О построении гороскопов на стеле Меттерниха и о дате рождения Гора

В.А. Никонов

 Аннотация

Исследование содержания погребальных текстов привело к более глубокому пониманию событий, составляющих историю возрождения Осириса и рождения Гора, а это в свою очередь привело к более ясному пониманию построения гороскопов священных событий.
В связи с этим стало возможным раскрыть последовательность построения гороскопов священных событий на стеле Меттерниха и описать символику священных событий, используемую в гороскопах.
В данной работе установлена последовательность шагов древне-египетского создателя иконы при построении гороскопов на стеле Меттерниха, описана дополнительная астрономическая и священная символика гороскопов, а также определено, с какими астрономическими событиями связано рождение Гора. Кроме того, исправлены ошибки, совершенные ранее при исследовании стелы Меттерниха.

Содержание

Исследование содержания погребальных текстов (см. статью автора «О содержании погребальных текстов») совместно с исследованием гороскопов священных событий (см. статьи автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха» и «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха») позволило определить основные события, связанные с возрождением Осириса и рождением Гора.
В целом история возрождения Осириса и рождения Гора состоит из следующей последовательности событий:

 Смерть Осириса.  
 Восстановление Исидой материального тела Осириса. 
 Объединение души Осириса с душой Ра на небесах. 
 Зачатие объединенным Осирисом-Ра близнецов – небесного Гора и земного Гора.  
 Рождение небесного двойника Гора и вселение в его звездное тело души Осириса.  
 Рождение земного Гора и его встреча со своим небесным двойником и одновременно отцом Осирисом-Ра-Гором.

Удивительно, что в Древнем Египте была известна не только последовательность событий, но были известны точные даты священных событий. С каждой датой связаны необычные астрономические явления, такие как сбор всех планет или солнечное и лунное затмения. Видимо, астрономическое описание священных событий было хорошо известно всем в Древнем Египте, поэтому астрономическая символика стала составной частью священной символики, которая использовалась при описании или изображении священных событий. 
Древне-египетские изображения людей с телами львов, львов с головой барана, Осириса с бараньими рогами или с головой барана, Исиды с ухватом в виде коровьих рогов и с солнечным диском и т.д. – все эти символы имеют ясный астрономический смысл.
Лев является астрономическим символом зодиакального созвездия Льва, во время сбора планет в котором произошло объединение душ Осириса и Ра.
Баран является астрономическим символом зодиакального созвездия Овна, во время нахождения Солнца в котором произошло возрождение Осириса на небесах.
Ухват с солнечным диском на голове Исиды показывает расположение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора.
Чтобы показать единство священных событий, в Древнем Египте часто использовали совмещенные символы.
Например, льва изображали с головой барана, чтобы показать начало возрождения Осириса в созвездии Льва и новое рождение Осириса на небесах в созвездии Овна.
Символика рождения Гора часто совмещена с символикой возрождения Осириса, показывая  связь этих событий. Рождение Гора произошло в созвездии Близнецов, поэтому рядом с Осирисом часто изображали символ близнецов в виде двух одинаковых фигур Исиды и Нефтиды. Фигуры Исиды и Нефтиды отличаются только предметами на голове, у Исиды на голове находится трон, а у Нефтиды подставка. Трон и подставка – это астрономические символы, показывающие расположение Венеры во время возрождения Осириса и во время рождения Гора соответственно. Часто символом рождения Гора является поднявшая голову кобра – символ летнего солнцестояния, которое в Древнем Египте наступало в зодиакальном созвездии Близнецов.
В целом количество астрономических священных символов невелико, что связано с небольшим количеством основных событий.
Священные события связаны со следующими астрономическими явлениями (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»):

Смерть Осириса в созвездии Скорпиона непосредственно перед новолунием, в день смерти Осириса не были видны глаза небес – Солнце и Луна. 
Соединение Исидой частей тела Осириса в одно целое. Всего было соединено четырнадцать частей, которые соответствуют фазам Луны от новолуния до полнолуния.  
Объединение душ Осириса и Ра в новолуние в созвездии Льва.  
Зачатие близнецов – небесного Гора и земного Гора объединенным Осирисом-Ра в новолуние во время прохождения Солнцем созвездия Скорпиона.  
Рождение небесного двойника – красноглазого Гора и вселение в его звездное тело души Осириса в полнолуние во время прохождения Солнцем созвездия Овна, при этом наступило затмение Луны.  
Рождение земного Гора и его встреча со своим небесным двойником и одновременно отцом – Осирисом-Ра в полнолуние в созвездии Близнецов
.

Далее рассмотрим, каким образом священные события записаны с помощью гороскопов на стеле Меттерниха (см. Рис.1).


Рис.1. Общий вид двух сторон стелы Меттерниха

Построение стелы Меттерниха

Верх стелы представляет собой полукруг, что, видимо, означает небесный свод.
Под вершиной небесного свода на одной стороне стелы изображены Солнце и Луна, а на другой стороне изображено совмещенное изображение птицы-Солнца и новорожденных птенцов Осириса и Гора, которые сами являются символами Солнца и Луны.
В обоих случаях Солнце находится на подставке, что является указанием на летнее солнцестояние.
В дальнейшем часть слева будем называть стороной Осириса, а часть справа  стороной Гора в соответствии с посвященными им гороскопами.
На стороне Осириса в диске Солнца изображена Луна в виде взрослой женщины, что является указанием на полнолуние. Вместо головы у Луны четыре головы баранов, которые являются символами  возрождения Осириса в созвездии Овна.
На стороне Гора симметрично изображены два глаза Гора – символы Луны.
На стороне Осириса справа от диска Солнца и Луны изображен символ летнего солнцестояния, совмещенный с символом близнецов. Цветок между двумя склонившими бутоны цветами является символом летнего солнцестояния, а два одинаковых пера, из которых состоит цветок в центре, являются символом созвездия Близнецов.
Значение остальных символов, расположенных рядом с диском Солнца и Луны на стороне Осириса и рядом с птицей-Солнцем на стороне Гора подробно описано в статьях автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха» и «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха».
Перед нанесением фигур и текста древне-египетский создатель стелы Меттерниха, видимо, создавал предварительные  изображения, скорее всего, на папирусе.
Общая разметка стелы была выполнена следующим образом (см. Рис.2).


Рис.2. Разметка стелы Меттерниха

Обе стороны стелы  одинаково размечены, что, видимо, должно показывать единство двух частей древне-египетской иконы.
Каждая сторона разделена на семь основных частей, что, видимо, связано с количеством планет. При этом разделение произведено таким образом, что делит поверхность каждой из сторон на две почти равные половины.
На стороне Осириса нижнюю половину занимает изображение Гора-ребенка и священной символики, а на стороне Гора нижнюю половину занимает иероглифический текст описания событий.
На каждой из сторон изображен гороскоп, размещенный на пяти одинаковых горизонтальных рядах. Количество рядов, видимо, связано с пятью планетами помимо Солнца и Луны.
Изучение построения гороскопов начнем с гороскопа на стороне Осириса, который в дальнейшем будем называть гороскопом Осириса.  

Построение гороскопа Осириса

На стороне Осириса первый и пятый ряды используются для дополнительных описаний, а для размещения зодиакальных созвездий отведены три средних ряда, причем в этих рядах показаны не все зодиакальные созвездия.
Чтобы понять логику размещения фигур, поставим себя на место древне-египетского создателя этой иконы и будем по шагам создавать стелу Меттерниха.
Поскольку сторона Гора целиком посвящена описанию рождения Гора, поэтому на стороне Осириса необходимо описать события до рождения Гора.
Тогда первым событием на стороне Осириса будет объединение души Осириса с душой Ра, а  завершающим событием станет возрождение Осириса на небесах.
Еще одним событием, которое должно быть описано в гороскопе, является зачатие небесного Гора и земного Гора.
Этапы создания тела Осириса покажут фазы Луны.
Таким образом, в гороскопе Осириса необходимо показать три основных события:

Объединение души Ра с душой Осириса в созвездии Льва.  
Зачатие объединенным Осирисом-Ра близнецов в созвездии Скорпиона.  
Новое рождение Осириса на небесах  в созвездии Овна
.

Чтобы определить размер будущих описаний, необходимо определить значимость событий. 
Главным событием на стороне Осириса является новое рождение Осириса на небесах в созвездии Овна.  В соответствии со значимостью, событие в созвездии Овна опишем с помощью  основного гороскопа.
Объединение душ Осириса и Ра в созвездии Льва является очень важным событием, без которого невозможно было возрождение Осириса, поэтому размер описания этого события должен быть сравним с описанием возрождения Осириса в созвездии Овна. В соответствии со значимостью, событие в созвездии Льва опишем с помощью частных гороскопов.
Наименьшим по значению является зачатие небесного Гора и земного Гора, которое произошло в созвездии Скорпиона. В соответствии со значимостью, событие в созвездии Скорпиона опишем с помощью небольших частных гороскопов.
Кроме того, при построении гороскопа необходимо описать солнцестояния и равноденствия, а также показать связь возрождения Осириса и рождения Гора.
Сделаем предварительное построение основного гороскопа (см. Рис.3 слева).


