О содержании гороскопов Рамзеса IV и Рамзеса VI

В.А. Никонов

Аннотация

В предшествующих работах гороскопы Рамзеса IV и Рамзеса VI выделены в особый вид гороскопов. Предполагалось, что в таких гороскопах изображения зодиакальных созвездий имеют совершенно другой внешний вид. Это предположение  оказалось неверным.
В данной работе исправлены ошибки прежних исследований, показана связь гороскопов Рамзеса IV, Рамзеса VI и копии гороскопа, выполненной современным египетским художником.  В результате установлено смысловое содержание сцен перечисленных гороскопов.

Содержание

Гробницы Рамзеса IV и Рамзеса VI находятся в Долине царей. На стенах и своде погребальных камер гробниц и на саркофаге изображены сцены гороскопов. Все сцены гороскопов, скорее всего, составляют единое целое, но общее исследование  изображений не проводилось. Исследование изображений указанных гороскопов проведено Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко (см. [1]), которые выделили для изучения гороскопы на сводах погребальных камер гробниц Рамзеса IV и Рамзеса VI. В ходе исследования они предположили, что зодиакальные созвездия потолочных гороскопов имеют вид, не используемый в других древне - египетских гороскопах.
Необходимо отметить, что, исходя из построения египетских погребальных гороскопов, невозможно понять построение потолочных гороскопов гробниц Рамзеса IV и Рамзеса VI, а также копии гороскопа, выполненной современным египетским художником. Поэтому идея Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко об использовании в гороскопах созвездий другого вида вполне закономерна. Но, к сожалению, сосредоточившись на определении нового вида зодиакальных созвездий, они не заметили  совпадения изображений гороскопов Рамзеса IV, Рамзеса VI  и   копии   гороскопа,   выполненной   современным   египетским   художником. В результате неверное предположение об использовании в гороскопах зодиакальных созвездий другого вида привело к необходимости делать предположения, противоречащие результатам предыдущих исследований. За изображения планет были взяты частные гороскопы движений и взаимных расположений планет, для указания положения Солнца и Луны в каждом случае пришлось делать дополнительные предположения о существовании символики нового вида. В итоге всех сложных построений содержание гороскопов осталось неясным.
В ходе данного исследования  никакой новой символики в вышеуказанных гороскопах пока не найдено. Изображения планет и созвездий имеют свой обычный вид. Кроме того, изображения частных гороскопов движений и взаимных расположений планет, символы солнцестояний и равноденствий и признаки видимости имеют такой же вид, как и в исследованных ранее гороскопах. Но по построению гороскопы гробниц Рамзеса IV и Рамзеса VI, а также копия гороскопа, выполненная современным египетским художником, действительно образуют другой вид гороскопов.
Исследование указанных гороскопов можно свести к исследованию потолочного гороскопа Рамзеса VI, но количество сцен в этом гороскопе настолько велико, что только описание изображений занимает более двадцати страниц. Поэтому, чтобы за описанием изображений не было потеряно содержание гороскопов, в данной статье рассмотрено только построение и смысловое содержание вышеуказанных гороскопов.
В данной работе за основу были взяты следующие положения:
Во-первых
, в древне - египетских гороскопах изображены только те знаки зодиака, которые, по мнению  создателей гороскопа, необходимы для записи даты.
Во-вторых
, поскольку Гор родился во время солнцестояния, то при описании дня его рождения вместо знаков зодиака может быть приведено указание на летнее солнцестояние.
Внешний вид потолочных гороскопов Рамзеса IV, Рамзеса VI и копии гороскопа, выполненной современным египетским художником, показан на Рис.1, Рис.2, Рис.3.

Изображение на потолке

Изображение на потолке

Изображение на потолке

Рис.1. Три группы сцен в правой половине свода погребальной камеры гробницы Рамзеса IV

Изображение на потолке

 Рис.2. Гороскоп на своде погребальной камеры гробницы Рамзеса VI

Копия гороскопа

Рис3.Копия гороскопа, выполненная современным египетским художником

 

Анализ изображений гороскопов

Т.к. количество изображений гороскопа Рамзеса VI очень велико, а копия современного египетского художника выполнена очень небрежно, то, чтобы не утонуть в описании сцен и правильно понять содержание гороскопов, начнем с изучения изображений достоверного и более простого гороскопа погребальной камеры Рамзеса IV.

 Анализ изображений погребальной камеры гробницы Рамзеса IV

Погребальная камера гробницы представляет собой прямоугольное помещение, в центре которого находится большой саркофаг. На стенах и своде погребальной камеры и на самом саркофаге изображены сцены гороскопов. Начнем описание с изображений на видимой части саркофага (Рис.4).  

