведут две лестницы: по ступеням лестницы слева поднимаются 14 фигур; справа над ступенями лестницы находится диск Солнца с ребёнком-Гором внутри.
Все события возрождения духа Осириса происходят в полнолуние, в том числе и завершение возрождения на небесах, это и показывают 14 фигур.
Рождение нового Солнца произошло, когда в тело ребёнка-Гора вселилась Божественная душа, это показывает диск Солнца с ребёнком внутри.
На перекрытии над серединой дверного проема над входом в часовню Осириса изображён ряд фигур, который разделен на две части полосой с текстом (см.Рис.60).

Часовня
Рис.60 Рельеф над входом в часовню Осириса

Сцены по обе стороны полосы взаимно дополняют другу друга: слева человек с головой птицы даёт новое рождение сидящему на троне и преподносит ему птицу-душу в гнезде; справа Исида вручает сидящему на троне ребёнка-Гора.
Эти две сцены показывают соединение души с телом ребёнка-Гора.
Изображения в храме подчеркивают связь рождения нового Солнца с Исидой (см.Рис.61).

ДискИсида
Рис.61 Диск Солнца с Исидой внутри

Новое Солнце рождалось из созвездия Тельца, поэтому у изображений Исиды в храме либо диск Солнца между рогов быка, либо она изображена с коровьими ушами.
В храме много изображений коров и непривычных нам сцен родов (см.Рис.62).

ДискИсида
Рис.62 Разбитые скульптуры коров и сцена родов

Рельеф из храма Дендеры, на котором две женские фигуры с головами коров помогают рождению, в настоящее время хранится в Каирском музее (см.Рис.62 справа).
Все храмы Дендеры посвящены завершению священной истории – рождению ребёнка-Гора и рождению в его теле души Ра.
От острова Филы до Дендеры храмы расположены на расстоянии дневного перехода и, при сплаве по реке, паломники видели последовательность событий священной истории:
зачатие земного тела для души небожителя Ра,
зачатие небесного тела для земной души Осириса,
рождение небесного тела,
рождение в небесном теле земной души Осириса,
соединение душ Осириса и Ра и зарождение нового Солнца,
рождение соединённой души Осириса-Ра в теле ребёнка-Гора и рождение нового Солнца.
Паломники плыли вниз по реке, причаливали к берегу у храмов и последовательно праздновали главные события священной истории.
Далее рассмотрим назначение и символику храмов, расположенных около старых кладбищ.

Поминальные храмы

Название храмов связано с тем, что там проводили поминальные службы, и в некоторых древне-египетских храмах сохранились поминальные списки.
Самое большое количество поминальных храмов находится на западном берегу реки Нил около древнего кладбища бывшей египетской столицы Фив.
Расположены храмы прямо напротив храмов Карнака и Луксора, которые находятся на восточном берегу реки (см.Рис.62).

Карта
Рис.62 Поминальные храмы напротив храмов Карнака и Луксора

Точно на одной оси «львиной дороги» ко входу в главный храм Амона расположен храм, построенный по указанию Сети I. Немного южнее находятся ещё три поминальных храма, построенных Ментухотепом II, Тутмосом III и Хатшепсут. Цепочка поминальных храмов разных правителей тянется до места напротив южного храма Амона.
Все храмы древних Фив разрушены, частично восстановлены поминальные храмы Сети I, Хатшепсут и Рамзеса II, наиболее цел храм Рамзеса III в Мединет Хабу.
Все поминальные храмы посвящены Осирису, который предстает либо замотанным в ткань, либо в виде звёздного тела в образе созвездия Осириса (см.Рис.63).

ОсирисОсирисОсирис
Рис.63 Образы Осириса в храме Сети I, Хатшепсут и Рамзеса II

В храме Хатшепсут сохранились изображения Исиды и небесной коровы (см.Рис.64).

