Отражение событий священной истории в древне-египетской символике
В.А. Никонов

Аннотация

К настоящему времени стали известны не только главные события возрождения Осириса, но и менее значительные, и все они отражены в древне-египетской священной символике.
В настоящей статье показана последовательность основных событий возрождения души Осириса и соответствующая им символика.

Содержание

Основные события священной истории Древнего Египта таковы:

– гибель Осириса и расчленение его тела;
– поиск и соединение частей тела Исидой;
– зачатие небесного тела для души Осириса;
– зачатие девой Исидой земного ребёнка-Гора для небесной души;
– новое рождение души Осириса в небесном теле;
– слияние души земного Осириса с небесной душой Ра, находящейся в диске Солнца;
– рождение нового Солнца и рождение объединенной души Осириса-Ра в теле земного ребёнка-Гора.

На небесах события связаны с положением Солнца в созвездиях, задействованы все зодиакальные созвездия и ещё околополярное созвездие Пса, но главные события возрождения происходили в созвездиях Льва, Овна и Тельца, к ним добавим ещё смерть Осириса в созвездии Скорпиона (см.Рис.1).


Рис.1. Зодиакальный круг и созвездия с которыми связаны главные события

Начинается история с гибели Осириса, Плутарх сообщает, что Осирис погиб, когда Солнце было в созвездии Скорпиона:

… что это случилось …, когда Солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.
Иные же утверждают, что это срок его жизни, а не царствования … ([1], стр. 22).

Начало священной истории происходит в новолуние, во время смерти Осириса наступило солнечное затмение, словно зло творилось и на небесах.

… демон по имени Апоп, который … пытался удержать бога Солнца в заточении в царстве тьмы … ([2], стр. 72).

В это время погасли оба глаза небес, Солнце во время затмения и Луна в новолуние, небесные события выглядят так, словно Солнце-Ра ужалил небесный скорпион.
Изображение скорпиона является символом смерти Осириса в Древнем Египте (см.Рис.2).


Рис.2. Скорпион – символ смерти Осириса

Враги расчленили тело Осириса и бросили части в разных местах, чтобы его душа не могла найти свой дом-тело и начать восхождение на небеса.
Дева Исида очень долго разыскивала и собирала вместе части тела Осириса, благодаря её усилиям душа Осириса смогла получить новое рождение, поэтому изображения Исиды являются частью священной символики (см.Рис.3).


Рис.3. Скорпион с головой Исиды

Такой совмещенный символ показывает связь возрождения души Осириса с Исидой.
Через 9 месяцев после смерти Осириса Исида нашла почти все части тела, не нашла только половой орган.
Когда Исида соединила части тела Осириса, Солнце было в созвездии Льва, тогда душа Осириса поднялась на небеса (см.Рис.4).


Рис.4. Лев – символ начала возрождения Осириса

Изображения льва – символа начала возрождения Осириса были очень распространены в Древнем Египте, на входе в древне-египетские храмы ставили по два одинаковых льва, что показывает участие двух душ – небесной и земной в дальнейших событиях.
Две души участвуют в зачатии небесного тела для души земного Осириса и земного тела для небесной души, и «то, что происходит на небесах, происходит и на земле».
Душа Осириса вселилась в небесное тело, когда Солнце пришло в созвездие Овна, поэтому баран – это символ рождения души Осириса в новом теле (см.Рис.5).


Рис.5. Баран – символ нового рождения души Осириса

В Древнем Египте священная символика часто совмещена, например, фигура льва с головой барана или лев, который держит перед собой сосуд с головой барана, – это символы начала и завершения возрождения души Осириса (см.Рис.6).


Рис.6. Символы начала и завершения возрождения души Осириса

Совмещенная символика Древнего Египта может выглядеть «загадочной» и разнообразной, но суть ее проста и всегда описывает одни и те же события священной истории.
Земного ребёнка-Гора для небесной души вынашивала Исида и, когда Солнце перешло в созвездие Тельца, у Исиды начались родовые схватки.
В теле ребёнка-Гора должна была заново родиться душа, живущая в диске Солнца, а вместе с ней рождалось новое Солнце.
Поэтому бык – это символ рождения нового Солнца в созвездии Тельца (см.Рис.7).


Рис.7. Бык – символ рождения нового Солнца

Поскольку рождение нового Солнца напрямую связано с рождением Исидой ребёнка-Гора, у Исиды на голове находится диск Солнца на рогах быка или она изображена в виде коровы, или в образе женщины с коровьими ушами, которая носит имя Хатхор, что по-египетски означает «Дом Хора» (см.Рис.8).


Рис.8. Изображения Исиды с коровьей символикой

Помимо этого, Исида изображается со львами или в образе львицы, что показывает её связь с событиями в созвездии Льва (см.Рис.9).