Вид погребальной камеры
Рис.4. Погребальная камера гробницы Рамзеса IV

На видимой стене саркофага изображены три большие фигуры, над головами которых находятся солнечные диски.
Средняя фигура изображает Осириса.
Две фигуры по краям смотрят на фигуру Осириса.
Две фигуры слева и справа от Осириса являются женщинами, судя по длине волос и форме зада фигур.
По-видимому, женские фигуры изображают Венеру-Исиду на рассвете и закате и являются границами сцены. Помимо этого два изображения Венеры-Исиды, возможно, имеют и другой смысл, о чем будет сказано ниже.
Фигура Осириса находится между двумя руками, над ладонями которых изображен солнечный диск.
Солнечный диск над высоко поднятыми ладонями  – это символ солнцестояния
.
На левой ладони стоит маленькая фигура с большой головой – это младенец Гор, рожденный во время солнцестояния.
Т.е. на стене саркофага показано рождение Гора во время солнцестояния.
На видимой части стен находятся сцены гороскопов и поясняющий иероглифический текст. Среди текста на стенах множество картушей.
Под потолком на стене за саркофагом две одинаковые птицы с солнечными дисками на головах, возможно, показывают солнцестояние в Близнецах.
К сожалению, саркофаг загораживает большую часть стены, поэтому подробности не видны.
На потолке камеры большое изображение, поделенное вдоль оси саркофага на две половины, в каждой из которых находится свое изображение тела Нут.

Анализ изображений левой половины свода погребальной камеры  Рамзеса IV

В левой половине свода изображена большая мужская фигура (Рис.5) с одинаково поднятыми вверх руками. Мужская фигура, скорее всего, изображает Гора, который поддерживает тело Нут, т.е. как - бы является опорой для Нут.
Перед лицом Нут находятся большой диск Солнца и крыло, которые показывают восход Солнца над линией горизонта.

Левая половина свода
Рис.5. Левая половина свода погребальной камеры гробницы Рамзеса
IV

В промежности ног Нут изображен маленький диск, возможно, это Луна.
Диск Солнца у рта Нут и диск Луны у ног Нут показывают, как  Солнце восходит у лица Нут, в то время как Луна заходит у ног Нут.
Поскольку в день рождения Гора во время восхождения Солнца Луна заходила, то изображения Солнца и Луны на противоположных краях соответствует описанию дня рождения Гора.
Около колен Нут изображен жук с двумя одинаковыми фигурками по бокам, возможно, это символ солнцестояния в Близнецах.
Все свободное место между руками и ногами Нут занимает иероглифический текст.
Кроме того, на теле Нут даны иероглифические пояснения.
Остальная часть изображения показана на прорисовке, показанной на Рис. 6.

Прорисовка
Рис.6. Левая половина свода погребальной камеры гробницы Рамзеса
IV

Справа за ногами Нут изображены три цветка, над которыми находится гнездо с сидящей в нем птицей-Солнцем.
Птица-Солнце, по какой-то причине, обернута полосой ткани и у нее нет солнечной шапки.
Слева от крыла птицы-Солнца расположен угольник – признак наибольшего значения.
Угольник показывает, что Солнце находится в самой высокой точке во время солнцестояния.
Три цветка означают три разных солнцестояния,  как будет ясно из дальнейшего описания, в правой половине  свода показаны три солнцестояния.
Что означают кружки у пальцев ног Нут неясно.

Анализ изображений правой половины свода погребальной камеры  Рамзеса IV

Перед лицом Нут также как и в левой половине свода  изображен солнечный диск (Рис.7).
На теле Нут изображены звезды.
Звезды показывают, что здесь изображены события на звездном небе, солнечный диск у лица Нут показывает, что во время всех событий Солнце располагается одинаково.

Правая половина свода
Рис.7. Правая половина свода погребальной камеры гробницы Рамзеса
IV 

Под руками Нут находится мужская фигура (Рис.1), которая выделена красной заливкой, в отличие от синей заливки остальной части.
Мужская фигура, скорее всего, это Гор, а красный цвет, видимо, напоминает, что Гор рожден во время солнцестояния.
Под телом Нут расположены три основные группы сцен (Рис.1).
Три группы сцен отделены друг от друга пустым пространством, но при этом связаны процессией с лодками. Это означает, что события, описываемые в трех группах, разные, но при этом события связаны между собой.
Рассмотрим внимательнее лодки, чтобы понять, что объединяет эти три группы сцен.
Сами лодки одинаковы. Лодки не плывут задом наперед, как может показаться, у крайней  лодки справа изображены рулевые весла. Широкий нос – это, видимо, особое приспособление, используемое тогда, когда лодку тянут бурлаки, как  показано в гороскопе.
В центре каждой  лодки находится домик – это символ целого года, также как домик на стеле Меттерниха.
На крыше домика находится поднявшая голову кобра – это символ солнцестояния.
Внутри домика женская и мужская фигуры держат друг друга за руки.
Женская и мужская фигуры изображают Близнецов
, а в целом домик с двумя фигурами и коброй на крыше показывает завершение одного года и начало другого года во время солнцестояния в Близнецах.
На голове мужской фигуры солнечный диск на бараньих рогах показывают день возрождения Осириса, которое произошло, когда Солнце находилось у Овна.
За спиной женской фигурой находится вертикально стоящая змея, это означает подъем, возможно, это подъем Венеры, когда она находилась в Близнецах.
Слева и справа от домика изображены две фигуры. 
Фигура справа мужская, у нее широкий шаг.
Фигура слева стоит на коленях, поэтому размер ее шага не виден, но фигура одета в длинное  платье, поэтому это женская фигура.
Обе фигуры касаются руками стен домика.
Скорее всего, также как и на стеле Меттерниха, это изображения Венеры и Меркурия, которые весь год находятся рядом с Солнцем.
Женская фигура одновременно изображает Исиду, на это указывает ее необычная поза и более высокий рост по сравнению с мужской фигурой.
За спиной Исиды изображена мужская фигура, рост которой увеличивается от одной лодки к другой.
Поскольку увеличение роста от солнцестояния к солнцестоянию можно связать только с Гором, то мужская фигура изображает взрослеющего Гора.
Тогда, три лодки означают три разных года жизни Гора.
Перейдем к более подробному рассмотрению сцен и начнем по ходу фигур справа налево.