Рис.3. Первоначальное построение основного гороскопа Осириса

Три средних ряда используем для построения основного гороскопа, а два крайних ряда будут задействованы позднее для дополнительных описаний, например, для равноденствий и солнцестояний.
В трех средних рядах одинаково расположим двенадцать зодиакальных созвездий.
Около созвездия Близнецов и созвездия Стрельца изобразим символы солнцестояний, а у созвездия Девы и созвездия Рыб расположим символы равноденствий.
Затем изобразим планеты основного гороскопа (см. Рис.3 справа).
В основном гороскопе в созвездии Близнецов находится Венера.
Поскольку в созвездии Близнецов родился Гор, а Венера является видимым образом Исиды, поэтому пусть у Венеры-Исиды в руках будет посох с навершием в виде цветка лотоса – символа рождения Гора.
Покажем рождение Гора в созвездии Близнецов, заменив две мужские фигуры близнецов на Исиду и Осириса, которые держат друг друга за руки.
У Осириса на голове путь будет такой же головной убор, как у птицы-Солнца, т.к. видимым образом Осириса является Солнце, а у Исиды путь будет ухват в виде рогов с солнечным диском, который показывает расположение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора в созвездии Близнецов (см. Рис.4).  


Рис.4. Расположение планет во время рождения Гора и сцены гороскопа

Венера во время рождения Гора находилась в созвездии Тельца, а Солнце находилось в созвездии Близнецов перед рогами созвездия Тельца, поэтому у Исиды на голове ухват в виде рогов быка, между которыми находится диск Солнца.
Зодиакальное созвездие Девы обычно изображается с колосом. Дева является символом Исиды, а колос является символом воскресшего Осириса.
Поместим на голову Девы трон – символ Осириса, который является астрономическим символом, показывающим, что Венера заходила раньше Солнца во время рождения Гора. Заменим колос Девы на птицу-Солнце – видимый образ Осириса. Рядом с Девой изобразим Меркурий, который находился рядом с Венерой во время рождения Гора.
Таким образом, дополнительная символика зодиакальных созвездий будет показывать связь возрождения Осириса и рождения Гора. При этом сцена около Девы будет описывать осеннее равноденствие и показывать Солнце, Венеру и Меркурий, которые находились в созвездии Девы во время равноденствия, а сцена в Близнецах будет показывать Венеру и Солнце в созвездии Близнецов во время летнего солнцестояния.
В этом же ряду в созвездии Льва покажем планеты основного гороскопа: Луну, Юпитер и Сатурн.
Луна во время возрождения Осириса находилась в фазе полнолуния, поэтому изобразим ее в виде взрослой женщины с диском Луны над головой.
Т.к. во время возрождения Осириса наступило лунное затмение, поэтому накроем фигуру Луны огромной змеей.
В следующем ряду изобразим Марс, который находится в созвездии Стрельца в основном гороскопе.
Перейдем к созвездиям следующего ряда, где в основном гороскопе покажем диск Солнца на рогах Овна и Меркурий в созвездии Тельца.
На этом построение основного гороскопа завершено.
Следующим шагом является размещение описания сбора всех планет в созвездии Льва.

Гороскоп сбора всех планет в созвездии Льва

Сбор всех планет в созвездии Льва будет показывать частный гороскоп, расположенный во второй строке рядом с изображением льва.
К сожалению, во втором ряду негде разместить частный гороскоп, поэтому сначала необходимо освободить место. 
Для этого уберем зодиакальные созвездия, которые не используются в описании событий возрождения Осириса или в описании солнцестояний и равноденствий.
Такими созвездиями являются созвездия Рака, Весов, Козерога и Водолея.
Изменим предварительное построение, убрав эти зодиакальные созвездия (см. Рис.5 слева).


Рис.5. Предварительное построение гороскопа Осириса

В трех средних рядах свободного места стало больше, но для размещения сбора всех планет во втором ряду гороскопа свободного места недостаточно.
Кроме того, при изображении сбора всех планет возникают трудности в чтении основного гороскопа, т.к. в основном гороскопе в созвездии Льва находятся те же три планеты, что и в гороскопе сбора всех планет, поэтому при изображении сбора всех планет в созвездии Льва изображения трех планет будут повторяться и возникнет путаница.
Поскольку с объединения душ, который показывает сбор всех планет, начинается возрождение Осириса, поэтому описание сбора всех планет можно вынести в первую строку, оставленную для дополнительных описаний (см. Рис.5 справа).
На свободное место во втором ряду поставим знак сноски в виде четырех сидящих фигур. Перед знаком сноски покажем, что описание вынесено из созвездия Льва. Для этого изобразим льва на знаке вынесения – крокодиле, морда которого будет показывать, куда вынесено описание.
В гороскопе сбора всех планет покажем особенности движения планет в созвездии Льва. Поскольку описание находится за пределами основного гороскопа, покажем связь вынесенного описания с возрождением Осириса и рождением Гора (см. Рис.6).  


Рис.6. Дополнительная символика у фигур гороскопа

Пусть у Венеры с подставкой на голове в правой руке будет крест – символ рождения, а в левой руке посох с навершием в виде цветка лотоса – символ рождении Гора.
У следующей фигуры на голове изобразим ухват в виде рогов.
Подставка и ухват на женских головах будут показывать расположение планет во время возрождения Осириса и во время рождения Гора соответственно. Кроме того, подставка и ухват  будут показывать особенности движения Венеры в созвездии Льва.
У Сатурна изобразим голову барана – символ возрождения Осириса в созвездии Овна.
У Юпитера на голове расположим головной убор в виде двух перьев с солнечным диском, который будет указывать на рождение Гора в созвездии Близнецов.
У Марса, который является видимым образом Гора, изобразим головной убор с двумя поднявшими голову кобрами – символами солнцестояния в созвездии Близнецов, а также изобразим бараньи рога, чтобы показать связь рождения Гора с возрождением Осириса.
В итоге все фигуры получили дополнительную символику, которая указывает на большое  значение сбора всех планет для возрождения Осириса и рождения Гора.
К сожалению, расположение сноски во втором ряду выглядит так, словно сноска поясняет события основного гороскопа в созвездии Льва (см. Рис.5 справа).
Кроме того, единственное изображение сбора всех планет расположено за пределами основного гороскопа, что принижает значение объединения душ Ра и Осириса.
Получившееся построение необходимо исправить.
Для этого перенесем из второго ряда в третий ряд описание планет в созвездии Льва в основном гороскопе (см. Рис.7 слева).


Рис.7. Предварительное построение гороскопа Осириса

Затем совместим символы летнего солнцестояния и осеннего равноденствия и расположим совмещенный символ рядом с Девой.
На совмещенном символе знаки вынесения крокодилы будут показывать, откуда вынесены объединенные символы.
На свободное место во втором ряду поместим  семь сидящих на подставках фигур, которые будут показывать сбор всех планет в созвездии Льва.
Змеи, изображенные на подставках под сидящими фигурами, будут символами вынесения, показывающими, что семь фигур относятся к частному гороскопу.
Дополнительная символика у фигур будет указывать точную дату и связь священных событий (см. Рис.8).


Рис.8. Дополнительная символика

Первую фигуру изобразим с головой Осириса с солнечным диском на голове, что будет означать единство Солнца и Осириса.
Символ новолуния под диском Солнца укажет точную дату событий.
За Осирисом пусть сидит Исида с львиной головой, на основании изобразим скорпиона, что будет означать, что зачатие Гора Осирисом-Ра произошло в созвездии Скорпиона.
Над головой третьей фигуры изобразим глаз Гора, который в данном случае будет символом Луны и самого Гора.
Следующие три фигуры будут изображать Меркурий, Сатурн и Марс.
Последнюю фигуру изобразим с головой львицы и потухшим светильником на голове – символом близкого расположения планет.
Потухший светильник покажет, что Венера была ближе всех к Солнцу и, кроме того, этот символ  покажет близость  Исиды и Осириса.
Хотя у сидящих фигур в гороскопе сбора всех планет показаны знаки вынесения, но в целом из полученного построения непонятно, какие фигуры относятся к основному гороскопу.
Чтобы не было неопределенности, уберем у льва основного гороскопа знак вынесения, а у льва в верхнем ряду изобразим перевернутый знак вынесения, который будет показывать, что описание основного гороскопа находится ниже. 
Изображения львов при этом совместим, передвинув сцену основного гороскопа (см. Рис.7 справа).
Чтобы освободить место для сцены основного гороскопа зодиакальное созвездие Стрельца передвинем вместе символом летнего солнцестояния и изображением Марса в основном гороскопе в следующий ряд. 
При этом появляется дополнительное свободное место, которое используем для частного гороскопа, описывающего взаимное расположение планет и их видимость во время возрождения Осириса (см. Рис.9).
Лев основного гороскопа оказался под изображением созвездия Скорпиона, что дополнительно будет показывать, что Лев, как и Скорпион, относится к зодиакальным созвездиям основного гороскопа.
Чтобы не было сомнений, какое из созвездий находится не на своем месте, изобразим под брюхом льва маленького скорпиона, который будет показывать, что изображение созвездия Льва  находится на месте созвездия Скорпиона.
Кроме того, у фигур гороскопа изобразим символы, показывающие, что описание относится к возрождению Осириса (см. Рис.9).


