Великая река Нил и священная история Древнего Египта
В.А. Никонов

Аннотация

В данной работе показано, что расположение храмов по течению реки Нил соответствует главным событиям священной истории Древнего Египта.

Содержание

Священная история Древнего Египта – это история возрождения души Осириса, основные события: гибель Осириса и расчленение его тела; поиск и соединение частей тела Исидой; слияние души Осириса с Божественной душой; непорочное зачатие Исидой ребенка Гора; новое рождение души Осириса в звездном теле; рождение ребенка-Гора и нового Солнца.
В Древнем Египте ежегодно отмечали основные события священной истории:

… во время ежегодного празднования поминовения Осириса, проводившегося в ноябре … ([1], стр. 72);
Фактически посвященное Исиде представление, разыгрываемое в ноябре, и праздник благословения корабля,
который отмечался весной, являлись самыми значительными празднествами года … ([1], стр. 74).

Все события священной истории египтяне увязывали с положением Солнца.
Плутарх сообщает, что Осирис погиб, когда Солнце было в созвездии Скорпиона:

… что это случилось …, когда Солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.
Иные же утверждают, что это срок его жизни, а не царствования … ([2], стр. 22).

Начало священной истории происходит в новолуние, во время смерти Осириса наступило солнечное затмение, словно зло творилось и на небесах.

… демон по имени Апоп, который … пытался удержать бога Солнца в заточении в царстве тьмы … ([1], стр. 72).

В это время погасли оба глаза небес: Солнце во время затмения и Луна в новолуние. Небесные события выглядят так, словно Солнце-Ра ужалил небесный скорпион (см.Рис.1).

Скорпион
Рис.1. Скорпион – символ смерти Осириса

Поэтому изображение скорпиона является символом смерти Осириса в Древнем Египте.
Враги расчленили тело Осириса и бросили части в разных местах, чтобы его душа не могла найти свой дом-тело и начать восхождение на небеса.
Исида 9 месяцев разыскивала и собирала вместе части тела Осириса, благодаря ее усилиям душа Осириса смогла получить новое рождение, поэтому изображения Исиды являются частью священной символики (см.Рис.2).

Исида
Рис.2. Скорпион с головой Исиды

Скорпион с головой Исиды показывает начало и завершение священной истории. На голове Исиды диск Солнца между рогов быка – это символика показывает завершающее событие священной истории – рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Пока Исида разыскивала части тела Осириса, Солнце двигалось 9 месяцев по зодиакальным созвездиям и, когда Солнце находилось в созвездии Льва, Исида соединила все части тела, тогда душа Осириса поднялась на небеса и встретилась с Божественной душой (см.Рис.3).

Лев
Рис.3. Символ начала возрождения Осириса

Изображения льва – символа начала возрождения Осириса были очень распространены в Древнем Египте, на входе в древне-египетские храмы ставили по два одинаковых льва, чтобы показать встречу двух душ в созвездии Льва.
Для понимания событий священной истории напомню древне-египетские представления о теле и душе человека. Тело – это дом для души. Душа может свободно покидать свой дом-тело, но всегда к нему возвращается. Душа выглядит как человек, но не имеет отражения и не имеет тени. Душа живет в сердце человека. Когда наступает смерть тела, душе нужно покинуть свой дом-тело и подняться на небеса для небесного суда, но душа сразу к этому не готова и три дня душа остается на земле. Душа после смерти тела приходит туда, где жил человек, поэтому там закрывают зеркала, чтобы душа не заметила отсутствия своего отражения. Душе нужно помочь выйти из дома, поэтому перед похоронами тело вносят в дом, и душа последний раз соединяется с телом. Вместе с телом душа покидает дом, а затем начинает подниматься на небеса. После похорон в определенные дни проводятся поминки, чтобы помочь душе пройти свой путь на небесах.
Египтяне изображали душу в виде птицы (см.Рис.4).

Птица-душа
Рис.4. Изображение души в виде птицы

Чтобы показать душу Осириса, египтяне изображали его с головой птицы (см.Рис.5).

Душа Осириса

Рис.5. Изображение души Осириса в виде птицы

Необходимо отметить, что в древне-египетском языке был мужской и женский род слов, соответственно, у мужчин – дух, у женщин – душа.
Осирис в своей земной жизни сделал много хорошего, поэтому его дух был святым.

… воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов;
а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю … ([2], стр. 21).

Египтяне считали, что на небесах душу взвешивают на небесных весах, и если человек не совершал злых дел, то его душа окажется чиста, а сердце, где живет душа, – легким.
На небесах оказалось, что дух Осириса по чистоте оказался равен Божественной душе.
Для определения насколько чиста душа ее сравнивали с легким пером на небесных весах. Поэтому два равных пера являются символом двух равных чистых душ (см.Рис.6).

Два пера
Рис.6. Два пера

Два пера – это символ двух частей единой Божественной души, одна часть – дух Осириса, другая часть – Божественная душа. Две чистые души могут соединиться в одно целое, но, чтобы это произошло, духу земного человека Осириса нужно заново родиться на небесах, а душе небожителя нужно снова родиться в теле земного человека.
Чтобы дух Осириса родился заново Исида зачала земного ребенка для Божественной души, а на небесах произошло зачатие звездного тела для духа Осириса. Небесные и земные события переплелись, когда для двух душ произошло зачатие земного и небесного ребенка.
Египтяне разделяли понятия земного ребенка-Гора, которого изображали в виде голого маленького мальчика, и небесного Гора с душой Осириса, которого изображали с головой птицы (см. Рис.5) или в виде птицы (см. Рис.6).
Зачатие произошло, когда Солнце было в созвездии Девы, а через 7 месяцев, когда Солнце пришло в созвездие Овна, дух Осириса получил новое рождение на небесах (см. Рис.7).

Душа Осириса
Рис.7. Символ нового рождения души Осириса

Египтяне называли нового Осириса Гор-ур – «Гор старший» и считали его недоношенным из-за того, что он родился раньше положенного для ребенка срока.
Плутарх пишет, что Исида:

… родила среди ранних цветов и побегов недоношенного и недоразвитого Гарпократа.
Поэтому ему приносят начатки взошедшей чечевицы, а день рождения празднуют после весеннего равноденствия … ([2], стр. 75).

Новое рождение души Осириса в небесном теле произошло в полнолуние во время лунного затмения, поэтому в погребальных текстах говорится не только о «старшем Горе», но и о «красноглазом Горе», а также о «слепом Горе» (см. [1], стр. 307).
Все события священной истории связаны с Солнцем, которое согласно древне-египетским представлениям является видимым Божественным образом, а начало и завершение событий связано с Луной, и всегда начало происходит в новолуние, а завершение – в полнолуние.
Священная символика Древнего Египта может выглядеть «загадочной» и разнообразной, но, в действительности, это совмещенная символика (см. Рис.8).

Овен
Рис.8 Символика возрождения души Осириса

Этот лев с головой барана показывает начало возрождения духа Осириса в созвездии Льва, а завершение – в созвездии Овна.
Другой пример совмещенной священной символики – это лев с головой птицы (см. Рис.9).