Анализ изображений первой части гороскопа  Рамзеса IV

Перед лодкой изображены четыре группы фигур, которые, возможно, описывают два солнцестояния и два равноденствия.
Ниже ряда фигур с лодкой  расположены горизонтально шесть фигур.
Три верхние фигуры мужские, они идут вверх.
Три нижние фигуры идут вниз, из них две мужские и одна женская фигура посередине.
Здесь, видимо, показано движение планет во время летнего солнцестояния.
Три планеты поднимаются, а три, среди которых Венера, опускаются.
Такое движение не является очень редким. Солнце, Венера и Меркурий нередко движутся в противоположном направлении вдоль эклиптики относительно Юпитера, Марса и Сатурна.
Правее горизонтальных фигур изображены три одинаковые фигуры на вершине овала, что это значит неясно. В других гороскопах овал изображал годовое движение Солнца, так что, возможно, здесь показано какое-то астрономическое событие.
По краям описанных групп фигур  находятся две большие мужские фигуры, которые идут в сторону рук Нут, т.е.  в противоположном общему ходу направлении.
Это означает, что фигуры не относятся к планетам.
Рост у правой фигуры больше, чем у левой фигуры.
Мужские фигуры, скорее всего, изображают Осириса и Гора, тем более, что перед фигурой Осириса изображены девять одинаковых значков в виде лежащей на кровати мумии Осириса. Почему мумий девять неясно.
В результате анализа изображений первой части правой половины гороскопа Рамзеса IV видим, что в этой части гороскопа нет новых изображений зодиакальных созвездий.

Анализ изображений второй части гороскопа  Рамзеса IV

Перед лодкой изображены четыре группы фигур, которые, возможно, описывают два солнцестояния и два равноденствия.
Ниже четырех фигур с лодкой  расположены несколько различных групп фигур.
Прямо под лодкой три сидящие на троне фигуры. Возможно, это Осирис, Исида и Гор.
Три фигуры на троне, возможно, показывают, что Гор достиг совершеннолетия и стал равноправным правителем, как Осирис и Исида.
Правее трех фигур на троне двенадцать небольших изображений, по-видимому, описывающих историю возрождения Осириса и рождения Гора.
Если двигаться сверху вниз, то в правом ряду первое и третье изображения показывают лежащую мумию Осириса, между ними второе изображение, возможно, показывает, сидящую на кровати и плачущую Исиду.
Ниже второго изображения мумии Осириса расположены еще три изображения, которые  показывают сидящую на кровати и плачущую Исиду.
В левом ряду внизу три изображения, возможно, показывают сидящую Исиду уже не на кровати, а на трех изображениях вверху показана фигура, держащая ребенка.
Двенадцать фигурок – это, возможно, указание на то, что рождение Гора произошло в самом конце одного года и начале следующего.
Ниже трех фигур на тронах изображены три фигуры на овале. 
В отличие от первой части, где на овале изображена фигура, поднимающаяся на локте, во второй части фигура опирается своим задом на овал, т.е. здесь нижнее положение чего-то.
Возможно, здесь показано какое-то астрономическое событие.
Левее расположены три ряда фигур, смысл их неясен.
Заканчиваются три ряда фигур чем-то вроде трилистника или, возможно, трех созревших лотосов.
В итоге видим, что и в этой части гороскопа нет новых изображений зодиакальных созвездий.

Анализ изображений третьей части гороскопа  Рамзеса IV

Перед лодкой изображены четыре группы фигур, которые, возможно, описывают два солнцестояния и два равноденствия.
Ниже ряда фигур с лодкой  левее трилистника расположены горизонтально шесть фигур, на голове у фигур полумесяц, скорее всего, здесь описано какое-то астрономическое событие.
Над головой Исиды в лодке изображено что-то неясное, такой же неясный предмет изображен перед мужской фигурой, возглавляющей шествие фигур перед каждой лодкой.
Среди четырех рядов частных гороскопов самых верхний ряд имеет необычный вид.
Во-первых, на троне сидит фигура с планетным посохом в руке.
Во-вторых, мужская фигура изображена в чем-то напоминающем створ ворот.
Необходимо отметить, что в правой половине потолочного гороскопа Рамзеса VI много изображений Исиды, поэтому, возможно, описываемое событие связано именно с ней.
Кроме того, отметим, что хотя Исида находится во всех лодках, неясный предмет над головой Исиды появляется только в третьей последней лодке, которая и описывает заключительное событие.
Чтобы понять, что это может значить, посмотрим первые три части правой половины гороскопа Рамзеса VI (Рис.8), которые описывают события более подробно. (Чтобы было удобнее сравнивать на Рис. 8 изображения правой половины гороскопа Рамзеса VI развернуты).  