Исидакорова
Рис.64 Изображения Исиды и небесной коровы в поминальном храме Хатшепсут

На голове Исиды две кобры – символы двойного рождения во время летнего солнцестояния.
На рельефе справа к небесной корове протянул руку образ Осириса-Ра, две птицы-души сидят под его рукой. У коровы между рогов диск нового Солнца, а на лбу кобра.
Наиболее полно священная символика сохранилась в храме Рамзеса III (см.Рис.65).

Храмдвор
Рис.65 Внешний вид на храм Рамзеса III

На стенах главного входа показана встреча звёздного тела Осириса и птицы-души Ра, живущей в Солнце, у звёздного тела Осириса на голове шапка Ра, она показывает, что Осирис стал одним целым с Ра.
Внутри храма символически показана связь возрождения духа Осириса с созвездием Овна и последующее рождение двоих (см.Рис.66).

Храмдвор
Рис.66 Фигуры с головой барана в храме Рамзеса III

Сцены (см.Рис.66 слева), как это было принято у древних египтян, дополняют друг друга.
Две мужские фигуры с головой барана сидят на троне, на голове у каждого диск Солнца, внутри диска находится поднявшая голову кобра, над ней диск Солнца между рогов быка. Сидящей фигуре слева преподносят сосуд с ростком – символом нового рождения, фигуре справа вручают два сосуда с двумя душами внутри, при слиянии душ они соединяются в неразделимое целое.
Ещё один рельеф (см.Рис.66 справа) показывает, как мужская фигура с головой барана ведет за собой две мужские фигуры с крестами – символами рождения, так показана связь возрождения духа Осириса в созвездии Овна с рождением двух душ в одном общем теле.
Под потолком храма показано новое рождение Божественной души (см.Рис.67).

Сцена
Рис.67 Символика под потолком храма

Божественный образ с двумя чистыми душами дает рождение птице-душе, которая стоит на кобре, она показывает движение души по небесам. Диск Солнца позади птицы-души показывает, что душа находится в диске Солнца, а бык связывает рождение с созвездием Тельца.
Священная символика в храме показывает связь событий священной истории с созвездиями Льва, Овна и Тельца (см.Рис.68).

ЛевОвенТелец
Рис.68 Символика созвездий Льва, Овна и Тельца в храме Рамзеса III

На опоре внутренних ворот храма (см.Рис.68 слева) лев держит перед собой голову барана, показывая начало возрождения духа Осириса в созвездии Льва и завершение возрождения в созвездии Овна.
На следующем рельефе на носу и корме священной ладьи голова барана выделяет возрождение духа Осириса в созвездии Овна, а диск Солнца на голове барана показывает, что дух Осириса находится в Солнце вместе с душой Ра.
На третьем рельефе (см.Рис.68 справа) Исида подводит к Осирису в образе небесного путника четырех быков, указывая на одного из них палкой, показывая таким образом завершение его пути в созвездии Тельца, два высоких пера на голове Исиды показывают чистоту двух возрождённых душ.
Кладбище около Фив было местом захоронения знати и правителей Древнего Египта, но самым значимым было кладбище, расположенное не в столице.
По словам Плутарха:

… в Абидосе чаще всего хоронят богатых и могущественных египтян,
потому что они якобы ищут чести лежать в одной земле с телом Осириса … ([2], стр. 28).

В древне-египетских погребальных тексах Осириса называют владыкой Абидоса:

Слава тебе, о Осирис, Властелин вечности, Царь богов, чьи обличья не считаны, и чьи формы исполнены величия,
… душа Ра и истинное его тело, … Властелин вечности, Владыка Абидоса … ([1], стр. 104).