Лев
Рис.9 Символика возрождения души Осириса

Голова птицы – это душа Осириса, тело льва показывает начало священной истории, когда Солнце было в созвездии Льва и были собраны части тела Осириса.
После нового рождения души Осириса в звездном теле священная история продолжается, завершающим событием является рождение ребенка-Гора и нового Божественного образа.
Рождение ребенка-Гора произошло, как и положено, через 9 месяцев после зачатия, когда Солнце находилось в созвездии Близнецов (см. Рис.10).

Двое
Рис.10 Символика близнецов

Две Исиды – это символика близнецов, у Исиды слева на голове находится большой диск Солнца – символ рождения нового Солнца, у Исиды справа – маленький диск Солнца с двумя частями души в виде двух перьев – это символ новой Божественной души. В обоих случаях диск Солнца расположен на рогах быка.
Рождение нового Солнца в созвездии Близнецов происходило из тела созвездия Тельца, поэтому бык является символом рождения нового Божественного образа (см. Рис.11).

Телец
Рис.11 Телец – символ рождения нового Солнца

Солнце во время своего нового рождения достигло самой высшей точки во время летнего солнцестояния, а Луна достигла наибольшего диска во время полнолуния.
Символом солнцестояния служит поднявшая голову кобра (см. Рис.11-12).

КобрыКобрыКобры
Рис.12 Символ солнцестояния – кобра с поднятой головой

Змея у египтян символически показывала движение какой-либо планеты по траектории, во время летнего солнцестояния Солнце расположено высоко и не меняет своего положения, что и показывает кобра, которая стоит на месте и высоко подняла голову.
Тело новорожденного ребенка-Гора стало домом для новой двойной Божественной души, состоящей из двух равных частей – духа Осириса и первоначальной Божественной души.
Новый Божественный образ стал триединым (см. Рис.13).

Триада
Рис.13 Триада

У мужской фигуры слева на голове символика объединения двух душ в виде двух перьев, у мужской фигуры посередине на голове бараньи рога – символ возрождения души Осириса, на рогах диск Солнца и два пера – символика преобразования Божественной души.
Сидящая слева мужская фигура – это изображение Божественного образа с двойной душой, мужская фигура посередине – это образ Гора с объединенной Божественной душой.
Справа сидит Исида с символом рождения нового Божественного образа на голове в виде большого диска Солнца на рогах быка.
Дух земного человека Осириса получил новую жизнь в небесном теле, а Божественная душа родилась на земле в теле ребенка-Гора.
У ребенка-Гора половина души – это дух Осириса, поэтому Гор для Исиды является и сыном, и мужем, что было непонятно для переводивших древне-египетские надписи в храмах.
Рассмотрев символику священных событий, перейдем к описанию храмов вдоль Нила.

Великая река египтян

Древний Египет располагался на узкой полосе вдоль реки Нил, который имеет общую протяженность более 6,5 тысяч километров. Нил судоходен почти на всем протяжении и был в древности основным торговым путем, соединявшим южные страны с северными. Египтяне соединили речной путь по Нилу с морским путем по Красному морю, который связывал Древний Египет с Индией, Аравией и Восточной Африкой.
Товары, прибывавшие морским путем, доставлялись караванами к Нилу и очень удобно сплавлялись вниз по реке.
Геродот сообщает об этом следующее:

«Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают … плот в виде двери, … и затем берут просверленный камень весом в два таланта.
Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади.
Под напором течения плот быстро движется … камень же … направляет курс судна.
Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов …» ([3], стр. 132).

Посредническая торговля приносила огромные доходы, и египтяне могли позволить себе сооружение больших храмов, расположенных вдоль реки Нил (см.Рис.14).

Храмы
Рис.14 Расположение храмов на реке Нил

Одна часть храмов расположена на западном берегу Нила, а другая часть на восточном. Расположение храмов имеет смысловое значение. Храмы Ком-Омбо, Луксора и Карнака находятся на восточном берегу Нила, что связывает их с Солнцем, а храмы Эдфу, Эсны, Дендеры и Абидоса расположены на западном берегу, что связывает их с Осирисом.
Храм на острове Филы расположен на острове посреди реки Нил и посвящен Исиде.
Священный путь связывал храмы, расположенные по течению реки, и во время праздника паломники сплавлялись вниз по реке, Геродот сообщает об этом следующее:

… Плывут … женщины и мужчины совместно … У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят.
Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши.
Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу … ([3], стр. 119).

Геродот пишет, что главный праздник в Древнем Египте был посвящен Исиде:

… я имею в виду здесь [культ Исиды], которую они считают величайшей богиней и в честь нее справляют самое главное празднество … ([3], [40]).

Главный храм Исиды имел особое значение и именно отсюда начинался священный путь.
В современном Египте были построены плотины на реке Нил, из-за чего остров Исиды Филы оказался затоплен, и его храмы перенесли на новый остров (см.Рис.15).

Остров
Рис.15 Вид на новый остров Филы

Выбор расположения храма на острове неслучаен и подчеркивает, что Исида жила одна, и ни от кого не могла зачать ребенка.
Из этого следует, храм на острове Филы посвящен событиям до зачатия Исидой ребенка.
Последовательность событий священной истории выстроена следующим образом:

1) гибель Осириса и расчленение его тела;
2) поиск и соединение частей тела Исидой;
3) встреча духа Осириса с Божественной душой;
4) зачатие Исидой ребенка-Гора;
5) новое рождение духа Осириса в звездном теле;
6) рождение ребенка-Гора;
7) новое рождение Божественной души в теле ребенка-Гора

Посмотрим на символику главного храма на острове Филы (см.Рис.16).

Храм Исиды
Рис.16 Вход в главный храм острова Филы

Два льва на входе – это символ встречи двух душ, когда Солнце было в созвездии Льва, значит части тела Осириса собраны и его дух встретился с Божественной душой.
Львы и другие священные изображения имеют повреждения, это произошло, когда храм был передан ранним христианам, которые старались заменить священную историю.
Христианство зародилось, как одно из течений древне-египетской религии, это показывает одинаковая священная символика ранних христиан и древних египтян (см. статью автора «О ранне-христианской символике»).
Посмотрим, какая символика храма Исиды сильно раздражала ранних христиан (см.Рис.17).

Символика
Рис.17 Поврежденная священная символика

В зарослях на спине крокодила лежит тело Осириса, выше большой диск Солнца, в котором две фигуры, одна – сидит на троне, другая – стоит, слева от диска Солнца большая фигура с троном на голове, по которому можно понять, что это Исида, по древне-египетски ее имя писалось с символом трона .
Исида уже собрала и соединила части тела Осириса, дух Осириса поднялся на небеса, где встретился с Божественной душой в диске Солнца.
Это изображение описывает начало священной истории, которую и хотели скрыть ранние христиане, поэтому так сильно повредили рельеф.
Нам повезло, что они не до конца сбили изображение, которое нам ясно показывает, что храм посвящен второму и третьему шагам священной истории: соединению Исидой частей тела Осириса; вознесению его духа на небеса и встрече с Божественной душой.
Следующим по течению реки расположен храм в Ком-Омбо (см.Рис.18).

Храм Ком-Омбо
Рис.18 Храм в Ком-Омбо

Храм очень сильно разрушен, но часть священной символики храма сохранилась.
В этом храме особенно выделено изображение крокодила с диском Солнца (см.Рис.19).