Черно-белое изображение
Рис.8. Правая половина свода погребальной камеры гробницы Рамзеса
VI

Видим, что сидящая на троне фигура является женской, т.е. это изображение Исиды на троне.
Тогда планетный посох в руке Исиды, возможно, показывает, что Исида  присоединилась к планетам, т.е. умерла как человек и возродилась в качестве планеты. Это подтверждают и другие изображения в гороскопе Рамзеса VI, в котором Исида в первых двух частях изображена без посоха и только в третьей части с посохом. Причем в первой части Исида сидит на троне, т.е. правит, во второй части сидит без трона, т.е. уже не правит, видимо, вместо нее правит Гор, а в третьей части Исида сидит на троне, но уже с планетным посохом, т.е. правит на небе. Кроме того, чтобы подчеркнуть отличие в положении Осириса и Исиды, в первой части перед Исидой стоит мужская фигура с планетным посохом.  У фигуры голова Овна, над рогами которого находится солнечный диск. Все это прямое указание на возрожденного Осириса, который является небожителем, т.к. держит планетный посох.
Тогда, возможно, мужская фигура в гороскопе Рамзеса IV, возглавляющая шествие фигур тянущих лодку, это Осирис, а неясный значок перед его лицом означает символ присоединения к небожителям и такой же символ появляется у Исиды в последней лодке.
В этом случае мужская фигура в створе ворот, возможно, показывает Осириса, встречающего Исиду у ворот неба.
Это придает другое смысловое значение двум женским фигурам на саркофаге.
Две женские фигуры,  возможно, показывают в одном случае Исиду как земную женщину, а в другом Исиду как планету.
Возвращаясь к изображениям третьей части правой половины гороскопа Рамзеса IV, отметим, что и в этой части гороскопа нет новых изображений зодиакальных созвездий.

Сравнение изображений трех частей правых половин гороскопов  Рамзеса IV и Рамзеса VI