Рис.9. Дополнительная символика у фигур основного гороскопа

Возрождение Осириса произошло в полнолуние, поэтому Луну изобразим с кнутом – символом Осириса.
Чтобы показать, что вся сцена описывает возрождение Осириса в созвездии Овна, у Сатурна из основного гороскопа изобразим голову барана с солнечным диском на рогах.
На голове Юпитера солнечный диск с двумя перьями – символ солнцестояния в созвездии Близнецов покажет связь возрождения Осириса и рождения Гора.
Во главе фигур частного гороскопа поставим Исиду в солнечной шапке Осириса, а Сатурна за спиной Исиды изобразим с головой барана – символом возрождения Осириса.
Взгляд Исиды направлен на созвездия Льва и Скорпиона, показывая связь событий в созвездии Льва и в созвездии Скорпиона, т.к. в созвездии Льва произошло объединение душ Ра и Осириса, а в созвездии Скорпиона с помощью фаллоса Ра произошло зачатие Гора. Таким образом, астрономическая символика сливается с символикой священных событий.
Построение гороскопов, описывающих сбор всех планет в созвездии Льва, и внесение необходимых изменений в основной гороскоп завершено.
Следующим шагом является размещение описания зачатия Гора в созвездии Скорпиона.

Гороскоп зачатия Гора в созвездии Скорпиона

Зачатие Гора в созвездии Скорпиона показывает частный гороскоп, расположенный в третьей строке рядом с изображениями созвездий Скорпиона и Льва (см. Рис.10).  


Рис.10. Описание зачатия Гора в созвездии Скорпиона

То, что в созвездии Скорпиона произошло зачатие Гора, выяснилось в ходе исследования содержания погребальных текстов (см. статью автора «О содержании погребальных текстов»).
Но, почему создатель иконы при описании зачатия Гора в созвездии Скорпиона показал астрономические события в созвездии Девы?  
Чтобы разобраться в этом, займем положение стороннего наблюдателя и рассмотрим построение частного гороскопа, описывающего зачатие Гора.
На левом краю изображена Исида, у которой в правой руке крест – символ рождения, а в левой руке посох с навершием в виде цветка лотоса – символа рождения Гора. Фигура Исиды как-бы замыкает шествие, которое направлено слева направо.
Возглавляет шествие Осирис, который изображен в состоянии полового возбуждения, что является указанием на зачатие.
За спиной Осириса находится фигура Исиды с посохом, у которого навершие в виде цветка лотоса – символа рождения Гора. Рука Исиды указывает на цветок лотоса. Посох обвила змея, высоко поднявшая голову.
Поднявшая голову змея является символом солнцестояния, а цветок лотоса является символом рождения Гора, в целом сцена показывает связь Исиды с рождением Гора.
За спиной Исиды изображен юноша-Гор.
Осирис и Гор выделены большим размером в сравнении с другими фигурами гороскопа.
За спиной Гора изображена сцена, показывающая расположение Марса в созвездии Девы.
Марс является видимым образом Гора, здесь он изображен в солнечной шапке Осириса.
Дева изображена с головным убором из двух перьев, который является символом рождения Гора в созвездии Близнецов.
Таким образом, создатель гороскопа ясно показывает, что расположение Марса в созвездии Девы связано с зачатием Гора.
Расположение планет при зачатии Гора показано на Рис.11.


 
Рис.11. Расположение планет во время зачатия Гора

В момент зачатия Гора Солнцем-Осирисом и Венерой-Исидой Марс-Гор находился в созвездии Девы-Исиды.
Видимо, египтяне считали, что Марс, расположенный в созвездии Девы, является изображением Гора в животе Исиды.
Таким образом, сцена в созвездии Девы содержит и астрономическое описание и описание священных событий.
Такой смысл расположения Марса в созвездии Девы означает, что Марс играет важную роль при описании священных событий и это необходимо учитывать при исследовании гороскопов священных событий. 
Теперь, когда стало понятно смысловое значение сцены в созвездии Девы в гороскопе зачатия Гора, снова поставим себя на место древне-египетского создателя иконы и продолжим построение стелы Меттерниха.
Разместим гороскоп зачатия Гора в третьем ряду рядом с фигурами созвездий Скорпиона и Льва (см. Рис.12 слева).


Рис.12. Предварительное построение гороскопа Осириса

Обратимся к ранее выполненному описанию сбора всех планет, которое состоит из двух частей – одна часть расположена во втором ряду, где должно находиться описание основного гороскопа, а другая часть расположена в первом ряду, где располагаются дополнительные описания.
Будем придерживаться единого подхода и разместим в первом ряду дополнительное описание астрономических событий в созвездии Скорпиона. Поскольку значение зачатия Гора меньше значения объединения душ Осириса и Ра, поэтому размер дополнительного описания событий в созвездии Скорпиона будет меньше (см. Рис.12 справа).
Построение  гороскопов, описывающих зачатие Гора в созвездии Скорпиона, завершено.
Остается показать связь священных событий и разместить дополнительные описания.

Связь священных событий и дополнительные описания  

Рождение двойника Гора на небесах и рождение земного Гора составляют единое целое. 
Полученное построение гороскопа выглядит так, словно последним событием является рождение небесного двойника в созвездии Овна.
Необходимо показать единство священных событий, поэтому продолжим описание астрономических событий, происходивших при движении Солнца от созвездия Овна через созвездие Тельца к созвездию Близнецов.
В первую очередь, покажем связь рождения небесного Гора и земного Гора, т.е. связь священных событий в созвездии Овна и в созвездии Близнецов.
В гороскопе нельзя разместить рядом с созвездием Овна созвездие Близнецов, т.к. это внесет путаницу, поэтому будем использовать символ летнего солнцестояния, которое в Древнем Египте происходило в созвездии Близнецов.
Но летнее солнцестояние не происходило рядом с созвездием Овна, оно происходило перед рогами созвездия Тельца.
Тогда развернем созвездие Тельца, чтобы символ солнцестояния располагался перед рогами Тельца и был связан с созвездием Овна (см. Рис.13).


Рис.13. Символ солнцестояния

Солнцестояние будет изображать жук – символ Солнца, расположенный над головой Венеры, что будет показывать связь летнего солнцестояния с рождением Гора.
Далее необходимо показать астрономические события вплоть до момента, когда Солнце при движении от созвездия Тельца к созвездию Близнецов оказалось на границе созвездий Тельца и Близнецов.
Для дополнительного описания астрономических событий в четвертом ряду недостаточно места, поэтому необходимо изменить построение четвертого ряда.
Убрать изображения планет основного гороскопа нельзя.
Убрать созвездия Стрельца, Овна и Тельца тоже нельзя, т.к. там находятся планеты основного гороскопа.
Созвездие Рыб будет наименьшей потерей, его можно заменить символом равноденствия, который можно показать вместе с созвездиями Стрельца и Овна.
Кроме того, при размещении гороскопов в рядах получилось разное количество зодиакальных созвездий, в первом ряду три созвездия, во втором ряду два созвездия, а в третьем ряду четыре созвездия.
Если вместо изображения созвездия Рыб использовать символ равноденствия, то хотя бы в двух рядах будет одинаковое количество созвездий.
Уберем созвездие Рыб, а символ равноденствия объединим с изображениями созвездий Стрельца и Овна (см. Рис.14).


Рис.14. Объединенные символы

Символ равноденствия будет иметь вид города, внутри которого находятся Стрелец и Овен.
На символе равноденствия одинаковые изображения будут указывать на равенство.
Кроме того, на равенство будут указывать фигуры Меркурия по обе стороны города, которые будут показывать, что Меркурий находился в созвездиях Стрельца и Овна, когда в этих созвездиях находилось Солнце.
Поместим на голову коня созвездия Стрельца головной убор в виде двух перьев с солнечным диском, который является символом, указывающим на летнее солнцестояние в созвездии Близнецов и соответственно на рождение Гора, тогда вместе конь и баран будут показывать связь рождения Гора с возрождением Осириса.
Чтобы Меркурий основного гороскопа не затерялся среди фигур дополнительного описания и для освобождения места рядом с изображением созвездия Тельца, посадим Меркурий в виде павиана на спину Тельца (см. Рис.14 справа).
В результате объединения символов в четвертом ряду высвободилось достаточно места для размещения дополнительного описания астрономических событий, происходивших при движении Солнца через созвездие Тельца к созвездию Близнецов (см. Рис.15).
 


Рис.15. Дополнительное описание

Рассмотрим очень интересный объединенный символ, который  создатель стелы Меттерниха поместил среди фигур дополнительного описания
Рядом с фигурой Венеры-Исиды изображен Осирис, совмещенный с птицей-Солнцем.
У Осириса голова Марса-Гора, в правой руке он держит глаз Гора – символ Луны, а левой рукой Осирис высоко поднял кнут, который в данном случае является признаком наибольшего.
Высоко поднятый кнут, видимо, указывает на высокое расположение Солнца во время летнего солнцестояния.
Осирис изображен в состоянии полового возбуждения, что является указанием на зачатие, при этом половой орган Осириса указывает на Луну, показывая связь зачатия и последующего рождения Гора с Луной.
В целом этот символ изображает объединенного Осириса-Ра-Гора и, видимо, показывает астрономические события, связанные с рождением Гора.
Продолжим построение гороскопов на стороне Осириса.
В построении четвертого ряда есть существенный недостаток (см. Рис.16 слева).