Крокодил
Рис.19 Крокодил в храме Ком-Омбо

Изображение крокодила не связано с небесной символикой, образ крокодила использован из-за особенностей его строения. У крокодила внешне половой орган не виден, словно его нет, на самом деле половой орган крокодила спрятан в заднем проходе, в т.н. клоаке, причем всегда в твердом состоянии. Половой орган при напряжении мышц крокодила выскакивает и оплодотворяет самку очень быстро.
Исида, собирая части тела Осириса, не нашла его половой орган, без которого не могло произойти зачатие. Египтяне, чтобы показать зачатие без полового органа, использовали особенность строения крокодила.
Диск Солнца на голове крокодила показывает, что события связаны с Солнцем – видимым Божественным образом, и зачатие произошло с Божественной помощью.
Ниже на разбитом перекрытии показана сцена с главными участниками (см.Рис.20).

Плита
Рис.20 Священная символика храма в Ком-Омбо

По краям на гнездах сидят две птицы-души с большим диском Солнца. Перед птицей справа на подставке сидит фигура с птичьей головой и диском Солнца на голове, в руках держит крест – символ рождения. Перед птицей на левом краю сидит фигура с головой крокодила и диском Солнца на голове, в руках, как и первая фигура, держит крест – символ рождения. Две фигуры смотрят друг на друга, между ними расположены два картуша, над каждым находится маленький диск Солнца с двумя перьями – символами двух душ в диске Солнца.
Символика фигур показывает рождение, которое связано с двумя душами и Солнцем.
Разъяснение смысла фигур показано на другом рельефе храма в Ком-Омбо (см.Рис.21).

Рельеф
Рис.21 Рельеф храма в Ком-Омбо

Слева мужская фигура с головой птицы – это дух Осириса, сам Осирис стоит позади трона, его тело замотано тканью, на его голове узкий лунный серп под большим диском Луны, эта символика указывает на то, что события происходят от новолуния до полнолуния. Двойной головной убор на голове сидящей фигуры показывает соединение земного и небесного.
Справа мужская фигура с головой крокодила – это символика непорочного зачатия, позади стоит взрослый ребенок с большим диском над головой. На голове сидящей фигуры бараньи рога – символ завершения возрождения духа Осириса и два пера – символы двух равных душ.
На рельефе другого разбитого блока из храма ясно показано, что две души и диск Солнца на небесах участвуют в зачатии ребенка (см.Рис.22).

Две души
Рис.22 Две птицы-души и ребенок-Гор

Согнувшаяся женская фигура – это Нут – символ небес, по которому движется диск Солнца, небесная Исида держит лодку, внутри две птицы-души совершают преобразование, которое приводит лодку к пристани, где сидит голый маленький ребенок. У Исиды обнажена грудь, что указывает на рождение.
Ребенок смотрит на крылатый солнечный диск, от которого осталась часть левого крыла, эта символика показывает связь событий с Божественным образом.
Рядом с главным храмом в Ком-Омбо расположен сильно разрушенный «Дом рождения», и, несмотря на совершенный в нем погром, сохранившееся изображение ясно показывает, что храм в Ком-Омбо посвящен Божественному зачатию на небесах (см.Рис.23).

Дом рождения
Рис.23 Рельеф на стене Дома рождения в Ком-Омбо

На левом краю стоит большая мужская фигура с поднятой правой рукой, на голове фигуры символика соединения душ – два пера и маленький диск Солнца. Половой орган фигуры готов к оплодотворению. К мужской фигуре плывет большая лодка, на ней два мальчика и мужчина с коброй – символом солнцестояния на лбу. Над головой мужчины летит птица-душа с большим пером – символом легкости сердца. На лодке перед мужчиной заросли папируса и множество птиц-душ, мужчина протягивает стебель папируса с птицей-душой. На правой части стены показаны разные образы бегемотихи с головой Исиды, львицы или крокодила.
Перед фигурой с телом бегемотихи во всех сценах стоит большой ребенок-Гор с разной символикой на голове. Среди египетских созвездий есть созвездие бегемотихи, толстый живот которой похож на живот беременной женщины, и с образом этого созвездия египтяне связывали вынашивание небесного ребенка для духа Осириса, у бегемотов срок беременности 7-8 месяцев совпадает с временем рождения звездного тела для Осириса.
Из рассмотренной символики следует, что храм в Ком-Омбо посвящен четвертому шагу священной истории – зачатию с Божественной помощью небесного Гора.
Далее перейдем к следующему храму по течению реки Нил – это огромный храм в Эдфу, который выглядит почти целым (см.Рис.24).

Эдфу
Рис.24 Храм в Эдфу

Три большие фигуры, изображенные на стенах по обе стороны от входа в храм, одинаковы.
Ближе ко входу фигура Исиды с двойным головным убором – символом объединения, перед ней изображен старший Гор с головой птицы-души Осириса и с двойным головным убором.
По краям стен к Исиде и Гору шагает фигура, представляющая древне-египетское созвездие Осириса, мы называет это созвездие Орионом. На голове фигуры бараньи рога – символ возрождения духа Осириса в созвездии Овна, на рогах бутон с диском Солнца наверху и два пера по краям – это символика рождения Божественного образа с двумя частями души. Над высоко поднятой рукой фигуры летит птица-душа.
По обе стороны от входа в храм стоят две скульптуры птиц-душ, между лап птицы слева стоит фигурка человека, у птицы справа двойной головной убор (см.Рис.25).

Вход
Рис.25 Главный вход храма в Эдфу

Фигурка человека показывает, что у одной птицы-души есть дом-тело.
На всех изображениях на стенах храма старший Гор с головой птицы расположен впереди, значит дух Осириса связан с главным событием, которому посвящен храм.
Дальше во дворе храма перед входом в гипостильный зал стоят еще две птицы-души, одна из птиц разбита, в самом гипостильном зале полностью выжжены изображения на потолке, а особо значимые рельефы на стенах храма повреждены (см.Рис.26).

Рельеф
Рис.26 Рельефы на стенах храма Эдфу

На нижнем рельефе показано, как две птицы-души едут на львах к фигуре с головой барана, соответственно из созвездия Льва к созвездию Овна. Одна птица-душа имеет тело – это показывает фигура, сидящая на троне, у другой птицы-души тела пока нет.
Две женские фигуры за троном – это две Исиды, одна с головой львицы, другая с диском Солнца на рогах быка, эта символика показывает начало священной истории, когда Солнце было в созвездии Льва, и рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Справа от птиц-душ у первой мужской фигуры на голове рога, бутоны и два пера, у второй мужской фигуры двойной головной убор, за ним женская фигура с двумя большими перьями и диском Солнца на голове. Завершает процессию женская фигура со звездой на голове, видимо, это образ планеты или звезды.
Выше показана встреча двух птиц-душ, под одной из них два ребенка-близнеца держат три ростка – символ триединства. Справа две большие мужские фигуры, одна с головой птицы протягивает правую руку к одной из птиц-душ, вторая фигура поливает из двух кувшинов струями из крестов – символов рождения. Слева от птиц-душ сидят 24 фигуры – символы 24 часов, а над ними раскинул крылья солнечный диск. Слева от 24 фигур стоит большая мужская фигура с диском Солнца над головой. Сцены рельефов показывают связь главных событий с душой видимого Божественного образа – Солнца (см.Рис.27).

Птица-душа
Рис.27 Божественная птица-душа

Египтяне часто использовали дополняющие друг друга сцены по сторонам входа в храм, в одном из входов внутри храма Эдфу есть две сцены с большими фигурами (см.Рис.28).

