Гороскоп малого храма Эсны
В.А. Никонов
Аннотация
В окрестностях египетского города Эсна находился небольшой храм, на потолке которого был изображён гороскоп, храм в 19 веке был разобран, но осталась прорисовка гороскопа.
После прочтения гороскопа в большом храме Эсны появилась возможность сравнить построение и назначения гороскопов большого и малого храмов Эсны.
В данной работе проведено исследование построения и символики гороскопа малого храма Эсны и определено смысловое значение его астрономической и священной символики.
Содержание
Во время военного похода французских войск Наполеона в Египет были привлечены учёные для составления подробного описания завоёванных земель,
ими была проделана большая работа и, в том числе, дано описание древних храмов, среди которых малый храм Эсны.
Составленное описание Египта было опубликовано и, благодаря этому, нам доступна прорисовка гороскопа на потолке храма Эсны (см. Рис.1).
Рис.1. Прорисовка гороскопа на потолке малого храма Эсны
Гороскоп малого храма Эсны имеет большое сходство с гороскопом большого храма Эсны, для сравнения ниже приведена прорисовка гороскопа большого храма (см. Рис.2).
Рис.2. Прорисовка гороскопа гипостильного зала Эсны
Начнём исследование гороскопа малого храма Эсны и по ходу будем сравнивать изображения гороскопов малого и большого храмов Эсны.
Зодиакальные созвездия
Изображения зодиакальных созвездий на потолке малого храма Эсны расположены вдоль полосы, разделяющей потолок на две части (см. Рис.3).
Рис.3. Ряд зодиакальных созвездий на потолке малого храма Эсны
На левом краю под разделительной полосой расположена фигура зодиакального созвездия Льва, за хвост льва держится звёздная Дева (см. Рис.4 слева).
Рис.4. Созвездие Льва в гороскопах Эсны
Также созвездие Льва изображено и в гороскопе большого храма Эсны (см. Рис.4 справа).
Следующее зодиакальное созвездие Рака в гороскопах Эсны изображено в виде краба (см. Рис.5).
Рис.5. Созвездие Рака в гороскопах Эсны
Созвездие Рака первоначально называлось созвездием Краба, в гороскопах Эсны на спине краба изображена полоса.
Следующее созвездие Близнецов в гороскопах Эсны изображено в виде мужской и женской фигур (см. Рис.6).
Рис.6. Близнецы в гороскопах Эсны
В гороскопе большого храма Эсны слева от созвездия Близнецов расположена большая птица с двумя парами крыльев и с головой крокодила, три цветка лотоса, кобра с двумя головами и пара крылатых змей (см. Рис.7 справа).
Рис.7. Символика гороскопов Эсны
В гороскопе малого храма Эсны тоже есть птица с двумя парами крыльев и головой крокодила, а также символ в виде трёх цветов лотоса и кобра с двумя головами,
но они расположены выше разделительной полосы над рядом зодиакальных созвездий (см. Рис.3).
Вынесение за пределы зодиакального ряда означает, что птица не является изображением планеты, а относится к символике возрождения.
Следующее зодиакальное созвездие Тельца (см. Рис.8).
Рис.8. Созвездие Тельца в гороскопах Эсны
В гороскопе малого храма Эсны над головой быка расположен символ новолуния в виде узкого серпа месяца под диском Луны, в гороскопе большого храма такой же символ расположен над крупом быка (см. Рис.8 справа).
Вид следующего зодиакального созвездия Овна показан ниже (см. Рис.9).
Рис.9. Созвездие Овна в гороскопах Эсны
В гороскопах Эсны у баранов две пары рогов разного вида, а над телом расположен круг Солнца.
Вид следующего созвездия Рыб в гороскопах Эсны показан ниже (см. Рис.10).
Рис.10. Созвездие Рыб в гороскопах Эсны
В гороскопах Эсны рыбы связаны между собой.
Вид созвездия Водолея в гороскопах Эсны показан ниже (см. Рис.11).
Рис.11. Созвездие Водолея в гороскопах Эсны
В гороскопе малого храма Эсны на голове Водолея находится куст папируса, состоящий из трёх цветущих стеблей,
они поясняют тройственность возрождения на небесах (см. Рис.11 слева).
Два сосуда, из которых выливаются две струи, показывают слияние двух душ в одно неразделимое целое.
Вид следующего зодиакального созвездия Козерога в гороскопах Эсны показан ниже (см. Рис.12).