Рис.16. Предварительное построение гороскопа Осириса

Во-первых, одного изображения коня недостаточно, чтобы показать созвездие Стрельца. 
Во-вторых, объединение символа равноденствия с зодиакальными созвездиями можно неверно истолковать так, что равноденствие происходит в созвездии Стрельца или в созвездии Овна.
В-третьих, из полученного построения не вполне ясно, в каком созвездии происходит зимнее солнцестояние.
Чтобы исключить неоднозначность при чтении гороскопа, необходимо показать полностью созвездие Стрельца, а рядом с ним символ зимнего солнцестояния (см. Рис.16 справа).
Если поместить на свободное место изображение зодиакального созвездия Стрельца, то расположенные рядом два изображения созвездия Стрельца будут вносить путаницу при чтении гороскопа.
Чтобы исправить построение, поменяем местами гороскоп зачатия Гора в созвездии Скорпиона и зимнее солнцестояние в созвездии Стрельца, для этого перенесем изображение созвездия Стрельца в третий ряд, а гороскоп зачатия Гора перенесем в четвертый ряд.
При этом для всех трех рядов основного гороскопа будет выполняться единый подход, когда количество зодиакальных созвездий в каждом ряду одинаково (см. Рис.17 слева).


Рис.17. Предварительное построение гороскопа Осириса

Чтобы не возникло неопределенности при чтении гороскопа зачатия Гора, на головах фигур Венеры-Исиды, которые станут границами сцены, изобразим скорпионов, которые будут показывать, что гороскоп зачатия Гора описывает события в созвездии Скорпиона.
У созвездия Стрельца изобразим перевернутый знак вынесения – крокодила, который будет показывать, что на самом деле созвездие Стрельца находится в нижнем ряду.
Крылатый конь созвездия Стрельца будет служить указателем места.
По обе стороны от изображения Стрельца изобразим границы сцены в виде лани, при этом первая лань станет знаком сноски для описания зимнего солнцестояния и указателем места описания зимнего солнцестояния в пятом ряду (см. Рис.17 справа).
Место описания солнцестояний в пятом ряду будут показывать поднявшие голову кобры, летнее солнцестояние будет показывать большая кобра, зимнее – маленькая (см. Рис.18).
 


Рис.18. Описание солнцестояний

На правом краю ряда рядом с изображением сноски символ в виде птицы-Солнца на змее будет указанием на зимнее солнцестояние. 
Змея, свернувшаяся в кольцо, это путь годового движения Солнца, а голова змеи, расположенная в нижней части кольца, это указание на самое низкое положение Солнца.
Справа от маленькой кобры зимнего солнцестояния изобразим символ самого короткого дня в году – мужскую фигуру со связанными ногами.
Т.к. во время зимнего солнцестояния рядом с Солнцем находился Меркурий, поэтому рядом с маленькой коброй изобразим Меркурий в виде павиана с подношением для Солнца.
С другой стороны от символа зимнего солнцестояния и правее символа, показывающего самый короткий день в году, изобразим Венеру в виде кошки. При этом Венера оказывается отделена от символа солнцестояния, это означает, что Венера находится далеко от Солнца.
Подставки под Меркурием и Венерой будут границами сцены и дополнительным указанием на солнцестояние.
При описании летнего солнцестояния необходимо показать рождение Гора во время летнего солнцестояния, для этого рядом с большой коброй летнего солнцестояния изобразим встречу Осириса и младенца-Гора.
Рядом с большой коброй поместим еще один символ летнего солнцестояния – птицу-Солнце на подставке, при этом два символа летнего солнцестояния будут показывать, что в этой части ряда происходит описание двух солнцестояний – летнего солнцестояния начала года и летнего солнцестояния конца года.
У  птицы-Солнца изобразим объединенный символ возрождения Осириса и рождения Гора – диск Солнца на рогах барана и два одинаковых пера – символ близнецов.
За спиной Осириса расположим описание движений и взаимных расположений планет во время летнего солнцестояния начала года, при этом у всех фигур изобразим крест – символ рождения, чтобы показать связь летнего солнцестояния с рождением Гора (см. Рис.19 слева).


Рис.19. Построение гороскопа Осириса

Чтобы показать связь Осириса, Исиды и Гора, во втором ряду заменим женскую фигуру, которая показывает положение Венеры в основном гороскопе, на три женские фигуры Венеры-Исиды.
В пятом ряду разделим описание летнего и зимнего солнцестояний с помощью стелы, на поверхности которой глаза Гора будут показывать связь Луны с рождением Гора.
Дополним последовательность событий в первом ряду описанием событий следующего года,  показывая связь гороскопов священных событий, а во втором ряду добавим границы сцены  в виде птиц и львов, а также указатель положения для созвездия Девы  (см. Рис.19 справа).
На этом построение  гороскопа Осириса завершено.
Перейдем к исследованию построения гороскопа Гора.

Построение гороскопа Гора

Построение гороскопа Гора не похоже на построение гороскопа Осириса, хотя сторона Гора размечена таким же образом, как и сторона Осириса, и в гороскопе Гора используется основной гороскоп возрождения Осириса.
Гороскоп Гора начинается с описания событий в созвездии Близнецов до начала возрождения Осириса и заканчивается описанием рождения Гора.
Описание событий непрерывно, но по ходу происходит то описание событий года возрождения Осириса, то описание событий года рождения Гора.
Чтобы понять логику размещения фигур, снова поставим себя на место древне-египетского создателя стелы Меттерниха и попробуем по шагам выполнить построение гороскопа Гора.
При построении гороскопа рождения Гора необходимо показать связь главных священных событий – возрождения Осириса и рождения Гора, для этого возьмем за основу гороскоп возрождения Осириса и разместим его на стороне Гора (см. Рис.20 слева).


Рис.20. Предварительное построение гороскопа Гора

Первый и пятый ряд, как и на стороне Осириса, будем использовать для дополнительных описаний.
Гор родился в созвездии Близнецов, поэтому рядом с изображением созвездия Близнецов поместим птицу-Солнце (см. Рис.20 справа).
Расположение фигур выглядит так, словно Солнце и Венера находятся вместе в созвездии Близнецов, и на это расположение планет указывают сами фигуры созвездия, т.к. видимым образом Осириса является Солнце, а видимым образом Исиды является Венера.
В действительности, во время рождения Гора Венера не находилась в созвездии Близнецов вместе с Солнцем, поэтому необходимо исправить ошибочное построение.
Для этого разделим фигуры созвездия Близнецов с помощью частного гороскопа, описывающего движения и взаимные расположения планет в созвездии Близнецов в начале года возрождения Осириса, при этом с помощью дополнительной символики опишем основные священные события (см. Рис.21).


Рис.21. Описание астрономических и священных событий

Кресты в руках фигуры будут показывать, что описываемые события связаны с рождением.
Выделим с помощью одинаковых головных уборов Осириса, Исиду и Гора.
У расположенной рядом с Осирисом Венеры-Исиды голова львицы будет отмечать начало возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Льва.
Бараньи рога у Меркурия будут указывать на возрождение Осириса в зодиакальном созвездии Овна.
Венера с головой львицы и Марс в солнечной шапке будут показывать рождение Венерой-Исидой Марса-Гора.
Ухват на голове Венеры будет показывать ее расположение во время рождения Гора.
Две женские фигуры, изображающие Луну, создатель гороскопа тоже изобразил с крестами, это значит, что рождение Гора связано с Луной.
Поместим во второй ряд описание астрономических и священных событий в созвездии Близнецов (см. Рис.22 слева).


Рис.22. Предварительное построение гороскопа Гора

Новое построение разделило Осириса-Солнце и Исиду-Венеру созвездия Близнецов, но не разделило фигуры планет.
Необходимо показать, что Венера относится к гороскопу возрождения Осириса, а Солнце относится к гороскопу рождения Гора.
Для этого рядом с изображением Солнца поместим описание движений и взаимных расположений планет при движении Солнца из созвездия Тельца в созвездие Близнецов, во время нахождения Солнца в котором  родился Гор (см. Рис.22 справа).
Дополнительные описания разделили Солнце и Венеру, но при этом рождение Гора оказалось ничем не выделенным из ряда священных из событий.
Чтобы показать, что гороскоп посвящен рождению Гора, поместим перед фигурой птицы-Солнца историю рождения Гора (см. Рис.23).