Рис.9. Образы Исиды с львиной символикой

Завершающее событие – это рождение Исидой ребёнка-Гора и вместе с ним рождение в его теле соединенной души Осириса-Ра, состоящей из двух равных частей.
Вместе с душой Ра родилось новое Солнце, оно как-бы вышло из тела созвездия Тельца, это произошло во время самого высокого положения Солнца, что показывает кобра с поднятой головой (см.Рис.10).


Рис.10. Кобра – символ летнего солнцестояния

В Древнем Египте образ змеи показывает движение души на небесах, образом души является птица, она рождается из яйца, змея тоже рождается из яйца, в символике возрождения змея несёт яйцо птицы-души на небеса, вместе с душами рождается новое Солнце в самой высокой точке во время летнего солнцестояния, Солнце стоит на месте и долго не меняет своего положения, что и показывает поднявшая голову кобра.
Два высоких пера, расположенные за коброй и на головном уборе, это изображения двух чистых душ Осириса и Ра.
Дело в том, при взвешивании птицы-души на небесном суде, её сравнивают с лёгким пером, душа Осириса при взвешивании оказалась равна по чистоте душе Ра, живущей в диске Солнца, это и показывают два равных пера.
В Древнем Египте участие двух равных душ показывали с помощью двух одинаковых изображений (см.Рис.11).


Рис.11. Две равные фигуры – символы участия в событиях двух душ-близнецов

Два льва, два барана, два быка, две кобры – все это символы близнецов, которые, начиная с созвездия Льва, действуют вместе.
Далее рассмотрим символику, не связанную с положением Солнца на небосводе.

Символика, связанная с возрождении души

Египтяне считали, что человек – это соединение тела и души. Тело – это дом для души. Душа может свободно покидать свой дом-тело, но всегда к нему возвращается.
Душа имеет вид человека, но не имеет отражения и не имеет тени. Душа живет в сердце человека. Древние египтяне изображали душу в виде птицы (см.Рис.12).


Рис.12. Изображение души в виде птицы

Душа Осириса обычно изображалась в виде сокола (см.Рис.13).


Рис.13. Изображение души Осириса в виде сокола

Время выведения птенцов средиземноморского сокола совпадает с временем возрождения души Осириса на небесах, поэтому сокол был выбран в качестве образа души небесного Осириса.
Душу Осириса в образе сокола называли «небесный Гор» или Гор-Ур – «Гор старший», это связано с тем, что душа Осириса и небесная душа Ра вместе родились в теле ребёнка-Гора, поэтому земной Гор является земным телом нового Осириса, т.е. сыном и отцом в одном теле.
Необычный рисунок перьев около глаз средиземноморского сокола египтяне использовали при изображении «глаза Гора» (см.Рис.14).


Рис.14. Глаз Гора – это символ небесного Гора – души Осириса

Душа Осириса и души остальных людей до рождения в небесном теле не могут находиться с душой Ра в Солнце и двигаться по зодиакальным созвездиям, поэтому после зачатия небесного тела души из созвездия Льва поднимаются к северному полюсу мира, где находится древне-египетское созвездие Пса, в теле которого души ждут завершения создания небесного тела (см.Рис.15).


Рис.15. Пес Анубис встречает души на небесах

В сцене взвешивания души, которая находится в сердце, Анубис решает – можно ли душе поселиться в его теле и, если душа достойна, начинается создание нового тела для души.

Символика, связанная с созданием тела для души Осириса

Вынашивание тела для души Осириса египтяне связывали с околополярным созвездием Бегемотихи, которое расположено рядом с созвездием Пса (см.Рис.16).


Рис.16. Бегемотиха – символ рождения небесного тела для души Осириса

Выбор Бегемотихи связан с тем, что срок беременности у египетских бегемотов составляет 7-8 месяцев, что совпадает с временем создания тела на небесах.
После завершения создания небесного тела земная душа Осириса родилась в нём в первое полнолуние, а ребёнок-Гор родился как и положено через 9 месяцев и в его теле родилась небесная душа тоже в полнолуние, поскольку душа Осириса родилась раньше, поэтому небесного Осириса египтяне считали недоношенным из-за того, что он родился раньше положенного для ребёнка срока.
На Бегемотихе часто сидит крокодил – это символ зачатия без полового органа, египтяне использовали особенность строения крокодила, у которого половой орган не виден, словно его нет, на самом деле половой орган крокодила спрятан в заднем проходе, в т.н. клоаке, причём всегда в твёрдом состоянии, при напряжении мышц половой орган выскакивает и оплодотворяет самку очень быстро и незаметно, это очень похоже на зачатие душой своего нового тела без использования полового органа (см.Рис.17).


Рис.17. Крокодил – символ зачатия без полового органа

На небесах происходило постепенное преобразование Осириса, сначала у него был образ птицы-души, в созвездии Пса Осирис стал выглядеть как пёс, потом пёс стал превращаться в человека, что показывают четыре фигуры (см.Рис.18).