Место захоронения Осириса посещало очень много паломников, здесь вся земля усыпана множеством разбитых сосудов, которые оставляли вместе с подношением.
При этом посещение кладбища было непростой задачей, от ближайшей к Абидосу Дендеры расстояние около 100 км, это два дневных перехода при сплаве по реке, ещё нужно было добраться до кладбища, которое в Абидосе находится намного дальше от берега реки, чем кладбище в Фивах, в Фивах 2-4 км от берега Нила, а в Абидосе больше 10 км.
При кладбище Абидоса было выстроено в разное время несколько поминальных храмов.
По указанию Сети I был построен самый большой храм и созданы все условия для приёма паломников к могиле Осириса.
Античный историк и географ Страбон сообщает:

Здание замечательной постройки, целиком из камня … в глубине расположен источник,
так что к нему спускаются через вырубленные из одного камня сводчатые подземные ходы, замечательные по величине и архитектуре.
Есть там канал, проведённый к этому месту из большой реки … ([4], [42]).

Чтобы всегда иметь достаточно питьевой воды, рядом с поминальным храмом был создано подземное хранилище воды и проложен туда туннель.
Кроме этого, прямо от реки Нил был проведён канал, чтобы паломники могли вымыться перед посещением могилы Осириса.
В храме были созданы склады для хранения припасов и места для приготовления пищи, а рядом с храмом огорожена большая площадь для проживания большого числа паломников, здесь они готовились к посещению священного места, расположенного в пустыне.
В наши дни основное здание поминального храма Сети I восстановлено (см.Рис.69).

Сцена
Рис.69 Главный вход в поминальный храм Сети I

Число дверей и колонн храма несет смысловое значение. Когда Исида собрала вместе части тела Осириса, все семь планет собрались вместе и символически вошли в семь дверей.
На входе 12 колонн по числу зодиакальных созвездий связывают возрождение Осириса с небесами и зодиакальными созвездиями. Изображения на колоннах поясняют события возрождения духа Осириса и преобразования в ходе возрождения на небесах.
После входа в первом зале изображены сцены с Осирисом, Исидой и старшим Гором (см.Рис.70).

Рельеф1 зал
Рис.70 Изображения на стенах первого гипостильного зала

Из первого зала семь дверей ведут в следующий зал с похожими изображениями на стенах, в конце зала расположены входы в семь комнат, а между ними ниши в стене (см.Рис.71).

Рельеф2 зал
Рис.71 Двери и ниши в конце второго гипостильного зала

Сцены рядом с нишами показывают, как Исида с головой львицы или с головой человека, а с ней Осирис или Осирис-Ра дают новое рождение правителю.
Внутри ниш изображены сцены, где правитель преподносит символические дары Осирису или Осирису-Ра, на потолке каждой ниши изображено синее небо со звездами.
Над каждой нишей изображён крылатый диск Солнца с двумя птицами-душами под ним, эта символика показывает рождение нового Солнца и двух душ, живущих в нём.
.
Самые большие изображения находятся над нишами в верхней части стены (см.Рис.72).

Рельеф2 зал
Рис.72 Изображения над нишами

Сцены показывают правителя на коленях преподносящего разные символы возрождения души, в каждой сцене стоят два трона, на которых сидят Осирис, душа Ра или Осирис-Ра.
Реставраторы раскрасили часть рельефов по своему усмотрению и не всегда правильно.
Нераскрашенные рельефы в храме имеют следующий вид (см.Рис.73).

Рельеф
Рис.73 Нераскрашенный рельеф в храме

Данный рельеф кратко излагает священную историю от начала возрождения души Осириса, когда Исида собрала все части тела Осириса и его дух смог подняться к небесной душе Ра в созвездие Льва и с этого началось возрождение двух душ, а в созвездии Тельца оно завершилось. Дух Осириса оказался чистым как Божественная душа, и они смогли объединиться, когда дух Осириса родился заново в небесном теле, а Божественная душа, благодаря Исиде, получила земное тело, в итоге две души получили новое рождение.
В конце второго гипостильного зала семь комнат, шесть из них не имеют продолжения, третья справа имеет проход во внутренние помещения (см.Рис.74).