Рис.23. История рождения Гора

На время займем положение стороннего наблюдателя и рассмотрим, как древне-египетский создатель иконы описал историю рождения Гора.
Первым изображен Осирис-Ра в состоянии полового возбуждения – это символ зачатия Гора. 
На голове Осириса символ новолуния под диском Солнца показывает, что зачатие произошло в новолуние.
Далее изображен стоящий на подставке Осирис, совмещенный с птицей-Солнцем, в правой руке Осириса-Ра признак наибольшего значения, на его голове головной убор в виде двух одинаковых перьев – символ близнецов. 
Птица-Солнце на подставке является указанием на солнцестояние. 
Осирис-Ра показан в состоянии полового возбуждения, что указывает на зачатие. 
В целом здесь показано зачатие Гора объединенным Осирисом-Ра и рождение Гора во время наибольшего подъема Солнца в созвездии Близнецов.
Половой орган Осириса-Ра указывает на скорпиона с головой Венеры-Исиды, у которой  ухват и солнечный диск на голове. 
Ухват с солнечным диском показывает расположение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора. 
Таким образом, создатель гороскопа с помощью астрономической символики показывает зачатие Гора Осирисом-Ра и Исидой во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Скорпиона.
На голове следующей фигуры также изображен ухват с солнечным диском, который также показывает расположение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора.
Расположенные далее фигуры Венеры-Исиды и Тельца на подставке показывают, что Венера находилась в созвездии Тельца во время рождения Гора. 
Солнечный диск между рогов Тельца и символ близнецов в виде двух одинаковых перьев показывают, что Солнце находилось в созвездии Близнецов перед рогами созвездия Тельца.
За Тельцом изображен Осирис с головой Исиды. Осирис изображен в состоянии полового возбуждения. Половой орган Осириса указывает на объединенную фигуру Осириса и птицы-Солнца. 
Объединенный Осирис-Ра держит в левой руке скорпиона и змею, а в правой руке признак наибольшего и не находится в состоянии полового возбуждения. 
Видимо, эти две фигуры показывают, что в результате зачатия Гора в созвездии Скорпиона произошло описываемое далее рождение Гора.
Перед Осирисом-Ра находится сложный символ в виде рук, поддерживающих дугу небосвода. Между рук находится объединенная фигура Осириса, птицы-Солнца и Луны. 
Вместо головы у фигуры четыре  головы баранов, которые являются символами возрождения Осириса.
Завершает описание изображение Исиды на троне, у которой на руках новорожденный Гор. 
На голове Исиды ухват с солнечным диском показывает расположение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора.
Вернемся на место древне-египетского создателя иконы и продолжим построение гороскопа. 
Для описания рождения Гора во втором ряду недостаточно места, поэтому перенесем частные гороскопы движений и взаимных расположений планет в первый ряд, а на их место во втором ряду поместим историю рождения Гора.
Положение зодиакального созвездия Близнецов будет показывать символ солнцестояния – птица-Солнце на лани (см. Рис.24 слева).


Рис.24. Предварительное построение гороскопа Гора

Попытка совместить гороскоп рождения Гора с гороскопом возрождения Осириса приводит к слишком сложным построениям, поэтому изменим построение гороскопа Гора.
Чтобы показать связь священных событий, не нужен весь основной гороскоп возрождения Осириса, достаточно оставить те зодиакальные созвездия, с которыми связаны основные священные события, а также те созвездия, положение планет в которых одинаково и в гороскопе возрождения Осириса и в гороскопе рождения Гора.
Во время возрождения Осириса и во время рождения Гора Меркурий находился в созвездии Тельца, поэтому оставим изображение Тельца с павианом на спине в гороскопе Гора и используем его для разделения описаний разных лет в первом ряду (см. Рис.24 справа).
Фигура Тельца с павианом на спине будет показывать связь возрождения Осириса и рождения Гора, и будет разделять описания разных лет, показывая, что позади Тельца происходит описание событий одного года, а перед рогами Тельца происходит описание событий следующего года.
Сатурн и Юпитер находились в созвездии Льва и во время возрождения Осириса и во время рождения Гора, поэтому оставим их в гороскопе Гора.
Созвездия Овна, Скорпиона и Льва являются священными символами и вместе составляют историю священных событий, предшествующих рождению Гора.
Перенесем изображения этих созвездий в один ряд, где они будут показывать историю священных событий, при этом созвездия расположим так, чтобы они составляли единое целое с историей рождения Гора. Подставки под изображениями созвездий, как и у созвездия Тельца в истории рождения Гора, будут показывать, что этот ряд созвездий используется для описания священных событий (см. Рис.24 справа).
Необходимо, чтобы описание священных событий в рядах было последовательным и непрерывным, поэтому описание рождения Гора во втором ряду должно быть соединено с описанием священных событий в третьем ряду.
Чтобы соединить конец второго ряда с началом третьего ряда, вставим между изображениями Исиды и Солнца соединяющую сцену, при этом сцена будет начинаться в конце второго ряда и переходить на начало третьего ряда (см. Рис.25).


Рис.25. Соединяющая ряды сцена

На время займем положение стороннего наблюдателя и рассмотрим смысловое содержание соединяющей ряды сцены.
Овен с солнечным диском на рогах – это символ возрождения Осириса.
Осирис, видимым образом которого является Солнце, стоит на подставке, что означает высокое положение Солнца. 
Головной убор на голове Осириса в виде двух перьев является символом близнецов. 
Половой орган Осириса указывает на расположенных далее Меркурия и Венеру, показывая, что во время зачатия Гора и во время рождения Гора Меркурий и Венера находились ближе других планет к Солнцу.
Меркурий изображен в виде ибиса, который стоит на вершине овала.
Головной убор на голове Меркурия показывает связь возрождения Осириса и рождения Гора, т.к. солнечный диск на рогах барана является символом возрождения Осириса, а солнечный диск вместе с двумя одинаковыми перьями является символом рождения Гора в созвездии Близнецов. 
Расположение Меркурия на вершине овала означает, что события происходили в то время, когда Солнце находилось в своей наивысшей точке.
Рядом с Меркурием находится Венера-Исида, которая касается руками рогов барана на голове Меркурия, это означает, что возрождение Осириса связано с Исидой и, кроме того, показывает, что Меркурий и Венера находились рядом во время солнцестояния.
Высокая подставка у Овна слева показывает, что возрождение Осириса в созвездии Овна произошло раньше рождения Гора в созвездии Близнецов, поэтому созвездие Овна находится выше созвездия Близнецов.
Таким образом, фигуры сцены описывают астрономические события во время летнего солнцестояния и рождения Гора, при этом сцена с изображениями созвездия Овна соединяет описание священных событий во втором и третьем рядах (см. Рис.26 слева).


Рис.26. Предварительное построение гороскопа Гора

Вернемся на место древне-египетского создателя иконы и продолжим построение гороскопа.
Поместим на свободное место во втором ряду дополнительные описания (см. Рис.26 справа). 
Поскольку фигуры дополнительного описания оказываются расположенными рядом с изображением рождения Гора, поэтому поместим в руки фигур кресты – символы рождения.
Чтобы показать связь священных событий двух лет, в первом ряду опишем события трех последовательных летних солнцестояний, поскольку во время летних солнцестояний в созвездии Близнецов в Древнем Египте начинается и заканчивается год.
Для этого справа от изображения Тельца в первом ряду вставим описание солнцестояния конца года рождения Гора.
Размер описания солнцестояния конца года рождения Гора невелик, т.к. во время солнцестояния в созвездии Близнецов находилось только Солнце, а ближе других планет к Солнцу располагались Марс и Меркурий.
Чтобы различать фигуры планет, принадлежащие описаниям разных лет, используем разные формы посохов (см. Рис.27).


Рис.27. Описание солнцестояний начала и конца года рождения Гора

Поскольку во время солнцестояния конца года рождения Гора Марс и Меркурий не находились вместе с Солнцем в одном созвездии, поэтому поместим Солнце на левом краю ряда фигур, а Марс и Меркурий на правом краю ряда фигур.
Солнце изобразим в виде мужской фигуры с жуком – символом Солнца над головой, Марс с головой хищной птицы, а Меркурий с головой ибиса.
Покажем связь гороскопа солнцестояния конца года со священными событиями, для этого у Солнца изобразим крест – символ рождения, а у Марса и Меркурия бараньи рога вместе с символами солнцестояния и рождения Гора.
В итоге первый ряд связывает события двух лет (см. Рис.28).


Рис.28. Предварительное построение гороскопа Гора

Перейдем к построению третьего ряда и с помощью дополнительной символики покажем, что фигуры Сатурна и Юпитера в третьем ряду показывают расположение планет во время рождения Гора. Кроме того, разделим Сатурн и Юпитер, показывающие положение планет и в гороскопе Гора и в гороскопе Осириса, и Луну гороскопа Осириса (см. Рис.28 справа).
На время займем положение стороннего наблюдателя и рассмотрим символику, которую использовал создатель гороскопа (см. Рис.29).


Рис.29. Дополнительная символика фигур третьего ряда
 

На бараньих рогах Сатурна создатель гороскопа заменил диск Солнца – символ возрождения Осириса на поднявшую голову кобру – символ солнцестояния и рождения Гора.
На голову Юпитера создатель гороскопа поместил ухват с солнечным диском, который является символом рождения Гора.
Между Юпитером и Луной создатель гороскопа вставил символ солнцестояния и рождения Гора – поднявшую голову кобру на цветке лотоса и две фигуры сцены частного гороскопа.
Цветок лотоса наклонен вправо, это означает, что сцена правее кобры на цветке лотоса описывает события, происходившие после летнего солнцестояния и рождения Гора.
Сцена правее цветка лотоса описывает астрономические события конца года рождения Гора, а сами фигуры сцены содержат священную символику.
Головной убор на голове первой фигуры такой же, как у Юпитера, является символом рождения Гора.
Бараньи рога и три поднявшие голову кобры на голове второй фигуры показывают связь возрождения Осириса и рождения Гора, а также показывают священную троицу.
Вернемся на место древне-египетского создателя иконы и продолжим построение гороскопа.
Птица-Солнце гороскопа Гора расположена в третьем ряду таким образом, что ее можно ошибочно отнести к созвездию Овна или к созвездию Скорпиона.
Поэтому вставим между изображением созвездия Овна и птицей-Солнцем разделяющую сцену (см. Рис.30).  