Рис.18. Четыре фигуры – символы преобразования Осириса

Чтобы показать преобразование тела пса в тело человека, использовали образ бабуина (см.Рис.19).


Рис.19. Бабуин – человек-пёс

У бабуина тело похоже на человеческое, а голова собачья, «глаз Гора» в руках человека-пса показывает, что это душа Осириса, серп месяца под диском Луны показывает, что все события происходят между новолунием и полнолунием.
У египтян было очень развито образное мышление, но использование созданных образов в повседневной жизни зашло в Древнем Египте слишком далеко, при подготовке к похоронам левую половину тела покойника намазывали бараньим жиром, а правую – коровьим жиром, считая, что это поможет возрождению на небесах в созвездиях Овна и Тельца.

Символика, связанная с рождением нового Солнца

В качестве символа рождения нового Солнца египтяне выбрали образ жука-скарабея.
Жук-скарабей скатывает шары из навоза и откладывает в них яйца, из которых рождаются новые жуки, которые живут и питаются прямо в шаре, пока не вырастут.
Это похоже на историю с рождением нового Солнца из шара старого Солнца (см.Рис.20).


Рис.20 Жук-скарабей – символ рождения нового Солнца

Изображения с жуками-скарабеями очень разнообразны:
1) жук держит на собой маленькое Солнце, которое рождается из шара старого Солнца;
2) жук в гнезде с поднятым диском Солнца показывает рождение птицы-души нового Солнца;
3) на теле жука изображен пёс, он показывает связь событий с созвездием Пса.
Дополнительная символика жуков поясняет историю рождения нового Солнца (см.Рис.21).


Рис.21 Дополнительная символика

4) в диске сидит жук с головой барана, что показывает связь рождения нового Солнца с возрождением души Осириса в созвездии Овна;
5) внизу начало событий – душа Осириса лежит на кровати, которая имеет вид тела льва. Пёс Анубис готовит новое тело для души Осириса. Выше две кобры с дисками Солнца показывают рождение двух душ-близнецов, на самом верху рождается новое Солнце;
6) два больших пера и диск Солнца показывают, что в новом Солнце живут две чистые души;
7) две кобры с дисками Солнца над головой показывают, что две возрождённые души живут в Солнце, серп месяца под диском Луны связывает события с новолунием и полнолунием, жук с диском Солнца показывает рождение нового Солнца, картуш служит образом яйца, из которого рождается птица-душа.

Символика, связанная с рождением ребёнка-Гора

Для понимания смысла древне-египетской символики необходимо помнить, что в теле земного ребёнка-Гора родились две неразделимые души Осириса и Ра, всего родилось трое – новое тело и две души (см.Рис.22).


Рис.22 Символика рождения ребёнка-Гора

На небесах, как и на земле, все рождаются голыми, поэтому голое тело показывает рождение тела, на головах голых фигур разные головные уборы, их символика имеет очень важное значение:
1) два изображения слева показывают сидящего на цветке лотоса новорожденного ребёнка-Гора, рога на его голове связывают его рождение с возрождением души Осириса в созвездии Овна, два пера – это символы чистоты двух душ, расположение их на голове ребёнка показывает, что в его теле живут две души, три одинаковых бутона с маленькими дисками Солнца наверху – это символика рождения троих, цветок лотоса точно поясняет время возрождения души Осириса.
2) две одинаковые кобры, сидящие на рогах по краям бутонов, показывают рождение двух душ-близнецов.
3) два ребёнка-Гора показывают рождение двоих, у одного головной убор Ра – это ребёнок-Гор с душой Ра, у другого двойной головной убор в виде колпака Осириса внутри шапки Ра – это ребёнок-Гор с двойной душой Осириса-Ра.
4) две женские фигуры в разных головных уборах показывают два рождения, три кобры показывают рождение троих, две маленькие кобры – это души-близнецы, у большой кобры двойной головной убор показывает соединение Осириса и Ра, на голове у Исиды диск Солнца между рогов быка показывает завершение возрождения в созвездии Тельца.
Стараясь донести суть священной истории египтяне соединяли вместе несколько образов, создавая сложные символы (см.Рис.23).


Рис.23 Сложная объединённая символика

Объединённая символика показывает развитие событий, зная смысл основных символов можно понять замысел создателя этих совмещенных фигур.

Заключение

Символика главных событий возрождения душ Осириса и Ра, связанная с зодиакальными созвездиями или созвездием Пса, относительно проста, сложными для понимания являются образы животных и растений, особенности поведения и строения которых египтяне использовали для пояснения священных событий.

Литература

1. Исида и Осирис. Москва, 2006. Плутарх.
2. Египетская книга мертвых. Санкт-Петербург, 2005. У.Э. Бадж.