Похоже, что в гороскопе Рамзеса VI не изображено одно из солнцестояний, здесь лодку тянет ряд фигур изображающих равноденствие.
Количество фигур отличается, но порядок фигур совпадает в обоих гороскопах.
В первой части
вверху в обоих гороскопах изображены четыре фигуры.
В гороскопе Рамзеса IV  фигуры плохо различимы, поэтому точное сравнение  их с изображениями гороскопа Рамзеса VI невозможно.
В первой части во втором ряду в обоих гороскопах изображены пять фигур.
Первой идет мужская фигура с головой ибиса
.
Далее, мужская фигура.
Далее, женская фигура.
Далее, мужская фигура.
В гороскопе Рамзеса IV у фигуры голова лисы, в гороскопе Рамзеса VI фигура имеет вид Осириса.
Далее, мужская фигура.
В гороскопе Рамзеса IV у фигуры голова человека, в гороскопе Рамзеса VI у фигуры голова лисы.
Последняя мужская фигура в гороскопе Рамзеса IV, возможно, описывает положение планеты в конце описываемых событий, а фигура Осириса в гороскопе Рамзеса VI  показывает дополнительные подробности, не связанные с порядком планет. Фигура Осириса не нарушает общего порядка фигур, который выглядит так: мужская фигура с головой ибиса, мужская фигура, женская фигура, мужская фигура с головой лисы.
Отличия в изображениях естественны, т.к. их составляли разные люди, которые хотя и описывали  одно событие, но выделяли разные подробности.
Сравнивая фигуры третьего ряда в гороскопе Рамзеса IV и четвертого ряда в гороскопе Рамзеса VI, видим, что они отличаются только числом фигур, но описывают одно событие, которое показано с помощью диска Солнца над головой второй мужской фигуры слева.
На лодке в обоих гороскопах одинаковые домики с коброй наверху
.
В домике женская и мужская фигуры держатся за руки и, скорее всего, изображают Близнецов
.
Две мужские фигуры расположены по краям домика
.
В гороскопе Рамзеса VI на лодке нет Исиды, но она изображена сидящей на троне в первом ряду.
Ниже горизонтальных рядов в обоих гороскопах две большие мужские фигуры.
Но в гороскопе Рамзеса VI мужские фигуры смотрят в разные стороны, чтобы подчеркнуть, что эти фигуры  разные.
Перед самой большой мужской фигурой девять одинаковых значков в виде мумий Осириса
.
Рядом с большими фигурами в гороскопе Рамзеса VI три группы из трех фигур.
В одной группе три мужских фигуры.
Две оставшиеся группы одинаковы и там посередине находится женская фигура.
Группа с женской фигурой повторена дважды это, видимо,  должно означать, что движение этой группы отличается от движения трех мужских фигур.
Фигур на вершине овала в гороскопе Рамзеса IV нет, но во второй части показаны три сидящие и опирающиеся на локоть фигуры, как и во второй части гороскопа Рамзеса VI. Это означает, что создатель гороскопа Рамзеса VI описывает те же астрономические события при построении гороскопа, что и создатель гороскопа Рамзеса IV, но, выделив нижнее положение, решил, что выделять верхнее необязательно.
Во второй части
гороскопа Рамзеса IV в первом ряду изображено пять мужских фигур, а в гороскопе Рамзеса VI восемь мужских фигур, но, поскольку, вид фигур не отличается, это означает, что изображают они одну и ту же планету и один и тот же частный гороскоп.
Во втором ряду в гороскопах снова разное количество фигур, но порядок фигур тот же.
Начинают ряд две стоящие фигуры в гороскопе Рамзеса IV и сдвоенная фигура в гороскопе Рамзеса VI.
Далее, женская фигура.
Далее, мужская фигура, возможно,  Марс.
Далее, мужская фигура с головой ибиса, возможно, Меркурий.
Далее, в гороскопе Рамзеса IV показано, как планета поравнялась с Солнцем, а в гороскопе Рамзеса VI изображена сидящая без трона Исида и четыре мужские фигуры перед ней, причем ближайшая к Исиде мужская фигура имеет больший рост, чем остальные фигуры и может изображать Солнце. Отличия в показанных сценах связаны с тем, что разные люди могут по-разному изображать дополнительные сцены.
Сравнивая фигуры третьего ряда в гороскопе Рамзеса IV и четвертого ряда в гороскопе Рамзеса VI, видим, что они отличаются только числом фигур, но сами фигуры одинаковы и, скорее всего, описывают одно событие, которое показано с помощью диска Солнца над головой второй мужской фигуры слева.
Лодки в обоих гороскопах можем считать одинаковыми,
т.к. Исида в гороскопе Рамзеса VI изображена отдельно во втором ряду.
Внизу в гороскопе Рамзеса VI вместо двенадцати изображений для описания истории Исиды использованы только шесть изображений.
Во второй части гороскопа Рамзеса VI нет фигур на троне, но это не нарушает смысловое содержание, т.к. здесь Исида изображена без трона в отличие от первой части, где она сидит на троне, т.е. в первой части Исида правит, а во второй части уже нет.
В обоих гороскопах есть три фигуры опирающиеся на локоть, но в гороскопе Рамзеса VI фигуры изображены без овалов, что естественно, если показываешь самое низкое положение.
Ряды сидящих горизонтально фигур одинаковы
и так же держат в руках что-то вроде косы.
В третьей части
гороскопа Рамзеса VI такой же створ ворот с мужской фигурой, как и в гороскопе Рамзеса IV.
Фигуры Исиды с планетным посохом расположены в гороскопах Рамзеса IV и Рамзеса VI в разных рядах, но это не меняет их смысловое содержание.
Количество фигур в первом ряду разное, но в гороскопе Рамзеса VI изображена дополнительная фигура с посохом и мумия Осириса, что является дополнительным указанием на то, что Исиду встречает Осирис.
Во втором ряду в гороскопе Рамзеса VI больше фигур, чем в гороскопе Рамзеса IV, но внимательное их рассмотрение только сближает содержание гороскопов.
В гороскопе Рамзеса VI вначале изображена фигура с планетным посохом, отмечая тем самым начало событий. Видимо, это изображен Осирис.
В конце ряда изображена сидящая на троне Исида с планетным посохом.
Кроме того, в ряду изображена мумия Осириса и мумия с головой львицы, что только подтверждает предположение о смерти Исиды.
Тогда во втором ряду остаются четыре одинаковые мужские фигуры в обоих гороскопах.
У одной из мужских фигур в гороскопе Рамзеса VI высокий головной убор, в гороскопе Рамзеса IV у мужской фигуры над головой что-то неясное.
Лодки в обоих гороскопах можем считать одинаковыми.
Сравнивая фигуры третьего ряда в гороскопе Рамзеса IV и четвертого ряда в гороскопе Рамзеса VI, видим, что они отличаются только числом фигур, но сами фигуры одинаковы и, скорее всего, описывают одно событие, которое показано с помощью диска Солнца над головой второй мужской фигуры слева.
Внизу в гороскопе Рамзеса VI такой же трилистник как и в гороскопе Рамзеса IV и те же шесть горизонтальных фигур с руками за спиной.
Ниже трилистника в гороскопе Рамзеса VI три ряда сидящих горизонтально фигур.
В гороскопе Рамзеса IV сидящие фигуры оказались объединенными в двух рядах, а в гороскопе Рамзеса VI они разделены, что связано только с построением гороскопов.

Результаты анализа изображений

В результате анализа изображений правой половины гороскопа Рамзеса IV стало ясно, что здесь нет гороскопа в обычном понимании. Здесь показаны три дня из разных лет жизни Гора. Все эти дни одинаковы – это дни рождения Гора, происходящие во время летнего солнцестояния. Каждый год описан с помощью частных гороскопов движений и взаимных расположений планет, описывающих солнцестояния и равноденствия этого года.
Т.к. описываемые годы идут не подряд и в гороскопе нет дополнительных указаний или они пока не ясны, то на определение лет описываемых событий может потребоваться много времени, хотя сама задача не является неразрешимой.
Почему в гробнице изображена смерть Исиды, пока остается неясным.
Возможно, на все вопросы ответит гороскоп на стенах погребальной камеры, но пока нет доступного и полного описания гороскопа на стенах, все вопросы остаются без ответа.
В ходе сравнения изображений гороскопов установлено совпадение правой половины гороскопа Рамзеса IV с тремя первыми частями правой половины гороскопа Рамзеса VI.
Это означает, что в правой половине гороскопа Рамзеса VI находится продолжение истории жизни Гора. Чтобы узнать подробности,  перейдем к описанию гороскопа Рамзеса VI.

 Анализ изображений гороскопа на своде погребальной камеры гробницы Рамзеса VI

Погребальная камера гробницы представляет собой большое помещение, в центре которого когда-то находился саркофаг. На стенах и своде погребальной камеры Рамзеса VI изображены сцены гороскопов (Рис.9).