Рельеф
Рис.28 Рельефы на стенах внутри храма Эдфу

Слева показана встреча духа Осириса с его домом-телом, справа – встреча Исиды с образом Божественной души. Поясняют сцену разные головные уборы: колпак с шишаком – это головной убор Осириса, головной убор, напоминающий сиденье, принадлежит Солнцу, двойной головной убор показывает соединение земного и небесного. Диск Солнца на рогах быка на голове Исиды показывает рождение нового Солнца из созвездия Тельца.
Рельефы на стенах храма показывают, что для птицы-души создается дом-тело (см.Рис.29).

Ребенок-Гор
Рис.29 Ребенок-Гор и птица-душа

Слева Солнце с тремя лучами и столб-хребет Осириса, дальше сидят две Исиды с разной символикой на голове, показывая два рождения. Перед ними маленький голый ребенок-Гор протягивает что-то птице-душе. Дальше стоит баран – символ возрождения духа Осириса в созвездии Овна. Баран отделен чертой от главной сцены, это событие еще не наступило.
Ближе к ребенку сидит Исида с символикой рождения нового Солнца, это означает, что именно для Божественной души рождается тело.
Прямо перед входом в главный храм в Эдфу находится «Дом рождения» (см.Рис.30).

Дом рожденияРельеф
Рис.30 Рельефы на стенах Дома рождения в Эдфу

На стенах «Дома рождения» изображены различные сцены, рельефы сильно повреждены, но на прорисовке сцены восстановлены, и мы видим рождение двоих (см.Рис.31).

Прорисовка
Рис.31 Прорисовка сцен в Доме рождения в Эдфу

Разная символика на головах Исид поясняет разницу двоих новорожденных мальчиков, последовательно расположенные сцены показывают с чем связаны основные события.
Слева две сцены, где есть фигура с головой барана, в сцене вверху на троне сидит фигура с птичьей головой и держит мальчика на коленях, в нижней сцене на троне сидит Исида, у нее диск Солнца между рогов быка, она протягивает два креста большому ребенку.
Далее две сцены, сверху две Исиды с двумя мальчиками разного роста, в нижней сцене два мальчика стоят на столе между женской фигурой и мужской фигурой с головой барана. Женщина подносит крест одному из мальчиков, никакой символики на ее голове нет.
Дальше две сцены, наверху Исида с ребенком-Гором сидит на троне в зарослях папируса, перед ней на таком же троне сидит мужская фигура с бараньими рогами, на них стоит бутон с дисками Солнца сверху и снизу, по краям бутона два пера. Перед сидящими фигурами стоит мужская фигура с головой собаки и протягивает им большой диск Солнца.
Нижняя сцена, две Исиды держат на руках по два ребенка, у первой Исиды на голове колпак земного Осириса, у второй – «солнечная шапка» – головной убор Божественного образа, перед ними стоит женская фигура со звездой на голове.
Завершающие две сцены, наверху фигура с головой птицы сидит на троне, перед ней стоит большой голый мальчик, дальше стоит мужская фигура с головой ибиса и правой рукой указывает на три преобразования. В нижней сцене две Исиды с диском Солнца на голове держат на руках мальчиков. У Исиды справа мальчик стоит на ее коленях, у Исиды с диском Солнца между рогов быка мальчик еще сосет грудь. Перед ними на троне фигура с головой птицы на коленях держит ребенка, еще одна Исида протягивает ему ребенка.
Символика на стенах «Дома рождения» показывает двоих недавно родившихся мальчиков, один – это ребенок-Гор, другой – это ранее рожденный старший Гор (см.Рис.32).

Два Гора
Рис.32 Два Гора и Исида

Старший ребенок протягивает что-то в дар сидящей на троне в зарослях папируса Исиде и кормящей грудью маленького ребенка-Гора. Символика рождения нового Солнца на голове Исиды в виде диска Солнца между рогов быка показывает, что рождение нового видимого Божественного образа связано с рождением ребенка-Гора.
Священная символика на стенах храма в Эдфу показывает, что храм посвящен зачатию с помощью духа Осириса земного ребенка-Гора для Божественной души.
Храмы Ком-Омбо и Эдфу дополняют друг друга: храм Ком-Омбо посвящен зачатию небесного Гора, а храм Эдфу посвящен зачатию Исидой ребенка-Гора, здесь переплетаются вместе земные и небесные события, что происходит на земле – происходит и на небесах.
Чтобы две души соединились, им необходимо родиться в новых телах, для души земного человека Осириса нужно тело на небесах, а для души небожителя нужно земное тело.
Но при зачатии участвуют обе души, поэтому рожденный ребенок является сыном земного и сыном небесного.
Земная Исида зачала ребенка-Гора от Святого духа Осириса для Божественной души, после рождения Божественная душа вселится в тело земного ребенка-Гора, при этом и Святой дух Осириса тоже станет душой ребенка-Гора, поскольку эти две души неразделимы.
Благодаря храмам на реке Нил становится яснее священная история Древнего Египта.
Сам храм в Эдфу посвящен четвертому шагу священной истории – зачатию ребенка-Гора.
На прорисовке изображений одного из столбов храма в Эдфу изображена вся история, предшествующая зачатию ребенка-Гора (см.Рис.33).

Прорисовка столба
Рис.33 Прорисовка сцен на столбе храма в Эдфу

Необходимо учитывать, что изображения расположены на столбе и первая сцена соединяет фигуры на левом и правом краях плоской картинки.
Первая сцена в верхней полосе показывает кровать в виде льва, на ней лежит тело Осириса и над ним склонилась мужская фигура с головой собаки. Тело Осириса собрано и его дух может подняться на небеса. Это произошло, когда Солнце было в созвездии Льва, поэтому тело лежит на кровати в виде льва. Фигура с головой собаки также имеет звездный смысл, дело в том, что душа поднимается на север к точке пересечения мировой оси с небосводом, а там вокруг оси крутится древне-египетское созвездие пса. Пес наматывает время на ось, как на тело Осириса наматывали пелены, поэтому дух Осириса встречает пес Анубис.
Слева от кровати стоит фигура с головой барана, как известно, дух Осириса получит новое рождение, когда Солнце будет в созвездии Овна.
Справа стоит Исида с головой львицы, именно она собрала за 9 месяцев тело Осириса, пока Солнце двигалось в созвездие Льва.
За ее спиной находится фигура с головой крокодила с рогами, двумя перьями и диском Солнца, а также двумя кобрами по краям. Крокодил – символ непорочного зачатия, остальная символика поясняет основные события.
Отдельно показана сцена, где на троне сидит фигура с головой птицы, а над ней большой диск Солнца указывает на то, что на троне сидит душа видимого Божественного образа. Перед троном стоит Исида с диском Солнца на рогах быка – символикой рождения нового видимого Божественного образа из созвездия Тельца.
Во второй полосе самая большая фигура – это Исида, которая сидит на троне без ребенка.
За спиной Исиды две мужские фигуры взвешивают дух Осириса на небесных весах. Фигура с головой собаки удерживает весы от колебаний, фигура с головой ибиса записывает вес.
Перед Исидой стоит маленькая фигура с головой ибиса, на голове фигуры бараньи рога, бутон с маленьким диском Солнца, по краям бутона два пера и две кобры с дисками Солнца над головой. Данная символика показывает основные события рождения нового Солнца.
Левее стоят лицом к лицу две Исиды, показывая два рождения, разная символика на их головах показывает разницу двух рождений.
Мужские фигуры по краям показывают встречу духа Осириса со звездным псом Анубисом. У мужской фигуры с птичьей головой, изображающей дух Осириса, двойной головной убор показывает объединение небесного и земного.
Далее перейдем к исследованию изображений следующего храма, расположенного ниже по течению реки Нил, – это храм Эсны (см.Рис.34).