Рис.12. Созвездие Козерога в гороскопах Эсны
Изображения созвездия Козерога в гороскопах Эсны похожи, отличие только в рогах быка на голове Козерога в малом храме (см. Рис.12 слева).
Вид созвездия Стрельца в гороскопах Эсны показан ниже (см. Рис.13).
Рис.13. Созвездие Стрельца в гороскопах Эсны
В гороскопах Эсны вид созвездия Стрельца почти одинаков, у Стрельца верхняя часть тела человека, а нижняя – быка, но в гороскопе большого храма Эсны у быка хвост скорпиона.
В гороскопе малого храма на голове Стрельца головной убор, состоящий из бутона с маленьким диском Солнца наверху и двух перьев по краям (см. Рис.13 слева),
символика головного убора показывает рождение нового Солнца с двумя чистыми душами внутри – это показывают два пера.
Правый край потолка малого храма Эсны был повреждён, поэтому на прорисовке нет созвездий Скорпиона, Весов и Девы.
Далее сравним фигуры около созвездий в гороскопах двух храмов Эсны.
Сравнение фигур около созвездий
Начнём сравнение фигур с левого края, где находится созвездие Льва в гороскопах Эсны (см. Рис.14).
Рис.14. Фигура с ножом около созвездия Льва
Рядом с созвездием Льва в обоих гороскопах находится фигура с большим ножом, в гороскопе большого храма фигура расположена горизонтально (см. Рис.14 справа),
она показывает неподвижность планеты в созвездии.
Перейдём к описанию фигуры около созвездия Близнецов (см. Рис.15).
Рис.15. Фигура около созвездия Близнецов
В обоих гороскопах мужская фигура изображена с посохом и расположена справа от фигур созвездия Близнецов, у ног фигуры в обоих гороскопах находится маленькая фигурка барана.
Следующая фигура находится между созвездиями Тельца и Овна (см. Рис.16).
Рис.16. Фигуры между созвездиями Тельца и Овна
В обоих гороскопах между телами барана и быка расположена фигура, но в гороскопе малого храма – это змея с крыльями (см. Рис.16 слева),
а в гороскопе большого храма – это маленькая фигурка в виде мумии (см. Рис.16 справа).
Далее сравним фигуры, расположенные около созвездия Козерога (см. Рис.17).
Рис.17. Фигура около созвездия Козерога
В обоих гороскопах рядом с созвездием Козерога находится мужская фигура, в гороскопе большого храма фигура стоит на теле Козерога (см. Рис.17 справа),
а в гороскопе малого храма фигура расположена рядом (см. Рис.17 слева).
Далее сравним мужские фигуры, расположенные около созвездия Рыб (см. Рис.18).
Рис.18 Фигура около созвездия Рыб
В гороскопе малого храма Эсны у мужской фигуры две головы, направленные в противоположные стороны, в левой руке у фигуры змея, эта символика показывает движение планеты в противоположных направлениях в созвездии Рыб.
В гороскопе большого храма Эсны у мужской фигуры в левой руке посох, а на голове диск Солнца с коброй, эта символика показывает совмещение планеты и Солнца в созвездии Рыб.
В гороскопе большого храма астрономическая часть гороскопа выделена изображениями звёзд, в гороскопе малого храма астрономическая часть расположена в среднем ряду.
Сравнение гороскопов малого и большого храмов Эсны показало, что изображения созвездий и расположенных около них фигур в обоих гороскопах почти полностью одинаковы, следовательно, в обоих храмах изображён один и тот же гороскоп.
В двух гороскопах двух есть и другие одинаковые фигуры и сцены (см. Рис.19).
Рис.19. Фигуры двух близнецов в гороскопах Эсны
На небесах всегда рождаются две души и рождаются они в одном небесном теле, чтобы показать одинаковость в символике возрождения использовали образы близнецов.
В начале возрождения две души – земная и небесная встречаются в созвездии Льва, это показывают близнецы с головой льва.
На прорисовке гороскопа малого храма Эсны рядом с близнецами изображены два барана, эта символика показывает встречу двух душ в созвездии Льва и их соединение в созвездии Овна.
На прорисовке большого храма рядом с близнецами с головой льва изображены два льва, кроме того, там изображены ещё три пары близнецов с головами быков, псов и зайцев,
эта символика поясняет завершение возрождения в созвездии Тельца, ожидание душой создания небесного тела в созвездии Пса и рождение двух душ в полнолуние, первых зайчат находили в полнолуние и использовали это для указания на полнолуние.