Рис.30. Разделяющая сцена

Маленькая женская фигура с одинаковыми крыльями и знак вынесения – изогнувшийся крокодил будут отделять птицу-Солнце от созвездия Овна. Т.к. женская фигура показывает положение Венеры во время рождения Гора, поэтому она будет показывать связь птицы-Солнца с рождением Гора.
Крокодил над головой женской фигуры будет указывать на связь священных событий с Луной, которая изображена в виде глаза Гора.
Вставим разделяющую сцену в третий ряд (см. Рис.31 слева).


Рис.31. Предварительное построение гороскопа Гора

Между птицей-Солнцем и изображением созвездия Скорпиона нет места для размещения разделяющей сцены, поэтому соединим разделяющую сцену с изображением созвездия Скорпиона (см. Рис.32) и поместим рядом с птицей-Солнцем (см. Рис.31 справа).  


Рис.32. Разделяющая сцена

Сидящие фигуры верхнего ряда будут показывать близкое расположение Солнца, Венеры и Меркурия в день рождения Гора.
Кресты в руках сидящих фигур будут указанием на рождение.
Солнце с головой барана будет символом объединенного Осириса-Ра.
Две фигурки скорпионов и две змеи покажут, что здесь находятся описания двух лет.
Построение трех рядов гороскопа Гора завершено, далее рассмотрим построение четвертого и пятого рядов.

Построение пятого ряда

История рождения Гора в гороскопе находится среди описаний других событий и, хотя дополнительная символика фигур ясно указывает, что главным событием является рождение Гора, но при этом рождение Гора не является заключительным событием, а размер его описания не соответствует главному событию.
Покажем, что рождение Гора является главным и заключительным событием, для этого рождению Гора посвятим весь пятый ряд, тогда величина описания выделит главное событие, а расположение описания в последнем ряду покажет, что рождение Гора является заключительным событием.
Снова займем положение стороннего наблюдателя и рассмотрим символику, которую использовал создатель гороскопа (см. Рис.33).


Рис.33. Описание рождения Гора
 

На левом краю изображение Исиды с новорожденным Гором в зарослях лотоса или папируса показывает, что Гор родился в болотных зарослях, в которых скрывалась Исида. 
Ухват с солнечным диском на голове Исиды показывает положение Венеры относительно Солнца во время рождения Гора.
Правее расположена сцена, показывающая младенца-Гора вместе с его видимым образом в виде Марса-Гора. 
Глаз Гора – символ Луны над головой младенца-Гора и Марс-Гор, расположенные рядом,  показывают связь рождения Гора с расположением Марса и Луны.
Далее фигура Солнца на высокой подставке с крестом – символом рождения в руке и символ летнего солнцестояния – сидящая вместе с птицей-Солнцем на цветке лотоса поднявшая голову кобра показывают, что рождение Гора связано с солнцестоянием.
Бараньи рога с солнечным диском и символ близнецов в виде двух перьев на голове птицы-Солнца, а также цветок лотоса – символ рождения Гора связывают возрождение Осириса и рождение Гора. 
Глаз Гора со змеей в руке, расположенный рядом с Солнцем на подставке, показывает движение Луны к Солнцу.
Эти три сцены разделены частными гороскопами движений и взаимных расположений планет (см. Рис.34).


Рис.34. Разделение сцен частными гороскопами

Фигура Венеры-Исиды на правом краю держит в руке крест – символ рождения, который показывает, что события сцены связаны с рождением.
Большая кошка, которая держит змею, протянувшую голову к Осирису-Ра на высокой подставке, показывает положение Венеры относительно Солнца.
Глаз Гора в круге – символ Луны и полнолуния и крест – символ рождения у женской фигуры, которая находится слева от Марса-Гора на лани, показывают, что рождение Гора связано с полнолунием.
Две фигуры павианов показывают, как менялось положение Меркурия относительно Венеры.
Четыре стоящие фигуры, изображенные в пятом ряду в виде частного гороскопа, известны по четырем священным сосудам, которые находят в гробницах.
Головы фигур можно увидеть более ясно на приведенной ниже фотографии (см. Рис.35).


Рис.35. Канопы

Одна фигура имеет голову Анубиса – небесного двойника Гора, другая голову хищной птицы – видимого образа Гора, т.е. эти две фигуры – это  небесный и земной близнецы.
Третья фигура имеет голову павиана, а у четвертой голова человека. Смысловое значение двух последних фигур пока остается неясным.
Вернемся на место древне-египетского создателя иконы и продолжим построение гороскопа.
Разместим описание рождения Гора в пятом ряду (см. Рис.36 слева).


Рис.36. Предварительное построение гороскопа Гора

На свободное место на правом краю пятого ряда поместим сцену, которая будет показывать Солнце, которое находилось одно в созвездии Близнецов во время летнего солнцестояния и во время рождения Гора (см. Рис.37).


Рис.37. Описание солнцестояния
 

Осирис-Ра, стреляющий из лука, как и Стрелец из гороскопа Осириса, будет показывать, что ближе всех к Солнцу находились две планеты.
Под ногами Осириса-Ра поместим знак вынесения – крокодила, а под изображениями планет поместим другой знак вынесения – змею, чтобы подчеркнуть, что Солнце и две планеты находятся в разных созвездиях. Змея в то же время будет указателем положения для данной сцены.
Поместим дополнительную сцену на правый край пятого ряда (см. Рис.36 справа).
На этом построение пятого ряда завершено, остается выполнить построение четвертого ряда и соединить описания рядов.

Построение четвертого ряда

В четвертом ряду начнем описание событий с зачатия Гора в созвездии Скорпиона и продолжим описание вплоть до рождения Гора. 
Чтобы соединить описания третьего и четвертого рядов, сцена в созвездии Скорпиона в четвертом ряду будет дополнять сцену в созвездии Скорпиона в третьем ряду (см. Рис.38 слева).


Рис.38. Предварительное построение гороскопа Гора

Снова займем положение стороннего наблюдателя и рассмотрим символику, которую использовал создатель гороскопа (см. Рис.39).  


Рис.39. Сцена в созвездии Скорпиона

Скорпион в четвертом ряду расположен вертикально, показывая жалом на сцену в созвездии Скорпиона в третьем ряду.
Слева от фигуры Скорпиона изображена фигура Марса-Гора с бараньими рогами, на которых изображена символика рождения Гора в созвездии Близнецов. В правой руке фигуры кнут – символ Осириса, а в левой посох, направленный на Скорпиона.
Справа от созвездия Скорпиона изображена мужская фигура с головой быка и рогами в виде полумесяца. Полумесяц, видимо, указывает на новолуние, а голова быка указывает на рождение Гора перед рогами Тельца. Обеими руками фигура направляет копье на Скорпиона.
Наконечник копья мужской фигуры с полумесяцем касается левой клешни Скорпиона, а конец посоха мужской фигуры с бараньими рогами касается головы Скорпиона.
Две фигуры показывают расположение Луны и Солнца во время зачатия Гора (см. Рис.11).
Чтобы соединить описание зачатия Гора в четвертом ряду с описанием рождения Гора в пятом ряду, на правом краю четвертого ряда создатель гороскопа поместил сцену (см. Рис.40), соединяющую четвертый ряд с пятым рядом (см. Рис.38 справа).


Рис.40. Соединяющая сцена

На самом краю ряда изображен символ летнего солнцестояния в виде птицы-Солнца, сидящей на цветке лотоса. 
На голове птицы-Солнца бараньи рога, солнечный диск и два одинаковых пера.
Цветок лотоса – это символ рождения Гора, бараньи рога показывают связь рождения Гора с возрождением Осириса, два одинаковых пера и солнечный диск являются указанием на то, что рождение Гора произошло, когда Солнце находилось в созвездии Близнецов.
Символ летнего солнцестояния находится в конце четвертого ряда и расположен перед изображением рождения Гора, расположенным в начале пятого ряда, это означает, что рождение Гора произошло или во время летнего солнцестояния или сразу за летним солнцестоянием.
Рядом с символом летнего солнцестояния изображен Осирис в состоянии полового возбуждения, при этом половой орган Осириса направлен на цветок лотоса, который является символом рождения Гора. 
Фигура Осириса связывает зачатие Гора в созвездии Скорпиона с расположенным за символом летнего солнцестояния рождением Гора.
За спиной Осириса изображена Венера-Исида, у которой вместо головы солнечная шапка Осириса, это связано с тем, что во время движения Солнца от созвездия Скорпиона к созвездию Близнецов Солнце находилось над головой Венеры. 
Когда Солнце пересекало границу созвездия Близнецов, то оно поравнялось с Венерой, т.е. солнечная шапка как-бы накрыла голову Исиды (см. Рис.41).


Рис.41. Расположение планет на границе созвездия Близнецов

Свободное место в четвертом ряду создатель иконы использовал для размещения символов, показывающих связь зачатия и рождения Гора (см. Рис.42).