Храм Эсны
Рис.34 Храм Эсны

Храм Эсны намеренно построен намного ниже уровня земли, т.к. священное событие, которому посвящен храм, было скрыто от глаз.
Слева от входа в главный храм находятся остатки ранне-христианского храма в форме яйца, первые ранне-христианские храмы строились перед древне-египетскими.
От главного храма Эсны остался только внешний гипостильный зал, остальная часть, где находилось святилище, полностью разобрана.
Рассмотрим изображения с большими фигурами на стенах гипостильного зала (см.Рис.35).

Стена
Рис.35 Большие фигуры на стенах гипостильного зала храма Эсны

На стене изображены три большие фигуры: первая слева женская фигура с головой львицы и диском над головой; дальше мужская фигура с головой барана, на голове рога, а на них два пера, диск Солнца и две кобры; справа расположена мужская фигура со львом у ног.
Мужская фигура широко шагает к женской и мужской фигурам слева.
Женская фигура – это образ Исиды, ее львиная голова показывает, что именно она собрала части тела Осириса, когда Солнце пришло в созвездие Льва.
Фигура с головой барана – это образ нового Осириса с душой, получившей новое рождение, когда Солнце находилось в созвездии Овна.
Расположенная справа мужская фигура – это образ небесного созвездия Осириса (Ориона).
Внутри гипостильного зала рельефы хорошо сохранились и, что важно, полностью цела главная священная символика над входом в святилище (см.Рис.36).

Вход
Рис.36 Фигура с головой барана в диске Луны

Над входом изображен большой диск Луны, а в нем мужская фигура с головой барана, над головой рога, а на них диск Солнца, два пера и две кобры.
В полосе ниже большого диска Луны расположен маленький диск Солнца, по обе стороны от диска поднявшая голову кобра и баран.
Ниже и выше диска Луны крылатые диски Солнца – символы нового Божественного образа.
Когда Солнце находилось в созвездии Овна, ночью во время лунного затмения дух Осириса вселился в свое звездное тело. Расположение храма Эсны и его священная символика показывают скрытое во время лунного затмения вознесение духа Осириса на небеса и его новое рождение в звездном теле во время нахождения Солнца в созвездии Овна.
Следовательно, храм Эсны посвящен пятому шагу священной истории – новому рождению духа Осириса в звездном теле.
Далее по течению реки расположен главный храм Амона в Карнаке (см.Рис.37).

Карнак
Рис.37 Главный храм Амона в Карнаке

Общая длина главного храма составляет 350 метров, рядом с ним во дворе еще несколько храмов меньшего размера. Двор храма огорожен стеной длиной около 2 км с несколькими воротами, от южных ворот «львиная дорога» ведет к другим большим храмам.
Все это великолепие находилось когда-то внутри самого большого города Древнего Египта, в его великой столице Фивах. Город был разрушен во времена греко-римского правления, а его жители расселены. Все храмы были полностью разрушены, то, что мы видим в наше время, в основном отстроено заново из оставшихся обломков.
Замысел строивших храм Амона поражает, во время празднования корабли с паломниками подплывали прямо к воротам храма по каналу, проложенному от Нила (см.Рис.38 справа).

ФотоРисунок
Рис.38 Путь от реки к воротам храма Амона

На входе в главный храм Амона прибывших на кораблях паломников встречали ряды львов с головой барана, стоящие по обе стороны дороги (см.Рис.39).

Львы
Рис.39 Львы с головой барана на входе в храм Амона

Эта символика показывает возрождение духа Осириса и выделяет два основных события: начало во время расположения Солнца в созвездии Льва и завершение в созвездии Овна.
Мужская фигура, стоящая между передних львиных лап под головой барана, показывает, что у духа Осириса уже есть дом-тело (см.Рис.40).

Фигура
Рис.40 Фигурка человека

Эти расположенные на входе скульптуры сообщают входящим в главный храм Амона, что дух Осириса получил новое рождение в новом теле на небесах.
В самом храме мало что осталось, почти все изображения сбиты или сильно повреждены.
На оставшихся рельефах повторяются изображения трех главных фигур (см.Рис.41).

Рельеф
Рис.41 Рельеф на стене главного храма Амона

На троне сидит фигура с бородкой и в «солнечной шапке», по верху шапки рога, а на них два пера посередине и два по краям. В правой руке фигуры крест – символ рождения, в левой посох, на вершине которого еще один крест.
Позади трона стоит Исида с двойным головным убором, состоящим из головного убора Осириса и «солнечной шапки», на ее голове раскинула крылья птица-душа, у птицы на голове две кобры. Исида в левой руке держит крест, правой рукой касается плеча сидящей перед ней на троне мужской фигуры.
За спиной Исиды стоит замотанная тканью фигура. На голове фигуры символика в виде серпа месяца под большим диском Луны, на лбу находится поднявшая голову кобра, а по краю головы свисает детский локон.
Египетские имена трех фигур: Амон, Мут и Хонсу, по-египетски Амон – это «скрытый», Мут – это «мать», Хонсу – «небесный путник».
Несомненно, Амон – это скрытый новый Божественный образ, Мут – это мать Гора Исида, Хонсу – это Осирис, дух которого покинул земное тело и заново родился в небесном теле.
В главном храме раньше стояли два больших обелиска, указывая на две души на небесах, на вершине каждого изображена птица-душа в двойном головном уборе, а рядом показана сцена встречи Осириса и Божественного образа (см.Рис.42 справа).

ОбелискВстреча
Рис.42 Птица-душа Осириса и сцена встречи душ

На рельефе стены рядом с обелиском (см.Рис.42 слева) стоит Осирис в «солнечной шапке» с символикой двух равных душ, за его спиной Исида с такой же символикой. Блоки стены составлены неверно, верхний блок слева, где летит большая птица-душа нового Солнца, а за ней сидит птица-душа Осириса, не подходит к нижнему блоку. На блоке видна только часть крыла птицы и верхняя часть тела Исиды, на голове которой бараньи рога и два пера. Есть участки стен с почти целыми рельефами, показывающими новый Божественный образ, Исиду с головой львицы и Божественную душу с диском Солнца на голове (см.Рис.42).

Рельеф
Рис.42 Большой рельеф в храме Карнака

Львиная голова Исиды и большой диск Солнца показывают, что вместе с духом Осириса рождается и новый видимый Божественный образ – новое Солнце.
Символ старого Солнца – жук-скарабей больше не катит свой шар-Солнце (см.Рис.43).

СкарабейЖук
Рис.43 Скульптура жука-скарабея в храме Карнака

Жук-скарабей скатывает шары из навоза и откладывает в них яйца, из которых рождаются новые жуки, которые живут и питаются прямо в шаре, пока не вырастут.
Это похоже на историю с рождением нового видимого Божественного образа – Солнца, когда старый Божественный образ отложил в свой шар яйцо, оно сначала было невидимо, но затем из него родилось новое Солнце.
В храме Амона есть изображения священной ладьи со сложной символикой (см.Рис.44).