План
Рис.74 Помещения за 2-м залом

Семь комнат – это и семь собравшихся вместе планет и семь месяцев создания небесного тела, с одной стороны этого зала три узкие комнаты, за ними скрыта угловая комната, с другой стороны зала квадратная комната и три маленькие, все они несут смысловое значение, связанное с возрождением духа Осириса.
Перед входами в семь комнат находится проход в помещение с двумя узкими комнатами, по-видимому, для хранения священных лодок (см.Рис.75).

Лодки
Рис.75 Изображения священных лодок в храме

Две лодки расположены одна под другой, у верхней лодки на носу и корме птица-душа с диском Солнца на голове, у нижней на носу и корме голова человека в двойном головном уборе, эта символика показывает соединение небесного и земного и жизнь двух птиц-душ в Солнце.
Перед двумя лодками находится большая лодка, на носу и корме большая голова барана с диском Солнца, эта символика показывает возрождение духа Осириса в созвездии Овна, а диск Солнца показывает, что его дух находится в Солнце вместе с душой Ра.
Все сцены, изображённые на стенах помещений, посвящены возрождению духа Осириса и души Ра (см.Рис.76).

ДушаПтицаПтица-душа
Рис.76 Изображения птицы-души в храме

На рельефе слева: птица-душа вылетает из сердца Осириса, у ног и головы Осириса сидят две большие птицы-души, показывая встречу двух душ. У ног тела Осириса стоит фигура с головой птицы, у головы стоит Исида, что она помогла возрождению духа Осириса. Подставка, на которой лежит тело Осириса имеет вид льва, показывая, что началом священной истории является событие в созвездии Льва, под кроватью две кобры с поднятой головой показывают подъём на небеса двух яиц для рождения двух птиц-душ.
Следующий рельеф: на салазках стоит домик, внутри стоит высокая подставка, на которой сидит Божественная птица-душа, у неё двойной головной убор – символ объединения небесного и земного. Перед птицей-душой на опоре находится маленькое изображение птицы-души с диском Солнца за спиной, а ниже находится изображение быка, эта символика показывает рождение души Ра и нового Солнца Ра в созвездии Тельца.
Третий рельеф: домик с окном, внутри домика смотрит в окно Божественная птица-душа, домик накрыт плитой, а на плите находится голова быка, которая показывает связь нового рождения Божественной птицы-души с созвездием Тельца.
В храме Сети I сохранился большой поминальный список умерших царских родственников, которых сочли достойными для поминовения (см.Рис.77).

Список
Рис.77 Поминальный список в храме Сети I

Предполагалось, что поминальные службы помогут душе умершего получить на небесах новое рождение в диске нового Солнца, как это произошло с духом Осириса.
Имена заключены в символические яйца, из которых будет на небесах заново рождена птица-душа (см.Рис.78).

КартушДвоеДискПтицаЖук
Рис.78 Символика рождения души и нового Солнца

Слева показано одно из имён поминального списка в храме Сети I (см.Рис.78 слева) в картуше, который служит образом яйца, из которого рождается птица-душа, справа древне-египетские изделия с символикой возрождения на небесах.
Поместив имя в яйцо-картуш, тем самым желали душе умершего нового рождения.
В целом символика поминального храма Сети I и других поминальных храмов описывает возрождение духа Осириса вместе с душой Ра и рождение нового Солнца.

Заключение

Древне-египетские храмы расположенные вдоль реки Нил на острове Филы и далее по течению в Ком-Омбо, Эдфу, Эсне, в Луксоре и Карнаке и в Дендере посвящены главным событиями священной истории и при сплаве паломников по реке перед их глазами проходили события от начала, когда Исида зачала от духа Осириса ребёнка-Гора, и до завершения, когда она родила ребёнка-Гора и объединённая душа Осириса-Ра родилась в его теле.
Другие храмы, расположенные около больших кладбищ, предназначены для поминовения и не выделяют какое-либо событие священной истории.

Литература

1. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.
2. Исида и Осирис. Москва, 2006. Плутарх.
3. История. Москва, 1999. Геродот.
4. География. Ленинград, 1964. Страбон.