Рис.42. Символика зачатия и рождения Гора

Слева от сцены в созвездии Скорпиона находится фигура на знаке вынесения – крокодиле, которая, видимо, изображает Венеру в созвездии Скорпиона и связывает Исиду с зачатием Гора. Изображение скорпиона на голове фигуры дополнительно показывает связь фигуры с созвездием Скорпиона.
Справа от сцены в созвездии Скорпиона находится сцена, которая включает в себя три фигуры, а границами сцены являются бараньи рога на головах фигур.
Левой границей сцены является фигура Марса-Гора, который касается неясным предметом стоящей перед ним женской фигуры.
Женская фигура изображена с солнечным диском на голове, она копьем с полумесяцем на конце касается стоящего перед ней Осириса. 
Солнечный диск на голове женской фигуры с копьем и полумесяц на конце копья, видимо,  показывают, что события связаны с положением Солнца и Луны.
Правой границей сцены является фигура Осириса в состоянии полового возбуждения, что является указанием на зачатие.
В целом сцена показывает зачатие Гора и связь Гора, Исиды и Осириса.
Правее сцены, показывающей связь Осириса, Исиды и Гора, изображена мужская фигура с символикой рождения Гора. 
Крест в руках мужской фигуры указывает на рождение, головной убор в виде двух одинаковых перьев является символом близнецов.
Кошка – символ Исиды, сидящая на цветке лотоса – символе солнцестояния и рождения Гора, показывает, что Венера находилась выше Солнца во время солнцестояния и во время рождения Гора.
Вернемся на место древне-египетского создателя иконы и продолжим построение гороскопа.
Дополним сцену около созвездия Скорпиона в четвертом ряду (см. Рис.43 слева).


Рис.43. Предварительное построение гороскопа Гора

На свободное место на левом краю и на правом краю поместим дополнительные описания солнцестояний (см. Рис.43 справа).
На этом построение гороскопа Гора завершено.
Рассмотрим далее символику большого изображения на стеле Меттерниха.

Символика большого изображения на стеле Меттерниха

Большой размер изображения на стороне Меттерниха показывает большое значение, которое придавал ему древне-египетский создатель иконы.
В целом большое изображение построено симметрично (см. Рис.44).


Рис.44. Большое изображение

Осью симметрии служит фигура Гора-ребенка.
Над головой Гора-ребенка находится голова льва, которая показывает, что во главе всех событий находится объединение душ Осириса и Ра в созвездии Льва.
По обе стороны от головы льва изображены два глаза Гора – символы Луны, которые показывают, что события связаны с Луной.
На левом краю большого изображения находится цветок лотоса, на котором сидит птица-Солнце в гнезде.
На правом краю большого изображения находится цветок папируса, на котором сидит в гнезде поднявшая голову кобра в солнечной шапке Осириса.
Оба символа указывают на летнее солнцестояние.
Рядом с цветком лотоса на левом краю стоит на изгибах змеи Венера-Исида, на голове которой находится ухват в виде коровьих рогов с солнечным диском. Кроме того, на  лбу Венеры-Исиды находится уреус – поднявшая голову кобра.
Цветок лотоса касается фигуры Венеры-Исиды, а птица-Солнце в гнезде касается рогов на голове Венеры-Исиды.
Цветок лотоса является символом рождения Гора, а то, что цветок лотоса касается фигуры Венеры-Исиды, указывает на связь Исиды с рождением Гора. На связь Исиды с рождением Гора указывает и уреус на ее лбу.
Птица-Солнце на цветке лотоса – это символ летнего солнцестояния, поэтому то, что  птица-Солнце касается рогов Венеры-Исиды показывает, что здесь изображена Венера во время летнего солнцестояния.
Гнездо – это указание на место рождения, а птица-Солнце в гнезде является указанием на то, что Солнце во время солнцестояния находилось одно в созвездии, в котором родился Гор.
Змея, на изгибах которой стоит Венера-Исида, является символом пути, который проходит Венера на небосводе.
Рядом с цветком папируса на правом краю на изгибах змеи стоит Меркурий в виде мужской фигуры с головой ибиса.
На голове у Меркурия изображены бараньи рога, на которых солнечный диск, две одинаковые поднявшие голову кобры и два одинаковых пера по краям головного убора. Бараньи рога и солнечный диск на них указывают на возрождение Осириса. Две одинаковые кобры и два одинаковых пера указывают на летнее солнцестояние в созвездии Близнецов.
Цветок папируса и гнездо кобры касаются фигуры Меркурия. Цветок папируса с коброй является символом летнего солнцестояния, поэтому то, что цветок папируса касается фигуры Меркурия, указывает на то, что здесь изображен Меркурий во время летнего солнцестояния.
Венера и Меркурий отделены линией от других изображений, кроме того, Солнце изображено одно в гнезде во время летнего солнцестояния, это означает, что Венера и Меркурий находились за пределами созвездия, в котором находилось Солнце во время летнего солнцестояния (см. Рис.45).


Рис.45. Расположение Венеры и Меркурия

Линия, разделяющая фигуры большого изображения, образует домик и выделяет описание главного события (см. Рис.44).
В домике вместе находятся Гор-ребенок и Марс-Гор.
То, что Марс-Гор изображен вместе с Гором-ребенком и они оба отделены от других изображений, означает, что создатель стелы Меттерниха хотел показать важное значение Марса-Гора для описания священных событий.
Гор-ребенок изображен с необычным пучком волос на голове, на его лбу уреус – символ  рождения Гора во время летнего солнцестояния.
Справа от Гора-ребенка изображен цветок лотоса – символ его рождения с двумя одинаковыми перьями, которые являются символом близнецов.
Гор-ребенок стоит на крокодиле, который касается изогнутой змеи под ногами Марса-Гора, видимо, это означает, что описание рождения Гора связано с описанием движения планет.
Гор-ребенок держит в руках льва, лань и две змеи. Лев – это символ созвездия Льва, лань – указатель на солнцестояние, скорпионы – это символы созвездия Скорпиона, с которым связаны смерть Осириса и зачатие небесного и земного Гора, змеи – это символы движения планет или символы солнцестояния.
Скорпион и змея в правой руке Гора-ребенка касаются Марса-Гора, это означает, что события в созвездии Скорпиона связаны с Марсом-Гором.
В связи с большим значением Марса-Гора, которое придал ему создатель стелы Меттерниха, разместив его рядом с фигурой Гора-ребенка, рассмотрим отдельно его изображение.

Изображение Марса-Гора

В ходе первоначального исследования стелы Меттерниха (см. статью автора «Окончательное решение вопроса о дате, записанной на стеле Меттерниха») смысловое значение фигуры Марса-Гора не было определено.  В качестве объяснения расположения Марса-Гора в центре иконы было использовано утверждение А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского [1] о видимости Марса во время сбора всех планет в  созвездии Льва. Это объяснение ошибочно, поскольку сбор всех планет в созвездии Льва не является главным священным событием, а видимость Марса не такое редкое и замечательное событие, чтобы выделять именно его.
Расположение Марса-Гора рядом с Гором-ребенком и символами рождения подчеркивает его связь с рождением Гора. Чтобы понять, как связано рождение Гора с фигурой Марса-Гора, рассмотрим внимательно его изображение (см. Рис.46).


Рис.46. Изображение Марса-Гора
 

Марс-Гор изображен так, как обычно изображают Осириса, т.е. у него тело Осириса.
На голове Марса-Гора изображен диск Солнца с уреусом – символом рождения Гора.
Диск Солнца и тело Осириса – это, видимо, символ объединенного Осириса-Ра.
Тогда Осирис-Ра с головой Марса-Гора – это символ триединого бога Осириса-Ра-Гора.
В таком случае расположенные вместе с символами рождения изображения Гора-ребенка и триединого бога Осириса-Ра-Гора показывают, что рождение Гора считалось в Древнем Египте рождением триединого бога Осириса-Ра-Гора, поэтому это событие и является главным священным событием
.
Рядом с Марсом-Гором на цветке папируса изображена птица-Солнце (см. Рис. 46), на голове птицы бараньи рога, солнечный диск и два одинаковых пера – вместе это символ, показывающий единство событий возрождения Осириса и рождения Гора, а высоко расположенная птица-Солнце – это символ летнего солнцестояния.
Цветок папируса и птица-Солнце касаются фигуры Марса-Гора, это значит, что главное событие – рождение Гора связано и с летним солнцестоянием и с положением Марса.
В ходе предыдущего исследования (см. статью автора «Содержание сцен обратной стороны стелы Меттерниха») положение Марса не учитывалось и, исходя из указаний на полнолуние и летнее солнцестояние, было определено, что Гор родился 22 июня, причем эта дата была ошибочно увязана с датой летнего солнцестояния.
В связи с этим необходимо заново исследовать указания гороскопов на стеле Меттерниха, а также других древне-египетских гороскопов, и проверить правильность определения даты рождения Гора.

Указания гороскопов

Марс выделен не только на большом изображении, но и при описании астрономических событий в гороскопах на стеле Меттерниха.
На стороне Осириса Марс изображен с дополнительной символикой, показывающей связь Марса с рождением Гора (см. Рис.47).


Рис.47. Марс в гороскопе Осириса

В первом ряду Марс изображен с символикой рождения Гора, совмещенной с символикой возрождения Осириса (см. Рис.47 слева). 
Бараньи рога – символ возрождения Осириса на голове Марса служат основанием для двух одинаковых поднявших голову кобр – символов солнцестояния в созвездии Близнецов.
В четвертом ряду в гороскопе зачатия Гора Марс изображен в солнечной шапке Осириса, что является указанием на его связь со священными событиями.
В основном гороскопе возрождения Осириса Марс изображен в солнечной шапке Осириса и держит в правой руке крест – символ рождения. 
В основном гороскопе только Венера и Марс держат кресты в руках, Венера является видимым образом Исиды, а Марс является видимым образом Гора, т.е. кресты указывают на рождение Исидой Гора.
Рядом с описанием летнего солнцестояния конца года изображен символ триединого бога Осириса-Ра-Гора, у которого голова Марса-Гора, а тело Осириса-Ра (см. Рис.47 справа). Осирис-Ра-Гор в правой руке держит глаз Гора – символ Луны, а в левой руке держит высоко поднятый признак наибольшего. Видимо, признак наибольшего указывает на летнее солнцестояние и на полнолуние.
На стороне Гора Марс также изображен с дополнительной символикой, показывающей связь Марса с рождением Гора (см. Рис.48).