В обоих гороскопах помимо планет и созвездий изображены сцены, поясняющие события возрождения души Осириса (см. Рис.20).
Рис.20. Сцены двух гороскопов Эсны
В малом храме изображены три фигуры на большой змее, под ними большая фигура с головой льва стоит на змее, а под ногами большой фигуры женская фигура стоит в папирусной лодочке,
у одной из фигур на большой змее голова барана, у другой вместо головы диск Солнца, у третьей фигуры голова пса.
Фигура с головой барана показывает рождение души Осириса в небесном теле в созвездии Овна, фигура с диском Солнца – это образ небесной души Ра,
фигура с головой пса показывает рождение в небесном теле души, которая ждала его создания в созвездии Пса, змея в символике возрождения несёт яйцо птицы-души на небеса (см. Рис.20 слева).
В большом храме Эсны есть похожая сцена, но три мужские фигуры находятся за пределами астрономической части гороскопа, первая слева фигура изображена в колпаке Осириса, соединённом с короной Ра, другая фигура изображена с головой пса,
третья – с диском Солнца вместо головы, три фигуры расположены перед троном, на котором сидит большая фигура с головой зайца.
Соединение колпака Осириса и короны Ра показывает рождение души Осириса и души Ра в одном теле, голова зайца показывает, что события происходят в полнолуние (см. Рис.20 справа).
В ряду созвездий гороскопа малого храма есть изображение не зодиакального созвездия Осириса и двух больших баранов (см. Рис.21).
Рис.21. Созвездие Осириса и два барана
Созвездие Осириса мы называем созвездием Ориона, оно действительно находится около созвездия Близнецов, как показано в гороскопе, египтяне считали, что это звёздное тело Осириса.
Рядом с головой созвездия Осириса расположен двойной лев с одним телом и двумя бараньими головами, эта символика показывает рождение двух душ в одном теле и указывает на созвездие Льва,
где душа Осириса встретилась с душой Ра, и на созвездие Овна, где соединились на небесах две души.
Ниже изображен крокодил – этот образ показывает зачатие тела без использования полового органа, у крокодилов половой орган не виден, словно его нет, а зачатие происходит быстро и незаметно,
эту особенность крокодилов подметили египтяне и использовали в символике возрождения.
Рядом с созвездием Осириса вертикально расположен большой баран с двумя парами крыльев, а рядом с созвездием Стрельца изображён баран с одной парой крыльев.
В символике возрождения птица – это образ души, баран указывает на созвездие Овна, в котором душа Осириса родилась в небесном теле и соединилась с небесной душой, живущей в Солнце, одна пара крыльев показывает одну птицу-душу,
а две пары крыльев показывают соединение двух душ.
Символика с тем же смыслом есть и в большом храме Эсны, но не в гороскопе, который находится во второй полосе потолка гипостильного зала, а в первой полосе (см. Рис.22).
Рис.22. Первая полоса потолка большого храма Эсны
На фотографии части первой полосы потолка гипостильного зала большого храма Эсны виден лев с головой барана и двумя парами крыльев, фигура с головой крокодила,
небесная Бегемотиха, в её большом животе находилось небесное тело до его рождения, в малом храме Эсны Бегемотиха расположена на правом краю в третьей полосе (см. Рис.3 внизу справа).
Сравнение показывает, что в обоих храмах одинаковы и гороскопы, и символика возрождения.
Далее исследуем сцены, находящиеся вне зодиакального ряда гороскопа малого храма, и начнём с фигур, расположенных под рядом зодиакальных созвездий.
Сцены ниже ряда зодиакальных созвездий
Ниже приведена прорисовка двух нижних рядов в левой части потолка малого храма Эсны (см. Рис.23).
Рис.23. Ряд фигур под рядом зодиакальных созвездий в левой части потолка
Ниже льва находится лодка, в ней две женские фигуры поддерживают руки мужской фигуры в колпаке Осириса, у женщин обнажена грудь, что служит указанием на рождение.
Мужская фигура – это возрождённый Осирис, две женские фигуры показывают, что на небесах произойдёт два рождения.