СкарабейЖук
Рис.44 Рельефы со священной ладьей в храме Карнака

На носу и корме ладьи находятся две бараньи головы с большим диском над головой.
Посередине ладьи стоит домик, разделенный на верхнюю и нижнюю части, наверху сидит на гнезде фигура с головой барана, две фигурки протягивают ему гнезда с «глазом Гора». По обе стороны от них стоят две крылатые женские фигуры с диском Солнца над головой, в одной руке у фигур перо, в другой руке крест (см.Рис.44 слева).
В нижней части домика сидит на подставке фигура с головой птицы, а над ней диск Солнца, с двух сторон сидят две крылатые женские фигуры с диском Солнца над головой, в каждой руке у них крест. Над сценой занавес с поднявшими голову кобрами, над приоткрытым краем занавеса диск Солнца и рука с крестом, дальше птица-душа с бараньими рогами и тремя бутонами, перед птицей крылатая женская фигура с пером на голове и крестом в руке.
В верхней части домика изображен дух Осириса, получивший новое рождение на небесах, в нижней части домика – птица-душа, которая находится в диске Солнца.
Во время празднования священные ладьи выносили из главного храма Амона и несли их от южных ворот по «львиной дороге» к храму Мут (см.Рис.45).

БаранЛьвы
Рис.45 Львиная дорога к храму Мут

Храм полностью разрушен, осталась часть стен и множество разбитых изображений Исиды, в основном с головой львицы (см.Рис.46).

СкульптурыИсидаИсида
Рис.46 Разбитые скульптуры в храме Мут

По остаткам рельефов можно догадаться, что в храме отмечали два рождения (см.Рис.47).

Рельеф
Рис.47 Рельефы в храме Мут

Две сидящие на коленях обнаженные женские фигуры и стоящие перед ними две детские фигуры показывают два рождения.
В ходе раскопок в храме нашли почти целую плиту с символикой рождения (см.Рис.48).

Рельеф
Рис.48 Плита из храма Мут

На плите изображено 7 фигур, разделенных столом, слева от стола 5 фигур ребенка-Гора, справа от стола 2 фигуры: первый – это Бес – изображение старого Божественного образа, а за ним бегемотиха, на ее голове два пера и диск Солнца между рогов быка.
Фигуры сидящих фигур ребенка-Гора соединяются по смыслу попарно, сходясь к центру.
У первой пары из двух крайних фигур на голове одинаковые серп месяца под диском Луны.
В следующей паре – у ребенка слева двойной головной убор, у ребенка справа на голове два пера и диск Солнца.
Главная символика у ребенка посередине, на его голове рога, на них по краям две кобры с поднятой головой, два пера и три бутона с диском Солнца наверху.
Символика первой пары показывает, что события происходят от новолуния до полнолуния. Символика второй пары показывает соединение двух душ в диске Солнца и объединение небесного и земного. Символика ребенка посередине связывает возрождение духа Осириса с рождением нового триединого Божественного образа.
Фигуры Беса и бегемотихи показывают, что из старого Божественного образа рождается на небесах новый Божественный образ.
От храма Мут «львиная дорога» ведет к еще одному большому храму Амона (см.Рис.49).

ДорогаХрам
Рис.49 Дорога от храма Мут к южному храму Амона

У всех львов на «львиной дороге» к южному храму Амона голова человека, это означает, что душа человека получила новую жизнь на небесах. На входе в южный храм Амона сидят две огромные одинаковые мужские фигуры, двойной головной убор на их головах показывает объединение земного и небесного. Перед храмом раньше стояли два огромных обелиска, указывающих на две души в небесах, остался один, второй перевезен в Париж.
Южный храм Амона, как и остальные храмы, полностью разрушен, священной символики в нем осталось мало, оставшиеся рельефы схожи с теми, что есть в главном храме.
Огромный размер главных храмов и скульптур, как и соединяющая храмы «дорога львов», выделяет, как главное священное событие, новое рождение духа Осириса на небесах и его соединение с Божественной душой в диске Солнца.
Храмы Амона, как и храм Эсны, посвящены пятому шагу священной истории, храм Эсны посвящен ночному вознесению духа Осириса, а храм Амона – соединению двух душ днем.
Далее по течению реки Нил расположены большой и малые храмы Дендеры (см.Рис.50).

ХрамыГлавный храм
Рис.50 Храмы Дендеры

По правой стороне от дороги в главный храм Дендеры расположены три «Дома рождения». Сначала был построен первый «Дом рождения» прямо перед входом в главный храм; второй построили ранние христиане; последний римский «Дом рождения» начали строить рядом со стеной ограды храма, но неожиданный погром навсегда остановил там работу.
Храмы Дендеры посвящены рождению ребенка-Гора и рождению нового Солнца, прямо на главных воротах выделены эти главные события (см.Рис.51).

Ворота
Рис.51 Изображения на опорах и на перекрытии главных ворот

Проходя через ворота паломник вместе с жуком-скарабеем катил старый шар-Солнце, из которого рождалось новое Солнце, и встречал в храме новорожденного ребенка-Гора.
Сцены с ребенком-Гором и Исидой изображены на стенах римского «Дома рождения», расположенного прямо за главными воротами (см.Рис.52).

КолоннаПростенки
Рис.52 Рельефы на колоннах и стенах римского «Дома рождения»

Поднявшие голову кобры указывают на солнцестояние во время рождения ребенка-Гора.
На стенах старого «Дома рождения» изображены такие же сцены (см.Рис.53 слева).

Старый храмХристианский
Рис.53 Изображения на стенах старого и ранне-христианского храмов

На стенах ранне-христианского «Дома рождения» изображена только символика нового рождения – крест и птица-душа под небосводом (см.Рис.53 справа).
Здание главного храма Дендеры внешне простое, но имеет сложное строение внутри (см. статью автора «Священная символика храмов рождения Дендеры»), вся поверхность стен храма покрыта изображениями и поясняющими текстами.
В центре стены позади главного храма находится большая голова Исиды с символикой рождения нового Солнца из созвездия Тельца (см.Рис.54).

Стена
Рис.54 Задняя стена главного храма Дендеры

Из стены выступают две головы льва, показывая начало священной истории – встречу двух душ в созвездии Льва. На опоре под лапами львов изображена сцена, которая показывает развитие событий, показанных в храме Амона (см.Рис.55).

Храм АмонаХрам Дендеры
Рис.55 Рельефы на стенах южного храма Амона (слева) и храма Дендеры (справа)

В храме Амона устанавливают подставку, а в храме Дендеры на ней сидит птица-душа.
Внутри главного храма с помощью сложного строения показана связь Исиды с рождением нового Солнца, во время празднования служители храма проходили определенным путем, показывая события священной истории. Вместе с ними две души поднимались на крышу, где в часовне Осириса происходило главное торжество (см.Рис.56).

Две душиНа крыше
Рис.56 Две птицы-души в главном храме Дендеры

В проеме окна (см.Рис.56 слева) изображена сцена встречи двух птиц-душ, на крыше храма показано, как две птицы-души помогают рождению нового Солнца (см.Рис.56 справа).
На стенах часовни подробно показано, как две души участвовали в возрождении Осириса и зачатии новых тел для духа Осириса и Божественной души (см.Рис.57).