Вид погребальной камеры
Рис.9. Погребальная камера гробницы Рамзеса VI

Сцены гороскопов, расположенные на стенах трудно различимы, поэтому рассмотрим содержание гороскопа только на своде погребальной камеры.
Изображения на своде  поделены на две половины вдоль оси саркофага.
В каждой из половин находится свое изображение тела Нут.
В левой половине на теле Нут изображены солнечные диски, а в правой на теле Нут изображены звезды. Поскольку с правой стороны находится описание истории жизни Гора, Исиды и Осириса, то на левой стороне, скорее всего, расположен основной гороскоп.
Начнем с правой стороны, где три части гороскопа уже описаны (Рис. 10).

Анализ изображений правой половины гороскопа Рамзеса VI

Правая половина
Рис.10. Правая половина гороскопа Рамзеса VI

На правой половине гороскопа Рамзеса VI на теле Нут изображены звезды.
У ног Нут жук на столбе – это символ летнего солнцестояния.
Жук – это символ Солнца, столб – символ летнего солнцестояния.
Столб стоит на санках, которые держит сидящая фигура с пальцем во рту.
Над головой сидящей фигуры жук держит над собой что-то вроде палки.
Фигура с пальцем во рту показывает рождение кого-то, жук над ее головой показывает, что дни рождения постоянно приходятся на солнцестояние, столб солнцестояния на санках показывает, что дни солнцестояний  движутся по годам
.
Около столба солнцестояния и сидящей фигуры с пальцем во рту ближе к ногам Нут изображены две одинаковые сидящие друг под другом фигуры, которые смотрят на фигуру с пальцем во рту и столб солнцестояния.  Две одинаковые фигуры, возможно, изображают Близнецов и показывают, что солнцестояние и день рождения фигуры происходят в Близнецах. Рядом с сидящими фигурами две одинаковые или почти одинаковые иероглифические надписи.
В целом вся сцена показывает празднование дня рождения Гора во время солнцестояния в Близнецах в разные годы
.
Слева от столба солнцестояния два картуша и иероглифический текст.
Над иероглифическим текстом и картушами ряд плохо различимых фигур, изображенных серым или серебристым цветом в отличие от желтого цвета остальных фигур.
Под иероглифическим текстом и картушами находится лодка серого или серебристого цвета. Лодка приподнята относительно горизонтального ряда лодок желтого цвета. 
Под лодкой большое пустое пространство, не заполненное текстом и другими фигурами.
Таким образом, фигуры, иероглифический текст, картуши и лодка объединены одним серым или серебристым цветом. Причем они намеренно расположены рядом со столбом солнцестояния, тем самым создатели гороскопа показывают, что какое-то событие произошло во время солнцестояния. То, что событие изображено не желтым, как праздник дня рождения Гора, а серебристым цветом, показывает, что это событие печальное. То, что рядом изображены два картуша, означает смерть двоих человек.
Ниже столба солнцестояния две одинаковые лодки на серебристых прямоугольниках  расположены поперек основного движения лодок. Верхняя лодка касается сидящей фигуры с пальцем во рту. На лодках никого нет, только два букета из трех стеблей, причем на среднем стебле нет цветка.
Возможно, здесь также показана смерть двоих.
Рядом с лодками ближе к ногам Нут столбцы с иероглифическим текстом.
Ниже двух лодок две большие стоящие фигуры с львиными головами, расположенные горизонтально. Две фигуры протягивают друг к другу руки, над их руками изображен большой диск, что это значит неясно.
Все оставшееся пространство между руками и ногами Нут заполняют пять горизонтальных рядов, разделенных на одиннадцать частей с помощью вертикальных полос с иероглифами.
Всего со знаками солнцестояния у ног Нут получается двенадцать частей.
Опустим описание частных гороскопов, лодок и других фигур в рядах.
Посмотрим на то, что привлекло внимание, для этого рассмотрим нижнюю часть шестого и седьмого вертикальных рядов (Рис. 11).