Далее три фигуры с птичьей головой, первая фигура – это образ души Осириса, перо на голове показывает чистоту души,
вторая фигура – это образ соединённой души Осириса-Ра, двойной головной убор показывает объединение небожителя Ра и земного Осириса, третья фигура – это образ небесной души Ра,
два больших пера и диск Солнца показывают две души, живущие в новом Солнце
Далее в лодке две мужские фигуры с птичьими головами, у одной на голове колпак Осириса, у другой двойной головной убор, две фигуры – это образы возрождённой земной души Осириса и объединённой небесной души Осириса-Ра.
Далее четыре женские фигуры, у всех грудь обнажена, что служит указанием на рождение.
У первых двух фигур рост больше, чем у двух следующих, что показывает их большее значение, у обеих голова львицы, а на голове кобра, у первой фигуры на голове вместе с коброй диск Солнца,
у третьей фигуры голова человека, а у четвёртой фигуры голова львицы, символика двух первых фигур показывает двойное зачатие в созвездии Льва, две другие женские фигуры поясняют зачатие земного тела и зачатие небесного тела.
На правом краю находится изображение созвездия Корабля Исиды в виде лодки, в которой лежит корова или бык, а рядом стоит Исида, у неё на голове рога быка и диск Солнца между рогов.
Коровья символика показывает, что Исида родила земного ребёнка-Гора, когда Солнце было в созвездии Тельца.
Перейдём к описанию фигур в средней части третьего ряда (см. Рис.24).
Рис.24. Средняя часть третьего ряда
В этой части начинаем с лодки, в которой лежит тело Осириса, выше расположен овал с двумя «глазами Гора», под овалом находится 7 звёзд, а над овалом находится круг из звёзд,
символ «глаз Гора» происходит от характерного окраса около глаза средиземноморского сокола, «глаз Гора» поясняет время возрождения душ на небесах,
у соколов время рождения птенцов совпадает с временем возрождения на небесах, 7 звёзд показывают 7 месяцев создания небесного тела.
Справа от лодки находится мужская фигура с посохом, вместе с телом в лодке эта сцена показывает смерть старого тела и рождение нового тела.
Правее стоит домик из папируса с голым человеком внутри, на крыше домика лежит тело в виде мумии, дальше голый ребёнок-Гор сидит на цветке лотоса, а перед ним стоит в лодке голый старший Гор,
на голове у обоих Горов серп месяца под диском Луны показывает, что возрождение происходит от новолуния до полнолуния,
эти фигуры рассказывают о событиях священной истории – смерти тела Осириса, рождении нового небесного тела и рождении земного тела.
Далее находятся четыре мужские фигуры, первая с головой человека, вторая с головой барана, третья с головой ибиса, четвёртая снова с головой барана.
Ибис поясняет период времени возрождения, у ибисов период от кладки яиц до рождения птенцов совпадает с временем возрождения земной души, баран указывает на созвездие Овна, в котором рождается земная душа.
В конце ряда расположено 9 тел без головы, а вокруг них квадрат из ножей, эта символика связана со смертью Осириса, его тело было расчленено и Исида 9 месяцев собирала части тела Осириса,
чтобы его душа смогла начать возрождение.
Перейдём к описанию фигур в правой части третьего ряда (см. Рис.25).
Рис.25. Правая часть третьего ряда
Здесь 6 мужских фигур с разными головами и разными головными уборами, у первой фигуры голова барана, у второй – голова крокодила, у третьей – диск Солнца вместо головы, у четвёртой – голова человека в колпаке Осириса,
у пятой – голова льва, у шестой – голова человека с рогами и двумя большими перьями.
Баран указывает на рождение земной души в созвездии Овна, крокодил показывает зачатие душой нового тела без использования полового органа, диск Солнца указывает на небесную душу, живущую в Солнце, колпак Осириса показывает,
что эта фигура – это новое тело Осириса, человек с двумя перьями на голове показывает рождение двух чистых душ в одном теле.
Справа в разрушенной части гороскопа изображена мужская фигура с головой птицы, а перед ней Бегемотиха с крокодилом на спине, в её руках большой нож и змея, схватившая ногу быка.
Мужская фигура с головой птицы показывает душу, которая вселилась в новое тело, Бегемотиха и Нога быка – это древне-египетские созвездия, с которыми связано возрождение душ на небесах,
крокодил на спине Бегемотихи показывает «непорочное зачатие» небесного тела, которое вынашивала звёздная Бегемотиха.
На этом описание фигур, расположенных в третьем ряду, завершено, но остался верхний ряд над разделительной полосой.