Часовня
Рис.57 Изображение зачатия в часовне Осириса

На потолке часовни расположен круг с гороскопом священных событий, этот же гороскоп, но в виде прямоугольника, изображен и на потолке гипостильного зала.
Выходя из часовни, служители храма поднимались еще выше на крышу гипостильного зала, где и рождалось новое Солнце вместе с ребенком-Гором (см.Рис.58).

14Диск
Рис.58 Изображения над лестницей на крышу гипостильного зала

На крышу ведут две лестницы: по ступеням лестницы слева поднимаются 14 фигур; справа над ступенями лестницы находится диск Солнца с ребенком-Гором внутри.
Все священные события начинались в новолуние и заканчивались в полнолуние, это и показывают 14 фигур.
Рождение нового Солнца произошло, когда в тело ребенка-Гора вселилась Божественная душа, это показывает диск Солнца с ребенком внутри.
На перекрытии над входом в часовню Осириса изображен ряд фигур, который разделен на две части полосой с текстом над серединой дверного проема (см.Рис.59).

Часовня
Рис.59 Рельеф над входом в часовню Осириса

Сцены по обе стороны полосы взаимно дополняют другу друга: слева небесный житель с головой птицы дает новое рождение Божественному образу и преподносит ему птицу-душу в гнезде; справа Исида вручает ребенка-Гора Божественному образу.
Эти две сцены показывают соединение Божественной души с телом ребенка-Гора.
Изображения в храме подчеркивают связь рождения нового Солнца с Исидой (см.Рис.60).

ДискИсида
Рис.60 Диск Солнца с Исидой внутри

Новое Солнце рождалось из созвездия Тельца, поэтому у изображений Исиды в храме либо диск Солнца между рогов быка, либо она изображена с коровьими ушами.
В храме много изображений коров и непривычных нам сцен родов (см.Рис.61).

ДискИсида
Рис.61 Разбитые скульптуры коров и сцена родов

Рельеф из храма Дендеры, на котором две женские фигуры с головами коров помогают рождению, в настоящее время хранится в Каирском музее (см.Рис.61 справа).
Все храмы Дендеры посвящены завершению священной истории – рождению ребенка-Гора и новому рождению Божественной души в теле ребенка-Гора.
От острова Филы до Дендеры храмы расположены на расстоянии дневного перехода и, при сплаве по реке, паломники в течение недели праздновали все события священной истории.
Далее рассмотрим назначение и символику храмов, расположенных около старых кладбищ.

Поминальные храмы

Название храмов связано с тем, что там проводили поминальные службы, и в некоторых древне-египетских храмах сохранились поминальные списки.
Самое большое количество поминальных храмов находится на западном берегу реки Нил около древнего кладбища бывшей египетской столицы Фив. Расположены храмы прямо напротив больших храмов Амона, которые находятся на восточном берегу реки (см.Рис.62).

Карта
Рис.62 Поминальные храмы напротив храмов Карнака и Луксора

Точно на одной оси «львиной дороги» ко входу в главный храм Амона расположен храм, построенный по указанию Сети I. Немного южнее находятся еще три поминальных храма, построенных Ментухотепом II, Тутмосом III и Хатшепсут. Цепочка поминальных храмов разных правителей тянется до места напротив южного храма Амона.
Все храмы древних Фив разрушены, частично восстановлены поминальные храмы Сети I, Хатшепсут и Рамзеса II, наиболее цел храм Рамзеса III в Мединет Хабу.
Все поминальные храмы посвящены Осирису, который предстает либо замотанным в ткань, либо в образе созвездия Осириса (см.Рис.63).

ОсирисОсирисОсирис
Рис.63 Образы Осириса в храме Сети I, Хатшепсут и Рамзеса II

В храме Хатшепсут сохранились изображения Исиды и небесной коровы (см.Рис.64).

Исидакорова
Рис.64 Изображения Исиды и небесной коровы в поминальном храме Хатшепсут

На голове Исиды две кобры – символы двойного рождения во время летнего солнцестояния.
На рельефе справа к небесной корове протянул руку Божественный образ, две птицы-души сидят под его рукой. У коровы между рогов диск нового Солнца, а на лбу кобра.
Наиболее полно священная символика сохранилась в храме Рамзеса III (см.Рис.65).

Храмдвор
Рис.65 Внешний вид на храм Рамзеса III

На стенах главного входа показана встреча звездного Осириса и Божественного образа.
Внутри храма символически показана связь с созвездием Овна возрождения духа Осириса и последующее рождение двоих (см.Рис.66).

Храмдвор
Рис.66 Фигуры с головой барана в храме Рамзеса III

Сцены (см.Рис.66 слева), как это было принято у древних египтян, дополняют друг друга.
Две мужские фигуры с головой барана сидят на троне, на голове у каждого диск Солнца, внутри диска находится поднявшая голову кобра, над ней диск Солнца между рогов быка. Сидящей фигуре слева преподносят сосуд с ростком – символом нового рождения, фигуре справа вручают два сосуда – символ рождения двоих.
Еще один рельеф (см.Рис.66 справа) показывает, как мужская фигура с головой барана ведет за собой две мужские фигуры с крестами – символами рождения.
Под потолком храма показано новое рождение Божественной души (см.Рис.67).

Сцена
Рис.67 Символика под потолком храма

Божественный образ с двумя чистыми душами дает рождение птице-душе, которая стоит на кобре – символе солнцестояния. Диск Солнца позади птицы-души показывает, что душа находится в диске Солнца, а бык связывает рождение с созвездием Тельца.
Священная символика в храме показывает связь событий священной истории с созвездиями Льва, Овна и Тельца (см.Рис.68).

ЛевОвенТелец
Рис.68 Символика созвездий Льва, Овна и Тельца в храме Рамзеса III

На опоре внутренних ворот храма (см.Рис.68 слева) лев держит перед собой голову барана, показывая начало возрождения Осириса в созвездии Льва и завершение в созвездии Овна.
На следующем рельефе на носу и корме священной ладьи голова барана выделяет событие, связанное с созвездием Овна.
На третьем рельефе (см.Рис.68 справа) Исида подводит к Осирису четырех быков, указывая на одного из них палкой.
Кладбище около Фив было местом захоронения знати и правителей Древнего Египта, но самым значимым было кладбище, расположенное не в столице.
По словам Плутарха:

… в Абидосе чаще всего хоронят богатых и могущественных египтян,
потому что они якобы ищут чести лежать в одной земле с телом Осириса … ([2], стр. 28).

В древне-египетских погребальных тексах Осириса называют владыкой Абидоса:

Слава тебе, о Осирис, Властелин вечности, Царь богов, чьи обличья не считаны, и чьи формы исполнены величия,
… душа Ра и истинное его тело, … Властелин вечности, Владыка Абидоса … ([1], стр. 104).