Черно-белое изображение
Рис.11. Правая половина гороскопа Рамзеса VI

В шестом вертикальном ряду ниже четвертого горизонтального ряда видим ряды из  трех сидящих фигур.
Слева три сидящие фигуры с поднятой рукой смотрят вниз.
Правее фигур три погасших светильника.
Правее три сидящие фигуры с поднятой рукой смотрят вниз.
Правее три сидящие фигуры с поднятой рукой смотрят вверх.
Фигуры горизонтальной линией отделены от расположенных ниже фигур.
Ниже изображены три кровати с изголовьями в виде головы льва, на которых лежит мумия.
На этих же кроватях стоят три фигуры разного роста.
Левее всех стоит маленькая мужская фигура.
В середине стоит женская фигура.
Справа стоит большая мужская фигура.
Естественно предположить, что это Гор, Исида и Осирис.
Тогда то, что все они стоят на одинаковых кроватях с мумиями означает, что все они стали в чем-то равны и это равенство означает смерть, т.е. здесь изображена смерть Гора.
Чтобы проверить это, посмотрим на изображения следующего вертикального ряда.
Сначала изображен большой символ солнцестояния в виде кобры на высокой подставке, большой прямоугольник на котором маленькая фигурка льва и два ряда маленьких фигур.
Ниже изображена большая фигура на троне с планетным посохом в руках.
Левее ее два ряда фигур друг под другом.
В верхнем ряду три фигуры разного роста. Первой изображена женская фигура, за ней две мужские. Рост фигур увеличивается вправо.
В нижнем ряду изображены только две фигуры, мужская фигура в середине отсутствует.
Если три фигуры это Исида, Гор и Осирис, то отсутствующая мужская фигура внизу сидит на троне с планетным посохом. Т.к. вручать планетный посох Осирису нет смысла, т.к. он уже является небожителем, то посох вручают Гору. Значит, здесь действительно показано как Гор стал небожителем, т.е. показана смерть Гора.
Но на этом история не заканчивается, ее продолжают поколения потомков Гора.
Поскольку в конце ряда изображены картуши фараонов, то это значит, что фараоны были прямыми потомками Гора.
Т.е. фараоны считали себя прямыми наследниками  Осириса, Исиды и Гора.
Смысловое значение других сцен правой половины гороскопа Рамзеса VI пока неясно, поэтому их описание пропустим и перейдем к рассмотрению левой половины гороскопа Рамзеса VI (Рис.12.).

Левая половина
Рис.12. Левая половина гороскопа Рамзеса VI

 Анализ изображений левой половины гороскопа Рамзеса VI

В левой половине свода на теле Нут изображены двенадцать солнечных дисков, которые могут означать двенадцать месяцев, т.е. в этом гороскопе описаны двенадцать месяцев.
Изображения под телом Нут разделены на пять горизонтальных рядов.
Перед лицом Нут около рта изображен солнечный диск, а на противоположной стороне около ног Нут изображен диск на крыльях, которые находятся на подставке.
С обеих сторон от подставки изображены две сидящие фигуры с поднятой рукой.
Подставка, как и поднятые руки с двух сторон, показывают наибольший подъем, крылья, видимо, изображают линию горизонта.
Это значит, что здесь показан наибольший подъем Солнца над линией горизонта, т.е. здесь показано летнее солнцестояние.
Рядом с диском дано какое-то иероглифическое пояснение.
Изображение с диском и сидящими фигурками развернуто поперек относительно изображений пяти горизонтальных рядов фигур между руками и ногами Нут.
Под сидящими фигурками и диском с крыльями изображена лодка, на палубе которой несколько мужских фигур. Одна из фигур обеими поднятыми руками как – бы поддерживает подставку, на которой находится диск с крыльями, это, видимо, показывает, что лодка имеет отношение к летнему солнцестоянию.
На палубе лодки ваза с цветами, две вертикальные доски и еще что-то неясное.
Под лодкой изображены две одинаковые лодки меньшего размера, между которыми приподнятый солнечный диск. На палубе этих двух лодок никого нет. Лодки отгорожены от остальных изображений серебристой полосой.
Серебристая полоса показывает, что здесь находятся те же две лодки, которые изображены на правой половине и эти лодки также показывают смерть двоих человек.
Лодки соединены прямой серебристой полосой с солнечным диском у лица Нут, что объединяет все события, изображенные рядом с полосой.
Серебристые полосы по краям лодок отделяют два горизонтальных ряда от остальных рядов.
Вдоль нижнего края полосы находится большое количество иероглифического текста.
Среди иероглифического текста дважды выделены два больших картуша с именами умерших.
Пропустим описание других изображений и рассмотрим левую часть верхнего ряда (Рис. 13).

Гороскоп
Рис.13. Левая часть верхнего ряда левой половины гороскопа Рамзеса
VI

В начале ряда здесь изображена птица-Солнце в высоком головном уборе, сидящая на гнезде, это, видимо, символ солнцестояния.
Далее после ряда фигур изображена мужская фигура с головой лисы, которая поставила планетный посох на животное с рогами.
Похоже это изображение Сатурна у Овна.
Т.е. зодиакальное созвездие Овна показано обычным образом.
Если в левой половине гороскопа использовано обычное изображение зодиакального созвездия, то нет смысла использовать в правой половине новые виды зодиакальных созвездий.
Далее после ряда фигур изображен символ солнцестояния рядом с которым изображены взявшиеся за руки женская и мужская фигуры.
Это очень похоже на зодиакальное созвездие Близнецов, в котором в Древнем Египте происходило летнее солнцестояние.
А то, что мужская фигура держит планетный посох, вполне может означать, что в созвездии Близнецов в основном гороскопе находится мужская планета.
Просмотр остальной части верхнего ряда показывает, что здесь нет изображений других зодиакальных созвездий, но в этом нет ничего удивительного, т.к. создатели древне – египетских гороскопов изображали только те зодиакальные созвездия, которые необходимы для записи даты.
Верхний ряд заканчивается рядом кобр на гнезде, изображенных серебристым цветом.
Видимо, это указание на печальное событие во время солнцестояния.
В итоге изучения изображений верхнего ряда приходим к выводу, что символика в этой части гороскопа не отличается от остальных древне – египетских гороскопов.
Просмотр остальных изображений показывает, что всего в гороскопе показаны четыре мужские фигуры с планетными посохами. Причем две другие мужские фигуры показаны в частных гороскопах, поэтому трудно сказать в каком зодиакальном созвездии они находятся.
Почему в основном гороскопе Рамзеса VI не показаны все планеты ?
Чтобы понять это, нужно обратиться к статье о точности древне - египетских гороскопов.
Дело в том, что в основном гороскопе Рамзеса VI уже указаны точный день и месяц, по нашему календарю это 22 июня.
Как нам известно, день и месяц показывают Луна, Меркурий, Венера, Солнце и Марс.
Поэтому, если день и месяц известны, то изображать Луну, Меркурий, Венеру, Солнце и Марс не обязательно.  Для указания года необходимы в первую очередь Сатурн и Юпитер. Расположение Сатурна показано в гороскопе, положение Юпитера, возможно, показывает мужская фигура в Близнецах, но, возможно, положение Юпитера показано другим образом.  
Исследование основного гороскопа требует больше времени для проверки положений планет по частным гороскопам, а в этой статье перейдем к сравнению левой половины гороскопа Рамзеса VI c копией гороскопа, выполненной современным египетским художником (Рис. 3).