Верхний ряд над разделительной полосой
Начнём с правой части верхнего ряда с меньшей плотностью фигур, здесь изображены три трона, на которых сидят женские фигуры с головой льва, образ льва показывает начало возрождения в созвездии Льва,
а три фигуры показывают тройственность возрождения на небесах (см. Рис.26).
Рис.26. Правая часть ряда над разделительной полосой
Змея с крыльями несёт яйцо птицы-души на небеса для её нового рождения, фигура с двумя сосудами несёт две души для их слияния в одно неразделимое целое,
человек с головой пса показывает, что душа ждала своего нового тела в созвездии Пса, голова барана у фигуры с двумя сосудами в правой части показывает соединение двух душ в созвездии Овна.
Перейдём к средней части верхнего ряда (см. Рис.27).
Рис.27. Средняя часть верхнего ряда
В этой части изображены три извивающиеся змеи, змеи слева и справа изображены вниз головой, у змеи слева одна голова, на ней рога, на рогах два больших пера и маленький диск Солнца,
у змеи справа две головы и одно тело, по краям две пары крыльев и между каждой парой крыльев находится жук, у змеи посередине одно тело и две головы по краям, это символика соединения двух душ.
Слева находятся два трона, на каждом сидит Исида с головой львицы, между тронами стоит подставка с большой коброй на ней, две Исиды показывают два рождения, а львиные головы показывают, что зачатие произошло в созвездии Льва,
большая кобра касается змеи над ней, показывая встречу двух душ.
Правее расположена большая птица с головой крокодила и двумя парами крыльев, крокодил показывает, что зачатие совершено без использования полового органа, две пары крыльев показывают участие двух душ.
Около большой птицы изображены две змеи с крыльями и змея с двумя головами, эта символика показывает встречу двух душ и их рождение в одном теле.
Правее расположен ряд фигур, у первых двух два сосуда руках, перед ними трон, на котором сидит фигура с головой льва, правее ещё пара фигур с двумя сосудами, перед ними женская фигура с обнажённой грудью, змея и мужская фигура,
на краю сидит на подставке голый человек с рогами, на них колпак Осириса, два пера и маленький диск Солнца, перед подставкой находится большая птица с двумя парами крыльев и головой барана,
эта символика рассказывает о соединении двух душ, начале создания нового тела в созвездии Льва, рождении земной души в новом теле и соединении двух душ в созвездии Овна.
Перейдём к левой части верхнего ряда (см. Рис.28).
Рис.28. Левая часть верхнего ряда
Ряд из 6 фигур разделяет подставка с ибисом наверху, по обе стороны от подставки по три фигуры, слева от подставки две фигуры женские, одна – мужская,
у первой женской фигуры голова змеи, у второй голова птицы, у мужской фигуры на голове диск Солнца, справа от подставки три женские фигуры, две по краям одинаковые, у каждой диск Солнца между рогов быка, у фигуры посередине голова змеи.
Эта часть ряда рассказывает о рождении нового Солнца, поясняя рождение двоих, ибис на подставке поясняет период времени возрождения.
В конце этой части ряда изображены две подставки, на верхней подставке лежит лев с рогами быка и диском Солнца на них, на нижней подставке лежит черепаха,
в символике возрождения используются все животные, рождающиеся из яиц, черепаха откладывает яйцо птицы-души, лев с рогами быка и диском Солнца показывает период времени возрождения,
вначале Солнце было в созвездии Льва, а через 9 месяцев перешло в созвездие Тельца.
Таким образом, верхний и нижний ряды описывают возрождение на небесах с привязкой к созвездиям, в которых происходили главные события первого возрождения,
средний ряд содержит астрономическую часть гороскопа, но и здесь есть вставки, поясняющие возрождение (см. Рис.29).
Рис.29. Раскрашенная прорисовка гороскопа на потолке малого храма Эсны
Большим размером выделено рождение души Осириса в небесном теле в созвездии Овна и последующее соединение душ,
это показывают большие бараны с одной и двумя парами крыльев, причём соединение двух душ имеет большее значение.
Сравнение гороскопов двух храмов Эсны показало, что они одинаковы, гороскоп большого храма исследован ранее, в нём записана дата возрождения земной души в созвездии Овна во время «нового пришествия»,
в ходе которого повторятся земные и небесные события первого возрождения.
Заключение
Символика малого храма Эсны описывает главные события возрождения Осириса, выделяя рождение его души на небесах в созвездии Овна.
Гороскоп малого храма описывает время возрождения земной души в созвездии Овна во время будущего повторения священной истории.
|