Рис.48. Марс в гороскопе Гора

Марс в гороскопах изображен либо в солнечной шапке Осириса либо с символикой возрождения Осириса и рождения Гора.
При описании рождения Гора Марс изображен стоящим на новорожденной лани рядом с Гором-ребенком, поднявшим руки к Луне.
Таким образом, создатель стелы Меттерниха при описании священных событий постоянно подчеркивает связь Марса с рождением Гора и особо выделяет Марс на большом изображении, расположив его рядом с фигурой Гора-ребенка. 
Это означает, что Марс очень важен при описании рождения Гора и, видимо, есть что-то особенное в положении Марса во время рождения Гора, что указывает на рождение Гора.
Рядом с Марсом на большом изображении находится символ летнего солнцестояния – сидящая на цветке папируса птица-Солнце (см. Рис.46), причем она касается фигуры Марса. Это означает, что Марс связан с летним солнцестоянием, т.е. именно во время или около летнего солнцестояния Марс выделен своим особым расположением, указывающим на рождение Гора.
Создатель стелы Меттерниха на большом изображении использует несколько символов летнего солнцестояния и рождения Гора, чтобы показать большое значение летнего солнцестояния при описании рождения Гора (см. Рис.49).  


Рис.49. Символы солнцестояния и рождения Гора

Цветы лотоса и папируса являются символами рождения Гора, поскольку он родился на болоте в зарослях лотоса и папируса.
Гнездо является символом рождения.
Птица-Солнце на цветке лотоса и поднявшая голову кобра на цветке папируса являются символами летнего солнцестояния.
Солнечная шапка Осириса на голове кобры показывает связь летнего солнцестояния с описанием священных событий.
Бараньи рога, солнечный диск и два одинаковых пера на голове птицы-Солнца показывают связь возрождения Осириса и рождения Гора.
Символы солнцестояния в гороскопах на стеле Меттерниха расположены рядом с изображениями, показывающими  рождение Гора (см. Рис.50).


Рис.50. Символы солнцестояния и рождения Гора

На стороне Осириса большая кобра с солнечным диском над головой и птица-Солнце на подставке с символикой возрождения Осириса и рождения Гора вместе с изображениями Осириса и новорожденного Гора образуют сцену встречи Осириса и Гора (см. Рис.50 слева).
На стороне Гора птица-Солнце, сидящая на лани, и птица-Солнце, сидящая на цветке лотоса, изображены рядом Исидой и новорожденным Гором (см. Рис.50 справа).
Следовательно, согласно указаниям гороскопов рождение Гора произошло во время или близко к летнему солнцестоянию.
Помимо летнего солнцестояния гороскопы связывают рождение Гора с Луной (см. Рис.51). 


Рис.51. Луна во время рождения Гора
 

При описании рождения Гора в пятом ряду гороскопа Гора создатель стелы Меттерниха трижды изобразил Луну.
В начале ряда Луна изображена в виде глаза Гора в круге, что является указанием на полнолуние (см. Рис.51 слева).
Затем Луна изображена в виде глаза Гора прямо над головой новорожденного Гора, при этом Гор протягивает к Луне руки.
В третий раз Луна изображена в виде глаза Гора рядом с символом летнего солнцестояния – птицей-Солнцем, сидящей на цветке лотоса, это означает, что Луна связана с летним солнцестоянием и рождением Гора.
Во втором ряду гороскопа Гора Луна совмещена с фигурой птицы-Солнца и показана в виде взрослой женщины, что является указанием на полнолуние (см. Рис.51 справа).
Помимо этого, в гороскопе Гора используется изображение Луны из гороскопа Осириса, в котором Луна изображена в виде взрослой женщины, т.е. Луна находится в фазе полнолуния.
Таким образом, согласно указаниям гороскопов рождение Гора связано с летним солнцестоянием, полнолунием и особым расположением Марса.
Условий летнего солнцестояния и полнолуния достаточно, чтобы однозначно определить дату рождения Гора.
Остается понять, как связано положение Марса с рождением Гора, для этого посмотрим картину звездного неба во время рождения Гора (см. Рис.52 слева).


Рис.52. Положение Марса и Луны в гороскопе Гора и в гороскопе южной панели Сененмута
 

Картина звездного неба показывает, что во время рождения Гора Марс находился рядом с Луной, т.е. на небесах соединились Гор и его глаз.
Следовательно, рождение Гора связано с близким расположением Марса и Луны во время летнего солнцестояния.
Проверим это предположение по гороскопу южной панели тайной гробницы Сененмута (см. статью автора «О внезодиакальных созвездиях в древне-египетских гороскопах»), в котором крест из четырех планет показывает рождение Гора во время летнего солнцестояния в созвездии Близнецов. Картина звездного неба показывает, что Марс и Луна тоже были расположены рядом (см. Рис.52 справа).
Есть еще одна возможность проверить предположение о том, что именно близкое расположение Марса и Луны указывает на рождение Гора.
Дело в том, что фигуры частного гороскопа летнего солнцестояния начала года в первом ряду гороскопа Гора и в пятом ряду гороскопа Осириса изображены с крестами – символами рождения. Ранее, при описании ряда фигур этих частных гороскопов, было высказано предположение, что кресты указывают на будущее рождение Гора, но, возможно, само расположение планет во время летнего солнцестояния начала года указывает на будущее рождение Гора.
Картина звездного неба во время летнего солнцестояния начала года показана на Рис.53.


Рис.53. Расположение планет во время летнего солнцестояния начала года

Марс и Луна во время летнего солнцестояния в начале года тоже находились вместе.
Это означает, что близкое расположение Марса и Луны во время летнего солнцестояния, действительно, указывает на рождение Гора.
В начале года во время летнего солнцестояния Луна находилась в фазе новолуния, а в конце года во время рождения Гора Луна находилась в фазе полнолуния.
Таким образом, весь год оказался связан с рождением, поскольку события года начинаются в новолуние с указания на будущее рождение Гора, а завершаются рождением Гора в полнолуние. 
Видимо, весь год, описываемый на стеле Меттерниха, был священным годом для древних египтян, поэтому создатель стелы Меттерниха намеренно начал построение гороскопа Гора с летнего солнцестояния начала года, а завершил описанием рождения Гора.
В Древнем Египте именно близкое расположение Марса и Луны во время солнцестояния связывали с рождением Гора и поэтому, хотя Гор родился 22 июня, день рождения Гора не был привязан к этой дате, а праздновался во время летнего солнцестояния, когда Марс и Луна располагались рядом друг с другом.
Видимо, и празднование других священных событий в Древнем Египте не было привязано к датам, а было связано с определенными астрономическими событиями.  

Заключение  

Исследование построения стелы Меттерниха показало, что количество и размещение гороскопов на стеле Меттерниха связано с необходимостью описания основных священных событий. Вид и размер гороскопов на стеле Меттерниха определяется значимостью события. Дополнительная символика у фигур гороскопа и не астрономические символы рассказывают об основных священных событиях.
Логика построения гороскопа Осириса определяется необходимостью изображения объединения душ Осириса и Ра в созвездии Льва, зачатия Гора в созвездии Скорпиона и возрождения Осириса на небесах в созвездии Овна, а также необходимостью показать связь возрождения Осириса и рождения Гора. 
Логика построения гороскопа Гора определяется необходимостью показать связь всех событий священного года. Для этого описание начинается с новолуния и летнего солнцестояния начала года, а завершается описанием рождения Гора в полнолуние во время летнего солнцестояния конца года. Кроме того, чтобы показать связь возрождения Осириса и рождения Гора, в гороскопе Гора планеты, положение которых одинаково и в гороскопе возрождения Осириса и в гороскопе рождения Гора, изображают фигуры планет и созвездий основного гороскопа Осириса. Описание событий в каждом ряду гороскопа Гора непрерывно и последовательно, но описания рядов слабо связаны между собой, поэтому описание событий на стороне Осириса выглядит более последовательным и логичным по сравнению с описанием на стороне Гора.
Необходимо отметить, что вывод исследователей Древнего Египта о связи Гора с планетой Марс оказался верным и Марс, действительно, является видимым образом Гора.
Исследование большого изображения на стороне Осириса и дополнительной символики фигур гороскопов показало, что рождение Гора связано с летним солнцестоянием,  полнолунием и близким расположением Марса и Луны. Причем именно близость Марса и Луны, т.е. Гора и глаза Гора,  является главным указанием на рождение Гора, которое в то же время является рождением триединого бога Осириса-Ра-Гора.
Рождение Осириса-Ра-Гора является главным священным событием, поэтому его описанию  целиком посвящена одна из сторон стелы Меттерниха, а при описании возрождения Осириса постоянно подчеркивается связь священных событий.

Литература  

1.      Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003-2004 годов. Москва, 2005. Носовский_Г.В., Фоменко А.Т.

Сайт управляется системой uCoz