Место захоронения Осириса посещало очень много паломников, здесь вся земля усыпана множеством разбитых сосудов, которые оставляли вместе с подношением.
При этом посещение кладбища было непростой задачей, от ближайшей к Абидосу Дендеры расстояние около 100 км, это два дневных перехода при сплаве по реке.
Еще нужно было добраться до кладбища, которое в Абидосе находится намного дальше от берега реки, чем кладбище в Фивах, в Фивах 2-4 км от берега Нила, а в Абидосе больше 10 км.
При кладбище Абидоса было выстроено в разное время несколько поминальных храмов.
По указанию Сети I был построен самый большой храм и созданы все условия для приема паломников к могиле Осириса.
Античный историк и географ Страбон сообщает:

Здание замечательной постройки, целиком из камня … в глубине расположен источник,
так что к нему спускаются через вырубленные из одного камня сводчатые подземные ходы, замечательные по величине и архитектуре.
Есть там канал, проведенный к этому месту из большой реки … ([4], [42]).

Чтобы всегда иметь достаточно питьевой воды, рядом с поминальным храмом был создано подземное хранилище воды и проложен туда туннель.
Кроме этого, прямо от реки Нил был проведен канал, чтобы паломники могли вымыться перед посещением могилы Осириса.
В храме были созданы склады для хранения припасов и места для приготовления пищи, а рядом с храмом огорожена большая площадь для проживания большого числа паломников, здесь они готовились к посещению священного места, расположенного в пустыне.
В наши дни основное здание поминального храма Сети I восстановлено (см.Рис.69).

Сцена
Рис.69 Главный вход в поминальный храм Сети I

Число дверей и колонн храма несет смысловое значение. Когда Исида собрала вместе части тела Осириса, все семь планет собрались вместе и символически вошли в семь дверей.
На входе 12 колонн по числу зодиакальных созвездий связывают возрождение Осириса с небесами и зодиакальными созвездиями. Изображения на колоннах поясняют события возрождения духа Осириса и преобразования Божественной души.
После входа в первом зале изображены сцены с Осирисом, Исидой и Гором (см.Рис.70).

Рельеф1 зал
Рис.70 Изображения на стенах первого гипостильного зала

Из первого зала семь дверей ведут в следующий зал с похожими изображениями на стенах, в конце зала расположены входы в семь комнат, а между ними ниши в стене (см.Рис.71).

Рельеф2 зал
Рис.71 Двери и ниши в конце второго гипостильного зала

Сцены рядом с нишами показывают, как Исида с головой львицы или с головой человека, а с ней Осирис или Божественный образ дают новое рождение правителю.
Внутри ниш изображены сцены, где правитель преподносит символические дары Осирису или Божественному образу, на потолке каждой ниши изображено синее небо со звездами.
Над каждой нишей изображен крылатый диск Солнца с двумя птицами-душами под ним.
Самые большие изображения находятся над нишами в верхней части стены (см.Рис.72).

Рельеф2 зал
Рис.72 Правитель перед Божественным образом

Сцены показывают правителя, преклонившего колени перед Божественным образом, за его спиной Божественная душа, или образ завернутого в ткань Осириса, или Исида.
Реставраторы раскрасили часть рельефов по своему усмотрению и не всегда правильно.
Нераскрашенные рельефы в храме имеют следующий вид (см.Рис.73).

Рельеф
Рис.73 Нераскрашенный рельеф в храме

Данный рельеф кратко излагает священную историю от начала возрождения души Осириса, когда Исида собрала все части тела Осириса и Солнце пришло в это время в созвездие Льва. Дух Осириса оказался чистым как Божественная душа, и они смогли объединиться, когда дух Осириса родился заново в небесном теле, а Божественная душа, благодаря Исиде, получила земное тело, в итоге две души получили новое рождение.
В конце второго гипостильного зала семь комнат, шесть из них не имеют продолжения, третья справа имеет проход во внутренние помещения (см.Рис.74).

План
Рис.74 Помещения за 2-м залом

Семь комнат – это семь собравшихся вместе планет, с третьей произошли перемены, что и показывает выход во внутренний зал. С одной стороны этого зала три узкие комнаты, за ними скрыта угловая комната, с другой стороны зала квадратная комната и три маленькие. Все они несут смысловое значение, связанное с возрождением духа Осириса.
Перед входами в семь комнат находится проход в помещение с двумя узкими комнатами, по-видимому, для хранения священных лодок (см.Рис.75).

Лодки
Рис.75 Изображения священных лодок в храме

Две лодки расположены одна под другой, у верхней лодки на носу и корме птица-душа с диском на голове, у нижней на носу и корме голова человека в двойном головном уборе.
Это изображение показывает соединение Божественной души с душой человека.
Перед двумя лодками находится большая лодка, на носу и корме большая голова барана, эта символика выделяет событие в созвездии Овна, когда дух Осириса поднялся на небеса.
Все сцены, изображенные на стенах помещений, посвящены возрождению духа Осириса и преобразованию Божественной души (см.Рис.76).

ДушаПтицаПтица-душа
Рис.76 Изображения птицы-души в храме

На рельефе слева: птица-душа вылетает из сердца Осириса, у ног и головы Осириса сидят две большие птицы-души, показывая встречу двух душ. У ног тела Осириса стоит фигура с головой птицы, у головы стоит Исида, показывая, что события священной истории связаны с Исидой и духом Осириса. Подставка, на которой лежит тело Осириса имеет вид льва, показывая, что началом священной истории является событие в созвездии Льва, когда Исида собрала части тела Осириса. Под кроватью сидят две кобры с поднятой головой.
Следующий рельеф: на салазках стоит домик, внутри стоит высокая подставка, на которой сидит Божественная птица-душа, у нее двойной головной убор – символ объединения небесного и земного. Перед птицей-душой на опоре находится маленькое изображение птицы-души с диском Солнца за спиной, а ниже ее находится изображение быка – символа нового рождения Божественной души из созвездия Тельца.
Третий рельеф: домик с окном, внутри домика смотрит в окно Божественная птица-душа. Домик накрыт плитой, а на ее вершине находится голова быка, которая показывает связь нового рождения Божественной птицы-души с созвездием Тельца.
В храме Сети I сохранился большой поминальный список умерших царских родственников, которых сочли достойными для поминовения (см.Рис.77).

Список
Рис.77 Поминальный список в храме Сети I

Предполагалось, что поминальные службы помогут душе умершего получить на небесах новое рождение в диске нового Солнца, как это произошло с духом Осириса.
Имена заключены в символический диск Солнца, которое встает на горизонте (см.Рис.78).

КартушДвоеДискПтицаЖук
Рис.78 Символика диска Солнца над горизонтом

Слева показано одно из имен поминального списка в храме Сети I (см.Рис.78 слева), справа древне-египетские изделия с символикой встающего на горизонте диска Солнца.
Поместив имя в диск Солнца, тем самым желали душе умершего нового рождения вместе с Божественной душой.
В целом символика поминального храма Сети I, как и всех других поминальных храмов, связана с новым рождением души.

Заключение

Древне-египетские храмы, расположенные на реке Нил от острова Филы и до Дендеры, посвящены основным событиями священной истории, и при сплаве паломников по реке перед их глазами проходили события от начала, когда Исида соединила части тела Осириса, и до завершения, когда она родила Гора и Божественная душа вселилась в его тело.
Другие храмы, расположенные около больших кладбищ, предназначены для поминовения и не выделяют какое-либо событие священной истории.

Литература

1. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.
2. Исида и Осирис. Москва, 2006. Плутарх.
3. История. Москва, 1999. Геродот.
4. География. Ленинград, 1964. Страбон.