Анализ изображений копии неизвестного гороскопа

Основную часть занимает тело Нут. Вокруг Нут изображены звезды.
Ниже ног Нут изображены вертикальные ряды иероглифического  текста.
Правый край изображения занимает вертикальный столбец иероглифического текста.
Справа, рядом с руками Нут, изогнутая линия, напоминающая вход.
На самом теле Нут пять солнечных дисков, изображенных между двумя рядами звезд.
Непосредственно под телом Нут горизонтальный ряд иероглифического текста, протянутый от ног до головы.
Слева у ног Нут изображен солнечный диск над крыльями, которые в свою очередь расположены на подставке.
Рядом с подставкой две сидящие фигуры с протянутыми к подставке руками. Все изображение развернуто поперек горизонтальных рядов.
Солнечный диск на подставке - символ солнцестояния. Крылья, видимо, изображают линию горизонта. Две фигуры с протянутыми руками показывают, что здесь показано наивысшее положение Солнца.
В целом изображение совпадает с изображением основного гороскопа Рамзеса
VI, но выполнено небрежно.
Правее солнцестояния изображена лодка с неясными фигурками на ней.
Лодка расположена поперек горизонтальных рядов.
Под лодкой расположены трудно узнаваемые изображения двух небольших лодок с солнечным диском между ними.
В целом изображение совпадает с изображением основного гороскопа Рамзеса
VI, но выполнено ужасно.
По краям лодок что – то вроде границ в виде широких полос.
Горизонтальная полоса соединяет лодки и солнечный диск у лица Нут.
Около лица Нут от солнечного диска проведены наклонные линии, как и в основном гороскопе Рамзеса VI. Более того, рядом с нижней линией изображен такой же знак в виде транспортира, как и в основном гороскопе Рамзеса VI. Верхний знак, видимо, утерян при копировании.
Границы по краям лодок отделяют два горизонтальных ряда от других изображений, как и в основном гороскопе Рамзеса VI.
В копии неизвестного гороскопа выше линии изображены две лодки, которые, видимо, являются дополнительным указанием на двоих человек.
Ниже линии вначале изображены пять мужских фигур с веслами.
Перед четвертой фигурой изображена вертикально расположенная змея.
Голова средней фигуры отличается от голов других фигур, как и в основном гороскопе Рамзеса VI.
Ниже расположены два ряда фигур, которые начинаются с изображений двух лисиц, как и в основном гороскопе Рамзеса VI.
В самом нижнем ряду часть фигур идет влево, а часть вправо, как и в основном гороскопе Рамзеса VI.
Похоже, что копия неизвестного гороскопа является сокращенным вариантом гороскопа Рамзеса VI, но выполнена копия так небрежно, что о точной проверке речи не идет, тем более что у этой копии есть несколько отличающихся вариантов.

Заключение

При исследовании гороскопов Рамзеса IV и Рамзеса VI, а также копии гороскопа, выполненной современным египетским художником, установлено, что все эти гороскопы относятся к особому виду гороскопов, в которых дата событий связана с летним солнцестоянием. Поэтому при построении гороскопов такого вида не показано положение Солнца относительно зодиакальных созвездий, потому что его положение заранее известно. Кроме того, в гороскопах такого вида создатели гороскопа могли не показывать положение относительно зодиакальных созвездий Луны, Меркурия, Венеры и Марса, потому что эти планеты описывают день и месяц происходящих событий. Создатели гороскопов считали, что для повышения точности гороскопа достаточно указать особые положения планет в частных гороскопах движений и взаимных расположений планет.
В остальном изображения, используемые в древне – египетских гороскопах, не отличаются, здесь те же изображения планет и те же изображения зодиакальных созвездий, те же приемы, используемые в частных гороскопах движения и взаимного расположения планет.
При исследовании гороскопов Рамзеса IV и Рамзеса VI выяснилось, что вместо обычных гороскопов может быть использовано описание священных событий, которые связаны с летним солнцестоянием. Оказалось, что фараоны были прямыми потомками Гора, поэтому могли изобразить свою родословную, начинающуюся от воцарения Гора. Символика, используемая при изображении жизни Гора пока не совсем ясна, и для ее понимания потребуются дополнительные исследования.

Литература

 1.  Новая хронология Египта. Москва, 2002. Г .В. Носовский, А.Т. Фоменко.

Сайт управляется системой uCoz